Компрессограф и способ динамической компрессографии

Предложен компрессограф и реализуемый посредством него способ динамической компрессографии, который включает воздушный накопитель. Это позволяет получить осциллограмму давления в цилиндре автомобильного бензинового ДВС, на основании которой рассчитать компрессию и динамику ее нарастания на каждом последующем такте сжатия, и путем сравнения их значений в разных цилиндрах между собой и с нормативными значениями определить технический диагноз цилиндров с высокой достоверностью. 2 н.п. ф-лы, 10 ил.

 

Компрессограф и реализуемый посредством него способ динамической компрессографии (ДК) цилиндров автомобильного бензинового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) согласно Международной патентной классификации МПК (2016.01) относятся к объектам, имеющими классификационные индексы F02F 11/00 «двигатели, характеризуемые сжатием горючей смеси», и F99Z «тематика, не предусмотренная в разделе F, (а) и в подклассах данного раздела, но наиболее тесно связанная с ним».

Конец такта сжатия в цилиндре ДВС характеризуется нахождением поршня в верхней мертвой точке (ВМТ) и максимальным давлением топливовоздушной смеси (ТВС), от величины которого в значительной степени зависит температура, гомогенность и качество горения ТВС, а также давление расширяющихся газов (РГ) на такте расширения (рабочего хода), что в конечном итоге обусловливает такие важнейшие характеристики ДВС, как крутящий момент, мощность, токсичность отработавших газов (ОГ), расход топлива.

Давление ТВС определяется степенью сжатия и герметичностью цилиндра, которая в свою очередь зависит от целостности деталей блока цилиндров (БЦ), головки блока цилиндров (ГБЦ), цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма и плотности прилегания их состыкованных и сопряженных поверхностей. Определяющими являются стыки: ГБЦ - прокладка ГБЦ - БЦ; ГБЦ - свеча зажигания; гнездо ГБЦ - седло клапана, а также сопряжения: канавка поршня - кольцо; кольцо - стенка цилиндра; фаска тарелки клапана - седло клапана.

Из-за непрерывного износа деталей в процессе эксплуатации ДВС герметичность цилиндра снижается постепенно, но также может лавинообразно упасть из-за прогара, трещины, скола, деформации. Это вызывает прорывы ТВС и РГ в незапланированных местах, ускоренный износ и обгорание фасок клапанов, нарушение съема кольцами масла, что приводит к ухудшению смазочных свойств масла и уменьшению ресурса ДВС, нарушению концентрации ОГ, снижению крутящего момента и мощности или полному выключению цилиндра из работы.

Поскольку причинами снижения мощности ДВС и нарушения концентрации ОГ могут быть также дефекты систем зажигания и впрыска бензина, то для локализации дефекта актуальной задачей является эффективность (достоверность и скорость) диагностики цилиндров, для чего в качестве одного из индикаторов их технического состояния выбирают компрессию цилиндров, т.е., максимальное давление воздуха, созданное в измерителе компрессии множеством последовательных тактов сжатия цилиндра при прокрутке коленчатого вала (KB) ДВС стартером.

Уровень техники

Аналогами компрессографа являются некоторые измерители компрессии, такие, как мотор-тестер МТ10КМ (http://www.nppnts.ru/index.php?mod=mtmt10km), имеющий функцию компрессографа. Однако в действительности эта функция индицирует осциллограмму не компрессии и динамики ее нарастания, а текущего давления в цилиндре. Поэтому для определения компрессии цилиндров в современной практике диагностирования ДВС продолжают широко применяться устаревшие традиционные аналоги: механические компрессометры (https://auto.ru/parts/?categoryId=29894&from=wizard.parts&rgid=11469&shipping=All&utm_campaign=parts&utm_medium=desktop&utm_source=parts_wizard&utm_term=компресссометр%20купить; https://market.yandex.ru/ search ?text=компрессометр%20купить&clid=545&local-offers-first=0&deliveryincluded=0&onstock=0; http://www.avtoall.ru/kompressometry/; https://hz.ru.aliexpress.com/premium/%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25B2-%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B4%25Dl%2580%2D0%25B5.html?SearchText=давление+в+цилиндре&ltype=wholesale&d=y&tc=ppc&blanktest=0&initiative_id=SB_20171015013758&origin=y&catId=0&isViewCP=y и мн. др.), а также более современные электронные компресссометры типа VAG 1763 (https://www.autom.com.ua/ru/oborudovaniesto/avtodiagnostika/kompressometry/vag_1763/; https://www.youtube.com/watch?v=lq58bj2jEeY) и LR KPD-01 (http://automaler.ru/shop/cargo/equipment/diagnostic-equipment/diagnostic-devices-means-of-small-diagnostics/kpd-01-pressure-tester-universal/; https://www.youtube.com/watch?v=UUUq5ohP5Mc).

