Мобильная спасательная система

Изобретение относится к области спасательной техники. Мобильная спасательная система (МСС) имеет в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство (СПУ), смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию для допоиска аварийной подводной лодки и связи с ней, средства для создания майны во льду. Достигается обеспечение выполнения мобильной спасательной системой спасательных действий по оказанию помощи личному составу аварийной подводной лодки. 1 ил.

 

Изобретение относится к области спасательной техники и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (пл), лежащей на грунте подо льдом на различных глубинах.

Известна мобильная спасательная система подводников NATO Submarine Rescue System (NSRS) военно-морских сил (ВМС) стран НАТО [1]. Система NSRS состоит из двух подсистем - спасательной (Rescue) и рабочей (Intervention). Спасательная подсистема включает в себя: автономный спасательный подводный аппарат Nemo, спускоподъемное устройство (СПУ), декомпрессионный комплекс с двумя транспортабельными барокамерами, контейнерную систему навигации, связи и управления с выносным оборудованием на ходовой мостик судна-носителя, энергетическую установку.

Рабочая подсистема включает рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА); его СПУ; глубоководные пеналы; переносную систему навигации, связи и управления; энергетическую установку.

Система NSRS устанавливается на надводном судне и предназначена для оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, в незамерзающих районах Мирового океана.

Все элементы, входящие в систему NSRS, выполнены в габаритах стандартных морских десяти, двадцати и сорока футовых контейнеров, за исключением спасательного подводного аппарата (СПА) и спускоподъемного устройства. Суммарный вес всех элементов системы NSRS составляет порядка 310 тонн.

Для транспортировки всей системы NSRS требуется в общей сложности 27 грузовиков, 2 самолета Ан-124 «Руслан» или 5 самолетов С-5 В «Гэлакси», или 20 самолетов C-130H/J «Геркулес».

Судно, на которое устанавливается система NSRS, должно иметь свободную площадь верхней палубы около 400 м2.

Недостатками системы NSRS являются:

- необходимость привлечения значительного количества транспортных средств и военно-транспортных самолетов для перевозки системы, которых может не оказаться в наличии при проведении спасательной операции;

- неспособность системы оказать помощь аварийной подводной лодке, лежащей на грунте подо льдом.

Известна мобильная спасательная система подводников Submarine Rescue Diving Recompression System (SRDRS) Военно-морских сил (ВМС) США (аналог изобретения) [2].

Спасательная система подводников ВМС США SRDRS включает в себя:

подсистему предварительных работ, которая состоит из двух комплектов нормобарических скафандров «HARDSUIT-2000» с глубиной погружения 610 м и устройством глубоководного погружения, а также телеуправляемого необитаемого подводного аппарата с глубиной работ до 1000 м, со спускоподъемным устройством и модулем управления;

спасательную подсистему, состоящую из двух основных элементов: привязного спасательного аппарата и системы декомпрессии подводников.

Система SRDRS устанавливается на надводном судне и предназначена для оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, в незамерзающих районах Мирового океана.

Все элементы, входящие в систему SRDRS, выполнены в габаритах стандартных морских десяти, двадцати и сорока футовых контейнеров. Все оборудование спасательной системы SRDRS имеет массу порядка 227 тонн. Площадь верхней палубы, занимаемая различными модулями, привязным спасательным аппаратом и вспомогательным оборудованием для работы системы, должна составлять не менее 300 м2.

Для транспортировки системы SRDRS понадобится пять тяжелых военно-транспортных самолетов С-5 В «Гэлакси» или 12 самолетов С-17.

Недостатками системы SRDRS являются:

- необходимость привлечения значительного количества транспортных средств и военно-транспортных самолетов для перевозки системы, которых может не оказаться в наличии при проведении спасательной операции;

- неспособность системы оказать помощь аварийной подводной лодке, лежащей на грунте подо льдом.

