Способ проведения метеомониторинга для прогнозирования вероятности повреждения электросетевого оборудования

Предлагаемое изобретение относится к технологии мониторинга и прогнозирования повреждений электрической сети при воздействии опасных природных явлений. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования включает прием оперативных метеорологических данных, определение характера опасных для электросетевого хозяйства явлений, мониторинг состояния воздушных высоковольтных линий электропередач, консолидацию и заблаговременную передачу информации о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, определение географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений, взаимный обмен текущими и прогнозными метеорологическими данными. Полученные и обработанные в соответствующих подсистемах данные направляют в контролируемую оператором систему управления базами данных, выполненную с возможностью обратной отправки последних в упомянутые подсистемы. Обеспечивается повышение достоверности, надежности и качества заблаговременно передаваемых данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации, предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, а также повышение качества и скорости оптимальной оценки выбора необходимого количества и вида трудовых и производственных ресурсов, необходимых для оперативной ликвидации последствий возможных аварий. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к технологии мониторинга и прогнозирования повреждений электрической сети с оценкой необходимой мобилизации ресурсов при воздействии опасных природных явлений и предназначена для использования на местах оперативно-диспетчерских служб с целью определения характера возможного опасного для электросетевого хозяйства природного явления, передачи информации о составе и объеме повреждаемого оборудования, оценки повреждаемости силового оборудования электрической сети в результате воздействия прогнозируемого опасного погодного явления, оценки требуемого количества персонала и единиц техники (грузовых машин, проводов, инструментов, опор), необходимых для ликвидации последствий возможных аварий или их предупреждения и др.

Зависимость людей от погоды и важность ее предсказания возрастают с каждым днем. С одной стороны, научно-технический прогресс способствует уменьшению зависимости людей от погоды, но с другой стороны сложная современная техника и коммуникации весьма чувствительны к неблагоприятной погоде, и даже кратковременный выход из строя может отрицательно сказаться на работе не только многих предприятий, но и целых отраслей народного хозяйства.

Неблагоприятные и опасные погодные явления оказывают значительное влияние на состояние воздушных линий электропередач, что часто приводит к сбоям в энергоснабжении потребителей и наносит ощутимый материальный ущерб как самим электросетевым компаниям, так и предприятиям других отраслей промышленности.

Согласно статистическим данным на долю природно-климатических факторов приходится около 30% всех аварий на воздушных линиях электропередач.

Однако ущерб, наносимый опасными явлениями погоды, не ограничивается только затратами электросетевой компании на восстановление инфраструктуры, потерями от штрафов и неполучением планируемой прибыли, но и отрицательно влияет на имидж компании. Электросетевые компании являются системообразующими и распределительными электрическими сетями, что обуславливает их высокую социальную ответственность за качественное электроснабжение предприятий других отраслей экономики, населения и социально-значимых объектов.

Из уровня техники известен метод мониторинга, оповещения и управления муниципального и/или объективного уровня при угрозе, возникновении, в ходе и при ликвидации чрезвычайных ситуаций (см. RU 2605505, кл. А62С 35/00, публ. 2016 г. [1]).

Известный метод основан на работе аппаратно-программного комплекса, включающего устройства сопряжения и контроля, автоматизированные рабочие места, устройства формирования команд, устройства оповещения, исполнительные устройства и др.

Данный метод [1] подразумевает поступление в пульт управления сигнала об опасности, обработку поступившей информации для определения сценария действий, оповещение специальных служб, устраняющих аварии, а также непрерывный контроль работоспособности блоков управления системой. При этом системы оповещения функционируют совместно, и при получении сигнала тревоги любым аппаратно-программным комплексом передается команда тревоги одновременно на другие комплексы, а также диспетчеру экстренных служб.

Известной технологией [1] решается большое количество технических проблем и обеспечивается безопасность разнообразных объектов (школ, больниц, промышленных предприятий, мест массовых скоплений людей) практически от всех видов опасных явлений (природного, техногенного, террористического, криминального характера и т.д.), в связи с чем, для работы системы привлекается повышенное количество трудовых и энергетических ресурсов и используется чрезвычайно большое количество оборудования различного назначения, что в свою очередь, для подготовки и организации работы данной системы потребует значительных временных и материальных затрат, целесообразность проведения, которых может быть не оправдана, а практическое эффективное применение - сомнительно.

Из уровня техники известен способ формирования прогноза погодных явлений (см. RU 2347244, кл. G01W 1/10, публ. 2009 г. [2]).

