Способ тестирования реакции человека на движущийся объект

Изобретение относится к медицинской технике, предназначено для тестирования реакции человека на движущийся объект (РДО). На столе на четырех вертикальных стойках закрепляют металлические наклонные направляющие с желобами с крепежными уголками-фиксаторами на обоих концах. Желобы плавно изогнуты и имеют горизонтальные участки. По одному желобу с заданной скоростью скатывается первый металлический шарик - движущийся объект. По второму желобу с заданной скоростью скатывается второй металлический шарик - метка-цель. Скорости их движения заданы так, чтобы первый шарик встречался со вторым шариком на горизонтальном участке желобов.

Испытуемый размещен под углом 90° к направлению движения шариков против предполагаемой точки, в которой шарики встречаются. Движение шариков на горизонтальном участке снимают видеокамерой, изображение передают в компьютер. В момент предполагаемого совпадения положений шариков испытуемый нажимает кнопку, и компьютер фиксирует положение шариков, вычисляет расстояние между их центрами, которое принимают за оценку РДО. Способ обеспечивает объективность оценки РДО в реальном трехмерном пространстве. 2 ил.

 

Изобретение относится к медицине и медицинской технике, предназначено для тестирования реакции человека на движущийся объект (РДО) и может найти применение в физиологической, медицинской, психологической, спортивной, транспортной и авиационно-космической практике.

РДО является сложной зрительно-моторной реакцией, параметры которой специфичны для условий эксперимента, в котором они определяются. Во многих жизненных ситуациях от человека требуется своевременная реакция на приближение любого, в том числе и опасного, объекта, например при управлении транспортным средством, парковке, обгоне, езде в пробках и т.п. Чем лучше у человека РДО, тем меньше у него шансов вызвать ДТП. Знание величины РДО у пилотов и водителей позволит разделить их на группы риска - лиц с хорошим, средним и плохим умением оценивать движение объекта.

Оценка РДО важна в спорте, особенно в спортивных играх с спортивным снарядом (хоккей, футбол, волейбол и т.д.), где постоянно приходится решать задачу определения момента встречи с движущимся в разных направлениях с разной скоростью спортивным снарядом.

Известен способ оценки времени реакции человека на движущийся объект путем предъявления испытуемому на экране видеомонитора окружности, на которой помещена метка и точечный объект, отличающийся тем, что точечный объект движется с заданной скоростью по окружности, в момент предполагаемого совпадения положения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта по окружности, затем вычисляют ошибку несовпадения точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, и через заданное время возобновляют движение точечного объекта по окружности, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют оценку времени реакции Tp человека на движущийся объект как значение по формуле:

,

где ti - i-я ошибка запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, мс; n - число остановок точечного объекта в области положения метки [Патент РФ 2369326, МПК А61В 5/16. Способ оценки времени реакции человека на движущийся объект / Петухов И.В. 2008115353/14; заявл. 18.04.2008; опубл. 10.10.2009.].

Известен способ тестирования реакции человека на движущийся объект, заключающийся в том, что на экране видеомонитора испытуемому предъявляют точечный объект и метку, отличающийся тем, что точечный объект движется по прямой горизонтальной линии, проходя путь от начала линии до метки, расположенной в конце линии, за 1 с, в момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает движение точечного объекта, затем вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания, взятое с положительным знаком, или время ошибки упреждения, взятое с отрицательным знаком, и через заданное время, равное 1 с, возобновляют движение точечного объекта по линии, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют среднеарифметическое значение ошибок запаздывания и среднеарифметическое значение ошибок упреждения, сопоставление рассчитанных среднеарифметических значений дает представление о взаимоотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга [Патент РФ 2386395, МПК А61В 5/16. Способ тестирования реакции человека на движущийся объект / Лежнина Т.А., Роженцов В.В. №2008115066/14; заявл. 16.04.2008; опубл. 20.04.2010.].

Недостатком способов является неподвижное положение метки и тестирование в виртуальном пространстве - в плоскости экрана монитора. В реальной жизни человек сталкивается с движением объекта в трехмерном пространстве в режиме приближения или удаления от него.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ оценки быстроты зрительно-моторной реакции, состоящий в том, что визуально наблюдают движущийся объект и реагируют на прохождение объекта через метку-цель нажатием на кнопку, где что в качестве объекта наблюдают движущийся по желобу металлический шарик, а оценку быстроты зрительно-моторной реакции проводят в трех позициях: шарик движется прямо к испытуемому непосредственно на уровне глаз; глаза выше метки на 10-40 см; под углом 90° и в момент визуального прохождения шариком метки-цели нажимают кнопку, при этом фиксируют время зрительно-моторной реакции [Патент 2467678, МПК А61В 3/00, РФ. Способ оценки быстроты зрительно-моторной реакции и устройство-тренажер для его осуществления // Левашов О.В., Павлов С.Ф. - Опубл. 27.11.2012.].

