Ступенчатый стык на корпусе коробки передач

Изобретение касается разъёмного корпуса (1) для коробки передач с гидравлической системой Предусмотренная для установки в разъёмном корпусе (1) коробка передач (100) имеет вал (102) большого колеса и два вала-шестерни (10, 11), находящиеся в зацеплении с расположенным на валу (102) большого колеса, большим колесом (101). Разъёмный корпус (1) содержит один первый элемент (2) корпуса и один, соединённый с первым элементом (2) корпуса посредством стыка (4), второй элемент (3) корпуса. Вал (102) большого колеса и два вала-шестерни (10, 11) могут устанавливаться в гнездах (40, 41, 42, 43, 45) на элементах (2, 3) корпуса в стыке (4). Стык (4) имеет первый стыковочный выступ (5a) и второй стыковочный выступ (5b), которые образуют, соответственно, два различных горизонтальных уровня (12a, 13a, или 12b, 13b) в стыке (4) и которые расположены, соответственно, между двумя гнёздами (40, 41, 42, 43, 45) двух валов из валов (10, 11, 12). Достигается повышение компактности и упрощение монтажа. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение касается разъёмного корпуса для коробки передач, в частности для коробки передач с гидравлической системой, например, для коробки передач с турбокомпрессором, а также для гидравлической системы с таким разъёмным корпусом.

Компрессоры, или сжимающие рабочую среду устройства, применяются в различных промышленных областях для различных целей, когда речь идёт о компрессии или сжатии рабочей среды в специальных (технологических) газах. В качестве примеров таких устройств можно привести известные турбокомпрессоры в мобильных промышленных установках, например, в турбонагнетателях или в реактивных двигателях, а также в стационарных промышленных установках, например, в компрессорах коробок передач, или в коробках передач с турбокомпрессором, для разделения воздуха.

В таком – работающем непрерывно – турбокомпрессоре увеличение давления рабочей среды (компрессия) осуществляется посредством того, что вращающий импульс рабочей среды увеличивается от входа к выходу посредством вращающегося, имеющего радиально распространяющиеся лопатки, рабочего колеса турбокомпрессора посредством вращения лопаток. Здесь, т.е. в такой ступени компрессора, давление и температура рабочей среды растут, в то время как относительная скорость (потока) рабочей среды в рабочем колесе или в рабочем колесе турбокомпрессора, падает.

Для того, чтобы достичь максимального увеличения давления, или компрессии рабочей среды, можно включать друг за другом несколько таких ступеней компрессора.

В зависимости от конструкции турбокомпрессоры бывают радиальными и осевыми.

В осевых компрессорах сжимаемая рабочая среда, например, технологический газ, проходит через компрессор в параллельном направлении относительно оси (осевого направления). В радиальном компрессоре газ проходит по оси в рабочее колесо ступени компрессора и затем отклоняется (радиально, в радиальном направлении) и выходит наружу. Таким образом, в многоступенчатых радиальных компрессорах позади каждой такой ступени необходимо изменить направление потока.

Комбинированные типы конструкций осевых и радиальных компрессоров всасывают с помощью своих ступеней большие объёмы потоков, которые сжимаются в примыкающих радиальных ступенях до больших значений давления.

В то время, как в большинстве случаев применяются машины с одним валом, в (многоступенчатых) турбокомпрессорах коробок передач (далее в тексте для краткости используется термин «компрессор коробки передач») отдельные ступени компрессора сгруппированы вокруг расположенной на валу (большого колеса) шестерни большого колеса (далее в тексте для краткости используется термин «большое колесо»), причём несколько параллельных валов (шестерней), которые несут, соответственно, один или два – реализованные в виде приспособлений к корпусу установленные спиральные корпусы - рабочих колеса (расположенные на свободных концах вала-шестерни рабочие колеса турбокомпрессора), приводятся в действие большим колесом, размещённым в корпусе ведущего зубчатого колеса / шестерни.

Такой компрессор коробки передач, компрессор коробки передач фирмы Сименс с обозначением STC-GC, используется для разделения воздуха, известен из

http://www.energy.siemens.com/hg/de/verdichtung-expansionventilation/turboverdichter/getriebeturboverdichter/stc-gc.htm (от 10.09.2014).

В компрессоре коробки передач привод, а значит, передача мощности от большого колеса на валы или на валы-шестерни, выполнены посредством зубчатого зацепления, входящего в зацепление друг с другом или находящихся в контакте, в большом колесе и вале-шестерни. С помощью различного числа зубьев в зубчатом зацеплении, т.е. различных делительных диаметров реализуются необходимые передачи или передаточные отношения (ступени мощности) в отдельных ступенях коробки передач. Т.е. отдельные валы-шестерни сопряжены в геометрии зубчатого зацепления и центральной позиции вала-шестерни (центральная точка или ось вращения вала-шестерни) в сторону к большому колесу и друг с другом.

В схеме расположения нескольких валов-шестерней вокруг большого колеса следует искать компромисс между идеальными и реализуемыми передаточными отношениями.

При этом главным образом, определённой и лимитированной величиной является предоставляющееся и/или реализуемое монтажное пространство, в частности, место, предоставляющееся для проводящих поток конструктивных узлов (спиральных корпусов), расположенных на концах валов-шестерней – вне корпуса – в качестве приспособлений к корпусу.

Сопряжение валов-шестерней с большим колесом посредством зубчатого зацепления и центральной позиции вала-шестерни имеет большое значение на стадии проектирования и проведении расчётов, а также при конструировании и монтаже турбомашины коробки передач. Из-за соотношения величин или различия размеров, т.е. из-за того, что большое колесо в несколько раз больше меньших, располагаемых вокруг большого колеса, валов-шестерней, в частности, возникает вопрос о расположении валов-шестерней или их центральных позиций.

В обычной схеме расположения два вала-шестерни лежат в первом, неразъёмном и горизонтальном стыке с большим колесом или его валом большого колеса. Т.е. все три вала лежат в одной (общей) горизонтальном плоскости /на одном (общем) горизонтальном уровне. Третий вал-шестерня располагается над большим колесом во втором, неразъёмном и горизонтальном стыке.

При такой схеме расположения получаются шесть свободных концов валов всего на трёх валах-шестернях, которые – оснащены рабочими колёсами турбокомпрессора – могут реализовать многоступенчатую турбомашину коробки передач с шестью возможными ступенями процесса.

Известно, что, для того, чтобы повысить мощность такого шестиступенчатого компрессора коробки передач, можно увеличить количество ступеней процесса, например, посредством четвёртого вала-шестерни (с восемью степенями в компрессоре коробки передач).

При этом требуется разместить этот четвёртый вал-шестерню в корпусе компрессора коробки передач экономично и с ограниченными расходами на конструкцию и монтаж.

Известны два указания для схемы расположения такого четвёртого вала-шестерни:

- схема расположения четвёртого вала-шестерни выше большого колеса вместе с третьим валом-шестерней во втором, неразъёмном и горизонтальном стыке.

В схеме расположения четвёртого вала-шестерни выше большого колеса имеющееся монтажное пространство следует разделить с помощью третьего вала-шестерни. Для схемы расположения третьего и четвёртого вала-шестерни в стыке следует учитывать возможные столкновения расположенных снаружи, проводящих поток конструктивных узлов (спиральных корпусов). Для того, чтобы определить места стыков с прилегающими элементами (гнездо подшипника, спиральное соединение), стык выполняется неразъёмным и горизонтальным. Т.е. также третий и четвёртый валы-шестерни лежат в (общей) горизонтальной плоскости/на (общем) горизонтальном уровне.

Известно, что, для того, чтобы реализовать в такой схеме расположения различные передаточные отношения в ступенях коробки передач, можно использовать большое колесо с несколькими зубчатыми контактами, например в виде интегрированного модуля с одним вторым большим колесом. Т.е. такое большое колесо с несколькими зубчатыми контактами имеет сдвигаемые (по оси) зубчатые зацепления, которые, соответственно, находятся в зацеплении с различными валами-шестернями.

Хотя большое число дополнительных передаточных отношений и сопряжённых с ними центральных позиций вала-шестерни возможно реализовать, это связано с большими расходами на изготовление.

- Схема расположения четвёртого вала-шестерни ниже большого колеса в исполнении в виде штекерного вала-шестерни.

