Судоподъемный понтон

Изобретение относится к аварийно-спасательным работам, в частности к средствам судоподъема. Предложен судоподъемный понтон, который содержит корпус, воздушный ящик, клюзы с крышками, деревянную обшивку, выполненное вдоль корпуса понтона двухжелобовое стропоукорачивающее устройство, приводы ручного управления крышками закрытия нижних горловин, распределительную коробку системы центральной продувки отсеков и воздушного ящика понтона, клапаны быстрого затопления понтона, обухи для буксировки и подъема понтона, леера, трапы, а также одножелобовые стропоукорачивающие устройства, установленные на фундаментах перед клюзами перпендикулярно продольной оси понтона и оснащенные прижимными роликами. Изобретение позволяет упростить технологию остропки и найтовки судоподъемных понтонов, повышает эффективность использования понтонов. 3 ил.

 

Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности, к понтонам, используемым при выполнении работ по подъему затонувших объектов.

Известен судоподъемный понтон, содержащий корпус цилиндрической формы с оконечностями в форме усеченного конуса, воздушный ящик и клюзы с крышками, деревянную обшивку.

На палубе понтона установлены:

- двухжелобовое стропоукорачивающее устройство, расположенное вдоль корпуса понтона;

- приводы ручного управления крышками закрытия нижних горловин;

- распределительная коробка системы продувки отсеков и воздушного ящика;

- клапаны быстрого затопления;

- обухи для буксировки;

- обухи для подъема понтона;

- обухи для найтовки;

- леера;

- трапы.

Данный судоподъемный понтон описан в [1] и принят за прототип. Его характеризуют следующие недостатки:

- конструкция понтона требует использования подъемных стропов увеличенной длины из-за изменения траектории их прокладки по понтону (наличие нескольких перегибов стропов), что проводит к удорожанию стоимости изготавливаемых стропов и трудностей при их закреплении;

- существует опасность неравномерного обтягивания стропов в двухжелобовом стропоукорачивающем устройстве при отсутствии ограниченной возможности контроля прохождения стропов в клюзах, вследствие чего не исключается появление дифферента остропленного понтона и снижение его подъемной силы;

- схема закрепления стропов не позволяет острапливать понтон по высоте близко от основной плоскости поднимаемого корабля, что снижает эффективность работы понтонов на завершающей стадии подъема, когда требуется уменьшить осадку корабля до требуемой величины;

- найтовка понтона выполняется с помощью продольных и поперечных найтовов, которые необходимо закреплять на поднимаемом корабле за кнехты, обухи и другие прочные конструкции. Количество кнехтов и обухов, как правило, ограничено, а закрепление за прочные конструкции требует защиты найтовов от обрыва на острых кромках путем подкладывания под них деревянных или металлических подкладок, расклиненных в окружающие предметы или части корпуса или же прихваченных болтами или приваренными планками к настилу палубы. Особенно это касается поперечных найтовов.

Эти недостатки конструкции судоподъемного понтона усложняют технологию остропки и найтовки понтона, что сказывается на увеличении времени остропки и снижении эффективности его использования.

Задачей изобретения является повышение эффективности использования судоподъемного понтона за счет изменения его остропки и найтовки и снижения времени на их выполнение.

Задача решается тем, что известный судоподъемный понтон, содержащий корпус, воздушный ящик, клюзы с крышками, деревянную обшивку, расположенное вдоль корпуса понтона двухжелобовое стропоукорачивающее устройство, приводы ручного управления крышками закрытия нижних горловин, распределительную коробку системы центральной продувки отсеков и воздушного ящика понтона, клапаны быстрого затопления понтона, обухи для буксировки и подъема понтона, леера, трапы, снабжен одножелобовыми стропоукорачивающими устройствами, установленными на фундаментах перед клюзами перпендикулярно продольной оси понтона и оснащенными прижимными роликами, что является новым отличительным признаком. В результате изменяется схема остропки понтона за счет появления двух дополнительных стропов. При этом стропы, закрепленные в имевшемся ранее двухжелобовом стропоукорачивающем устройстве, изменяют свое основное назначение передачи подъемных усилий пары понтонов на корпус поднимаемого судна на вспомогательное - обеспечение удержание понтонов в заданном вертикальном положении и исключении их отхода от корпуса поднимаемого судна. Дополнительная пара стропов, закрепляемых в одножелобовых стропоукорачивающих устройствах, становится основной при передаче подъемных усилий понтонов. Судно буквально лежит на них, как в «люльке». Наличие дополнительных стропов позволяет уменьшить диаметр стропов, закрепляемых в двухжелобовом стропоукорачивающем устройстве, и уменьшить количество найтовов или вообще отказаться от них, что облегчает остропку и найтовку понтонов.

Данный отличительный признак позволяет упростить технологию остропки и найтовки судоподъемных понтонов за счет изменения траектории прокладки подъемных и найтовочных стропов по корпусу понтона, сокращает время на выполнение этих работ. Он повышает эффективность использования понтонов за счет появления возможности их остропки по высоте как можно ближе к основной плоскости поднимаемого судна. В результате, понтоны дольше сохраняют работоспособность при уменьшении осадки затонувшего судна на завершающем этапе его подъема, когда производится осушение отсеков судна водоотливными средствами. При этом понтоны обеспечивают остойчивость судна, резко уменьшенную за счет наличия внутри него свободно переливающихся поверхностей воды.

