Способ контроля положения опорно-направляющих колец на участке трубопровода

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при сооружении переходов под автомобильными, железными дорогами, прокладываемых в защитном кожухе. Способ контроля положения опорно-направляющих колец на участке трубопровода заключается в протаскивании участка трубопровода через защитный кожух при помощи опорно-направляющих колец и тягового усилия. Опорно-направляющие кольца, установленные на участке трубопровода, последовательно соединяют жестко закрепленным на их поверхности контрольным проводом с параллельно напаянными на нем резисторами, при этом к контрольному проводу подключают прибор измерения температуры со светозвуковым оповещателем и источником питания, а по показаниям прибора измерения температуры и таблице соответствий температур и сопротивлений в цепи определяют сместившееся опорно-направляющее кольцо. Использование изобретения позволяет: своевременно прекратить процесс протаскивания участка трубопровода в защитном кожухе при выявлении смещения опорно-направляющих колец, которое приводит к нарушению изоляции и возникновению контакта трубопровода и защитного футляра, тем самым повысить надежность и качество выполняемых ремонтных работ; выполнить анализ причин смещения опорно-направляющих колец в процессе работ, предотвратить экономические затраты на устранение контакта трубопровода и защитного футляра вследствие несвоевременного обнаружения смещения опорно-направляющего кольца. 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при сооружении переходов под автомобильными, железными дорогами прокладываемых в защитном кожухе.

Известно, что железные и автомобильные дороги, судоходные, оросительные каналы, различные подземные коммуникации являются наиболее серьезными искусственными препятствиями при строительстве трубопроводов. В соответствие с требованиями СНиП 2.05.06. - 85 указанные участки трубопроводов относятся к I категории, поэтому на переходах через железные дороги и автомобильные дороги всех категорий должны предусматриваться в защитном кожухе из стальных труб или в тоннеле.

После укладки защитного кожуха под препятствием через него протаскивают заранее подготовленную плеть - рабочий трубопровод (далее по тексту - участок трубопровода). Для облегчения протаскивания и фиксации положения участка трубопровода в защитном кожухе на нем закрепляют опорно-направляющие устройства.

Известно, что в настоящее время в нефтяной и газовой отраслях применяются металлические опорные кольца, выполненные из двух полуколец, которые собираются на трубопроводе стяжными болтами. На опорных кольцах выполнены пластмассовые опоры, которые предназначены для электрической изоляции и для облегчения протаскивания трубопровода в защитный кожух перехода под автомобильными и железными дорогами.

Конструктивно опорно-направляющие кольца для переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги, прокладываемых в защитном кожухе, имеют некоторые отличия, но принципиальное их назначение одинаково. Они выполняют несколько функций: воспринимают нагрузку трубопровода и передают ее защитному кожуху, служат скользящими элементами при протаскивании плети в кожухе, а при эксплуатации - диэлектрическим изолятором между газопроводом и защитным кожухом.

Известно опорное пластмассовое кольцо для протаскивания трубопровода в кожух фирмы PACI (Италия), где кольцо выполнено из нескольких секторов, которые соединяются в кольцо и фиксируются односторонними поверхностями типа «елочка».

Одним из недостатков является то, что при протаскивании трубопровода в защитный кожух опорные кольца сдвигаются с посадочных мест относительно трубопровода, что существенно влияет на перераспределение нагрузки по всему переходу, что может привести к авариям.

Известно также кольцо предохранительное - спейсер, диэлектрическое, УДК 621.646 ОАО Газпром, технические условия 51-19-2000, регистрация №19/6, от 20 июня 2000 г.

Общим недостатком изученных конструкций опорно-направляющих колец является то, что при протаскивании участка трубопровода в защитном кожухе не исключается возможность сдвига опорно-направляющих колец с посадочных мест относительно трубопровода с повреждением его изоляции и, как следствие, образование контакта трубопровода и защитного футляра по истечении времени, что подтверждается эксплуатационной практикой магистральных трубопроводов.

Наиболее близким решением к изобретению является способ, описанный в ТУ 1469-001-01297858-98 Кольца опорно-направляющие для переходов стальных трубопроводов через автомобильные и железные дороги, прокладываемых в защитном футляре (кожухе). - М.: ВНИИСТ, 1998, согласно которому после протаскивания участка трубопровода в защитном кожухе при помощи опорно-направляющих устройств и тягового усилия проводят измерения сопротивления мегаомметром и, сравнивая измеренное значение с нормативным, определяют наличие или отсутствие электрического контакта между участком трубопровода и защитным кожухом, который свидетельствует о смещении опорно-направляющих колец.

