Способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах

Изобретение относится к основаниям и фундаментам, а именно к улучшению грунта под фундаменты и основания в зоне вечной мерзлоты. Способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах, в котором основание для верхнего строения пути выполняют в виде плиты из полимерных материалов, внутри которой размещают трубки с хладагентом, снаружи плита из полимерных материалов снабжена вдоль длинных сторон бортиками высотой 0,4-0,6 м с дренажными отверстиями по всей длине бортика, которые защищены геотекстилем, а поверхность плиты из полимерных материалов между бортиками выполнена ребристой. Технический результат состоит в обеспечении стабилизации вечномерзлого грунта под основанием транспортных магистралей. 3 ил.

 

Изобретение относится к основаниям и фундаментам, а именно к улучшению грунта под фундаменты и основания в зоне вечной мерзлоты.

Известен проект пластиковых дорог PlasticRoad, разработанный Голландской компанией KWS Infra (https://www.plasticroad.eu), в котором дорожное полотно выполнено из пластика в виде плит с полостями для служебных коммуникаций.

Недостатком данного устройства является неблагоприятное воздействие внешней среды и механических нагрузок на плиту.

Известна горизонтальная естественнодействующая трубчатая система (RU 2415226 С1, МПК E02D 3/115. Г.М. Долгих, Д.Г. Долгих, С.П. Велечев, С.Н. Окунев, В.Н. Феклистов. Система для температурной стабилизации основания сооружений на вечномерзлых грунтах. - Опубл. 27.03.2011. Бюл. №9), включающая горизонтальные трубы с хладагентом, соединенные с конденсаторным блоком и размещенные на вечномерзлых грунтах с целью их стабилизации.

Недостатком данной системы является то, что трубы с хладагентом, уложенные непосредственно в грунт, не защищены от динамических воздействий транспортных средств, вследствие чего происходит перемещение труб с хладагентом и неравномерное охлаждение вечномерзлых грунтов.

Целью изобретения является стабилизация вечномерзлого грунта под основанием транспортных магистралей.

Указанная цель достигается тем, что на вечномерзлый грунт непосредственно воздействуют хладагентом.

Сущность изобретения заключается в том, что основание для верхнего строения пути выполняют в виде плиты из полимерных материалов, внутри которой размещают трубки с хладагентом, снаружи плита из полимерных материалов снабжена вдоль длинных сторон бортиками высотой 0,4-0,6 м с дренажными отверстиями по всей длине бортика, которые защищены геотекстилем, а поверхность плиты из полимерных материалов между бортиками выполнена ребристой.

На фиг. 1 приведена схема плиты из полимерных материалов 1, которая вдоль длинных сторон снабжена бортиками 3 высотой 0,4-0,6 м, которые предотвращают расползание балласта, а для его устойчивости поверхность плиты 2 между бортиками 3 выполняют ребристой. По боковой грани внутренней поверхности бортиков укладывают геотекстиль 4, для защиты дренажных отверстий.

На фиг. 2 представлен вид А, включающий плиту из полимерных материалов 1, внутри которой размещают трубки 6 с хладагентом, снаружи плита из полимерных материалов 1 вдоль длинных сторон снабжена бортиками 3, в которых предусмотрены дренажные отверстия 5 для отвода воды из балласта, а для того чтобы дренажные отверстия не засорялись частицами балласта 10, они с внутренней стороны стока воды защищены геотекстилем 4.

На фиг. 3 представлена схема основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах, включающая плиту из полимерных материалов 1, установленную на песчаную подушку 9, которая выравнивает поверхность грунта 8, подверженного оттаиванию, находящегося между уровнем вечной мерзлоты 7 и песчаной подушкой 9. На песчаную подушку 9 устанавливают плиту из полимерных материалов 1 с бортиками 3, являющуюся основанием для верхнего строения пути. Пространство между бортиками 3 заполняют балластом 10, поверх которого укладывают шпалы 11 и рельсы 12 в соответствие с технологическими требованиями.

Предлагаемый способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах осуществляется следующим образом.

В настоящее время в районах вечной мерзлоты находится около 63% территории России. При всем при этом северные регионы играют важную роль в экономике страны, так как именно здесь сосредоточено более 80% разведанных запасов нефти, около 70% природного газа, значительные запасы каменного угля и других полезных ископаемых. Поэтому задача прокладки транспортных магистралей в зонах вечной мерзлоты является актуальной. Использование типовой конструкции земляного полотна на вечномерзлых грунтах вызывает оттаивание грунтов под основание земляного полотна, в следствие чего образуются термокарсты.