Невзирая на то, что электронные компрессометры более совершенны, наделены рядом сервисных функций, таких как цифровая визуализация значений компрессии и сравнительная в виде столбцов, привязка значений компрессии к «своему» цилиндру, распечатка чека посредством встроенного принтера, они имеют то же предназначение, что механические аналоги - измерение компрессии.

Вместе с тем, для достоверной диагностики цилиндра важно не только определить его компрессию, но и оценивать динамику нарастания компрессии, для чего необходимо регистрировать давление в цилиндре на каждом такте сжатия. Так, если на первом такте сжатия величина давления низкая (0,3÷0,4 МПа), а при последующих тактах сжатия резко возрастает, то это свидетельствует об износе поршневых колец, но если на первом тактесжатия достигается умеренное давление (~0,7÷0,9 МПа), а при последующих тактах сжатия это значение практически не растет, то это косвенно свидетельствует о наличии утечек из-за дефектов клапанов, прокладки, трещины в ГБЦ и т.п.(Хрулёв А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. Производств.-практ.издание. М., изд-во «За рулем», 1998, с. 149; https://www.drive2.ru/b/2860347/; https://autodiagnos.com.ua/proverka-kompressii-dvigatelya/). Однако аналоги не обладают свойством регистрации давления на каждом такте сжатия, что значительно снижает эффективность диагностики. В некоторой степени удается визуально фиксировать значение давления на каждом такте сжатия, но со значительными погрешностями, так как для измерения требуется скорость вращения KB около 2 с-1, следовательно, диагност для фиксации располагает недостаточным временем - менее 1 с.

Функцию запоминания на каждом такте сжатия имеют некоторые мотор-тестеры и осциллографы с токоизмерительными клещами, измеряющие амплитуду пульсаций тока, потребляемого стартером при прокрутке KB, однако при этом абсолютная величина давления не определяется, а относительные значения давления (в процентах к лучшему цилиндру) могут быть неоднозначно истолкованы и тем самым ввести диагноста в заблуждение (Хрулёв А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. Производств.-практ.издание. М, изд-во «За рулем», 1998, с. 149; http://www.ardio.ru/relkompr.php).

Неотъемлемой частью любого компрессометра 1 (фиг. 1) является воздушный накопитель (ВН) 2 (фиг. 1, 2), который включает накопительную полость (НП) 3 (фиг. 2), резиновый обратный клапан (ОК) 4 с пружиной 5, предназначенный для удержания давления в НП, и клапан сброса (КС) 6 с кнопкой 7. Вместе с тем, наличие ВН обусловливает еще один существенный недостаток аналогов, который заключается в том, что они фиксируют значение давления не в ВМТ, а позже на 30÷60° угла поворота коленчатого вала (УПКВ), так как ОК обладает собственной инерционностью, склонностью к деформациям и перекосам, а также свойствами дросселя, что увеличивает инерционность и временную неоднозначность перетока воздуха 8 между накопителем и надпоршневым пространством 9 цилиндра 10 и замедляет рост закрывающего ОК результирующего давления:

где Рок - давление, действующее на ОК;

Рвн - давление в ВН;

Рц - давление в надпоршневом пространстве цилиндра;

Fси - сила, обусловливающая собственную инерционность, деформации и перекосы ОК.

Практическая осциллограмма, полученная посредством опытного образца компрессографа (компрессограмма) на реальном ДВС (фиг. 3), демонстрирует действительный характер динамического нарастания компрессии. Сравнивая с нею показания аналогов, основанные на зафиксированных давлениях, нетрудно сделать вывод, что вследствие запаздывания закрытия ОК аналоги неадекватно отражают как компрессию, так и процесс ее динамического нарастания. Так, аналогами фиксируются давления 11 (фиг. 3) ниже действительных давлений в ВМТ 12 на 30% и более. На последних тактах сжатия 13, при достижении давления в цилиндре, близкого к компрессии 14, значения Рип и Рц сближаются, и тогда возрастает зависимость Рок от Fси. В силу нестабильности Fси момент закрытия ОК, а следовательно, и зафиксированное давление на каждом последующем такте 15 существенно (~10%) отличается от предыдущего такта 16, что ставит конечное полученное значение компрессии в зависимость от того, на каком такте сжатия прервано измерение и приводит таким образом к постановке ошибочного технического диагноза цилиндра. При оценке разброса компрессии цилиндров эта ошибка может удвоиться и привести к необоснованному диагнозу о дефекте ДВС и необходимости его капитального ремонта (КР), так как нормативный разброс обычно составляет 10÷15%.

