Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для локомотива

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Локомотив содержит две секции, снабженные системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. В каждой секции установлены блок индикации и управления, блок управления секцией, блок резервного питания, извещатели пожарные ручные, тепловые извещатели пожарные, дымовые извещатели пожарные, звуковые и световые оповещатели пожарные, а также генераторы тушащего вещества. Блок управления секцией связан с оборудованием локомотива с возможностью его отключения при срабатывании генераторов тушащего вещества. Блоки индикации и управления каждой секции соединены между собой, а также с устройством регистрации пожарных состояний и блоком управления радиостанцией. Блоки индикации и управления каждой секции выполнены с возможностью передачи сообщений о нарастании температуры с учетом контроля тепловых извещателей пожарных. Устройство регистрации пожарных состояний выполнено с возможностью считывания происходящих в системе событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы с учетом контроля извещателей пожарных по локальной цифровой сети. Достигается повышение надежности работы системы, снижение вероятности ложных срабатываний. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тяговому подвижному составу (электровозу, тепловозу и т.д.), содержащему систему пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.

Уровень техники

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является локомотив с системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, раскрытый в патенте РФ №2584852, 20.05.2016. Локомотив содержит секции, в каждой из которых установлены блоки контроля, индикации и управления, объединенные через блок коммутации в единую систему с пожарными извещателями, звуковыми и световыми оповещателями, исполнительными средствами пожаротушения, блоком резервного питания, пультами дистанционного управления и устройствами связи локомотивов. Известная система выполнена с возможностью работы в ручном режиме работы, автоматическом режиме работы и ручном с задержкой режиме работы. Она снабжена адаптером радиосвязи, выполненным с возможностью оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации либо несанкционированном вмешательстве в систему по радиоканалу с помощью поездной радиостанции с указанием номера локомотива в автоматическом режиме без участия машиниста. Исполнительные средства пожаротушения выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и модулей газового пожаротушения, оснащенных тепловыми пускателями. Тепловые пускатели включены в дополнительный шлейф пожарной сигнализации с возможностью обеспечения защиты системы от ложных срабатываний в автоматическом режиме. Пульты дистанционного управления расположены на внешней поверхности локомотивов.

Недостатком известного аналога является относительно невысокая надежность противопожарной системы, связанная с возможностью ложного срабатывания извещателей и тепловых пускателей, а также невозможность своевременного информирования локомотивной бригады о возможном возникновении пожара и регистрации пожарных состояний для последующего анализа причин пожара.

Раскрытие изобретения

Задачей заявленного изобретения является повышение безопасности движения и эксплуатации транспортного средства.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении безопасности движения за счет повышения надежности работы противопожарной системы на тяговом подвижном составе (далее – локомотиве), снижения вероятности ложных срабатываний, обеспечения возможности информирования локомотивной бригады о возможном пожаре при повышении температуры в контролируемом помещении, а также возможности последующего анализа причин пожара.

Указанный технический результат достигается за счет того, что система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для локомотива, содержащего, по меньшей мере, две секции, снабженные системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, причем в каждой секции локомотива установлены блок индикации и управления, блок управления секцией, блок резервного питания, извещатели пожарные ручные, тепловые и дымовые пожарные извещатели, звуковые и световые пожарные оповещатели, а также генераторы тушащего вещества. Блок управления секцией связан с оборудованием локомотива и выполнен с возможностью его отключения при срабатывании генераторов тушащего вещества. В каждой секции локомотива дополнительно установлен стыковочный модуль для связи системы с системами пожаротушения других производителей по согласованному протоколу обмена данными. Блоки индикации и управления каждой секции соединены между собой, а также с устройством регистрации пожарных состояний и блоком управления радиостанцией, установленными в одной из секций локомотива. Устройства дистанционного пуска, пожарные извещатели, пожарные оповещатели и генераторы тушащего вещества каждой секции связаны с блоком индикации и управления с образованием кольцевой локальной цифровой сети. Тепловые и дымовые пожарные извещатели выполнены в виде адресных пожарных извещателей. При этом тепловые пожарные извещатели выполнены с возможностью контроля изменения температуры. Блоки индикации и управления каждой секции выполнены с возможностью передачи локомотивной бригаде сообщений о нарастании температуры с учетом контроля тепловых пожарных извещателей. Устройство регистрации пожарных состояний имеет возможность считывания происходящих в системе событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы с учетом контроля пожарных извещателей по упомянутой локальной цифровой сети.

