Воздухораздатчик металлический

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха транспортных средств. Воздухораздатчик содержит клапан, установленный в корпусе воздухораздатчика, выполненный устанавливаемым на конструкции и сообщающимся с системой подачи воздуха. Клапан содержит поворотное сопло в виде втулки с установленной внутри поворотной заслонкой, размещенной внутри корпуса клапана, выполненного в виде усеченной сферы, установленной внутри сферической поверхности корпуса воздухораздатчика. Поворотная заслонка снабжена наклонным водилом, взаимодействующим с неподвижным ловителем, установленным в корпусе клапана. Усеченная сфера выполнена тонкостенной с утолщением на верхних и нижних гранях, в которых выполнены два посадочных отверстия для установки сопла, выполненного в виде втулки с буртиком на внешней поверхности. Сферическая поверхность корпуса выполнена на всю его высоту. В торцевой части заслонки запрессованы оси, обеспечивающие ее установку и вращение в отверстиях втулки, а на тыльной части в сферической поверхности корпуса клапана выполнены пазы цилиндрической формы с шириной, равной ширине корпуса. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик, понижение трудоемкости изготовления при снижении массы изделия. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к технологическим процессам, более конкретно к системам кондиционирования воздуха транспортных средств, а именно к воздушно-струйным распределителям воздуха и представляет собой оконечное устройство для подачи и регулирования потока воздуха от системы кондиционирования непосредственно в зону пассажира или члена экипажа самолета.

Может быть использовано для упрощения конструкции, снижения массы и улучшения эксплуатационных характеристик воздухораздатчиков.

Уровень техники

Известен воздухораспределитель по патенту RU 2023207 B64D 13/00, 1999 г„ содержащий перегородку, разделяющую каналы, через которые подводящий воздуховод соединен с отводящим, и струйное управляющее устройство, включающее воздуховод повышенного давления, соединенный через полость перегородки с щелевым соплом, которое расположено на перегородке со стороны одного из каналов и ориентировано под углом к оси подводящего воздуховода, перегородка со стороны подводящего воздуховода выполнена в виде пластины и установлена с возможностью поперечного перемещения и изменения при этом соотношения проходных сечений каналов. По мнению авторов патента, данная конструкция позволяет улучшить эксплуатационные характеристики воздухораспределителя путем повышения точности распределения воздуха. Однако данная конструкция обладает низкой надежностью и высоким уровнем шума.

Устройство выпуска воздуха по патенту US 6887147 B64D 13/00 2005 г. содержащее клапан, расположенный в корпусе, воздуховпускное отверстие и воздуховыпускное отверстие. Воздуховыпускное устройство дополнительно содержит удерживающий элемент, предназначенный для вращения клапана вокруг продольной оси, проходящей через воздуховпускное и воздуховыпускное отверстия и корпуса клапана соосно. При вращении корпуса, клапан может быть смещен в корпусе между закрытой позицией для блокировки воздуховыпускного отверстия и максимально открытой позицией для максимального открытия отверстия для выпуска воздуха.

Данная конструкция содержит множество элементов, обладает высокой массой, обладает низкой надежностью, сложностью изготовления и коротким сроком службы.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является воздухораспределитель по патенту US 6402610 B64D 13/00 2002 г., по которому воздухораспределитель состоит из корпуса воздухораспределителя и клапана, установленного своим корпусом в корпусе воздухораспределителя. Воздухораспределитель представлен на рисунке 1 (см. приложение). Корпус воздухораспределителя выполнен полым, а внутри корпуса воздухораспределителя выполнено посадочное место с внутренней сферической поверхностью на две трети высоты корпуса клапана. На внутренней сферической поверхности корпуса воздухораспределителя в средней его части выполнена канавка для установки демпфера и уплотнителя.

Воздухораспределитель устанавливается на конструкции при помощи фланца с отверстиями для крепления на конструкции.

Корпус клапана выполнен в виде сферы, усеченной двумя параллельными плоскостями, образующими верхнюю и нижнюю грани. Внутри корпуса клапана выполнено посадочное место с цилиндрической поверхностью.