Недостатком способа является неподвижное положение метки-цели и отсутствие регистрации преждевременных реакций упреждения.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении объективности оценки РДО путем использования движения объекта и метки в реальном трехмерном пространстве в ситуации, когда один движущийся объект приближается к другому объекту-метке, движущемуся к нему.

Технический результат достигается тем, что визуально наблюдают движущийся объект и реагируют на прохождение объекта через метку-цель нажатием на кнопку, в качестве объекта наблюдают движущийся по наклонному желобу металлический шарик, оценку реакции на движущийся объект проводят в позиции, когда шарик движется к испытуемому под углом 90°, и в момент визуального прохождения шариком метки-цели фиксируют время реакции на движущийся объект, причем новым является то, что меткой-целью служит второй металлический шарик, движущийся по направлению к первому шарику по второму желобу, наклонные желобы плавно изогнуты и имеют горизонтальные участки, скорости движения шариков заданы таким образом, что первый металлический шарик встречается с вторым металлическим шариком на горизонтальном участке желоба, движение шариков на горизонтальном участке снимают видеокамерой, видеоизображение с камеры передают в компьютер, в момент предполагаемого совпадения положений шариков испытуемый нажимает кнопку, по сигналу с кнопки компьютер фиксирует положение шариков, вычисляет расстояние между центрами шариков, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор, расстояние между центрами шариков принимают за оценку реакции на движущийся объект.

На фиг. 1 представлен вид сбоку на систему тестирования реакции человека на движущийся объект, где 1 - вертикальные стойки; 2 - металлический шарик, являющийся движущимся объектом; 3 - металлические наклонные направляющие с желобом; 4 - металлический шарик, являющийся меткой-целью; 5 - металлические наклонные направляющие с желобом; 6 - крепежные уголки-фиксаторы.

На фиг. 2 представлен вид сверху на систему тестирования реакции человека на движущийся объект, где 2 - металлический шарик, являющийся движущимся объектом; 3 - металлические наклонные направляющие с желобом; 4 - металлический шарик, являющийся меткой-целью; 5 - металлические наклонные направляющие с желобом; 6 - крепежные уголки-фиксаторы; 7 - место расположения испытуемого; 8 - видеокамера.

Предлагаемый способ оценки времени реакции человека на движущийся объект осуществляется следующим образом.

На столе на четырех вертикальных стойках 1 закрепляют металлические наклонные направляющие с желобами 3 и 5 с крепежными уголками-фиксаторами 6 на обоих концах. Желобы плавно изогнуты и имеют горизонтальные участки.

По желобу 3 с заданной скоростью свободно скатывается металлический шарик 2, являющийся движущимся объектом. По желобу 5 с заданной скоростью свободно скатывается металлический шарик 4, являющийся меткой-целью. Скорости движения шариков заданы таким образом, что шарик 2 встречался с шариком 4 на горизонтальном участке желобов.

Испытуемый размещается на отметке 7 под углом 90° к направлению движения шариков против предполагаемой точки, в которой шарик 2 встречается с шариком 4. Движение шариков на горизонтальном участке снимают видеокамерой 8, видеоизображение с камеры передают в компьютер.

В момент предполагаемого совпадения положений шариков испытуемый нажимает кнопку, по сигналу с кнопки компьютер фиксирует положение шариков, вычисляет расстояние между центрами шариков, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор.

Расстояние между центрами шариков принимают за оценку реакции на движущийся объект.

Способ позволяет повысить объективность оценки РДО путем использования движения объекта и метки в реальном трехмерном пространстве в ситуации, когда один движущийся объект приближается к другому объекту-метке, движущемуся к нему.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки полученной видеоинформации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Таким образом, заявляемый способ тестирования реакции человека на движущийся объект обладает новыми свойствами, обусловливающими получение заявленного технического результата.

Способ тестирования реакции человека на движущийся объект, заключающийся в том, что визуально наблюдают движущийся объект и реагируют на прохождение объекта через метку-цель нажатием на кнопку, в качестве объекта наблюдают движущийся по наклонному желобу металлический шарик, оценку реакции на движущийся объект проводят в позиции, когда шарик движется к испытуемому под углом 90°, и в момент визуального прохождения шариком метки-цели фиксируют время реакции на движущийся объект, отличающийся тем, что меткой-целью служит второй металлический шарик, движущийся по направлению к первому шарику по второму желобу, наклонные желобы плавно изогнуты и имеют горизонтальные участки, скорости движения шариков заданы таким образом, что первый металлический шарик встречается с вторым металлическим шариком на горизонтальном участке желоба, движение шариков на горизонтальном участке снимают видеокамерой, видеоизображение с камеры передают в компьютер, в момент предполагаемого совпадения положений шариков испытуемый нажимает кнопку, по сигналу с кнопки компьютер фиксирует положение шариков, вычисляет расстояние между центрами шариков, результаты вычислений заносит в архив и выводит на монитор, расстояние между центрами шариков принимают за оценку реакции на движущийся объект.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области психологии и может быть использовано при изучении малых групп, имеющих относительно постоянную структуру и длительный срок взаимодействия членов группы.