В схеме расположения четвёртого вала-шестерни ниже большого колеса не следует разделять монтажное пространство с соседним валом-шестернёй, однако, там нет стыка, который может использоваться для монтажа.

Монтаж четвёртого вала-шестерни возможен только посредством сдвига в сторону (вставка) (штекерный вал-шестерня).

Таким образом, можно почти свободно выбирать центральные позиции вала-шестерни с учётом спирального корпуса первого стыка. Однако, здесь реализация связана также со значительными затратами (на монтажные детали, на проведение монтажа) и, соответственно, с высокими расходами.

Вместе с тем существует потребность в корпусе для коробки передач, в частности, такого компрессора коробки передач, который обеспечивает различные передаточные отношения коробки передач при низких расходах на изготовление, и который имеет оптимальное монтажное пространство, который можно просто и с малыми расходами реализовать и также просто и с малыми расходами монтировать.

Из документа DE 10 2011 003 515 A1 известен восьмиступенчатый компрессор коробки передач с разъёмным корпусом и с установленной в разъёмном корпусе коробкой передач с расположенным на валу (большого колеса) большим колесом, и с четырьмя валами-шестернями, находящимися в зацеплении с большим колесом.

Разъёмный корпус из документа DE 10 2011 003 525 A1 имеет три расположенных друг над другом элемента корпуса, т.е. одну крышку, один верхний кожух и один нижний кожух, причём между нижним кожухом и верхним кожухом выполнен нижний (первый) стык, а между крышкой и верхним кожухом выполнен верхний (второй) стык.

Верхний (второй) стык (между крышкой и верхним кожухом) имеет выполненный в виде вертикальной ступени стыковочный выступ, который образует два различных горизонтальных уровня в верхнем (втором) стыке; нижний (первый) стык не имеет ступеней и проходит горизонтально.

В документе DE 10 2011 003 525 А1, кроме того, предусмотрено, что в нижнем, не имеющем ступеней, горизонтальном (первом) стыке установлены вал (большого колеса) и два из четырёх валов-шестерней (по обеим сторонам вала большого колеса) (в общей горизонтальной плоскости / на общем горизонтальном уровне). В верхнем, ступенчатом (втором) стыке установлены другие два вала-шестерни по обеим сторонам стыковочного выступа на двух различных горизонтальных уровнях.

Из документа DE 909 853 В, кроме того, известен многоступенчатый центробежный компрессор с расположенными наверху и внизу штекерными валами- шестернями.

Задача изобретения состоит в создании корпуса коробки передач, в частности, корпуса коробки передач компрессора, улучшенного по сравнению с уровнем техники, в частности, обеспечивающего различные передаточные отношения коробки передач при малых расходах на изготовление, имеющего оптимальное монтажное пространство, который можно просто и с малыми расходами реализовать и также просто и с малыми расходами монтировать.

Эта задача решается посредством разъёмного корпуса для коробки передач, в частности, для коробки передач гидравлической системы, например, турбокомпрессора для коробки передач, а также гидравлической системы с таким разъёмным корпусом с признаками согласно соответствующему независимому пункту формулы изобретения.

Разъёмный корпус содержит, по меньшей мере, один первый элемент корпуса и один, соединённый с первым элементом корпуса посредством стыка, второй элемент корпуса, например, нижний кожух (корпуса) и верхний кожух (корпуса).

В разъёмном корпусе коробки передач предусмотрено гнездо для вала большого колеса и, по меньшей мере, двух валов-шестерней, находящихся в зацеплении с большим колесом, расположенным на валу большого колеса.

При этом термин «находиться в зацеплении» может означать, что большое колесо и валы-шестерни имеют входящие друг в друга зубья. Например, зуб может быть выполнен в виде прямого или косого или дугообразного зуба.

Согласно изобретению, стык выполнен таким образом, что вал большого колеса и, по меньшей мере, два вала-шестерни могут устанавливаться в гнёздах, например, в гнёздах для подшипников, или в чашках для подшипников, в стыке на элементах корпуса.

Кроме того, предусмотрено, что стык имеет один первый стыковочный выступ и один второй стыковочный выступ (сокращённо, для простоты и наглядности, далее называется «двукратный или двойной стыковочный выступ»), которые образуют, соответственно, два различных горизонтальных уровня в стыке, и которые, располагаются, соответственно, между двух гнёзд двух валов, например, между гнёздами для вала большого колеса и расположенным слева от вала большого колеса (левого) валом-шестернёй (первый стыковочный выступ), или между гнёздами для вала большого колеса и расположенным справа от вала большого колеса (правого) валом-шестернёй (вторым стыковочным выступом).

Кроме того, предусмотрено, что первый и второй стыковочный выступ выполнены комплементарно относительно друг друга. Для простоты и ясности изложения следует отметить, что стык имеет здесь (центральную) повышенную плоскость – сбоку от двух заниженных плоскостей - (форма стыка в виде перевёрнутой буквы «U»), т.е. стык имеет здесь (центральную) заниженную плоскость - сбоку от двух повышенных плоскостей (форма стыка в виде буквы «U»).

При этом под термином «стыковочный выступ» следует понимать, что стык – переходный участок, формирующий с обеих сторон первый или второй стыковочный выступ, - образует два различных горизонтальных уровня. Реализуемая таким образом разница по высоте (высота выступа) над первым, или вторым стыковочным выступом может быть любой в широком диапазоне, например, от 10 мм до 1000 мм или от 20 мм до 500 мм, предпочтительно от 30 мм до 100 мм, в частности, 60 мм. В любом случае, ограничение определяется размером большого колеса, размером вала-шестерни и/или исключающими возможные столкновения размерами монтажных деталей.

Предпочтительно эти различные уровни по обеим сторонам от первого или второго стыковочного выступа в стыке могут быть реализованы, или этот первый или второй стыковочный выступ может быть реализован таким образом, что первый и второй элемент корпуса, соответственно, имеют соответствующую им и образующую первый или второй стыковочный выступ ступень – или также несколько ступеней, например, аналогично лестнице («двойной ступенчатый стык»).

Также могут быть реализованы различные уровни, или может быть реализован стыковочный выступ посредством иначе выполненных или иначе сформированных переходных участков, таких как наклонные, прямолинейно увеличивающиеся или прямолинейно снижающиеся и/или изогнутые или округлые формы в двух соответствующих элементах корпуса.

Предложенный в изобретении «двойной ступенчатый стык» обеспечивает в стыке образование (по меньшей мере) трёх различных горизонтальных плоскостей, которые, соответственно, могут использоваться для установки одного из валов, т.е. вала большого колеса и, по меньшей мере, двух, находящихся в зацеплении с большим колесом валов-шестерней, на различных горизонтальных уровнях или в различных горизонтальных плоскостях в одном единственном стыке.

Т.е. посредством образовавшейся или создавшейся степени свободы (оформления) в стыке – в соответствующих гнёздах на элементах корпуса – по меньшей мере, два вала-шестерни больше не располагаются в одной плоскости относительно друг друга и относительно вала большого колеса – и их оси валов (разделённые на три различных уровня/плоскости) могут располагаться таким образом, что монтажное пространство может распространяться между (расположенными снаружи), проводящими поток конструктивными узлами, такими как спиральные корпусы.

Тем самым монтажное пространство можно оптимально распределить между проводящими поток конструктивными узлами или спиральными корпусами, что упрощает расчёт и/или монтаж разъёмного корпуса. Помимо улучшения используемой в таком корпусе гидравлической системы, таким образом, увеличивается также число возможных вариантов на стадии планирования.

Если, по меньшей мере, два вала-шестерни располагаются в стыке в (образовавшихся посредством стыковочного выступа) различных плоскостях / на различных уровнях и входят в зацепление с большим колесом, то, тем самым, обеспечивается схема расположения, по меньшей мере, двух валов-шестерней в одном единственном стыке при одновременно различных центральных позициях вала-шестерни. Делительные окружности, по меньшей мере, двух валов-шестерней должны касаться только делительной окружности большого колеса (что из-за стыковочного выступа можно выполнять на различной высоте); приведённое выше требование, согласно которому центральные точки вала шестерни, по меньшей мере, двух находящихся в зацеплении с большим колесом, валов шестерни лежат в одной плоскости (неразъёмные и горизонтальные стыки), может отсутствовать.

