Способ психотерапии женского бесплодия

Изобретение относится к медицине, а именно, к психотерапии и гинекологии, и может быть использовано при проведении терапии женского бесплодия с помощью психологического и физиологического воздействий. Для этого проводят гипносуггестивную психотерапию на фоне дезадаптивного психоэмоционального состояния с сопровождением вербального внушения воздействиями из группы: световые, цветовые, звуковые. Психотерапию проводят в форме 4 психотерапевтических сеансов по 4-5 ч каждый, чередуя их с 1-2 днями отдыха. Каждый сеанс формируют из рациональной, трансовой и суггестивной части и заканчивают физической релаксацией пациентки. На первом сеансе методом рациональной психотерапии формируют у пациентки целевые мотивации поведения, которые направлены на осознание ею психических причин отсутствия наступления беременности. Проводят суггестивную психотерапию путем вызывания у пациентки мысленного представления положительных ощущений, связанных с зачатием. На втором сеансе выявляют субъективные негативные установки и корректируют их методом рациональной психотерапии. Затем в трансовом состоянии пациентки формируют доминанту на возможность забеременеть, используя системный структурный след адаптации к психоэмоциональным перегрузкам. Внушают положительные мотивации на двигательную активность и семейно-сексуальное поведение. Проводят психотерапевтическое воздействие, направленное на нормализацию функций вегетативной нервной системы, восстанавливая способность организма пациентки к адаптации к внешним психическим и физическим факторам. На третьем сеансе проводят рациональное и трансовое психотерапевтические воздействия, при этом акцентируют внимание пациентки на отношениях с матерью, выявляют психотравмирующие факторы этих отношений -чувства обиды, вины, досады, злости по отношению к матери, путем внушения нейтрализуют влияние таких факторов. На четвертом сеансе выявляют положительные результаты предыдущих сеансов и закрепляют их методом рациональной психотерапии. Затем гипносуггестивным методом закрепляют доминанту на возможность забеременеть и дают стойкую вербальную установку на зачатие и благополучное протекание беременности. Способ обеспечивает редукцию имеющихся невротических проявлений у пациенток, что приводит к снятию эмоционального и физического напряжения в результате чего наступает беременность. 2 з.п. ф-лы, 1 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к способам терапии женского бесплодия с помощью психологического и физиологического воздействий.

Диагностика и лечение бесплодного брака - сложный и продолжительный процесс, который требует большой настойчивости и терпения от пациентки и высокой компетентности не только врачей-гинекологов, репродуктологов, но и психотерапевтов. По данным различных авторов распространенность бесплодия в европейских странах в среднем составляет около 14%, в России - от 8 до 17,8%. По определению ВОЗ, бесплодным считается брак супругов детородного возраста, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь в течение 1 года без использования методов контрацепции, беременность не наступает (Т.Я. Пшеничникова 1991).

Для женщины неспособность иметь детей - это трагедия. Бесплодный брак приводит к тяжелой моральной травме, он не только вызывает серьезную личностную, семейную и социальную дезадаптацию, но и способствует развитию пограничных психических расстройств [1].

Многие психологи рассматривают значение психологического фактора невозможности зачатия как мощнейшего среди других причин бесплодия. В настоящее время психотерапия решает многие терапевтические задачи, в связи с чем перспективным представляется ее использование и при коррекции нарушений репродуктивных функций, в частности, нормализацию гормонального фона, необходимого для естественного развития ооцита и оплодотворения яйцеклетки.

Психотерапевтический способ профилактики осложнений беременности раскрыт в патенте RU 2193419 [2]. Способ основан на гипотезе, что определенный вклад в возникновение осложнений беременности вносит состояние эмоционально-мотивационной сферы. По изобретению сначала тестовым методом выявляют «группу риска»: проводят цветовой тест М. Люшера - выявление негативных тенденций (тревожность, стресс, переживание страха), тест агрессивности ("тест руки") по Вагнеру, тест-опросник направленности личности Смекала-Кучера. После выявления "группы риска" проводят психокоррекцию методом позитивной психотерапии. Приводятся убедительные статистические доказательства достижения технического результата: в группе наблюдения (беременные с угрозой осложнений по результатам первичного тестирования, прошедшие психокоррекцию) из общего количества 28 женщин: госпитализировано 10 человек (35,7%), средняя продолжительность госпитализации одной женщины 16,7 дней, осложнения при родах составили 35,7% от общего количества родов. В контрольной группе (беременные с угрозой осложнений по результатам первичного тестирования, не прошедшие психокоррекцию) из общего количества 77 женщин: госпитализировано 68 человек (88,3%), средняя продолжительность госпитализации одной беременной 28,2 дня. Осложнения при родах составили 57,9% от общего количества родов. Таким образом, психотерапевтический эффект получен у 22,2% пациенток.

