Устройство электромеханической связи между подвижными элементами конструкции

Изобретение относится к оборудованию космического аппарата (КА), в частности к раскрываемым панелям солнечных батарей. Устройство выполнено в виде жгута кабелей, центральная часть которого соосна оси взаимного вращения подвижных элементов конструкции (ПЭК). Один конец этой части жгута жестко закреплен на одном из ПЭК, а другой – на другом ПЭК. В раскрытом положении ПЭК кабели жгута лежат в одной плоскости, а в сложенном положении ПЭК – скручены (на угол около 180°). Последнее создаёт крутящий момент, облегчающий раскрытие ПЭК. Технический результат состоит в упрощении конструкции электрической связи между ПЭК, снижении момента сопротивления раскрытию и массы устройства. 2 ил.

 

Изобретение относится к оборудованию космического аппарата (КА), в частности, к раскрываемым (подвижным) элементам конструкции космического аппарата, имеющим электрическую связь между раскрываемыми элементами друг с другом и с неподвижной частью КА, например, к раскрываемым панелям батарей солнечных.

Раскрывающим элементом подвижных элементов конструкции КА является механический привод шарнирного узла (ШУ). ШУ создает определенное значение движущего момента в сторону раскрытия подвижных элементов конструкции КА. Для обеспечения надежности раскрытия подвижных элементов необходимо обеспечить превышение движущего момента ШУ над моментом сопротивления раскрытию, возникающего из-за трения в контактирующих деталях и погрешностях в изготовлении деталей ШУ и проходящего через ШУ транзитного кабеля, необходимого для передачи телеметрической информации и электрического питания оборудования расположенного на элементах конструкции КА. Наибольшее значение момента сопротивления раскрытию, возникающего при переходе подвижных элементов конструкции из сложенного положения в раскрытое, создается из-за не оптимальной прокладки через ШУ транзитного кабеля. Поэтому, для минимизации значения момента сопротивления раскрытию, необходимо обеспечить оптимальную прокладку транзитного кабеля через ШУ.

Из существующего уровня техники известен способ прокладки межблочных кабелей и коммуникаций и устройство для его осуществления (патент RU 2179774 С2, H02G 3/04, 20.02.2002). Сущность изобретения заключается в том, что кабели укладывают в желоб, состоящий из шарнирно соединенных звеньев, складывают его в пакет в виде "гармошки" и транспортируют к месту назначения. Оси, шарнирно соединяющие звенья, разнесены по краям торцов звеньев, а смежные звенья фиксируются между собой.

Недостатком известного устройства является то, что кабель, прокладываемый через желоб, не имеет крепления в нем, а в местах шарнирного соединения секций желоба, кабель переламывается через оси, что все вместе создает дополнительный момент сопротивления, препятствующий свободному вращению подвижных элементов.

Наиболее близким к заявляемому является устройство (патент RU 2468483 С1, МПК H02G 11/00, от 20.05.2011 г.), содержащее кабельный переход между взаимно поворотными частями машины, в сосав которого входит жгут кабелей, расположенных в сепарирующих кольцах, которые выполнены составными, одно из которых кинематически соединено с обеими частями машины и выполнено подвижным, в том числе переход содержит кулачковый механизм, который расположен снаружи жгута, подвижное сепарирующее кольцо кинематически соединено с одной из частей машины с помощью прямолинейной направляющей, а с другой - роликом, закрепленным на подвижном сепарирующем кольце, который входит в канавку цилиндрического кулачка, а профиль кулачка выполнен в виде правого и левого полувитка на внешней стороне цилиндра, внутри которого расположен жгут кабелей. Данное устройство принято за прототип.

Недостатком известного устройства является высокая сложность и трудоемкость устройства, наличие подвижных сепарирующих колец, что с одной стороны, увеличивает габаритные размеры перехода, а с другой, увеличивает массу соединения.

Задачами, на решение которых направлено заявленное изобретение, являются:

- упрощение конструкции, формирующей прокладку жгута кабелей, обеспечивающего электрическую связь между подвижными элементами конструкции КА;

- снижение массы устройства;

- снижения момента сопротивления раскрытию при повороте подвижных элементов конструкции КА от жгута кабелей, обеспечивающих электрическую связь.

Поставленная задача решается устройством электромеханической связи между подвижными элементами конструкции, выполненным в виде жгута кабелей, жестко закрепленного на подвижных элементах конструкции. Согласно заявленному изобретению участок жгута кабелей, жестко закрепленный между двумя подвижными элементами конструкции, расположен соосно с осью вращения подвижных элементов конструкции, а кабели жгута выкладываются в одну плоскость в раскрытом положении подвижных элементов, а провода кабелей выкладываются без скручиваний.

