Двигательная установка для воздушного судна

Изобретение относится к турбореактивным двигателям. Двигательная установка содержит гондолу. Гондола содержит верхнюю по потоку конструкцию (9), содержащую воздухозаборник (11), содержащий кромку (15) воздухозаборника и рамку (17) кромки воздухозаборника, образующие камеру (19) воздухозаборника. Верхняя по потоку конструкция выполнена с возможностью поступательного движения вдоль оси, параллельной продольной оси гондолы, попеременно между закрытым положением и открытым положением, обеспечивающим возможность доступа к турбореактивному двигателю. Двигательная установка также содержит по меньшей мере одно устройство (25) блокировки/разблокировки, содержащее средства для блокировки и разблокировки верхней по потоку конструкции. Средства блокировки и разблокировки прикреплены к рамке (17) кромки воздухозаборника и к верхнему по потоку фланцу (29) турбореактивного двигателя. Изобретение упрощает конструкцию и увеличивает прочность. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Настоящее изобретение относится к двигательной установке для воздушного судна, содержащей гондолу с подвижной верхней по потоку конструкцией.

Воздушное судно приводится в движение одной или более двигательными установками, содержащими турбореактивный двигатель, расположенный в трубчатой гондоле. Каждая двигательная установка прикреплена к воздушному судну посредством стойки расположенной, по существу, под крылом или фюзеляжем.

Гондола, в целом, имеет, по существу, трубчатую конструкцию, содержащую: верхний по потоку участок, образующий воздухозаборник; средний участок, предназначенный для охватывания вентилятора турбореактивного двигателя; нижний по потоку участок, выполненный с возможностью вмещения средств реверса тяги и предназначенный для охватывания камеры сгорания турбореактивного двигателя, и выпускное сопло, которым, по существу, оканчивается гондола и чье выходное отверстие расположено ниже по потоку от турбореактивного двигателя.

В настоящем изобретении направления "вверх по потоку" и "вниз по потоку" определены относительно направления потока воздуха в работающей двигательной установке в режиме прямой струи, в котором воздухозаборник расположен выше по потоку относительно выпускного сопла, которое расположено внизу по потоку.

Работы по техническому обслуживанию турбореактивного двигателя требуют возможности легкого доступа к турбореактивному двигателю. Для этого упомянутая гондола, в целом, имеет два отверстия, расположенные на боковой стенке среднего участка гондолы, на обоих сторонах стойки, соединяющей турбореактивный двигатель с воздушным судном.

Каждое из этих двух отверстий может быть закрыто посредством двух полукожухов, установленных с возможностью поворота относительно оси, по существу, параллельной продольной оси упомянутой гондолы.

Эти полукожухи могут быть перемещены между закрытым положением, в котором они закрывают упомянутые отверстия гондолы, и открытым положением, в котором они не закрывают упомянутые отверстия гондолы и, тем самым, обеспечивают возможность доступа к турбореактивному двигателю для осуществления работ по техническому обслуживанию. Удержание этих полукожухов в открытом положении может быть осуществлено посредством опорной ножки.

Недостаток такого вида кожуха состоит в том, что доступ к турбореактивному двигателю ограничен наличием опорной ножки, удерживающей полукожухи в открытом положении. Кроме того, в любое время при выполнении технического обслуживания может случиться неожиданное закрытие этого кожуха, что представляет собой значительную опасность для механиков.

Для преодоления этих недостатков, технические решения уровня техники, как например описанные в патентном документе FR2930763, содержат гондолу, чьи верхний по потоку и средний участки образуют единую сборку, которая может быть расположена на рельсах, установленных на турбореактивном двигателе, в нижнем по потоку закрытом положении, в котором совместно с нижней по потоку конструкцией гондолы обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы; и верхнем по потоку открытом положении, обеспечивающем доступ к турбореактивному двигателю для выполнения работ по техническому обслуживанию.

Удерживание верхней по потоку конструкции гондолы в закрытом положении обеспечено посредством стойки, прикрепляющей двигательную установку к воздушному судну посредством множества крюков, выполненных с возможностью взаимодействия с соответствующими элементами на упомянутой стойке.

Перемещение верхней по потоку конструкции гондолы из ее нижнего по потоку закрытого положения в ее верхнее по потоку открытое положение осуществляют в два этапа. Сначала механик размыкает упомянутые крюки, затем открывает множество рукояток, которые в своем открытом положении обеспечивают возможность немного повернуть упомянутый кожух для освобождения крюков от упомянутых элементов стойки, с которыми они взаимодействуют.

После выполнения поворота упомянутого поворота может быть осуществлено перемещение верхней по потоку конструкции в направлении вверх по потоку.

Такой тип конструкции преимущественно обеспечивает возможность более легкого и безопасного доступа механика к турбореактивному двигателю.

Тем не менее, первый ее недостаток заключается в том, что процесс разблокировки является долгим и сложным.

Второй ее недостаток заключается в том, что такой тип конструкции является хрупким из-за значительных аэродинамических сил, образующихся во время полета в области рядом с кромкой воздухозаборника гондолы, в области не соединенной с остальной частью двигательной установки.

