Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс



Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс
Система информационного обеспечения скрытного наведения летательных аппаратов в зоне обнаружения импульсно-доплеровской рлс

Владельцы патента RU 2686802:

Акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега" (RU)

Система информационного обеспечения метода скрытного наведения летательных аппаратов (ЛА) в зоне обнаружения импульсно-доплеровской РЛС (ИД РЛС) содержит формирователь косвенных измерений, формирователь оценок, регулятор. Формирователь оценок содержит фильтр дальномерного канала, фильтр канала курса, фильтр угломерного канала. Обеспечивается скрытное наведение ЛА в зоне обнаружения ИД РЛС. 8 ил.

 

Изобретение относится к системам информационного обеспечения методов наведения летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано при управлении воздушными объектами, при котором они не обнаруживаются импульсно-доплеровской РЛС (ИД РЛС) противника [1].

Одной из тенденций развития систем наведения является разработка методов, направленных на повышение скрытности для противоборствующих систем обнаружения и связанной с ней живучести управляемого объекта в целом [2].

Современные методы наведения разрабатываются на основе теории оптимального управления. При этом для оптимальности управления необходима оптимальная обработка информации о состоянии процессов и систем, задействованных в наведении. Поэтому для реализации того или иного метода наведения требуется наличие соответствующей процедуры оптимального оценивания координат состояния по их измерениям.

Объектом информационного обеспечения является метод наведения ЛА [3]:

обеспечивающий скрытность наводимого объекта в зоне обнаружения противоборствующей ИД РЛС за счет попадания отраженных от объекта сигналов в полосу доплеровской режекции.

Наведение осуществляется в горизонтальной плоскости управлением скоростью и курсом наводимого ЛА с борта авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН), в зоне обнаружения которого находятся ЛА и самолет-носитель ИД РЛС (фиг. 1). Самолет-носитель выступает в качестве цели наведения и в дальнейшем упоминается как цель.

На фиг. 1 обозначено: Д0 и Дц - расстояния от АК РЛДН до ЛА и цели соответственно; ε0 и εц - углы визирования ЛА и цели; ψ0 и ψц - их курсы; Д - расстояние между ЛА и целью; V0, Vц и VA - векторы скорости объектов; ϕ0 - бортовой пеленг цели относительно ЛА; ϕц - угол между вектором скорости цели Vц и продолжением линии визирования (ЛВ) «ЛА - цель»; (х0; у0), (хц; уц) и (хА; уА) - координаты объектов в выбранной системе координат.

В (1)-(2): , , , - оптимальные оценки текущей дальности между объектами, скорости ЛА, бортового пеленга цели и угловой скорости ЛВ; , , - оптимальные оценки требуемых координат состояния ЛА; bV, bϕ - коэффициенты эффективности управления по скорости и бортовому пеленгу; k11, k22 - коэффициенты штрафов за величину сигналов управления; q11, q22, q23, q32, q33 - коэффициенты штрафов за точность управления.

Требуемые значения V, ϕ и ωт координат состояния ЛА V0, ϕ0 и ω, выбираемые в соответствии с условием скрытности и эффективным сближением с носителем ИД РЛС, определяются соотношениями:

Va и Vb в (3) - постоянные параметры, задающие пределы изменения скорости. Зависимость переменных от времени в уравнениях (1)-(5) опущена для предотвращения громоздких выражений.

Задача наведения, т.е. вычисление управляющих воздействий по скорости и бортовому пеленгу, решается непосредственно на ЛА. При этом скрытность обеспечивается еще и тем, что бортовая РЛС наводимого ЛА не работает на излучение, а оценки всех необходимых координат состояния, формируемые на АК РЛДН, поступают на объект управления по радиолинии.

Из выражений (1), (2) для сигналов управления uV и uϕ следует, что для реализации указанного метода необходимо иметь оптимальные оценки дальности между объектами , скорости ЛА , скорости цели , бортового пеленга , угла и угловой скорости ЛВ . Кроме того, уравнение изменения угловой скорости ω содержит производную курса цели [3]:

.