Изобретение поясняется чертежами:

- на фиг. 1 изображен общий вид конструкции устройства электромеханической связи между подвижными элементами конструкции КА в раскрытом положении;

- на фиг. 2 изображен общий вид конструкции устройства электромеханической связи между подвижными элементами конструкции КА в сложенном положении.

Устройство электромеханической связи между подвижными элементами конструкции КА 1 и 2, соединенных через шарнирные соединения 3 и 4, состоящее из жгута кабелей 5, расположенных вдоль оси вращения подвижных элементов конструкции 1 и 2. Жгут кабелей 5 жестко закреплен в месте 6 на подвижном элементе 1, а в месте 7 на подвижном элементе 2, при этом центр жгута кабелей установлен соосно оси вращения подвижных элементов конструкции 4 и 5, а каждый из кабелей жгута выкладывается в одну плоскость в раскрытом положении подвижных элементов конструкции КА, при этом провода каждого из кабелей жгута выкладываются без скручиваний на жестко закрепленном участке жгута кабелей.

Во время поворота подвижных элементов конструкции КА жгут кабелей создает дополнительный момент в сторону раскрытия подвижных элементов, за счет того, что в раскрытом положении подвижных элементов 1 и 2 провода жгута кабелей 5 находятся в одной плоскости (недеформированном состоянии), а в сложенном положении в деформированном состоянии, что позволяет за счет его жесткости создать дополнительный момент в сторону раскрытия подвижных элементов КА.

Таким образом, техническим результатом заявленного изобретения является:

- упрощение конструкции, формирующей прокладку жгута кабелей и снижение момента сопротивления от кабеля при повороте подвижных элементов конструкции КА, которое достигается за счет того, что участок жгута кабелей, расположенный между двумя подвижными элементами конструкции КА, жестко закреплен на подвижных элементах конструкции, при этом центр жгута кабелей располагается соосно с осью вращения подвижных элементов конструкции КА, а каждый кабель жгута выкладываться в одну плоскость в раскрытом положении подвижных элементов конструкции КА, а провода каждого из кабелей жгута не имеют скручиваний;

- снижение массы устройства, за счет отсутствия в конструкции, формирующей петлю кабеля, дополнительных элементов.

Устройство электромеханической связи между подвижными элементами конструкции, выполненное в виде жгута кабелей, жестко закрепленного на подвижных элементах конструкции, отличающееся тем, что участок жгута кабелей, жестко закрепленный между двумя подвижными элементами конструкции, расположен соосно с осью вращения подвижных элементов конструкции, при этом в раскрытом положении подвижных элементов кабели жгута выкладываются в одну плоскость, а провода кабелей выкладываются без скручиваний.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям безынерционных катушек с оптическим или электрическим кабелем, предназначенных для телеуправления движущимися объектами в воде, воздухе и безвоздушном пространстве, а также для передачи информации между ними.

Трамвай // 2621520
Группа изобретений относится к рельсовому пассажирскому транспорту. Трамвай содержит пассажирский вагон, установленный на две тележки, и верхнерасположенный электроприемник.

Изобретение относится к удерживающему устройству для кабелей. Удерживающее устройство (1) для одного или более кабеля (2, 2', 2ʺ, 2'''), в котором по меньшей мере один конец каждого кабеля (2, 2', 2ʺ, 2''') прикреплен к подвижному оборудованию, при этом удерживающее устройство содержит: две или более, по существу, параллельные, отстоящие друг от друга гибкие боковые ленты (11); множество соединительных элементов, причем каждый соединительный элемент соединяет две или более боковые ленты, при этом удерживающее устройство (1) снабжено крепежными средствами для крепления кабелей (2, 2', 2ʺ, 2''') к по меньшей мере некоторым из соединительных элементов (13).

Изобретение относится к области приводов кинематических систем, используемых, например, для тренажеров полета, а более конкретно к линейным приводам. Линейный привод (2) для перемещения груза (3) содержит стойку (4), связанную с грузом (3) с помощью шарового шарнира, и пластину (6), подвижную в передвижении вдоль оси (5), принадлежащей плоскости основания (9) привода (2).

Изобретение относится к системе (1) электропроводки для позиционирования и направления линий электропитания между двумя точками (2.1, 2.2) подключения, подвижными относительно друг друга в круговом движении по отношению к оси (d) поворота в диапазоне углов поворота, причем система (1) электропроводки имеет удлиненный жгут (3.1, 3.2, 3.3), связанный с точками (2.1, 2.2) подключения, на котором или в котором линии электропитания могут размещаться направленным образом, и жгут (3.1, 3.2, 3.3) может направленно перемещаться вперед и назад по круговой дуге с образованием первой ветви (4.1), второй ветви (4.2) и связывающей первую и вторую ветвь направляющей дуги (5) внутри диапазона углов поворота.