Решение упомянутой проблемы хрупкости конструкции может заключаться в выполнении дополнительных продольных балок, расположенных по всей длине верхней по потоку конструкции гондолы.

Такое решение является удовлетворительным с конструктивной точки зрения конструкции, поскольку наличие балок обеспечивает возможность воспринимать аэродинамические силы, образующиеся на кромке воздухозаборника гондолы. Тем не менее, такие балки значительно увеличивают массу гондолы и, таким образом, их наличие не является приемлемым.

Настоящее изобретение направлено на преодоление упомянутых недостатков и относится к двигательной установке для воздушного судна, содержащей гондолу, в которой расположен турбореактивный двигатель, причем упомянутая гондола содержит:

- нижнюю по потоку конструкцию, и

- верхнюю по потоку конструкцию, расположенную выше по потоку от нижней по потоку конструкции, при этом упомянутая верхняя по потоку конструкция содержит:

- воздухозаборник, имеющий кромку воздухозаборника, образующую передний край гондолы;

- рамку кромки воздухозаборника, образующую кольцевую перегородку, отделяющую кромку воздухозаборника от остальной части гондолы и совместно с кромкой воздухозаборника образующую камеру воздухозаборника,

причем верхняя по потоку конструкция выполнена подвижной с возможностью выполнения смещения вдоль оси, по существу, параллельной продольной оси гондолы, между закрытым положением, в котором она обеспечивает аэродинамическую непрерывность с нижней по потоку конструкцией гондолы, и открытым положением, в котором открыт проход внутрь гондолы, для обеспечения возможности по меньшей мере частичного доступа к турбореактивному двигателю,

упомянутая двигательная установка дополнительно содержит по меньшей мере одно устройство блокировки/разблокировки, выполненное с возможностью попеременно обеспечивать и предотвращать перемещение верхней по потоку конструкции относительно нижней по потоку конструкции и содержащее средства блокировки и разблокировки верхней по потоку конструкции гондолы турбореактивного двигателя,

следует отметить, что в упомянутой установке средства блокировки и разблокировки прикреплены к рамке кромки воздухозаборника и верхнему по потоку фланцу турбореактивного двигателя.

Таким образом обеспечивается возможность сопротивления гондолы аэродинамическим нагрузкам, образующихся на кромке воздухозаборника, вследствие наличия устройства блокировки/разблокировки, содержащего средства блокировки и разблокировки верхней по потоку конструкции гондолы, выполненной подвижной с возможностью выполнения смещения относительно турбореактивного двигателя, расположенные на рамке кромки воздухозаборника и верхнем по потоку фланце турбореактивного двигателя. Наличие средств блокировки и разблокировки на верхнем по потоку участке гондолы обеспечивает осевое закрепление и точное радиальное позиционирование верхней по потоку конструкции гондолы относительно турбореактивного двигателя, что позволяет избежать или ограничить аэродинамические потери между кромкой воздухозаборника и турбореактивным двигателем.

Кроме того, крепление средств блокировки и разблокировки непосредственно к рамке кромки воздухозаборника, образующей кольцевую перегородку, отделяющую кромку воздухозаборника от остальной части гондолы, а не к самой кромке воздухозаборника, обеспечивает существенное увеличение жесткости крепления верхней по потоку конструкции гондолы турбореактивного двигателя по меньшей мере в радиальном направлении.

Кроме того, настоящее изобретение преимущественно обеспечивает отсутствие необходимости наличия продольных балках, расположенных вдоль верхней по потоку конструкции гондолы, характерных для решений уровня техники. Отсутствие необходимости в продольных балках, расположенных вдоль верхней по потоку конструкции гондолы обеспечивает возможность значительного снижения массы гондолы относительно решений уровня техники.

Кроме того, безопасность устройства разблокировки/блокировки повышена за счет того, что средства разблокировки и блокировки расположены выше по потоку от кожуха вентилятора, в области вне зоны досягаемости лопаток вентилятора в случае их разрушения и вне горячей зоны. Таким образом, вероятность неожиданной разблокировки верхней по потоку конструкции гондолы во время полета (что может иметь катастрофические последствия) значительно снижена по сравнению с решениями уровня техники.

Средства блокировки и разблокировки согласно настоящему изобретению содержат:

- упор, закрепленный на верхнем по потоку фланце турбореактивного двигателя, и

- блокирующий крюк, прикрепленный к верхней по потоку конструкции гондолы и выполненный с возможностью передвижения между положением блокировки, в котором он взаимодействует с упомянутым упором с обеспечением фиксации верхней по потоку конструкции гондолы в закрытом положении, и положением разблокировки, в котором обеспечено высвобождение упомянутого упора с обеспечением возможности изменения положения передней конструкции гондолы с ее закрытого положения на ее открытое положение.

Устройство блокировки/разблокировки согласно настоящему изобретению содержит средства для приведения в действие средств блокировки и разблокировки, включающие в себя тягу управления, один из концов которой соединен с блокирующим крюком, форма которого обеспечивает возможность перемещения блокирующего крюка поочередно между его положением блокировки и положением разблокировки.

