Антикоррозионная присадка к автомобильному бензину

Изобретение раскрывает присадку к автомобильному бензину, которая включает продукт взаимодействия триэтаноламина с алкилсалицилововой кислотой формулы OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, полученного при химическом взаимодействии в мольном соотношении амин:кислота от 1,00:2,90 до 1,00:3,10. Технический результат позволяет обеспечить высокие антикоррозионные свойства как чисто углеводородных автомобильных бензинов, так и бензинов, содержащих кислородсодержащие октаноповышающие компоненты. 2 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к присадке к бензину, используемому в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.

Для улучшения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов в их состав вводят присадки, обладающие антикоррозионными свойствами.

Известны и допущены к использованию в составах пакетов присадок к бензинам такие антикоррозионные присадки, как ингибитор коррозии DCI-11 (Патент РФ 2264434) и другие.

Известна присадка к моторному топливу, включающая продукт взаимодействия моноэтаноламина и/или диэтаноламина с монокарбоновой кислотой формулы: R-COOH, где R-изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, взятыми в мольном соотношении амин : кислота равном 1:2-1:3, и углеводородную фракцию, выкипающую в интервале 250-500°С (Патент РФ №2255961). Продукт взаимодействия может быть получен путем конденсации алкилоламина с монокарбоновой кислотой в мольном соотношении 1:2-1:3 при температуре 140-180°С при непрерывном перемешивании и удалении из реактора образующейся в результате конденсации воды. Для более полного удаления из зоны реакции образующейся воды возможно применение ароматических углеводородов (толуола, ксилолов, изопропилбензола), образующих с водой азеотропную смесь. Получаемый продукт представляет собой в основном смесь эфирамидов и диэфирамидов. Известно, что имиды и имины кислот с изопарафиновыми, олефиновыми или алкилциклопарафиновыми углеводородными радикалами, содержащие от 10 до 30 атомов углерода, обладающие в первую очередь, моющими свойствами, имеют некоторые, но относительно слабые, антикоррозионные свойства. Недостатком этой присадки является низкий уровень антикоррозионных свойств даже при высоких ее концентрациях в топливе. Кроме того, присадка обеспечивает некоторое улучшение антикоррозионных свойств исключительно для углеводородных топлив. В то же время постоянно повышаются требования к антикоррозионным свойствам бензинов в связи с широким использованием в них кислородсодержащих октаноповышающих добавок, таких как спирты и простые эфиры. Присутствие таких спиртов и эфиров приводит к резкому усилению электрохимической коррозии конструкционных материалов автомобиля. Решение этой проблемы не может быть достигнуто за счет наличия у моющих присадок побочного незначительного антикоррозионного эффекта. Необходима разработка специальных высокоэффективных антикоррозионных присадок.

Наиболее близкой к заявляемой присадке является присадка к моторному топливу (Патент РФ №2570648), включающая продукт взаимодействия амина с органической кислотой, отличающаяся тем, что она содержит продукт взаимодействия метилдиэтаноламина (МДЭА) с алкилсалициловой кислотой (АСК) формулы: OH-R(R1)-COOH, где R- ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, взятыми в мольном соотношении амин : кислота, равном 1,00:0,95 - 1,00:1,05.

Продукт взаимодействия получали путем конденсации МДЭА с алкил(С1618)салициловой кислотой в мольном соотношении 1:0,95 - 1:1,05 при температуре 80-90°С при непрерывном перемешивании и удалении из реактора образующейся в результате конденсации воды. Продолжительность синтеза - 2 часа. Предлагаемая присадка может быть использована в моторном топливе для придания ему антикоррозионных свойств, а также как компонент композиционных добавок для моторного топлива. Однако недостатком этой присадки является наличие коррозии в виде темных точек и пятен (1 балл по методике СТО 11605031-006-2006 «Бензины автомобильные. Методы определения защитных свойств») при ее концентрациях в топливе выше 0,001% мас. Необходимо получить присадку, эффективность которой будет выше, чем ранее известная, в условиях использования низких концентраций в бензине.