Гнездо, по меньшей мере, двух валов-шестерней в одном единственном стыке имеет преимущество также с точки зрения экономии расходов на изготовление и монтаж и используется в дальнейшем с помощью стыковочных выступов; с помощью реализуемых различных центральных позиций вала-шестерни можно – благодаря расширению монтажного пространства – реализовать в коробке передач различные передаточные отношения (возможность изменения передач) – например, без расходов на изготовление нескольких венцов на большом колесе. Проще говоря, изобретение обеспечивает, таким образом, дополнительные степени свободы (оформления) в таком варианте выполнения, который можно использовать для реализации различных передаточных отношений.

В предложенной в изобретении гидравлической системе, например, турбине, турбокомпрессоре, многоступенчатом компрессоре коробки передач или насосе, предусмотрен разъёмный корпус. В разъёмном корпусе коробка передач в этом случае установлена с валом большого колеса и, по меньшей мере, с двумя валами-шестернями, находящимися в зацеплении с расположенным на валу большим колесом, например, по обеим сторонам вала большого колеса, причём, по меньшей мере, два вала-шестерни и вал большого колеса установлены в гнезде в стыке на элементах корпуса.

Для того, чтобы оба вала-шестерни находились в зацеплении с большим колесом, их делительные окружности касаются делительной окружности большого колеса – но лежат на различной высоте по горизонтали, т.е. центральные позиции вала-шестерни – в результате наличия первого и второго стыковочного выступа – лежат в различных горизонтальных плоскостях / на различных горизонтальных уровнях.

По меньшей мере, одна ось (вращения) из обеих осей вращения, по меньшей мере, двух валов-шестерней может при этом располагаться ниже оси вращения вала большого колеса в разъёмном корпусе. В частности, обе оси вращения, по меньшей мере, двух валов-шестерней могут располагаться ниже оси вращения вала большого колеса. Таким образом, выше оси вращения вала большого колеса в разъёмном корпусе предоставляется больше монтажного пространства, например, для дополнительных, сопряжённых с большим колесом, находящихся в зацеплении – или с одним дополнительным, в частности, с указанным выше большим колесом, или с большим колесом, – валов-шестерней.

Преимущества предложенного в изобретении корпуса действительны, таким образом, соответственно, для предложенной в изобретении гидравлической системы.

Предпочтительные варианты выполнения изобретения приводятся также в зависимых пунктах формулы изобретения и касаются разъёмного корпуса, а также гидравлической системы.

Согласно особенно предпочтительному варианту выполнения предусмотрено, что первый и/или второй стыковочный выступ выполнен/выполнены в виде проходящих вертикально прямолинейных ступеней. Иначе говоря, первый и второй элемент корпуса имеют, соответственно, вертикальную ступень, соответствующую им и образующую первый и/или второй стыковочный выступ.

Такие ступени в элементах корпуса могут быть, например, отлиты из стали посредством соответствующего способа и затем дополнительно обработаны.

Кроме того, можно предусмотреть, чтобы, в зависимости от размеров валов и/или расположенных на валах шестерней и/или в зависимости от требования к монтажному пространству, устанавливалась образованная посредством стыковочных выступов разница по высоте (называемая для краткости также «высотой выступа») двух различных горизонтальных уровней.

Также – в частности, для комплементарно выполненных двух стыковочных выступов – можно предусмотреть, чтобы высоты первого и второго стыковочных выступов имели одинаковые значения или имели, главным образом, одинаковые значения.

Согласно другому варианту выполнения предусмотрено, что гнёзда для двух валов-шестерней располагаются по обеим сторонам гнезда для вала большого колеса на элементах корпуса в стыке (на образованных посредством стыковочных выступов трёх различных плоскостях/уровнях). Как видно, гнёзда вала-шестерни (больше) не лежат в плоскости гнёзда вала большого колеса.

Здесь, кроме того, также предусмотрено, что стыковочные выступы выполнены комплементарно – например, в виде перевёрнутой буквы «U», так что гнёзда валов- шестерней (а также валы-шестерни) могут «перемещаться» вниз в стыках (относительно гнезда вала большого колеса или вала большого колеса), в результате чего монтажное пространство выше него, например, в верхнем, дополнительном стыке, может увеличиться.

В этом дополнительном – в данном случае, также с одной ступенью или с несколькими ступенями, а также с не имеющим ступеней стыке могут быть предусмотрены в этом случае несколько гнёзд для дополнительных валов-шестерней. При этом – предусмотренный в виде штекерного вала-шестерни - вал-шестерня может «сдвигаться» в этот дополнительный стык, в результате чего дорогостоящая схема расположения штекерного вала-шестерни может отсутствовать.

По сравнению с (дорогостоящими устанавливаемыми снаружи) штекерными валами-шестернями упрощен также доступ к установленным в стыках валам-шестерням и их монтаж.

Согласно другому варианту выполнения может быть предусмотрено, что первый и/или второй стыковочный выступ (соответственно) уплотнён с применением уплотняющего элемента, который имеет форму, соответствующую, главным образом, (соответствующему) стыковочному выступу.

Т.е. (соответствующий) уплотняющий элемент соответствует по своей форме, главным образом, (соответствующему) стыковочному выступу. Его форма повторяет, главным образом, (соответствующую) форму стыковочного выступа или повторяет форму стыка в зоне (соответствующего) стыковочного выступа/на (соответствующем) переходном участке.

При этом термин «главным образом, соответствует форме» может означать, что уплотняющий элемент может иметь малые или узкие краевые зоны, которые выходят за границы формы стыковочного выступа, но которые, по сравнению с формой стыковочного выступа, имеют второстепенное значение, например, могут иметь узкие крайние области, предусмотренные для винтового соединения с корпусом или с элементами корпуса.

Т.е. внешний диаметр уплотняющего элемента немного больше, чем форма стыковочного выступа.

Для простоты и ясности изложения следует отметить, что (соответствующий) стыковочный выступ выполнен, например, в виде – прямолинейно проходящей вертикальной или наклонной относительно вертикали – ступени, так что уплотняющий элемент, уплотняющий этот стыковочный выступ (или эти стыковочные выступы) – соответственно прямой вертикальной или прямой наклонной форме (соответствующего) стыковочного выступа - может быть выполнен в виде стержня или в виде параллелепипеда («уплотняющий затвор»).

Если (соответствующий) стыковочный выступ выполнен, например, дугообразным, то уплотняющий этот стыковочный выступ (эти стыковочные выступы) уплотняющий элемент – в соответствии с дугообразной формой стыковочного выступа - может быть выполнен, соответственно, дугообразным.

Опыт такого варианта выполнения уплотняющего элемента показывает, что форма уплотняющего элемента, в частности, его внешний размер, определяет или ограничивает возможное минимальное расстояние между валами, расположенными в стыке, по обеим сторонам (соответствующего) стыковочного выступа, или между проводящими поток конструктивными узлами (спиральными корпусами), расположенными на его концах вала, - то есть, соответственно, корпус или его способность к монтажу и гибкость при реализации передаточных отношений.

Таким образом, если только форма или внешний размер уплотняющего элемента соответствует, главным образом, форме (соответствующего) стыковочного выступа, то минимизируется – при соответствующих высотах стыковочного выступа – предварительно заданное (горизонтальное) минимальное расстояние между валами или проводящими поток конструктивными узлами (спиральными корпусами), расположенными на их концах.

Также можно реализовать большие или практически любые большие вертикальные стыковочные выступы или вертикальные ступени в стыках в разъёмных корпусах коробки передач. Число монтируемых устанавливаемых компрессоров коробки передач или гидравлических систем с такими корпусами увеличивается; в таких коробках передач можно реализовать «большее число» передаточных отношений.

Кроме того, для эффективной и продолжительной работы установленной в разъёмном корпусе коробки передач также большое значение имеет уплотнение, в частности, масляное уплотнение, например, в случае реализованной в корпусе смазки с помощью масляной ванны, стыка, что можно реализовать непосредственно с помощью предложенного в изобретении уплотняющего элемента простым, не дорогостоящим и эффективным способом.

Такой уплотняющий элемент может быть выполнен, таким образом, - в соответствии с предусмотренной прямой вертикальной формой первого или второго стыковочного выступа – соответственно, в форме стержня или параллелепипеда («уплотняющего затвора»). Такой уплотняющий затвор – он располагается в соответствии с выполненным в виде ступени первым или вторым стыковочным выступом вертикально (уплотнённый стыковочный выступ) – монтируется в горизонтальном направлении исключительно компактно, в результате чего потребность в монтажном пространстве в этом направлении минимальная.

