Способ оценивания уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков на учебно-тренировочных средствах

Изобретение относится к области тренажерных технологий, в частности к способам оценивания результатов выполнения упражнений на учебно-тренировочных средствах (УТС), и может быть использовано для оценивания результатов стрельб отделения стрелков-зенитчиков при обучении их на УТС. Техническим результатом изобретения является автоматизированное оценивание уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков (низкий, средний, высокий) с учетом уровня сложности предлагаемых для выполнения упражнений на УТС (низкий, средний, высокий) в зависимости от их категории (первая, вторая, третья) и текущего уровня подготовленности (низкий, средний, высокий). Предлагаемое изобретение повысит достоверность оценки стрельб отделения стрелков-зенитчиков и позволит формировать для них необходимые управляющие воздействия в процессе дальнейшей подготовки. Способ основан на формировании оценки за i-ю стрельбу каждого стрелка-зенитчика с учетом его категории Q (первая, вторая, третья) и возможности корректировки оценки за i-ю стрельбу. Далее учитывается N-е количество стрельб каждого стрелка-зенитчика, формируется среднее арифметическое значение результатов N-го количества стрельб каждого стрелка-зенитчика и на основании полученного результата формируется значение уровня подготовленности каждого стрелка-зенитчика. Затем формируется оценка отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу с учетом уровня сложности упражнения, после чего осуществляется корректировка оценки результатов i-й стрельбы отделения стрелков-зенитчиков. Учитывается N-e количество стрельб отделения стрелков-зенитчиков, формируется среднее арифметическое значение результатов N-го количества стрельб отделения стрелков-зенитчиков, формируется значение уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков. Документируются результаты стрельб каждого стрелка-зенитчика, а также отделения стрелков-зенитчиков в целом, анализируется уровень подготовленности отделения стрелков-зенитчиков для определения дальнейших действий отделения стрелков-зенитчиков. 2 ил.

 

Изобретение относится к области тренажерных технологий, в частности к способам оценивания результатов выполнения упражнений на учебно-тренировочных средствах (УТС) и может быть использовано для оценивания результатов стрельб отделения стрелков-зенитчиков при обучении их на УТС.

Известен способ автоматизированного обучения и оценки уровня подготовки экипажей, заключающийся в предварительной демонстрации перед обучаемыми правильных действий и последующем автоматическом контроле правильности выполнения этих действий с повторением по желанию обучаемых демонстрации правильных действий. При этом оценка качества подготовки экипажей оценивается автоматически в соответствии с частотой обращения обучаемых к подсказкам и значимости допущенных ими ошибок (патент РФ на изобретение №93030183, G09B 9/04, опубл. 10.02.1997).

Данный способ не учитывает уровень подготовленности обучаемых, а также уровень сложности упражнений, предлагаемых для выполнения. Следует отметить, что при оценивании экипажа для объективности оценки и учета результатов деятельности каждого члена экипажа необходимо учитывать текущий уровень подготовленности каждого специалиста при выставлении оценки группе обучаемых.

Известен способ оценки уровня подготовленности обучаемого, заключающийся в том, что для проверки уровня подготовленности используют бинарную шкалу отметок, которая состоит из двух частей -базовой и творческой, причем базовая шкала отметок включает градацию от 1,0 до 5,0 балла, а творческая шкала отметок имеет следующую градацию: 5,1; 5,2; 5,3; 5,4; 5,5; 5,6; 5,7; 5,8; 5,9 балла (патент РФ на изобретение №2003133150, G09B 19/00, опубл. 27.04.2005).