Задачей изобретения является разработка присадки на базе доступного нефтехимического сырья, которая эффективно защищает топливную систему автомобиля при добавлении ее как в чисто углеводородные бензины, так и в бензины, содержащие кислородсодержащие октаноповышающие компоненты.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к автомобильному бензину, включающая продукт взаимодействия аминного компонента с алкилсалициловой кислотой (АСК) формулы OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, отличающаяся тем, что продукт получен при химическом взаимодействии триэтаноламина (ТЭА) и кислоты в мольном соотношении от 1,00:2,90 до 1,00:3,10. Продукт взаимодействия получали путем конденсации ТЭА с алкил(С1618)салициловой кислотой при температуре 149-152°С при непрерывном перемешивании и удалении из реактора образующейся в результате реакции воды в виде азеотропа с о-ксилолом. Продолжительность синтеза - 6-8 часов. Сколько-нибудь широкое отклонение соотношения реагентов от заявляемого приводит к накоплению в реакционной массе непрореагировавших компонентов, взятых в избытке. Это приводит к удорожанию присадки и снижению ее качества за счет снижения чистоты активного вещества.

Ранее не известно использование в качестве компонента присадки к автомобильному бензину продукта на базе взаимодействия триэтаноламина с алкилсалициловой кислотой формулы: OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода.

Данный продукт позволяет получить эффективную присадку, которая при введении ее в бензин в количестве менее 0,001% мас. обеспечит полную антикоррозионную защиту топливной системы автомобиля.

Для получения продукта взаимодействия используют триэтаноламин по ТУ 2423-168-00203335-2007 г., а в качестве карбоновой кислоты можно использовать АСК, причем эти компоненты, используемые для приготовления предлагаемой присадки, являются доступными и вырабатываются в промышленных масштабах в России для получения присадок к маслам.

Для иллюстрации существа заявленного технического решения было приготовлено три образца присадки, состав и характеристики которых представлены в таблице 1.

*)Образцы получены в условиях взаимодействия ТЭА и АСК при мольном соотношении, находящимся вне указанных в формуле изобретения пределов соотношения компонентов.

Предлагаемая антикоррозионная присадка была использована в низких концентрациях (не более 0,001% мас). В предполагаемой заявке, как и в прототипе, использован метод оценки эффективности антикоррозионного действия по общепринятой в настоящее время (Патент РФ 2264434) методике СТО 11605031-006-2006 «Бензины автомобильные. Методы определения защитных свойств». Сущность метода заключается в контакте стального (Ст3) стержня с эмульсией, полученной при смешении в стандартных условиях испытуемого топлива и водной фазы в течение 4 ч при 38°С. Коррозионная агрессивность оценивается визуально в баллах: от 0 - отсутствие следов коррозии, 1 - не более шести темных точек и пятен диаметром не более 1 мм каждое, 2 - пятна и потускнения занимают не более 5% поверхности, до 3 - поражение коррозией более 5% поверхности. Описанный метод, разработанный на базе метода ASTM D 665, гораздо жестче метода по ГОСТ 18597-73 и рекомендован только для бензинов, содержащих ингибиторы коррозии.

Для обеспечения получения объективных данных по единому методу СТО 11605031-006-2006 в сопоставимых концентрациях в бензинах с предлагаемой присадкой были синтезированы образцы присадки в условиях, идентичных приведенным в примерах 1-3 прототипа (примеры 6-8 табл. 2). Все образцы присадки из табл. 1 и прототип были испытаны на эффективность антикоррозионного действия по методике СТО 11605031-006-2006 «Бензины автомобильные. Методы определения защитных свойств». Результаты испытаний приведены в табл. 2.

Испытания проводили в среде базового топлива автобензина Регуляр-92. По методу СТО 11605031-006-2006 в качестве оксигенатной добавки допущено использование 5% этилового спирта или 15% МТБЭ. Результаты испытаний приведены в табл. 2.

*)Образцы получены в условиях взаимодействия ТЭА и АСК при мольном соотношении, находящимся вне указанных в формуле изобретения пределов соотношения компонентов.

**)Образцы присадки синтезированы в условиях, идентичных приведенным в примерах 1-3 (табл. 1) прототипа.

***) Концентрация присадки приведена в расчете на активное вещество -продукт взаимодействия АСК с амином.

Анализ антикоррозионной эффективности предлагаемой присадки (образцы 1-3, табл. 2) в сопоставлении с образцами присадки, синтезированными при мольном соотношении компонентов, находящихся вне указанных в формуле изобретения пределов (образцы 4, 5, табл. 2), а также в условиях прототипа (образцы 6-8, табл. 2), показал, что наиболее эффективны образцы 1, 2 и 3. Введение присадки в концентрации 0,001% мас. обеспечивает отсутствие следов коррозии в виде пятен и точек (0 баллов).

