Способ обеспечения возможности езды на роликовых коньках с одним роликом

Способ обеспечения возможности езды на роликовых коньках с одним роликом и устройство для его реализации. Патент позволяет построить имеющие всего по одному ролику на ботинке роликовые коньки. Способ предполагает создание в каждом ролике тормозного момента, который противодействует быстрому изменению скорости ролика. Такой момент позволяет роллеру избежать самопроизвольного выкатывания конька из-под центра тяжести тела. Конькобежец получает опору и возможность обеспечения курсового равновесия. Однороликовая конструкция позволяет устранить главный недостаток роликовых коньков - их торможение на криволинейной траектории, и приблизить ощущения при их эксплуатации к катанию на фигурных коньках по льду. Изобретение относится к области товаров широкого потребления и может быть использовано при создании спортивного инвентаря, для активного отдыха и занятий фитнесом. Изделие высокотехнологично, недорого в изготовлении, предполагается значительный интерес к девайсу на мировом рынке. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Способ обеспечения возможности езды на роликовых коньках с одним роликом и устройство для его реализации позволяет построить роликовые коньки, имеющие новые привлекательные для пользователя эксплуатационные характеристики - высокую маневренность, не достижимую для многороликовых конструкций. Это, наряду с простотой и невысокой стоимостью конструкции, позволяет создать продукт, который окажется востребованным на рынке. Изобретение относится к области товаров широкого потребления и может быть использовано при создании спортивного инвентаря для активного отдыха, занятий спортом и фитнесом.

В соответствии с патентной формулой способ обеспечения возможности езды на роликовых коньках с одним роликом заключается в том, что для сохранения равновесия к ролику прикладывается тормозной момент, который препятствует быстрому выкатыванию нагруженного тяжестью конькобежца ролика из-под центра тяжести тела.

Для того, чтобы компенсировать присущую однороликовой конструкции неустойчивость, конькобежцу приходится прибегать к более энергичным и более оперативным движениям, направленным на поддержание равновесия. Быстрому выкатыванию конька из-под спортсмена можно противодействовать, если в нужный момент притормозить выбегающий ролик.

Так, если при случайном выкатывании ролика из-под центра тяжести тела в направлении движения конька, например, вперед, слегка притормозить ролик, т.е. увеличить его тормозной момент, тело конькобежца, продолжая двигаться, сместит центр тяжести вперед и возвратит систему в положение равновесия. Характерно, что произойдет это автоматически, т.е. без участия воли спортсмена. Другими словами, предлагается организовать обратную связь в контуре: дестабилизирующее воздействие - положение проекции центра тяжести на плоскость опоры - положение точки касания ролика на опорной плоскости. Эта положительная обратная связь существенно облегчит роллеру поддержание равновесия на однороликовых коньках.

По предлагаемому способу тормозной момент является следствием наклона плоскости корпуса роликового конька к плоскости опоры, а величина тормозного момента определяется углом этого наклона. Т.е. при случайном выкатывании конька возникает наклон плоскости корпуса роликового конька к плоскости опоры, и этот наклон предлагается использовать для создания тормозного момента на ролике, - чем больше наклон, тем больше тормозной момент. Этого можно достичь разными способами, в предлагаемом устройстве это делается следующим образом.

На фиг. 1 показан один из возможных вариантов реализации такого устройства.

1 - ботинок конька

2 - рама конька

3 - ролик

4 - передний тормозной рычаг

5 - задний тормозной рычаг

6 - фрикционный носок

7 - фрикционный задник

8 - поворотная ось

9 - фрикционная накладка

Эти роликовые коньки, состоят из ботинка (1) с прикрепленной к нему рамой (2), на которой располагается единственный ролик (3). В задней части корпуса, за роликом располагается задний тормозной рычаг (5). Этот рычаг закреплен на корпусе с помощью поворотной оси (8) и имеет на конце фрикционную накладку (9). Перед роликом на корпусе помещен передний тормозной рычаг (4), который может поворачиваться на оси (8) и имеет на конце фрикционную накладку (9). В передней части корпуса находится фрикционный носок (6), а на задней части закреплен фрикционный задник (7).