Клапан включает трубчатое сопло, выполненное в виде втулки, а внутри сопла установлена заслонка, выполненная в виде плоского диска с выступом по центру, через который под углом 36° выполнено проходное отверстие. В проходное отверстие установлено водило, выполненное в виде стержня. Водило служит для перемещения заслонки между одним или несколькими открытыми и закрытым положениями.

Внутри корпуса установлен ловитель, выполненный в виде шайбы и взаимодействующий с водилом, а сам ловитель выполнен в виде разрезанного кольца с сектором с отогнутым из плоскости кольца выступами.

На противоположных сторонах заслонки под заданным углом относительно проходного отверстия установлено два подвижных осевых штифта, а в средней части сопла по его внутренней поверхности выполнены два диаметрально противоположных сквозных отверстия для фиксации вышеуказанных осевых штифтов. Штифты фиксируют заслонку в сопле в закрытом и открытом положениях. Заслонка может быть выполнена из обработанного алюминия или формованного пластика. Сопло в осевом направлении фиксируется в корпусе с одной стороны буртиком, а с другой стороны прижимается к корпусу волновой (пружинной) шайбой, которая имеет форму кольца в плане и форму волны при виде сбоку. В верхней части сопла по внешней его поверхности выполнена проточка для установки цилиндрического уплотнителя. Уплотнитель может быть изготовлен из полимеризованного тетрафторэтилена (тефлона) или эквивалентного материала.

По центру внутренней поверхности корпуса клапана выполнены две диаметрально противоположных цилиндрических паза для фиксации осевых штифтов.

На сферический корпус клапана надевается кольцевой уплотнитель - демпфер, изготовленный из фетра, который при помощи большого количества угловых пружин держит корпус клапана в корпусе воздухораспределителя.

Корпус клапана и сопло могут быть изготовлены из обработанного алюминия или формованного пластика.

Воздухораспределитель устанавливается на конструкции самолета и внутренняя полость корпуса воздухораспределителя сообщается с источником воздуха.

Работа устройства осуществляется следующим образом - поворотом сопла относительно корпуса клапана. Когда воздухораздатчик приведен в рабочее положение, заслонка поворачивается параллельно потоку воздуха и выпускное отверстие полностью открывается. При этом водило в заслонке, управляемое ловителем, поворачивает заслонку относительно внутренней поверхности сопла, при этом уплотнитель поджимает осевые штифты в пазах. Изменение расхода воздуха достигается за счет поворота заслонки внутри сопла.

Сущность изобретения

Задачей настоящего предлагаемого изобретения является разработка конструкции воздухораздатчика, обладающего улучшенными эксплуатационными характеристиками, пониженной трудоемкостью изготовления при снижении массы изделия.

Поставленная цель достигается тем, что в воздухораздатчике, содержащем клапан, установленный в корпусе воздухораздатчика, выполненным устанавливаемым на конструкции и сообщающимся с системой подачи воздуха, при этом, клапан содержит поворотное сопло в виде втулки с установленной внутри поворотной заслонкой, размещенной внутри корпуса клапана, выполненного в виде усеченной сферы, установленной внутри сферической поверхности корпуса, поворотная заслонка снабжена наклонным водилом, взаимодействующим с неподвижным ловителем, установленным в корпусе клапана, а сопло в осевом направлении фиксируется в корпусе клапана пружинной шайбой, тем что усеченная сфера выполнена тонкостенной с утолщениями на верхней и нижней гранях, в которых выполнены два цилиндрических посадочных отверстия для установка сопла, выполненного в виде втулки с буртиком на внешней поверхности, а сферическая поверхность корпуса выполнена на всю его высоту, при этом, в торцевой части заслонки запрессованы оси, обеспечивающие ее установку и вращение в отверстиях втулки, а на тыльной части в сферической поверхности корпуса клапана выполнены пазы цилиндрической формы с шириной, равной ширине корпуса.

Кроме того, ловитель представляет собой шайбу в виде разрезанного пружинного кольца с сектором с отогнутым из плоскости кольца ушком, снабженным прорезью.