Согласно частным вариантам реализации изобретения:

- генераторы тушащего вещества выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и/или модулей газового пожаротушения;

- световые пожарные оповещатели выполнены с возможностью индикации сообщений «газ-уходи», «газ-не входи» и «автоматика отключена»;

- извещатели пожарные ручные, тепловые и дымовые пожарные извещатели, пожарные оповещатели и исполнительные средства пожаротушения каждой секции связаны с блоком индикации и управления посредством двух пожарных шлейфов.

Краткое описание чертежей

Далее возможный вариант осуществления изобретения подробно поясняется со ссылками на фигуры, где:

на фиг.1 схематически показан локомотив с возможным вариантом установки на него оборудования системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;

на фиг.2 приведена схема оборудования системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, установленного в одной из секций локомотива, например первой секции.

Конструктивные элементы системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения обозначены на фигурах следующими позициями:

1 – блок индикации и управления (БИУ);

2 – блок управления секцией;

3 – извещатели тепловые;

4 – извещатели дымовые;

5 – датчики закрытой двери;

6 – звуковые оповещатели пожарные (сирена);

7 – световые оповещатели пожарные (световые индикаторы);

8 – извещатели пожарные ручные;

9 – генераторы тушащего вещества;

10 – блок резервного питания (БИУ);

11 – устройство регистрации пожарных состояний (УРПС);

12 - блок управления радиостанцией (БУРС);

13 – шлейф пожарной сигнализации (ШПС1);

14 – шлейф пожарной сигнализации (ШПС2);

15 – стыковочный модуль (конвертер).

Заявленная система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСиУПТ) локомотива, который может представлять собой тепловоз, электровоз и т.п. и состоит из двух или более секций, причем каждая из секций снабжена противопожарным оборудованием.

В каждой секции локомотива (см. фиг.1, 2) установлены блок индикации и управления (БИУ) (1), блок управления (БУ) секцией (2), адресные тепловые (3) и дымовые (4) извещатели пожарные (ИП), датчики закрытой двери (5), звуковые (6) и световые (7) оповещатели пожарные (ОП), извещатели пожарные ручные (устройства дистанционного пуска) (8), генераторы тушащего вещества (исполнительные средства пожаротушения) (9), блок резервного питания (БРП) (10) с контролем уровня заряда аккумуляторных батарей, а также стыковочный модуль (конвертер) (15).

Кроме того, в одной из секций локомотива (например, в первой секции) также установлены устройство регистрации пожарных состояний (УРПС) (11) и блок управления радиостанцией (БУРС) (12).

БИУ (1) каждой секции связаны между собой. В основной (например, первой) секции локомотива к БИУ (1) подключены также УРПС (11) и БУРС (12).

Блок управления (БУ) секцией (2) связан с БИУ (1) и имеет функцию автоматического отключения технологического оборудования локомотива перед запуском генераторов тушащего вещества (9) путем опускания пантографа и отключения вентиляторов при использовании в электровозах или путем разрыва цепей сбора тяги и остановки дизеля при использовании в тепловозах.

Стыковочный модуль (конвертер) (15) связан с БИУ (1) и предназначен для подключения к рассматриваемой системе другой системы пожаротушения других производителей, что может быть использовано для стыковки двух и более локомотивов с разными системами пожаротушения по согласованному протоколу обмена данными. Другими словами, данный модуль (15) позволяет стыковать (сочленять) секции локомотивов, на которых установлена СПСиУПТ, с секциями локомотивов с другими системами пожаротушения и обеспечивает совместную работу СПСиУПТ с этими системами.