Таким образом, неприемлемые погрешности существующих аналогов не позволяют с необходимым качеством решить техническую задачу диагностики цилиндров методом измерения компрессии вообще и оценки динамики ее нарастания в частности.

Указанные проблемы решены при создании компрессографа, который позволяет быстро и с достаточной точностью решить поставленную техническую задачу. Компрессограф и реализуемый посредством него способ ДК построены на том же принципе измерения, что и аналоги, но лишены их недостатков, позволяют определить абсолютное значение как компрессии, так и динамики ее нарастания, что значительно увеличивает эффективность диагностики цилиндра. Компрессограф доступен и прост в эксплуатации и может быть массово использован в отрасли автомобильного сервиса. Компрессограф не известен из уровня техники, он для специалиста не следует из уровня техники явным образом, в силу чего является новым, промышленно применимым изобретением, имеющим изобретательский уровень.

Раскрытие изобретения

Сущность компрессографа как технического решения заключается в совокупности свойств его устройства и реализуемого им способа ДК цилиндра ДВС, что обеспечивает достижение технического результата. Новые свойства получены в результате объединения возможностей компрессометра и мотор-тестера или записывающего осциллографа, а именно в применении ВН совместно с электронным датчиком давления (ЭДД).

Устройство компрессографа включает в себя ЭДД 17 (фиг. 4), ВН 2 с внешним быстросъемным соединителем (БС) 18, шланг высокого давления (ШВД) 19 с внутренним БС 20 и резьбовым адаптером (РА) 21, стабилизатор напряжения (СН) 22, коммутационный кабель (КК) 23 и цифровой осциллограф (ЦО) 24.

ЭДД 17 является средством измерения давления; он выдает выходной сигнал о давлении воздуха в цилиндре в виде постоянного напряжения на один из входов 25 ЦО 24.

ВН 2 применен такой же, как и в компрессометрах; его ОК пропускает воздух под давлением только в одном направлении - из надпоршневого пространства 9 цилиндра 10 в накопительную полость. Стравливание давления происходит при нажатой кнопке КС 7.

БС 18 и 20 соединяют ЭДД 17 с ШВД 19.

РА 21 соединяет ШВД 19 со свечным отверстием диагностируемого цилиндра.

СН 22 обеспечивает питание ЭДД 17 стабилизированным напряжением постоянного тока +5 В.

КК 23 обеспечивает подачу бортового питания автомобиля +12÷+15 В на СН 22 при подключении зажимов питания 26 и 27 типа «крокодил» к аккумуляторной батарее 28 (АКБ) автомобиля и через электрический разъем (ЭР) 29 и сигнальный зажим 30 коммутирует выход ЭДД 17 со входом ЦО 24.

ЦО 24 является средством визуализации выходного сигнала ЭДД 17, его автоматического запоминания (хранения) и воспроизведения (вывода) в виде осциллограммы (компрессограммы). Если он не оборудован собственным дисплеем, он выполняет свои функции в комплексе с персональным компьютером (ПК) 31; случае средством запоминания и воспроизведения осциллограммы является ПК 31, а средством визуализации является монитор 32.

Способ ДК заключается в следующем. КК 23 посредством ЭР 29 и зажимов 26, 27, 30 соединяют соответственно с ЭДД 17, клеммами бортового питания автомобиля «+» и «-» и входом 25 ЦО 24. ДВС прогревают и выкручивают свечи зажигания. В свечное отверстие 1-го цилиндра плотно вкручивают РА 21 и соединяют между собой БС 18 и 20. Включают запись осциллограммы. Нажимают педаль акселератора до упора и, наблюдая за дисплеем ЦО 24 или монитором 32 ПК 31, стартером вращают КВ ДВС до полного накопления воздуха в ВН, что контролируют по прекращению роста пиков давления в ВМТ тактов сжатия; как правило, для этого достаточно 10-ти тактов сжатия. При этом осуществляется визуализация и автоматическое запоминание осциллограммы давления в цилиндре. Выключают зажигание ДВС и запись осциллограммы, сохраняют файл записи. Нажатием на кнопку СК 7, стравливают давление и рассоединяют БС 18 и 20. Выкручивают РА 21 из свечного разъема 1-го цилиндра.