Следует отметить, что образец антикоррозионной присадки в концентрации, обеспечивающей необходимый уровень антикоррозионной эффективности, не изменяет основные физико-химические свойства товарного бензина.

Присадка к автомобильному бензину, включающая продукт взаимодействия аминного компонента с алкилсалициловой кислотой формулы OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, отличающаяся тем, что присадка включает продукт, полученный при химическом взаимодействии триэтаноламина (ТЭА) и кислоты в мольном соотношении от 1,00:2,90 до 1,00:3,10.



 

Похожие патенты:

Изобретение раскрывает способ сухого помола нефтекокса, включающий добавление добавок к нефтекоксу и сухой помол нефтекокса вместе с указанными добавками, характеризующийся тем, что в качестве указанных добавок используют комбинацию по меньшей мере одной органической добавки, выбранной из группы, состоящей из алканоламинов, таких как трипропаноламин, полиолов, таких как диэтиленгликоль, полиамидов, сложных полиэфиров, простых полиэфиров, поликарбоксилатных сложных эфиров, поликарбоксилатных простых эфиров, полиоксиалкиленалкилкарбоната натрия, солей аминов, солей полиолов и их комбинаций, и по меньшей мере одной неорганической добавки, выбранной из группы, состоящей из известняка, доломитового известняка, золы-уноса, шлака, глины, латерита, боксита, железной руды, песчаника и их комбинаций, причем добавки добавляют в нефтекокс в количестве от 0,51 до 10% масс.

Изобретение описывает способ получения твердого топлива, включающий стадии, на которых приготавливают суспензию путем смешивания порошкообразного низкосортного угля и масла; испаряют влагу, содержащуюся в суспензии, с помощью нагревания и разделяют суспензию, полученную после стадии испарения, на твердый материал и жидкость, при этом стадия испарения включает в себя стадии, на которых подогревают суспензию в первом пути циркуляции и нагревают подогретую суспензию во втором пути циркуляции, который отличен от первого пути циркуляции, причем технологический пар, образующийся на стадии испарения, используется в качестве теплоносителя для любой одной из стадии подогрева и стадии нагревания, и вводимый извне пар используется в качестве теплоносителя для другой стадии.

Изобретение раскрывает смесевое твердое ракетное топливо, содержащее активное горючее-связующее и окислитель, при этом в топливо дополнительно введены детонационный наноалмаз, а также окислитель, сокристаллизованный с детонационным наноалмазом, при следующем суммарном соотношении чистых и сокристаллизованных компонентов, мас.

Изобретение относится к катализатору скорости горения смесевых твердых ракетных топлив на основе продукта ОСФ. При этом с целью повышения скорости горения топлива и сохранения высоких эксплуатационных характеристик он содержит олигомерный бис-(диметилгидросилил)ферроцен следующей структуры: , где n=2-5, в количестве 40-60% масс, при этом содержание железа в катализаторе составляет 14,5-18,5% масс.
Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из карбоксилата натрия и углеродсодержащего соединения, где в качестве углеродсодержащего соединения используется угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, мас.%: карбоксилат натрия 40-50; угольная пыль - остальное.

Изобретение относится к способу получения высококачественного кокса путем нанесения бората на раскаленный кокс после выдачи из коксовых печей с температурой 1050±50°C, причем его тушение производят водным раствором боратов с содержанием боратов 3-10 г/дм3 в виде раствора и пульпы в тушильном вагоне под тушильной башней в течение 90-120 сек, при этом в качестве боратов используют тетраборат натрия пентагидрат, буру десятиводную, дисодиум октаборат тетрагидрат.

Изобретение относится к способу получения нефтяных коксов с пониженным содержанием оксидов серы в дымовых газах горения, основанному на применении веществ, связывающих серу, при этом высокосернистый нефтяной кокс пропитывают водной дисперсией вещества, связывающего серу, на основе сланца, тщательно перемешивают до пастообразного состояния, выпаривают воду при температуре 120-150°C до постоянной массы и охлаждают.