Согласно другому варианту выполнения предусмотрено, что уплотняющий элемент изготовлен из металла, в частности, из алюминия.

Кроме того, согласно другому варианту выполнения, может быть предусмотрено, чтобы уплотняющий элемент располагался над первым или вторым стыковочным выступом, в частности, соединялся с помощью винтов с элементами корпуса и/или устанавливался впотай в первом или втором стыковочном выступе.

Изготовление седла уплотняющего элемента на корпусе коробки передач или стыковочном выступе выполняется предпочтительно при вывинчивании гнёзд или гнёзд подшипника (для вала-шестерни) и не требует дополнительных этапов обработки. Посредством установленного впотай уплотняющего элемента он не создаёт препятствий для граничащих конструктивных узлов; устройство для регулировки спирали остаётся смонтированным.

Согласно особенно предпочтительному варианту выполнения предусмотрено, что уплотняющий элемент первого или второго стыковочного выступа располагается полностью закрытым.

Согласно другому варианту выполнения предусмотрено, что уплотняющий элемент имеет, по меньшей мере, одну открытую с одной стороны выемку (открытое винтовое седло), при использовании которой он соединяется винтами с одним из элементов корпуса.

Согласно особенно предпочтительному варианту выполнения предусмотрено, что уплотняющий элемент имеет две, соответственно, открытые с одной стороны выемки (два открытых винтовых седла), при использовании которых уплотняющий элемент можно соединять винтами с элементами корпуса. При этом также особенно преимущественно, если эти два открытых винтовых седла располагаются на противоположных концах уплотняющего элемента.

Если, например, первый или второй стыковочный выступ выполнены в виде вертикальной ступени в стыке между двумя элементами корпуса – и уплотнены посредством - соответственно, смонтированного вертикально - уплотняющего затвора, который имеет на своих (противоположных) концах эти два открытых винтовых седла (для монтажных винтов для винтового соединения с верхним или нижним элементом корпуса), то можно предотвратить повреждение при демонтаже элемента корпуса в случае неправильно смонтированного уплотняющего затвора.

Кроме того, может быть также предусмотрено, что если корпус находится – но не обязательно – под внутренним давлением, могут быть также предусмотрены несколько винтовых соединений, например (в данном случае, окружающие), в крайней области уплотняющего элемента или уплотняющего затвора и/или дополнительно к винтовым соединениям над двумя открытыми винтовыми сёдлами на концах уплотняющего элемента, для уплотняющего элемента или уплотняющего затвора с элементами корпуса.

Кроме того, согласно варианту выполнения, может быть также предусмотрено, что на уплотняющем элементе располагается уплотняющее устройство, в частности, уплотнительное кольцо круглого сечения (или также несколько уплотнительных колец круглого сечения) или шнур с круглым поперечным сечением.

При этом уплотняющий элемент может иметь паз, или выступающий элемент, в который вкладывается уплотняющий элемент или на котором располагается уплотняющий элемент. Т.е. на выступающий элемент может задвигаться уплотнительное кольцо круглого сечения (или могут задвигаться уплотнительные кольца круглого сечения) для того, чтобы вокруг выступающего элемента можно было намотать, например, шнур с круглым поперечным сечением или в паз можно было вложить, например, уплотнительное кольцо круглого сечения.

Затем, как предусмотрено согласно особенно предпочтительному варианту выполнения, этот имеющий уплотняющее устройство уплотняющий элемент в осевых, выполненных на элементах корпуса в зоне крутого стыковочного выступа гнёздах («седле уплотняющего элемента») привинчивается аксиально на корпусе или, например, аксиально на элементах корпуса, так что это уплотняющее устройство здесь аксиально уплотнено, в результате чего от пригонки для центрирования уплотняющего элемента в корпусе можно отказаться.

Этот уплотняющий элемент с таким (аксиально прилегающим) уплотняющим устройством имеет, кроме того, то преимущество, что направление уплотнения действует против усилия зажима частичного винтового соединения. Также, независимо от схемы расположения уплотняющего устройства на уплотняющем элементе, исполнение и монтаж частичного винтового соединения остаётся без изменений.

Согласно другому предпочтительному варианту выполнения предусмотрено, что на элементах корпуса располагаются – в частности, расположенные в форме звезды вокруг гнезда вала – элементы жёсткости или усиливающие элементы, например, такие, как стойки. Тем самым можно компенсировать ослабление корпуса.

Кроме того, может быть предпочтительно предусмотрено, что разъёмный корпус имеет третий элемент корпуса, который соединяется с первым элементом корпуса или со вторым элементом корпуса посредством дополнительного стыка. Этот дополнительный стык может иметь один или также несколько стыковочных выступов, т.е., в частности, может быть одно- или многоступенчатым; однако, дополнительный стык также может быть выполнен без стыковочного выступа/без стыковочных выступов, или не иметь ступеней.

Также может быть предусмотрено, чтобы другие приспособления к корпусу монтировались на разъёмном корпусе, например, на расположенных снаружи проводящих поток конструктивных узлах, таких как спиральные корпусы, и/или спиральные соединения.

Согласно особенно предпочтительному варианту выполнения предусмотрено, что первый и второй элемент корпуса являются нижним и верхним кожухом корпуса коробки передач; если предусмотрен третий элемент корпуса, то им может быть крышка (корпуса) в корпусе коробки передач.

Также согласно варианту выполнения может быть предусмотрено, что первый и второй элемент корпуса выровнены и/или центрированы посредством смещаемых относительно друг друга по вертикали плоскостей ступеней, выполненных стыковочными выступами.

Соответственно, то же самое может быть предусмотрено также для третьего элемента корпуса с дополнительным ступенчатым стыком.

Согласно другому варианту выполнения предусмотрено, что первый и второй элемент корпуса соединены друг с другом с помощью штифтов и/или с помощью винтов. То же самое здесь может быть предусмотрено для третьего элемента корпуса. Элементы корпуса могут быть выполнены из металла, в частности, из стали.

Согласно другому особенно предпочтительному варианту выполнения предусмотрено, что коробка передач имеет, по меньшей мере, два дополнительных, находящихся в зацеплении с большим колесом или другим большим колесом, вала-шестерни, например, для корпуса (коробки передач) для восьмиступенчатого компрессора коробки передач.

Здесь, в частности, особенно предпочтительно, чтобы, по меньшей мере, два дополнительных вала-шестерни располагались в гнёздах на втором и (если предусмотрен) на третьем элементе корпуса, например, на верхнем кожухе и крышке, в дополнительных (если предусмотрены), в частности, не имеющих ступеней, стыках.

Для простоты и ясности изложения следует отметить, что, если разъёмный корпус должен подходить для восьмиступенчатого компрессора коробки передач (с четырьмя валами-шестерни и одним валом большого колеса), то предусмотрены три гнезда вала в двойном ступенчатом стыке (в трёх различных, выполненных посредством стыковочных выступов, плоскостях/уровнях) между нижним кожухом и верхним кожухом, т.е. два расположенные по обеим сторонам от гнезда для вала большого колеса гнезда вала-шестерни и два гнезда вала-шестерни в дополнительных стыках (в данном случае, также ступенчатых) между верхним кожухом и крышкой.

Согласно другому предпочтительному варианту выполнения – таким образом, в частности, в состоящем из трёх частей, имеющем один стык и дополнительные стыки корпусе для восьмиступенчатой коробки передач с одним валом большого колеса и четырьмя валами шестерни – предусмотрено, что стыковочные выступы выполнены в стыке таким образом, а дополнительный стык выполнен в виде не имеющего ступени стыка таким образом, что расположенные на элементах корпуса в стыках гнёзда, по меньшей мере, двух и, по меньшей мере, двух дополнительных валов-шестерней образуют трапецию, в частности, что гнёзда, по меньшей мере, двух валов-шестерней и гнёзда, по меньшей мере, двух дополнительных валов-шестерней образуют, соответственно, основные стороны трапеции.

