Способ доставки спасательного средства

Изобретение относится к способам доставки спасательных средств к месту спасания на море. Доставка спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включает доставку плота спасательного надувного (ПСН) в район спасания беспилотным летательным аппаратом (БЛА). С подлетом к месту спасания передают на пункт управления его телевизионное изображение, рассчитывают маневр БЛА, сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят БЛА на безопасное расстояние, наполняют ПСН сжатым газом и обозначают ПСН звуковым и/или световым сигналами. Расчетную точку располагают на расстоянии от места спасания, составляющем 200-300 м. На БЛА дополнительно размещают самоходный плавающий аппарат и аэростат в сложенном виде. После сброса доставляют ПСН к месту спасания самоходным плавающим аппаратом, а аэростат наполняют газом и поднимают на высоту, регулируемую длиной троса, прикрепленного с одной стороны к аэростату, а с другой к плавучему якорю. Аэростат оборудуют радиоретранслятором и видеоустройством с видеокамерой и устройством ее управления. С помощью радиоретранслятора осуществляют дистанционное управление самоходным плавающим аппаратом и видеокамерой, с помощью которой получают изображение места спасания. Самоходный плавающий аппарат оснащают громкоговорителем, по которому передают терпящим бедствие людям информацию для их спасания и поддержки. Достигается быстрота доставки и доступность для терпящих бедствие людей спасательных средств. 2 табл.

 

Описываемое изобретение относится к способам доставки спасательных средств к месту спасания на море.

Спасание на море регулируется Конвенцией для объединения правил по оказанию помощи и спасанию на море, подписанной в Брюсселе в 1910 г. Конвенция не устанавливает различия между помощью и спасанием судна, груза и фрахта. Капитан обязан безвозмездно помочь погибающим в море людям, если может это сделать без серьезной опасности для своего экипажа, пассажиров и судна. За отказ в помощи он несет уголовную ответственность [1]. Существуют межправительственные соглашения между странами, согласно которым страны-участники обязаны немедленно принимать меры по поиску и спасанию терпящих бедствие судов, самолетов и людей, сообщать соответствующим службам другого государства о всех аварийных случаях и привлекать их к участию в спасательных операциях. Поиск и спасание в территориальных водах осуществляются согласно законам соответствующего государства [1].

Человек, оказавшийся в результате аварийной ситуации (кораблекрушения) в воде, подвергается опасности гибели (утопления) вследствие воздействия штормовой погоды, переохлаждения, а также контакта с ядовитыми или опасными морскими животными [2].

Переохлаждение (гипотермия) представляет собой патологическое состояние, обусловленное избыточной отдачей тепла организмом человека и характеризующееся понижением температуры тела. Степень переохлаждения зависит от температуры воды и длительности пребывания человека в ней, состояния его одежды или снаряжения [2], [3], [4].

В течение некоторого времени до подхода помощи люди могут оставаться на воде в промокшей одежде. Это приводит к большим теплопотерям организма и развитию переохлаждения независимо от времени года.

Так, например, Правила водолазной службы ВМФ (ПВС ВМФ-2002) определяют допустимое время пребывания человека (водолаза) в воде без гидрокомбинезона с учетом различной температуры воды (табл. 1) [2].

Состояние человека, находящегося в воде, зависит от многих факторов, в том числе от его личной физической выносливости и тренированности. В некоторых источниках приводятся следующие данные, характеризующие пребывание человека в воде с температурой от 0 до 20°С (таблица 2) [4].

Наибольшую опасность для человека в воде представляет переохлаждение организма. Таким образом, спасение людей в аварийных ситуациях (при кораблекрушениях) во многом обеспечивается своевременностью оказания им помощи в ходе спасательных действий, особенно в высоких широтах, в том числе скоростью доставки спасательных средств.

Одним из известных и широко применяющихся в мире спасательных средств является плот спасательный надувной (ПСН), устройство которого включает контейнер для хранения ПСН, механизм раскрытия контейнера, непосредственно сам плот спасательный надувной, устройство для наполнения плота сжатым газом (газогенератор) и контейнер с медикаментами, водой и другими запасами [1], [5]. Необходимое количество ПСН должно иметь каждое судно (корабль). ПСН изготавливают из прочной непроницаемой ткани. Он автоматически надувается газом при сбрасывании в воду [6].