Повторяют те же операции для 2-го и последующих цилиндров ДВС.

На дисплее ЦО 24 или мониторе 32 воспроизводят осциллограммы и рассчитывают давление в /-м цилиндре на 1-м такте сжатия в ВМТ 33 (фиг. 5):

где P1i - давление в i-м цилиндре на 1-м такте сжатия;

U1i - пиковое значение выходного напряжение 33 в i-м цилиндре на 1-м такте сжатия;

а, b - коэффициенты, значение которых зависит от характеристики U=ƒ(P) конкретной модели ЭДД;

Рассчитывают компрессию i-го цилиндра:

где Ki - компрессия i-го цилиндра, бар;

Uimax - максимальное пиковое напряжение 34 i-го цилиндра.

Определяют границу 35 допустимого снижения значения компрессии i-го цилиндра вследствие разброса срабатывания ОК:

Определяют порядковый номер пика i-го цилиндра, который первым (слева направо) достиг значения Кri (36).

Осуществляют аналогичные расчеты для остальных цилиндров.

Анализируют динамику нарастания компрессии по значениям, полученным из (2), путем сравнения значений давления на одноименных тактах сжатия в разных цилиндрах между собой и с нормативными значениями, предусмотренными нормативно-технической документацией на ДВС. Если P1i ≤ 3÷4 бар, а при последующих тактах резко возрастает, то имеет место износ поршневых колец; если P1i=7÷9 бар, а при последующих тактах давление практически не растет, то имеют место утечки в клапанах, прокладке ГБЦ или трещина ГБЦ.

Скорость нарастания компрессии считается удовлетворительной, если значение Кri первым достиг 4÷5-й пик, при этом разброс порядковых номеров таких пиков между цилиндрами составляет не более 1.

Анализируют компрессию цилиндров путем сравнения полученных из (3) значений между собой, исходя из допустимого разброса 10% между наименьшим и наибольшим значениями, а также с нормативным значением.

По результатам анализа с высокой степенью достоверности определяют технический диагноз цилиндров и локализуют дефекты.

Краткое описание чертежей

Фиг. 1. Компрессометр. 1 - компрессометр; 2 - накопитель; 8 - воздух; 9 - надпоршневое пространство; 10 - цилиндр.

Фиг. 2 Воздушный накопитель. 2 - ВН; 3 - НП; 4 - ОК; 5 - пружина ОК; 6 - КС; 7 - кнопка КС; 8 - воздух; 9 - надпоршневое пространство; 10 - цилиндр.

Фиг. 3. Практическая осциллограмма давления в цилиндре (компрессограмма). 11 - зафиксированное давление; 12 - давление в ВМТ; 13 - последние такты сжатия; 14 - компрессия; 15 - последующий такт сжатия; 16 - предыдущий такт сжатия.

Фиг. 4. Компрессограф. Схема функциональная. 2 - ВН; 9 - НП; 10 - цилиндр; 17 - ЭДД; 18 - внешний БС; 19 - ШВД; 20 - внутренний БС; 21 - РА; 22 - СН; 23 - КК; 24 -ЦО; 25 - вход ЦО; 26, 27 - зажимы питания; 28 - АКБ; 29 - ЭР; 30 - сигнальный зажим; 31 - ПК; 32 - монитор ПК.

Фиг. 5. Компрессограф. Практическая конструкция. 2 - ВН; 17 - ЭДД; 18 - внешний БС; 19 - ШВД; 20 - внутренний БС; 21 - РА; 22 - СН; 23 - КК; 26, 27 - зажимы питания; 29 - ЭР; 30 - сигнальный зажим.

Фиг. 6. Практическое применение компрессографа. 2 - ВН; 17 - ЭДД; 18 - внешний БС; 19 - ШВД; 20 - внутренний БС; 22 - СН; 23 - КК; 24 - ЦО; 25 - вход ЦО; 26, 27 - зажимы питания; 28 - АКБ; 29 - ЭР; 30 - сигнальный зажим; 32 - монитор ПК.

Фиг. 7. Практическая компрессограмма 1-го цилиндра. 33 - давление на 1-м такте сжатия в ВМТ; 34 - максимальное пиковое напряжение; 35 - граница допустимого

снижения значения компрессии; 36 - порядковый номер пика, который первым достиг допустимого значения.