Кроме того, средства блокировки и разблокировки содержат соответствующий предохранительный фиксатор, образующий предохранительный стопор блокирующего крюка для удержания блокирующего крюка в его блокирующем положение, что преимущественно обеспечивает повышение надежности блокировки/разблокировки и, следовательно, позволяет избежать неожиданного открытия верхней по потоку конструкции гондолы во время полета воздушного судна, что может иметь катастрофические последствия.

Кроме того, тяга управления содержит средства для перемещения предохранительного фиксатора между положением блокировки, в котором упомянутый фиксатор взаимодействует с блокирующим крюком, и положением разблокировки, в котором упомянутый фиксатор высвобождает блокирующий крюк.

Тяга управления предпочтительно выполнена с возможность воздействия и на блокирующий крюк и на блокирующий фиксатор.

В частности, средства для перемещения предохранительного фиксатора попеременно между его положением блокировки и его положением разблокировки содержат палец управления предохранительного фиксатора, прикрепленный к тяге управления, причем упомянутый палец также соединен с предохранительной тягой так, что обеспечена возможность приведения в движение предохранительного фиксатора в течение заданного рабочего хода тяги управления попеременно между его положением блокировки и его положением разблокировки.

Таким образом, кинематическая схема разблокировки верхней по потоку конструкции гондолы сильно упрощена по сравнению с решениями уровня техники, поскольку, когда устройство блокировки/разблокировки находится в положении блокировки, перемещение тяги управления сначала обеспечивает разблокировку предохранительного фиксатора с последующим высвобождением блокирующего крюка; и затем, при дальнейшем движении тяги управления, обеспечивается перемещение упомянутого крюка из его положения блокировки в его положение разблокировки, для обеспечения возможность перемещения верхней по потоку конструкции гондолы для обеспечения возможности выполнения работ по техническому обслуживанию турбореактивного двигателя.

Палец управления предохранительного фиксатора предпочтительно установлен на направляющей, расположенной внутри опоры, прикрепленной к верхней по потоку конструкции гондолы, обеспечивая опору для устройства блокировки/разблокировки в случае поломки тяги управления. Таким образом, даже в случае разрушения тяги управления средства блокировки и разблокировки не разрушаются, и тяга управления предохранительного фиксатора может быть перемещена механиком вручную.

Предохранительный фиксатор опционально может содержать упругие средства, обеспечивающие возврат предохранительного фиксатора в положение блокировки.

Установка устройства блокировки/разблокировки дополнительно упрощена за счет того, что блокирующий крюк и предохранительный фиксатор установлены с возможностью поворота вокруг осей, по существу, параллельных оси, поперечной по отношению к продольной оси гондолы.

Кроме того, средства приведения в действие содержат рукоятку управления, непосредственно доступную снаружи гондолы и предназначенную для приведения в движение тяги управления.

Такая рукоятка, непосредственно доступная снаружи гондолы, непосредственно обеспечивает блокировку и разблокировку блокирующего крюка без необходимости разборки участка гондолы.

Таким образом обеспечен значительно более легкий доступ к турбореактивному двигателю при проведении технического обслуживания в сравнении с решениями уровня техники, а также отсутствует необходимость в отделении нижней по потоку конструкции для обеспечения доступа к устройству блокировки/разблокировки верхней по потоку конструкции.

Прочие признаки, задачи и преимущества настоящего изобретения раскрыты более подробно посредством нижеследующего описания и приложенных чертежей, на которых:

- на фиг. 1 показана двигательная установка согласно настоящему изобретению, при этом нижняя по потоку конструкция гондолы не показана;

- на фиг. 2 и фиг. 3 показана гондола двигательной установки согласно настоящему изобретению соответственно в закрытом положении и открытом положении, в котором верхняя по потоку конструкция гондолы сдвинута в направлении вверх по потоку гондолы, при этом нижняя по потоку конструкция гондолы также не показана;

- на фиг. 4 показано частичное продольное сечение верхней по потоку конструкции гондолы в закрытом положении и области турбореактивного двигателя, расположенных друг напротив друга;

- на фиг. 5-7 показана кинематическая схема открытия верхней по потоку конструкции гондолы;

- на фиг. 8 показана кинематическая схема поворота ручки управления.

Следует отметить, что в описании и формуле изобретения признаки «верхний по потоку» и «нижний по потоку» относятся к направлению движения потока воздуха внутри двигательной установки, образованной турбореактивным двигателем и гондолой, а именно направлению слева направо на фиг. 1-7.

Аналогичным образом, признаки «внутренний» и «наружный» используются неограничивающим образом в отношении радиальной удаленности от продольной оси гондолы, при этом признак «внутренний» определяет область, расположенную радиально ближе к продольной оси гондолы, в противоположность признаку «наружный».

Кроме того, для большей ясности описания и формулы изобретения признаки «продольный», «вертикальный» и «поперечный» соответствуют неограничивающим образом направлениям осевого триэдра L, V, Т, показанного на чертежах, причем продольная ось L параллельна продольной оси 21 гондолы, показанной на фиг. 3.

