Способ диагностики пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза методом исследования оптомоторных реакций.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии, области коррекционной педагогики, и может быть использовано при исследовании пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза и многоуровневости этапного пространства. Для этого выстраивают уровни в последовательности, согласно этапам развития нервной системы от 0 - вегетативного, к 1 - рефлекторному, 2 - сенсомоторному, 3 - эмоционально-волевому, 4 - психореческому или коммуникативному, 5 – социальному. Итого - 6 уровней пространства, которые непосредственно связаны с соматической и вегетативной нервной системой. Выстраивание уровней в последовательности осуществляют путем исследования оптомоторных реакций, заключающегося в одновременной оценке вегетативных, рефлекторных, сенсомоторных, двигательных, эмоциональных, речевых и поведенческих реакций, в том числе рефлексов, в последовательно проведенных сенсибилизированных пробах, с помощью глазодвигательных и зрительно-мануальных проб, которые проводятся в течение обследования в покое и при различных позных установках. Способ обеспечивает упрощенную диагностику пространственных функций у детей и взрослых за счет ограничения набора необходимых и достаточных для диагностики данной патологии симптомов при сохранении точности диагностики, что позволяет определить функциональную недостаточность или незрелость различных структур нервной системы, включая те участки и зоны симпатической и парасимпатической нервной системы, которые вносят существенный вклад в развитие высших психических функций. 3 прил.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии, и области коррекционной педагогики. В данной методике предлагается соотнести известные возрастные нормативы показателей психомоторного и речевого развития первых 6-7 лет жизни и сопоставить с пространственной организацией функциональных навыков в дальнейшей жизни. Разными специалистами основные возрастные периоды человека определяются по-разному. Обычно их разделяют на несколько стадий, уровней, зон развития:

- Системогенез - функциогенез (Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. 547 с.);

- Сенсомоторный интеллект по стадиям: Ж. Пиаже (стадии) от 0 до 18 месяцев (Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избр. психол. труды. / [пер. с фр.]. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.);

- Нейромоторное развитие по уровням организации: Н.А. Бернштейн (уровни) от в/у до 12 месяцев. (Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избр. психол. тр. / под ред. В.П. Зинченко; сост. А.И. Назаров; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.).

В настоящей методике используется синтез указанных теорий, и уровни пространства выстраиваются в своей последовательности от 0-вегетативного, к 5-социальному. Итого - 6 уровней пространства. Последний характеризует социализацию исследуемого, способность взаимодействия с другими людьми. Первые же 5 уровней непосредственно связаны с телесными функциями, обеспечивающими связь ВНД и ВПФ. Все они соответствуют сложности организации высших психических функций и той сложности организации высшей нервной деятельности, которые позволяют соотнести их с определенной возрастной группой. Каждый из уровней имеет морфологическую основу, которая соответствует функциональной организации центральной нервной системы, и функциональную основу, которая соответствует развитию новых нейро-моторных и сенсорных связей ЦНС. Построение пространств связано с индивидуальным опытом, освоенным в процессе развития и представлениями об этом опыте и о своем собственном теле, а также должно соответствовать индивидуальной схеме тела.

0 уровень - вегетативный. Вегетативные симптомы, проявляются в приспособительных реакциях между внешними и внутренними процессами. С рождения эти реакции учитываются как реакции ритма сердца (ЧСС изменяется с возрастом и является характеристикой оформленности внутренних систем организма) и частоты дыхания.

Формирование устойчивых эмоциональных реакций и волевых качеств тоже во многом связано с вегетативной нервной системой. (см. Приложение 1)

1 уровень - рефлекторный. Он начинает проявляться уже внутриутробно, что обеспечивает реакции движения плода. С момента рождения его главной функцией является жизнеобеспечение на основе реакций: защитных, поисковых, ориентировочных, витальных, выделительных. Они все сопровождают человека в течение всей жизни и согласуются с вегетативными реакциями. Непосредственные рефлексы кожи, мышц, сухожилий, нервов являются индивидуальной характеристикой центральной нервной системы. На карте-схеме пространственной организации рефлекторный уровень соответствует плечевым суставам. (см. Приложение 1)

2 уровень - сенсомоторный. Он начинает функционировать как моторный и сенсорный с внутриутробного периода. С момента рождения преобладает двигательная активность ребенка при минимальных сенсорных процессах. По мере роста и развития рефлекторные реакции упорядочиваются во времени и пространстве. Появляются ощущения собственного положения и движения, которые впоследствии оформляются в целенаправленные действия - произвольные акты. На 1-ом году жизни ребенка движения имеют стереотипный характер для формирования чувства положения и чувства движения, связанного с осваиваемым пространством. На карте-схеме пространственной организации сенсомоторный уровень соответствует локтевым суставам. (см. Приложение 1)