Недостатком изобретения является то, что в патенте не приведена непосредственно методика психокоррекции эмоционально-мотивационной сферы и не описаны психотерапевтические приемы, обеспечивающие результат, что делает крайне затруднительным его практическое использование. Кроме того, механизм профилактики осложнений беременности не объясняется с точки зрения физиологии женского организма. Между тем связь нарушений репродуктивной функции с эмоционально-напряженными состояниями достаточно хорошо исследована.

Физиологические процессы в организме находятся под выраженным влиянием психологических воздействий. Это давно установлено и активно используется, например, спортивными психологами. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей, поэтому бесплодие женщин относится к тем состояниям, которые существенно влияют на психоэмоциональный статус, вызывая состояние хронического стресса (Arck Р.С., 2001, Кулаков В.И., Хритинин Д.Ф., 2006). Состояние тревоги и депрессии отмечается на всех этапах лечения бесплодия. Если беременность не наступает продолжительное время, наряду со страстным желанием беременности у женщины существуют и бессознательные страхи. Женщина понимает, что родить - это оторвать часть жизни от себя, от своих интересов, потребностей, реализации. Это может быть страх родов, например, из-за негативной семейной ситуации. Существует много других поводов для тревоги: страхи потерять форму тела, страхи, что с ребенком случится что-то плохое, страх родить ребенка с уродствами и т.д. Чувство вины и страха способствует усилению депрессивной симптоматики, а негативные эмоции временно «выключают» репродуктивную функцию.

Г. Селье, впервые выдвинувший концепцию стресса, обратил внимание на то, что организм как сложная, высокоорганизованная система в ответ на различные интенсивные воздействия реагирует адаптивно-защитными реакциями, всю совокупность которых он назвал адаптационным синдромом и выделил три этапа: а) стадия тревоги, когда начинается мобилизация ресурсов; б) стадия повышенной сопротивляемости; в) стадия истощения организма.

Если женщина воспринимает беременность как опасность (чаще всего, это происходит бессознательно), то она вряд ли сможет забеременеть. Одной из причин бесплодия является истощение секреторной системы и изменение в крови концентрации гормонов, ответственных за работу репродуктивной системы. Возникает некий порочный круг, где причина и следствие чередуются, усугубляя друг друга.

В ситуации длительного стресса и депрессии усиленно выделяется гормон, который особенно влияет на женщин - пролактин, повышается также уровень кортизола, что оказывает негативное влияние на деятельность иммунной системы. Определено, что пролактин имеет прямое отношение к детородной функции. Секреция пролактина непосредственно стимулируется эстрогенами, он регулирует лактацию и способствует увеличению молочных желез в ходе вынашивания ребенка. Повышенная генерация пролактина (гиперпролактинемия) приводит к нарушению менструального цикла. Менструации становятся нерегулярным или полностью исчезают.

Кортизол также синтезируется при постоянной тревоге и отрицательных переживаниях, и задача гормона - аккумулировать силы организма и направить их на разрешение проблемы. Как и все стероиды, кортизол способен влиять на экспрессию других генов - и это его качество также определяет его важность. Длительное накопление кортизола вызывает развитие депрессии, появляется тяга к жирной пище. Если стрессовая ситуация растягивается во времени, перманентно повышенный уровень кортизола начинает отрицательно влиять на весь организм [3].

В яичниках и надпочечниках у женщин образуется прогестерон. Его называют «гормон материнства», ведь он обеспечивает окончательную подготовку слизистой оболочки матки к прикреплению эмбриона, а также оптимальные условия для развивающейся беременности. Эндогенный прогестерон наряду с эстрогеном ответствен за изменения эндометрия, способствующие наступлению или сохранению беременности. Когда вы нервничаете, организм выделяет кортизол, ограничивая производство прогестерона. Дефицит прогестерона часто выливается в неутешительный диагноз - бесплодие. Даже если беременность наступает, оплодотворенная клетка не удерживается в матке больше двух-трех дней [3].

Регулирование уровня прогестина (искусственный аналог прогестерона) приводит к контрацепции. Это убедительно показано в патенте US 5516769, в котором описан способ предупреждения оплодотворения ооцита путем введения антипрогестина [4]. Действие антипрогестинов (иногда называемых "антагонистами прогестерона") по результату похоже на действие длительного стресса. Например, препарат RU-486 является одним из веществ, которые блокируют прогестероновый рецептор. По известному изобретению антипрогестин при приеме или введении блокирует оплодотворение, но вводится в таком количестве, что не нарушает правильный менструальный цикл. Способ запатентован во многих странах мира, в том числе в России [5].

Исследование связи невротических расстройств с содержанием гормонов в крови выполнено в НИИ психического здоровья (г. Томск). По патенту RU 2613111 больным с расстройствами приспособительных реакций проводили гормональное обследование. Иммуноферментный анализ показал, что наиболее значимыми особенностями в группе пациентов со стойким изменением личности по сравнению с пациентами с расстройством приспособительных реакций являются более высокие значения концентраций кортизола и пролактина. При одновременном содержании в крови концентрации кортизола более 717 нмоль/л, концентрации пролактина более 818 мМЕ/л, концентрации тиреотропного гормона менее 1,05 мкМЕ/мл прогнозируют затяжное течение связанных со стрессом невротических расстройств с формированием стойкого изменения личности [6]. Используя измерение концентрации адаптативных гормонов, можно количественно оценить динамику функционального напряжения организма в условиях хронического стресса [7].