Следовательно, необходимо еще иметь оценку . АК РЛДН должен осуществлять измерение и оптимальное оценивание перечисленных координат и пересылать их на борт наводимого ЛА.

В качестве прототипа рассматривался патент №2408845 2011 года «Способ скрытного самонаведения самолетов на воздушные объекты», в котором управление наводимым объектом осуществляется только по курсу и для реализации наведения необходимы оценки лишь бортового пеленга цели, что не обеспечивает скрытности наведения при интенсивном маневрировании цели. В отличие от способа, описанного в данном патенте, метод скрытного наведения (1), (2) включает в себя управление не только по курсу, но и по скорости, что обеспечивает улучшение точности попадания ЛА в зону доплеровской режекции, хотя и требует наличия более сложной системы оценивания.

Таким образом, задачей изобретения является разработка системы оценивания координат состояния, задействованных в методе скрытного наведения (1)-(2).

Технический результат, который может быть получен от использования предлагаемого изобретения, заключается в информационном обеспечении метода, реализующего скрытное наведение ЛА в зоне обнаружения ИД РЛС.

Заявленный технический результат достигается за счет использования принципа декомпозиции исходной модели состояния на подсистемы меньших размерностей и применения к ним аппарата оптимальной линейной фильтрации [4] на основе допущения о линейности подсистем относительно оцениваемых координат состояния и использовании косвенных измерений.

Возможность достижения технического результата обусловлена следующими причинами:

- использованием хорошо отработанного классического аппарата оптимального линейного оценивания;

- наличием известных способов и аппаратуры получения измерений, выступающих в качестве входных данных для предлагаемой системы оценивания.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в разработке системы формирования оценок дальности , скоростей и , курса цели , бортовых пеленгов и и угловой скорости вращения ЛВ .

Задача формирования указанных оценок решается на основе теории оптимального оценивания. Исходя из геометрических соотношений между объектами и особенностей управления, дискретная модель состояния оцениваемых координат в процессе наведения описывается следующей системой уравнений:

Здесь k - номер интервала времени; Т - интервал дискретизации; ξхД, ξxV0, ξxVц, ξхψц, ξхϕ0, ξхϕц, ξхω - центрированные гауссовские шумы соответствующих координат состояния; Δψц(k-1) - изменение курса цели на предыдущем интервале времени.

Система (6) описывает нелинейную нестационарную модель из 7-и уравнений, и ее применение в качестве модели состояния требует применения аппарата нелинейной фильтрации, что связано с большими вычислительными сложностями формирования оценок.

В целях упрощения задачи построения фильтра целесообразно использовать принцип декомпозиции исходной системы (6) на подсистемы меньших размерностей. При этом, так как изменяющиеся параметры являются функциями времени, а время работы системы ограничено, для каждой подсистемы целесообразно применить метод «замороженных» коэффициентов [4], в рамках которого можно считать модели линейными нестационарными.

В качестве таких подсистем выбраны:

- дальномерный канал:

- канал курса:

- угломерный канал:

Учитывая допущение о линейности моделей состояния (7)-(9) и гауссовости возмущений ξхД, ξxV0, ξxVц, ξхψц, ξхϕ0, ξхϕц, и ξхω для синтеза процедуры оценивания в каждом канале фильтра можно использовать дискретный вариант алгоритма оптимальной линейной фильтрации [4], позволяющий для системы

при наличии измерений

сформировать оценки, оптимальные по критерию минимума суммарной дисперсии ошибок фильтрации:

В формулах (10)-(16): х(k) - вектор состояния; Ф(k,k-1) - динамическая матрица состояния; В(k) - матрица эффективности управления; u(k) - вектор сигналов управления; ξх(k) - вектор возмущений координат состояния; z(k) - вектор измерений; Н(k) - матрица связи пространств измерений и оценок; ξz(k) - вектор шумов измерений; - вектор оптимальных оценок координат состояния; хэ(k) - вектор экстраполированных координат состояния; Kф(k) - матричный коэффициент усиления невязки [z(k)-H(k)хэ(k)]=Δz(k); D(k,k-1) - экстраполированная матрица дисперсий ошибок фильтрации; Dz(k) - матрица дисперсий шумов измерений; D(k) - матрица дисперсий ошибок фильтрации; Dx(k) - матрица дисперсий шумов состояния; Е - единичная матрица; х0 и D0 - начальные условия вектора оценок и матрицы дисперсий ошибок фильтрации.