Для ясности изложения следует отметить, что соединительные линии между гнёздами валов шестерни или между осями вала-шестерни/центральными точками вала-шестерни здесь образуют трапецию. В имевшихся ранее соответствующих корпусах с (четырьмя) штекерными валами-шестернями соответствующий многоугольник стоит на углу и направлен вверх. Стыковочные выступы в стыке в разъёмном корпусе приводят к тому, что эта трапеция может располагаться на продольной стороне плоско, в результате чего образуется плоское монтажное пространство.

В особенно предпочтительном варианте выполнения разъёмным корпусом является часть многоступенчатой компрессорной установки коробки передач, которая имеет восемь ступеней (четыре вала шестерни) с радиальными рабочими колёсами и спиральными корпусами. Уплотнение ступеней компрессора для разъёмного корпуса (коробки передач) может выполняться посредством угольных колец. В качестве привода для компрессорной установки коробки передач может применяться электродвигатель.

Разъёмный корпус имеет здесь один нижний кожух, один верхний кожух, а также одну крышку. Верхний кожух и нижний кожух соединены посредством «двойного ступенчатого», уплотнённого с помощью уплотняющих элементов или с помощью уплотняющих затворов, стыка (первого или нижнего стыка), т.е. комплементарно, в виде ступеней и с помощью выполненных с одинаковыми по высоте ступенями, уплотнёнными с помощью уплотняющих затворов, двух стыковочных выступов (в форме перевёрнутой буквы «U») в стыке. Крышка и верхний кожух соединены посредством дополнительного, неразъёмного и горизонтального стыка (второй или верхний стык).

Как в двойных ступенчатых стыках, так и в неразъёмных и горизонтальных дополнительных стыках располагаются, соответственно, два вала-шестерни, которые оснащены на свободных концах вала рабочими колёсами турбокомпрессора.

В двойных ступенчатых стыках и между обоими расположенными там валами шестерни, кроме того, располагается также вал большого колеса.

В результате ввода стыковочных выступов или ступеней в первом/нижнем стыке здесь отсутствует условие, согласно которому валы-шестерни и валы большого колеса должны лежать в одной плоскости. Тем самым, валы-шестерни первого стыка перемещаются вниз (в форме перевёрнутой буквы „U“) и, таким образом, во втором/верхнем стыке создаётся монтажное пространство. Это монтажное пространство используется во втором/верхнем стыке для того, чтобы установить один/второй вал-шестерню (вместо другого штекерного вала-шестерни), что позволяет обойтись без дорогостоящего устройства штекерного вала-шестерни.

При этом второй/верхний стык может быть выполнен с одним стыковочным выступом (например, ступенчатый второй/верхний стык), в результате чего оба вала-шестерни здесь могут лежать во вторых/верхних стыках в различных плоскостях или на различных уровнях.

Имеющееся до сих пор описание преимущественных вариантов выполнения изобретения содержит большое число признаков, которые частично указываются далее в отдельных пунктах формулы изобретения. Однако, этот признак специалисту целесообразно рассматривать также отдельно и учитывать для рациональности в дополнительных комбинациях.

Описанные выше свойства, признаки и преимущества этого изобретения, а также тип и способ того, как они достигаются, можно будет проще понять в связи со следующим описанием одного или нескольких примеров выполнения, которые поясняются далее более подробно с помощью фигур.

Однако, изобретение не ограничивается указанными в примерах выполнения комбинациями признаков, а также функциональных признаков. Таким образом, рассмотрев отдельные признаки в каждом конкретном примере выполнения, можно изолировать их, «выхватив» их из одного примера выполнения, и использовать в другом примере выполнения для его расширения.

Функционально и конструктивно одинаковые или идентичные элементы или компоненты имеют в примерах выполнения или на фигурах одинаковые обозначения.

На них показано:

фиг. 1 - вид (вид спереди) на имеющий крышку, верхний кожух и нижний кожух разъёмный корпус для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач;

фиг. 2 - эскиз для пояснения устройства вала в разъёмном корпусе для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач по фиг. 1;

фиг. 3 - изображение пространства имеющего крышку, верхний кожух и нижний кожух разъёмного корпуса для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач по фиг. 1;

фиг. 4 - вид (вид сзади) на уплотняющий затвор для уплотнения ступенчатого выступа в стыке между нижним кожухом и верхним кожухом разъёмного корпуса для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач по фиг. 1 – 3;

фиг. 5 - вид (вид сбоку в разрезе; линия сечения А-А) на уплотняющий затвор для уплотнения ступенчатого выступа в стыке между нижним кожухом и верхним кожухом разъёмного корпуса для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач по фиг. 1 – 3;

фиг. 6 - вид (вид спереди) на уплотняющий затвор для уплотнения ступенчатого выступа в стыке между нижним кожухом и верхним кожухом разъёмного корпуса для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач по фиг. 1 – 3;

фиг. 7 - вид в сечении (линия сечения В-В по фиг. 4) на уплотняющий затвор для уплотнения ступенчатого выступа в стыке между нижним кожухом и верхним кожухом разъёмного корпуса для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач по фиг. 1 – 3; и

фиг. 8 - подробный вид (деталь С по фиг. 5) уплотняющего затвора для уплотнения ступенчатого выступа в стыке между нижним кожухом и верхним кожухом разъёмного корпуса для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач по фиг. 1 – 3.

Пример выполнения: двойной ступенчатый первый стык в разъёмном корпусе для коробки передач многоступенчатого компрессора коробки передач с уплотнёнными с помощью уплотняющих затворов стыковочными выступами.

На фиг. 1 и 3 (вид спереди и 3D-вид), а также на фиг. 2 (устройство вала) показаны виды разъёмного корпуса 1 (корпуса коробки передач) с нижним кожухом 2, верхним кожухом 3 и крышкой 6 для коробки передач 100 многоступенчатого компрессора коробки передач, который предусмотрен для разделения воздуха.

Разъёмный корпус 1 имеет показанный нижний кожух 2, представленный, расположенный ниже или выше нижнего кожуха 2, верхний кожух 3, а также показанную, расположенную ниже или выше верхнего кожуха 3, крышку 6 – всё предпочтительно из стали.

Нижний кожух 2 и верхний кожух 3 соединены друг с другом посредством первого, двойного ступенчатого, горизонтального стыка 4; верхний кожух 3 и крышка 6 соединены друг с другом посредством второго, горизонтального и не имеющего ступеней стыка 7.

Многоступенчатый компрессор коробки передач состоит из восьми ступеней (компрессора) (от А до Н), которые реализуются посредством установленной в разъёмном корпусе 1 коробки передач 100 с четырьмя, находящимися в зацеплении с расположенным на валу 102 большого колеса большим колесом 101 коробки передач 100, валами-шестернями А/В 10, C/D 11, E/F 20, G/H 21 коробки передач 100. На свободных концах четырёх валов-шестерней А/В 10, C/D 11, E/F 20, G/H 21 располагаются рабочие колёса турбокомпрессора, которые, как показано на фиг. 2 – относительно корпуса коробки передач 1 – установлены в расположенных снаружи спиральных корпусах 25 (проводящие поток конструктивные узлы).

Все четыре вала-шестерни А/В 10, C/D 11, E/F 20, G/H 21 располагаются вокруг большого колеса 101 или вала 102 большого колеса и находятся в зацеплении с большим колесом 101 посредством зубчатого зацепления.

При этом первый А/В 10 и второй В/С 11 валы-шестерни (ступени 1 – 4) – в первом, двойном, ступенчатом, горизонтальном стыке 4 – располагаются по обеим сторонам большого колеса 101 или вала 102 большого колеса; третий E/F 20 и четвёртый G/H 21 валы-шестерни (ступени 5 – 8) – во втором, горизонтальном и не имеющем ступени, стыке 7 – располагаются выше большого колеса 101 или вала 102 большого колеса.

Для того, чтобы обеспечить эффективное зацепление валов-шестерней А/В 10, C/D 11, E/F 20, G/H 21, валы-шестерни А/В 10, C/D 11, E/F 20, G/H 21 располагаются – относительно их расстояния до вала 102 большого колеса – таким образом, чтобы делительная окружность вала-шестерни А/В 10, C/D 11, E/F 20, G/H 21 касалась, соответственно, делительной окружности большого колеса 101.

Привод большого колеса 101 или вала 102 большого колеса выполнен посредством электродвигателя (не показан). Уплотнение ступеней компрессора относительно корпуса коробки передач 1 выполняется с помощью угольных колец.