Данным способом осуществляется прием и сортировка метеорологической информации, которая хранится в памяти компьютерной системы, соединенной с устройством формирования карты погоды.

Известный способ формирования прогноза погодных явлений [2] предназначен исключительно для предоставления готовой карты погоды конкретному потребителю в режиме реального времени и не имеет технической возможности для обработки получаемых метеорологических данных, например, с целью организации мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций или ликвидации их последствий, спровоцированных пожарами, ураганами, штормом, градом и т.п.

Из описания данного способа формирования прогноза погоды [2] также следует, что с помощью блока выбора формата данных потребителя и представления карты погоды потребителя система способна решать широкий круг индивидуальных задач потребителей, однако, в описании не раскрыты с достаточной полнотой сведения, о конкретных примерах достижения данного технического результата и не указано какие именно задачи могут быть решены.

Таким образом, известный способ прогноза погодных явлений [2] обеспечивает лишь частичное достижение указанного технического результата и имеет узкую область применения, ограниченную формированием погодной карты и предоставлением прогнозных данных о погодных явлениях конкретному потребителю.

Наиболее близким аналогом предлагаемого технического решения является способ сопровождения и обеспечения безопасности объектов (см. RU 2585991, кл. G08B 25/10, публ. 2016 г. [3]).

Данный способ может быть использован для контроля в режиме реального времени, местоположения и состояния различных стационарных объектов для обеспечения своевременного оптимального реагирования и оказания экстренной помощи.

Известный способ сопровождения и обеспечения безопасности объектов [3] включает мониторинг текущей обстановки объектов и проведение статистической оценки погодных параметров, при этом полученные и обработанные в соответствующих подсистемах данные направляют в контролируемую оператором систему управления базой данных (блок обработки и хранения информации, координационный центр), выполненную с возможностью обратной отправки последних в упомянутые подсистемы.

При реализации данного способа сокращается время подачи команды на выезд экстренных служб и времени их выезда.

Данный способ сопровождения и обеспечения безопасности объектов [3] обладает возможностями объективной оценки текущей окружающей обстановки в режиме реального времени, прогнозирования и оперативного координирования действий различных служб. Однако упомянутые оценка, мониторинг и прогнозирование преимущественно затрагивает такие факторы, как криминогенная обстановка, состояние дорог, дорожная обстановка, потенциальные угрозы (опасные люди, опасные автомобили), уровень противоправных событий в зоне мониторинга, вероятность возникновения тревожного события, выбор маршрута движения экстренных служб и др. Тогда как, состояние метеоусловий известным способом не предсказывается, лишь определяется текущая погодная обстановка, что не позволяет своевременно произвести определенные защитные, спасательные или иные мероприятия для охраняемых подвижных или стационарных объектов, необходимые в случае неблагоприятного прогноза, способного привести к чрезвычайным ситуациям.

Кроме того, эффективное использование известного способа сопровождения и обеспечения безопасности объектов [3] подразумевает постоянное наличие большого количества операторов, производящих мониторинг и управление всеми процессами системы, что способствует распространению ошибок в работе системы и соответственно понижает надежность работы системы, а также неизбежно повышает трудовые и энергетические затраты при ее эксплуатации.

Вышесказанное обуславливает необходимость в разработке технологии, которая, во-первых, способна оказывать помощь в проведении мероприятий по смягчению последствий или полному предотвращению спрогнозированного повреждения воздушных линий электропередач, а во-вторых, повышает качество и скорость ликвидации работниками ремонтных бригад аварийных ситуаций, обеспечивая подключение обесточенных потребителей в установленное время.

Задачей (технической проблемой) стоящей перед предлагаемым изобретением является создание способа проведения метеомониторинга и прогонозирования повреждаемости электросетевого оборудования, способного осуществлять обработку полученных метеоданных, во первых так, что указанные данные могут успешно использоваться для организации защитных мероприятий по смягчению последствий или предотвращению спрогнозированного возможного повреждения электросетевого оборудования, а во вторых успешно использоваться для организации оперативных мероприятий по ремонту или полному восстановлению поврежденных электросетевых конструкций.

Техническим результатом предлагаемого способа проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования, является повышение достоверности, надежности и качества заблаговременно передаваемых данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации, предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, а также повышение качества и скорости оптимальной оценки выбора необходимого количества и вида трудовых и производственных ресурсов, необходимых для оперативной ликвидации последствий возможных аварий.