Недостатками данного способа применительно к оцениванию отделения стрелков-зенитчиков являются: субъективизм руководителя занятия при определении значения итоговой оценки; отсутствие критерия для выставления итоговой оценки; необходимость проводить оценивание знаний, умений, навыков вручную; не учитывается уровень подготовленности каждого отдельного обучаемого; не учитывается уровень сложности упражнений, предлагаемых для выполнения. Следует отметить, что данный способ мало подходит для оценивания группы обучающихся, т.к. не учитывает параметры данной группы и оценка, выставленная руководителем занятия будет недостаточно обоснованной.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является способ оценивания отделения стрелков-зенитчиков, реализованный в существующем универсальном комплексном тренажере 9Ф859 «Конус» [Руководство по эксплуатации. 9Ф859.00.000. РЭ. 2016 г. ] Данный способ основан на фиксации результатов выполнения i-й стрельбы из N-го количества стрельб каждым стрелком-зенитчиком с последующим формированием значения оценки за результат проведенной стрельбы, корректировке значения оценки за результат этой стрельбы при факте совершения ошибок 1-й и 2-й категории, учете N-го количества стрельб и определении n успешно выполненных стрельб, формировании K значения уровня подготовленности каждого стрелка-зенитчика (коэффициента уровня подготовленности), основанного на определении отношения n успешно выполненных стрельб на тренажере к N общему числу выполненных стрельб:

Затем вручную формируют значение оценки отделению стрелков-зенитчиков по критериям, описанным в Курсе стрельб за N-e количество результатов стрельб всех стрелков-зенитчиков в составе отделения, документировании оценок результатов стрельб.

Описанный способ принят за прототип изобретения.

Недостатком прототипа является: подход к оценке уровня подготовленности осуществляемый инструктором на основании успешно выполненных одиночных стрельб, который будет носить субъективный характер. Это обстоятельство налагает дополнительные требования к квалификации инструктора. К недостатку прототипа следует отнести то, что получаемое значение оценки уровня подготовленности носит количественный характер и не отражает качественную характеристику выполнения действий стрелка-зенитчика, обучающегося на УТС, и дает лишь приблизительную оценку уровня его подготовленности. Следует отметить, что в настоящее время данный способ не автоматизирован и вручную по формуле (1). Недостатком прототипа так же является отсутствие учета уровня сложности упражнения, предлагаемого для выполнения отделению стрелков-зенитчиков, в зависимости от текущего уровня подготовленности отдельного стрелка-зенитчика, (в составе отделения на первоначальном этапе обучения стрелки-зенитчики могут быть с различным уровнем подготовленности). К недостаткам способа можно отнести отсутствие автоматического документирования уровня подготовленности как отдельного стрелка-зенитчика, так и отделения в целом с целью анализа дальнейшей подготовки данных специалистов.

Задачей изобретения является автоматизированное оценивание уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков (низкий, средний, высокий) с учетом уровня сложности предлагаемых для выполнения упражнений на УТС (низкий, средний, высокий) в зависимости от категории (первая, вторая, третья) и текущего уровня подготовленности (низкий, средний, высокий) данных стрелков-зенитчиков. Предлагаемое изобретение повысит достоверность оценки стрельб отделения стрелков-зенитчиков и позволит формировать для них необходимые управляющие воздействия в процессе дальнейшей подготовки.

Решение рассмотренной задачи достигается тем, что в отличие от известного технического решения в способе оценивания уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков на УТС формируют оценки за i-ю стрельбу каждого стрелка-зенитчика с учетом его категории Q (первая, вторая, третья), корректируют оценки за i-ю стрельбу каждого стрелка-зенитчика, учитывают N-oe количество стрельб каждого стрелка-зенитчика, формируют среднее арифметическое значение результатов N-го количества стрельб каждого стрелка-зенитчика, формируют значение уровня подготовленности каждого стрелка-зенитчика, формируют оценку отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу с учетом уровня сложности упражнения, корректируют оценку результатов i-й стрельбы отделения стрелков-зенитчиков, учитывают N-oe количество стрельб отделения стрелков-зенитчиков, формируют среднее арифметическое значение результатов N-гo количества стрельб отделения стрелков-зенитчиков, формируют значение уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков, документируют результаты стрельб каждого стрелка-зенитчика, а так же отделения стрелков-зенитчиков в целом, анализируют уровень подготовленности отделения стрелков-зенитчиков.

