Коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при проектировании и производстве малогабаритных механических транспортных средств, в том числе инвалидных колясок, предназначенных для передвижения по горизонтальным, наклонным и ступенчатым поверхностям, включая лестницы. Коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе содержит по два ведущих и ведомых колеса, выполненных в форме «звезды» с опорными колесами, раму, сиденье, редукторы для привода в движение ступиц ведущих колес при подъеме по лестнице, по два прижимных домкрата, по две прижимные и ступичные полумуфты, два подъемных винтовых домкрата, обеспечивающих сохранение центра тяжести коляски при движении по лестнице. 8 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при проектировании и производстве малогабаритных механических транспортных средств, предназначенных для передвижения людей с ограниченными возможностями в ходьбе как по горизонтальным, так и, в особенности, наклонным и ступенчатым поверхностям, включая лестницы.

При рассмотрении технической литературы выявлен ряд конструктивных решений, относящихся к указанной проблематике.

Известно транспортное средство, каждое из колес которого выполнено с волнообразной и/или зигзагообразной опорной круговой поверхностью и/или со снабженной штырями торцевой стороной опорной круговой поверхностью колеса, закреплено на оси, связанной шарнирно со втулкой, расположенной внутри ступицы колеса, с возможностью вращения и с возможностью поворота продольной плоскости колеса относительно оси колеса на определенный угол в зависимости от места контакта опорной поверхности колеса с профилем препятствия (дороги) (патент на изобретение RU 2537208, кл. В62В 5/02, B62D 57/024, A61G 5/0, опубл. 27.12.2014 г., бюл. №36).

Недостатками данного транспортного средства являются:

ограниченные возможности для применения колеса при движении по узким проходам, а также по лестницам, имеющим длину гипотенузы треугольника, катетами которого выступают глубина и высота лестничной ступени, равной величине шага волнообразной опорной поверхности колеса или шага торцевой стороны опорной круговой поверхности колеса, снабженной штырями, или превышающей ее;

необходимость уменьшения полезной ширины транспортного средства для обеспечения беспрепятственного изменения угла продольной плоскости каждого колеса относительно его оси;

высокая вероятность опрокидывания шасси с человеком, опирающимся на спинку сиденья, назад при подъеме по лестницам в результате смещения центра тяжести коляски.

Известно многофункциональное кресло-коляска, содержащее раму с креслом, спинку, подлокотники, одно переднее колесо, которое выполняет функцию направляющего, и два опорных формоизменяющихся «колеса», способные принимать форму «звезды», червячный редуктор, специальный исполнительный механизм для перевода опорных колес из вида «колесо» в вид «звезда» (патент на изобретение RU 2611875, кл. A61G 5/00, опубл. 01.03.2017 г., бюл. №7).

Недостатками данного кресла-коляски являются:

сложность конструкции, обусловленная необходимостью оснащения каждого опорного колеса несколькими (по числу «лучей» «звезды») подвижными элементами, выполненными в виде специальных металлических лопастей с резиновым покрытием, и таким же количеством специальных тяг для раскрытия и сворачивания лопастей при изменении формы колеса;

ограниченные возможности для применения опорных колес при передвижении по поверхностям, не имеющим твердого покрытия (например, по грунтовой поверхности), поскольку попадание грунта между лопастью и «лучом» «звезды» будет затруднять работу специального исполнительного механизма при преобразовании колеса в форму «звезды» или препятствовать такому преобразованию;

сложность управления перемещением кресла-коляски при подъеме по лестницам, поскольку для этого предусматривается направление его движения вперед спинкой кресла.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является транспортное средство для инвалидов, содержащее верхнюю и нижнюю полурамы, каждая из которых снабжена опорными колесными парами для перемещения по горизонтальной поверхности и парами опорных элементов звездчатой формы для преодоления лестничных ступеней, бордюров, подъемов и спусков, механизм его перевода из одного режима движения в другой с компенсаторным устройством, тормоз для предотвращения произвольного скатывания с лестницы под действием силы тяжести, механизм коррекции положения при угловом смещении относительно ступеней, или при попадании лучей опорных элементов на разрушенную часть ступеней, или при движении по ступеням различной высоты и ширины, шестерни, расположенные на ступицах ведущих колес, (патент на изобретение RU 2306127, кл. A61G 5/06, A61G 5/02, опубл. 20.09.2007 г, бюл. №26).

Недостатками данного транспортного средства для инвалидов являются:

большие габариты транспортного средства, затрудняющие его маневрирование в ограниченном пространстве;

высокая вероятность опрокидывания транспортного средства с человеком, опирающимся на спинку сиденья, назад при подъеме по лестницам в результате смещения центра тяжести коляски.