Кроме того, одинаковые или аналогичные цифровые обозначения на всех чертежах соответствуют деталям или группам одинаковых или аналогичных деталей.

На фиг. 1 схематично показана двигательная установка согласно настоящему изобретению, при этом нижняя по потоку конструкция гондолы не показана.

Двигательная установка 1 согласно настоящему изобретению содержит гондолу 3, в которой расположен турбореактивный двигатель 5. Двигательная установка 1 выполнена с возможностью крепления к крылу или фюзеляжу воздушного судна посредством стойки 7.

Гондола 3 содержит верхнюю по потоку конструкцию 9 и нижнюю по потоку конструкцию и выполнена с возможностью вмещения средств реверса тяги (не показаны на чертежах), которые расположены непосредственно ниже по потоку от верхней по потоку конструкции 9.

Верхняя по потоку конструкция 9 гондолы 3 содержит воздухозаборник 11, продолжающийся в направлении вниз по потоку кольцевым кожухом 13.

Воздухозаборник 11 содержит кромку 15 воздухозаборника, образующую переднюю кромку гондолы, и рамку 17 кромки воздухозаборника, образующую совместно с кромкой воздухозаборника камеру 19 воздухозаборника (рамка 17 и упомянутая камера 19 показаны на фиг. 4).

Рамка 17 кромки воздухозаборника выполнена в форме перегородки, например, кольцевой. Эта кольцевая перегородка расположена непосредственно ниже по потоку от кромки 15 воздухозаборника, таким образом, рамка 17 образует первую перегородку, обращенную в гондоле в направлении от кромки 15 воздухозаборника при перемещении гондолы в направлении вниз по потоку. То есть, рамка 17 кромки воздухозаборника выполнена в форме кольцевой перегородки, отделяющей кромку 15 воздухозаборника (образующую переднюю кромку гондолы) от остальной части воздухозаборника 11 гондолы.

На фиг. 2 и 3 показана гондола 3 соответственно в закрытом положении и открытом положении, которое обеспечивает возможность вскрытия турбореактивного двигателя и проведения работ по его техническому обслуживанию.

Верхняя по потоку конструкция 9 гондолы выполнена с возможность перемещения вдоль оси, по существу, параллельной продольной оси 21 гондолы. Перемещение верхней по потоку конструкции 9, например, может быть обеспечено посредством рельсовой/направляющей системы известного из уровня техники типа, содержащей множество рельсов 23, опирающихся на турбореактивные двигатель, например, четыре рельса, равноудалено расположенные на периферии турбореактивного двигателя, при этом упомянутые рельсы выполнены с возможностью взаимодействия с направляющими, установленными на верхней по потоку конструкции гондолы.

Верхняя по потоку конструкция выполнена с возможностью перемещения между нижним по потоку закрытым положением, в котором она обеспечивает аэродинамическую непрерывность с нижней по потоку конструкцией (не показанной на фиг. 2 и 3) гондолы, и верхним по потоку открытым положением, в котором в котором открыт проход внутрь гондолы, для обеспечения возможности по меньшей мере частичного доступа к турбореактивному двигателю 5.

Двигательная установка 1 выполнена с возможностью перемещения из ее положения, показанного на фиг. 2, в положение, показанное на фиг. 3, для обеспечения возможности проведения технического обслуживания турбореактивного двигателя. Во время эксплуатации воздушного судна двигательная установка находится в своем закрытом положении, показанном на фиг. 2, в котором верхняя по потоку конструкция 9 гондолы 3 обеспечивает аэродинамическую непрерывность с нижней по потоку конструкцией (не показана) гондолы.

Для обеспечения фиксации двигательной установки в закрытом положении во время полета воздушного судна и, следовательно, предотвращения неожиданного открытия верхней по потоку конструкции гондолы, что может иметь катастрофические последствия; и для обеспечения возможности изменения положения двигательной установки, в которой возможен доступ к турбореактивному двигателю, двигательная установка оснащена множеством устройств 25 блокировки/разблокировки, например, четырьмя упомянутыми устройствами, например, равноудалено расположенными по периферии двигательной установки.

Устройство 25 блокировки/разблокировки показано на фиг. 4.

На фиг. 4 показано частичное поперечное сечение верхней по потоку конструкции 9 гондолы и области турбореактивного двигателя, расположенных друг напротив друга.

Устройство 25 блокировки/разблокировки предназначено для попеременного обеспечения возможности и предотвращения перемещения верхней по потоку конструкции 9 гондолы относительно нижней по потоку конструкции гондолы.

Для этого устройство 25 блокировки/разблокировки содержит средства блокировки и разблокировки верхней по потоку конструкции 9 гондолы 3 турбореактивного двигателя 5.

Когда воздушное судно не находится на техническом обслуживании турбореактивного двигателя, верхняя по потоку конструкция 9 удерживается в своем закрытом положении посредством блокирующих средств, обеспечивающих удержание верхней по потоку конструкции гондолы на турбореактивном двигателе 5 в верхней по потоку области 27 турбореактивного двигателя 5.