На фиг. 1 представлена структура способа оценивания уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков при стрельбе на УТС, на фиг. 2 - модуль формирования оценки отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу из N-то количества стрельб.

Способ реализуется следующим образом. В соответствии с упражнением, предлагаемым для выполнения на УТС, производится фиксация результатов i-й стрельбы (пункт 1 фиг. 1). Фиксируются количественные значения частных оценок , , , (по шкалам «неудовлетворительно» - 2; «удовлетворительно» - 3; «хорошо» - 4; «отлично» - 5), а также качественные составляющие результатов стрельбы: время tвp.cтp выполнения операций (процедур) боевой работы и факт пропуска цели Хn.ц (если он имел место).

Все эти результаты в виде числовых кодов передаются в модуль формирования значения итоговой оценки результатов N-гo количества стрельб отдельными стрелками-зенитчиками (пункт 2 фиг. 1), в котором происходит формирование оценки j-то стрелка-зенитчика за i-ю стрельбу по алгоритму, разработанному на основании требований Курса стрельб. В данном алгоритме весь процесс оценивания результата i-й стрельбы стрелка-зенитчика основывается на факте поражения или не поражения цели. Если цель поражена, при условии, что время выполнения стрельбы меньше или равно 6 с, то выставляется оценка «отлично» - 5. Если же при поражении цели время на стрельбу затрачено больше 6 с, но меньше или равное 8 с, выставляется оценка «хорошо» - 4. Если время на поражение цели превышает 8 с, то выставляется оценка «удовлетворительно» - 3. При пуске ракеты, (т.е. при выполнении всех операций боевой работы от момента обнаружения цели (получения целеуказания (ЦУ) до момента вылета ракеты из трубы), но не поражении цели, в любом случае выставляется оценка «удовлетворительно», т.к. условная вероятность встречи зенитной управляемой ракеты (ЗУР) с целью и условная вероятность поражения одной цели одной ЗУР не зависят от действий стрелка-зенитчика. Далее происходит учет ошибок первой и второй категории, при совершении которых в процессе боевой работы в составе отделения (стрельба по нескольким целям различными стрелками-зенитчиками) должна выставляться соответствующая оценка. К ошибкам 1-й категории относятся ошибки, приводящие к невыполнению боевой задачи, за наличие которых выставляется оценка «неудовлетворительно» (ошибки 1-й категории недопустимы). К ошибкам 2-й категории относятся ошибки, каждая из которых приводит к снижению итоговой оценки отделения на 1 балл.

Затем формируется итоговая оценка j-го стрелка-зенитчика за i-ю стрельбу, которая транслируется в модуль формирования оценки за i-ю стрельбу с учетом категории Qj j-го стрелка-зенитчика. Категория j-го стрелка-зенитчика Qj определяется индивидуальными особенностями каждого из них и определенным текущим уровнем их подготовленности. Для каждого стрелка-зенитчика определены следующие категории: в конце курса боевой подготовки (первая категория), в процессе боевой подготовки (вторая категория) и с утерянными навыками (третья категория).

В блоках корректировки оценки за i-ю стрельбу j-м стрелком-зенитчиком, рассматриваемого модуля, учитывается возможность корректировки руководителем занятия значений итоговых оценок , когда отдельные операции боевой работы выполнены с ошибками и автоматизировано не оцениваются на УТС. Эти оценки используются для формирования оценки отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу.

Статистическое накопление результатов выполнения стрельб по воздушной цели (ВЦ) стрелками-зенитчиками производится в блоках учета результатов выполнения N-го количества стрельб в виде матрицы, описывающей множество полученных итоговых оценок за всю серию стрельб. Эта матрица в виде среднего арифметического итоговых скорректированных оценок Хср.а транслируется на блок формирования значения оценки уровня подготовленности j-го стрелка-зенитчика Yj в виде коэффициента от 0 до 1. Затем это значение Yj преобразовывается в значение уровня подготовленности отдельного стрелка-зенитчика Uу.n (высокий, средний, низкий) по следующему критерию:

где: Uyn - уровень подготовленности j-го стрелка-зенитчика;

Uв,Uс,Uн - высокий, средний и низкий уровень подготовленности j-го стрелка-зенитчика.