Более того, корпус клапана снабжен пластинчатой пружиной, представляющей собой металлическую полосу, установленную на наружной его поверхности.

Перечень чертежей

Изобретение поясняется чертежами, на которых:

Фиг. 1. - Общий вид воздухораздатчика визометрии;

Фиг. 2. - Вид сверху на воздухораздатчик;

Фиг. 3 - Вид спереди на воздухораздатчик;

Фиг. 4 - Сечение А-А фигуры 2;

Осуществление изобретения

Изобретение реализуется следующим образом:

Воздухораздатчик состоит из корпуса воздухораздатчика и клапана, установленного в корпусе воздухораздатчика, а сам корпус воздухораздатчика устанавливается на конструкции и сообщается с системой подачи воздуха. Корпус воздухораздатчика выполнен в виде цилиндра, внутри которого выполнены посадочное место с внутренней сферической поверхностью, канавка для установки демпфера и пластинчатой пружины. Корпус воздухораздатчика устанавливается на конструкции при помощи фланца, снабженного ушками с отверстиями для крепления на конструкции. Демпфер изготовлен из фетра и предназначен для уплотнения корпуса относительно клапана.

Клапан состоит из корпуса и поворотного сопла с установленной внутри поворотной заслонкой. Корпус выполнен в виде тонкостенной усеченной сферы с утолщениями на верхней и нижней гранях, в которых выполнены два цилиндрических посадочных отверстия для установки сопла, выполненного в виде втулки с буртиком на внешней поверхности, а на тыльной части в сферической поверхности корпуса клапана выполнены пазы цилиндрической формы с шириной равной ширине корпуса, и снабжен пластинчатой пружиной, представляющей собой металлическую полосу, установленную на наружной его поверхности. Сопло в осевом направлении фиксируется в корпусе клапана пружинной шайбой, имеющей форму кольца в плане и форму волны при виде сбоку.

Поворотная заслонка выполнена в виде пластины круглой формы и снабжена наклонным водилом, а в торцевой части заслонки запрессованы оси, обеспечивающие ее установку и вращение в отверстиях втулки. Водило выполнено в виде стержня, запрессованного в заслонку, и взаимодействует с неподвижным ловителем, установленным в корпусе клапана. Ловитель представляет собой шайбу в виде разрезанного пружинного кольца с сектором с отогнутым из плоскости кольца ушком, снабженным прорезью.

Конкретный пример выполнения воздухораздатчика в соответствии с изобретением приведен на Фигурах 1-4.

Воздухораздатчик состоит из корпуса воздухораздатчика 1 (Фиг. 1) и клапана 2 (Фиг. 4), установленного в корпусе воздухораздатчика 1 (Фиг. 1). Корпус воздухораздатчика 1 (Фиг. 1) выполнен в виде цилиндра, внутри которого выполнено посадочное место с внутренней сферической поверхностью, канавка для установки демпфера 3 (Фиг. 2, Фиг. 4) и пластинчатой пружины 4 (Фиг. 1, Фиг. 3, Фиг. 4). Корпус воздухораздатчика 1 (Фиг. 1) устанавливается на конструкции при помощи фланца 5 (Фиг. 1, Фиг. 4, Фиг. 2), снабженного ушками с отверстиями для крепления на конструкции.

Диаметр внешней поверхности корпуса соответствует диаметру подсоединяемого трубопровода от системы подачи воздуха. Демпфер 3 (Фиг. 2, Фиг. 4) изготовлен из фетра и предназначен для уплотнения корпуса относительно клапана. На тыльной части корпуса 1 выполнены пазы 17 (Фиг. 1, Фиг. 4, Фиг. 2) цилиндрической формы с шириной, равной ширине клапана 2 (Фиг. 4), обеспечивающие введение клапана 2 (Фиг. 4) в корпус воздухораздатчика 1. При повороте клапана 2 перпендикулярно опорной поверхности корпуса воздухораздатчика 1, после введения клапана 2 в корпус 1, он разворачивается на 90° и фиксируется в этом положении.

