Система дистанционного мониторинга железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к системам дистанционного мониторинга железнодорожного транспортного средства. Сущность: система включает связанные каналами внутренней и внешней связи стационарную и мобильную части. Стационарная часть выполнена в виде центрального сервера (7). Мобильная часть размещена на железнодорожном транспортном средстве (1) и включает функциональные измерительные блоки (5), центральный бортовой вычислительный блок (6), дополнительные контролирующие элементы. В состав каждого функционального измерительного блока (5) входят измерительные датчики-преобразователи, микроконтроллер, часы, источник питания, датчик положения в пространстве, датчик внутренней температуры, блок связи, энергонезависимый блок памяти. Центральный бортовой вычислительный блок (6) содержит микроконтроллер, часы, источник питания, датчик положения в пространстве, датчик внутренней температуры, блок связи, энергонезависимый блок памяти, модуль глобальной спутниковой навигационной системы. Дополнительные контролирующие элементы (9) содержат микроконтроллер, часы, источник питания, блок связи, датчик внутренней температуры, датчик положения в пространстве, энергонезависимый блок памяти. Технический результат: увеличение надежности и защищенности системы от внешних и внутренних сбоев. 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к системам контроля подвижного транспортного средства, в частности, железнодорожных вагонов.

Предлагаемая система позволяет:

- отслеживать в режиме реального времени местоположения железнодорожного транспортного средства,

- направление и скорость его перемещения,

- измерять вес груза,

- наличие и состояние деталей и узлов железнодорожного транспортного средства,

- работоспособность составляющих систему элементов,

- наблюдать в режиме реального времени за процессом изменения веса груза, например, при загрузке-разгрузке

-измерять температуру груза и окружающей среды.

Известна система дистанционного мониторинга железнодорожного транспортного средства, содержащая информационные датчики, размещённые на железнодорожных транспортных средствах, связанные через головной центральный блок на локомотиве со стационарной частью системы, при этом все железнодорожные единицы связаны в единую цепь, формирующую общую адресно-информационную посылку, набранную из последовательности независимых сообщений от каждой подвижной железнодорожной единицы, см. US №6668216, B60L 1/00, опубл. 18.05.2001 г.

Недостатком данной системы является её низкая надёжность, вследствие незащищённости от внешних и внутренних воздействий. В частности, необходимость формирования единой общей информационной посылки, скомплектованной из набора размещённых в заданной последовательности информационных сообщений от каждой железнодорожной единицы подвижного состава, требует устойчивого и надёжного канала передачи и приёма.

Известна также система мониторинга подвижной железнодорожной единицы, содержащей мобильные и стационарные аппаратные части, снабжённые соответствующим программным обеспечением, и связанные между собой по внешним и внутренним каналам связи, RU №2600420, B61D 49/00, G01G 19/04, опубл. 20.08.2016 г. (прототип).

Данная система обладает аналогичной проблемой – низкой надёжностью, незащищённостью и неустойчивостью к внешним и внутренним воздействиям, обусловленной слабой помехозащищённостью, отсутствием защиты от программных и энергетических сбоев системы, отсутствием контроля за несанкционированным нарушением системы или элементов железнодорожного транспортного.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение надёжности и защищённости системы, за счёт добавления в систему элементов диагностики и тестирования элементов системы.

Заявляемое изобретение пояснено графическими материалами, где:

– на фиг. 1 проиллюстрирована общая схема системы дистанционного мониторинга подвижного железнодорожного транспортного средства;

– на фиг. 2 – пример размещения центрального бортового вычислительного блока на торцевой стене подвижного железнодорожного транспортного средства, в качестве подвижного железнодорожного транспортного средства показан грузовой полувагон;

– на фиг. 3 – варианты размещения центрального бортового вычислительного блока, при этом в качестве примера подвижного железнодорожного транспортного средства выбран вагон-цистерна;

– на фиг. 4 – пример размещения функциональных измерительных блоков на надрессорных балках ходовых тележках железнодорожного подвижного состава, вид снизу;

- на фиг. 5 – пример размещения функциональных измерительных блоков на оси колёсной пары ходовых тележках железнодорожного подвижного состава, вид снизу;

– на фиг. 6 – блок-схема функционального измерительного блока;

– на фиг. 7 – блок-схема центрального бортового вычислительного блока;

– на фиг. 8 – блок-схема дополнительного контрольного датчика.