Известна мобильная спасательная система подводников на основе спасательного колокола типа Маккена Submarine Rescue Chamber (SRC) (прототип изобретения), в состав которой также входят облегченное рейдовое оборудование, мобильная система сжатого воздуха и вспомогательного оборудования [3].

Система на основе SRC устанавливается на надводном судне и предназначена для оказания помощи аварийной пл, лежащей на грунте, в незамерзающих районах Мирового океана.

Судно-носитель мобильной спасательной системы подводников на основе SRC должно иметь свободную площадь верхней палубы около 150 м, судовой кран грузоподъемностью не менее 11 т или возможность установки возимого крана на верхней палубе.

Для спуска спасательного колокола судно-носитель должен точно встать над аварийной пл на рейдовое оборудование на четыре точки.

В состав экипажа спасательного колокола входят два оператора. За один рейс колокол способен эвакуировать 6 подводников. Крено-дифферентная система и прижимная лебедка колокола обеспечивают стыковку с комингс-площадкой аварийной подводной лодки.

Для заведения ходового троса спасательного колокола на комингс-площадку аварийной подводной лодки используется нормобарический скафандр «HARDSUIT-2000», рабочий телеуправляемый подводный аппарат или (в зависимости от максимальной глубины) водолазы.

Система на основе спасательного колокола типа Маккена SRC доставляется к месту проведения спасательных работ из места постоянного базирования (г. Сан Диего, Калифорния) самолетами типа С-5В «Гэлакси» или С-17.

Недостатками системы на основе SRC являются:

- необходимость установки судна-носителя на рейдовое оборудование, что невозможно осуществить при оказании помощи аварийной пл, лежащей на грунте подо льдом;

- элементы, входящие в систему, не способны обеспечить оказание помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте подо льдом.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение возможности выполнения мобильной спасательной системой спасательных действий по оказанию помощи личному составу аварийной подводной лодки, лежащей на грунте подо льдом, с поверхности льда.

Решение задачи обеспечивается тем, что предложена мобильная спасательная система (МСС), имеющая в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство, смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, ТНПА и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию (ГАС) для допоиска аварийной пл и связи с ней, средства для создания майны во льду.

Телеуправляемый спасательный колокол имеет спасательный отсек для размещения двух операторов и спасаемых в количестве шести человек, камеру присоса со стыковочным фланцем для осуществления присоса к аварийной пл.

Все элементы, предлагаемой мобильной спасательной системы, размещаются в стандартных десяти, двадцати футовых морских контейнерах и перевозятся двумя самолетами типа Ан-70, способными осуществлять посадку на лед.

Новыми отличительными признаками мобильной спасательной системы являются:

- небольшие размеры элементов системы, позволяющие оперативно доставлять мобильную спасательную систему в арктический район для выполнения работ;

- наличие спуско-подъемного устройства, смонтированного на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед;

- наличие металлокаркасных полярных палаток и средств создания майн во льду, обеспечивающих возможность автономно работать с поверхности льда.

Указанные отличительные признаки обеспечивают выполнение спасательных действий мобильной спасательной системой по оказанию помощи личному составу аварийной пл, лежащей на грунте подо льдом, с поверхности льда.

Работает мобильная спасательная система следующим образом.

В случае аварии подводной лодки подо льдом мобильная спасательная система доставляется в район аварии самолетами Ан-70 и выгружается на лед 6.

После высадки на лед группа осуществляет допоиск аварийной пл с помощью мобильной поисковой погружной гидроакустической станции связи и пеленгования.

Обнаружив подводную лодку 5 на грунте группа, обслуживающая мобильную спасательную систему, проделывает майну, куда спускается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат 1 для ее обследования. Над майной для удобства работы группы устанавливается металлокаркасная полярная утепленная палатка 3.

После обследования аварийной подводной лодки с помощью спуско-подъемного устройства 4 в майну осуществляется спуск телеуправляемого спасательного колокола 2, работу которого обеспечивает ТНПА 1.