Первая задача психолога - дать человеку понять, что часто за физиологической проблемой стоит психологическая. Второе - найти проблему, отрицательно влияющую на эмоциональный фон, а тем самым на репродуктивную функцию. Самой важной задачей психотерапевта является снять внутреннее эмоциональное напряжение человека, купировать негативное влияние длительного стресса, оказать моральную поддержку в непростой жизненной ситуации. Психотерапевтические приемы решения подобных проблем известны и хорошо отработаны.

Из медицинских и патентных источников известен ряд решений, направленных на улучшение состояния пациенток. Так, известен способ психотерапии невротических расстройств [8]. Согласно изобретению, проводят гелототерапию, которую осуществляют в четыре этапа ежедневно курсом не менее 9-10 сеансов. На первом этапе лечения выполняют дыхательные упражнения либо в виде рефлекторного смеха, либо в виде контрарного дыхания. На втором этапе проводят смехомедитацию с искусственным растягиванием губ в улыбку. На третьем этапе выполняют динамические физические упражнения и упражнения, направленные на развитие интеллекта и креативности. На четвертом этапе рассказывают и выслушивают смешные истории для закрепления стойкого лечебного плато. Время, затрачиваемое на каждый последующий этап, постепенно увеличивается. Способ позволяет добиться устойчивой замены отрицательных моделей поведения, вызывающих эмоциональное расстройство, на положительные и жизнеутверждающие за счет того, что пациенты осознают временность того невротического состояния, в котором они находились прежде, и полностью выходят из него. Способ принят за прототип.

Недостатки данного метода заключаются в том, что с пациентками работают в когнитивно-бихевиоральном ключе, т.е. пытаются научить «мыслить по-новому», взглянуть на привычные вещи с другой, позитивной стороны. Однако особое значение в психическом статусе пациенток с бесплодием имеет аффективная сфера, т.е. чувства и эмоции, не зависящие от разума и логики [9]. Известный метод не может быть использован при психотерапии женского бесплодия, поскольку не рассматривает возможность коррекции устойчивых паттернов поведения, в то время как многие установки и паттерны пациенток сформированы прошлом и идут из детства.

При женском бесплодии, связанном с психологическими причинами, главным фактором являются блоки и установки, навязанные в детстве мамами и бабушками, а также переживания от возможности остаться бездетной, провоцирующие как физическое, так и эмоциональное напряжение. Устранение этих негативных факторов - основная цель заявленного изобретения.

Изобретение основано на том, что организм человека представляет собой сложную биохимическую систему, отвечающую физиологической реакцией на возникшие психологические раздражители, сама физиологическая реакция естественна, заложена на генном уровне и служит защитной реакцией организма в процессе адаптации к изменяющимся условиям. Мелкие сбои в цепи психологических раздражителей и ответных реакций из-за одной из множества причин происходят, видимо, постоянно, однако иногда может возникнуть замкнутый круг. Не удивительно, что длительные неверные сигналы центральной нервной системы ведут к дезорганизации эндокринной системы и организма в целом, одним из следствий которой является нарушений репродуктивной функции. Психофизиологический аспект психотерапии заключается в том, что психическая травматизация всегда предметна, происходит в силу искаженных представлений человека о травмирующих обстоятельствах, а сами эти представления и оценочные суждения сформированы в результате его индивидуального жизненного опыта. Вскрытие содержания психической травмы, изучение и учет личностных особенностей пациента - задача психологического анализа.

Задача, которую решает заявленный способ психотерапии бесплодия - вызвать редукцию имеющихся невротических проявлений у пациенток, привести их к расслаблению, как эмоциональному, так и физическому, в результате чего пациентки отпускают контроль над ситуацией, и беременность наступает естественным путем.

Технический результат достигается за счет гипносуггестивной терапии, сопровождения вербальной информации световыми, и/или цветовыми, и/или звуковыми эффектами, корректировки субъективных установок методом рациональной психотерапии, формирования доминанты на возможность забеременеть, способности к долгосрочной адаптации здорового организма, выявления психотравмирующих факторов в отношениях с матерью, физической и эмоциональной релаксации пациенток. Поставленную техническую задачу решают следующим образом:

В способе, включающем рациональную и гипносуггестивную психотерапию на фоне дезадаптивного психоэмоционального состояния, сопровождение вербальной информации световыми и/или цветовыми и/или звуковыми эффектами, в отличие от известных способов, проводят четыре психотерапевтических сеансов продолжительностью 4-5 часов каждый, чередуя их с 1-2 дня отдыха, причем каждый упомянутый сеанс формируют из рациональной, трансовой и суггестивной части, на первом сеансе методом рациональной психотерапии пациентке показывают ошибочность убеждения в своем бесплодии и формируют целевые мотивации поведения, используя вербальную информацию о психических причинах невозможности забеременеть, учат мысленно представлять визуальные и мышечные ощущения, затем пациенток вводят в транс и проводят суггестивную психотерапию с модальностями позитивных и негативных образов; на втором сеансе методом рациональной психотерапии корректируют субъективные негативные установки, в трансовом состоянии формируют доминанту на возможность забеременеть, на основе «системного структурного следа» запускают или вновь формируют «вегетативную память» репродуктивных функций организма; на третьем сеансе и в рациональной, и в трансовой части акцентируют внимание на психотравмирующих факторах отношения с матерью, выявляют негативные эмоции, связанные с рассказом о матери, и нейтрализуют их императивным внушением с последующим физическим расслаблением; на четвертом сеансе методом рациональной психотерапии закрепляют положительный эффект лечения, затем гипносуггестивным, методом задают стойкую вербальную установку на возможность забеременеть и благополучное протекание беременности; каждый сеанс заканчивают физической релаксацией пациента.

Возможен вариант реализации изобретения с дополнительным самовнушением пациенток после окончания психотерапевтических сеансов.

Признаки, отличающие заявленный способ от прототипа и обеспечивающие решение поставленной задачи.

Как и многие аналогичные практики, способ основан на позитивной психотерапии, включающей анализ психоэмоционального состояния, рациональную и гипносуггестивную психотерапию, физическую релаксацию. Новым являются то, что терапию полностью концентрируют на репродуктивной функции организма, для чего выясняют причину психоэмоционального напряжения, связанного с бесплодием, купируют их проявления, используя методы информирования и убеждения, делают акцент на отношениях с матерью, бабушкой или другим авторитетом, способным оказать влияние на психологические установки в сфере беременности и материнства, методами внушения, включая трансовое, формируют доминанту на беременность, осуществляют стойкую гипносуггестивную установку на зачатие и благополучное протекание беременности.

Результат способа значительно отличается от результата прототипа и с большой вероятностью обеспечивает достижение поставленной терапевтической цели (наступление факта беременности).

Психотерапию женского бесплодия осуществляют следующим образом.

Сеансы индивидуальной терапии начинают, как правило, в 17:00 - 18:00 часов, так как в это время организм готов к расслаблению и более восприимчив к суггестивному воздействию. При групповой терапии желательно (но не обязательно) сформировать группу схожей внушаемости. Сначала известными методами распознают симптоматику и вид психоэмоционального напряжения (тест по опроснику САН, тест Спилбергера-Ханина), затем формируют индивидуальную вербальную информацию и подбирают подходящие техники для устранения стресса. Вербальную информацию рациональных методик сопровождают музыкой, звуковыми и световыми эффектами, формирующими требуемое эмоциональное состояние. Периодически стимулируют физиологические процессы организма, например, методами дыхательной гимнастики. При этом последовательно решают основные задачи: 1 - создать у пациенток целевые мотивации поведения, 2 - сформировать доминанту на возможность забеременеть, 3 - купировать и нейтрализовать влияние психотравмирующих факторов, 4 - задать стойкую установку на зачатие и благополучное протекание беременности.

Конкретные примеры действий психотерапевта:

На первом сеансе необходимо сформировать и закрепить у пациенток целевые мотивации поведения, при этом используют вербальную информацию, содержание которой раскрывает основные принципы работы репродуктивной системы человека и позволяет пациентке осознать психические причины бесплодия; дают понятия позитивного и негативного мышления и механизма его работы, выполняют упражнения на напряжение и расслабление отдельных групп мышц, например, расслабление по методу Э. Джекобсона; затем пациенток вводят в легкий транс и проводят суггестивную психотерапию с модальностями позитивных визуальных и мышечных ощущений. В процессе транса делают акцент на том, что зачатие это простой и естественный процесс, не требующий эмоционального напряжения, т.к. после долгого ожидания многие пациентки воспринимают оплодотворение как недостижимое чудо. Первый сеанс продолжают, как правило, от 4 до 5 часов.

На втором сеансе методом рациональной психотерапии выявляют и корректируют субъективные установки, вызывающие длительное психоэмоциональное напряжение, внушают положительные мотивации на изменение двигательного и семейно-сексуального поведения; формируют привычку к самовнушению и контролю самочувствия; в трансовом состоянии формируют доминанту на возможность естественной беременности, на основе "системного структурного следа", т.е. природных функций, сложившихся в процессе долгосрочного развития и формирования репродуктивной системы, запускают или вновь формируют "вегетативную память" здорового женского организма, восстанавливая паттерны долгосрочной адаптации к внешним психическим и физиологическим воздействиям; закрепляют мотивации на улучшение двигательного и семейно-сексуального поведения. Делают перерыв на 1-2 дня, в течение которого пациентки мысленно перерабатывают полученную информацию и бессознательно закрепляют доминанту на зачатие.