Изобретение относится к медицине, неврологии и реабилитологии, может быть использовано для оценки эффективности реабилитации когнитивных нарушений при хронической ишемии мозга.
Изобретение предназначено для эффективной оценки и развития психомоторных способностей человека. Способ осуществляется со спортивным снарядом или без него на поле с искусственными управляемыми препятствиями, которые перемещаются программно-аппаратным комплексом (ПАК), и отличается тем, что в зависимости от подготовленности спортсмена тренер или исследователь выбирает программу, задающую режим развития психомоторных способностей, где ПАК, содержащим заданное число дистанционно управляемых шаров, создают мобильные препятствия заданного размера; выбирается диаметр, количество и максимальная скорость шаров, мобильные шары имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения шаров и совершает обводку шаров, имитирующих соперников; в данном способе задается режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена; при этом перемещения шаров предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы ПАК: перемещение шаров прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем перемещают шары, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики; задача спортсмена - выполнить обводку шаров при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с шаром в границах тренировочной площадки; при отсутствии столкновения спортсмена или спортивного снаряда с шаром или выхода на границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения шаров увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение; по максимальной скорости и размеру шаров, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о психомоторных способностях спортсмена.

Группа изобретений относится к области медицины, отбору персонала и предназначена для обеспечения универсального определения визуального восприятия кандидатов. Компьютеризированная тестовая система, определяющая визуальное восприятие кандидатов содержит платформу, клавиатуру для ввода данных, установленную на платформе, звуковой адаптер для преобразования данных в слуховые элементы, жесткий диск для хранения данных, дисплейный адаптер для преобразования получаемой информации в визуальные элементы, монитор, подключенный к дисплейному адаптеру.

Изобретение относится к области медицины, а именно к области исследования психофизиологических реакций человека, и может быть использовано в медицинских целях, функциональной диагностике и инженерной психологии.

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии труда, и может быть использовано для оценки степени адаптации организма работника к трудовому процессу.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и предназначено для прогнозирования хронической мигрени у взрослых. У пациента с эпизодической мигренью определяют значения показателей: наличие тошноты при приступе мигрени; интенсивность тошноты при приступе мигрени; продолжительность тошноты при приступе; наличие рвоты при приступе; наличие абдоминальной боли при приступе; наличие тошноты в продроме; интенсивность тошноты в продроме; интенсивность тошноты в постдроме; уровень восприятия событий стрессовыми; наличие тошноты вне приступа мигрени; наличие абдоминальной боли вне приступа мигрени; интенсивность тошноты вне приступа мигрени; интенсивность абдоминальной боли вне приступа мигрени; язвенная болезнь желудка.

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии, а конкретно к оценке психофизиологической готовности к профессиональной операторской деятельности.

Изобретение относится к психофизиологии, в частности к тестированию профессиональной пригодности человека. Для выявления склонностей человека к основным типам профессий определяют порог тепловой чувствительности, количественно характеризующий уровень общей неспецифической реактивности организма: высокий, средний, низкий.

Изобретение относится к медицине, а именно к нормальной и патологической физиологии человека, и может быть применено для определения начала повышения артериального давления при синхронизации и десинхронизации биоритма колебаний артериального давления (БКАД).

Изобретение относится к социальной, возрастной и клинической психологии. Используют стимульный материал в виде схемы из девяти окружностей диаметром 15 миллиметров, расположенных горизонтально в ряд, при этом на бланке ниже располагается горизонтальная стрелка, которая указывает направление движения от точки отсчета при определении своего места в социальной группе слева направо. Ребенку предлагается представить, что изображенный на схеме ряд окружностей - это люди, и закрасить выбранную им окружность тем карандашом из 10, цвет которого ему сейчас нравится. При этом учитывается, что на первом и втором местах символически расположены отец и мать, на третьем и четвертом местах располагается сам ребенок, его родной брат или сестра, на пятом, шестом, седьмом, восьмом и девятом местах располагаются другие значимые родственники, в том числе человек, который не является родственником, но с ним у ребенка существует эмоциональная связь. После проведенной диагностики алгоритм интерпретации включает в себя значение выбранной окружности в ряду от точки отсчета следующим образом: первая - очень высокая самооценка, вторая - завышенная самооценка, третья и четвертая - нормальная самооценка, пятая, шестая и седьмая - низкая самооценка, восьмая и девятая - очень низкая самооценка. Учитывается цвет и характер закрашивания. В зависимости от места пересечения цвета по горизонтали с номером окружности от точки отсчета по вертикали делается вывод об уровне самооценки авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет. Способ позволяет выявить самооценку авторитетно-статусной позиции ребенка 6-9 лет, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет применения стимульного материала на бланке. 7 ил., 2 табл., 5 пр.
Наверх