После посадки и присоса колокола к комингс-площадке аварийной пл, операторы колокола открывают переходной люк. Они помогают спасаемым подводникам разместиться в спасательном отсеке колокола, после чего закрывают переходной люк, колокол отстыковывается от пл и поднимается на поверхность.

Операция по спасению личного состава аварийной подводной лодки может проводиться практически без перерывов, так как электроэнергия подается на колокол непрерывно по грузонесущему электрокабелю.

Преимущество предложенной мобильной спасательной системы по сравнению с прототипом [3], заключается в обеспечении возможности выполнения спасательных действий по оказанию помощи личному составу аварийной подводной лодки, лежащей на грунте подо льдом, с поверхности льда.

Предложенная мобильная спасательная система находится на стадии исследовательской проработки.

Список литературы

1. Казин Д. Система спасения экипажей подводных лодок ВМС стран НАТО // Зарубежное военное обозрение №7, 2013, с 77-85.

2. Казин Д. Особенности системы спасения экипажей подводных лодок ВМС США // Зарубежное военное обозрение №3, 4, 2014, с 74-83.

3. Тенденции развития и опыт эксплуатации современных систем спасания экипажа аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. КНИР «Источник - 2013», выпуск №8/103, Санкт-Петербург, 2014. с. 20-22.

Мобильная спасательная система (МСС), имеющая в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство (СПУ), смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, ТНПА и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию для допоиска аварийной подводной лодки и связи с ней, средства для создания майны во льду.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водолазному и спасательному оборудованию. Предложено устройство для загрузки водолазов в торпедный аппарат (ТА) подводной лодки (ПЛ), которое содержит лоток, состоящий из двух листов - верхнего и нижнего, выполненных из нержавеющей стали и изогнутых по форме ТА.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным устройствам для экипажей подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей спасательной камеры с подводным техническим средством содержит комингсы, опорные кольца которых соединены кремальерным затвором, состоящим из кремальерного кольца и привода его разворота, и систему выравнивания давления в комингс-площадке.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и других подводных объектов.

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано для спасения подводников из затонувших подводных объектов. Для попадания подводников, вышедших из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, в спасательные плоты, выпущенные и одерживаемые на поверхности моря над ней, подводник всплывает на поверхность моря и подплывает к выпущенному плоту.

Изобретение предназначено для обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок в подводном положении. Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема спасательного подводного аппарата (СПА) подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасенных подводников из СПА в ПЛ в подводном положении.

Изобретение относится к способам обеспечения воздухом подводного объекта в экстренных ситуациях. Для подачи воздуха в подводный объект включают подъем воздуховода низкого давления над поверхностью воды, подъем компрессора и связанного с ним воздуховода высокого давления от подводного объекта.

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Предложено устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, которое содержит комингсы всплывающей камеры и подводного технического средства, образующие комингс-площадку, трубопровод с арматурой, сообщающий внутреннюю полость комингс-площадки с забортной водой, а также воздушную магистраль, соединяющую внутреннюю полость комингс-площадки с отсеком прочного корпуса подводного технического средства, при этом магистраль снабжена кольцевым коллектором с установленными по его окружности клапанами и размещена в верхней части комингс-площадки.

Изобретение относится к области кораблестроения и касается конструкции подводной лодки и ее эксплуатации в ледовых условиях. Предложена подводная лодка, которая имеет направленное вверх буровое устройство (12, 12′), при этом буровое устройство (12, 12′) расположено в прочном корпусе (4) подводной лодки и имеет бур (14, 14′), выдвигаемый из расположенного на верхней палубе отверстия (10) прочного корпуса (4), буровая головка (42, 42′) бура (14, 14′) образует закрывающее тело, закрывающее отверстие (10) прочного корпуса (4).

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Способ обеспечения эвакуации экипажа аварийной подводной лодки из всплывшей спасательной камеры (ВСК) заключается в том, что эвакуация экипажа основана на использовании спуско-подъемного устройства спасательного судна и судового трапа.
Наверх