Изобретение относится к применению соли железа и органической кислоты, выбранной из муравьиной кислоты, карбоновых кислот, содержащих 3 или более атомов углерода, и сульфоновых кислот, для снижения содержания углерода в летучей золе, получаемой при сжигании угля.
Изобретение относится к модификатору горения твердого, жидкого и газообразного топлива, в частности древесины, природного газа, угля, мазута и других углеводородов, в энергетических котлах, в закрытых или открытых камерах, характеризующемуся тем, что указанный модификатор содержит от 10 до 30 масс.% воды, от 20 до 80 масс.% по меньшей мере одного алифатического спирта, от 5 до 15 масс.% карбамида или его производных, выбранных из алкилмочевины типа R1R2N(CO)NR1R2, где R1, R2 являются одинаковыми или различными и представляют собой С1-С6 алкильные группы, и от 5 до 15 масс.% моноацетилферроцена.
Изобретение относится к способу модификации поверхности углерода окисью меди. Способ включает подготовку суспензии углерода в водном растворе ацетата меди при массовом соотношении С:H2O:Cu(CHCOO)2·H2O=1:10…15:0,25…0,30, нагревание до 90…100°C, дозирование водного раствора едкого натра в суспензию углерода при мольном соотношении ацетата меди к едкому натру Cu(CH3COO)2·H2O:NaOH=1:1,05…1,2 в течение 20…30 минут, добавление водного раствора поверхностно-активного вещества - октилфенилового эфира полиэтиленоксида к углероду при массовом отношении ОФП:С=0,005…0,02:1.

Изобретение раскрывает использование смешанного сложного эфира, получаемого с помощью реакции этерификации между: (A) по меньшей мере одной алифатической линейной C6-C10-дикарбоновой кислотой, (B) по меньшей мере одним алифатическим линейным или разветвленным многоатомным спиртом с 3, 4 или 5 гидроксильными группами и (C) в качестве агента обрыва цепи (С1) по меньшей мере одной алифатической линейной или разветвленной C8-C18-монокарбоновой кислотой в случае избытка компонента (В), в качестве присадки к топливу для снижения расхода топлива при работе двигателя внутреннего сгорания с таким топливом в комбинации с по меньшей мере одной присадкой к топливу, имеющей моющее действие и выбранной из полиизобутеновых моноаминов или полиизобутеновых полиаминов, имеющих Mn=от 300 до 5000, имеющих по меньшей мере 50 мол.

Изобретение описывает композицию неэтилированного авиационного топлива, которая имеет MON по меньшей мере 99,6, содержание серы менее 0,05% мас., содержание CHN по меньшей мере 97,2% мас., содержание кислорода менее 2,8% мас., T10 не более 75°C, T40 по меньшей мере 75°C, T50 не более 105°C, T90 не более 135°C, температуру конца кипения менее 190°C, скорректированную теплоту сгорания по меньшей мере 43,5 МДж/кг, давление паров в диапазоне 38-49 кПа и содержит: 20-35 об.% толуола, имеющего MON по меньшей мере 107; 2-10 об.% анилина; 30-55 об.% по меньшей мере одного алкилата или алкилатной смеси, имеющих диапазон температур начала кипения 32-60°С и диапазон температур конца кипения 105-140°С, имеющих T40 менее 99°C, T50 менее 100°С, T90 менее 110°C, причем алкилат или алкилатная смесь содержат изопарафины с 4-9 атомами углерода, 3-20 об.% С5 изопарафинов, 3-15 об.% C7 изопарафинов и 60-90 об.% С8 изопарафинов в расчете на алкилат или алкилатную смесь и менее 1 об.% С10+ в расчете на алкилат или алкилатную смесь; 7-14 об.% разветвленного алкилацетата, имеющего алкильную группу с разветвленной цепью с 4-8 атомами углерода; и 8-26 об.% изопентана в количестве, достаточном для достижения давления паров в диапазоне 38-49 кПа; при этом указанная топливная композиция содержит менее 1 об.% C8 ароматических соединений.

Изобретение раскрывает применение комбинации (а) продукта реакции ацилирующего агента, полученного из карбоновой кислоты, и амина, а также (b) добавки на основе четвертичной аммониевой соли для борьбы с внутренними отложениями на форсунках дизельного двигателя, причем отложения образованы в форсунках дизельного двигателя карбоксилатными остатками, присутствующими в виде солей металлов или аммония, причем кватернизирующий агент, используемый для получения добавки (b), представляющей собой четвертичную аммониевую соль, выбран из группы, состоящей из диалкилсульфатов; сложного эфира карбоновой кислоты; алкилгалогенидов; бензилгалогенидов; замещенных гидрокарбилом карбонатов; и гидрокарбилэпоксидов в комбинации с кислотой, или смесей перечисленных веществ.