Фиг. 8. Практическая компрессограмма 2-го цилиндра. 33 - давление на 1-м такте сжатия в ВМТ; 34 - максимальное пиковое напряжение; 35 - граница допустимого снижения значения компрессии; 36 - порядковый номер пика, который первым достиг допустимого значения.

Фиг. 9. Практическая компрессограмма 3-го цилиндра. 33 - давление на 1-м такте сжатия в ВМТ; 34 - максимальное пиковое напряжение; 35 - граница допустимого снижения значения компрессии; 36 - порядковый номер пика, который первым достиг допустимого значения.

Фиг. 10. Практическая компрессограмма 4-го цилиндра. 33 - давление на 1-м такте сжатия в ВМТ; 34 - максимальное пиковое напряжение; 35 - граница допустимого снижения значения компрессии; 36 - порядковый номер пика, который первым достиг допустимого значения.

Осуществление изобретения

Достигнутый технический результат подтвержден экспериментальными данными, полученными при испытаниях разработанной и созданной практической конструкции опытного образца компрессографа.

Компрессограф включает в себя ЭДД 17 (фиг. 5, 6), ВН 2 с ОК и КС, внешним БС 18 и ЭР 27, ШВД 19 с внутренним БС 20 и РА 21, СН 22, КК 23 с зажимами питания 26, 27 и сигнальным зажимом 30, ЦО 24, ПК с монитором 32.

ЭДД 17 типа МАНА Universal 300 PSI модель А4 имеет линейную характеристику U=ƒ(P); рассчитан на давление в пределах Р=0÷20,685 бар (0÷300 psi) и выдает сигнал о давлении в виде постоянного напряжения в пределах U=+(0,5÷4,5) В с погрешностью ±1% и значениями коэффициентов в формулах (2) и (3):

СН 22 типа LM7805 расположен внутри изолирующего слоя КК 23 и обеспечивает питание ЭДД 17 стабилизированным напряжением постоянного тока +5 В.

ЦО 24 типа USB Autoscope III не имеет собственного дисплея, и визуализация его сигналов осуществляется на мониторе 32.

Пример практической диагностики цилиндров инжекторного 4-цилиндрового ДВС типа Toyota 5A-FE рабочим объемом 1,5 л (фиг. 6). Реализован изложенный выше способ ДК, в результате чего получены осциллограммы давления во всех цилиндрах (фиг. 7-10).

Согласно (2) - (5) произведены расчеты и получены следующие данные (таблица 1):

В результате анализа полученных данных установлено, что компрессия и динамика ее нарастания в каждом цилиндре находятся в пределах допусков; вместе с тем во 2-м цилиндре имеет место сравнительно низкое давление на 1-м такте сжатия в ВМТ и сравнительно низкая динамика нарастания компрессии - граница достигнута лишь на 5-м пике; в 4-м цилиндре имеет место сравнительно низкая компрессия. Исходя из этого, определен следующий технический диагноз: все цилиндры работоспособны; с целью контроля технического состояния 2-го и 4-го цилиндров и выявления тенденций его изменения рекомендовано подвергнуть ДВС внеплановой динамической компрессографии после половины пробега до очередного технического обслуживания.

1. Компрессограф, включающий электронный датчик давления (ЭДД) и цифровой записывающий осциллограф (ЦО), с помощью которых осуществляется измерение, визуализация, запись и последующее воспроизведение осциллограмм давления воздуха в цилиндре автомобильного бензинового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) при прокручивании стартером коленчатого вала (КВ), отличающийся тем, что включает воздушный накопитель (ВН), который обеспечивает динамическое нарастание давления воздуха в цилиндре на каждом последующем такте сжатия до максимального значения, контроль прекращения роста пиков давления при полном накоплении воздуха в ВН и определение компрессии цилиндра и динамики ее нарастания.