Указанный технический результат достигается, а также поставленная задача (техническая проблема) решается в результате того, что способ проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования включает прием оперативных метеорологических данных, определение характера опасных для электросетевого хозяйства явлений для выбора необходимого количества трудовых и производственных ресурсов, мониторинг состояния воздушных высоковольтных линий электропередач с осуществлением контроля гололедной нагрузки на опорах высоковольтных линий, консолидацию и заблаговременную передачу информации о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, определение географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений для последующей возможности построения оптимального маршрута к месту предполагаемой аварии, взаимный обмен текущими и прогнозными метеорологическими данными с учреждениями осуществляющими гидрометеорологические прогнозы и прилегающими субъектами электроэнергетики с возможностью получения данных от метеорологических станций с комплексом датчиков детектирования основных погодных параметров, при этом полученные и обработанные в соответствующих подсистемах указанные данные направляют в контролируемую оператором систему управления базами данных, выполненную с возможностью обратной отправки последних в упомянутые подсистемы.

По одному из предпочтительных вариантов осуществления изобретения прием оперативных метеорологических данных производят от поставщиков данных о пожарах и по грозомониторингу.

Наиболее предпочтительно, если текущие и прогнозные метеорологические данные направляют в экстренные спасательные службы.

Является целесообразным, если обмен текущими и прогнозными метеорологическими данными производят с поставщиком метеопрогноза.

Является эффективным, если текущие погодные данные направляют поставщику метеопрогноза.

Согласно замыслу предлагаемого способа проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования подсистема взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными с осуществляющими гидрометеорологические прогнозы учреждениями прилегающими субъектами электроэнергетики, подсистема приема оперативных метеорологических данных и подсистема консолидации и заблаговременной передачи данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого электросетевого оборудования являются частью метеорологической подсистемы.

Подсистема определения характера опасных для электросетевого хозяйства явлений для выбора необходимого количества и вида трудовых и производственных ресурсов и подсистема определения географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений, служащую для построения оптимального маршрута к месту предполагаемой аварии являются частью аналитической подсистемы, которая предназначена для определения:

- времени и места возможного возникновения аварийной ситуации;

- состава и количества оборудования, которое может быть повреждено в результате воздействия возможного опасного для электросетевого хозяйства явления;

- количества человеческих и материальных ресурсов, которые необходимо подготовить для ликвидации последствий возможной аварийной ситуации.

При этом упомянутые метеорологическая и аналитическая подсистемы выполнены взаимодействующими с системой управления базами данных (далее СУБД), вместе с которой, также как и с подсистемой мониторинга состояния воздушных линий электропередач, входят в состав центральной системы сбора и обработки данных (далее ЦССОД).

Управление и контроль ЦССОД осуществляется с помощью администратора и пользователей системы, находящихся на автоматизированных рабочих местах.

Подсистема автоматических метеорологических станций с комплексом датчиков детектирования основных показателей погоды не входит в состав ЦССОД, но взаимодействует с подсистемой взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными с осуществляющими гидрометеорологические прогнозы учреждениями и прилегающими субъектами электроэнергетики.

Сведения, раскрывающие сущность подсистем метеорологической подсистемы, приведены ниже.

1. Подсистема взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными с осуществляющими гидрометеорологические прогнозы учреждениями и прилегающими субъектами электроэнергетики представляет собой программный комплекс, выполняющийся на сервере ЦССОД, в задачи которой входит:

- сбор данных с автоматических метеорологических станций (АМС);

- пересылка данных АМС поставщику прогноза для уточнения прогностической модели;

- получение прогностических данных от поставщика метеопрогноза;

- удаленное конфигурирование метеостанций;

- преобразование всех данных к формальному виду с дальнейшим размещением в СУБД для использования иными подсистемами.

2. Подсистема приема оперативных метеорологических данных представляет собой программный комплекс, выполняющийся на сервере ЦССОД в задачи, которой входит:

- получение данных пожаромониторинга от поставщика данных о пожарах;

- получение данных от поставщика информации по грозомониторингу;

- преобразование всех данных к формальному виду с дальнейшим размещением в СУБД для использования остальными подсистемами.