Клапан 2 (Фиг. 4) состоит из корпуса 6, внутри которого установлены сопло 7 (Фиг. 1, Фиг. 3) с поворотной заслонкой 8 (Фиг. 1, Фиг 2, Фиг. 4), ловитель 9 (Фиг. 2, Фиг. 4), пластинчатая пружина 4 (и пружинная шайба 10. Корпус 6 (Фиг. 1) выполнен в виде усеченной тонкостенной сферы с утолщениями на верхней и нижней гранях. Корпус 6 (Фиг. 1) снабжен пластинчатой пружиной 4 (Фиг. 1, Фиг. 4), которая представляет собой металлическую полосу, установленную на наружной поверхности корпуса клапана 6. В тыльной части корпуса 6 внутри выполнена канавка 11 (Фиг. 4) для установки пружинной шайбы 10 (Фиг. 1, Фиг. 4) и ловителя 9 (Фиг. 2, Фиг. 4). Внутри корпуса 6 установлено поворотное сопло 7 (Фиг. 1, Фиг. 3), выполненное в виде втулки с буртиком 12 (Фиг. 4) на внешней поверхности. Сопло 7 (Фиг. 1, Фиг. 3) в осевом направлении фиксируется в корпусе с одной стороны буртиком 12 (Фиг. 4), а с другой стороны прижимается к корпусу пружинной шайбой 10 (Фиг. 1). Нижняя часть сопла 7 (Фиг. 1, Фиг. 3) выходит из корпуса клапана и снабжена рифлением 15 (Фиг. 4) на внешней поверхности. Пружинная шайба 10 (Фиг. 1, Фиг. 4) изготовлена из пружинной стали и имеет форму кольца в плане и форму волны при виде сбоку.

Внутри сопла 7 (Фиг. 1, Фиг. 3) установлена поворотная заслонка 8 (Фиг. 1, Фиг. 3, Фиг. 4), снабженная наклонным водилом 13 (Фиг. 1, Фиг. 2, Фиг. 4), взаимодействующим с неподвижным ловителем 9 (Фиг. 2, Фиг. 4). Водило 13 (Фиг. 1, Фиг. 2, Фиг. 4) выполнено в виде стержня, запрессованного в заслонку 8 под углом 39° к плоскости заслонки и 45° к оси вращения заслонки. Ловитель 9 представляет собой шайбу в виде разрезанного пружинного кольца с сектором с отогнутым из плоскости кольца ушком 16 (Фиг. 1, Фиг. 2, Фиг. 3), снабженным прорезью. В торцевой части заслонки 8 (Фиг. 1, Фиг. 3, Фиг. 4) запрессованы оси 14 (Фиг. 4), обеспечивающие ее установку и вращение в отверстиях втулки.

Работа воздухораздатчика осуществляется следующим образом - воздухораздатчик должен быть закреплен на конструкции самолета, к нему должен быть подсоединен воздуховод с помощью хомута. Для регулировки направления потока воздуха оператор должен усилием руки поворачивать сопло 7 (Фиг. 1, Фиг. 3) относительно корпуса клапана 6, взявшись за рифленую часть сопла 15. При этом водило 13 (Фиг. 1, Фиг. 2, Фиг. 4) в заслонке 8 (Фиг. 1, Фиг. 3, Фиг. 4), упираясь в ушко 16 ловителя 9 (Фиг. 2, Фиг. 4) заставляет поворачиваться заслонку 8 (Фиг. 1, Фиг. 3, Фиг. 4) относительно внутренней поверхности сопла 7 (Фиг. 1, Фиг. 3). Изменение расхода воздуха достигается за счет поворота заслонки 8 внутри сопла 7 (Фиг. 1, Фиг. 3), а изменение направление потока воздуха осуществляется наклоном этого сопла относительно корпуса.

Воздухораздатчик выполнен из алюминия-АМг5. Данный материал обеспечивает небольшой вес изделия, имеет невысокую цену, из-за своих свойств он достаточно легко обрабатывается и имеет длительный срок эксплуатации.