Согласно настоящему изобретению, средства блокировки и разблокировки (более подробно описанные ниже) прикреплены к рамке 17 кромки 15 воздухозаборника и к верхнему по потоку фланцу 29 турбореактивного двигателя 5.

Устройство блокировки/разблокировки согласно настоящему изобретению также содержит средства для приведения в действие средств блокировки и разблокировки, которые обеспечивают возможность изменения положения устройства блокировки/разблокировки между положением блокировки, в котором оно удерживает верхнюю по потоку конструкцию гондолы и турбореактивный двигатель вместе, предотвращая любые перемещения верхней по потоку конструкции и турбореактивного двигателя относительно друг друга, и положением разблокировки, в котором оно высвобождает верхнюю по потоку конструкцию гондолы для обеспечения возможности ее перемещения.

Согласно настоящему изобретению, упомянутые средства для приведения в действие содержат ручку 31 управления, доступную непосредственно снаружи гондолы без необходимости манипуляции с гондолой и расположенную на уровне наружной стенки 33 верхней по потоку конструкции 9 гондолы, когда верхняя по потоку конструкция расположена в ее закрытом положении.

Ручка 31 управления установлена с возможностью поворота вокруг оси, по существу, поперечной по отношению к продольной оси гондолы. Ручка 31 выполнена, по существу, в форме буквы L и соединена с одним концом тяги 37 управления таким образом, что ее поворот обеспечивает поступательное перемещение тяги 37 управления.

Упомянутая тяга управления расположена между кольцевым кожухом 13, продолжающим воздухозаборник 11 гондолы, и верхней по потоку областью 27 турбореактивного двигателя, когда верхняя по потоку конструкция 9 расположена в закрытом положении.

Тяга 37 управления в свою очередь соединена своим концом 39 с средствами блокировки и разблокировки, как показано на фиг. 5.

На фиг. 5 показаны кромка 15 воздухозаборника (но не показан продолжающий ее кольцевой кожух 13) и средства блокировки и разблокировки в блокирующем положении, в котором верхняя по потоку конструкция гондолы зафиксирована на турбореактивном двигателе.

Упомянутые средства блокировки и разблокировки содержат упор 41, закрепленный на верхнем по потоку фланце 29 турбореактивного двигателя, и блокирующий крюк 43, находящийся в зацеплении с концом 39 тяги 37 управления.

В частности, блокирующий крюк 43 прикреплен к верхней по потоку конструкции гондолы и установлен с возможностью поворота вокруг оси 44, по существу, параллельной оси, поперечной по отношению к продольной оси гондолы, причем конец 39 тяги 37 управления обеспечивает возможность его поворота между показанном на фиг. 5 положением блокировки, в котором обеспечено его взаимодействие с упором 41 с обеспечением фиксации верхней по потоку конструкции гондолы в закрытом положении, и положением разблокировки (показанном на фиг. 7), в котором он обеспечивает высвобождение упомянутого упора с обеспечением возможности изменения положения верхней по потоку конструкции гондолы с ее закрытого положения на ее открытое положение.

В частности, блокирующий крюк 43 содержит участок 43а, соединенный с концом 39 тяги 37 управления и отделенный от участка 43b посредством предварительно напряженной пружины 46 (показана на фиг. 7), обеспечивающей зазор и поддержание давления блокирующего крюка 43 на упор 41, когда упомянутый крюк находится в своем положении блокировки, в котором обеспечена возможность его взаимодействия с упором 41.

Средства блокировки и разблокировки дополнительно содержат предохранительный фиксатор 45, соединенный с тягой 37 управления посредством предохранительной тяги 47, находящейся в зацеплении с пальцем 49 управления, прикрепленным к предохранительному фиксатору, который в свою очередь прикреплен к упомянутой тяге управления.

В положении, показанном на фиг. 5, в котором как предохранительный фиксатор 45, так и блокирующий крюк показаны в положении блокировки, концевой участок 51 блокирующего крюка 43 взаимодействует с предохранительным фиксатором 45, образуя предохранитель, предотвращающий любые перемещения блокирующего крюка 43, когда верхняя по потоку конструкция находится в своем закрытом положении. Блокирующий крюк 43 после этого упирают в упор 41, что предотвращает любые перемещения верхней по потоку конструкции в направлении гондолы верх по потоку гондолы.

Предохранительный фиксатор 45 установлен с возможностью поворота на тяге 52 с образованием поворотного соединения с осью, по существу, параллельной оси, поперечной относительно продольной оси гондолы.

Удержание предохранительного фиксатора 45 в его положении блокировки обеспечено посредством упругих средств, например, торсионной пружины 53, которая выполнена обвитой вокруг тяги 52 с возможностью всегда возвращать предохранительный фиксатор в его положение блокировки.

Тяга 52 опирается на опору 55, закрепленную на рамке 17 кромки воздухозаборника. Эта опора 55, например, образована в виде участка балки с поперечным сечением, по существу, в форме буквы U.

Кинематическая схема разблокировки описана ниже со ссылками на фиг. 4-7.