3. Подсистема консолидации и заблаговременной передачи данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого электросетевого оборудования представляет собой программный комплекс, выполняющийся на сервере ЦССОД, в задачи, которой входит:

- определение места возникновения опасных для электрических сетей природных явлений согласно прогностическим данным, полученным от поставщика метеопрогноза, а также согласно настройкам пороговых значений, заложенных в системе;

- передача информации о месте возможного возникновения аварийной ситуации в аналитическую подсистему для формирования перечня силового оборудования и высоковольтных линий (далее ВЛ), возможных к повреждению;

- получение от аналитической подсистемы предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования;

- преобразование всех данных к формальному виду с дальнейшим размещением в СУБД для использования иными подсистемами.

Сведения, раскрывающие сущность подсистем аналитической подсистемы, приведены ниже.

1. Подсистема определения характера опасных для электросетевого хозяйства явлений для выбора оптимального количества и вида трудовых и производственных ресурсов (персонал ремонтных бригад, единицы техники и оборудования) представляет собой программный комплекс, выполняющийся на сервере ЦССОД, в задачи, которой входит:

- анализ перечня силового оборудования и ВЛ, прогнозируемых к повреждению;

- расчет необходимого количества персонала, техники, оборудования и материалов на основании существующих организационно-технологических карт на работы по замене/ремонту оборудования с последующим размещением результатов расчета в СУБД;

2. Подсистема определения географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений, служащая для построения оптимального маршрута к месту предполагаемой аварии представляет собой программный комплекс, выполняющийся на сервере ЦССОД, в задачи которой входит:

- хранение и обработка картографической информации по оборудованию электросетевого хозяйства;

- определение места возможного повреждения электросетевого оборудования для возможности расчета оптимального маршрута к месту предполагаемой аварии;

- преобразование всех данных к формальному виду с дальнейшим размещением в СУБД для использования иными подсистемами.

Подсистема мониторинга состояния воздушных линий электропередач (ЛЭП) с комплексом датчиков детектирования гололеда на токоведущих частях (ЛЭП) также входит в состав ЦССОД и включает в себя ряд основных компонентов, к числу которых, относятся микропроцессорный блок, датчики гололедной нагрузки, температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, GPRS модем и др.

Данная подсистема взаимосвязана с СУБД.

Датчики пунктов контроля гололеда (ПКГ) устанавливаются между траверсами опор ВЛ и гирляндами изоляторов, а прочее оборудование устанавливается на теле опор ВЛ.

ПКГ на ВЛ передают данные о параметрах гололеда в данную подсистему и далее на сервер ЦССОД.

Подсистема АМС с комплексом датчиков детектирования основных показателей погоды не входит в состав ЦСООД и представляет собой набор территориально распределенных метеостанций.

АМС укомплектованы необходимыми блоками питания, терминалами для передачи данных по каналам сотовой связи, источниками бесперебойного питания, шкафами и т.д.

Подсистема АМС предназначена для предоставления текущей погодной информации на определенной территории с высоким пространственным разрешением. АМС выполнены с возможностью пересылки информации поставщику метеорологического прогноза.

АМС устанавливаются на мачтах на территории действующих электрических подстанций вблизи действующих электроустановок.

Комплекс технических средств подсистемы АМС с комплексом датчиков детектирования основных показателей погоды состоит из следующих основных компонентов:

- автоматические метеорологические станции;

- каналообразующее оборудование связи;

- устройства бесперебойного электропитания;

- вспомогательное оборудование: шкафы, боксы и пр.

Также в состав комплекта АМС входят терминал для передачи данных по каналам сотовой связи и антенно-фидерное устройство (АФУ).

Указанные выше технические сведения, относящиеся к предлагаемому способу проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования образуют совокупность существенных признаков необходимых и достаточных для достижения технического результата, заключающегося в повышении достоверности, надежности и качества заблаговременно передаваемых данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации, предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, а также в повышении качества и скорости оптимальной оценки выбора необходимого количества и вида трудовых и производственных ресурсов, необходимых для оперативной ликвидации последствий возможных аварий.

Предлагаемое изобретение поясняется конкретным примером выполнения, который, однако, не является единственно возможными, но наглядным образом демонстрирует достижение указанной совокупностью существенных признаков указанного технического результата и решение поставленной задачи (технической проблемы).

На фиг.1 приведена схема предлагаемого способа проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования.