Как показано на фиг. 1 и 3, нижний кожух 2 имеет на своей нижней стороне – образующий вместе с верхней стороной верхнего кожуха 3, первый, двойной ступенчатый второй, горизонтальный стык 4 – гнёзда 44, 45 на нижней стороне, т.е. сёдла 44, 45 валов, для вала 102 большого колеса 101 (ось вращения вала большого колеса или центральная позиция вала большого колеса 17), а также первый (расположенный на передней стороне справа от вала 102 большого колеса) А/В 10 и второй (расположенный на передней стороне слева от вала 102 большого колеса) вал-шестерню C/D 11 (оси вращения 14, 15 валов-шестерней 10, 11).

Первый, двойной, ступенчатый, горизонтальный стык 4, как показано на фиг. 1 и 2, имеет два комплементарных, одинаковых по высоте, места выступов 5а (на виде спереди расположенная справа от вала 102 большого колеса правая ступень), (на виде спереди расположенная слева от вала 102 большого колеса левая ступень) 5b («двойная ступенчатая»), соответственно, с высотой примерно 400 мм.

Такие ступенчатые места выступов 5а, 5b образуются, соответственно, посредством соответствующих ступеней 8 как в нижнем кожухе 2 корпуса 1, или на его верхней стороне, – так и, соответственно, в верхнем кожухе 3 корпуса 1, или на его нижней стороне.

Здесь, как показано на фиг. 1 – 3, стыковочные выступы 5а, 5b или ступени 8 выполнены комплементарно – здесь в специальных местах в форме перевёрнутой буквы «U» - так что гнёзда 40, 41, 42, 43 валов-шестерней (а также валы-шестерни А/В 10, C/D 11 или центральные точки/позиции вала-шестерни 14, 15) в первом, двойном ступенчатом, горизонтальном стыке 4 (относительно гнезда 44, 45 вала большого колеса или вала 102 большого колеса или центральной точки/позиции вала) перемещаются вниз, в результате чего монтажное пространство во втором, горизонтальном и не имеющем ступени, стыке 7, увеличивается.

Т.е. как показано на фиг. 1 – 3, первый А/В 10 и второй С/D 11 валы-шестерни больше не лежат в одной горизонтальной плоскости 12b или 13b, как вал 102 большого колеса, а – в соответствии с образованными стыковочными выступами 5а, 5b или ступенями 8 – лежат в более низких, углублённых горизонтальных плоскостях 12а и 13а или на высотах 12а, 13а. Теперь делительные окружности первого А/В 10 и второго вала шестерни С/D 11 и большое колесо 101 соприкасаются больше.

Если первый А/В 10 и второй С/D 11 вал-шестерня лежат (даже) ниже вала 102 большого колеса, но вместе на первом, двойном ступенчатом, горизонтальном стыке 4, это благоприятно с точки зрения расходов на изготовление и монтаж.

Для того, чтобы обеспечить выравнивание нижнего кожуха 2 и верхнего кожуха 3, вертикальные поверхности ступеней 9 сдвигаются относительно друг друга. Нижний кожух 2 и верхний кожух 3, как показано на фиг. 1 и 3, соединены друг с другом с помощью штифтов 33 и винтов 32. Верхний кожух 3 и крышка 6, как показано на фиг. 3, также соединены друг с другом с помощью штифтов 33 и винтов 32.

Кроме того, как показано на фиг. 1 и 3, верхний кожух 3 имеет на своей - вместе с образующим нижнюю сторону крышки 6, вторым, горизонтальным и не имеющим ступени, стыком 7 - верхней стороне гнёзда 46, 48, т.е. сёдла 46, 48 валов/подшипников для третьего E/F 20 (расположенного на виде спереди справа) и четвёртого G/H 21 вала-шестерни (расположенного на виде спереди слева). Соответствующие гнёзда 47, 49 или сёдла 47, 49 валов/подшипников для третьего E/F и четвёртого G/H 21 вала-шестерни предусмотрены также на нижней стороне крышки 6.

Все два вала-шестерни 20, 21 лежат при этом в одной (общей) горизонтальной плоскости – согласно второму, не имеющему ступени, горизонтальному стыку 7.

Если, как здесь возможно, во втором, не имеющем ступени, горизонтальном стыке 7, помимо третьего вала шестерни E/F 20, установлен также четвёртый вал-шестерня G/H 21, то четвёртый вал-шестерня (как дорогостоящее устройство штекерного вала-шестерни) – предусмотренный в виде штекерного вала-шестерни – может отсутствовать.

Если третий E/F 20 и четвёртый G/H 21 вал-шестерня оба лежат во втором, не имеющем ступени, горизонтальном стыке 7, то это – в том числе, также благодаря облегчённому доступу - благоприятно с точки зрения расходов на изготовление и монтаж.

Как поясняется на фиг.2, валы-шестерни А/В 10, C/D 11, E/F 20, G/H 21 или их гнёзда 40 – 43, 46 – 49 или их центральные позиции вала-шестерни 14, 15, 16 образуют (по восьми центральным точкам) трапецию 19, обе горизонтально направленные основные стороны 22, 23 которой образуются посредством валов-шестерней А/В 10, C/D 11 или посредством их гнёзд 40 – 43 или их центральных позиций валов-шестерней 16 (по восьми центральным точкам).

Т.е. трапеция 19 «лежит плоско» на своих основных сторонах 22, 23 («высота» трапеции h2), в результате чего образуется плоское монтажное пространство. В соответствующих корпусах со штекерным устройством шестерни соответствующий многоугольник (посредством центральных точек валов / посредством гнёзд валов) стоит на углу и, соответственно, возвышается.

Ослабление корпуса 1 или кожухов 2, 3 коробки передач компенсируется посредством расположенных в форме звезды - на кожухах 2, 3 коробки передач вокруг гнезда 44, 45 вала большого колеса - элементов жёсткости 24.

- Уплотнение первого, двойного ступенчатого, горизонтального стыка 4 посредством (двух) уплотнительных затворов 30 с уплотнительным кольцом 31 (фиг. 1, 2 и 4 – 8).

Смазка расположенной в корпусе 1 коробки передач 100 выполняется посредством масляной ванны, причём масляное уплотнение первого, двойного ступенчатого стыка 4, в частности, двух стыковочных выступов 5a, 5b или ступени 8 в нижнем кожухе 2 и верхнем кожухе 3 имеет большое значение.

Для этого, как, в частности, как показано на фиг. 1, фиг. 3 и фиг. 4 – 8, в корпусе 1 коробки передач предусмотрено применение двух (в данном случае в результате одинакового/комплементарного исполнения двух стыковочных выступов 5a, 5b или ступени 8) одинаковых уплотняющих элементов 30, т.е. двух уплотняющих затворов 30.

Как показано на фиг. 1 и 3, а также, в частности, на фиг. 4 – 8, под уплотняющим затвором 30 понимается, соответственно, конструктивный узел в виде стержня, здесь длиной прибл. 450 мм и шириной прибл. 70 мм, который соответствует форме первого или второго соответствующего стыковочного выступа 5a, 5b или который соответствует по своему внешнему диаметру форме первого или второго соответствующего стыковочного выступа 5a, 5b.

Уплотняющий затвор 30 в виде кольца имеет, как показано на фиг. 4 и 6, проходящие вокруг по его краям винтовые сёдла 34, 35, посредством которых он соединяется винтами 32 с нижним кожухом 2 и верхним кожухом 3.

Для уплотнения соответствующего стыковочного выступа 5a, 5b на уплотняющий затвор 30, как показано на фиг. 4 и 5, укладывается уплотняющее устройство 31, т.е., в данном случае, уплотнительное кольцо круглого сечения (обеспечивающее герметичный эффект) в паз на уплотняющем затворе 30 или на его внутренней стороне.

Эти уплотняющие затворы 30, как, в частности, показано на фиг. 1 и 2, - соответственно, с вложенным в паз 36 уплотнительным кольцом круглого сечения 31 – соединяются с помощью винтов 32 впотай снаружи над соответствующим ступенчатым выступом 5a или 5b, причём они полностью закрывают соответствующие ступенчатые выступы 5a или 5b.