Недостатком этого способа является отсутствие возможности оперативного контроля положения опорно-направляющих колец в процессе протаскивания участка трубопровода через защитный кожух, а следовательно, и своевременного обнаружения предпосылок возникновения контакта трубопровода и защитного футляра в период ремонтных работ, что приведет к существенным экономическим затратам на устранение в будущем, а возможно и к аварии. Это связано с тем, что мегаомметр, используемый в вышеуказанном способе, не позволяет обнаружить смещение опорно-направляющих колец в случае, если изоляция трубопровода была повреждена сместившимся опорно-направляющим кольцом не до металла.

Технической задачей предлагаемого изобретения является разработка способа контроля положения опорно-направляющих колец на участке трубопровода при его протаскивании через защитный кожух.

Технический результат достигается тем, что опорно-направляющие кольца, установленные на участке трубопровода, последовательно соединяют жестко закрепленным на их поверхности контрольным проводом с параллельно напаянными на нем резисторами, при этом к контрольному проводу подключают прибор измерения температуры со светозвуковым оповещателем и источником питания, а по показаниям прибора измерения температуры и таблице соответствий температур и сопротивлений в цепи определяют сместившееся опорно-направляющее кольцо. Описание изобретения содержит фиг. 1.

Контроль положения опорно-направляющих колец 2 при протаскивании участка трубопровода 1 через защитный футляр 8 согласно изобретению осуществляется следующим образом.

После сварки газопровода подземного перехода заданной длины приступают к разметке шага и монтажу опорно-направляющих колец 2. Количество опорно-направляющих колец 2 и расстояния между ними определяются расчетом и указываются в рабочих чертежах.

Затем опорно-направляющие кольца 2, установленные на участке трубопровода 1, последовательно соединяют жестко закрепленным на их поверхности контрольным проводом 3 с параллельно напаянными на нем резисторами 4. Контрольный провод 3 применяется в качестве датчика прибора измерения температуры 5. Прибор измерения температуры 5 предназначен для преобразования величины сопротивления датчиков типа ТСП, ТСМ, измерения температуры и сигнализации выхода температуры за предупредительные уставки. Для его питания используется аккумуляторная батарея 7. В рабочую зону выводится светозвуковой оповещатель 6.

Используя принцип работы прибора измерения температуры 5 с термометрами сопротивления, возможно контролировать целостность электрической цепи между опорно-направляющими кольцами 2 по всей длине участка трубопровода 1 при его протаскивании в защитном кожухе 8. Диапазон измерения прибора измерения температуры 5 делится на количество опорно-направляющих колец 2 и таким образом получается необходимое количество устанавливаемых в цепь сопротивлений. Ближайший к прибору резистор соответствует наибольшему значению измерительного диапазона прибора. Используя формулу для расчета сопротивления при параллельном соединении резисторов, составляется таблица соответствия номеров опорно-направляющих колец номинальным значениям сопротивлений резисторов для запаивания в электрическую цепь таким образом, чтобы общее значение соответствовало наименьшему значению измерительного диапазона прибора.

Форма таблицы соответствия номеров опорно-направляющих колец номинальным значениям сопротивлений резисторов приведена в Таблице 1.

При сдвиге опорно-направляющих колец 2 на участке трубопровода 1 во время его протаскивания внутри защитного кожуха 8 контрольный кабель 2 обрывается, общее сопротивление кабельной линии изменяется, срабатывает светозвуковой оповещатель 6, прибор измерения температуры 5 фиксирует показания. По таблице соответствий температур и сопротивлений в цепи определяется номер сместившегося опорно-направляющего кольца 2 с привязкой к месту его расположения на участке трубопровода 1, то есть место смещения опорно-направляющего кольца.

Экспериментальные работы показали, что заявленное изобретение обеспечивает качественный контроль положения опорно-направляющих колец на участке трубопровода при его протаскивании через защитный кожух.