На третьем сеансе анализируют и методом рациональной психотерапии закрепляют положительные эффекты лечения; как в рациональной, так и в трансовой части прорабатывают отношения с важным объектом в жизни каждой женщины, способной к продолжению рода - со своей матерью. Затем осуществляют гипносуггестивное вербальное воздействие на избавление от чувств обиды, вины, досады, злости по отношению к материнскому объекту, выявляемых в анамнезе большинства пациенток.

Сеанс заканчивают психологической и физической релаксацией.

Особое значение придают четвертому, заключительному сеансу, на котором закрепляют доминанту на возможность забеременеть. Суггестивное воздействие осуществляют на пике эмоциональной и физиологической готовности организма, при этом акцентируют внимание на активном участии пациентки в лечебном процессе, что является одним из условий успешной терапии. Суггестивную часть сеанса дополняют выполнением дыхательной гимнастики и/или повышенной двигательной активностью пациенток. Затем вводят пациенток в легкий транс и закрепляют доминанту на естественную, заложенную природой работу репродуктивной системы, в императивном ключе осуществляют стойкую гипносуггестивную установку на зачатие и благополучное протекание беременности. Сеанс заканчивают обязательной физической релаксацией, во время которой фиксируют внимание пациенток на области матки, малого таза, закрепляют способность вызывать и испытывать положительные визуальные и мышечные ощущения. Такие приемы позволяют усилить эффект одновременного физического и психологического расслабления организма, на фоне которого происходит разрыв замкнутого круга «негативные эмоции - гормональные сбои», повышая тем самым способность к зачатию.

Между началами сеансов устраивают перерывы продолжительностью 1-2 дня для краткосрочной адаптации пациенток с таким расчетом, чтобы начать следующий сеанс в тот же час суток, что и предыдущий. Оптимальной психотерапией бесплодия является проведение 4-х психотерапевтических сеансов по описанной программе в течение 1 недели (через день), Таким образом, общая продолжительность непосредственно психотерапевтического воздействия составляет около 20 часов. За это время даже у пациенток с отягощенным акушерским анамнезом или с недостаточной мотивацией удается сформировать психологическую готовность организма к наступлению беременности, купировать страхи и усилить доминанту на способность к зачатию и вынашиванию ребенка, закрепить этот механизм, как в сознании, так и на бессознательном уровне. Необходимым элементом является предупреждение о том, что слишком бурная эмоциональная реакция женщины на состоявшуюся беременность после нескольких лет бесплодия (испуг, страх, аффект), может спровоцировать замирание или прерывание беременности, что сводит на нет процесс адаптации и даже может приводить к пограничным психическим расстройствам.

После окончания описанных четырех сеансов пациентки возвращаются в социум и в той или иной мере изменяют привычный уклад жизни, где зачатия не происходило, пересмотрев свое отношение к времяпровождению с семьей, сексуальному поведению, занятости на работе, отношениям с матерью. Не у всех лечившихся беременность наступает быстро, т.е. за один-два овуляционных цикла, и состояние тревожности может вернуться. В этот период желательно путем ежедневного самовнушения - аутотренинга поддерживать состояние, достигнутое с помощью психотерапевта, не дать организму вернуться в состояние невроза или депрессии, как можно дольше сохранить расслабляющий эффект, обретенный за 4 сеанса, поддержать сформированную доминанту на зачатие. Каждый сам определяет оптимальный способ переключения на позитивный настрой при первых появлениях нежелательных симптомов (пробежка, кроссворд, шоппинг, просмотр комедии), психотерапевт дает лишь общие рекомендации.

Пример: Пациентка Лидия, 35 лет, г. Иркутск.

Беременностей не было, стаж планирования беременности 5 лет. Супруг обследован, диагноз: здоров. Симптомы: нерегулярность менструального цикла, альгодисменорея.

В анамнезе 3 гистероскопии матки, выявлены полипы эндометрия. Диагноз: хронический эндометрит.

Март 2016 г. - диагностическая лапороскопия. Диагноз: гормональнозависимые патологические разрастания железистой ткани - эндометриоз. Лечилась даназолом, 6 мес. ежедневно по 400, затем 500 мг/сутки. Несмотря на улучшение самочувствия, поставлен диагноз: бесплодие. С учетом возраста предложено гормональное лечение для искусственного климакса, от которого пациентка отказалась.

В психотерапевтическое отделение обратилась и октябре 2016 г.

Осмотр 2.11.2016: телосложение эндоморфное, психотип по А. Лычко - истероид. Угнетена бесплодием, психически подавлена, но открыта, коммуникабельна. Степень внушаемости (по собственному опроснику) - средняя. Выявлены проблемы отношения с матерью. Из беседы: «С мамой у меня отношения близкие, она много раз говорила, что хочет внуков. Мама у меня - сильная женщина, в детстве довольно строгая была, всегда много правил у нас было, и главное было - это не разочаровать маму. Теперь я поняла, что у меня страхи: боязнь быть плохой мамой, то есть хуже, чем моя! И еще страх быть чересчур строгой мамой, может еще что-то».