Для этого, как показано на фиг. 1 и фиг. 3, - для каждого уплотняющего затвора 30 – на кожухах 2, 3 корпуса, или на нижнем кожухе 2 и на верхнем кожухе 3, располагаются гнёзда 37 (на нижнем кожухе 2) и 38 (на верхнем кожухе 3), т.е. седло 37 уплотняющего затвора (на нижнем кожухе 2) и седло 38 уплотняющего затвора (на верхнем кожухе 3), в форме аксиальных ответных частей 37, 38 на нижнем кожухе 2 и на верхнем кожухе 3, на которых лежит соответствующий уплотняющий затвор 30, как, в частности, показано или поясняется на фиг. 1 и 2 (с его крайними областями).

Изготовление устанавливаемых впотай сёдел уплотняющего затвора, или сёдел 37, 38 уплотняющего затвора, на корпусе коробки передач 1, или на нижнем кожухе 2 и на верхнем кожухе 3, выполняется при вывинченных гнёздах 40, 41, 42, 43 или сёдлах 40, 41, 42, 43 подшипников первого А/В 10 и второго C/D 11 вала-шестерни и не требует дополнительных этапов обработки.

В результате того, что уплотняющий затвор выполнен в виде стержня или параллелепипеда, и его форма соответствует данному стыковочному выступу 5a или 5b (и монтируется компактно по горизонтали в вертикальной схеме расположения), а также в результате того, что соответствующий уплотняющий затвор 30 установлен впотай (при этом, может быть, полностью) на кожухах 2, 3 корпуса, он не представляет собой препятствия для прилегающих (проводящих поток) конструктивных узлов; спиральный корпус 25, а также устройство для регулировки спирали остаётся смонтированным, и уплотняющие затворы 30 занимают в горизонтальном направлении исключительно мало места, в результате чего потребность в монтажном пространстве, или ограничение монтажного пространства, в этом направлении сведена к минимуму.

Если в этом случае уплотнительное кольцо круглого сечения 31 соответствующего уплотняющего затвора 30 лежит по оси в соответствующих, выполненных по оси на кожухах 2, 3 корпуса или на нижнем кожухе 2 и верхнем кожухе 3 в зоне соответствующего стыковочного выступа 5a или 5b, сёдлах 37, 38 уплотняющего затвора, или осевых ответных частях 37, 38, или привинчивается по оси с помощью винтов 32 на кожухах 2, 3 корпуса или на нижнем кожухе 2 и на верхнем кожухе 3, то уплотняющие затворы 30 уплотняются здесь по оси, в результате чего от пригонки для центрирования уплотняющих затворов 30 в кожухах 2, 3 корпуса можно отказаться.

Такие уплотняющие затворы 30 с такими (лежащими по оси) уплотнительными кольцами 31 круглого сечения имеют, кроме того, то преимущество, что уплотнительное кольцо действует в направлении против усилия зажима частичного винтового соединения. Также, независимо от схемы расположения уплотняющего устройства, т.е. от схемы расположения уплотнительных колец 31 круглого сечения на уплотняющих затворах 30, исполнение и монтаж винтового соединения стыков/соединения стыков с помощью штифтов остаются без изменений.

Хотя изобретение было более подробно проиллюстрировано или описано на примерах предпочтительных вариантов выполнения, изобретение не ограничивается описанными примерами, и специалисты могут найти различные варианты его применения, не нарушая объём правовой охраны изобретения.

1. Разъёмный корпус (1) для устанавливаемой в разъёмном корпусе (1) коробки передач (100), в частности для коробки передач с гидравлической системой, с валом (102) большого колеса и, по меньшей мере, с двумя валами-шестернями (10, 11), находящимися в зацеплении с расположенным на валу большого колеса (102), большим колесом (101), причём разъёмный корпус (1) имеет, по меньшей мере, один первый элемент (2) корпуса и один, соединённый с первым элементом корпуса (2) посредством стыка (4), второй элемент (3) корпуса, и вал (102) большого колеса и, по меньшей мере, два вала-шестерни (10, 11) установлены в гнезде (40, 41, 42, 43, 45) на элементах (2, 3) корпуса в стыке (4), отличающийся тем, что стык (4) имеет один первый стыковочный выступ (5a) и один второй стыковочный выступ (5b), которые образуют, соответственно, два различных горизонтальных уровня (12a, 13a, или 12b, 13b) в стыке (4), и которые располагаются, соответственно, между двумя гнёздами (40, 41, 42, 43, 45) двух валов (10, 11, 12), а также выполнены дополняющими друг друга.

2. Разъёмный корпус (1) по п. 1, отличающийся тем, что первый (2) и второй элемент (3) корпуса имеют, соответственно, ступень (8), соответствующую им и образующую один из стыковочных выступов (5a, 5b), в частности, имеют две ступени (8), соответствующие им и образующие стыковочный выступ (5a, 5b).

3. Разъёмный корпус (1) по п. 1 или 2, отличающийся тем, что гнёзда (40, 41, 42, 43, 45) для двух валов-шестерней (10, 11) располагаются по обеим сторонам гнезда (44, 45) для вала (102) большого колеса на элементах (2, 3) корпуса в стыке (4).

4. Разъёмный корпус (1) по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что в зависимости от размеров валов (10, 11, 102) и/или расположенных на валах (10, 11, 102) шестерней (101) и/или в зависимости от требования к монтажному пространству, устанавливается образованная посредством стыковочных выступов (5a, 5b) разница по высоте (18) двух различных горизонтальных уровней.

5. Разъёмный корпус (1) по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что первый и/или второй стыковочный выступ (5a, 5b) уплотнён с применением уплотняющего элемента (30), который имеет форму, соответствующую, главным образом, соответствующему стыковочному выступу (5a, 5b).

6. Разъёмный корпус (1) по любому из вышеприведённых пунктов, отличающийся тем, что уплотняющим элементом (30) является уплотняющий затвор (30), и/или уплотняющий элемент (30) изготовлен из металла, в частности, из алюминия.

7. Разъёмный корпус (1) по любому из вышеприведённых пунктов, отличающийся тем, что уплотняющий элемент (30) расположен над стыковочным выступом (5a, 5b), в частности, соединен с помощью винтов с элементами корпуса (2, 3) и/или установлен впотай в стыковочном выступе (5a, 5b), в частности, полностью закрывая стыковочный выступ (5a, 5b).

8. Разъёмный корпус (1) по любому из пп. 5-7, отличающийся тем, что на уплотняющем элементе (30) расположено уплотняющее устройство (31), в частности, уплотнительное кольцо (31) круглого сечения, причём, в частности, уплотняющее устройство (31) расположено аксиально в аксиальных, выполненных на элементах корпуса (2, 3) в зоне стыковочного выступа (5a, 5b), гнёздах (37, 38).

9. Разъёмный корпус (1) по любому из пп. 5-8, отличающийся тем, что уплотняющий элемент (30) имеет паз (36) или выступающий элемент (36), в котором или на котором расположено уплотнительное кольцо (31) круглого сечения, в частности, в которое вставлено уплотнительное кольцо круглого сечения (31), или на который задвинуто уплотнительное кольцо круглого сечения (31).

10. Разъёмный корпус (1) по любому из вышеприведённых пунктов, отличающийся тем, что первым (2) и вторым элементами (3) корпуса являются нижний кожух и верхний кожух корпуса (1) коробки передач, и/или что первый (2) и второй элемент (3) корпуса выровнены и/или центрированы посредством смещаемых относительно друг друга по вертикали плоскостей (9) ступеней, образованных стыковочными выступами (5a, 5b), и/или что первый (2) и второй элемент (3) корпуса соединены друг с другом с помощью штифтов (33) и/или соединены друг с другом с помощью винтов (32).

11. Разъёмный корпус (1) по любому из вышеприведённых пунктов, отличающийся тем, что разъёмный корпус (1) имеет третий элемент (6) корпуса, соединенный с первым элементом (2) корпуса или со вторым элементом (3) корпуса посредством дополнительного, в частности, не имеющего ступени, стыка (7), в частности, этим третьим элементом (6) является крышка, первым элементом (2) корпуса является нижний кожух, а вторым элементом (3) корпуса является верхний кожух разъёмного корпуса (1), причём этот третий элемент (6) корпуса соединён со вторым элементом (3) корпуса посредством дополнительного, в частности, не имеющего ступени, стыка (7).