Значения итоговых , скорректированных оценок , оценки уровней подготовленности отдельных стрелков-зенитчиков {Yj} транслируются в модуль анализа и документирования результатов стрельб отделения стрелков-зенитчиков для последующей обработки.

Скорректированные руководителем занятия значения итоговых оценок каждого отдельного j-го стрелка-зенитчика за каждую i-ю стрельбу N-гo количества стрельб поступают в модуль формирования оценки отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу из N-гo количества стрельб, в котором с учетом уровня сложности выбранного упражнения Zотд из базы данных упражнений формируются оценки отделения стрелков-зенитчиков за каждую i-ю стрельбу (пункт 3 фиг. 1). Основу данного модуля составляет блок нечеткого вывода (фиг. 2), в котором оценка отделению стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу складывается из оценок, полученных каждым стрелком-зенитчиком с учетом сложности выполняемого упражнения Zотд, а так же с учетом ошибок, при совершении которых в процессе боевой работы в составе отделения (стрельба по нескольким целям различными стрелками-зенитчиками) должна выставляться оценка «неудовлетворительно» - учет ошибок 1-й категории {r1}; или снижаться на 1 балл - учет ошибок 2-й категории {r2}.

Фиксация категорий ошибок и их количества за выполнение i-й стрельбы позволяет сформировать итоговую оценку отделению стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу.

Оценка отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу транслируется в модуль анализа и документирования результатов стрельб отделения стрелков-зенитчиков для последующей обработки. Руководитель занятия имеет возможность скорректировать эту оценку с учетом недостатков, выявленных в процессе боевой работы отделения стрелков-зенитчиков (которые не могут быть учтены с помощью средств автоматизированной оценки (САО) УТС) в модуле корректировки инструктором оценки результатов i-й стрельбы отделения стрелков-зенитчиков (пункт 4 фиг. 1).

Скорректированная оценка результатов i-й стрельбы отделения стрелков-зенитчиков так же передается в модуль анализа и документирования результатов стрельб отделения стрелков-зенитчиков для последующей обработки.

Далее, в модуле учета N-гo количества стрельб отделения стрелков-зенитчиков и формирования значения (пункт 5 фиг. 1) происходит статистическое накопление результатов выполнения N-гo количества стрельб по ВЦ и формирование среднего арифметического значения оценок отделения стрелков-зенитчиков , за счет обратной связи, которая срабатывает после поступления на данный модуль значения очередной скорректированной оценки отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу. Далее происходит выбор очередного упражнения при выполнении i-й стрельбы N-гo количества стрельб.

Значение среднего арифметического оценок отделения стрелков-зенитчиков за N-oе количество стрельб транслируется на модуль формирования значения оценки уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков (пункт 6 фиг. 1). Здесь с учетом значения , формируется значение оценки уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков Yотд в виде коэффициента от 0 до 1 после чего это значение преобразовывается в значение уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков (высокий, средний, низкий) по критерию (2).

Значение оценки уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков Yотд поступает на модуль выбора множества управляющих воздействий, которые в виде кодов упражнений, определяющих тип, количество и уровень сложности учебных задач, будут предлагаться для выполнения отделению стрелков-зенитчиков в их дальнейшей подготовке с последующей оценкой результатов стрельб.

Изобретение позволит автоматизировано, более объективно (обосновано) и на новом качественном уровне проводить оценивание деятельности, а также уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков с использованием инструментария теории нечетких множеств, а также повысить достоверность оценки стрельб отделения стрелков-зенитчиков и сформировать для них необходимые управляющие воздействия в процессе дальнейшей подготовки. Кроме того, изобретение позволит более эффективно организовать процесс обучения стрелков-зенитчиков. С помощью представленного способа возможно получать не только количественное значение оценки уровня подготовленности, но и учитывать качество выполнения действий стрелка-зенитчика, обучающегося на УТС. Также изобретение позволяет учитывать сложность упражнения, предлагаемого отделению стрелков-зенитчиков для выполнения в зависимости от текущего уровня подготовленности отдельных стрелков-зенитчиков (в составе отделения стрелки-зенитчики могут быть с различным текущим уровнем подготовленности). Следует отметить, что изобретение позволяет автоматически документировать значение оценки уровня подготовленности, как отдельного стрелка-зенитчика, так и отделения в целом для корректировки их дальнейшей подготовки.

Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению уровня подготовленности подразделения стрелков-зенитчиков, а, значит, обеспечит повышение эффективности стрельбы в целом.

Способ оценивания уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков при стрельбе на УТС, включающий фиксацию результатов выполнения i-й стрельбы из N-го количества стрельб каждым стрелком-зенитчиком, формирование значения оценки за результат проведенной стрельбы, корректировку значения оценки за результат этой стрельбы при факте совершения ошибок 1-й и 2-й категории, учет N-го количества стрельб и определение n успешно выполненных стрельб, определение вручную K значения уровня подготовленности каждого стрелка-зенитчика (коэффициента уровня подготовленности), основанного на определении отношения n успешно выполненных стрельб на тренажере к N общему числу выполненных стрельб по формуле (1), определение вручную значения оценки отделению стрелков-зенитчиков по критериям, описанным в Курсе стрельб за N-e количество результатов стрельб всех стрелков-зенитчиков в составе отделения, автоматическое документирование результатов стрельб отдельных стрелков-зенитчиков, документирование вручную результатов стрельб стрелков-зенитчиков в составе отделения, отличающийся тем, что автоматизированно формируют оценки за i-ю стрельбу с учетом категории Q (первая, вторая, третья) каждого стрелка-зенитчика, корректируют оценки за i-ю стрельбу каждого стрелка-зенитчика, автоматизированно учитывают N-e количество стрельб каждого стрелка-зенитчика, автоматизированно формируют среднее арифметическое значение результатов N-го количества стрельб каждого стрелка-зенитчика, автоматизированно формируют значение уровня подготовленности каждого стрелка-зенитчика, автоматизированно формируют оценку отделения стрелков-зенитчиков за i-ю стрельбу с учетом уровня сложности упражнения, корректируют оценку результатов i-й стрельбы отделения стрелков-зенитчиков, автоматизированно учитывают N-e количество стрельб отделения стрелков-зенитчиков, автоматизированно формируют среднее арифметическое значение результатов N-го количества стрельб отделения стрелков-зенитчиков, автоматизированно формируют значение уровня подготовленности отделения стрелков-зенитчиков, автоматически документируют и анализируют результаты стрельб отделения стрелков-зенитчиков, анализируют уровень подготовленности отделения стрелков-зенитчиков для определения дальнейших действий отделения стрелков-зенитчиков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу мониторинга электронных образовательных ресурсов в учебном заведении. Технический результат заключается в автоматизации мониторинга электронных образовательных ресурсов.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении точности дифференциальной диагностики первичного уровня развития когнитивных способностей.

Изобретение относится к архитектуре с обеспечением возможности моделирования размещения конструктивных элементов, максимально приближенных к реальным объектам архитектуры, и к области осветительных устройств и может быть использовано для декоративных и осветительных целей.