2. Способ динамической компрессографии посредством компрессографа по п. 1, заключающийся в том, что коммутационный кабель соединяют с ЭДД и ЦО, ДВС прогревают до рабочей температуры и выкручивают свечи зажигания, поочередно в свечное отверстие каждого цилиндра плотно вкручивают резьбовой адаптер (РА) и соединяют с ним ЭДД, записывают осциллограммы давления воздуха в цилиндрах при прокручивании стартером КВ, затем воспроизводят их и определяют значения пиков давления в разных цилиндрах, отличающийся тем, что КВ прокручивают стартером при нажатой до упора педали акселератора в течение 10-ти тактов сжатия до полного накопления воздуха в ВН, которое контролируют по прекращению роста пиков давления воздуха на тактах сжатия, по значению пиков давления на различных тактах сжатия рассчитывают компрессию цилиндров и динамику ее нарастания, сравнивают их значения в разных цилиндрах между собой и с нормативными значениями и на этом основании с высокой достоверностью определяют технический диагноз цилиндров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике отбора образцов проб воздуха, отбираемых от компрессора авиационных газотурбинных двигателей (ГТД). Устройство для отбора средней за полет пробы воздуха от авиационных газотурбинных двигателей при проведении испытаний на летающих лабораториях содержит диффузор с одним внутренним соплом, ориентированным по направлению потока, отбираемого от компрессора газотурбинного двигателя воздуха, пробоотборник с встроенными концентраторами, тройник.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в системах диагностики работающих на насыщенном паре или паре с фиксированным перегревом конденсационных турбин турбогенераторных установок при их эксплуатации или стендовых испытаниях.

Изобретения относятся к области компрессоростроения, в частности к системам защиты турбокомпрессоров, и могут быть использованы в различных отраслях промышленности и позволяют повысить надежность распознавания попадания несжимаемых объектов в проточную часть турбокомпрессора при одновременном упрощении способа и системы обнаружения попадания данных объектов.

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин. Технический результат - разработка переносного мобильного устройства для осуществления автоматизированного мониторинга агрегатов технологического оборудования по признакам вибрации, частоты вращения и температуры во взрывоопасных зонах.

Изобретение относится к способу измерения загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопном потоке на выходе двигателя, содержащему следующие этапы, на которых располагают зонд так, чтобы отверстие отбора проб указанного зонда находилось на поверхности отбора проб, расположенной на выходе двигателя в выхлопном потоке.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для экспериментальной отработки жидкостных ракетных двигательных установок, в частности, с целью имитации высотных условий при их создании и модернизации.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ для двигателя заключается в том, что определяют состояние частичного окисления каталитического нейтрализатора на основании скоростей реакций каждой из группы окислителей, содержащей NOx, O2, H2O и CO2 соединения отработавших газов, и группы восстановителей, содержащей CO, HC, H2, H2O соединения отработавших газов, на протяжении каталитического нейтрализатора, одномерной модели, усредненной по пространству и времени, и уравнений баланса масс и энергетического баланса для текучей фазы и тонкого покрытия каталитического нейтрализатора.

Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания, оборудованных по меньшей мере одним каналом низкого давления системы рециркуляции выхлопных газов.

Изобретение относится к способу мониторинга деградации бортового устройства летательного аппарата во время его работы. Для этого с помощью вычислительного устройства определяют степень деградации бортового устройства по показателю дефектности, который определяют подсчитыванием возникающих дефектов системой контроля устройства в ходе его работы определенным образом, сравнивают показатель дефектности с порогом принятия решения, передают тревожный сигнал в случае его достижения или превышения.

Группа изобретений относится к средствам восстановления двигателя внутреннего сгорания. Задача создания группы изобретений и достигнутый технический результат: улучшение очистки газовоздушного тракта двигателя внутреннего сгорания.
Изобретение относится к методикам оценки остаточного ресурса объектов аттракционной техники в условиях эксплуатации. Сущность: осуществляют измерение эксплуатационных повреждений на элементах конструкции аттракциона, определяющих ресурс путем измерения размеров эксплуатационных повреждений, таких как коррозионное поражение, механическое повреждение, износ или усталостные трещины с применением неразрушающих методов контроля, установление допустимости изменения их усталостной прочности посредством вычисления усталостной прочности конструкции на основании результатов измерений для каждого элемента конструкции аттракциона с обнаруженным повреждением, с определением максимальных, возникающих от воздействия расчетных эксплуатационных нагрузок, напряжений с учетом влияния эксплуатационного повреждения, присвоение уровня опасности повреждениям на основании выдвинутых критериев с формулированием критериев оценки элемента конструкции с повреждением, присвоением числового уровня опасности повреждениям, составлением матрицы опасности повреждений для всех элементов конструкции, анализом матрицы опасности по принятым критериям, составлением вывода о возможности или невозможности проведения процедуры оценки остаточного ресурса и определение остаточного ресурса объекта аттракционной техники в условиях эксплуатации с учетом анализа отработанных часов оперативного времени работы аттракциона в пределах назначенного ресурса. Технический результат: повышение безопасности эксплуатации аттракционов.
Наверх