3 уровень - эмоционально-волевой. Он начинает формироваться с периода новорожденности и подчиняется тем рефлекторным, вегетативным, сенсомоторным и эмоциональным воздействиям, которые идут от матери. Поэтому с раннего возраста его проявления выглядят как «реакция оживления». Впоследствии, на основе сенсомоторного уровня, выделяются те двигательные реакции, которые в устойчивом состоянии обозначаются и поддерживаются взрослым как мимические, жестовые и позные. Время их удержания увеличивается по мере развития ребенка и становится принадлежностью психической сферы. На карте-схеме пространственной организации эмоционально-волевой уровень соответствует лучезапястным суставам. (см. Приложение 1)

4 уровень - психический (коммуникативный). Он развивается с периода новорожденности, и связан со всеми вышеперечисленными уровнями. Все, что приобретается в процессе развития как биологическое индивидуальное (внутреннее), так и личностное (внешнее), включает телесные, эмоциональные, когнитивные функции. Основной акцент психического уровня связан с речевой функцией, которая является средством передачи информации в социум. На карте-схеме пространственной организации психический (коммуникативный) уровень соответствует пальцам рук. (см. Приложение 1)

5 уровень - социальный. Он развивается с периода новорожденности, и связан со всеми вышеперечисленными уровнями. Все, что приобретается в процессе развития как биологическое индивидуальное (внутреннее), так и личностное (внешнее), включает телесные, эмоциональные, когнитивные, социальные и духовные функции. На карте-схеме пространственной организации социальный уровень начинается за границами телесных уровней. (см. Приложение 1)

Построение уровней - процесс закономерный, обусловленный созреванием нервной системы и характеризующийся непрерывностью и последовательностью в пространственно-временной организации. Пространство строится триплетно и только в нем возможно проследить гетерохронность, смысл которой связан с продвижением (развитием) через возвратную отображаемую в себе и ранее освоенную, но еще не присвоенную функцию. Каждый уровень развития состоит последовательно из: потребностного (тот уровень, в котором человек направляет свою активность в окружающую его среду), актуального (занимает тот уровень, в котором ребенок разделяет свои взаимодействия с окружающей средой; на этом уровне совершается переход от генерализованных и хаотичных реакций к локализованным и специализированным действиям) и опорно-компенсаторного (уровень, за счет которого ребенок возмещает затраты на активность, направленную во внешнее пространство) уровней освоения. При встраивании старых форм в новую схему действия хаотичность реакций становится целенаправленной и упорядочивается, сохраняя при этом все разнообразие первоначальных связей.

Исследование пространственных функций может проводиться в любом возрасте. Для определения целостности психофизиологического состояния функций организма последовательно проводится ряд сенсибилизированных проб, которые посредством заданных условий и согласования тонических и кинетических позных установок позволяют оценить их зрелость и пространственную организацию. При этом проверяют: освоенное пространство, удержание оси тела, телесный контакт и речевое согласование действий, отношение пассивного двигательного акта к активному, время удержания позы. В отличие от классического неврологического обследования, направленного на поиск и обнаружение симптомов, свидетельствующих о принадлежности их к патологии или об органическом происхождении, настоящий способ позволяет вычленить из множества и разнообразия симптомов те, которые могут свидетельствовать (или те, которые можно интерпретировать) как позитивные для развития. Учет количественного и качественного взаимодействия симптомов в процессе обследования дает важную информацию об отношении ЦНС к внешним воздействиям и может являться основанием для формирования впечатления о прогнозе развития и возможных позитивных прогностических приемов, используемых в различных развивающих техниках.

Стандартное неврологическое обследование, как правило, в амбулаторных условиях выполняется в положении сидя на стуле, лежа на кушетке, стоя и в отдельных случаях при ходьбе. Такое исследование фиксирует исходный статус ЦНС и позволяет только ориентировочно оценить эмоциональный фон и психическую сферу ребенка.

Для определения целостности психофизиологического состояния функций необходимо последовательно провести ряд сенсибилизированных проб, которые посредством заданных условий и согласования тонических и кинетических позных установок позволяют оценить их зрелость и пространственную организацию.

В заданной позе специалист оценивает:

- Отношение произвольных и непроизвольных реакций

- Позные реакции - время и пространство, в котором позы удерживаются

- Глазодвигательные реакции (объем экскурсии глаз, слежение, наличие саккад, нистагма)

- Вегетативные реакции (покраснение-побледнение кожи, потоотделение, реакции зрачков, изменение ритма дыхания и ЧСС)

- Наличие синкинезий и синестезий

Способы сенсибилизации, применяемые во время исследования:

- Язык максимально высунут

- Использование сопротивления - давление на различные участки конечностей (исследуемый сопротивляется оказываемому воздействию):

сопротивление сведению коленей - специалист коленями сжимает колени исследуемого, пытаясь их соединить.