Прошла курс (4 сеанса по 5 часов). Уехала домой эмоционально ровной, с надеждой, обещала писать.

Из отзыва: «Родила! Два месяца после вас я просто летала, я говорила себе, что буду самой собой, буду самой лучшей мамой для своего ребенка, что я буду стараться не быть строгой, как моя мама! В итоге именно этот цикл стал победным, в конце прошлого года я увидела заветный положительный тест на беременность, а 10 сентября родила здорового сына. Многие девушки боятся идти к психологам, думают, что будет еще хуже, что это сложно - разбираться в себе. На самом деле это здорово. Не бойтесь! Бывает, небольшой толчок приводит к исполнению мечты!»

Исхода из результатов многих исследований, часть которых упомянута выше [1, 3, 5, 6, 7], можно говорить о том, что снятие неврозов и нормализация психоэмоционального состояния нормализует гормональный фон, снимает вызванные ими гормональные сбои. Для большинства пациенток терапия из четырех сеанса оптимальна для нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивая редукцию имеющихся невротических проявлений. Но эмоциональная лабильность различна у людей разного возраста, разных типов темпераментов. На гипнабельность человека оказывают влияние самые разнообразные факторы, и известно много приемов, помогающих определить степень внушаемости пациента, так что можно без труда разделить пациенток по группам. Однако для пациенток с высокой устойчивостью к гипнозу и внушению увеличение количества сеансов не целесообразно. Увеличение продолжительности каждого сеанса также не является эффективным и приводит к необоснованной трате времени. Поэтому после окончания курса и для легко-, и для трудновнушаемых может быть выполнена дополнительная терапия, более длительная, использующая методы самоанализа и самовнушения.

Рекомендуемая длительность дополнительного лечения - 60 дней. В конкретном воплощении способа по изобретению этот признак включает в себя самостоятельные письменные ответы пациентки на психоаналитические вопросы, построенные в определенной последовательности. Терапия построена по аналогии с известным методом шестидесяти незаконченных предложений Сакса-Леви [10]. Методика Сакса-Леви апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий. Содержание вопросов может учитывать индивидуальные особенности пациентки, выявленные на психотерапевтических сеансах. Пациентке дают домашнее задание в виде 60 последовательных вопросов, на которые она самостоятельно отвечает (по одному вопросу в день).

Ответы на вопросы являются способом осознания тех проблем, о которых ранее она не задумывалась, или почему-то воспринимала только в одном аспекте. Работа сопровождается появлением различных инсайтов (внезапных идей), а также является процессом позитивного самокодирования. Логику последовательности вопросов строят так, чтобы с другого ракурса посмотреть на имеющиеся представления о себе, о других людях разных социальных слоев, принимать других людей со всеми их недостатками, испытывать благодарность к близким людям (мать, родственники), научиться взрослеть и уйти от имеющегося инфантилизма (мысленная работа с внутренним ребенком и др.). Благодаря этому дополнительно осмысливаются психологические проблемы бесплодия, укрепляется «доминанта на беременность», происходит оздоровление репродуктивной системы.

Примеры вопросов:

1. За что я благодарна своей маме? Написать минимум 20 благодарностей.

2. Почему пьяницы и бомжи достойны иметь детей?

3. Достойна ли я иметь детей?

4. Почему я достойна иметь детей? Написать минимум 10 пунктов.

5. Почему мне выгодно не иметь детей?

6. Какими действиями мама выражала и выражает сейчас ко мне свою любовь? и т.п.

Можно повторять утром и вечером по многу раз позитивную установку: "С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше!"

Этот вариант применялся для пациенток, находящихся в разных с психотерапевтом городах, и также показал свою эффективность. Многие пациентки в отзывах отмечают, что на этапе ответов на вопросы перестали с напряжением ждать овуляцию и расстраиваться после прихода менструации. Развернутый ответ пациентка пишет в своей тетради в домашних условиях. Такой механизм работы позволяет ей остаться наедине с собой, погрузиться в воспоминания ситуации из прошлого и, если есть психотравмирующий фактор, то избавиться от него путем переноса своих эмоций на бумагу. Длительность второго этапа оправдана тем, что организм приобретает способность к зачатию именно за эти 2 месяца самостоятельной работы. Таким образом, при благоприятных результатах психотерапии бесплодия наступление беременности происходит именно в это время, иногда даже позже (зафиксированы случаи, когда пациентки получали положительные тесты на беременность в течение полугода после реализации способа по изобретению).