На приведенной схеме изображены наименования, соответствующие цифровые обозначения и механизмы взаимодействия следующих систем, подсистем и иных объектов, участвующих в работе предлагаемого изобретения:

1 - автоматизированные рабочие места пользователей системы;

2 - автоматизированное рабочее место администратора системы;

3 - СУБД (система управления базами данных);

4 - ЦССОД (центральная система сбора и обработки данных);

5 - подсистема приема оперативных метеорологических данных;

6 - подсистема определения характера опасных для электросетевого хозяйства явлений для выбора необходимого количества и вида трудовых и производственных ресурсов;

7 - подсистема мониторинга состояния воздушных линий электропередач;

8 - подсистема консолидации и заблаговременной передачи данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого электросетевого оборудования;

9 - подсистема определения географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений;

10 - подсистема взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными;

11 - подсистема автоматических метеорологических станций с комплексом датчиков детектирования основных показателей погоды;

12 - поставщик данных о пожарах;

13 - поставщик данных по грозомониторингу;

14 - пункты контроля гололедной нагрузки на опорах ВЛ;

15 - экстренная спасательная служба;

16 - поставщик метеопрогноза.

В состав ЦССОД (4) входит СУБД (3) и взаимодействующие с ней метеорологическая подсистема, аналитическая подсистема и подсистема мониторинга состояния воздушных линий электропередач (7).

Метеорологическая подсистема содержит подсистему взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными (10), подсистему приема оперативных метеорологических данных (5) и подсистему консолидации и заблаговременной передачи данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого электросетевого оборудования (8), которые выполнены взаимодействующими с СУБД (3).

Аналитическая подсистема содержит подсистему определения характера опасных для электросетевого хозяйства явлений (6) и подсистему определения географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений (9), которые выполнены взаимодействующими с СУБД 3.

При этом ЦСООД (4) контролируют и управляют администратор и пользователи системы, располагающиеся в автоматизированном рабочем месте администратора системы (2) и на автоматизированных рабочих местах пользователей системы (1) соответственно.

В предлагаемом способе дополнительно используется подсистема автоматических метеорологических станций с комплексом датчиков детектирования основных показателей погоды (11), которая взаимодействует с подсистемой взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными (10).

Подсистема мониторинга состояния воздушных линий электропередач (7) снабжена комплексом датчиков детектирования гололеда на токоведущих частях ЛЭП и взаимосвязана с пунктами контроля гололедной нагрузки на опорах В Л (14).

Подсистема приема оперативных метеорологических данных (5) выполнена с возможностью обработки информации от поставщика данных о пожарах (12) и от поставщика данных по грозомониторингу (13).

Подсистема взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными (10) выполнена с возможностью отправки метеорологических данных в экстренные спасательные службы (15) и с возможностью взаимного обмена метеорологическими данными с поставщиком метеопрогноза (16).

Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования, осуществляется следующим образом.

Алгоритм работы предлагаемого способа использует, как информацию из внешних источников таких, как поставщик метеопрогноза (16) и поставщики данных о пожарах (12) и по грозомониторингу (13), так и аналитические подсистемы, такие как подсистема определения характера опасных для электросетевого хозяйства явлений (6) и подсистема определения географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений (9). При этом внешние поставщики данных о пожарах (12) и по грозомониторингу (13) направляют соответствующие данные в подсистему приема оперативных метеорологических данных (5), в которой они преобразовываются к формальному виду с дальнейшим размещением в СУБД (3) для использования другими подсистемами.

Для формирования более точного метеорологического прогноза используются текущие метеорологические данные, получаемые от подсистемы автоматических метеорологических станций (11), которая предоставляет подсистеме взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными (10) текущие погодные данные с более высоким пространственным разрешением по сравнению с существующими источниками. Далее подсистема взаимного обмена текущими и прогнозными метеорологическими данными (10) направляет указанные данные поставщику метеопрогноза (16) для уточнения прогностической модели, который в свою очередь направляет в нее свои прогностические данные. При этом упомянутые погодные данные с более высоким пространственным разрешением наряду с упомянутыми прогностическими данными поставщика метеопрогноза (16) поступают в СУБД (3) на сервер ЦССОД (4) с целью преобразования их к формальному виду для использования другими подсистемами, а также для того, чтобы в последствии ЦССОД (4) использовал предварительно определенные условия, формируя перечень ожидаемых опасных явлений для электрических сетей с указанием места (выделенный географический участок), и времени их наступления.

В формальном виде прогностические данные поставщика метеопрогноза (16) направляются в подсистему консолидации и заблаговременной передачи данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого электросетевого оборудования (8), в которой соответственно определяется место возникновения опасного природного явления для электрических сетей.