сопротивление разведению коленей - специалист коленями расжимает колени исследуемого, пытаясь их развести.

сопротивление опусканию рук - специалист нажимает сверху на кисти, предплечья, плечи исследуемого, пытаясь их опустить.

сопротивление подниманию рук - специалист нажимает снизу на кисти, предплечья, плечи исследуемого, пытаясь их поднять.

Важно в процессе исследования после каждой позной установки проверять состояние рефлекторной сферы, которая меняется в зависимости от заданных условий и привлеченной психической сферы. Обязательно постоянно исследовать состояние мышечного тонуса в аксиальной сфере, в дистальных, проксимальных и средних отделах конечностей и состояние чувствительной сферы в ее рефлекторном (непроизвольном двигательном) ответе, или латентном двигательном и произвольным соответствующим месту и силе внешнего воздействия.

Не менее важно отмечать явления утомления как общего, так и парциального характера и в этих случаях давать ребенку отдохнуть (пауза ожидания) и опознать это «ощущение», и чем оно окажется ярче и локальнее, тем более контролируемым и произвольно удерживаемым в последующих заданиях.

Важно также наблюдать в процессе исследования насыщение или проявления вегетативных (симпатических и парасимпатических) феноменов как в реакциях непроизвольного типа, так и в действиях произвольных, требующих от исследуемого определенного собственного усилия.

Особенности обследования детей.

1. Учет освоенного пространства.

Обследование детей разного возраста, в отличие от стандартного проводимого со взрослыми пациентами, всегда индивидуально и вариабельно, строится с учетом освоенного пространства, в котором позные тонические и кинетические реакции и установочные локомоторные функции имеют свои особенности в трех пространственных координатах: право-левых, верхне-нижних и передне-задних по отношению к заданной осевой функции удержания тела (позы). Важно учитывать пространство обследования, в котором функциональные особенности ребенка могут проявиться с наибольшей для него возможностью опознания (прочувствования) и для негативной и для позитивной симптоматики. Тяжесть или легкость симптомов диагностируемая в этих случаях довольно относительная, т.к. на первое место в их оценке отводится форме и пространству их связанности, взаимоотношению с внешними факторами, требующими приспособительных реакций.

2. Удержание оси тела.

То, на что следует обращать внимание это удержание оси тела. В младенческом возрасте это все позные установки связанные с последовательностью в приобретении навыков вертикального или горизонтального и фронтального положения и движения. Это касается положения и удержания головы, плечевого и тазового пояса, верхних и нижних конечностей, лицевой мускулатуры, языка, пальцев рук.

3. Телесный контакт и речевое согласование действий.

Важными элементами включаемыми в обследование должно быть речевое согласование и обьяснение действий исследующего и постоянный телесный контакт с ребенком. Паузы в процессе осмотра, а тем более при предъявлении сенсибилизированных проб обязательны не только для того, чтобы дать ребенку передохнуть, но и оценить время его восстановления для продолжения исследования. Наблюдая формы утомления, способы переключения для восстановления и, одновременно комментируя эти процессы, необходимо помнить, что самое важное, - как в этих «навязанных» извне условиях приспосабливается ребенок, т.е. как его нервная система отвечает вегетативными и рефлекторными реакциями.

4. Отношение пассивного двигательного акта к активному.

Отношение пассивного двигательного акта к активному наиболее всего заметно в пространственных координатах телесного согласования заданных зон внимания. Например движения глаз при удержании головы, рук или ног, но при этом траектория движений глаз за наблюдаемым предметом постоянно меняется, а позы рук или ног в пространстве тела и его оси должны быть устойчивы. Также можно наблюдать за изменяющейся траекторией пальцев рук в мануальных координаторных пробах, но с удержанием заданных поз удержания оси тела, головы и ног.

5. Время удержания позы.

Время удержания тонического, кинетического и тонико-кинетического праксиса в их согласованиях по заранее заданной и непредсказуемой для ребенка форме движения и пространству наиболее диагностично для каждого возрастного диапазона, поскольку может свидетельствовать и о утомлении, и о несформированности или незрелости отдельных функций, и о той или иной форме патологического процесса, и о прогредиентности не связывающихся между собой функциональных отношений в формировании ВПФ.

Описание преимуществ полезной модели перед аналогами с приведением примеров.

1. Многоуровневость пространственной организации.