Задача, решаемая в изобретении, заключается в устранении указанных недостатков путем применения технического решения, обеспечивающего простоту и надежность эксплуатации коляски для людей с ограниченными возможностями в самостоятельной ходьбе при ее передвижении как по горизонтальным и наклонным поверхностям с твердым и грунтовым покрытиями, так и по ступенчатым поверхностям, включая лестницы, с обеспечением предотвращения опрокидывания коляски с человеком, опирающимся на спинку сиденья, назад при подъеме по лестницам в результате смещения ее центра тяжести.

Технический результат изобретения заключается в разработке конструкции коляски для людей с ограниченными возможностями в ходьбе, реализующей возможность сочетания вращательной и шагающей функций ее ведущих колес при передвижении как по горизонтальным и наклонным поверхностям с твердым и грунтовым покрытиями, так и по ступенчатым поверхностям, включая лестницы, с сохранением устойчивости коляски от опрокидывания назад.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается в результате того, что, согласно изобретению, коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе содержит по два ведущих и ведомых колеса, выполненных в форме «звезды» с тремя равномерно распределенными по окружности «лучами», на концах которых установлены по два опорных колеса, сиденье, установленное на раме с возможностью подъема ее задней части при движении по наклонным поверхностям, включая ступенчатые, за счет двух подвижно присоединенных к ней подъемных винтовых домкратов, противоположный конец каждого из которых подключен к установленному на ведущем валу с возможностью осевого перемещения сателлитному редуктору, имеющему подвижное осевое соединение с закрепленным на движителе основным редуктором, от которого обеспечивается передача вращательного усилия через подвижное осевое соединение и выполненное в сателлитном редукторе шестеренное соединение на подъемный винтовой домкрат, при этом каждый сателлитный редуктор неподвижно прикреплен к прижимному стакану, установленному на ведущем валу с возможностью осевого перемещения под воздействием подвижно присоединенного к нему прижимного винтового домкрата, противоположный конец которого подключен к основному редуктору, прижимной стакан подвижно присоединен к прижимной втулке, выполненной с равномерно распределенными по ее окружности продольными прорезями, в каждой из которых размещен жестко закрепленный на ведущем валу упор, и снабженной неподвижно прикрепленной к ней ступичной полумуфтой, с помощью которой обеспечивается возможность передачи вращательного усилия от ведущего вала на ступицу ведущего колеса, переводя тем самым ведущее колесо в режим выполнения шагающей функции, для обеспечения выполнения ведущим колесом вращательной функции ведомый зубчатый шкив, подвижно установленный во внутренней полости его ступицы, снабжен подвижной связью с установленным на ведущем валу ведущим зубчатым шкивом посредством зубчатого приводного ремня и попарно распределенных на равном удалении от ведущего зубчатого шкива направляющих роликов, которые подвижно установлены во внутренней полости ступицы на равном удалении от зубчатого шкива с возможностью регулирования натяжения зубчатого приводного ремня.

Изобретение поясняется фиг. 1-8.

На фиг. 1 изображена коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе, в положении перед началом передвижения по ступенчатой поверхности, вид сбоку (фаза I).

На фиг. 2 изображена коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе, при ее передвижении по ступенчатой поверхности, вид сбоку (фаза II).

На фиг. 3 изображено ведущее колесо в разрезе, вид сбоку.

На фиг. 4 изображены механизмы, установленные на ведущем валу коляски для людей с ограниченными возможностями в ходьбе, в положении перед началом передвижения по ступенчатой поверхности, вид спереди (фаза I).

На фиг. 5 изображены механизмы, установленные на ведущем валу коляски для людей с ограниченными возможностями в ходьбе, при ее передвижении по ступенчатой поверхности, вид спереди (фаза II).

На фиг. 6 изображена прижимная полумуфта.

На фиг. 7 изображена полумуфта ступицы.

На фиг. 8 изображены механизмы, установленные в сателлитном редукторе, в разрезе.

На фиг. 1-8 применены следующие обозначения:

1 - ведущее колесо;

2 - ведомое колесо;

3 - сиденье;

4 - ступица;

5 - ступичный радиальный подшипник;

6 - ведущий вал;

7 - опорное колесо;

8 - ось;

9 - ведущий зубчатый шкив;

10 - ведомый зубчатый шкив;

11 - зубчатый приводной ремень;

12 - прижимная полумуфта;

13 - прижимная втулка;

14 - ступичная полумуфта;

15 - упор;

16 - прижимной стакан;

17 - движитель;

18 - основной редуктор;

19 - сателлитный редуктор;

20 - прижимной винтовой домкрат;

21 - вилка;

22 - подъемный винтовой домкрат;

23 - шпиндель;

24 - осевая втулка;

25 - штанга;

26 - направляющий ролик;

27 - карданный узел;

28 - подвижное осевое соединение;

29 - шестеренное соединение;

30 - ободок;

31 - радиально-упорный подшипник;

32 - радиальный выступ;

33 - редукторный радиальный подшипник;

34 - рама;

35 - вертикальный редукторный вал.

Коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе работает следующим образом.

На ведущий вал 6, на равном удалении от его концов, закрепляют движитель 17 с неподвижно закрепленным в его верхней части основным редуктором 18 и фиксируют положение движителя неподвижными связями (не показаны) с рамой 34. С каждой из сторон ведущего вала 6 устанавливают, с обеспечением возможности осевого перемещения по нему, прижимной стакан 16 с неподвижно закрепленным в его верхней части сателлитным редуктором 19, в котором на радиально-упорном подшипнике 31 и двух редукторных радиальных подшипниках 33 предварительно устанавливают шестеренные соединения 29. На ведущий вал 6 устанавливают подвижно присоединенную к прижимному стакану 16 прижимную втулку 13 с жестко прикрепленной к ней прижимной полумуфтой 12, неподвижно закрепляют ступичный радиальный подшипник 5 и устанавливают на нем первую по отношению к движителю 17 ведущего вала 6 половину ступицы 4 с жестко закрепленной на ней ступичной полумуфтой 14. Через каждую из трех равномерно распределенных по окружности прижимной втулки 13 прорезей (не показаны) устанавливают и жестко закрепляют на ведущем валу 6 упоры 15. На ведущем валу 6 жестко закрепляют ведущий зубчатый шкив 9, для предотвращения радиального смещения на ведущем валу 6 каждого из двух прижимных стаканов 16 через их нижние части пропускают штангу 25 с обеспечением возможности радиального перемещения вдоль нее прижимных стаканов 16, которую в ее средней части неподвижно закрепляют в нижней части движителя 17.

Во внутренней полости первой по расположению к движителю 17 половины ступицы 4 ведущего колеса 1, в вершинах каждого из трех ее «лучей», размещают предварительно установленные на осях 8 ведомые зубчатые шкивы 10, попарно устанавливают направляющие ролики 26 с соблюдением следующих расстояний:

от центра оси (не показана) каждого из пары направляющих роликов 26 до центра ступицы 4 равном:

м,

где r1 - радиус ведущего зубчатого шкива 9, м;

от центра оси (не показана) каждого из пары направляющих роликов 26 до линии, соединяющей центр ступицы 4 с центром отверстия оси 8 ведомого зубчатого шкива 10 равном:

м,

где r2 - радиус направляющего ролика 26, м.

Требуемое расстояние между центрами ближайших осей 8 в «трехлучевой» форме «звезды» ступицы 4 определяют по формуле:

м,

где а - глубина лестничной ступени, м;

b - высота лестничной ступени, м.

С учетом действующих строительных норм, расстояние принимают равным 0,4÷0,6 м.

Требуемую длину «лучей» «звезды» ступицы 4 определяют по формуле:

м

Ведущий зубчатый шкив 9 и ведомые зубчатые шкивы 10 выполняют с одинаковыми радиусами и одинаковым числом зубьев. Ступичную полумуфту 14 и прижимную полумуфту 12 выполняют с одинаковыми внешними диаметрами и одинаковыми, равномерно распределенными по окружности, радиальными выступами 32. На ведомые зубчатые шкивы 10 и ведущий зубчатый шкив 9 устанавливают зубчатый приводной ремень 11, равномерно регулируя его натяжение с помощью направляющих роликов 26.

На ведущем валу 6 неподвижно закрепляют второй ступичный радиальный подшипник 5 и устанавливают на нем вторую по отношению к движителю 17 ведущего вала 6 половину ступицы 4. На концах каждой оси 8 жестко закрепляют два опорных колеса 7.

Для обеспечения управляемого радиального перемещения прижимных стаканов 16 на валу 6 каждый из них соединяют с основным редуктором 18 посредством подвижно закрепляемой в середине его боковых поверхностей вилки 21 с жестко присоединенным к ней прижимным винтовым домкратом 20. Для обеспечения радиального перемещения прижимного винтового домкрата 20 относительно основного редуктора 18 подвижную связь с ним выполняют в виде карданного узла 27.