Известным способом доставки в район спасания спасательных средств является их доставка с помощью авиации. Недостатком данного способа является то обстоятельство, что авиация не всегда может быстро выполнить эту задачу в связи с удаленностью района спасания от пункта базирования, погодными условиями или по другим причинам.

Другим способом доставки спасательного средства к месту спасания людей может быть доставка с помощью беспилотного летательного аппарата (БЛА) [7]. Одним из видов БЛА, оснащенного реактивным двигателем, является ракета [8].

Известно реактивное устройство для доставки ПСН, которое состоит из ракетной части, головной части и рулей-стабилизаторов [9]. В головной части размещают контейнер, в который укладывают ПСН, оборудуют его дистанционным механизмом с датчиком приводнения и газогенератором, парашютом, механизмом отделения ракетной части с замедлителем и механизмом раскрытия контейнера. Ракетную часть и рули-стабилизаторы оснащают парашютом для обеспечения их торможения после отделения и приводнения на безопасном расстоянии от места спасания людей [9].

По мере возрастания дальности полета применение неуправляемых ракет и других БЛА нецелесообразно вследствие увеличения их технического рассеивания. Для доставки же спасательных средств на расстояние более 10 км требуется ракета или БЛА, управляемые автономно или дистанционно.

Доставка спасательного средства к месту спасания на ракете имеет явное преимущество перед другими способами, так как значительно сокращает время начала спасания. При удалении места спасания от корабля-носителя ракеты с ПСН на 5 км спасательное средство будет доставлено не позже, чем через 1 мин, а при удалении на 10 км - за 1,5…2 мин. Корабельный вертолет доставит спасательные средства в лучшем случае не ранее, чем через 5 и 10 мин соответственно, то есть в 5 раз медленнее.

Применение управляемых ракет и других БЛА делает возможным увеличивать дальность доставки спасательных средств до 100 км и более. При этом время доставки ПСН ракетой на дистанцию 100 км не превышает 10 мин. Носителями ракет или БЛА с ПСН могут быть не только корабли, но также и наземные средства, включающие мобильные или стационарные пусковые установки. В корпусе одной такой ракеты или БЛА могут быть размещены несколько ПСН.

Наиболее близким аналогом предлагаемого способа доставки спасательного средства к месту спасания является способ доставки спасательного средства ракетой [10].

Способ включает доставку ракетой ПСН в район спасания, для чего ракету заряжают в пусковую установку, в счетно-решающем приборе решают задачу выработки данных стрельбы и выдают их в систему пуска ракеты в качестве полетного задания, производят предстартовую подготовку и проверку ракеты, осуществляют пуск ракеты, управляют полетом ракеты к месту спасания, с подлетом ракеты к месту спасания передают на пункт управления телевизионное изображение с места аварии, рассчитывают маневр ракеты и сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят ракету на безопасное расстояние и затапливают, включают газогенератор и наполняют ПСН сжатым газом, обозначают ПСН звуковым и/или световым сигнальным устройством [10].

Указанный способ позволяет быстро доставлять средства спасания людей к месту аварии, однако он представляет для людей и определенную опасность, так как при сбрасывании ПСН слишком близко от места спасания он может нанести терпящим бедствие людям телесные повреждения, а при сбрасывании далеко от места аварии - сделать ПСН недосягаемым для них.

Целью изобретения является разработка такого способа доставки спасательных средств к месту спасания, при котором обеспечивалась бы быстрота доставки, доступность для терпящих бедствие людей спасательных средств, а также исключалась бы опасность нанесения им травм.

Предлагается способ доставки спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включающий доставку ПСН в район спасания беспилотным летательным аппаратом, для чего беспилотный летательный аппарат с находящимся в нем ПСН заряжают в пусковую установку, в счетно-решающем приборе вырабатывают данные стрельбы, вводят в систему управления беспилотного летательного аппарата полетное задание, производят его предстартовую подготовку и проверку, осуществляют пуск беспилотного летательного аппарата, управляют его полетом к месту спасания, с подлетом к месту спасания передают на пункт управления его телевизионное изображение, рассчитывают маневр беспилотного летательного аппарата, сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят беспилотный летательный аппарат на безопасное расстояние, наполняют ПСН сжатым газом и обозначают ПСН звуковым и/или световым сигналами. При этом расчетную точку располагают на расстоянии от места спасания, составляющим 200-300 м, на беспилотном летательном аппарате дополнительно размещают самоходный плавающий аппарат и аэростат в сложенном виде, которые также сбрасывают в расчетной точке, после сброса доставляют ПСН к месту спасания самоходным плавающим аппаратом, а аэростат наполняют газом и поднимают на высоту, регулируемую длиной троса, прикрепленного с одной стороны к аэростату, а с другой к плавучему якорю, аэростат оборудуют радиоретранслятором и видеоустройством с видеокамерой и устройством ее управления, с помощью радиоретранслятора осуществляют дистанционное управление самоходным плавающим аппаратом и видеокамерой, с помощью видеокамеры получают изображение места спасания, самоходный плавающий аппарат оснащают громкоговорителем, по которому передают терпящим бедствие людям информацию для их спасания и поддержки.

Применяемый в качестве радиоретранслятора и размещения видеоустройства аэростат, известен, как автоматический привязной летательный аппарат-радиоретранслятор с подъемной силой, создаваемой газом с меньшей, чем у воздуха плотностью [11].

Предлагаемый способ доставки в район спасания людей, терпящих бедствие, спасательного плота позволит доставить его быстро и безопасно. Кроме того, предлагаемый способ позволит контролировать процесс спасания людей в реальном масштабе времени, передавать им необходимую информацию и морально поддерживать.

Источники информации, использованные при выявлении изобретения и составлении его описания:

1. Морской энциклопедический справочник: Том 2/Под ред. Н.Н. Исанина. - Л.: Судостроение, 1986. 520 с., ил. С. 249.

2. Правила водолазной службы Военно-Морского Флота. Часть 2. ПВС ВМФ-2002. - М.: Воениздат, 2002.

3. Большая советская энциклопедия. Третье издание. - М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1970.

4. Что такое "гипотермия" ? http://fishing-club.ru/lit/lit159.htm

5. Александров А.А. и др. Морская практика. Учебник. - М.: Воениздат, 1976. - 245 с.

6. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 318.

7. Беспилотный летательный аппарат. Материалы Википедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 361-362.

9. Патент RU 2414378 С2. Реактивное устройство для доставки плота спасательного надувного/ Новиков А.В., Татаринов Ю.А., Долбилин Р.В., Трофимов С.В. - М.: ФИПС, 2011. Бюл. №8.

10. Новиков А.В. Способ доставки спасательного средства. Заявка на изобретение №2014109538. - М.: ФИПС, 2015. Бюл. №26.

11. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 34.

Способ доставки спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включающий доставку плота спасательного надувного (ПСН) в район спасания беспилотным летательным аппаратом (БЛА), для чего БЛА с находящимся в нем ПСН заряжают в пусковую установку, в счетно-решающем приборе вырабатывают данные стрельбы, вводят в систему управления БЛА полетное задание, производят его предстартовую подготовку и проверку, осуществляют пуск БЛА, управляют его полетом к месту спасания, с подлетом к месту спасания передают на пункт управления его телевизионное изображение, рассчитывают маневр БЛА, сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят БЛА на безопасное расстояние, наполняют ПСН сжатым газом и обозначают ПСН звуковым и/или световым сигналами, отличающийся тем, что расчетную точку располагают на расстоянии от места спасания, составляющем 200-300 м, на БЛА дополнительно размещают самоходный плавающий аппарат и аэростат в сложенном виде, которые также сбрасывают в расчетной точке, после сброса доставляют ПСН к месту спасания самоходным плавающим аппаратом, а аэростат наполняют газом и поднимают на высоту, регулируемую длиной троса, прикрепленного с одной стороны к аэростату, а с другой к плавучему якорю, аэростат оборудуют радиоретранслятором и видеоустройством с видеокамерой и устройством ее управления, с помощью радиоретранслятора осуществляют дистанционное управление самоходным плавающим аппаратом и видеокамерой, с помощью видеокамеры получают изображение места спасания, самоходный плавающий аппарат оснащают громкоговорителем, по которому передают терпящим бедствие людям информацию для их спасания и поддержки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морской техники, а именно к устройствам, служащим для хранения и пуска подводных аппаратов с плавсредств, и может быть использовано для дистанционного управления подводными аппаратами, в частности для управления подводным аппаратом, при котором на плавсредстве контролируют условия хранения подводного аппарата.

Изобретение относится к способу управления подводным аппаратом. С надводного корабля выпускают подводный аппарат (ПА) и буй-ретранслятор, управляют наведением ПА на цель по линии связи надводного корабля с ПА через буй-ретранслятор, контролируют местонахождение ПА, контролируют местонахождение цели, контролируют местонахождение буя-ретранслятора, при сближении ПА с целью системы подают команду и переводят ПА в режим поиска цели.
Изобретение относится к способам использования морской техники и может быть использовано для контроля подводной среды и охраны водных районов от морских объектов недружественных стран.

Изобретения относятся к средствам поражения морских целей в отдаленных охраняемых районах и к способам их применения. Самотранспортирующаяся мина-глайдер (СТМГ) включает транспортировщик-глайдер и отсек с миной или минным модулем.

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для поиска подводных объектов подо льдом. Устройство поиска подводных объектов подо льдом, содержащее корпус с закрепленным в нем парашютом, предназначенным для приледнения устройства, батарею, передатчик, приемник, запоминающее устройство, антенну, механизм автоотцепа, блок управления, часовой механизм, кабель-трос с закрепленными на нем гидрофонами и/или гидроакустическими излучателями.

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для контроля подводной среды и охраны водных районов от морских объектов недружественных стран.

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для поиска подводных объектов и наблюдения за подводной средой. Система освещения подводной обстановки (СОПО) состоит из пункта управления - надводного корабля и/или берегового поста, автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА), канала управления и связи пункта управления с АНПА с приемо-передающими устройствами подсистемы звукоподводной связи и канала контроля подводного объекта гидролокатором АНПА.

Изобретение относится к способам эксплуатации вооружения и военной техники, в частности к способам эксплуатации подводных аппаратов (ПА) для различных носителей, таких как подводные лодки, надводные корабли и береговые комплексы.

Изобретение относится к боеприпасам, а именно к способам поражения цели противолодочной крылатой ракетой. Способ поражения цели противолодочной крылатой ракетой заключается в том, что обнаруживают подводную лодку противника, выдают целеуказание на носитель противолодочной ракеты, запускают ракету из пусковой установки, управляют ракетой на стартовом и маршевом участках траектории, включают магнитометр и осуществляют поиск цели на маршруте полета, обнаруживают магнитометром цель, сбрасывают торпеду, передают сигнал об обнаруженной цели по действующей линии связи на другую ракету залпа и стреляющий корабль, после сброса торпеды осуществляют поиск цели, обнаруживают ее аппаратурой самонаведения торпеды и выполняют атаку цели.

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в угловой торпедной стрельбе. Обнаруживают на надводном корабле (НК) или подводной лодке (ПЛ) морскую цель, определяют координаты назначенной точки прицеливания, вырабатывают по исходной информации в НК или ПЛ установочные данные стрельбы для движения торпеды в назначенную точку, вводят данные в гироскопический прибор курса торпеды в качестве программы ее движения, выстреливают торпеду, осуществляют движение торпеды по программной траектории с конструктивным прямолинейным участком и послестартовым разворотом торпеды с двумя перекладками руля и маневром коордоната с последовательным описыванием двух дуг циркуляции в противоположных направлениях отсчета курсового угла НК или ПЛ.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом.