Следует отметить, что пространство человека многоуровневое и его освоение занимает не один десяток лет. В данной методике предлагается соотнести известные возрастные нормативы показателей психомоторного и речевого развития детей первых 6-7 лет жизни и сопоставить с пространственной организацией их функциональных психомоторных, сенсорных, эмоциональных, речевых и других коммуникативных и социальных навыков. Таким образом уровни пространства выстраиваются в своей последовательности от О-вегетативного, к 1-рефлекторному, 2-сенсомоторному, 3-эмоционально-волевому, 4-/психическому/ или /речевому/ или коммуникативному, 5-социальному. Итого - 6 уровней пространства, первые 5 которых непосредственно связаны с телесными функциями ВНД и ВПФ. Для оценки освоенности и сформированности уровня с помощью глазодвигательной реакции используется схема зрительного пространства (см приложение 2).

Неосвоенное и несформированное зрительное пространство может давать картину различных неврологических синдромов. (см. Приложение 3)

2. Трех-осевая организация и способ освоения пространств.

Пространство строится в трех направлениях и только в нем возможно проследить гетерохронность, смысл которой связан с продвижением (развитием) через возвратную отображаемую в себе и ранее освоенную, но еще не присвоенную функцию. Объемность восприятия также задает определенный ритм развития, где фазовые значения продвижения согласуются в отношениях Т (тонического) и К (кинетического) способа освоения пространства или пространства собственной активности, которое становится своим, освоенным и ТК (тонико-кинетическим). Пространство первого уровня соответствует времени освоения телесных отношений аксиальных и дистальных. Естественное их базовое онтогенетическое отношение выражено рефлекторной активностью оральных рефлексов (поисковый, ориентировочный, хватательный, сосательный) и дистальных, конечностных (цеплятельный, хватательный), поддерживаемых при раздражении совместным сгибательным тонусом. (Т-фаза внешняя преобладает над К - фазой внутренней, связанной с актом пищеварения). Защитные (ТК) рефлексы преобладают, в т.ч. реакция оживления и улыбки.

В то время, когда внутренний акт станет ТК (первые 2 недели - эмансипация внутреннего вегетативного) появляется возможность свободы внешнего пространства (активность рефлекса свободы на всю оставшуюся жизнь /см Сеченова/) на установление зрительного контакта выраженного кратковременной фиксацией взора (Т) и прослеживанием глазами (К) в пределах 15 гр. в каждую сторону с последующей связанностью цепными латеральными симметричными рефлексами движениями головы, а затем и тела вокруг своей оси. Такая симптоматика наблюдается в течение первых 3 х месяцев вплоть до полного удержания (Т) головы, в т.ч. в положении на животе до 45 гр. и свободы слежения (ТК) глазами также в пределах 45-60 гр Время удержания колеблется от 7 до 20 и более секунд в зависимости от внешней (родительской) поддержки. В это же время совершаются перевороты вокруг своей оси с полным его завершением, но начальной опорной точкой при этом является аксиальная фиксация (Т) и последовательная (К) развертка согласованных цепных или от головы (т е. глаз или рта) или от ног (т е. копчиковой зоны или промежности).

Пример 1. Ребенок М.Н. 6 лет 2 месяца осмотрен впервые после посещения педиатра перед поступлением в школу. Основное внимание было обращено на неусидчивость, гиперподвижность, ребенок не удерживал внимания на предметах, беря их со стола, тут же бросал и брал другой. С трудом вступал в контакт не только с врачом, но и с родителями, которые объясняли подобное поведение только в новой для ребёнка обстановке. Реагировал также на громкий звук и сильный стимул, но оставался в подвижном состоянии. Со слов родителей знает буквы, цифры, но не читает и оперировать цифрами не может, также трудно сосредоточиться на чтении книг, рисовании, конструировании. Сон беспокойный, прерывистый. Речь ребенка артикуляционно построена, но на просьбу или не отвечает, или ответ отсрочен и не соответствует просьбе. Детский сад не посещал из-за трудностей в коммуникации и слабой обучаемости. Заподозрен диагноз – СДВГ.

В анамнезе: ребенок от третьей беременности протекавшей с токсикозом в 1 и 2 половине родился на 37 – 38 неделе после раннего излития вод и слабости родовой деятельности Кесаревым сечением. Вес 2780 грамм l– 49см, оценка по Ангар 7/8. Имелись признаки морфофункциональной перезрелости, на 2 сутки перевели в реанимационное отделение с признаками гипоксически-ишемического поражения головного мозга. Выписан на десятые сутки в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового педиатра. Вскармливание искусственное. Раннее развитие моторное с опережением рано стал переворачиваться, сел и встал одновременно к 6 месяцам, прыгал, не ползал, пошел (побежал) к 8,5 месяцам, первые слова к 2 годам. Ребенок часто болеющий ОРВИ, 2 раза на 1 год перенес бронхопневмонию, многократные госпитализации с ложным крупом, и в гастроэнтерологическое отделение с явлениями калового завала.