Заявленный способ психотерапии женского бесплодия обладает новизной, разработан и испытан лично авторами, он позволяет комплексно воздействовать на психологическую и физиологическую составляющие бесплодия. Отличительные признаки изобретения, их последовательность и продолжительность по времени базируются на мировом научном уровне исследований в области психологии и физиологии. Способ пригоден как для индивидуальной, так и для групповой терапии. Способ проверен авторами в многочисленных экспериментах и осуществлен на практике. Использование описанных краткосрочных психотерапевтических приемов, способствует повышению эффективности зачатия в сравнении с группой женщин, которым не проводилась психотерапия. В психотерапевтическом лечении по заявленному способу участвовало 390 женщин с диагнозом «бесплодие», 116 из которых забеременела после курса психотерапии, т.е. в зависимости от опыта психотерапевта эффективность заявленного способа может достигать 30%.

Источники информации:

1 Гарданова Ж.Р. и др. Психотерапевтическая коррекция аффективных расстройств у женщин в программе вспомогательных репродуктивных технологий. IV международный конгресс «Актуальные вопросы вспомогательных репродуктивных технологий» Сборник материалов конгресса 17-19 мая, 2007, Москва, с. 14-15.

2 Патент RU 2193419, Способ профилактики осложнений беременности. Опубликовано: 27.11.2002

3 Источник: http://berememost.net/gormony-pri-planirovanii-beremennosti Дата обращения: 20.11.2017 г.

4 Патент US 5516769 Method of inhibiting fertilization, 1996.

5 Патент RU 2139055 Способ предупреждения или задержки оплодотворения, 1995.

6 Патент RU 2613111 Способ прогнозирования течения невротических связанных со стрессом расстройств, 2017.

7 Патент RU 2251109 Способ определения функционального напряжения организма, 2005.

8 Патент RU №2357764 Способ психотерапии невротических расстройств, опубл.: 10.06.2009.

9 Кулакова Е.В. Коррекция психоэмоциональных нарушений у пациенток с бесплодием в программе вспомогательных репродуктивных технологий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Москва - 2007.

10 Источник http://psycabi.net/testy/329-test-saksa-levi-metodika-nezakonchennye-predlozheniya-metod-ssct Дата обращения: 24.12.2017.

1. Способ психотерапии женского бесплодия, включающий гипносуггестивную психотерапию на фоне дезадаптивного психоэмоционального состояния с сопровождением вербального внушения воздействиями из группы: световые, цветовые, звуковые, отличающийся тем, что психотерапию проводят в форме 4 психотерапевтических сеансов по 4-5 ч каждый, чередуя их с 1-2 днями отдыха; каждый сеанс формируют из рациональной, трансовой и суггестивной части и заканчивают физической релаксацией пациентки; на первом сеансе методом рациональной психотерапии формируют у пациентки целевые мотивации поведения, которые направлены на осознание ею психических причин отсутствия наступления беременности, проводят суггестивную психотерапию путем вызывания у пациентки мысленного представления положительных ощущений, связанных с зачатием; на втором сеансе выявляют субъективные негативные установки и корректируют их методом рациональной психотерапии, затем в трансовом состоянии пациентки формируют доминанту на возможность забеременеть, используя системный структурный след адаптации к психоэмоциональным перегрузкам, внушают положительные мотивации на двигательную активность и семейно-сексуальное поведение, проводят психотерапевтическое воздействие, направленное на нормализацию функций вегетативной нервной системы, восстанавливая способность организма пациентки к адаптации к внешним психическим и физическим факторам; на третьем сеансе проводят рациональное и трансовое психотерапевтические воздействия, при этом акцентируют внимание пациентки на отношениях с матерью, выявляют психотравмирующие факторы этих отношений - чувства обиды, вины, досады, злости по отношению к матери, путем внушения нейтрализуют влияние таких факторов; на четвертом сеансе выявляют положительные результаты предыдущих сеансов и закрепляют их методом рациональной психотерапии, затем гипносуггестивным методом закрепляют доминанту на возможность забеременеть и дают стойкую вербальную установку на зачатие и благополучное протекание беременности.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что по окончании 4 сеансов пациентке дополнительно дают задание ответить на 60 психоаналитических вопросов, построенных таким образом, чтобы позволить пациентке пересмотреть сложившиеся представления о себе и других людях, принимать людей со всеми их недостатками, испытывать благодарность к близким людям, нивелировать психологический инфантилизм; при этом в течение двух месяцев пациентка дает на каждый вопрос письменный ответ объемом до одной страницы текста, формируя индивидуальную доминанту на беременность.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проводят групповые психотерапевтические сеансы для группы из 6-10 пациенток.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии и гепатологии, и может быть использовано для лечения неалкогольной жировой болезни печени при метаболическом синдроме.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано при лечении больных с хроническими ишемическими цереброваскулярными заболеваниями.