Изобретение относится к сигнальным аварийно-спасательным оборудованиям многоразового действия для коллективных и индивидуальных спасательных средств. Комплексная сигнальная аварийно-спасательная система предназначена для коллективных спасательных средств, содержит воздушный шар из резины толщиной 2 мм с окрашенной в малиновый цвет металлизированной поверхностью, леску толщиной 5 мм, длиной 14 м, удерживающую шар, размещенный внутри шара и герметично соединенный с ним контейнер, содержащий гелий под давлением, необходимым для заполнения шара диаметром не менее 1,4 м, пусковое устройство для заполнения шара гелием и приведения системы в рабочее состояние.

Изобретение относится к области спасательных средств на воде и может быть использовано в качестве штатного снаряжения для летного состава в условиях аварийного приводнения.

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения человека на воде. Спасательное надувное средство содержит газовый баллон и эластичную оболочку, выполненную как одно целое из надувной камеры с секторами-отростками и периферийными частями, которые представляют в состоянии готовности жилет с упакованными в сектора-отростки периферийными частями, с возможностью одевания жилета на тело человека и фиксации на его груди секторов-отростков с упакованными в них периферийными частями, с возможностью под действием газа из баллона раздувания и развертывания периферийных частей из нагрудных секторов-отростков жилета образовывать в рабочем – надутом - состоянии замкнутую полую куполообразную фигуру, с возможностью фиксации человека внутри и внизу куполообразной фигуры и с возможностью высовывания периферийных оконечностей тела человека наружу между периферийными частями.

Изобретение относится к средствам спасения людей путем поднятия их вверх или оттаскивания в бок (например, из ледяной полыньи). Спасательный захват содержит несколько вариантов конструкции.

Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано для обнаружения человека, терпящего бедствие на воде. Устройство автоматической активации оповещения о ситуации «человек за бортом» содержит спасательный жилет и устройство оповещения о ситуации «человек за бортом».

Изобретение относится к спасательной технике и может быть использовано для эвакуации людей с морских судов и плавучих объектов в аварийных условиях. Эвакуационное устройство для спасения людей с аварийного судна содержит контейнер (2) и гибкий отсек-скат (5) с отсеком-убежищем (12), образующие спасательную капсулу (18).

Изобретение относится к судостроению, а именно к спасательным устройствам судов и морских платформ, и может использоваться в качестве средства спасения персонала с надводных ледостойких объектов океанотехники.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовой спасательной технике. Устройство для приема на борт спасательного судна спасательных средств содержит в кормовой оконечности корпуса судна слип, буксирную лебедку с буксирным тросом, узел захвата спасательного плавсредства и беспилотный летательный аппарат с дистанционным управлением.

Изобретение относится к конструкциям автономных спасательных устройств, применяемых для спасения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций, во время которых человек вынужден оказаться в воде и находиться в ней длительное время.
Изобретение относится к способам наблюдения за подводной средой. Для применения надводным кораблем реактивных снарядов со взрывным источником звука (ВИЗ), при котором гидроакустической станцией надводного корабля обнаруживают торпеду противника, определяют ее курс и скорость. Заряжают в пусковую установку снаряды с ВИЗ, рассчитывают в приборах управления стрельбой координаты точки приводнения каждого снаряда. Решают задачу по выработке углов наведения пусковой установки, вводят глубину взрыва, наводят пусковую установку и выстреливают снаряды с ВИЗ, погружают ВИЗ на заданную глубину, подрывают их, принимают корабельной шумопеленгаторной станцией звуковую волну от ВИЗ и волну от ВИЗ, отраженную от торпеды противника. Определяют новые координаты торпеды и отображают их на экране оператора. Выстреливают два снаряда с ВИЗ, координаты точек приводнения этих снарядов рассчитывают, располагая их в вершинах равностороннего треугольника на стороне, перпендикулярной линии «корабль-торпеда», с расположением торпеды в третьей удаленной от корабля вершине, длину сторон треугольника принимают равной 100 м. После подрыва зарядов ВИЗ воздействуют взрывной волной на систему самонаведения торпеды и нарушают ее работу, с определением координат торпеды от использования ВИЗ применяют по ней корабельные средства поражения. Достигается повышение интенсивности гидроакустического подавления работы системы самонаведения атакующей корабль торпеды и усиление противоторпедной защищенности надводного корабля.
Наверх