Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора содержит силовой цилиндр, закрепленный на промежуточном корпусе компрессора и соединенный штоком с передающим элементом. Передающий элемент связан с приводом направляющих аппаратов и представляет собой цилиндрическую втулку, на которой соосно закреплены два рычага. Один рычаг соединен со штоком силового цилиндра, а второй - с приводом направляющих аппаратов. Цилиндрическая втулка закреплена на промежуточном корпусе компрессора посредством цилиндрического шарнирного соединения с местом закрепления вне проточной части компрессора. Ось силового цилиндра и ось рычагов лежат в одной плоскости, а ось втулки перпендикулярна этой плоскости. Изобретение позволяет повысить надежность, ресурс и эффективность работы компрессора. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя.

Известно устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя, включающее радиальный передающий элемент, размещенный на наружном ободе силового промежуточного корпуса двигателя и выполненный в виде вала, который установлен на двух опорных подшипниках и имеет жестко закрепленные на его концах рычаги, связывающие его с приводом поворотных лопаток и с силовым цилиндром. (RU 2235914 С1, 10.09.2004 - прототип)

Недостатком такой конструкции является то, что рычаги размещены консольно относительно опор вала. При эксплуатации компрессора шток силового цилиндра поворачивает верхний рычаг и вал и нижний рычаг, приводя в действие привод регулируемых направляющих аппаратов. При этом на вал действуют не только крутящий момент, но и сила, перпендикулярная его продольной оси, в результате в опорах подшипника появляются поперечные силы. Эти силы приводят к появлению повышенного износа опор вала и связанному с этим появлению больших люфтов в опорах, что способствуют перекосу вала относительно оси опор. При длительной работе повышенные люфты и перекосы вала ведут к погрешностям в управлении угловым положением лопаток направляющих аппаратов компрессора, что в свою очередь может снижать КПД компрессора. Также, нижний рычаг расположен поперек направления движения воздушного потока в проточной части компрессора, что увеличивает газодинамические потери и снижает КПД компрессора.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении надежности, ресурса и эффективности работы компрессора.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном устройстве управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя, содержащем силовой цилиндр, установленный на промежуточном корпусе компрессора и соединенный штоком с передающим элементом, который в свою очередь связан с приводом поворотных лопаток, согласно предложению передающий элемент представляет собой цилиндрическую втулку, на которой соосно закреплены два рычага, при этом один рычаг соединен со штоком силового цилиндра, а второй с приводом направляющих аппаратов, цилиндрическая втулка закреплена на промежуточном корпусе компрессора посредством цилиндрического шарнирного соединения с местом закрепления вне проточной части компрессора, ось силового цилиндра и оси рычагов расположены в одной плоскости, а ось втулки перпендикулярна этой плоскости. Рычаги и втулка могут быть выполнены в виде цельной детали.

Передающий элемент состоит из цилиндрической втулки, размещенной на промежуточном корпусе компрессора при помощи шарнирного соединения и двух соосных друг другу рычагов, один из которых направлен внутрь корпуса, а второй наружу. Втулка закреплена на корпусе, например, при помощи пальца, вставленного внутрь втулки, и жестко зафиксированного относительно промежуточного корпуса и имеет возможность вращения вокруг этого пальца. Соединение втулки и пальца образует, таким образом, цилиндрический шарнир. Для предотвращения перетечек воздуха из проточной части компрессора во внешнюю среду между втулкой и промежуточным корпусом могут быть установлены уплотняющие элементы, контактирующие с наружными поверхностями втулки и выполненные из антифрикционного материала, например, фторопласта.

Передающий элемент вращается вокруг оси втулки под действием усилия, создаваемого силовым цилиндром, размещенным на наружном ободе промежуточного корпуса вне проточной части компрессора, и позволяет передать это усилие внутрь корпуса, приводя в движение привод направляющих аппаратов, расположенный на корпусе компрессора внутреннего контура двухконтурного газотурбинного двигателя.

Концы рычагов передающего элемента в работе двигаются по дугообразным траекториям, поэтому рычаг, направленный в наружную часть корпуса компрессора, может быть соединен со штоком силового цилиндра, например, посредством сферического шарнира, а сам силовой цилиндр может быть шарнирно закреплен на промежуточном корпусе компрессора. Такое закрепление позволяет силовому цилиндру двигаться согласованно с рычагом передающего элемента, направленным в наружную часть корпуса компрессора. Таким образом, исключается риск заклинивания штока в корпусе силового цилиндра. Также возможен вариант, когда силовой цилиндр жестко зафиксирован относительно промежуточного корпуса компрессора и соединен с рычагом передающего элемента через подвижное промежуточное звено.