При обследовании: ребенок правильного телосложения, в контакт вступает на короткое время, удержание поз слабое, в неврологическом статусе выявлена мышечная дистония, рефлекторная дистония – рефлексы D≠S, гипо- или гиперрефлексия в зависимости от положения головы, тела. При исследовании чувствительности отчетливая сенсорная (кожная) латентность на все виды предлагаемых тестов, с ответной двигательной или речевой реакцией. От 10 до 15 секунд в дистальных и пароксизмальных отделах верхних и нижних конечностях, и более быстрая на спине (до 6 секунд), на лице и кончиках пальцев стоп и кистей рук в пределах 2 секунд. Кожная реакция (дермографизм) в покое отсутствовала, а в движении проявлялась фрагментами (лоскутностью) и быстро исчезала как на теле, так и на конечностях. На лице по зонам троичного нерва отмечалась высокая лабильность от бледности переходящей в стойкую гиперергию. В состоянии движении ребенка, латентность и внимание к месту раздражения кожи сокращалось почти вдвое. Черепные нервы: зрение и слух, глотание, фонация (не нарушены). Зрительная фиксация только на расстоянии вытянутой руки, слежения за предметом нет, однако если предмет в руке, то слежение по горизонтали и вниз не превышает 30 градусов. В положении ребенка на спине зрительное слежение увеличивается до 45 градусов в S сторону и над головой до 15 градусов. Конвергенция во всех пробах отсутствовала, зрачковые рефлексы – прямая и содружественная реакция на свет – вялая, с латентностью в 5 секунд. Дополнительные обследования: ЭЭГ, МРТ, ЭХО-ЭГ, УЗДГ сосудов головного мозга – патологии не выявили. Консультирован психиатром – данных за аутизм, умственную отсталость не выявлено, клиническая картина соответствует синдрому дефицита внимания с аутистическими чертами поведения, трудностями обучения. Консультация нейропсихолога: несформированность нейродинамических процессов, праксиса, зрительно-пространственного гнозиса ведущая к социальной дезадаптации.

На основании полученных результатов у пациента выявлена атипия развития, имеющая в своей основе моторно-сенсорную дезинтеграцию, проявляющуюся несформированностью т-к связей в структурах экстрапирамидной системы.

С учетом рассогласования вегетативных, рефлекторных и систем кожной (поверхностной и глубокой гравитационной) чувствительности, кинестетической, зрительно-моторной и вестибуломоторной родителям предложено самостоятельно в положении лежа, в движении, сидя и в игровой форме использовать прием холдинга в одновременном сенсорном насыщении кожи, в создании сопротивления любому акту движения до появления вегетативных кожных реакций.

Через 1 неделю ежедневных занятий ребенок стал доступен для более детального обследования, так как мог удерживать заданные ему позы и выполнять в заданном пространстве тесты на координацию. В то же время, родители сообщили, что этот период, ребенок стал интересоваться и погружаться в лего, рисовать, быстрее реагировать на просьбы и отвечать, прощупывать свои части тела иногда «застывая» в движениях. Нормализовался сон.

Второе обследование (в положении сидя на стуле) руки расставлены в стороны, пальцы разведены, ноги с упором в пол при легком давлении (подкреплении) на теменную область головы с расстояния вытянутых рук кисти удалось вначале зафиксировать взор OD и OS на предмете и в медленном темпе отследить его движение в горизонтальном и вертикальном направлении до 45-60 градусов в каждую сторону. Через паузы и при повторах удается удерживать фиксацию и слежение глаз на уровне локтевых суставов, а затем и в плечевой зоне отслеживая зрачковые реакции как эффект включения аккомодации на конвергенцию, что приводило к яркой конъюнктивальной гиперемии, слезотечению, зевоте и что самое важное – ощущению усталости в руках.

Пример 2. Ребенок Мария Я., 12.10.2010 г. рождения.

Родители, в возрасте девочки 5 лет 2 мес., обратились с жалобами на ее скудость речи, отсутствие речевого и эмоционального обращения, плохое понимание обращенной речи, плохое и долгое засыпание, при котором вертится и разговаривает сама с собой.

Семейный анамнез не отягощен, первый ребенок 8-ми лет здоров, учится во втором классе общеобразовательной школы. Оба родителя имеют высшее образование. Бытовые условия хорошие.

Anamnesis vitae:

Ребенок от второй беременности, протекавшей на фоне смога в городе Москве при отсутствии жалоб со стороны матери. Роды срочные на 40-ой неделе самостоятельные. Вес при рождении 3960 г, длина 52 см, оценка по шкале Апгар 8\9 баллов, к груди приложена в первые сутки, сосала активно, на грудном вскармливании находилась до 8-ми мес. Раннее развитие ребенка со слов матери соответствовала возрастным показателям. Однако, девочка не ползала, встала и пошла одновременно в 10 мес. Гуление, лепет, слова и короткие фразы - в соответствии с возрастом. В амбулаторной карте заключения педиатра, ЛОР, офтальмолога, ортопеда и невролога не указывали на отклонения в физическом и психическом развитии.