Поставив в соответствие (10) и (7), для дальномерного канала получим:

Предполагается, что на вход фильтра дальномерного канала поступают измерения дальности zДи и скоростей zV0и и zVци:

где ξzДи, ξzV0и, ξzVци - центрированные гауссовские шумы измерений.

При этом необходимо отметить, что бортовая РЛС АК РЛДН напрямую измеряет только расстояния до объектов Д0 и Дц и их пеленги ε0 и εц, а zД, zV0, z вычисляются косвенно на основе прямых измерений по правилу:

Прямые измерения неизбежно формируются с некоторыми ошибками, оказывающими влияние на косвенные измерения zДи, zV0и, zVци. Далее считается, что результаты косвенных измерений включают гауссовские возмущения ξzДи, ξzV0и, ξzVци, в которые заложены шумы прямых измерений.

Таким образом, составляющие матричного уравнения (11) можно представить в виде:

Матрицы дисперсий шумов состояния Dx(k) и измерений Dz(k) задаются следующим образом:

где σ, σzV0, σzVц и σхД, σxV0, σxVц - среднеквадратические отклонения (СКО) возмущений ξzДи, ξzV0и, ξzVци и ξ, ξxV0, ξxVц соответственно.

Подставляя (17) и (19) в (12) и (13), получим правило формирования оценок в дальномерном канале:

Здесь ΔzД, ΔzV0, Δz - невязки по дальности Д, скорости ЛА V0 и скорости цели Vц соответственно:

KД1,1, KД1,2, KД1,3, KД2,1, KД2,2, KД2,3, KД3,1, KД3,2, KД3,3 - коэффициенты матричного коэффициента усиления Kф(k) дальномерного канала, рассчитываемые по формулам (14)-(16); uV - управляющее воздействие по скорости, вычисляемое по дискретному аналогу формулы (1).

Аналогично дальномерному синтезируются алгоритмы оценивания для канала курса и угломерного канала фильтрации. Для канала курса имеем:

где косвенные измерения курса цели zψц формируются согласно правилу:

Матрицы дисперсий шумов состояния Dx(k) и измерений Dz(k):

.

Таким образом, правило формирования оценок в канале курса описывается следующими выражениями:

где Δzψц(k)=zψци(k)-ψцэ(k) - невязки измерений курса цели; Kψ - коэффициент усиления в канала курса.

Для угломерного канала матричные составляющие уравнений состояния (10) и измерений (11) имеют вид:

Выражения, по которым формируются косвенные измерения для угломерного канала:

Правило формирования оценок в угломерном канале:

Здесь , , - невязки по бортовому пеленгу цели ϕ0, углу ϕц и угловой скорости ЛВ ω соответственно; Kϕ1,1, Kϕ1,2, Kϕ1,3, Kϕ2,1, Kϕ2,2, Kϕ2,3, Kϕ3,1, Kϕ3,2, Kϕ3,3 - коэффициенты матричного коэффициента усиления Kф(k) угломерного канала; uV и uϕ - управляющие воздействия, вычисляемые по дискретным аналогам выражений (1) и (2).

На фиг. 2 представлена структурная схема системы информационного обеспечения скрытного наведения ЛА, осуществляемого по правилу (1), (2), где входные сигналы обозначены цифрами, а выходные - цифрами в квадратных скобках.