На фиг. 1 показан судоподъемный понтон на виде сверху.

На фиг. 2 показан судоподъемный понтон на виде сбоку.

На фиг. 3 показана пара судоподъемных понтонов, остропленных у борта поднимаемого судна.

Судоподъемный понтон содержит корпус 1, на палубе которого расположены леера 2, подъемные обухи 3, клюзовые крышки 4 клюзов 5, трапы 6, двухжелобовое стропоукорачивающее устройство 7, одножелобовые стропоукорачивающие устройства 8 с роликами 9, установленные на фундаментах 10, приводы ручного управления крышками нижних горловин 11, обухи 12 продольной найтовки, клапаны быстрого затопления понтона 13. центральная система продувания отсеков и воздушного ящика понтона 14. По торцам цилиндрической части понтона установлены буксирные обухи 15. Одна из боковых поверхностей корпуса понтона снабжена деревянной обшивкой 16.

Остропка судоподъемного понтона к борту затонувшего судна 17 выполняется следующим образом.

Под затонувшим судном известными способами протаскиваются стропы 18 и 19. Одновременно с этим подготавливают судоподъемные понтоны путем проверки внешним осмотром каждого понтона на наличие и состояние заглушек на штуцерах продувочных вентилей и клапанов быстрого затопления на всех крышках верхних горловин. Проверяется исправность стропоукорачивающих устройств, буксирных обухов и подъемных рымов, обухов продольной найтовки, деревянной обшивки. Проводятся испытания сжатым воздухом на герметичность наружной обшивки и воздушных ящиков. Затем с помощью грузовых или палубных устройств спасательных, обеспечивающих судов или плавкранов (буксирных лебедок, шпилей и т.д.) спускают понтоны к затонувшему судну 17 и устанавливают их обшитым деревом бортом к корпусу судна. Далее на каждом понтоне закрепляют вышедшие из клюзов огоны стропов 18 и 19 штырем стропоукорачивающего устройства 20 на необходимом месте, предварительно подтянув их проводником по направляющему желобу с помощью крана или шпиля, причем стропы 18 закрепляют в одножелобовых стропоукорачивающих устройствах 8 путем пропускания проводника под роликом 16, а стропы 19 в двухжелобовом стропоукорачивающем устройстве 7. Для исключения опасного защемления стропов 18 между понтоном и корпусом затонувшего судна устанавливаются подстропные подушки 21.

Остальные пары понтонов, используемые для подъема затонувшего судна, острапливают у его корпуса аналогичным образом.

Технико-экономическое преимущество предложенного судоподъемного понтона по сравнению с судоподъемным понтоном, описанным в [1] и принятым за прототип, заключается в повышении эффективности использования судоподъемных понтонов за счет изменения их остропки и обеспечения работоспособности в большем диапазоне осадки поднимаемого судна.

По данному изобретению выполнена проработка конструкции одножелобовых стропоукорачивающих устройств и их установки на корпусе судоподъемного понтона.

Источники информации:

1. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ, часть IV. М., Воениздат, 1967 г., стр. 125-127.

Судоподъемный понтон, содержащий корпус, воздушный ящик, клюзы с крышками, деревянную обшивку, выполненное вдоль корпуса понтона двухжелобовое стропоукорачивающее устройство, приводы ручного управления крышками закрытия нижних горловин, распределительную коробку системы центральной продувки отсеков и воздушного ящика понтона, клапаны быстрого затопления понтона, обухи для буксировки и подъема понтона, леера, трапы, отличающийся тем, что понтон снабжен одножелобовыми стропоукорачивающими устройствами, установленными на фундаменте перед клюзами перпендикулярно продольной оси понтона и оснащенными прижимными роликами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области подъема затонувших объектов с использованием судоподъемных понтонов и судоподъемных стропов на судоподъемных понтонах. Предложен способ определения длин судоподъемных стропов, который заключается в том, что наносят на чертежах поперечных сечений поднимаемого объекта сечения понтонов в масштабе в местах прохождения стропов, по полученным сечениям строят полноразмерные параметрические модели затонувшего объекта и понтонов, кривую, описывающую путь прохождения судоподъемного стропа, с привязкой его крайних точек к местам закрепления и с помощью инструмента расчета длины пространственной кривой, встроенного в существующие программные среды систем автоматизированного проектирования, определяют длину каждого судоподъемного стропа.

Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов арктического шельфа. .

Изобретение относится к области устройств, используемых при проведении подводных работ. .

Изобретение относится к буксируемым подъемным кранам катамаранного типа и предназначено для использования при осуществлении подъема со дна водоемов затонувших судов и других грузов, а также для их транспортировки в подвешенном состоянии в заданную точку.

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов и может быть использовано для подъема судов и выполнения на дне водоемов монтажных, демонтажных и транспортных операций, связанных с разработкой шельфовых месторождений полезных ископаемых.

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов с морского дна. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к подъемным устройствам, в частности к судоподъемным понтонам, предназначенным для проводки судов морем, а также по внутренним водным путям, под мостами, эстакадами и мелководью.
Наверх