Далее упомянутые данные о месте возникновения опасного природного явления для электрических сетей поступают в подсистему определения географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений (9), где определяется перечень силового оборудования и ВЛ, попадающих в зону опасных явлений для электрических сетей, с последующей передачей этой информации обратно в подсистему консолидации и заблаговременной передачи данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого электросетевого оборудования (8), которая в дальнейшем преобразовывает все данные к формальному виду с дальнейшим размещением в СУБД (3) для использования другими подсистемами.

Используя сформированный перечень силового оборудования и ВЛ, которые могут быть подвержены разрушительным опасным явлениям посредством подсистемы определения характера опасных для электросетевого хозяйства явлений (6) осуществляется автоматический расчет количества персонала/техники/оборудования и материалов, необходимых для устранения возможных аварийных повреждений силового оборудования и ВЛ и формируется отчет о количестве персонала, техники, оборудования материалов с последующим размещением в СУБД (3).

Центральная система сбора и обработки данных (ЦССОД) (4) информирует пользователей системы, располагаемых на автоматизированных рабочих местах (1) о текущих и закончившихся пожарах, о произошедших грозовых разрядах. Пользователи системы, располагаемые на автоматизированных рабочих местах (1) задав исходные данные, посредством подсистемы определения географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений (9), могут сформировать наиболее быструю траекторию следования и время прибытия автомобилей выездных бригад с учетом дорожной обстановки и знаков дорожного движения, с последующим преобразованием всех сформированных данных к формальному виду с дальнейшим размещением в СУБД (3) для использования другими подсистемами.

Для информирования пользователей системы, располагаемых в автоматизированных рабочих местах (1) о голо ледообразовании на проводах В Л, установлены пункты контроля гололедной нагрузки на опорах В Л (14). Для организации связи между сервером ЦСООД (4) и пунктами контроля гололедной нагрузки на опорах В Л (14) используется сеть оператора связи. Пункты контроля гололедной нагрузки на опорах ВЛ (14) предназначены для определения процесса гололедообразования на проводах ВЛ данные о котором поступают в подсистему мониторинга состояния воздушных линий электропередач (7) для последующей передачей предупреждающих сигналов пользователям и администратору, располагающихся в автоматизированных рабочих местах (1) и (2) соответственно. Это позволяет осуществлять мониторинг состояния проводов ВЛ в периоды опасных погодных явлений и своевременно реагировать при превышении допустимой толщины стенки гололеда.

Таким образом, предлагаемый способ проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования обладает, следующими основными возможностями:

- выполнения оценки повреждаемости силового оборудования и ВЛ электропередач в результате воздействия прогнозируемого опасного погодного явления;

- планирование выполнения работ по эксплуатации и строительству электросетевых объектов с учетом прогноза погодных условий;

- определения на основе метеорологических данных характера возможного опасного для электросетевого хозяйства природного явления;

- заблаговременной передачи информации о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемых электросетевых объектов;

- осуществления мониторинга состояния ВЛ электропередач для определения наличия и количественной оценки гололеда на токоведущих частях ЛЭП;

- оценки требуемого количества персонала и единиц техники (грузовых машин, подъемных кранов, инструментов, проводов, опор и т.д.) необходимых для ликвидации последствий возможных аварий;

- оповещения оперативного персонала о месте предполагаемой аварии;

- расчет оптимального маршрута движения к месту предполагаемой аварии. Предлагаемое изобретение найдет широкое применение в области метеопрогнозов,

позволяющих предсказывать опасные погодные явления с целью организации мероприятий по защите и оперативному восстановлению электросетевых объектов.

1. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования, включающий прием оперативных метеорологических данных, определение характера опасных для электросетевого хозяйства явлений для выбора необходимого количества трудовых и производственных ресурсов, мониторинг состояния воздушных высоковольтных линий электропередач с осуществлением контроля гололедной нагрузки на опорах высоковольтных линий, консолидацию и заблаговременную передачу информации о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, определение географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений для последующей возможности построения оптимального маршрута к месту предполагаемой аварии, взаимный обмен текущими и прогнозными метеорологическими данными с учреждениями, осуществляющими гидрометеорологические прогнозы, и прилегающими субъектами электроэнергетики с возможностью получения данных от метеорологических станций с комплексом датчиков детектирования основных погодных параметров, при этом полученные и обработанные в соответствующих подсистемах указанные данные направляют в контролируемую оператором систему управления базами данных, выполненную с возможностью обратной отправки последних в упомянутые подсистемы.

2. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования по п. 1, отличающийся тем, что прием оперативных метеорологических данных производят от поставщика данных о пожарах.

3. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования по п. 1, отличающийся тем, что прием оперативных метеорологических данных производят от поставщика данных по грозомониторингу.

4. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования по п. 1, отличающийся тем, что текущие и прогнозные метеорологические данные направляют в экстренные спасательные службы.

5. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования по п. 1, отличающийся тем, что обмен текущими и прогнозными метеорологическими данными производят с поставщиком метеопрогноза.

6. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования по п. 5, отличающийся тем, что текущие погодные данные направляют поставщику метеопрогноза.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам автоматизированного учета грузовых перевозок и online мониторинга сохранности грузов. Технический результат заключается в повышении качества и надежности контроля перевозок грузов, а также повышении информативности и достоверности информации о грузе в процессе его перевозки.

Изобретение относится к способам охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях сигнализационного контроля участка местности, движение по которому возможно в любом из направлений, обрывными средствами обнаружения (СО), определяющими расстояние до места обрыва микропровода (МП) на основе рефлектометрического метода.
Изобретение относится к контролю движения транспортных средств (ТС). Способ оперативного сопровождения и управления наземными ТС заключается в том, что на соответствующем ТС принимают навигационные сигналы со спутников глобальной системы радионавигации, формируют пакет информации с данными, преобразуют указанный пакет информации в сигнал для передачи по каналу сотовой системы связи в реальном масштабе времени через систему сотовой связи на ЦДП, где информацию периодически принимают от данного и от других ТС.

Изобретение относится к области обеспечения длительного автономного автоматического контроля за перевозкой опасных грузов подвижным составом, не оборудованным бортовой системой электроснабжения с целью определения и контроля их параметров.

Изобретение относится к системам навигации, мониторинга и учета транспортных средств и стационарных объектов. Технический результат заключается в расширении арсенала технических средств для учета, навигации и мониторинга подвижных объектов с использованием глобальной навигационной спутниковой системы.

Изобретение относится к области спасательной техники - к способу проведения поисково-спасательных работ с использованием поисково-спасательного маяка. Технический результат заключается в расширении арсенала технических средств поисково-спасательных операций на значительных площадях при сложных погодных условиях и сокращении времени получения информации спасателями о местонахождении терпящих бедствие людей.

Система для контроля утечки газа из магистрального газопровода может быть использована при эксплуатации и контроле технического состояния магистральных трубопроводов.

Изобретение относится к системе обнаружения нарушителя. Система содержит комплект средств обнаружения (общее число n), по меньшей мере одно средство видеонаблюдения и центральный пункт средств сбора и обработки информации и дополнительно содержит сетевой ретранслятор или локальный пункт средств сбора и обработки информации, при этом упомянутый комплект средств обнаружения объединен с упомянутым одним средством видеонаблюдения и с упомянутым сетевым ретранслятором или локальным пунктом средств сбора и обработки информации одноранговой информационной сетью передачи тревожной информации по первому радиоканалу, упомянутое средство видеонаблюдения соединено посредством второго радиоканала передачи потокового видеоизображения с упомянутым сетевым ретранслятором или локальным пунктом средств сбора и обработки информации, который соединен с упомянутым центральным пунктом средств сбора и обработки информации посредством третьего радиоканала передачи малокадрового видеоизображения и тревожной информации, причем упомянутый сетевой ретранслятор или локальный пункт средств сбора и обработки информации выполнен с возможностью преобразования потокового видеоизображения в малокадровое.

Изобретение относится к системам контроля транспортных средств. Система контроля транспортных средств с возможностью осуществления обратной связи состоит из электронных устройств, установленных на транспортных средствах.

Система для определения местоположения самолетов, потерпевших катастрофу, содержит «черный ящик» с сигнализацией, помещенный в хвосте самолета, приемник GPS-сигналов, генератор электромагнитных волн и пункт контроля.