Система состоит из формирователя косвенных измерений, преобразующего прямые измерения от бортовой РЛС АКРЛДН, формирователя оценок, включающего в себя фильтры дальномерного, канала курса и угломерного каналов, и регулятора, формирующего управляющие воздействия для последующей передачи в систему автоматического управления (САУ) ЛА.

Прямые измерения дальностей Д0, Дц и пеленгов ε0, εц от бортовой РЛС АК РЛДН подаются на вход 1 формирователя косвенных измерений. Измерения дальности Д и скоростей V0, Vц с выхода 1 формирователя косвенных измерений передаются в формирователь оценок на вход 1 фильтра дальномерного канала, измерения курса ψц с выхода 2 - на вход 1 фильтра канала курса, измерения бортовых пеленгов ϕ0, ϕц и угловой скорости ЛВ ω с выхода 3 - на вход 1 фильтра угломерного канала. Одновременно с этим на вход 2 фильтра дальномерного канала через линию задержки (ЛЗ), обозначенную на схеме Z-1, поступают результаты оценивания бортовых пеленгов , , а на вход 3 через ЛЗ - управляющее воздействие по скорости uV на предыдущем такте. На вход 2 фильтра угломерного канала через ЛЗ поступают результаты оценивания дальности и скоростей , , на вход 3 через ЛЗ - результат оценивания курса , а на вход 4 через ЛЗ - управляющие воздействия по скорости uV и по бортовому пеленгу на предыдущем такте.

В фильтре дальномерного канала по правилу (20), (21) формируются оценки , , и передаются с выхода 1 в регулятор на вход 1, в фильтре канала курса по правилу (23), (24) - оценки и передаются с выхода 1 в регулятор на вход 2, в фильтре угломерного канала по правилу (25), (26) - оценки , , и передаются с выхода 1 в регулятор на вход 3.

В регуляторе по формулам (1), (2) вычисляются управляющие воздействия uV, uϕ и с выхода 1 поступают в САУ наводимого ЛА.

Исследование эффективности предлагаемого способа оценивания проводилось по результатам имитационного моделирования движения АКРЛДН, ЛА и самолета-носителя ИД РЛС в процессе наведения, выполняемого по законам (1) и (2). При моделировании полагалось:

- цель движется с постоянной скоростью Vц=200 м/с и осуществляет маневр, меняя курс по закону синуса;

- параметры скорости (3) наводимого ЛА составляют Va=450 м/с и Vb=150 м/с;

- СКО шумов измерений и состояния в дальномерном канале:

σ=300 м, σzV0=15 м/с, σzVц=15 м/с;

σхД=50 м, σxV0=5 м/с, σxVц=5 м/с;

- СКО шумов измерений и состояния в канале курса:

σzψ0=0,5°, σzψц=0,5°;

σхψ0=0,1°, σxψц=0,1°;

- СКО шумов измерений и состояния в угломерном канале:

σzϕ0=0,5°, σzϕц=0,5о, σ=0,05°/с;

σxϕ0=0,1°, σxϕц=0,1°, σхω=0,01°/с.

На фиг. 3 приведены траектории движения АК РЛДН, цели и наводимого ЛА, а также его векторы скорости и линии визирования цели через каждые 100 секунд наведения. На фиг. 4-6 представлены зависимости измерений оцениваемых координат (линия 1), а также результатов оценивания (линия 2) за первые 200 секунд в каналах дальности, курса и угла. Из графиков видно, что полученная процедура оценивания позволяет существенно улучшить точность оценивания координат состояния, используемых для скрытного наведения, в каждом из каналов фильтра.

Фиг. 7 иллюстрирует характер изменения ошибок фильтрации:

Графики свидетельствуют о том, что оценки, формируемые во всех каналах, несмещенные, так как ошибки фильтрации располагаются в районе нуля.

Качество фильтрации можно оценить, рассчитав реальные СКО результатов оценивания по формуле:

Рассчитанные по формуле (27) СКО оценок , , , , , , и представлены на фиг. 8.