Оповещатели пожарные (6, 7) подключены к БУ (2). Звуковой ОП (6) выполнен в виде сирены, при этом световые ОП (7) выполнены в виде световых табличек «газ-уходи», «газ-не входи», «автоматика включена» и т.д. Оповещатель «газ уходи» находится в помещении с генераторами огнетушащего аэрозоля. Оповещатели «газ-уходи» и «газ-не входи» всегда включены при включении пожаротушения, т.к. в помещении могут случайно оказаться люди, и назначение указанных оповещателей – известить этих людей. Одновременно с ним включается сирена (6) для оповещения. Оповещатель "газ не входи" находится в соседнем помещении, например в тамбуре, чтобы случайно никто не вошел в помещение, где производится тушение.

Генераторы тушащего вещества (исполнительные средства пожаротушения) (9) также подключены к БУ (2) и выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и/или модулей газового пожаротушения.

ИП выполнены адресными, т.е. каждый ИП (3, 4) имеет индивидуальный, присвоенный ему адрес, идентифицируемый адресным приемно-контрольным прибором. При этом тепловые извещатели (3) выполнены с возможностью контроля температуры в помещении.

Система с указанными адресными тепловыми извещателями (3) имеет значительные преимущества по сравнению с существующими противопожарными системами, в которых используются тепловые пускатели, имеющие стеклянную колбу с жидкостью, которая разрушается при определенной температуре. Преимущества связаны с тем, что в локомотиве стеклянная колба при эксплуатации может легко разрушиться под механическим воздействием, что приведет к ложному запуску пожаротушения. Кроме того, используемые в аналогичных системах аналоговые температурные пожарные извещатели без функции контроля температуры также имеют недостатки, связанные с ложным срабатыванием, поскольку формируют сигнал о возгорании в виде изменения сопротивления шлейфа пожарной сигнализации (ШПС), т.е. изменения тока в цепи. Учитывая, что ток в ШПС обычно имеет величину не более 10 мА, в локомотиве на такой шлейф может наводиться помеха, вызывающая ложное извещение при движении локомотива.

ИП (3, 4), ОП (6, 7) и извещатели пожарные ручные (8) объединены в локальную цифровую сеть, которая организована как кольцевая сеть, подключенная обоими концами к БИУ (1) посредством двух шлейфов пожарной сигнализации (ШПС1 и ШПС2) (13, 14). Кольцевая локальная цифровая сеть позволяет контролировать состояние ИП (3, 4), а также получать данные от тепловых извещателей (3). Это дает возможность измерять рост температуры в охраняемых помещениях, что позволяет алгоритмически принимать решение о возникновении пожара в этих помещениях. При начальном росте температуры локомотивная бригада может получить сообщение «внимание» о возможности возникновения пожара. Такой способ контроля исключает возможность ложного срабатывания системы в автоматическом режиме при отсутствии локомотивной бригады, т.к. принятие решения о выдаче сигнала на запуск пожаротушения в БИУ (1) осуществляется на основании достаточного объема измерительной информации от двух и более ИП (3, 4) в течение необходимого и достаточного времени измерения. Под ложным срабатыванием здесь понимается извещение, сформированное системой сигнализации о возникновении тревожного события при отсутствии явных признаков, его характеризующих.

УРПС (11) принимает данные от БИУ (1) каждой секции для обеспечения регистрация пожарных состояний системы (пожар или нарушение работоспособности системы) с возможностью последующего считывания событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы с учетом контроля ИП (3, 4) по локальной цифровой сети.

БУРС (12) осуществляет автоматическое оповещение дежурного по депо по радиоканалу об аварийных ситуациях (пожар, нарушение работоспособности, несанкционированное проникновение в локомотив и т.д.) при нахождении локомотива в режиме отстоя.

Специалисту будет понятно, что детализация, местоположение и количество блоков СПСиУПТ определяется проектом на конкретную серию локомотива.

Система может функционировать в трех режимах: «ручной», «ручной с задержкой» в режиме работы локомотива и «автоматический» в режиме отстоя при отсутствии локомотивной бригады. При этом запуск пожаротушения в любой секции осуществляется с любого БИУ (1) в любой кабине машиниста.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает повышение безопасности движения и эксплуатации за счет расширения функциональных возможностей противопожарной системы по отношению к ближайшему аналогу за счет того, что:

- при нахождении локомотивной бригады в локомотиве возможно направление ей сообщения «внимание» при нарастании температуры в контролируемых помещениях от тепловых извещателей пожарных по цифровой локальной сети;

- обеспечена возможность регистрации пожарных состояний системы в УРПС для считывания событий с целью анализа причин пожара или нарушений работы;

- обеспечена возможность передачи от БИУ сообщений машинисту о неисправности линий связи с огнетушителями, неисправности цифровых шлейфов пожарной сигнализации, несанкционированном доступе к блокам, пожаре в каждой секции локомотива;

- обеспечена возможность подключения системы к другим противопожарным системам, использующимся на локомотиве.

Все это позволяет повысить безопасность движения и эксплуатации локомотива, за счет повышения надежности работы системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения на локомотиве, снижения вероятности ее ложных срабатываний, обеспечения информирования локомотивной бригады о возможном пожаре, а также достижения возможности анализа причин пожара.

1. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения для локомотива, содержащего по меньшей мере две секции, каждая из секций снабжена системой пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, причем в каждой секции установлены блок индикации и управления (1), блок управления секцией (2), блок резервного питания (10), извещатели пожарные ручные (8), тепловые извещатели пожарные (2), дымовые извещатели пожарные (3), звуковые оповещатели пожарные (6), световые оповещатели пожарные (7), а также генераторы тушащего вещества (9), при этом блок управления секцией (2) связан с оборудованием локомотива с возможностью его отключения при срабатывании генераторов тушащего вещества (9),

отличающаяся тем, что

в одной из секций установлены устройство регистрации пожарных состояний (11) и блок управления радиостанцией (12),

в каждой секции локомотива дополнительно установлен стыковочный модуль (15) для связи системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения с системами пожаротушения других производителей по согласованному протоколу обмена данными,

блоки индикации и управления (1) каждой секции соединены между собой, а также с устройством регистрации пожарных состояний (11) и блоком управления радиостанцией (12),

устройства дистанционного пуска (8), извещатели пожарные (3, 4), оповещатели пожарные (6, 7) и генераторы тушащего вещества (9) каждой секции связаны с блоком индикации и управления (1) с образованием кольцевой локальной цифровой сети и

тепловые извещатели пожарные (3) и дымовые извещатели пожарные (4) выполнены в виде адресных извещателей пожарных,

причем тепловые извещатели пожарные (3) выполнены с возможностью контроля изменения температуры, блоки индикации и управления (1) каждой секции выполнены с возможностью передачи локомотивной бригаде сообщений о нарастании температуры с учетом контроля тепловых извещателей пожарных (3), а устройство регистрации пожарных состояний (11) выполнено с возможностью считывания происходящих в системе пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения событий для анализа причин пожара или нарушений работы системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения с учетом контроля извещателей пожарных (3, 4) по упомянутой локальной цифровой сети.

2. Система по п.1, в которой генераторы тушащего вещества (9) выполнены в виде генераторов огнетушащего аэрозоля и/или модулей газового пожаротушения.

3. Система по п.1, в которой световые оповещатели пожарные (7) выполнены с возможностью индикации сообщений «газ-уходи», «газ-не входи» и «автоматика включена».

4. Система по п.1, в которой извещатели пожарные ручные (8), тепловые извещатели пожарные (2) и дымовые извещатели пожарные (3), оповещатели пожарные (6, 7) и генераторы тушащего вещества (9) каждой секции связаны с блоком индикации и управления (1) посредством двух шлейфов пожарной сигнализации (13, 14).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству управления локомотивами. Устройство ввода команд содержит два привода, в каждом из которых установлен диск с рукояткой, механизм фиксации позиций рукоятки с подпружиненным роликом и углублениями под ролик.