Механик берет в руку ручку 31 управления и осуществляет поворот упомянутой ручки в направлении по часовой стрелке. Поворот ручки 31 управления обеспечивает поступательное перемещение тяги 37 управления в направление вверх по потоку гондолы.

Как показано на фиг. 6, перемещение тяги 37 управления на несколько миллиметров (например, на 8 мм) в направлении вверх по потоку сначала обеспечивает перемещение на несколько миллиметров пальца 49 управления предохранительного фиксатора без поворота блокирующего крюка 43. Палец управления предохранительного фиксатора, прикрепленный к тяге управления, обеспечивает поворот предохранительной тяги 47, которая в свою очередь обеспечивает поворот предохранительного фиксатора 45, что обеспечивает перемещение предохранительного фиксатора из его положения блокировки в его положение разблокировки.

На протяжении вышеописанного этапа разблокировки упомянутый крюк 43 находится в положении блокировки, то есть взаимодействует с упором 41, поэтому перемещение верхней по потоку конструкции гондолы в направлении вверх по потоку предотвращено.

Продолжение поворачивания ручки 31 управления обеспечивает продолжение перемещения тяги 37 управления в направлении вверх по потоку, как показано на фиг. 7, что обеспечивает возможность поворота блокирующего крюка 43.

Поворот блокирующего крюка 43 обеспечивает высвобождение упора 41 и прекращение взаимодействия с упором 41, что обеспечивает возможность перемещение верхней по потоку конструкции гондолы в направлении вверх по потоку гондолы.

Кинематическая схема поворота ручки 31 управления показана на фиг. 8, где показаны три положения А, В и С упомянутой ручки, соответствующие: положению блокировки блокирующего крюка и предохранительного фиксатора; положению блокировки блокирующего крюка и положению разблокировки предохранительного фиксатора; и положению разблокировки блокирующего крюка и предохранительного фиксатора.

Таким образом обеспечивается возможность проведения работ по техническому обслуживанию турбореактивного двигателя. Такое перемещение верхней по потоку конструкции гондолы может быть осуществлено как вручную посредством ручки 31 управления, так и автоматически за счет средств приведения в действие, например силового привода (не показан).

Как показано на фиг. 5-7, опора 55 дополнительно содержит на каждой из ее боковых стенок 57 направляющую 59, расположенную в плоскости XZ и имеющую, по существу, круглое сечение.

Форма упомянутой направляющей обеспечивает возможность вмещения пальца 49 управления предохранительного фиксатора, установленного на предохранительной тяге 47, что обеспечивает возможность сохранения положения средств блокировки/разблокировки в случае разрушения тяги 37 управления.

Палец 49 управления предохранительного фиксатора может быть установлен с пересечением направляющей 59 и выполнять функции средства ручного перемещения предохранительной тяги 47 в случае разрушения тяги 39 управления. Ручное перемещение предохранительной тяги может быть осуществлено посредством ручного перемещения пальца 49 управления предохранительного фиксатора, например, посредством тяги. Такое ручное перемещение пальца 49 управления предохранительного фиксатора затем обеспечивает поворот предохранительной тяги 47 совместно с поворотом предохранительного фиксатора.

При завершении работ по техническому облуживанию механик приводит верхнюю по потоку конструкцию гондолы в ее нижнее по потоку закрытое положение, в котором она совместно с нижней по потоку конструкцией гондолы обеспечивает аэродинамическую непрерывность.

Блокировку верхней по потоку конструкции гондолы выполняют следующим образом.

Механик приводит верхнюю по потоку конструкцию гондолы в положение, в котором она взаимодействует с турбореактивным двигателем, как показано на фиг. 4-7. Соответствующее выравнивание верхней по потоку конструкции гондолы относительно турбореактивного двигателя обеспечено посредством центрирующих устройств 61, закрепленных на верхнем по потоку фланце 29 турбореактивного двигателя и выполненных с возможностью вставки в отверстия, расположенные напротив рамки кромки воздухозаборника.

Механик затем поворачивает ручку 31 управления в направлении по часовой стрелке, что обеспечивает перемещение тяги 37 управления в направлении вниз по потоку гондолы, и сначала обеспечивает поворот блокирующего крюка 43 из его положения с фиг. 7 в его положение с фиг. 6, в котором упомянутый крюк 43 взаимодействует с упором 41. Предохранительный фиксатор 45 все время находится в положении разблокировки до того момента, как поворот ручки 31 управления обеспечивает перемещение пальца 49 управления предохранительного фиксатора в направлении вниз по потоку гондолы, что в свою очередь обеспечивает поворот предохранительной тяги 47 совместно с предохранительным фиксатором 45, до того, как упомянутый крюк не начнет взаимодействовать с блокирующим крюком 43.

В альтернативном варианте осуществления средства блокировки и разблокировки могут быть выполнены без предохранительного фиксатора, в этом случае фиксация верхней по потоку конструкции гондолы на турбореактивном двигателе осуществляется только посредством блокирующего крюка, установленного на конце тяги управления.