Зависимости показывают, что СКО ошибок фильтрации в дальномерном канале сходятся к следующим значениям:

σрД≈75,3 м, σpV0≈4,8 м/с, σрVц≈4,7 м/с.

В канале курса для результатов оценивания получено:

σpψ0≈0,26°, σpψц≈0,22°.

Аналогично для угломерного канала:

σрϕ0≈0,26°, σрϕц≈0,38°, σрω≈0,017 град/с.

Результаты свидетельствуют, что точность оценок на выходе фильтра в разы превышает точность измерений, поступающих на его вход.

Проведенные исследования подтвердили возможность разработанной системы осуществлять информационное обеспечение скрытного наведения в зоне обнаружения ИД РЛС с высокой точностью.

Перечень использованных источников

1. Авиационные радиолокационные комплексы и системы: учебник для слушателей и курсантов ВУЗов ВВС / П.И. Дудник, Г.С. Кондратенков, Б.Г. Татарский, А.Р. Ильчук, А.А. Герасимов. Под ред. П.И. Дудника. - М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2006 - 1112 с.

2. Верба B.C. Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения. Принципы построения, проблемы разработки и особенности функционирования. Монография. - М.: Радиотехника, 2014. - 528 с.: ил.

3. Верба B.C., Загребельный И.Р., Меркулов В.И.. Метод скрытного командного наведения летательных аппаратов в информационном поле импульсно-доплеровской РЛС. // Сборник научно-методических трудов I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы вооружения, военной и специальной техники войск ПВО и ПРО, космических войск ВКС», Москва, Военный институт МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. - С. 485-495.

4. Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Лепин В.Н. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т. 1. Принципы построения систем радиоуправления. Основы синтеза и анализа. / Под ред. А.И. Канащенкова и В.И. Меркулова. - М.: Радиотехника, 2003. - 192 с.: ил.

Система информационного обеспечения метода скрытного наведения летательных аппаратов (ЛА) в зоне обнаружения импульсно-доплеровской РЛС (ИД РЛС), содержащая формирователь косвенных измерений, преобразующий прямые измерения бортовой РЛС авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН) дальности до наводимого ЛА Д0, дальности до самолета-носителя ИД РЛС (цели) Дц и их пеленгов ε0, εц в косвенные измерения дальности Д между ЛА и целью, скоростей V0, Vц, курса цели ψц, бортовых пеленгов ϕ0, ϕц и угловой скорости вращения линии визирования (ЛВ) ω, формирователь оценок, состоящий из фильтров дальномерного, канала курса и угломерного каналов и формирующий оценки , , , , , , , и регулятор, вычисляющий управляющие воздействия по скорости uV и по бортовому пеленгу uϕ для передачи в систему автоматического управления (САУ) ЛА, при этом прямые измерения Д0, Дц, ε0, εц от бортовой РЛС АК РЛДН передают на вход 1 формирователя косвенных измерений, выход 1 формирователя косвенных измерений соединен со входом 1 фильтра дальномерного канала в формирователе оценок, выход 2 формирователя косвенных измерений соединен со входом 1 фильтра канала курса в формирователе оценок, а выход 3 формирователя косвенных измерений соединен со входом 1 фильтра угломерного канала в формирователе оценок, выход 1 фильтра дальномерного канала соединен со входом 1 регулятора и через линию задержки (ЛЗ) со входом 2 фильтра угломерного канала, выход 1 фильтра канала курса соединен со входом 2 регулятора и через ЛЗ со входом 3 фильтра угломерного канала, выход 1 фильтра угломерного канала соединен со входом 3 регулятора, с выхода 1 которого вычисленные управляющие воздействия передают в САУ наводимого ЛА, а также через ЛЗ на вход 3 фильтра дальномерного канала и вход 4 фильтра угломерного канала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области информационных технологий. Технический результат заключается в автоматизации процесса принятия решения на организацию связи в операциях, боевых действиях объединений Вооруженных Сил РФ.