Со слов родителей, девочка с 1,5 лет отказалась от дневного сна, что не беспокоило их из-за избыточной активности ребенка.

Anamnesis morbi:

Начало регресса родители связывают с совпадением вакцинации АКДС и посещением детского сада в двухлетнем возрасте. С явлениями тикоидного гиперкинеза и нарастающими невротическими реакциями родители обратились к невропатологу и психиатру, когда впервые был установлен диагноз: расстройство аутистического спектра. Клиническая картина на тот момент характеризовалась постепенной потерей или замедлением ранее приобретенных навыков с характерным снижением коммуникативных и поведенческих функций. Чрезмерная активность сопровождалась беспокойством, тревожностью, раздражительностью, снижением потребности в речевой коммуникации и игре, появлением стереотипных повторяющихся движений в руках и лицевой мускулатуре со снижением общего мышечного тонуса и умеренной туловищной дискоординацией.

В течение 1,5 лет ребенок получал назначенную терапию: респолепт, тералиджен, фенибут, комплекс поливитаминов. Однако, родители позитивной симптоматики от проводимого лечения не отмечали, так как усилилась неуправляемость и гиперподвижность, появились «страхи» в виде резкого пробуждения ночью с пронзительными криками, девочка перестала разговаривать, контролировать мочеиспускание и дефекацию.

Родители самостоятельно забрали ребенка из детского сада, но при этом стали посещать детские центры развития и занятия с логопедом, что привело к снижению гиперподвижности, но явных улучшений в развитии не наступало.

В возрасте 4 лет 9 мес. родители самостоятельно отменили все лекарственные препараты, после чего в течение 1-2 недель нормализовался ночной сон. Развивающие занятия и коррекционная работа логопеда продолжались, но с незначительным успехом.

Данные осмотра: Неврологический статус на момент обращения фенотипически отмечался наличием малых аномалий развития с отчетливой вегетативной, рефлекторной и мышечной дистонией, нестабильная рефлекторная симптоматика при исследовании сухожильных и периостальных рефлексов варьировала от гипо- до гиперрефлексии без оживления патологических кистевых и стопных рефлексов, но с эпизодами оживления дистантных оральных и кистевых хватательных рефлексов. Ответная реакция на сенсорные кожные, включая болевые раздражения, обнаружила задержку от 6 до 20 сек с отчетливой высокой латентной фрагментацией (по типу шкуры леопарда) красного дермографизма. Ребенок вступает в контакт только на близком от него расстоянии - не более 20 см - монокулярно удерживая взгляд. Пространственные функции выполняет только в медленном темпе и с речевым подкреплением, а также при внешнем телесном сенсорно-моторном контроле. Время понимания ребенком обращенной к нему в просьбе речи с латентностью 20-30 сек и с явлениями сенсомоторной кинестетической самостимуляции в виде ротации головой, кистями и стопами. Наблюдались отчетливые синкинезии взоро-осевые головой, фациальные, мандибулярные, лингвальные с тенденцией к генерализации. Темповые задания не выполнялись, так как девочка отрежисирована на медленные, в связи с функциональной латентностью, зеркаление и подражание.

Выше изложенная симптоматика не в полной мере может быть оценена как синдром РАС и в большей степени соответствует диагностическим критериям несформированности зрительно- моторной, слухоречевой, кожно-кинестетической в системе ВПФ. При этом отягощающими обстоятельствами являются несформированность вегетативная и рефлекторная в системе ВНД.

С учетом осложненного анамнеза (антенатального, постнатального, а также семейного, медицинского и социального) была составлена программа по сопровождению ребенка в семье и посещения им коррекционно-развивающих занятий, направленных на стимуляцию вестибуло-моторных, зрительно-моторных, кожно-кинестетических и коммуникативных функций в системе сенсорной интеграции. Одновременно проводился массаж, ЛФК, остеопатическое воздействие. Программа состояла из двух этапов с промежутком между ними

Первый этап занятий продолжительностью 3 мес. Характеризовался:

1. изменениями в неврологическом статусе: отсутствием тикоидных проявлений, сокращением сенсорной кожной и кинестетической латентности до 0,5-2 сек, пространственные опто-моторные и вестибуло-моторные функции девочка выполняла в полном объеме;

2. расширением и разнообразием в понятийной, эмоциональной и речевой (словесно-фразовой) включенностью в различные формы коммуникативной деятельности.