Изобретение относится к средствам обучения и учебно-методическому пособию и может быть использована для связи с бессознательным субъектом. Цифровая система связи содержит основную программу ОП, которая находится и работает в мультимедийном компьютере с его системными ресурсами РСи с соответствующей базой данных БД, соединенном с одной стороны с дыхательным входом ДВ через дыхательный датчик ДД, с нейрофизиологическим входом НФВ с помощью нейрофизиологических датчиков НФД и с артериальным входом АВ с помощью артериального датчика АД, с другой стороны основная программа ОП связана с дыхательным словесным воспроизведением медиапроигрывателями ДСВИ, связана с дыхательным звуковым воспроизведением медиапроигрывателями ДЗВИ, связана с М-дыхательным воспроизведением MIDI-аудио типа М-ДВМ, характеризующего дыхательный максимум на конце вдоха, связана с м-дыхательным воспроизведением MIDI-аудио типа м-ДВМ, характеризующего дыхательный минимум в начале вдоха, а также связана с артериальным воспроизведением MIDI-аудио типа АВМ.
Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологической коррекции функционального состояния, и может быть использовано для коррекции психологического состояния сотрудников экстремального профиля, профилактики соматических последствий стрессовых реакций.

Изобретение относится к психологии и может быть использовано для психологической помощи в мобилизации внутренних ресурсов человека. Для этого у пациента проводят три стадии опроса, на первой стадии осуществляют оценку особенностей личности, субъективных психофизиологических реакций, ощущений и переживаний личности.
Изобретение относится к медицине, хирургии и может быть использовано для ведения периоперационного (предоперационного и послеоперационного) периода при симультанных операциях на органах брюшной полости.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и детской урологии. Выявляют группу больных с наличием незрелого типа мочеиспускания и незрелого коркового ритма по ЭЭГ.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к контролю сна субъекта, и может быть использована для контроля сна субъекта и получения точной информации о сне без физического контакта со спящим субъектом.

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, и может быть использовано при прогнозировании ранних послеоперационных осложнений после симультанных оперативных вмешательств по поводу сочетанной хирургической патологии органов брюшной полости.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к средствам просмотра пациентом изображений при его нахождении в сканере МРТ. Система медицинской визуализации, в частности аппарат КТ или МРТ, содержит стол для пациента, сканирующее устройство с отверстием, в которое может быть перемещен стол для пациента; систему для создания восприятия окружающей среды пациентом, находящимся на столе, содержащую отображающее устройство для отображения визуального контента; осветительное устройство для освещения поляризованным светом окружающего пациента пространства; вспомогательное устройство просмотра для направления светового излучения от отображающего устройства к глазам пациента, причем вспомогательное устройство просмотра содержит поляризационный фильтр и выполнено с возможностью оптического взаимодействия со светом от осветительного устройства, которое отличается от оптического взаимодействия со светом от отображающего устройства вследствие того, что свет от осветительного устройства имеет другую поляризацию, чем свет от показываемого визуального контента.
Изобретение относится к медицине, а именно неврологии, и может быть использовано при реабилитации пациентов с постинсультными церебральными нарушениями. Для этого проводят занятия на экзоскелете кисти, управляемом интерфейсом «мозг-компьютер». Проводят 3 цикла тренировок в день по 10 минут каждый цикл. На экране монитора задают ментальную задачу на воображение раскрытия правой, левой кистей и процесс расслабления. Для этого в центре монитора имеется круг для концентрации внимания и 3 стрелки, которые олицетворяют правую и левую кисти и отдых. При воображении движения кисти рук должны оставаться неподвижными. Далее закрепляют навык кинестетического воображения движения кисти на занятиях с логопедом, при которых пациент проговаривает оценку своих действия в динамике, подбирая слова, формируя фразы для характеристики своих действий. После занятия с логопедом сразу же проводят тренинг на стабилометрической платформе с биологической обратной связью в течение 3-5 минут, с использованием в процессе тренинга зрительных и слуховых каналов, для чего пациент, находясь на стабилометрической платформе перед монитором и перемещая свой корпус относительно стоп, должен совмещать свой центр давления (ЦД), демонстрируемый ему на экране в виде курсора с мишенью, удерживая ЦД в центре мишени или перемещая ее. Затем, продолжая занятия на стабилометрической платформе, одновременно проводят занятия с логопедом, при которых пациент сначала комментирует выполняемые им действия на стабилометрической платформе в течение 3-5 минут, а затем это же занятие продолжают в вопросно-ответной форме в течение 7-10 минут. После этого назначают вибротерапию при частоте 10-100 Гц в течение 10-15 минут, в виде чередования через день вибротерапии рук и ног. Через 1-2 часа проводят когнитивные тренинги с использованием компьютерных программ или настольного наглядного материала в виде решения задач на счет, память, конструктивно-пространственное мышление, внимание, в течение 15-30 минут. Общий курс 8-10 процедур. Cпособ обеспечивает эффективную нейрореабилитацию за счет потенцирующего воздействия процессов, происходящих в головном мозге при комплексной мультимодальной стимуляции, уменьшающей когнитивный и двигательный дефицит, сокращение длительности реабилитационного лечения и улучшение процесса ресоциализации после перенесенного инсульта. 2 пр.
Наверх