Выполненный в соответствии с изобретением воздухораздатчик имеет меньшее количество деталей по сравнению с прототипом, клапан имеет большую площадь поверхности соприкосновения с корпусом, благодаря чему улучшаются эксплуатационные характеристики воздухораздатчика, меньше шума и меньше загрязнения при работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Известный воздухораздатчик характеризуется большим количеством деталей, сложностью конструкции и сложностью изготовления, что приводит к увеличению стоимости и массы конструкции, более того, низкие эксплуатационные характеристики, а именно между вращающимися элементами конструкции, забивается пыль с грязью, что приводит к царапинам на этих элементах и их скорому износу (протирается и изнашивается демпфер).

1. Воздухораздатчик алюминиевый, содержащий клапан, установленный в корпусе воздухораздатчика, выполненный устанавливаемым на конструкции и сообщающимся с системой подачи воздуха, при этом клапан содержит поворотное сопло в виде втулки с установленной внутри поворотной заслонкой и размещенной внутри корпуса клапана, выполненного в виде усеченной сферы, установленной внутри сферической поверхности корпуса, поворотная заслонка снабжена наклонным водилом, взаимодействующим с неподвижным ловителем, установленным в корпусе клапана, а сопло в осевом направлении фиксируется в корпусе клапана пружинной шайбой, отличающийся тем, что усеченная сфера выполнена тонкостенной с утолщениями на верхней и нижней гранях, в которых выполнены два цилиндрических посадочных отверстия для установки сопла, выполненного в виде втулки с буртиком на внешней поверхности, при этом в торцевой части заслонки запрессованы оси, обеспечивающие ее установку и вращение в отверстиях втулки, а на тыльной части в сферической поверхности корпуса клапана выполнены пазы цилиндрической формы с шириной, равной ширине корпуса.

2. Воздухораздатчик алюминиевый по п. 1, отличающийся тем, что корпус клапана снабжен пластинчатой пружиной, представляющей собой металлическую полосу, установленную на наружной его поверхности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха в сфере авиастроения. Система кондиционирования воздуха летательного аппарата содержит подсистемы отбора воздуха от маршевых двигателей, установки охлаждения воздуха грузовых отсеков, кабины экипажа и передних отсеков, измерительные приборы давления и температуры.

Изобретение относится к формированию инертного газа на борту летательного аппарата. Бортовая система формирования инертного газа для летательного аппарата содержит компрессор (10), выполненный с возможностью приема отработанного воздуха из салона и подачи сжатого воздуха на воздухоразделительный модуль (12) для разделения воздуха на воздушную фракцию, обогащенную азотом, и воздушную фракцию, обогащенную кислородом.

Изобретение относится к верхним узлам багажных отсеков и направлено на уменьшение усилий на закрытие отсека. Багажный отсек воздушного судна содержит верхний корпус и полку, присоединенную к верхнему корпусу с возможностью поворота, которая взаимодействует с верхним корпусом для ограничения внутреннего пространства отсека.

Изобретения относятся к авиационной технике. Способ воздушного охлаждения тепловыделяющей аппаратуры, расположенной снаружи летательных аппаратов, включает тепловой контакт между тепловыделяющими поверхностями аппаратуры и воздушными термоплатами (2), движение атмосферного воздуха через проточные полости (14) воздушных термоплат, формирование зоны для прохождения и распределения потока атмосферного воздуха через проточные полости (14) воздушных термоплат.

Устройство управления системой кондиционирования воздуха летательного аппарата содержит модуль преобразований и вычислений, модуль силовых команд контура управления расходом воздуха, модуль силовых команд контура регулирования температуры, модуль управления режимами системы кондиционирования воздуха, бортовой вычислительный комплекс, основную и контрольную двунаправленную мультиплексную шину информационного обмена.