По окончании второго этапа занятий продолжительностью 1,5 мес. девочка стала:

1. активно использовать рисование, счет,

2. взаимодействовать в играх со сверстниками посредством речевого обогащения, улучшилась коммуникация,

3. пространственные функции стала выполнять в полном объеме и в среднем, и в быстром темпе.

Изменения, наблюдаемые по окончании 2 курса занятий, были достигнуты при отсутствии медикаментозной терапии посредством коррекционно-развивающих занятий, направленных не на лечение синдрома РАС, а на формирование согласованных социокультурных, психомоторных, эмоциональных и речевых функций, недостаточное развитие которых было определено с помощью «Способа диагностики пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза методом исследования опто-моторных реакций».

Способ исследования пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза и многоуровневости этапного пространства, отличающийся тем, что уровни выстраиваются в своей последовательности согласно этапам развития нервной системы от 0 - вегетативного, к 1 - рефлекторному, 2 - сенсомоторному, 3 - эмоционально-волевому, 4 - психореческому или коммуникативному, 5 - социальному, итого - 6 уровней пространства, которые непосредственно связаны с соматической и вегетативной нервной системой, методом исследования оптомоторных реакций, заключающимся в одновременной оценке вегетативных, рефлекторных, сенсомоторных, двигательных, эмоциональных, речевых и поведенческих реакций, в том числе рефлексов, в последовательно проведенных сенсибилизированных пробах, с помощью глазодвигательных и зрительно-мануальных проб, которые проводятся в течение обследования в покое и при различных позных установках.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к эндокринологии и функциональной диагностике. Для ранней диагностики диабетической дистальной нейропатии проводят электронейромиографическое исследование чувствительных волокон периферических нервов нижних конечностей, в котором активный электрод (А) накладывают посередине между медиальной лодыжкой и ахилловым сухожилием.
Изобретение относится к медицине, а именно к реаниматологии и интенсивной терапии. При выраженном гемолизе, определяющемся при уровне свободного гемоглобина сыворотки крови более 0,05 г/дл, в магистраль доставки газовоздушной смеси аппарата экстракорпоральной мембранной оксигенации подают оксид азота NO в дозе 40 ppm.

Изобретение относится к медицине, а именно к инфекционным болезням детского и взрослого населения. Определяют температуру тела, наличие сыпи, дополнительно оценивают отсутствие вакцинации против кори, и/или отсутствие в анамнезе диагностированной кори, и/или срок давности вакцинации более 10 лет, наличие контакта с больным корью за 7-21 день до момента появления симптомов, возраст в диапазоне от 2 до 5 лет или от 20 до 35 лет, наличие макуло-папулезной сыпи на 3-4 день от начала заболевания, этапности в появлении элементов сыпи, температуры тела более 37°С, увеличения шейных лимфатических узлов, наличие энантемы, конъюнктивита, кашля с воспалительными изменениями дыхательных путей, каждому положительному ответу присваивают по 1 баллу, суммируют баллы и при 8-10 баллах определяют высокую вероятность кори, при 5-7 баллах - среднюю, при 1-4 баллах - малую.

Изобретение относится к медицине, а именно к диагностическим способам в эндоскопии, онкологии, колопроктологии и гастроэнтерологии. Определяют данные пациента: пол, уровень образования, наличие сахарного диабета, специальность врача, который направил пациента на колоноскопию.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам для измерения температуры тела при осуществлении высокоинтенсивного сфокусированного ультразвукового воздействия.

Группа изобретений относится к медицине и может применяться для объединения данных на дефибрилляторе и мониторе пациента. При этом принимают входные физиологические данные от пациента с помощью измерительного модуля дефибриллятора.

Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии и онкологии, и может быть использовано для дифференциальной диагностики доброкачественных и злокачественных образований яичников.

Изобретение относится к медицинской диагностике для определения тех или иных особенностей реакции человека. Способ заключается в том, что испытуемому на экране видеомонитора предъявляют два тестовых объекта (ТО) в виде замкнутых контуров, в момент предполагаемого слияния ТО испытуемый нажатием кнопки «Стоп» останавливает их движение, причем вычисляют ошибку несовпадения - время ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения - с отрицательным знаком, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего вычисляют время реакции Тр человека на движущийся объект как среднеарифметическое значение по формуле ,где ti - время i-й ошибки запаздывания с положительным знаком или упреждения с отрицательным знаком, мс; n - число испытаний; после нажатия кнопки «Стоп» испытуемому вновь предъявляют ТО начальных размеров, конфигурации и расположения на экране, и отличается тем, что испытуемому в произвольном месте экрана предъявляют ТО аналогичной конфигурации и различного размера, ТО двигаются с постоянной скоростью по прямолинейным пересекающимся в условной точке траекториям и одновременно изменяют свои геометрические размеры, при этом условная точка пересечения соответствует совпадению центров ТО, перемещения ТО по экрану имитируют движение в плоскости «х-у», изменение их геометрических размеров имитирует движение в плоскости «z».

Группа изобретений относится к медицине и включает в себя способ, систему и машиночитаемый носитель для определения уровня глюкозы в физиологической жидкости пациента.
Группа изобретений относится к области медицины, а именно к судебной медицине. Для посмертного определения длины тела человека в первом варианте определяют характеристики лопатки, а именно: морфологическую ширину подостной ямки (Х7л), в см, и длину лопаточной ости (Х10п), в см.

Изобретение относится к медицине, а именно к клинической физиологии и кардиологии, и может быть использовано для определения эффективности функционирования сердечно-сосудистой системы человека при нагрузке. Измеряют массу тела (МТ). Измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД). Вычисляют индекс минутного объема крови (ИМОК), показывающий отношение минутного объема крови к объему циркулирующей крови. Причем измерения ЧСС, САД и ДАД выполняют сразу после выполнения равномерной контролируемой физической нагрузки, которую проводят в течение 1 минуты, мощностью (W, Вт) в диапазоне значений от (2,5⋅МТ) до (3⋅МТ). После чего приводят значение мощности к 1 кг массы тела испытуемого и 1 объему циркулирующей крови (Wкг⋅оцк): Wкг⋅оцк=W/MT/ИМОК, где W - мощность выполненной нагрузки, Вт; МТ - масса тела испытуемого, кг; ИМОК - индекс минутного объема крови, и по значению Wкг⋅оцк проводят оценку уровня эффективности функционирования сердечно-сосудистой системы: очень высокий Wкг⋅оцк>2,055, высокий 1,605<Wкг⋅оцк≤2,055, выше среднего 1,3317<Wкг⋅оцк≤1,605, средний 1,065<Wкг⋅оцк≤1,3317, ниже среднего 0,8883<Wкг⋅оцк≤1,065, низкий Wкг⋅оцк≤0,8883. Способ обеспечивает объективную оценку эффективности функционирования сердечно-сосудистой системы при нагрузке и упрощение определения оценки за счет использования при вычислениях физиологически обоснованных формул. 4 табл., 3 пр.

Изобретение относится к распознаванию отпечатка пальца. Технический результат заключается в повышении эффективности и точности распознавания отпечатка пальца и достигается тем, что устройство включает датчик отпечатка пальца, по меньшей мере два электрода определения влажности и модуль обработки данных, при этом датчик отпечатка пальца и по меньшей мере два электрода определения влажности связаны с модулем обработки данных и по меньшей мере два электрода определения влажности расположены в пределах заранее заданной дистанции от датчика отпечатка пальца; датчик отпечатка пальца сконфигурирован для выдачи сигнала отпечатка пальца в модуль обработки данных, когда пользователь касается своим пальцем датчика отпечатка пальца и по меньшей мере двух электродов определения влажности; модуль обработки данных сконфигурирован для получения характеристического значения, причем характеристическое значение имеет прямую корреляцию с импедансом между по меньшей мере двумя электродами определения влажности; модуль обработки данных сконфигурирован также для определения параметра распознавания отпечатка пальца, который соответствует характеристическому значению, и для выполнения распознавания отпечатка пальца согласно найденному параметру распознавания отпечатка пальца, а также сигналу отпечатка пальца. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии, области коррекционной педагогики, и может быть использовано при исследовании пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза и многоуровневости этапного пространства. Для этого выстраивают уровни в последовательности, согласно этапам развития нервной системы от 0 - вегетативного, к 1 - рефлекторному, 2 - сенсомоторному, 3 - эмоционально-волевому, 4 - психореческому или коммуникативному, 5 – социальному. Итого - 6 уровней пространства, которые непосредственно связаны с соматической и вегетативной нервной системой. Выстраивание уровней в последовательности осуществляют путем исследования оптомоторных реакций, заключающегося в одновременной оценке вегетативных, рефлекторных, сенсомоторных, двигательных, эмоциональных, речевых и поведенческих реакций, в том числе рефлексов, в последовательно проведенных сенсибилизированных пробах, с помощью глазодвигательных и зрительно-мануальных проб, которые проводятся в течение обследования в покое и при различных позных установках. Способ обеспечивает упрощенную диагностику пространственных функций у детей и взрослых за счет ограничения набора необходимых и достаточных для диагностики данной патологии симптомов при сохранении точности диагностики, что позволяет определить функциональную недостаточность или незрелость различных структур нервной системы, включая те участки и зоны симпатической и парасимпатической нервной системы, которые вносят существенный вклад в развитие высших психических функций. 3 прил.

Наверх