Изобретение раскрывает применение комбинации (а) продукта реакции ацилирующего агента, полученного из карбоновой кислоты, и амина, а также (b) добавки на основе четвертичной аммониевой соли для борьбы с внутренними отложениями на форсунках дизельного двигателя, причем отложения образованы в форсунках дизельного двигателя карбоксилатными остатками, присутствующими в виде солей металлов или аммония, причем кватернизирующий агент, используемый для получения добавки (b), представляющей собой четвертичную аммониевую соль, выбран из группы, состоящей из диалкилсульфатов; сложного эфира карбоновой кислоты; алкилгалогенидов; бензилгалогенидов; замещенных гидрокарбилом карбонатов; и гидрокарбилэпоксидов в комбинации с кислотой, или смесей перечисленных веществ.

Изобретение описывает топливную эмульсию для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта и эмульгатора, при этом она дополнительно содержит дисульфид молибдена при следующих соотношениях компонентов, мас.

Изобретение раскрывает композицию неэтилированного авиационного топлива, которая имеет МОЧ по меньшей мере 99,6, содержание серы меньше чем 0,05 масс. %, содержание CHN по меньшей мере 98 масс.

Изобретение относится к новому способу получения смеси изомеров N-метил-толуидинов с их концентрацией по сумме аминов не менее 98% и к применению смеси изомеров N-метил-толуидинов с их концентрацией по сумме аминов не менее 98%, полученной указанным способом, в качестве октаноповышающей добавки к бензину.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, которая в качестве присадки к дизельному топливу содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс.

Присадка комплексного действия, предназначенная для улучшения процессов транспортировки нефти и нефтепродуктов, содержит полимер, азотсодержащее соединение и поверхносто-активное вещество, характеризующаяся тем, что дополнительно содержит наноразмерный оксид алюминия с размером частиц 40 нм, в качестве полимера используют низкомолекулярный полиэтилен, в качестве азотсодержащего вещества – гидразин, а в качестве поверхносто-активного вещества – неионогенное поверхносто-активное вещество Реапон-4В при следующем соотношении компонентов, мас.%: низкомолекулярный полиэтилен 60-65 гидразин 20-25 указанный оксид алюминия 5-10 Реапон-4В 5-10 Технический результат заключается в том, что присадка обладает как вязкостным, так и противотурбулентным действием и проявляет высокую механическую устойчивость к различным механическим деструкциям.

Присадка комплексного действия, предназначенная для улучшения процессов транспортировки нефти и нефтепродуктов, содержит полимер, азотсодержащее соединение и поверхносто-активное вещество, характеризующаяся тем, что дополнительно содержит наноразмерный оксид алюминия с размером частиц 40 нм, в качестве полимера используют низкомолекулярный полиэтилен, в качестве азотсодержащего вещества – гидразин, а в качестве поверхносто-активного вещества – неионогенное поверхносто-активное вещество Реапон-4В при следующем соотношении компонентов, мас.%: низкомолекулярный полиэтилен 60-65 гидразин 20-25 указанный оксид алюминия 5-10 Реапон-4В 5-10 Технический результат заключается в том, что присадка обладает как вязкостным, так и противотурбулентным действием и проявляет высокую механическую устойчивость к различным механическим деструкциям.

Изобретение раскрывает применение композиции, включающей минеральное моторное масло или индустриальное масло, суспензию углеродного наноматериала (УНМ), представляющего собой «Таунит-М», и поверхностно-активное вещество (ПАВ) для маркировки нефтепродуктов, представляющих собой горюче-смазочные материалы.

Изобретение раскрывает присадку к автомобильному бензину, которая включает продукт взаимодействия триэтаноламина с алкилсалицилововой кислотой формулы OH-R-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, полученного при химическом взаимодействии в мольном соотношении амин:кислота от 1,00:2,90 до 1,00:3,10. Технический результат позволяет обеспечить высокие антикоррозионные свойства как чисто углеводородных автомобильных бензинов, так и бензинов, содержащих кислородсодержащие октаноповышающие компоненты. 2 табл.

Наверх