Тормозные рычаги отрегулированы таким образом, что могут поворачиваться вокруг оси (8), если их нижний свободный конец касается поверхности, по которой катится роликовый конек. При этом фрикционная накладка (9) начинает прижиматься к ролику (3) и притормаживать его. Тормозной момент тем больше, чем сильнее наклон конька. При горизонтальном расположении рамы конька тормозной рычаг не касается поверхности качения и оттянут в направлении стрелки «А», например, с помощью пружины (на рисунке не показана). Фрикционная накладка (9) ролика не касается и торможение отсутствует.

При движении конькобежца вперед роль автоматического регулятора баланса выполняет задний тормозной рычаг (5). Спортсмен балансирует на свободно катящемся ролике, при случайном выкатывании ролика вперед конек слегка наклоняется носком вверх, тормозной рычаг касается поверхности качения, и возникающий тормозной момент сразу возвращает конек в зону равновесия. Возможна езда в режиме легкого притормаживания, когда эффект самобалансировки действует при небольших разбалансировках как вперед, так и назад.

При движении вперед используется также и передний тормозной рычаг (4). Осторожно наклоняя стопу вперед можно притормозить движение или осуществить разворот. При резком наклоне стопы происходит перекатывание конька на фрикционный носок (6), роллер имеет возможность оттолкнуться одной ногой, придавая дополнительный импульс движению. Такой режим «перешагивания» характерен для коньков на льду и невозможен для традиционных роликовых коньков.

Плавное торможение удобно осуществлять обеими коньками, немного отклоняясь назад, при экстренном торможении удобнее переходить на фрикционные задники (7). Тормозные рычаги, как показано на рисунке, при опускании на пятку или носок не мешают, они входят в соответствующие прорези в заднике или носке.

При движении конькобежца назад роль автоматического регулятора баланса выполняет уже передний тормозной рычаг, а задний не используется. Фрикционные носки используются также для торможения и разворотов.

Описываемая конструкция однороликовых коньков по своим эксплуатационным качествам вплотную приближается к традиционным фигурным или хоккейным конькам. На «ледяных» коньках также имеет место «краевой» эффект: при развороте конька в сторону пятки или носка сопротивление движения увеличивается за счет уменьшения радиуса кривизны лезвия конька или за счет участия острой задней кромки. Передняя и задняя часть лезвия используется аналогично для торможения и разворотов.

Описываемая конструкция однороликовых коньков по своим эксплуатационным качествам вплотную приближается к традиционным фигурным или хоккейным конькам. На «ледяных» коньках также имеет место «краевой» эффект: при развороте конька в сторону пятки или носка сопротивление движения увеличивается за счет уменьшения радиуса кривизны лезвия конька или за счет участия острой задней кромки. Передняя и задняя часть лезвия используется аналогично для торможения и разворотов.

Однороликовая конструкция свободна от главного недостатка традиционных роликовых коньков - взаимного торможения роликов на криволинейных участках траектории. Единственный ролик позволяет конькобежцу выбирать любую траекторию движения, соответствующую в данный момент положению тела спортсмена в пространстве.

1. Способ обеспечения возможности езды на роликовых коньках с одним роликом, характеризующийся тем, что в случае самопроизвольного, случайного выкатывания ролика из-под центра тяжести конькобежца для сохранения равновесия к ролику автоматически, без участия воли спортсмена, прикладывается тормозной момент, который препятствует этому выкатыванию, отличающийся тем, что тормозной момент является следствием наклона плоскости корпуса роликового конька к плоскости опоры.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что величина тормозного момента определяется величиной угла наклона плоскости корпуса роликового конька к плоскости опоры, а именно тормозной момент увеличивается при увеличении этого угла.



 

Похожие патенты:
Наверх