Рычаг передающего элемента, направленный внутрь корпуса компрессора, может быть соединен с приводом направляющих аппаратов, например, также посредством сферического шарнира, что обеспечивает согласование их совместных перемещений при работе устройства.

Помимо прочего, наличие сферических шарниров в соединении силового цилиндра с промежуточным корпусом компрессора, соединении внешнего рычага со штоком силового цилиндра и соединении внутреннего рычага с приводом направляющих аппаратов позволяет компенсировать перекосы, возникающие за счет неточности изготовления деталей устройства, а также за счет температурных деформаций деталей компрессора при нагреве в процессе работы.

Размещение рычагов передающего элемента соосно друг другу, а также размещение оси рычагов и оси силового цилиндра в одной плоскости, перпендикулярной оси втулки, позволяет равномерно распределить нагрузку по всей длине опорной поверхности шарнирного соединения, при помощи которого втулка с рычагами закреплена на промежуточном корпусе. Это происходит за счет того, что исключается консольность размещения рычагов относительно опорной поверхности втулки и, следовательно, на втулку с рычагами действует только крутящий момент, направленный вокруг оси втулки и не возникает сил, действующих перпендикулярно оси втулки. Равномерное распределение нагрузки на опорную поверхность шарнирного соединения втулки с промежуточным корпусом способствует тому, что не возникает областей повышенного износа трущихся поверхностей и, следовательно, увеличивается надежность и ресурс компрессора. Также, снижение износа при длительной работе компрессора способствует уменьшению люфта в шарнирном соединении, за счет чего уменьшаются погрешности в управлении угловым положением лопаток направляющих аппаратов компрессора, что в свою очередь повышает КПД компрессора.

Размещение оси втулки с внешней стороны наружного обода промежуточного корпуса, вне проточной части компрессора позволяет не загромождать проточную часть и создавать минимальное сопротивление потоку воздуха, что повышает КПД компрессора.

Выполнение втулки и рычагов в виде цельной детали позволяет исключить потенциальные места износа, повысить точность изготовления и жесткость передающего элемента, уменьшить суммарную величину люфтов в устройстве управления направляющими аппаратами. Это способствует повышению точности работы устройства и уменьшению погрешности в управлении угловым положением лопаток направляющих аппаратов компрессора, что повышает КПД компрессора.

На чертеже показан продольный разрез компрессора газотурбинного двигателя в сечении устройства управления направляющими аппаратами.

Корпус 1 регулируемых направляющих аппаратов жестко соединен с промежуточным корпусом 2 компрессора. На корпусе 1 установлен привод 3 направляющих аппаратов. Передающий элемент 4 состоит из цилиндрической втулки 5, шарнирно закрепленной на элементе 6 промежуточного корпуса 2 компрессора, рычага 7, шарнирно соединенного с деталью 11 привода 3, и рычага 8, шарнирно соединенного со штоком 10 силового цилиндра 9, который закреплен на промежуточном корпусе 2 компрессора.

Работа конструкции осуществляется следующим образом. В зависимости от требуемого режима работы двигателя по команде автоматики шток 10 силового цилиндра 9 выдвигается на ту или иную длину. При этом шток 10 передает усилие на рычаг 8 передающего элемента 4, поворачивая его вокруг оси втулки 5. Усилие передается на рычаг 7 и далее на деталь 11 привода 3 направляющих аппаратов. Привод 3 направляющих аппаратов приходит в движение и заставляет лопатки поворотных направляющих аппаратов занять угловое положение, наиболее соответствующее данному режиму работы двигателя.

1. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя, содержащее силовой цилиндр, закрепленный на промежуточном корпусе компрессора и соединенный штоком с передающим элементом, при этом передающий элемент связан с приводом направляющих аппаратов, отличающееся тем, что передающий элемент представляет собой цилиндрическую втулку, на которой соосно закреплены два рычага, при этом один рычаг соединен со штоком силового цилиндра, а второй - с приводом направляющих аппаратов, цилиндрическая втулка закреплена на промежуточном корпусе компрессора посредством цилиндрического шарнирного соединения с местом закрепления вне проточной части компрессора, при этом ось силового цилиндра и ось рычагов лежат в одной плоскости, а ось втулки перпендикулярна этой плоскости.

2. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя по п. 1, отличающееся тем, что рычаги и втулка выполнены в виде цельной детали.



 

Похожие патенты:

Пожарный вентилятор включает рабочее колесо, коаксиально установленное в трубчатый корпус для образования осевого воздушного потока, и устройство наведения воздушного потока для получения сосредоточенной воздушной струи практически овального сечения.

Проточная часть (10) компрессора с регулируемым сужением, выполненная с конфигурацией, обеспечивающей возможность лучшего распределения ограниченной проточной части (10) в компрессорах (12) в газотурбинных двигателях (14).

Изобретение относится к лопастным насосам и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки.

Насосный узел (108) для использования в насосной установке высокого давления содержит корпус (124), переднюю часть (128) и основание (126). Корпус содержит по меньшей мере одну ступень (130) центробежного насоса.

Изобретение относится к вентиляционному устройству, прежде всего для электрошкафа. Технический результат – создание вентиляционного устройства, обеспечивающего эффективное охлаждение с минимизацией аэродинамического сопротивления, создаваемого устройством.

Предлагается статорная облопаченная конструкция, которая может подавлять потерю давления, вызванную зазором или разницей уровня между вкладышами, образующими воздушный канал со статорными лопатками, выполненными из композитного материала, и вкладышами в турбовентиляторном двигателе, и турбовентиляторный двигатель с использованием этой статорной облопаченной конструкции.

Изобретение касается насосного устройства, в частности с электромагнитной муфтой. Насосное устройство содержит корпус (2) с внутренним пространством (11), герметизирующий стакан (10), герметично уплотняющий камеру (12) относительно пространства (11).

Изобретение касается насосного устройства (1) с магнитной муфтой. Устройство содержит внутреннее пространство (11), образованное корпусом (2) насоса устройства (1), герметизирующий стакан (10), уплотняющий заключенную в нем камеру (12) относительно пространства (11), вал (13) рабочего колеса, приводимый во вращение вокруг оси (А) вращения, рабочее колесо (16), установленное на одном конце вала (13), внутренний ротор (17), установленный на другом конце вала (13), приводной двигатель (9), приводящий во вращение вокруг оси (А) вращения приводной вал (20), и внешний ротор (22), расположенный на валу (20) и взаимодействующий с ротором (17).

Изобретение относится к области гидромашиностроения, а именно к центробежным одноступенчатым насосам для перекачивания жидкостей. Насос содержит корпус с полуспиральными каналами подвода и спиральным каналом отвода рабочей жидкости и установленное в нем сменное рабочее колесо.

Рабочая лопатка (10) осевого компрессора, содержащая хвостовик (11), посредством которого она крепится на диске ротора осевого компрессора, и перо (12), служащее для отклонения потока, причем перо (12) имеет входную кромку (14), выходную кромку (15), а также проходящую между входной кромкой (14) и выходной кромкой (15) сторону нагнетания (16) и проходящую также между входной кромкой (14) и выходной кромкой (15) сторону всасывания (17), и причем входная кромка (14), выходная кромка (15), сторона нагнетания (16) и сторона всасывания (17) сообща определяют профиль пера (12) в значениях х, у, z декартовых координат таким образом, что первые и вторые координаты профиля или значения х, у координат при их соединении непрерывными дугами описывают соответственно гладкий разрез профиля на радиальной высоте разреза вдоль третьей координаты профиля или вдоль третьего значения z координаты и что соединение радиальных разрезов профиля со сглаживающей функцией описывает профиль пера (12), причем в зоне каждого радиального разреза профиля максимальная толщина профиля лежит в диапазоне 45-52% длины хорды (18), проходящей от входной кромки (14) в направлении выходной кромки (15) и между стороной нагнетания (16) и стороной всасывания (17).

Изобретение относится к устройству для направления регулируемых лопаток статора турбореактивного двигателя, содержащему множество угловых секторов внутреннего кольца, расположенных торец в торец для образования внутреннего кольца, при этом каждый сектор внутреннего кольца содержит каналы, проходящие радиально сквозь сектор внутреннего кольца, множество цилиндрических втулок, каждая из которых вставлена на место в канал внутреннего кольца изнутри и каждая из которых предназначена для приема направляющей оси лопатки статора, множество угловых секторов соединительного кольца, расположенных торец в торец для образования соединительного кольца и вставленных на место радиально изнутри к внутреннему кольцу, и множество блокирующих элементов, проходящих в осевом направлении сквозь внутреннее и соединительное кольца для сборки этих колец друг с другом.

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей. Новизной изобретения является то, что по меньшей мере одно из отверстий в регулировочном кольце, предназначенное для введения штифтов соединительных элементов, имеет продолговатую форму и проходит в окружном направлении для обеспечения возможности перемещения штифта в отверстии во время поворота регулировочного кольца.

Группа изобретений относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использована в паротурбинных приводах, транспортных газотурбинных двигателях, а также в турбокомпрессорах двигателей внутреннего сгорания.

Группа изобретений относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использована в паротурбинных приводах, транспортных газотурбинных двигателях, а также в турбокомпрессорах двигателей внутреннего сгорания.

Компрессорный узел турбомашины включает воздухозаборный канал, ступень сжатия воздуха, содержащую подвижное колесо компрессора и решетку предварительной закрутки, расположенную выше по потоку от подвижного колеса компрессора для регулирования скорости воздуха в воздушном потоке на входе подвижного колеса и содержащую множество лопаток с регулируемым углом установки.

Компрессорный узел турбомашины включает воздухозаборный канал, ступень сжатия воздуха, содержащую подвижное колесо компрессора и решетку предварительной закрутки, расположенную выше по потоку от подвижного колеса компрессора для регулирования скорости воздуха в воздушном потоке на входе подвижного колеса и содержащую множество лопаток с регулируемым углом установки.

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса, внутреннего кольца и расположенных между ними направляющих лопаток, состоящих из неподвижных стоек и поворотных закрылков.

Двухконтурный турбореактивный двигатель (1), в особенности для летательного аппарата, в котором циркулируют сверху по потоку вниз воздушные потоки, при этом турбомашина (1) проходит в осевом направлении и содержит внутренний корпус (11), межконтурный корпус (12) и наружный корпус (13).

Изобретение может быть использовано для конструирования узлов компрессора с регулируемым направляющим аппаратом, преимущественно для газотурбинного двигателя. Регулируемый направляющий аппарат осевого компрессора турбомашины содержит двухопорные поворотные лопатки 1 с внутренними цапфами 4, размещенными между наружным корпусом 2 и разъемным кольцом 3, и фторопластовые втулки 6, каждая из которых контактирует с поверхностью внутренней цапфы 4 поворотной лопатки и ответным радиальным отверстием разъемного кольца 3.

Компрессор содержит поворотные статорные лопатки. Лопатка компрессора имеет аэродинамическую часть заданного профиля по существу в соответствии со значениями X, Y и Z декартовой системы координат, приведенными в масштабируемой таблице, которая выбрана из группы таблиц, состоящей из Таблиц 1-2, и в которой значения X, Y и Z декартовой системы координат являются безразмерными значениями, преобразуемыми в размерные расстояния путем умножения значений X, Y и Z декартовой системы координат на некоторое число, причем координаты X и Y представляют собой координаты, которые, будучи соединенными непрерывными дугами, определяют сечения профиля аэродинамической части на каждой высоте Z, при этом сечения профиля аэродинамической части на каждой высоте Z плавно соединены друг с другом с формированием полной формы аэродинамической части.

Изобретение направлено на сокращение времени, необходимого для запуска, и предотвращение чрезмерного увеличения тепловых нагрузок на лопатках турбины. Турбинная установка, работающая на влажном воздухе, включает в себя компрессор; камеру сгорания; турбину; блок рекуперации тепла выхлопных газов для рекуперации тепла выхлопных газов турбины для получения высокотемпературной влаги; систему подачи топлива, имеющую клапан регулировки расхода топлива; блок получения температуры выхлопных газов для получения температуры выхлопных газов, выпускаемых во время приведения в движение турбины; блок вычисления показателя влажности газа сгорания для определения показателя влаги, содержащейся в газе сгорания; блок вычисления верхнего предела температуры выхлопных газов для установления верхнего предела температуры выхлопных газов на основе показателя влажности газа сгорания и отношения давлений; блок вычисления разности температур выхлопных газов для определения разности между верхним пределом температуры выхлопных газов и температурой выхлопных газов; блок вычисления значения команды расхода топлива для определения значения команды расхода топлива с использованием разности температур выхлопных газов; и блок вывода значения команды управления для вывода командного сигнала клапану регулировки расхода топлива на основе значения команды, выбранного блоком выбора значения команды расхода топлива.
Наверх