Группа изобретений относится к способу регулирования давления воздуха в герметической кабине летательного аппарата (ЛА) и системе, осуществляющей этот способ. Для регулирования давления воздуха в герметической кабине ЛА измеряют абсолютное и избыточное давление воздуха в кабине ЛА и значение величин рассогласования заданных и измеренных значений относительно атмосферного давления снаружи ЛА, измеряют скорость изменения абсолютного давления воздуха в кабине, измеряют угол отклонения рычага управления летательным аппаратом, определяют высоту полета и расчетную вертикальную скорость полета ЛА для достижения расчетной высоты через определенное время после отклонения рычага, вычисляют требуемое значение давления воздуха в кабине и необходимую скорость изменения давления, производят упреждающее регулирование давления воздуха в случае превышения изменения давления допустимого значения.

Группа изобретений относится к способу регулирования давления воздуха в герметической кабине летательного аппарата (ЛА) при ее разгерметизации и системе, осуществляющей этот способ.

Комплексная система кондиционирования воздуха пассажирского магистрального самолета содержит агрегаты, блоки управления, трубопроводы, элементы крепления к каркасу самолета, систему отбора воздуха, систему кондиционирования воздуха, подсистему подготовки воздуха для системы нейтрального газа, размещенные определенным образом.

Изобретение относится к области оборудования летательных аппаратов. Система управления (10) системой охлаждения (100) потребителей холодильной энергии на борту воздушного судна содержит блок (30) сбора и предварительной обработки информации о режиме работы, который выполнен с возможностью обработки сигналов о режиме работы, характеризующих режим работы системы охлаждения (100) и/или режим работы множества потребителей холодильной энергии (16a-d, 18a-d, 20a-d).

Группа изобретений относится к технике обработки воздуха в помещениях воздушных судов. Обходной канал обходит бортовую систему кондиционирования воздуха, расположенную в канале набегающего воздуха по потоку ниже части впуска канала набегающего воздуха.

Изобретение относится к системам охлаждения транспортных средств, преимущественно транспортных средств с шинами низкого давления. Система содержит теплообменник и вентилятор.

Изобретение относится к системе обогрева транспортного средства. После отключения транспортного средства, когда температура лобового стекла ниже точки росы окружающего воздуха, тепло передают посредством хладагента лобовому стеклу тепла от силового агрегата транспортного средства.

Изобретение относится к накладке для соплового выпуска обогревателя. Сопловый узел обогревателя содержит сопловый корпус, образующий канал и выпуск в сообщении с каналом и имеющий длину и ширину.

Изобретение относится к способам и системам поддержания уровня охлаждающей жидкости и относительного содержания гликоля в ней. Предложены способы и системы для поддержания требуемого уровня охлаждающей жидкости и относительного содержания гликоля в охлаждающей жидкости двигателя путем использования воды, полученной из бортовых систем транспортного средства.

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха. Трубопровод для системы отопления/вентиляции/кондиционирования воздуха транспортного средства включает в себя первый конец и второй конец, расположенный на расстоянии от первого конца.

Изобретение относится к способу и устройству управления тепловым аккумулятором в автомобильном транспортном средстве. Когда водитель выключает зажигание, определяют исходя из текущей температуры хладагента, нужно ли сейчас аккумулировать тепло (S2) и зависит ли полезный эффект этого аккумулирования от того, когда двигатель внутреннего сгорания будет снова запущен (S3).

Изобретение относится к HVAC-системам. Устройство управления климатом в салоне транспортного средства содержит систему нагрева, вентиляции и кондиционирования воздуха, с регулируемым выпускным отверстием и блок формирования термографических изображений, охватывающих фиксированную область в салоне, в которой потенциально находится человек.

Изобретение относится к устройствам для подогрева масла в зимний период в различных узлах автомобиля. Устройство содержит корпус, электронагревательный элемент, изолятор и переходник.

Изобретение относится к устройству и способу работы теплового насоса, в частности, для нагрева внутреннего пространства транспортного средства. Компрессор (V), конденсатор (KON), дроссельный клапан (DV) и испаритель (VER) размещены в циркуляционном контуре теплового насоса рабочей среды.

Изобретение относится к способу эксплуатации установки кондиционирования транспортного средства. При эксплуатации преимущественно устанавливают необходимую заданную температуру салона автомобиля, устанавливают маршрут движения, определяют по меньшей мере один прогнозируемый параметр.
Наверх