Система дистанционного мониторинга подвижного железнодорожного транспортного средства, включает в себя мобильные и стационарные аппаратные части.

Мобильная аппаратная часть системы, размещена на железнодорожном транспортном средстве, например, грузовом полувагоне 1, содержащем кузов 2, установленный на ходовые тележки 3, включающие надрессорную балку 3.1, боковые рамы 3.2 (Фиг. 1, 2).

В качестве примера использования другого вида железнодорожного транспортного средства представлен вариант использования вагона-цистерны 4 (Фиг. 3).

Пример размещения функциональных измерительных блоков 5 на надрессорных балках 3.1 ходовых тележек железнодорожного транспортного средства проиллюстрирован на фиг. 4.

Функциональный измерительный блок 5 (Фиг. 5) содержит измерительные датчики-преобразователи 5.1, предназначенные для измерения различных величины внешних воздействий на железнодорожный подвижный состав в целом и его элементы. В качестве таких внешних воздействия может быть температура, давление, ускорение, упругий прогиб элементов вагона. Конструкция измерительных датчиков-преобразователей 5.1 определяется видом измеряемых внешних воздействий. Для измерения температуры может быть использован терморезистор, для измерения давления – мембранные, ёмкостные датчики, для измерения ускорений – инерционные датчики угловых ускорения, для измерения упругих прогибов элементов вагона – ёмкостные датчики, тензодатчики, либо любые другие подходящие по своим характеристикам и свойствам. Измерительные датчики-преобразователи 5.1 соединены с микроконтроллером 5.2 (ЦПУ). Кроме измерительных датчиков-преобразователей 5.1 функциональный измерительный блок 5 также содержит соединённые с микроконтроллером 5.2 (ЦПУ) блок 5.3 памяти, часы 5.4, источник питания 5.5, блок 5.6 связи для соединения с центральным бортовым вычислительным блоком 6, датчик внутренней температуры 5.7.

В составе функционального измерительного блока 5 может быть использовано несколько различных измерительных датчиков-преобразователей 5.1, выполненных, например, в виде датчика температуры, датчика давления, датчика-акселерометра и т.п.

Измерительный датчик-преобразователь 5.1 в виде датчика-акселерометра предназначен для измерения динамических показателей железнодорожного транспортного средства, таких как направления и величины ускорений по различным плоскостям, состояние колёсных пар, буксовых узлов при движении железнодорожного транспортного средства по рельсовому пути.

Показатели измерительных датчиков-преобразователей 5.1 зависят от конкретного выполнения надрессорной балки 3.1, кузова 2, конструкции и исполнения измерительных преобразователей 5.1. С помощью блока связи 5.6, выполненного в виде радио-блока, либо в виде блока кабельной связи функциональный измерительный блок 5 связан с по каналу внутренней связи с центральным бортовым вычислительным блоком 6. Функциональные измерительные блоки 5 могут быть смонтированы в любых конструктивно подходящих для этого местах железнодорожного транспортного средства.

Центральный бортовой вычислительный блок 6 (Фиг. 6), предназначен для сбора по каналам внутренней связи данных от функциональных измерительных блоков 5, формирования адресной информационный посылки, её отправки по каналам внешней связи, например, по каналам сотовой связи с помощью своего блока 6.1 (GSM) связи на стационарную часть системы, выполненную в виде центрального сервера 7 (Фиг. 1) и через него – на рабочие станции 8 пользователей системы. Также центральный бортовой вычислительный блок 6 содержит блок 6.3 связи для работы по каналам внутренней связи с блоками связи 5.1 функциональных измерительных блоков 5, микроконтроллер 6.4 (ЦПУ), блок памяти 6.5, часы 6.6, источник питания 6.7, датчик внутренней температуры 6.8, датчик положения в пространстве 6.9. Для определения координат положения железнодорожного транспортного средства центральный бортовой вычислительный блок 6 обеспечен модулем 6.2 глобальной навигационной спутниковой системы (GPS, ГЛОНАС).

Предлагаемая система мониторинга железнодорожного транспортного средства отличается от прототипа тем, что система снабжена дополнительными контролирующими и резервирующими средствами полученных данных.

Дополнительные контролирующие и резервирующие средства, предназначены для контроля работоспособности как отдельных элементов системы, так и всей системы в целом, и представлены в виде дополнительных контрольных датчиков 9 (Фиг. 7) и энергонезависимых блоков памяти. Дополнительные контрольные датчики 9 могут быть размещены в любых наиболее удобных местах железнодорожного транспортного средства. Дополнительные контрольные датчики 9 содержат микроконтроллер 9.1, часы 9.3, источник питания 9.4, блок 9.5 связи внутренней связи, датчик внутренней температуры 9.6, датчик положения в пространстве 9.7.

Резервирующие средства выполнены в виде подсистемы накопления и сохранения информации.

Подсистема накопления и сохранения информации выполнена в виде энергонезависимых блоков памяти 5.3, 6.5, 9.2, добавленных в состав функциональных измерительных блоков 5, в состав центрального бортового вычислительного блока 6 и в состав дополнительных контрольных датчиков 9.

Также в качестве дополнительных контролирующих средств могут быть использованы радиочастотные метки-пломбы, например, системы RFID (не показаны), связанные с центральным вычислительным бортовым блоком 6 и предназначенные для фиксирования факта несанкционированного демонтажа и перемещения элементов системы или элементов конструкции железнодорожного транспортного средства относительно центрального вычислительного бортового блока 6 с последующей передачей информации на центральный сервер 7 системы.

Для успешной работы системы используют электронный настроечный блок 10, который подключают непосредственно к мобильной аппаратной части подвижного железнодорожного транспортного средства.

В связи с тем, что достоверность выдаваемой измерительными датчиками-преобразователями информации существенно зависит от температуры окружающей среды в функциональные измерительные блоки 5, в центральный вычислительный блок 6 и в схему дополнительных контрольных датчиков 9 введены датчики внутренней температуры – 5.7, 6.8, 9.6 соответственно, по показаниям которых система производит корректировку полученных от измерительных датчиков-преобразователей по заложенному в программное обеспечение алгоритму, приближая информацию функциональных измерительных блоков 5 к истинным значениям.

Предлагаемая система мониторинга железнодорожного транспорта работает следующим образом.

Результаты измерений различных измерительных датчиков-преобразователей 5.1 передаются в микроконтроллер 5.2 (ЦПУ), входящий в состав функционального измерительного блока 5, где обрабатываются и с помощью блока связи 5.6 по каналу внутренней связи передаются в центральный бортовой вычислительный блок 6.

При выполнении измерительного датчика-преобразователя 5.1 в виде инерционного датчика-акселерометра измеряют величину и направления вибрации контролируемого элемента железнодорожного транспортного средства, например, надрессорной балки 3.1 ходовой тележки 3, кузова 2.

Центральный бортовой вычислительный блок 6 своим микроконтроллером 6.4 (ЦПУ) обрабатывает собранные данные со всех функциональных измерительных блоков 5, затем по показаниям своего датчики внутренней температуры 6.8 производит корректировку полученных данных и записывает скорректированную информацию в свой энергонезависимый блок 6.5 памяти.

При необходимости, автоматически или по запросу пользователя, своим модулем 6.2 (GPS, ГЛОНАС) глобальной навигационной спутниковой системы 11 система определяет положение контролируемого железнодорожного транспортного средства.

Из полученного массива информации микроконтроллер 6.4 (ЦПУ) формирует адресную информационную посылку, содержащую, адресную часть, идентификационную информацию, информацию о техническом состоянии железнодорожного транспортного средства, информацию об условиях окружающей среды, месте, скорости и направлении движения, работоспособности всей системы и её составляющих элементов.

Адресная информационная посылка по каналу внешней связи 12 поступает на центральный сервер 7 и через него – по каналам связи 13 между компьютерами на рабочие станции 8 пользователей системы.

Для увеличения надёжности, работоспособности и защищённости системы от внешних воздействий и внутренних сбоев, в систему введены дополнительные резервирующие и контролирующие средства.

При работе системы дополнительные контрольные датчики 9 осуществляют непрерывный контроль за элементами системы.

В случае возникновения внештатных, аварийных ситуаций, при изломе, несанкционированном снятии какого-либо элемента системы или элемента железнодорожного транспортного средства, входящие в дополнительные контрольные датчики 9 датчики 9.7 положения в пространстве, либо датчики 5.8 положения в пространстве, входящие в состав функциональных измерительных блоков 5, регистрируют удары, вибрацию, нештатное изменения положения элементов системы или элементов железнодорожного транспортного средства в пространстве и передают данную информацию своими соответствующими блоками связи 5,6, 9.5 в центральный бортовой вычислительный блок 6, который включает эту информацию в адресную информационную посылки и отправляет её своим блоком 6.1 связи (GSM) по каналам внешней связи 12 на центральный сервер 7 и через него – на рабочие станции 8 пользователей системы по каналам связи 13 между компьютерами. При этом центральный бортовой вычислительный блок 6 оснащён своим датчиком 6.9 положения в пространстве, который контролирует положение самого центрального бортового вычислительного блока 6, и в случае нештатной ситуации стремится сообщить через блок связи 6.1 (GSM) по каналам внешней связи 12 на центральный сервер 7 информацию о внештатной ситуации.

Предлагаемая система позволяет:

- измерять вес перевозимого груза;

- определять координаты места положения, направление движения и скорость перемещения железнодорожного транспортного средства;

- определять положение железнодорожного транспортного средства в пространстве (использование вагоноопрокидывателя при разгрузке);

- выявлять дефекты колёсных пар и буксовых подшипников;

- в случае временного прекращения внутренней и внешней связи накапливать в своих энергонезависимых блоках памяти данные со всех своих функциональных измерительных блоков 5 и дополнительных контрольных датчиков 9 с последующей автоматической передачей накопленных данных после возобновления связи;

- производить измерение температуры элементов подвижного состава, температуры перевозимого груза, например, смёрзшегося угля в полувагонах, температуры груза в термоизолирующих цистернах, ход процесса оттаивания смёрзшегося мазута в цистернах и т.п.;

- осуществлять контроль за работоспособностью элементов системы и сообщать об их состоянии на центральный сервер системы;

- регистрировать начало и конец движения подвижного железнодорожного транспортного средства;

- защищать информации от потери при сбоях в программном обеспечении или при временной потере питания;

- удалённо диагностировать и передавать параметры текущего состояния элементов системы автоматически или по запросу оператора.

Таким образом, предлагаемые технические решения и дополнения позволяют существенно увеличить надёжность, работоспособность и защищённость системы дистанционного мониторинга подвижного железнодорожного транспортного средства.

1. Система дистанционного мониторинга железнодорожного транспортного средства, включающая мобильную и стационарную части, снабженные соответствующим программным обеспечением и связанные каналами внутренней и внешней связи, мобильная часть системы размещена на железнодорожном транспортном средстве, содержащем кузов, установленный на ходовые тележки, включающие надрессорные балки, боковые рамы, мобильная аппаратная часть системы, размещенная на железнодорожном подвижном составе, оснащена функциональными измерительными блоками, в состав которых входят измерительные датчики-преобразователи, связанные с микроконтроллером, который, в свою очередь, соединен с часами для синхронизации своей работы с другими элементами системы, с источником питания, с датчиком положения в пространстве, с датчиком внутренней температуры, с блоком связи для связи с центральным бортовым вычислительным блоком, который предназначен для сбора и обработки данных со всех функциональных измерительных блоков, формирования информационный посылки и ее отправки по каналам внешней связи на стационарную часть системы в виде центрального сервера и через него - на рабочие станции пользователей системы; центральным бортовым вычислительным блоком, который содержит микроконтроллер (ЦПУ), связанный с часами, источником питания, с датчиком внутренней температуры, с блоками связи для связи по каналам внешней связи на стационарную часть системы в виде центрального сервера, с блоком связи для связи с функциональными измерительными блоками по каналами внутренней связи, для определения координат железнодорожного транспортного средства центральный бортовой вычислительный блок обеспечен модулем глобальной навигационной спутниковой системы, отличающаяся тем, что для увеличения надежности и защищенности системы от внешних воздействий и внутренних сбоев в систему введены дополнительные контролирующие и резервирующие элементы, предназначенные для контроля работоспособности как отдельных частей системы, так и всей системы в целом, которые выполнены в виде дополнительных контрольных датчиков и энергонезависимых блоков памяти, дополнительные контрольные датчики содержат микроконтроллер, часы, источник питания, блок связи внутреннего канала связи, датчик внутренней температуры, датчик положения в пространстве; аналогичными датчиками положения в пространстве также дополнительно оснащены функциональные измерительные блоки, центральный бортовой вычислительный блок, резервирующие элементы выполнены в виде энергонезависимых блоков памяти, введенных в состав функциональных измерительных блоков, в состав центрального бортового вычислительного блока и в состав дополнительных контрольных датчиков.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что в качестве измерительного датчика-преобразователя использован тензометрический датчик величины упругой деформации.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что измерительный датчик-преобразователь выполнен в виде датчика давления.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что измерительный датчик-преобразователь выполнен в виде акселерометра.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что измерительный датчик-преобразователь выполнен в виде датчика температуры.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок связи дополнительных контрольных датчиков для внутренней связи с центральным бортовым вычислительным блоком выполнен в виде блока внутренней связи, обеспечивающего связь по радиоканалу или кабелю связи.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что функциональные измерительные блоки установлены на осях колесных пар.

8. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительные контролирующие элементы системы выполнены в виде радиочастотных меток-пломб, связанных с центральным бортовым вычислительным блоком, и предназначены для регистрации факта несанкционированного демонтажа и перемещения элементов системы или элементов конструкции железнодорожного транспорта относительно центрального вычислительного бортового блока с последующей передачей информации на центральный сервер системы.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к железнодорожной автоматике для определения местонахождения поездов. В способе на поезд ставится гироскоп и он следует по заданному блок-участку, при этом в трех осях запоминаются координаты для каждой точки пути, эта информация запоминается вместе с расстоянием от начала блок-участка до данной точки пути.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля позиции поезда на пути. Система содержит центр управления движением поездов, волоконно-оптический кабель с герметичной заглушкой, проложенный вдоль пути, и бортовую часть, включающую бортовой приемник спутниковой навигационной системы, блок привязки географических координат к трассе железнодорожной линии, контроллер и локомотивную радиостанцию.

Техническое решение относится к устройствам контроля схода транспортного средства (ТС). ТС способно двигаться по пути, который содержит электрический контактный рельс для подачи электричества к ТС по земле, рельс включает в себя несколько электрических цепей, каждая электрическая цепь соединяется с электрическим переключающим элементом.