Настоящее изобретение обеспечивает возможность сопротивления гондолы аэродинамическим силам, образующимся на кромке воздухозаборника без необходимости наличия продольных балках, расположенных вдоль верхней по потоку конструкции гондолы турбореактивного двигателя, что обеспечивает возможность значительного уменьшения массы гондолы по сравнению с решениями уровня техники.

Кроме того, обеспечено повышение безопасности гондолы в том, что средства блокировки и разблокировки верхней по потоку конструкции гондолы расположены выше по потоку от кожуха вентилятора в области вне зоны досягаемости лопаток вентилятора в случае их разрушения и вне горячей зоны.

Таким образом, риск неожиданного открытия верхней по потоку конструкции гондолы во время полета (что может иметь катастрофические последствия) значительно снижен оп сравнению с решениями уровня техники.

Кроме того, как упомянуто выше, кинематическая схема разблокировки верхней по потоку конструкции гондолы значительно упрощена по сравнению с решениями уровня техники.

Наконец, наличие ручки управления, доступной непосредственно снаружи гондолы, обеспечивает возможность непосредственного воздействия на средства блокировки и разблокировки без необходимости предварительного разбора какого-либо участка гондолы, что значительно упрощает доступ к турбореактивному двигателю при проведении работ по его техническому обслуживанию.

Совершенно очевидно, что настоящее изобретение не ограничено только вышеописанными вариантами осуществления двигательной установки, которые приведены исключительно в качестве примера, но включает в себя также все ее модификации, содержащие технические эквиваленты вышеописанных средств, также как и их сочетания, входящие в область защиты настоящего изобретения.

1. Двигательная установка (1) для воздушного судна, содержащая гондолу (3), в которой расположен турбореактивный двигатель (5), причем гондола содержит:

нижнюю по потоку конструкцию и

верхнюю по потоку конструкцию (9), расположенную выше по потоку от нижней по потоку конструкции,

причем упомянутая верхняя по потоку конструкция содержит:

воздухозаборник (11), содержащий кромку (15) воздухозаборника, образующую переднюю кромку гондолы, и

рамку (17) кромки воздухозаборника, образующую кольцевую перегородку, отделяющую кромку (15) воздухозаборника от остальной части воздухозаборника (11) гондолы и образующую совместно с кромкой (15) воздухозаборника камеру (19) воздухозаборника,

причем верхняя по потоку конструкция (9) выполнена с возможностью поступательного перемещения вдоль оси, по существу, параллельной продольной оси (21) гондолы, попеременно между закрытым положением, в котором она обеспечивает аэродинамическую непрерывность с нижней по потоку конструкцией гондолы, и открытым положением, в котором открыт проход внутрь гондолы для обеспечения возможности по меньшей мере частичного доступа к турбореактивному двигателю (5),

причем упомянутая двигательная установка (1) дополнительно содержит по меньшей мере одно устройство (25) блокировки/разблокировки, предназначенное для попеременного обеспечения возможности и предотвращения перемещения верхней по потоку конструкции (9) относительно нижней по потоку конструкции и содержащее средства блокировки и разблокировки верхней по потоку конструкции гондолы турбореактивного двигателя,

причем упомянутая двигательная установка отличается тем, что средства блокировки и разблокировки закреплены на рамке (17) кромки воздухозаборника и на верхнем по потоку фланце (29) турбореактивного двигателя.

2. Двигательная установка (1) по п. 1, отличающаяся тем, что средства блокировки и разблокировки содержат:

упор (41), прикрепленный к верхнему по потоку фланцу (29) турбореактивного двигателя, и

блокирующий крюк (43), прикрепленный к верхней по потоку конструкции (9) гондолы (3), выполненный с возможностью перемещения между положением блокировки, в котором он взаимодействует с упомянутым упором (41) для удержания верхней по потоку конструкции (9) гондолы в закрытом положении, и положением разблокировки, в котором он обеспечивает высвобождение упомянутого упора для изменения положения верхней по потоку конструкции гондолы с ее закрытого положения на ее открытое положение.

3. Двигательная установка (1) по п. 2, отличающаяся тем, что устройство (25) блокировки/разблокировки содержит средства для приведения в действие средств блокировки и разблокировки, содержащие тягу (37) управления, один конец (39) которой соединен с блокирующим крюком (43), форма которого обеспечивает возможность его перемещения между его положением блокировки и его положением разблокировки.

4. Двигательная установка (1) по п. 3, отличающаяся тем, что средства блокировки и разблокировки дополнительно содержат предохранительный фиксатор (45), образующий предохранительный стопор блокирующего крюка (43) для удержания блокирующего крюка в его положении блокировки.

5. Двигательная установка (1) по п. 4, отличающаяся тем, что тяга (37) управления содержит средства для перемещения предохранительного фиксатора (45) попеременно между положением блокировки, в котором упомянутый фиксатор взаимодействует с блокирующим крюком (43), и положением разблокировки, в котором упомянутый фиксатор обеспечивает высвобождение блокирующего крюка.