12. Разъёмный корпус (1) по любому из вышеприведённых пунктов, отличающийся тем, что коробка передач (100) имеет, по меньшей мере, два дополнительных вала-шестерни (20, 21), находящихся в зацеплении с большим колесом (101) или с дополнительным большим колесом, в частности, по меньшей мере, два дополнительных вала-шестерни (20, 21) расположены в гнёздах (46, 47, 48, 49) на втором и третьем элементе (3, 6) корпуса в дополнительном, в частности, не имеющем ступени, стыке (7).

13. Разъёмный корпус (1) по п. 12, отличающийся тем, что стыковочные выступы (5a, 5b) выполнены в стыке (4) таким образом, а дополнительный стык (7) выполнен в виде не имеющего ступени стыка таким образом, что расположенные на элементах (2, 3, 6) корпуса в стыках (4, 7) гнёзда (40, 41, 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49), по меньшей мере, двух и, по меньшей мере, двух дополнительных валов-шестерней (10, 11, 20, 21) образуют трапецию (19), в частности, гнёзда (40, 41, 42, 43), по меньшей мере, двух валов-шестерней (10, 11) и гнёзда (46, 47, 48, 49), по меньшей мере, двух дополнительных валов-шестерней (20, 21) образуют, соответственно, основные стороны (22, 23) трапеции (19).

14. Гидравлическая система (103), в частности, турбина, турбокомпрессор, многоступенчатый компрессор коробки передач или насос, с разъёмным корпусом (1) по любому из пп. 1-13 и с установленной в разъёмном корпусе (1) коробкой передач (100) с валом (102) большого колеса и, по меньшей мере, с двумя валами-шестернями (10, 11), находящимися в зацеплении с расположенным на валу (102) большого колеса большим колесом (101), причём, по меньшей мере, два вала-шестерни (10, 11) и вал (102) большого колеса установлены в гнёздах (40, 41, 42, 43, 44, 45) на элементах (2, 3) корпуса в стыке (7).



 

Похожие патенты:

Система предназначена для центрирования гидромашины на элементе трансмиссии. Система содержит элемент трансмиссии транспортного средства и гидромашину для обеспечения гидростатической трансмиссии в транспортном средстве, причем элемент трансмиссии содержит: основной корпус, определяющий внутренний объем, и выходной вал, расположенный во внутреннем объеме и установленный с возможностью вращения относительно основного корпуса с помощью подшипников, причем выходной вал определяет осевое направление, а гидромашина содержит корпус машины и вал машины, при этом корпус машины неподвижно установлен на основном корпусе, при этом корпус машины содержит осевой фланец, выполненный с возможностью взаимодействия с механически обработанной поверхностью основного корпуса для обеспечения соосности выходного вала и вала машины.

Изобретение может быть использовано для выпуска текучей среды, такой как масло, содержащееся в корпусе двигателя или трансмиссии. Сливная пробка (1) выполнена с возможностью ввинчивания во внутреннюю резьбу сливного отверстия, расположенного в корпусе, содержащем текучую среду.

Изобретение относится к конструкции картеров для гидравлических машин. Гидравлическая система (4) содержит гидромашину (42), картер (110) и вспомогательные компоненты оснащения гидромашины (42).

Изобретение относится к механизму передачи мощности транспортного средства. Механизм передачи мощности содержит первый вал с первой шевронной шестерней, второй вал со второй и третью шевронной шестернями, третий вал с четвертой шевронной шестерней.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям редукторов газотурбинных двигателей. Вращающийся узел включает в себя передаточный механизм и систему распределения масла, обеспечивающую подачу масла к передаточному механизму для его смазывания.

Изобретение относится к системе смазки в транспортных средствах. Гибридное транспортное средство содержит двигатель; первую роторную машину; первый и второй масляные насосы, а также первый подводящий канал, соединенный со стороной нагнетания первого масляного насоса.

Изобретение относится к автоматической коробке передач транспортного средства. Автоматическая коробка передач содержит множество устройств зацепления и множество планетарных редукторов.

Изобретение относится к транспортным средствам. Система привода транспортного средства содержит двигатель, имеющий первое масло; трансмиссию, имеющую второе масло, и теплообменник, осуществляющий теплообмен между первым маслом и вторым маслом.

Изобретение относится к двухпоточной трансмиссии танка. В дополнительный привод механизма поворота двухпоточной трансмиссии танка устанавливаются униполярные генератор постоянного тока с блоком управления его возбуждением и электродвигатель с питанием от униполярного генератора постоянного тока и дополнительно введены потенциометр и два концевых выключателя, механически связанные со штурвалом управления поворотом танка, выключатель подключения потенциометра к бортовой сети танка, два контактора, с двумя нормально разомкнутыми контактами каждый, включенными перекрестно в электросеть питания, блокировочный фрикцион дополнительного привода поворота танка, электромагнит управления блокировочным фрикционом, подключенным к выходам концевых выключателей, связанных со штурвалом управления поворотом танка, емкостной накопитель электрической энергии, блоки управления емкостным накопителем, электротермохимической пушкой и электродинамической защитой.

Изобретение относится к трансмиссии гусеничной машины. В трансмиссию гусеничной машины дополнительно устанавливаются электрические тормоза между бортовыми коробками передач и бортовыми редукторами, представляющие собой электрические обратимые машины, имеющие статоры и якоря, блок управления возбуждением электрических тормозов, силовой блок переключения, блок емкостных накопителей и задающие потенциометры, механически связанные с педалью подачи топлива в двигатель машины, педалью остановочных тормозов и рычагами управления поворотом гусеничной машины.

Система предназначена для центрирования гидромашины на элементе трансмиссии. Система содержит элемент трансмиссии транспортного средства и гидромашину для обеспечения гидростатической трансмиссии в транспортном средстве, причем элемент трансмиссии содержит: основной корпус, определяющий внутренний объем, и выходной вал, расположенный во внутреннем объеме и установленный с возможностью вращения относительно основного корпуса с помощью подшипников, причем выходной вал определяет осевое направление, а гидромашина содержит корпус машины и вал машины, при этом корпус машины неподвижно установлен на основном корпусе, при этом корпус машины содержит осевой фланец, выполненный с возможностью взаимодействия с механически обработанной поверхностью основного корпуса для обеспечения соосности выходного вала и вала машины.

Изобретение относится к механизму передачи мощности транспортного средства. Механизм передачи мощности содержит первый вал с первой шевронной шестерней, второй вал со второй и третью шевронной шестернями, третий вал с четвертой шевронной шестерней.

Изобретение относится к коробке передач автомобиля, содержащей масляный картер (7), камеру (11) сцепления, а также расположенную между масляным картером (7) и камерой (11) сцепления вентиляционную камеру (10).

Изобретение относится к области рельсового транспорта. Вентиляционное устройство масляного бака для узла тормоза с гидравлическим приводом трамвайного вагона содержит вентиляционную пробку, уплотнительное кольцо, газопроводный канал и газопроводную трубку.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам крутящего момента от турбины высокого давления ЦКП и кинематически соединенные с ней редукторы приводов КДА и КСА.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к ролико-винтовым редукторам. Способ сборки инвертированного ролико-винтового редуктора (ИРВР) включает нижеследующую последовательность действий.

Изобретение относится к машиностроению, а именно механическим передачам. Фрикционная планетарная передача содержит кольцо с внутренней рабочей поверхностью.

Изобретение относится к конструкции для монтажа кольцевого зубчатого колеса. Монтажная конструкция для кольцевого зубчатого колеса выполнена таким образом, что кольцевое зубчатое колесо (10) сажается на поддерживающий участок (8), и кольцевое зубчатое колесо (10) упирается в стопорный участок (11), который выступает от одного концевого участка внешней периферийной поверхности (9) в направлении оси вращения кольцевого зубчатого колеса (10).

Группа изобретений относится к вариантам коробки передач с двойным сцеплением. Коробки передач с двойным сцеплением содержат два подводящих вала и два ведущих вала, посредством которых осуществляется семь передач (D1, D2, D3, D4, D5, D6, D7) переднего хода и передача (R) заднего хода.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Планетарная коробка передач с наружным расположением тормозной муфты обеспечивает переключение передач без изменения зацепления всех шестерней.

Газоперекачивающий агрегат содержит технологические блоки, имеющие технологические трубопроводы с разъемным соединением для внешнего подключения технологических блоков между собой и/или оборудованием газоперекачивающего агрегата.
Наверх