Изобретение относится к автоматическому созданию ориентированной на показатели продольной области для просмотра показателей пациента. Технический результат заключается в обеспечении возможности учитывать количественные параметры.

Изобретение относится к области дистанционного измерения высоких температур газов, в частности к способам спектрометрического измерения температуры потока газов и обработки спектральных данных оптических датчиков определения температуры потоков газов и может быть использовано для экспериментальных исследований рабочего процесса силовых установок и для повышения надежности при эксплуатации газовых турбин и газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к способу и устройству анализа и обработки больших данных. Технический результат заключается в повышении точности анализа функциональных процессов.

Изобретение относится к области прогнозирования преступлений. Технический результат заключается в повышении точности прогноза.

Изобретение относится к насосным узлам. Технический результат – обеспечение насосного узла с дополнительно оптимизированной конструкцией, за счет уменьшения размера приводного мотора, которая является эффективной даже для работы не с полной, а с частичной нагрузкой.

Изобретение относится к области вычислительной техники для обработки массивов данных. Технический результат заключается в повышении точности поиска в структурированном массиве данных, содержащем, по меньшей мере, синтаксические единицы (СЕ) лингвистического предложения и их идентификационные данные.

Изобретение относится к области вычислительной техники для обработки массивов данных. Технический результат заключается в повышении точности предварительной обработки текста на естественном языке.

Изобретение относится к области вычислительной техники для обработки массивов данных. Технический результат заключается в повышении точности предварительной обработки текста на естественном языке для его последующей индексации и обработки.

Изобретение относится к средствам обработки информации за счет автоматизации формирования логических выводов при обработке массивов данных. Технический результат заключается в сокращении времени обработки и повышении достоверности логических выводов за счет постоянного контроля и подтверждения в процессе обработки данных.

Настоящее изобретение относится к бесплатформенной инерциальной навигации. Предложены способ и устройство бесплатформенной инерциальной навигации с использованием измерений, выполненных одним или более инерциальным датчиком.

Группа изобретений относится к способу наведения наземного транспортного средства по требуемой траектории движения и навигационной системе транспортного средства.

Изобретение относится к информационной системе связи транспортного средства для передачи информации о транспортном средстве внешнему адресату. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к внутрикабинным информационно-измерительным приборам с электронной индикацией пилотажно-навигационных параметров и тактической информации.

Система формирования координат воздушного судна в условиях неполной и неточной навигационной информации содержит блок первичной фильтрации, блок формирования модели случайного процесса изменения координат воздушного судна, блок прогнозирования координат воздушного судна при отсутствии данных источников навигационной информации, мультиплексор, блок оценивания регулярности поступления данных источников навигационной информации, блок оценивания соответствия данных источников навигационной информации и сформированной модели случайного процесса изменения координат воздушного судна в полете, соединенные определенным образом.

Изобретение относится к системам связи для транспортных средств. Технический результат заключается в возможности бесперебойной передачи данных между транспортными средствами.

Предлагаемая система относится к области автоматизированного мониторинга окружающей среды в условиях Арктики, а именно состояния атмосферы и льда с одновременным определением координат собственного местонахождения навигационных комплексов и передачей полученной информации по радиоканалам, и может быть использована в качестве средства мониторинга окружающей среды в зоне движения льда для безопасной проводки судов по северному морскому пути и обеспечения безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе и дрейфующего.

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано для повышения точности оценивания местоположения автономных необитаемых подводных аппаратов с инерциальной навигационной системой и системой технического зрения.

Система управления объектом в пространстве содержит не менее двух устройств управления и стабилизации объекта в пространстве. Устройство управления и стабилизации объекта в пространстве содержит два вращающихся элемента с одинаковыми массовыми моментами инерции и вращающимися в разные стороны и устройство их крепления.

Изобретение относится к системам обмена данными между транспортными средствами. Технический результат заключается в расширении арсенала средств того же назначения.

Изобретение относится к средствам наведения на воздушную цель. Способ предназначен для наведения носителя с оптической головкой самонаведения на цель.
Наверх