6. Двигательная установка (1) по п. 5, отличающаяся тем, что упомянутые средства для перемещения предохранительного фиксатора попеременно между его положением блокировки и его положением разблокировки содержат палец (49) управления предохранительного фиксатора (45), прикрепленный к тяге (37) управления, при этом упомянутый палец также прикреплен к предохранительной тяге (47), соединенной с предохранительным фиксатором (45) так, что обеспечена возможность приведения в движение предохранительного фиксатора (45) в течение заданного рабочего хода тяги (37) управления попеременно между его положением блокировки и его положением разблокировки.

7. Двигательная установка (1) по п. 6, отличающаяся тем, что палец (49) управления предохранительного фиксатора установлен на направляющей (59), расположенной внутри опоры (55), прикрепленной к верхней по потоку конструкции (9) гондолы.

8. Двигательная установка (1) по любому из пп. 4-7, отличающаяся тем, что предохранительный фиксатор (45) содержит упругие средства, выполненные с возможностью возврата предохранительного фиксатора в его положение блокировки.

9. Двигательная установка (1) по любому из пп. 4-7, отличающаяся тем, что блокирующий крюк (43) и предохранительный фиксатор (45) установлены с возможностью поворота вокруг осей, по существу параллельных оси, поперечной по отношению к продольной оси (21) гондолы.

10. Двигательная установка (1) по любому из пп. 3-7, отличающаяся тем, что средства для приведения в действие средств блокировки и разблокировки содержат по меньшей мере одну ручку (31) управления, доступную непосредственно снаружи гондолы и выполненную с возможностью приведения в движение тяги (37) управления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к входным устройствам высокоскоростных летательных аппаратов. Асимметричный воздухозаборник для трехконтурного двигателя сверхзвукового самолета содержит пространственный клин (1), обечайку (2), боковые стенки (3), дозвуковой диффузор (6), горло и систему управления пограничным слоем.

Гондола содержит воздухозаборник (2), направляющий воздух к вентилятору турбореактивного двигателя, и центральный отсек, который окружает вентилятор и к которому пристыкован воздухозаборник.

Изобретение относится к авиации, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. .

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к воздухозаборникам силовых установок сверхзвуковых самолетов. .

Изобретение относится к соединительному устройству между двумя деталями. .

Изобретение относится к вентиляционному воздухозаборному устройству с подвижным перекрывающим средством. .

Изобретение относится к устройству, содержащему, по меньшей мере, один канал для прохождения воздуха с воздухоприемным отверстием, предназначенный для вентиляции, по меньшей мере, одной ограниченной зоны в самолете свежим воздухом, поступающим выше по потоку через воздухоприемное отверстие в канал и выходящим ниже по потоку к зоне, подлежащей вентиляции.

Изобретение относится к воздухозаборникам воздушно-реактивных двигателей сверхзвуковых летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиационной технике, конкретно к авиационному двигателестроению. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вспомогательных устройств для выполнения манипуляций с капотом гондолы турбореактивного двигателя.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям гондол турбореактивных двигателей. Гондола летательного аппарата снабжена задним узлом (1), содержащим веретенообразную внутреннюю конструкцию (11), в которой имеется одна нижняя по потоку часть (15) и одна верхняя по потоку часть (13), каждая из которых подвижно установлена с возможностью перемещения между рабочим положением, в котором указанные части соединены друг с другом, и положением техобслуживания, в котором указанные части отделены друг от друга.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. Гондола (1) содержит воздухозаборник (4), предназначенный для направленной подачи воздушного потока к вентилятору турбореактивного двигателя, и среднюю конструкцию (5), предназначенную для охвата указанного вентилятора.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. Гондола содержит воздухозаборник (4), предназначенный для направленной подачи воздушного потока к вентилятору (7) турбореактивного двигателя (8), снабженный входной кромкой (21), расположенной сверху по потоку гондолы (1) и прикрепленной на концевых участках к внешней панели (25) и к внутренней панели (23).

Гондола содержит воздухозаборник (2), направляющий воздух к вентилятору турбореактивного двигателя, и центральный отсек, который окружает вентилятор и к которому пристыкован воздухозаборник.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям мотогондол. Нижняя по потоку секция гондолы (100) турбореактивного двигателя летательного аппарата содержит наружную конструкцию (106), концентрическую внутреннюю конструкцию (109), расположенную вокруг нижней по потоку части (111) турбореактивного двигателя и содержащую верхний по потоку отсек (113) относительно небольшого диаметра и нижний по потоку отсек (114) относительно большого диаметра.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе привода и управления подвижного капота (1) гондолы турбореактивного двигателя. Система содержит электрически управляемое средство (4) блокирования капота и исполнительный орган (2) для приведения в действие указанного капота.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для турбореактивного двигателя летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к узлу двигателя самолета с подвижной гондолой двигателя. .

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле турбореактивного двигателя. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям гондол двигателей. Конструкция корпуса, устанавливаемая между двигателем и гондолой летательного аппарата, включает в себя обечайку, окружающую двигатель и содержащую неподвижную часть (30) и множество секторов (12А, 12В), по меньшей мере одно радиальное плечо (14), обеспечивающее соединение с гондолой, и множество средств крепления для соединения указанного множества секторов обечайки между собой или с указанным радиальным плечом.
Наверх