Предлагаемый способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах позволяет решить проблему стабилизации вечномерзлого грунта под основанием транспортных магистралей тем, что на вечномерзлый грунт непосредственно воздействуют хладагентом, для чего трубки 6 (фиг. 2) с хладагентом размещают внутри плиты из полимерных материалов 1 (фиг. 2), которая является основанием для верхнего строения пути (фиг. 3), причем плита обеспечивает сохранность трубок 6 от динамических воздействий.

Плита из полимерных материалов 1 (фиг. 3), устанавливается на песчаную подушку 9, снабжена бортиками 3 высотой 0,4-0,6 м в зависимости от типа верхнего строения пути (Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути. - Утверждено распоряжение ОАО «РЖД» от 02.05.2012 г. №859р. Москва 2012.). По всей длине, при этом бортик 3 снабжен дренажными отверстиями 5 для отвода воды из балласта 10, а для того чтобы дренажные отверстия не засорились их защищают геотекстилем 4. Пространство между бортиками заполняют балластом 10, а для его устойчивого положения поверхность плиты из полимерных материалов 1 между бортиками 3 выполняют ребристой. Трубки с хладагентом подключены к конденсаторному блоку (на фиг. не представлен). После утрамбовки балласта 10 на него укладываются шпалы 11 и рельсы 12 согласно технологическому процессу.

Таким образом предлагаемый способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах позволяет использовать хладагент для стабилизации температуры грунта под транспортной магистралью, защитить трубки с хладагентом от динамических воздействий транспортных средств, так как они размещены внутри плиты из полимерных материалов. Кроме того, предлагаемый тип оснований можно изготавливать на предприятиях с размещенными в нем трубками для хладагента, которые на месте сборки соединяются с конденсаторным блоком.

Способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах, отличающийся тем, что основание для верхнего строения пути выполняют в виде плиты из полимерных материалов, внутри которой размещают трубки с хладагентом, снаружи плита из полимерных материалов снабжена вдоль длинных сторон бортиками высотой 0,4-0,6 м с дренажными отверстиями по всей длине бортика, которые защищены геотекстилем, а поверхность плиты из полимерных материалов между бортиками выполнена ребристой.



 

Похожие патенты:

Покрытие лесной дороги включает грунтовое основание, проезжую часть, обочины и теплоизолирующий слой, ширина которого превышает ширину проезжей части дороги. Каждая из двух продольных сторон теплоизолирующего слоя выходит за пределы горизонтальной проекции проезжей части дороги на 4-8 толщин теплоизолирующего слоя, но не более чем на 50% ширины обочины.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений у природных склонов или сформированных искусственно, например, при строительстве автомобильных дорог и пешеходных дорожек.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении дорожных насыпей при строительстве транспортных сооружений на вечномерзлых грунтах в период с положительными значениями температуры воздуха.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и городских улиц, в частности к способам формирования слоев дорожной одежды и повышения их эксплуатационных свойств.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано для повышения несущей способности и устойчивости земляного полотна автомобильных дорог на слабом болотистом основании.

Изобретение относится к области строительства дорог и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей транспортных сооружений в Арктических зонах на мерзлых грунтах путем подготовки основания и отсыпки дорожной насыпи по полосам.

Изобретение относится к области строительства, а именно к строительству оснований искусственных сооружений на промысловых автомобильных дорогах или на дорогах с низкой интенсивностью движения, проходящих по болотистой местности.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог без прекращения движения автомобильного транспорта в период проведения строительно-монтажных работ.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при усилении слабого природного основания, возведении земляного полотна железных дорог, сооружении дамб, плотин.

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и городских улиц, в частности к системе слоев дорожной одежды и способам их формирования в ней. Технический результат: повышение эксплуатационной надежности дорог с асфальтобетонным покрытием путем избежания псевдоожижения основания дорожной одежды и исключения образования дефектов на дорожном покрытии глубиной более, чем его толщина, за счет применения переходного несущего слоя из эластичного водонепроницаемого материала в системе слоев дорожной одежды.

Изобретение относится к основаниям и фундаментам, а именно к улучшению грунта под фундаменты и основания в зоне вечной мерзлоты. Способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах, в котором основание для верхнего строения пути выполняют в виде плиты из полимерных материалов, внутри которой размещают трубки с хладагентом, снаружи плита из полимерных материалов снабжена вдоль длинных сторон бортиками высотой 0,4-0,6 м с дренажными отверстиями по всей длине бортика, которые защищены геотекстилем, а поверхность плиты из полимерных материалов между бортиками выполнена ребристой. Технический результат состоит в обеспечении стабилизации вечномерзлого грунта под основанием транспортных магистралей. 3 ил.

Наверх