Изобретение относится к сцепкам для соединения трубопроводов или электрических кабелей между железнодорожными вагонами. Коммутационное оборудование содержит, по меньшей мере, один гибкий силовой кабель (2) и, по крайней мере, один гибкий трубопровод для жидкости (3).

Изобретение относится к подвижному электрическому машинному оборудованию с подводящим кабелем, присоединенным к источнику питания. Предложены транспортная тележка (10) для транспортировки материала в подземных выработках (варианты), а также устройство для уменьшения повреждения электрического транспортного средства, питаемого подводящим кабелем (22), содержащее электрический датчик (54, 56) для определения положения подвижного оборудования относительно источника опасности и электрический контроллер, взаимодействующий с электрическим датчиком с обеспечением приведения в действие двигателя для изменения работы электрического транспортного средства для уменьшения вероятности неблагоприятных воздействий на подводящий кабель, если электрическое транспортное средство находится около источника опасности.

Изобретение относится к космической технике, в частности к средствам и способам выполнения технологических операций в условиях открытого космоса космонавтом в скафандре, а именно к оборудованию для транспортировки и прокладки кабелей на внешней поверхности космических объектов, например, орбитальной станции.

Изобретение относится к плоскому энергетическому кабелю, назначением которого является вмещение, по меньшей мере, одной жилы, содержащей электрический проводник, изолированный изолирующим слоем, и, опционально, телекоммуникационные проводники, такие как оптоволокно и т.д., которые могут называться линиями.

Изобретение относится к устройству крепления переносного силового кабеля, питающего подвижных потребителей, таких как грузовые каретки подъемных кранов, монорельсовых подвесных вагонов, а также для погрузочно-разгрузочных и обрабатывающих устройств.

Группа изобретений относится к средствам терморегулирования, в частности, мощных космических энергоустановок. Устройство для сброса тепла, в первом варианте, содержит теплоизлучающие элементы в виде шарообразных емкостей, последовательно соединенных (трубами) для протока газообразного теплоносителя.

Изобретение относится к области защиты кабельной сети и бортового оборудования от воздействия повышенных токовых нагрузок. Для регулировки тока в качестве резистивного элемента применяется отрезок провода из электропроводного материала с высоким удельным сопротивлением и термостойкой изоляции, входящий в состав питающего кабеля и способный обеспечить высокую мощность рассеяния при работе в импульсных режимах.

Группа изобретений относится к космическим летательным аппаратам. Пилотируемая либо беспилотная многоразовая ракета-носитель (РН) включает центральный модуль с реактивными маршевыми двигателями, расположенными в хвостовой части центрального модуля, центральный либо радиально расположенные боковые разгонные модули одной либо нескольких ступеней, интегрированную систему управления со связью с системой глобального позиционирования, термостойкую систему теплозащиты.

Изобретение относится к управлению ориентацией космического аппарата (КА) и установленных на нём солнечных батарей (СБ) с осью вращения (Y), перпендикулярной продольной оси (X) КА.

Изобретение относится к космической технике, а именно к системам поворота блока коррекции в составе космического аппарата (КА), и может быть использовано в аппаратах различных видов, а также в качестве опорно-поворотного устройства для наземных устройств.

Группа изобретений относится к стыковке космических летательных аппаратов. Стыковочная система (500) содержит захватное кольцо (502), приводные узлы (504) и выравнивающие элементы (508).

Изобретение относится к управлению движением вращающейся связки космических аппаратов (КА). Способ включает переориентацию в пространстве маршевой двигательной установки (МДУ), расположенной в центре вращения связки и связанной тросами с КА.

Группа изобретений относится к космической технике. Система для обеспечения выхода в космическое пространство содержит космическую ракету-носитель (РН) с одним или более ракетных двигателей.

Изобретение относится к ионно-плазменному, или ионному электроракетному двигателю, используемому для управляемого перемещения летательных аппаратов в космическом вакууме, в том числе орбитальных спутников.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и летательных аппаратов легче воздуха. Аэростатный ракетно-космический комплекс включает транспортирующий модуль и соединенный с ним посредством узла соединения транспортируемый модуль.

Изобретение относится к модульным конструкциям космических аппаратов (КА), преимущественно, малых КА различного назначения. Платформа выполнена на основе силовой конструкции корпуса (СКК) в виде стоек.
Наверх