Использование изобретения позволяет:

- своевременно прекратить процесс протаскивания участка трубопровода в защитном кожухе при выявлении смещения опорно-направляющих колец, которое приводит к нарушению изоляции и возникновению контакта трубопровода и защитного футляра, тем самым повысить надежность и качество выполняемых ремонтных работ;

- выполнить анализ причин смещения опорно-направляющих колец в процессе работ.

- предотвратить экономические затраты на устранение контакта трубопровода и защитного футляра вследствие несвоевременного обнаружения смещения опорно-направляющего кольца.

Способ контроля положения опорно-направляющих колец на участке трубопровода, заключающийся в протаскивании участка трубопровода через защитный кожух при помощи опорно-направляющих колец и тягового усилия, отличающийся тем, что опорно-направляющие кольца, установленные на участке трубопровода, последовательно соединяют жестко закрепленным на их поверхности контрольным проводом с параллельно напаянными на нем резисторами, при этом к контрольному проводу подключают прибор измерения температуры со светозвуковым оповещателем и источником питания, а по показаниям прибора измерения температуры и таблице соответствий температур и сопротивлений в цепи определяют сместившееся опорно-направляющее кольцо.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при сооружении и/или реконструкции переходов магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия, построенные бестраншейными методами.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами с использованием энергии управляемого взрыва. Готовят рабочий и приемный котлованы.

Группа изобретений относится к строительству переходов трубопроводов, прокладываемых путем протаскивания трубопровода 12 на опорно-направляющих кольцах 1 вовнутрь защитного кожуха 13.

Изобретение относится к области строительства трубопроводных систем и используется при сооружении коллекторов газосборных на переходах через автомобильные дороги в сложных инженерно-геокриологических условиях.

Изобретение относится к способу и устройству для электростатического соединения коаксиальной трубчатой конструкции. Наружная труба содержит электропроводящий материал и имеет внутреннюю поверхность.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и используется при сооружении переходов под автомобильными, железными дорогами и водными преградами в качестве опор, предназначенных для протаскивания трубопровода внутри защитного кожуха или в бетонном туннеле.
Изобретение относится к прокладке трубопроводов под автомобильными и железными дорогами. Готовят рабочий и приемный котлованы.

Изобретение относится к строительству переходов трубопроводов и может быть использовано для защиты от повреждений резиновой манжеты, герметизирующей межтрубное пространство перехода трубопровода.

Изобретение относится к средствам установки труб, а именно к центрирующим опорам для поддержания внутренней трубы внутри наружной. Центрирующая опора для внутренней трубы содержит охватывающий внутреннюю трубу пластмассовый хомут с изогнутым вдоль поверхности внутренней трубы стяжным замком и выполненные заодно с хомутом радиальные стойки в виде плоских пластин.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при сооружении переходов трубопроводов через водные преграды. Подводный трубопровод типа "труба в трубе" для перехода через водную преграду включает забалластированный на дне цилиндрический кожух с выведенными за пределы береговых водоохранных зон торцами и проложенный внутри него напорный продуктопровод.

Изобретение относится к строительству трубопроводов и может быть использовано при сооружении переходов под автомобильными, железными дорогами, прокладываемых в защитном кожухе. Способ контроля положения опорно-направляющих колец на участке трубопровода заключается в протаскивании участка трубопровода через защитный кожух при помощи опорно-направляющих колец и тягового усилия. Опорно-направляющие кольца, установленные на участке трубопровода, последовательно соединяют жестко закрепленным на их поверхности контрольным проводом с параллельно напаянными на нем резисторами, при этом к контрольному проводу подключают прибор измерения температуры со светозвуковым оповещателем и источником питания, а по показаниям прибора измерения температуры и таблице соответствий температур и сопротивлений в цепи определяют сместившееся опорно-направляющее кольцо. Использование изобретения позволяет: своевременно прекратить процесс протаскивания участка трубопровода в защитном кожухе при выявлении смещения опорно-направляющих колец, которое приводит к нарушению изоляции и возникновению контакта трубопровода и защитного футляра, тем самым повысить надежность и качество выполняемых ремонтных работ; выполнить анализ причин смещения опорно-направляющих колец в процессе работ, предотвратить экономические затраты на устранение контакта трубопровода и защитного футляра вследствие несвоевременного обнаружения смещения опорно-направляющего кольца. 1 ил., 1 табл.

Наверх