Изобретение относится к области строительства и предназначено для оценки готовности специалиста к проведению строительной экспертизы. Технический результат изобретения заключается в обеспечении достоверности оценки готовности специалиста к проведению строительной экспертизы.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к средствам общения между слепоглухими. Устройство коммуникации слепоглухого человека содержит корпус, по меньшей мере одну электрическую контактную группу, расположенную на корпусе и выполненную с возможностью замыкания контактов пальцем руки человека для формирования электрического сигнала и ввода/вывода информационного сообщения в размещенный в корпусе блок управления, снабженный аккумулятором с штыревым разъемом питания, для включения сетевого питания и/или зарядки аккумулятора, по меньшей мере одно вибротактильное устройство, выполненное в виде вибромотора, и светодиодный индикатор режима работы, связанные с блоком управления, и модуль Bluetooth для связи устройства коммуникации с внешними мобильными устройствами, смартфоном или планшетом, использующим операционные системы android и/или iOs, при этом корпус выполнен с возможностью расположения его в ладони руки, форма и размеры которого обеспечивают сопряжение с внутренней поверхностью сжатой ладони, имеет выступ в месте расположения указательного пальца и плоский скос в месте расположения большого пальца, при этом на выступе и плоском скосе расположены клавиши электрической контактной группы, светодиодный индикатор режима работы устройства размещен в верхней части корпуса, между выступом и скосом, а на нижней торцевой поверхности корпуса расположены кнопка включения устройства, штыревой разъем питания и кнопка настройки параметров вибрационного сигнала, выполненная с возможностью регулирования длительности импульсов вибрации, пауз между ними и мощности вибрации.

Изобретение относится к области образования, более конкретно к области обучающих устройств, а именно к техническим средствам для изучения структуры, принципов построения и основной элементной базы автоматических линий и мехатронных систем и к способу их сборки.

Способ обучения пигментированию кожи человека относится к услугам в косметике, к обучению перманентному макияжу лица, и может быть использован для обучения практическим приемам создания долговременного визуального эффекта нанесенного макияжа преимущественно для бровей и губ.

Интерактивная автоматизированная система для проведения научных исследований, проектирования и обучения персонала эксплуатации электротехнических комплексов в нефтяной отрасли (далее-система) относится к автоматизированным учебно-тренировочным средствам обучения персонала научно-исследовательских институтов, проектных организаций и нефтегазодобывающих предприятий и может быть использована для обучения проведению научных исследований, проектированию и эксплуатации электротехнических комплексов в нефтяной отрасли и контроля знаний по их эффективному и безопасному ведению работ.
Изобретение относится к средствам обучения специалистов по диагностике оборудования основных и вспомогательных технических объектов с использованием данных дистанционного зондирования Земли.
Изобретение относится к способам иллюстративного тестирования дошкольников в игровой форме. Оно предназначено для повышения эффективности обучения и оценки усвоения информационного материала детьми младшего возраста.

Изобретение относится к способам запоминания слов на иностранном языке путем аудиовизуальной передачи информации с использованием мультимедийного устройства. Способ предусматривает воспроизведение звуковым средством мультимедийного устройства иностранной песни и синхронную демонстрацию на дисплее мультимедийного устройства текстовых субтитров, относящихся к словам иностранной песни. Субтитры выводят на дисплей одновременно в виде расположенных друг под другом блоков (1), каждый из которых содержит фрагмент текста песни и состоит из трех отдельных строк: строки (2) текста песни на иностранном языке, строки (3) текста перевода на родной язык и строки (4) записи фонетики слов иностранной песни в символах алфавита родного языка, которая соответствует средней строке блока (1). Блок (1) разделяют на столбцы (5), в каждом из которых для строки (2) текста песни на иностранном языке приводят одно слово или словосочетание фрагмента текста, а для строк перевода (4) и фонетики (3) приводят, соответственно, перевод и фонетику указанного слова или словосочетания. Соседние столбцы (5) и строки (2, 3, 4) одного блока (1) визуально отделяют друг от друга. При воспроизведении текущий блок (1) субтитров визуально отделяют от других блоков. Причем осуществляют по крайней мере одно прослушивание песни с синхронным повторением вслух текста при одновременном просмотре субтитров таким образом, чтобы за время звучания блока сконцентрировать зрительное внимание отдельно на каждом столбце (5) этого блока, а также целиком на строке (3) фонетики этого блока. Технический результат - увеличение объема усваиваемой информации, передаваемой в аудиовизуальной форме, непосредственно в момент воспроизведения песни, выражаемом в количестве запомненных иностранных слов после однократного и/или N-кратного прослушивания песни, а также уменьшение времени, необходимого для запоминании иностранных слов. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх