Резьбовое соединение деталей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в соединениях высоконагруженных элементов. Резьбовое соединение деталей содержит первую деталь с резьбовым отверстием, вторую деталь со сквозным отверстием, шпильку, первую пружину, вторую пружину, шайбу, гайку. В первой детали и второй детали выполнены соосные отверстия, причем отверстие во второй детали выполнено сквозным и имеет диаметр больший, чем диаметр отверстия в первой детали. Отверстие в первой детали выполнено резьбовым. Шпилька установлена в отверстия первой и второй деталей. Одним концом шпилька ввинчена в отверстие первой детали, а на втором конце шпильки навинчена гайка. Между гайкой и второй деталью установлена шайба. В сквозном отверстии второй детали на шпильке соосно установлены первая пружина и вторая пружина. Пружины выполнены с одинаковым шагом витка, диаметром проволоки и разными наружными диаметрами, причем первая пружина имеет больший наружный диаметр, чем наружный диаметр второй пружины. Первая пружина вкручена во вторую пружину. Средняя часть шпильки, находящаяся в сквозном отверстии второй детали, выполнена без резьбы. Технический результат заключается в повышении прочности резьбового соединения в поперечном направлении и достижении самоцентровки соединяемых деталей относительно шпильки. 4 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в соединениях высоконагруженных элементов.

Известно «Резьбовое соединение конструктивных элементов» [RU 154681, опубликовано 27.08.2015, МПК F16B 39/30 (2006.01)]. Резьбовое соединение конструктивных элементов включает соединяемые конструктивные элементы и стягивающий их упругий ввертный болт, размещенный в соответствующих отверстиях соединяемых конструктивных элементов. Болт имеет на нарезном конце трапецеидальную резьбу, а головка болта выполнена с увеличенной опорной поверхностью, при этом твердость материала болта выше твердости материла сопряженного с ним конструктивного элемента.

Известно «Резьбовое соединение деталей» [RU 2399801, опубликовано 20.09.2010, МПК F16B 5/02 (2006.01)], содержащее соединяемые детали и шайбу, имеющие соосные отверстия, а также резьбовой стержень, установленный в этих отверстиях, и элементы для обеспечения взаимодействия концов этого стержня с соединяемыми деталями и прижатия их друг к другу. Резьбовой стержень установлен в отверстии одной из соединяемых деталей с большим зазором, чем в отверстии другой детали. Указанная шайба установлена между соединяемыми деталями, при этом, по меньшей мере, поверхность этой шайбы, контактирующая с той из соединяемых деталей, в отверстии которой резьбовой стержень установлен с большим зазором, снабжена заостренным зубом, расположенным по спиральной линии, витки которой закручены вокруг центра отверстия шайбы. Материал указанной шайбы имеет более высокую твердость, чем материал детали в месте контакта с поверхностью шайбы, снабженной заостренным зубом.

Указанные технические решения не обеспечивают равнопрочность резьбового соединения и обладают сложностью конструкции.

Наиболее близким по технической сущности является соединение шпилькой [«Резьбовые соединения: Учебно-методическое пособие», Волжанова О.А. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 63 с., стр. 36-37, рис. 30, электронная версия по ссылке http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/10034/2012627new.pdf] Шпилька представляет собой стержень, имеющий резьбу на обоих концах. Одним концом шпилька на всю длину резьбы ввинчивается в глухое (несквозное) отверстие с резьбой в детали 1. На другой конец навинчивают гайку, под которую подкладывают шайбу. Таким образом, прижимают друг к другу скрепляемые детали.

Данное техническое решение обладает недостаточной прочностью в поперечном направлении резьбового соединения, а также наличие зазора между шпилькой и закрепляемой деталью может привести к смещению деталей.

Технической проблемой, которую решает предлагаемое изобретение, является создание равнопрочного во всех направлениях и простого по конструкции резьбового соединения деталей.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении прочности резьбового соединения в поперечном направлении и достижении самоцентровки соединяемых деталей относительно шпильки.

Сущность предлагаемого резьбового соединения деталей заключается в том, что оно содержит первую деталь, вторую деталь, в которых выполнены соосные отверстия, отверстие во второй детали выполнено сквозным и имеет диаметр больший, чем диаметр резьбового отверстия в первой детали, шпильку, имеющую резьбу на обоих концах, установленную в отверстия первой и второй деталей. Одним концом шпилька ввинчена в отверстие первой детали, а на втором конце шпильки навинчена гайка, причем между гайкой и второй деталью установлена шайба.

Новым в предлагаемом изобретении является то, что в сквозном отверстии второй детали на шпильке установлен витой элемент, выполненный из проволоки в виде двух пружин разного наружного диаметра с одинаковым шагом витка и диаметром проволоки, вкрученных друг в друга, причем диаметр отверстия во второй детали, диаметр шпильки и диаметр проволоки выбирают из соотношения:

dшп+4dпрв>dотв>dшп+3dпрв, где

dотв - диаметр отверстия во второй детали,

dшп - диаметр шпильки,

dпрв - диаметр проволоки,

кроме того часть шпильки, расположенная в сквозном отверстии второй детали, выполнена без резьбы.

На Фиг. 1 изображено резьбовое соединение деталей в разрезе в незатянутом состоянии.

На Фиг. 2 изображено резьбовое соединение деталей в разрезе в затянутом состоянии.

На Фиг. 3 изображено резьбовое соединение деталей в аксонометрической проекции в незатянутом состоянии.

На Фиг. 4 изображено резьбовое соединение деталей в аксонометрической проекции в затянутом состоянии.

Резьбовое соединение деталей содержит первую деталь (1), с резьбовым отверстием (2), вторую деталь (3), со сквозным отверстием (4), шпильку (5), первую пружину (6), вторую пружину (7), шайбу (8), гайку (9).

В первой детали (1) и второй детали (3), выполнены соосные отверстия (2) и (4), причем отверстие (4) во второй детали (3) выполнено сквозным и имеет диаметр больший, чем диаметр отверстия (2) в первой детали (1). Отверстие (2) в первой детали (1) выполнено резьбовым. Шпилька (5), установлена в отверстия (2), (4) первой и второй деталей (1), (3). Одним концом шпилька (5) ввинчена в отверстие (2) первой детали (1), а на втором конце шпильки (5) навинчена гайка (9). Между гайкой (9) и второй деталью (3) установлена шайба (8). В сквозном отверстии (4) второй детали (3) на шпильке (5) соосно установлены первая пружина (6) и вторая пружина (7). Пружины (6), (7) выполнены с одинаковым шагом витка, диаметром проволоки и разными наружными диаметрами, причем первая пружина (6) имеет больший наружный диаметр, чем наружный диаметр второй пружины (7). Первая (внутренняя) пружина (6) вкручена во вторую (внешнюю) пружину (7). Средняя часть шпильки (5), находящаяся в сквозном отверстии (3) второй детали (4), выполнена без резьбы.

Монтаж резьбового соединения осуществляется следующим образом.

Одним концом шпилька (5) на всю длину резьбы ввинчивается в резьбовое отверстие (2) первой детали (1). В отверстие (4) второй детали (3) вставляют витой элемент. Витой элемент собран из первой и второй пружин (6), (7) при условии одинакового шага витка пружин (6), (7) и одинакового диаметра проволоки, причем наружный диаметр первой (внутренней) пружины (6) должен быть больше внутреннего диаметра второй (внешней) пружины (7), чтобы обеспечить вкручивание первой пружины (6) во вторую пружину (7). На шпильку (5) надевают вторую деталь (3) с витым элементом. На второй конец шпильки (5) навинчивают гайку (9), под которую подкладывают шайбу (8).

В момент затяжки гайки (9) происходит заполнение объема между шпилькой (5) и отверстием (4) второй детали (3), что компенсирует допуск на центровку деталей (1), (3) относительно шпильки (5). Заполнение объема происходит в результате деформации двух пружин (6), (7). В момент затяжки гайки (9) пружины (6), (7) воздействуют друг на друга, результатом чего является изменение их диаметров в радиальном направлении. Первая (внутренняя) пружина (6) уменьшается в диаметре, до размера при котором внутренний диаметр пружины (6) станет равным диаметру шпильки (5) (dшп). Вторая (внешняя) пружина (7) увеличивается в диаметре, до размера при котором ее наружный диаметр станет равным диаметру отверстия (4) (dотв). Схематично на фигурах 1 и 2 изображено изменение положения пружин (6), (7) при затяжке соединения.

Для обеспечения оптимального заполнения объема пружинами диаметры отверстия (4), диаметр шпильки (5) и диаметр проволоки пружин (6), (7) (dпрв) выбирают в соответствии со следующей зависимостью:

dшп+4dпрв>dотв>dшп+3dпрв.