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для экологического мониторинга атмосферного воздуха промышленного региона. Сущность: система содержит первую и вторую группы датчиков экологического контроля состояния среды, средства радиосвязи датчиков второй группы с аппаратурой городской телефонной сети, центральный диспетчерский пункт, быстродействующие газовые датчики экологического контроля состояния атмосферы, систему GPS, мобильную телефонную систему, установленные на электротранспортных единицах, а также метеостанцию, группу датчиков замеров концентраций загрязняющих веществ непосредственно с источников загрязнения, центр моделирования, центр обработки и сравнения данных, датчики экологического контроля состояния атмосферы, датчики, улавливающие вещества, обладающие эффектом суммации, датчики пыли, телефонный пункт ЖКХ и центр контроля работы светофоров.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения коэффициента турбулентной диффузии в приземном слое атмосферы. Сущность: измеряют объемную активность радона одновременно на двух высотах: 0,5-2 м от поверхности земли и не менее 10 м от поверхности земли.

Изобретение относится к получению и обработке данных о турбулентности устройствами связи на борту самолетов. Технический результат состоит в уменьшении или исключении «ложноположительных» событий турбулентности.

Изобретение относится к области метеорологии, а более конкретно к способам определения оптических характеристик атмосферы, и может использоваться, например, для определения оптических параметров аэрозольных частиц в атмосфере.

Изобретение относится к области гидрометеорологии и может быть использовано для мониторинга состояния морского ледяного покрова. Сущность: система включает центр (1) мониторинга, программно-вычислительные средства (6) прогноза сценариев состояния гидросферы и атмосферы, программно-вычислительные средства (7) гидрологического и метеорологического наукастинга, подсистему (8) доступа пользователей и сбора данных, средства (9) коммуникаций.

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для экологического мониторинга атмосферного воздуха промышленного региона. Сущность: система содержит первую и вторую группы датчиков экологического контроля состояния среды, средства радиосвязи датчиков второй группы с аппаратурой городской телефонной сети, центральный диспетчерский пункт, быстродействующие газовые датчики экологического контроля состояния атмосферы, систему GPS, мобильную телефонную систему, установленные на электротранспортных единицах, а также метеостанцию, группу датчиков замеров концентраций загрязняющих веществ непосредственно с источников загрязнения, центр моделирования, центр обработки и сравнения данных, датчики экологического контроля состояния атмосферы, датчики, улавливающие вещества, обладающие эффектом суммации, датчики пыли, телефонный пункт ЖКХ и центр контроля работы светофоров.

Изобретение относится к области радиолокационной метеорологии и может быть использовано для обеспечения метеорологической информацией воздушных судов. Сущность: формируют метеорологическую информацию по всей трассе полета, включая участки взлета-посадки воздушных судов, по данным сетей наземных метеорологических радиолокаторов, грозопеленгаторов и грозорегистраторов, измерителей напряженности электрического поля у поверхности Земли и прочих дистанционных источников метеоинформации.
Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для управления временем и областью съемки при дистанционном зондировании. Сущность: перед выполнением съемки получают информацию об облачной обстановке.

Группа изобретений относится к способу и системе определения прозрачности атмосферы, а также машиночитаемому носителю данных и может использоваться в метеорологии, в авиации, задачах видеонаблюдения.

Изобретение относится к области цифрового картографирования и может быть использовано для построения цифровых моделей карт характеристик поверхностного снега.

Изобретение относится к области физической океанографии и может быть использовано для предсказания и оценки аномально высоких волн, генерируемых движущимися погодными системами.

Предлагаемое изобретение относится к технологии мониторинга и прогнозирования повреждений электрической сети при воздействии опасных природных явлений. Способ проведения метеомониторинга и прогнозирования повреждаемости электросетевого оборудования включает прием оперативных метеорологических данных, определение характера опасных для электросетевого хозяйства явлений, мониторинг состояния воздушных высоковольтных линий электропередач, консолидацию и заблаговременную передачу информации о месте возможного возникновения аварийной ситуации и предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, определение географического места возникновения неблагоприятных для электросетевого хозяйства явлений, взаимный обмен текущими и прогнозными метеорологическими данными. Полученные и обработанные в соответствующих подсистемах данные направляют в контролируемую оператором систему управления базами данных, выполненную с возможностью обратной отправки последних в упомянутые подсистемы. Обеспечивается повышение достоверности, надежности и качества заблаговременно передаваемых данных о месте возможного возникновения аварийной ситуации, предполагаемого состава и объемов повреждаемого оборудования, а также повышение качества и скорости оптимальной оценки выбора необходимого количества и вида трудовых и производственных ресурсов, необходимых для оперативной ликвидации последствий возможных аварий. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

Наверх