Изобретение относится к устройству управления локомотивами. Устройство ввода команд содержит привод, в котором установлен диск с рукояткой, механизм фиксации позиций рукоятки с подпружиненным роликом и углублениями под ролик.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе в памяти ЭВМ содержится информация о путевом развитии станции, плане и профиле пути, циклически вводится информация о состоянии напольных перегонных и станционных устройств, о параметрах поездов и местах их нахождения, команды от диспетчера, сменного помощника начальника станции, машиниста-составителя, полученная информация обрабатывается, формируются команды на управление стрелками, а также команды, передаваемые по радиоканалу на локомотив, о поддержании оптимальной скорости движения поездов в каждой точке пути, т.е.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования маневровых передвижений. В способе управление стрелками маневровых маршрутов осуществляют устройствами ЭЦ, передачу команд управления стрелками и скоростью движения состава осуществляют по радиоканалу машинистом-составителем, определение скорости состава осуществляют троированной ЭВМ поста ЭЦ, информацию о скорости состава передают на локомотив, где устройствами управления локомотивным контроллером и краном машиниста осуществляется ее регулирование, информация о фактической скорости состава передается на пост ЭЦ, где ее сравнивают с заданной, в случае значительного расхождения этих скоростей с поста ЭЦ на приборы машиниста-составителя поступает радиосигнал опасности, а при чрезмерном расхождении аварийный радиосигнал - на пост ДСП и МС и радиосигнал на локомотив об экстренной остановке.

Изобретение относится к устройствам для управления локомотивами при работе по системе многих единиц. Система автоматизированного вождения грузовых поездов повышенной массы и длины с распределенными по длине состава локомотивами содержит установленные на каждом локомотиве центральный процессор, связанный с блоком автоведения.

Изобретение относится к управлению локомотивами при работе по системе многих единиц. Способ реализации тяги железнодорожного состава по системе распределения мощности заключается в том, что используют локомотив, разделенный на отдельные тяговые и нетяговые секции и функциональные блоки.

Изобретение относится к способу управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой заключается в том, что регулируют число одновременно работающих тяговых двигателей.

Изобретение относится к устройству для управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Электронное реле выполнено без изменения и доработки посадочных мест и содержит два светодиода разного цвета.

Изобретение относится к электровозам и моторным вагонам. Система рельсовых транспортных средств включает набор вагонов (12.1-12.7), которые предусмотрены для перевозки пассажиров.

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система содержит на головном и подталкивающем локомотивах блок логической обработки, включающий модуль процессора с подключенными к нему модулем регистрации и модемом, соединенным с радиостанцией поездной радиосвязи, включенную в резервный радиоканал, блок сопряжения, радиомодем метрового диапазона, включенный в основной радиоканал и микропроцессорную систему управления локомотивом.

Изобретение относится к устройствам пожаротушения, а именно к роботизированным установкам пожаротушения. Роботизированный пожарный комплекс на базе пожарных мини-роботов-оросителей с системой удаленного доступа, содержащий два и более устройства пожаротушения, включающих в себя ствол с приводами вертикального и горизонтального наведения, насадок с приводом изменения угла распыливания струи, дисковый затвор с приводом и пульт управления, соединенные с блоком управления, соединенным, в свою очередь, через сетевой контроллер с устройством управления комплексом, а также устройство определения координат загорания и адресные пожарные извещатели, соединенные с приемно-контрольным устройством.

Изобретение относится к системе пожаротушения для системы отопления, вентиляции и кондиционирования транспортного средства (HVAC). Система контролирует значения от датчика столкновения, значения от датчика давления в системе кондиционирования воздуха, температуру охлаждающей жидкости двигателя, температуру выхлопных газов или расчетное значение нагрузки на двигатель.

Изобретение относится к устройству для контроля и подрыва последовательных цепей пиропатронов. Технический результат заключается в повышение надежности, что увеличивает уровень безопасности, а также обеспечение возможности длительного запоминания факта срабатывания пиропатронов при штатной эксплуатации и возможности подрывать пиропатроны поодиночке.

Изобретение относится к запорным устройствам для баллонов высокого давления, применяемых, например, в летательных аппаратах. .

Изобретение относится к клапанным устройствам для пневмосистем с негорючим газом и промышленно применимо, в частности, в баллонных системах пожаротушения инертными газами.

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к стационарным автономным системам обнаружения загорания и подавления пожара посредством генерируемого аэрозоля.

Изобретение относится к системе для тушения пожара, в особенности, для сравнительно небольших помещений, например в комнатах гостиницы или каютах пассажирских кораблей.

Изобретение относится к пожарной технике, в частности к способам и устройствам управления средствами пожаротушения. .
Наверх