Внутренние диаметры первой d1пр и второй d2пр пружин (6), (7) можно выбрать из следующих диапазона:

d1пр≥dшп, 15d1пр≥d2пр≥d1пр.

Шаг первой и второй пружин (6), (7) (Н) выбирают в интервале

1,7dпрв≥Н≥1,3dпрв

А высоту пружин Lпр относительно высоты детали со сквозным отверстием Lотв: 1,3Lотв≥Lпр≥1,1Lотв.

Таким образом, происходит выборка зазоров при помощи пружин (6), (7), приводящая к компенсации несоосности отверстия второй детали (3) относительно шпильки (5).

При затяжке соединения до упора, за счет деформаций первой и второй пружин (6), (7), исключается радиальный зазор между отверстием (4) второй детали (3) и шпилькой (5), в результате чего получается соединение, близкое по нагрузоспособности резьбовому соединению без зазора. При этом увеличивается допускаемая поперечная нагрузка.

По результатам испытаний допускаемая поперечная нагрузка на резьбовое соединение увеличивается в 2-4 раза по сравнению с прототипом. Кроме того существенно снижаются требования к точности выполнения межцентровых расстояний при выполнении нескольких точек соединений за счет компенсации пружинами допусков на координаты совмещаемых отверстий. Таким образом достигается заявляемый технический результат.

Резьбовое соединение деталей, содержащее первую деталь, вторую деталь, в которых выполнены соосные отверстия, причем отверстие во второй детали выполнено сквозным и имеет диаметр больший, чем диаметр резьбового отверстия в первой детали, шпильку, имеющую резьбу на обоих концах, установленную в отверстия первой и второй деталей, причем одним концом шпилька ввинчена в отверстие первой детали, а на втором конце шпильки навинчена гайка, причем между гайкой и второй деталью установлена шайба, отличающееся тем, что в сквозном отверстии второй детали на шпильке установлен витой элемент, выполненный из проволоки в виде двух пружин разного наружного диаметра с одинаковым шагом витка и диаметром проволоки, вкрученных друг в друга, причем диаметр отверстия во второй детали, диаметр шпильки и диаметр проволоки выбирают из соотношения

dшп + 4dпрв > dотв > dшп + 3dпрв,

где dотв - диаметр отверстия во второй детали,

dшп - диаметр шпильки,

dпрв - диаметр проволоки,

кроме того часть шпильки, расположенная в сквозном отверстии второй детали, выполнена без резьбы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Компенсатор для создания соединения между первым и вторым компонентами рамы содержит основание с зажимом для зацепления с первым компонентом рамы, удлиняющий элемент, соединенный с основанием, и втулку.

Изобретение относится к электропроводящей крепежной детали для установки типа самолета и направлено на повышение токопроводимости соединения. Металлическая крепежная деталь, предназначена для сборки с натягом, по меньшей мере, двух элементов конструкции, содержащих сквозное отверстие.

Изобретение относится к способу закрепления конструктивного элемента на базовом элементе и направлено на повышение силы удержания крепежного элемента в глухом отверстии при заданной глубине.

Предлагаемый узел резьбового соединения относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов.

Предлагаемый узел резьбового соединения относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов.

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, выполненных из материалов с разными коэффициентами теплового расширения, и может быть использовано в различных отраслях техники, включая конструкции высокоскоростных летательных аппаратов.

Изобретение относится к устройству для удержания подшипника относительно неподвижного корпуса. В частности, но не исключительно, изобретение относится к устройству, предназначенному для удержания подшипника, который поддерживает вращающийся вал (например, карданный вал) относительно шасси транспортного средства.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки. Болтовое соединение деталей содержит болты, которые гладкими участками установлены в отверстия первой детали с зазором, охватываемые отверстиями второй детали.

Изобретение относится к механическим соединениям, обеспечивающим соединения вместе деталей, изготовленных из термоструктурного композиционного материала. Техническим результатом является обеспечение надежности соединения при термических воздействиях на соединяемые детали.

Изобретение относится к механическим соединениям, обеспечивающим соединения вместе деталей, изготовленных из термоструктурного композиционного материала. Техническим результатом является обеспечение надежности соединения при термических воздействиях на соединяемые детали.
Наверх