Изобретение относится к системам автоматики для управления устройствами электроснабжения технологических объектов. Технический результат заключается в повышении эффективности управления устройствами электроснабжения.
Изобретение относится к области идентификации для контроля перемещения и учета железнодорожных контейнеров и вагонов. В способе на каждый вагон наносят штриховой код, в котором закодирован уникальный ключ доступа к сведениям в информационной системе по конкретному вагону, включая инвентарный номер, при этом уникальный ключ доступа, подлежащий внесению в штриховой код, первоначально генерируют в информационной системе и заносят в базу данных информационной системы, а после этого с помощью сканера штриховых кодов и программного обеспечения для считывания штриховых кодов, взаимодействующего с информационной системой, к которой обеспечен авторизованный доступ, сканируют нанесенный на вагон штриховой код и одновременно осуществляют привязку уникального ключа доступа, закодированного в штриховом коде, к инвентарному номеру этого вагона и сведениям об этом вагоне, предварительно внесенным в информационную систему, что активирует штриховой код в информационной системе.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для определения и контроля позиции поезда на пути. Система включает волоконно-оптический кабель с герметичной заглушкой, проложенный вдоль пути на заданном расстоянии, центр управления движением поездов, в котором установлены информационно-управляющий сервер, устройство электрической централизации, стационарный радиоприемопередатчик, сенсорное устройство слежения за движением поездов по перегону, блок формирования данных о местоположении головного и хвостового вагонов поезда, блок интеллектуальной цифровой обработки рефлектограмм и бортовую часть, включающую приемник спутниковой навигационной системы, блок привязки географических координат к трассе железнодорожной линии, бортовой контроллер и локомотивную радиостанцию.

Изобретение относится к путевым устройствам для управления подвижным составом. Предложен способ управления поездным и маневровым локомотивами.

Изобретение относится к системам автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для интервального регулирования движения поездов. Система включает размещенное на посту электрической централизации каждой станции устройство микропроцессорной электрической централизации и автоблокировки с программно-аппаратным модулем управления, рельсовые цепи сигнального тока низкочастотного диапазона на разделенных изолирующими стыками путевых участках маршрутов движения поездов по главным путям станций и главным путям, прилегающим к этим станциям перегонов, сервер мобильной радиосвязи GSM-R, радио блок центр зонального управления движением поездов, блоки группового контроля плюсового положения стрелок, блоки контроля и управления рельсовыми цепями.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики телемеханики и связи для управления локомотивами. Устройство содержит бортовой контроллер и связанные с ним блок датчиков импульсов, локомотивный датчик давления, антенну радиоканала и радиомодем, соединенные с бортовым контроллером спутниковую антенну, блок индикации, блок управления, блок переключателей, который соединен с переключателем кабины, рукояткой бдительности машиниста и электропневматическим клапаном, и блок исполнительных цепей.

Изобретение относится к области диагностических средств для проверки аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации. Система бесшлейфовой диагностики приемных катушек и приемников автоматической локомотивной сигнализации содержит установленные внутри корпуса на единой плате и объединенные общей шиной данных блок цифро-аналогового и аналого-цифрового преобразования ЦАП/АЦП, микроконтроллер, память, блок активации работы модуля, блок питания и блок интерфейса подключения.

Изобретение относится к средствам отображения информации о поезде в вагоне поезда. Аппарат включает устройство отправки информации о поезде, разъемный контроллер и светопроницаемый электролюминесцентный дисплейный экран. Разъемный контроллер присоединен к устройству отправки информации о поезде и выполнен с возможностью принимать информацию, отправленную устройством отправки, преобразовывать информацию в подлежащую отображению в заранее заданном формате и отправлять подлежащую отображению информацию. Светопроницаемый электролюминесцентный дисплейный экран размещен в светопроницаемой области двери вагона в вагоне поезда, присоединен к разъемному контроллеру и выполнен с возможностью отображать принятую подлежащую отображению информацию о поезде заранее заданным образом. Достигается повышение качества отображения информации о поезде. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх