Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса. Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства включает металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление. Тормозная колодка выполнена с сжимаемостью в радиальном направлении при эксплуатационных усилиях прижатия колодки к колесу, выбранной из соотношения: С=0,1÷0,2П, где С - сжимаемость колодки, П - допустимый износ по прокату колеса. Достигается обеспечение необходимых эксплуатационных характеристик колодки не только при установке на колесо без проката, но и на колеса, прокат которых близок к максимально допустимому значению.

 

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно, к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса (вагонов грузовых поездов).

Аналогом заявляемого изобретения является колодка железнодорожного транспортного средства, включающая полимерный композиционный фрикционный элемент с выполненным в его центре со стороны рабочей поверхности колодки углублением, и металлический каркас (см. патент RU 67947, МПК В61Н 7/02, 2017 г.). Существенные признаки аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент с углублением, выполненным в его центре со стороны рабочей поверхности колодки, металлический каркас» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является снижение эксплуатационных характеристик колодки в случае ее установки на колесо, имеющее выработку по кругу его катания (прокат), особенно в случае износа по прокату, близкому к максимально допустимому.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, включающая полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, по периметру которого дополнительно введен полимерный фрикционный элемент, и металлический каркас (см. патент RU 2329909, МПК В61Н 7/02, 2008 г.). Существенные признаки наиболее близкого аналога «полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, металлический каркас» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком наиболее близкого аналога также является снижение эксплуатационных характеристик колодки в случае ее установки на колесо, имеющее выработку по кругу его катания (прокат), особенно в случае величины проката, близкой к максимально допустимой, из-за недостаточной сжимаемости колодки под действием эксплуатационного усилия прижатия к колесу, что не позволяет обеспечить соответствие кривизны рабочей поверхности колодки поверхности катания колеса (колодка контактирует с имеющим прокат колесом только в центральной части полимерного композиционного фрикционного элемента).

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является обеспечение необходимых эксплуатационных характеристик колодки не только при установке на колеса без проката, но и на колеса, прокат которых близок к максимально допустимому значению, посредством изготовления колодки с сжимаемостью в радиальном к центру колеса направлении при эксплуатационных усилиях прижатия колодки к колесу, обеспечивающей соответствие рабочей поверхности колодки и поверхности катания колеса с прокатом, близким к максимально допустимому.

Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке железнодорожного транспортного средства, включающей металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, колодка выполнена с сжимаемостью в радиальном направлении при эксплуатационных усилиях прижатия колодки к колесу, выбранной из соотношения: С=0,1÷0,2П; где С - сжимаемость колодки, П - допустимый износ по прокату колеса.

Существенные признаки заявляемого изобретения «колодка выполнена с сжимаемостью в радиальном направлении при эксплуатационных усилиях прижатия колодки к колесу, выбранной из соотношения: С=0,1÷0,2П; где С - сжимаемость колодки, П - допустимый износ по прокату колеса» являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.

Колодка железнодорожного транспортного средства включает полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из композита с полимерной матрицей, например из вулканизата каучука. Композит содержит дисперсные и волокнистые наполнители. Со стороны рабочей поверхности колодки в полимерном композиционном фрикционном элементе выполнена выемка (углубление), например П-образной формы, размещенная поперечно колодке. При прижатии в процессе эксплуатации рабочей поверхности колодки к поверхности катания колеса колодка сжимается, что проявляется в уменьшении ее толщины и изменении конфигурации углубления (в плоскости, соответствующей кругу катания колеса). Сжимаемость колодки определяется в первую очередь свойствами композиционного материала, из которого изготовлен полимерный композиционный фрикционный элемент. Например, увеличение содержания полимерной матрицы (вулканизата) в композите увеличивает его сжимаемость. Сжимаемость колодки С выбрана из соотношения: С=0,1÷0,2П; где П - максимально допустимый прокат колеса. Для колес грузовых вагонов допускается износ по прокату до 9 мм. Величина износа колес определяется размером выработки по кругу катания (этот износ и называют «прокатом»), а также уменьшением толщины гребня колеса.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка тормозная композиционная с сетчато-проволочным каркасом для грузовых железнодорожных вагонов, выполненная из композита, обеспечивающего сжимаемость колодки около 1,35 мм при эксплуатационном сжатии.

Изготавливаться заявляемая колодка может известными способами, например формованием в пресс-форме.

Предложенная сжимаемость колодки при эксплуатационных нагрузках обеспечивает контакт практически всей рабочей поверхности колодки с поверхностью катания колеса, имеющего прокат, близкий к максимально допустимому (например, 8 мм).

Тормозная колодка железнодорожного транспортного средства, включающая металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, в центре которого со стороны рабочей поверхности колодки выполнено углубление, отличающаяся тем, что колодка выполнена с сжимаемостью в радиальном направлении при эксплуатационных усилиях прижатия колодки к колесу, выбранной из соотношения: С=0,1÷0,2П, где С - сжимаемость колодки, П - допустимый износ по прокату колеса.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тормозная колодка имеет опорную пластину, выполненную с возможностью сопряжения с тормозной головкой рельсового транспортного средства, крепежную скобу, соединенную с опорной пластиной и выполненную с возможностью крепления тормозной колодки на тормозной головке, композиционный фрикционный материал, расположенный на опорной пластине для образования тормозной поверхности тормозной колодки, и кондиционирующую обод вставку.

Изобретение относится к фрикционным гасителям колебаний тележек железнодорожного транспорта. Тележка содержит боковые рамы, надрессорную балку, комплект пружин и фрикционный клин.

Группа изобретений относится к области рельсового транспорта. Корректирующее устройство предназначено для коррекции неравномерного износа тормозной колодки в тормозном механизме железнодорожного транспортного средства, содержащем тормозную балку, имеющую балку растяжения, соединенную с балкой сжатия, тормозную головку с тормозными колодками, расположенную на каждом конце тормозных балок, и компенсатор износа.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Направляемый вручную рабочий инструмент с рабочим органом имеет тормозное устройство для рабочего органа, которое содержит тормозную ленту, охватывающую тормозной барабан.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Направляемый вручную рабочий инструмент с рабочим органом имеет тормозное устройство для рабочего органа, которое содержит тормозную ленту, охватывающую тормозной барабан.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам грузовых железнодорожных транспортных средств, образующим фрикционную пару с поверхностью катания железнодорожного колеса.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств, работающим в трибоконтакте с поверхностью качения колеса.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тормозная колодка имеет опорную пластину, выполненную с возможностью сопряжения с тормозной головкой рельсового транспортного средства, крепежную скобу, соединенную с опорной пластиной и выполненную с возможностью крепления тормозной колодки на тормозной головке, композиционный фрикционный материал, расположенный на опорной пластине для образования тормозной поверхности тормозной колодки, и кондиционирующую обод вставку.
Изобретение относится к области железнодорожных транспортных средств, в частности к тормозным колодкам, работающим в трибосопряжении с поверхностью качения колеса.

Группа изобретений относится к области рельсового транспорта. Корректирующее устройство предназначено для коррекции неравномерного износа тормозной колодки в тормозном механизме железнодорожного транспортного средства, содержащем тормозную балку, имеющую балку растяжения, соединенную с балкой сжатия, тормозную головку с тормозными колодками, расположенную на каждом конце тормозных балок, и компенсатор износа.

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к композиционным тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств. Композиционная тормозная колодка включает металлический каркас и полимерный композиционный фрикционный элемент, выполненный из двух слоев, где один из слоев является рабочим, а второй - размещен в тыльной части колодки.
Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств, работающим в трибосопряжении с поверхностью качения колеса. Колодка железнодорожного транспортного средства включает металлический каркас и теплопроводный композиционный фрикционный элемент с полимерной матрицей из вулканизата каучука, в которой размещены дисперсные и волокнистые наполнители.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.
Наверх