Способ выбора созвездия навигационных спутников



Способ выбора созвездия навигационных спутников
Способ выбора созвездия навигационных спутников
Способ выбора созвездия навигационных спутников
Способ выбора созвездия навигационных спутников
Способ выбора созвездия навигационных спутников
Способ выбора созвездия навигационных спутников

Владельцы патента RU 2683640:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" (RU)

Изобретение относится к способам навигации по спутниковым радионавигационным системам и может быть использовано для выбора созвездия видимых навигационных спутников, обеспечивающего максимальную точность решения навигационной задачи подвижного объекта. Достигаемый технический результат - упрощение выбора созвездия видимых навигационных спутников, снижение вычислительных затрат и повышение точности решения навигационной задачи подвижных объектов. Указанный результат достигается за счет определения разностей углов обзора каждого спутника, входящего в группировку навигационных спутников, и дуги большого круга между объектом и геометрическим местом каждого видимого спутника с последующим выбором k≥4 наибольших значений этих разностей и соответствующих им k спутников, образующих искомое созвездие спутников. 1 ил.

 

Изобретение относится к способам навигации по спутниковым радионавигационным системам и может быть использовано для выбора созвездия видимых навигационных спутников, обеспечивающего максимальную точность решения навигационной задачи подвижного объекта.

Известны способы выбора созвездия видимых навигационных спутников с целью обеспечения максимальной точности решения навигационной задачи подвижного объекта [Интерфейсный контрольный документ ГЛОНАСС (5.1 редакция). - М.: РНИИ КП, 2008. - 57 с.; ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / Под ред. Перова Л.И., Харисова В.К - М.: Радиотехника, 2010. - 800 с.], состоящие в последовательном вычислении координат объекта, фактора понижения точности, математических ожиданий и среднеквадратических отклонений координат объекта; устранении решений, которые находятся за границей сферического среднеквадратического отклонения, формировании эмпирической оценки качества найденного решения и определения решения, которое считается оптимальным по критерию максимума эмпирической оценки.

Недостатками этих способов являются их сложность, большой объем вычислительных затрат и эмпирический характер оценки качества решения, снижающий общую точность решения навигационной задачи.

Заявленный способ направлен на упрощение выбора созвездия видимых навигационных спутников, снижение вычислительных затрат и повышение точности решения навигационной задачи подвижных объектов.

Поставленная задача возникает при решении навигационной задачи подвижных объектов с использованием спутниковых радионавигационных систем.

Сущность заявленного способа состоит в том, что угол обзора каждого спутника, входящего в группировку навигационных спутников, передается в навигационном сообщении спутника вместе с его координатами в геоцентрической системе координат, после чего в навигационном приемнике объекта на основе навигационных сообщений от m (m≥4) спутников последовательно определяются координаты объекта в геоцентрической системе координат известными методами, угол дуги большого круга между объектом и геометрическим местом каждого видимого спутника из скалярного произведения векторов координат объекта и спутника, угловые расстояния объекта до границ зон обзора каждого видимого спутника - т.е. разности углов обзора каждого спутника и дуги большого круга между объектом и геометрическим местом каждого видимого спутника, после чего исключаются отрицательные разности данных углов и из оставшихся значений формируется вариационный ряд, из которого далее выбираются k (k≥4) наибольших значений разностей данных углов, соответствующих к наибольшим расстояниям объекта до границ зон обзора спутников, и соответствующие им k спутников, образующих искомое созвездие спутников.

Реализация предложенного способа состоит в следующем (фиг. 1).

Рассматривается группировка навигационных спутников, обеспечивающих решение навигационной задачи подвижного объекта. Зона обзора i-го спутника представляет собой участок земной поверхности, на котором можно осуществлять наблюдение за спутником и прием его сообщений. Центром зоны обзора является подспутниковая точка - геометрическое место спутника (ГМС). В общем случае a priori известен угол обзора βi каждого i-го спутника, вычисляемый как [ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / Под ред. Перова А.И., Харисова В.Н. - М: Радиотехника, 2010. - С. 62]:

где - высота апогея i-го спутника, R - радиус Земли,

α=const - угол маски (0.09-0.18 рад),

который при реализации данного способа передается в навигационном сообщении i-го спутника вместе с его координатами в геоцентрической системе координат ξi, ηi, ζi.

На основе измеренных псевдодальностей и навигационных сообщений от m (m≥4) спутников на объекте определяются координаты объекта в геоцентрической ξ, ζ, η известными методами [ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / Под ред. Перова А.И., Харисова В.Н. - М.: Радиотехника, 2010. - 800 с.; гл. 4].

Далее определяется угол Di дуги большого круга (ортодромии) между объектом и ГМС i-го спутника из выражения для скалярного произведения векторов ϑ=|ξηζ|T и ϑsi=|ξsiηciζci|T:

т.е.

Для последующего выбора оптимального для данного объекта спутникового созвездия для всей группировки из N спутников определяются угловые расстояния объекта до границ зон обзора - т.е. разности θi углов βi и Di:

и исключаются из последующего анализа те спутники, для которых Остальные положительные значения θi, i=1, 2, … перестраиваются в вариационный ряд, из которого далее выбираются k (k≥4) наибольших θi (соответствующие наибольшим расстояниям объекта до границ зон обзора спутников) и соответствующие им k (k≥4) спутников, образующих искомое созвездие спутников, измерения которых минимально необходимы для оценки навигационного вектора объекта [ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / Под ред. Перова А.И., Харисова В.Н. - М.: Радиотехника, 2010. - 800 с.; гл. 4].

Предложенный способ выбора спутникового созвездия не предполагает использования эмпирических данных, существенно проще известных, требует меньших вычислительных затрат и легко реализуем в навигационном вычислителе объекта.

Способ выбора созвездия навигационных спутников, состоящий в том, что угол обзора каждого спутника, входящего в группировку навигационных спутников, передается в навигационном сообщении спутника вместе с его координатами в геоцентрической системе координат, после чего в навигационном приемнике объекта на основе навигационных сообщений от m (m≥4) спутников последовательно определяются координаты объекта в геоцентрической системе координат, угол дуги большого круга между объектом и геометрическим местом каждого видимого спутника из скалярного произведения векторов координат объекта и спутника, угловые расстояния объекта до границ зон обзора каждого видимого спутника, представляющие собой разности углов обзора каждого спутника и дуги большого круга между объектом и геометрическим местом каждого видимого спутника, после чего исключаются отрицательные разности данных углов и из оставшихся значений формируется вариационный ряд, из которого далее выбираются k (k≥4) наибольших значений разностей данных углов, соответствующих k наибольшим расстояниям объекта до границ зон обзора спутников, и соответствующие им k спутников, образующих искомое созвездие спутников.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оценке местоположения. Техническим результатом является определение радиуса погрешности, отражающего обеспечиваемую точность прогнозного (или вычисленного) положения обрабатывающего устройства.

Изобретение относится к области радиотехнических систем и может быть использовано, например, в системах наблюдения воздушного пространства, вторичной радиолокации и определения местоположения наземных источников радиоизлучения (ИРИ).

Изобретение относится к области определения координат летательных аппаратов различного назначения и может быть использовано в военной технике. Достигаемый технический результат - разработка способа определения координат летательных аппаратов при наличии минимально необходимого объема информации, а также оценка точности позиционирования объекта.

Изобретение относится к системам радиоконтроля для определения координат местоположения источников радиоизлучения (КМПИРИ) УКВ-СВЧ диапазонов, сведения о которых отсутствуют в базе данных (например, государственной радиочастотной службы).

Изобретение относится к технике связи и может использоваться для определения точного местоположения источника сигнала передачи. Технический результат состоит в повышении точности определения местоположения средств передачи.

Изобретение относится к области радиосвязи. Технический результат заключается в повышении скорости передачи сигнала за счет сокращения управляющей информации, поступающей с базовой станции на мобильную станцию, и сокращения длины защитного интервала в пакете доступа, а также увеличения радиуса соты.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в контрольно-измерительных системах (КИС) для контроля за техническим состоянием отдельных частей и всей КИС в целом, а также для анализа загрузки поддиапазонов частот, определения местоположения источников радиоизлучения (ИРИ), измерения частотных и временных параметров радиосигналов и напряженности электрического поля.

Изобретение относится к области навигационных систем и может быть использовано для позиционирования наземных подвижных объектов. Достигаемый технический результат – повышение точности позиционирования подвижного объекта, а также облегчение процедуры ввода операторами информации за счет фиксации изображения и использования при вводе данных манипулятора «мышь», а так же применения интерполяции, сводящей к минимуму ошибку рассогласования во времени вводимой операторами информации.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к пассивным системам радиоконтроля, и, в частности, может быть использовано для высокоточного определения с помощью летательных аппаратов координат источников радиоизлучений (ИРИ), излучающих непрерывные или квазинепрерывные сигналы.

Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в системах навигации. Технический результат состоит в повышении точности определения показателя надежности.

Изобретение относится к способам измерения расстояний с использованием радиоволн и может быть использовано для дистанционного мониторинга местоположения транспортных средств.

Изобретение относится к дистанционному мониторингу лесных массивов с использованием сигналов навигационных космических аппаратов (НКА) в диапазоне L1 и может найти применение для круглогодичной регистрации коэффициентов ослабления сигналов НКА в лесу с использованием непрерывного пространственно-временного радиозондирования лесного массива.

Изобретение относится к технике связи и может использоваться для определения времени прихода поступающего спутникового сигнала на приемник. Технический результат состоит в повышении качества приема.

Изобретение относится к области геодезии, картографии, фотограмметрии, навигации. Достигаемый технический результат – определение пространственных координат точек местности (объекта) по измеренным координатам их изображений на снимках, полученных с использованием беспилотного летательного аппарата.

Изобретение относится к позиционированию в системе беспроводной связи. Техническим результатом является повышение точности позиционирования на основе сигналов, предоставляемых в сети.

Изобретение относится к мобильной связи. Детектор передачи сотового устройства мобильного актива оснащен беспроводным модулем обработки, регистратором событий и цифровым видеорегистратором.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при построении радиолокаторов рельефометрических систем, предназначенных для определения местоположения летательных аппаратов.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при построении различных радиолокационных или аналогичных систем, предназначенных для навигации летательных аппаратов (ЛА) с использованием радиоволн путем определения местоположения и управления движением ЛА.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к области компенсации преднамеренных радиопомех с известными структурой и параметрами в навигационной аппаратуре потребителей глобальной навигационной спутниковой системы.

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в системах спутниковой связи. Технический результат состоит в обеспечении системы атмосферного мониторинга и измерении на основании обработки радионавигационных сигналов глобальной навигационной спутниковой системы.

Данное техническое решение относится к области беспилотной навигации в вычислительной технике, а в частности к системам и способам навигации пассажирских дронов в горной местности.
Наверх