Для обеспечения передачи вращательного усилия от основного редуктора 18 на сателлитный редуктор 19 между ними устанавливают подвижное осевое соединение 28, выполненное из шпинделя 23, одним концом подвижно присоединенного с помощью карданного узла 27 к основному редуктору 18, и осевой втулки 24 с равномерно распределенными по ее окружности прорезями (не показаны), в которых с помощью выступов (не показаны) закрепляют второй конец шпинделя 23, обеспечивая возможность осевого перемещения сателлитного редуктора 19 с одновременной передачей вращательного усилия на него от основного редуктора 18. Для обеспечения синхронной работы по перемещению прижимного стакана 16 с прижимной втулкой 13 и подъему рамы 34 передаточные соотношения в шестеренных соединениях 29 основного 18 и сателлитного 19 редукторов выполняют с таким расчетом, чтобы к моменту начала передачи вращательного усилия от прижимной полумуфты 12 на ступичную полумуфту 14 задняя часть рамы 34 находилась в крайнем верхнем положении.

Для обеспечения подъема задней части рамы 34 между рамой 34 и сателлитным редуктором 19 устанавливают подъемный винтовой домкрат 22, концы которого с помощью карданных узлов 27 присоединяют к раме и вертикальному редукторному валу 35. Для предотвращения передачи нагрузок при подъеме рамы 34 на шестеренное соединение 29 на вертикальном редукторном валу 35 выполняют ободок 30, опирающийся на радиально- упорный подшипник 31. Завершают монтаж коляски креплением к раме 34 двух ведомых колес 2 и сиденья 3.

Для обеспечения движения коляски по горизонтальной поверхности ведущее колесо 1 с помощью пульта управления (не показан) переводят в режим выполнения вращательной функции, для чего включают движитель 17, крутящий момент от которого через ведущий вал 6 передают на ведущий зубчатый шкив 9, затем - на отрегулированный направляющими роликами 26 зубчатый приводной ремень 11, ведомые зубчатые шкивы 10, оси 8 и опорные колеса 7.

Для обеспечения движения коляски по ступенчатым поверхностям, включая лестницы, после подъема ведомых колес 1 не первую ступень ведущее колесо 1 с помощью пульта управления (не показан) переводят в режим выполнения шагающей функции. При этом посредством приведения в действие основного редуктора 18 через соответствующие карданные узлы 27 включают прижимной винтовой домкрат 22 и шпиндель 23, которые воздействуют на соответственно вилку 21 и осевую втулку 24. Осевое усилие от вилки 21 передают на прижимной стакан 16, он перемещается на ведущем валу 6 и штанге 25 в сторону ступицы 4, одновременно перемещая прижимную втулку 13, которая, вращаясь на ведущем валу 6 под воздействием упоров 15, обеспечивает сцепление выполненных на прижимной 12 и ступичной 14 полумуфтах радиальных выступах 32 и, таким образом, передачу вращательного усилия через на ступицу 4, которая начинает вращение на ступичных радиальных подшипниках 5. Одновременно вращательное усилие от подвижного осевого соединения 28 передают через карданный узел на шестеренное соединение 29 и вертикальный редукторный вал 35 сателлитного редуктора 19, которые начинают вращаться на двух редукторных радиальных подшипниках 33 и радиально-упорном подшипнике 31. Далее через вертикальный редукторный вал 35, опирающийся посредством ободка 30 на радиально-упорный подшипник 31, и карданный узел 27 вращательное усилие передают на подъемный винтовой домкрат 22, который, воздействуя на заднюю часть рамы 34, поднимает заднюю часть сиденья 3, обеспечивая устойчивость коляски от опрокидывания назад в результате смещения ее центра тяжести.

Таким образом, в результате реализации предложенного технического решения обеспечивается выполнение вращательной и шагающей функций ведущих колес коляски для людей с ограниченными возможностями в ходьбе при ее передвижении как по горизонтальным и наклонным поверхностям с твердым и грунтовым покрытиями, так и по ступенчатым поверхностям, включая лестницы, с сохранением устойчивости коляски от опрокидывания назад.

Коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе, содержащая по два ведущих и ведомых колеса, выполненных в форме «звезды» с тремя равномерно распределенными по окружности «лучами», на концах которых установлены по два опорных колеса, сиденье, установленное на раме с возможностью подъема ее задней части при движении по наклонным поверхностям, включая ступенчатые, за счет двух подвижно присоединенных к ней подъемных винтовых домкратов, противоположный конец каждого из которых подключен к установленному на ведущем валу с возможностью осевого перемещения сателлитному редуктору, имеющему подвижное осевое соединение с закрепленным на движителе основным редуктором, от которого обеспечивается передача вращательного усилия через подвижное осевое соединение и выполненное в сателлитном редукторе шестеренное соединение на подъемный винтовой домкрат, при этом каждый сателлитный редуктор неподвижно прикреплен к прижимному стакану, установленному на ведущем валу с возможностью осевого перемещения под воздействием подвижно присоединенного к нему прижимного винтового домкрата, противоположный конец которого подключен к основному редуктору, прижимной стакан подвижно присоединен к прижимной втулке, выполненной с равномерно распределенными по ее окружности продольными прорезями, в каждой из которых размещен жестко закрепленный на ведущем валу упор, и снабженной неподвижно прикрепленной к ней ступичной полумуфтой, с помощью которой обеспечивается возможность передачи вращательного усилия от ведущего вала на ступицу ведущего колеса, переводя тем самым ведущее колесо в режим выполнения шагающей функции, для обеспечения выполнения ведущим колесом вращательной функции ведомый зубчатый шкив, подвижно установленный во внутренней полости его ступицы, снабжен подвижной связью с установленным на ведущем валу ведущим зубчатым шкивом посредством зубчатого приводного ремня и попарно распределенных на равном удалении от ведущего зубчатого шкива направляющих роликов, которые подвижно установлены во внутренней полости ступицы на равном удалении от зубчатого шкива с возможностью регулирования натяжения зубчатого приводного ремня.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к инвалидным коляскам с электроприводом, позволяющим преодолевать лестничные марши общего пользования. Сущность технического решения, предлагаемого изобретением, состоит в том, что в инвалидной коляске-ступенькоходе, в основе которой находится транспортное средство с двухмерным инерционно-навигационным устройством, позволяющим пользователю удерживать баланс на двух с индивидуальным приводом колесах, расположенных по обе стороны от кресла пользователя, снабженное гусеницами и механизмом углового смещения и фиксации гусениц по отношению к креслу пользователя, гусеницы смонтированы на осях с внешней стороны колес, а механизм углового смещения и фиксации гусениц по отношению к креслу пользователя выполнен на рычаге, закрепленном одной стороной на оси колеса, а другой стороной несущим шарнирные параллелограммы, передающие вращение от диска/шкива на оси электропривода к шкивам гусеницы, при этом диск/шкив оси электропривода имеет реборду, входящую в непроскальзывающий контакт с ребордой, закрепленной на корпусе транспортного средства соосно шкиву гусеницы, смонтированному на рычаге.

Изобретение относится к средствам для перемещения инвалидных кресел-колясок и детских колясок по лестничным пролетам. Техническим результатом является создание возможности регулировать усилие, которое необходимо приложить для подъема и опускания пандуса, снижение ударных нагрузок на марши лестницы и стойки перил, обеспечение простоты конструкции, безопасности и надежности в работе.
Изобретение относится к области транспортирования. Самоуправляемое колесо состоит из нескольких частей и выполнено с возможностью изменения взаимного расположения отдельных его частей, контактирующих с опорной поверхностью.

Изобретение относится к сверхманевренным транспортным средствам с мускульным приводом и может использоваться инвалидами для передвижения и как тренажер и аттракцион в помещениях.

Изобретение относится к индивидуальным средствам передвижения, специально предназначенным для инвалидов или людей с ограниченными возможностями в движении. Многофункциональное кресло-коляска, содержащее установленное на колесах основание, смонтированную на основании вертикальную стойку с рукояткой для перемещения кресла-коляски и с размещенной в полости стойки вертикальной кареткой с приводом, несущей соединенную с ней стрелу и установленной на системе колес, включающей верхние и нижние группы опорных колес, размещенные по разные стороны от оси стойки, при этом на основании или на стойке закреплен каркас со съемным сиденьем, на стреле установлена продольная каретка, соединенная с подвесом, причем с функцией подъема и перемещения инвалида сиденье выполнено с возможностью соединения стропами с подвесом.

Изобретение относится к креслу-коляске с возможностью стояния и направлено на повышение безопасности преодолевания неровностей поверхности пользователем в любых положениях находясь на кресле-коляске.

Изобретение является инвалидной безмоторной коляской с прямым цепным приводом для использования в качестве легкого городского транспортного средства, для параолимпийского спорта, туризма.

Изобретение относится к передвижному универсальному роботизированному устройству позиционирования и направлено на повышение удобства пользования. Передвижная роботизированная модифицируемая кровать состоит из всенаправленной ходовой части и модифицируемой несущей поверхности, оснащенной системой позиционирования, обеспечивающей возможность управляемого регулирования, причем эта всенаправленная ходовая часть содержит центральную раму, в верхней части которой находятся четыре линейных направляющих ходовой части, на каждой паре этих линейных направляющих в направлении вперед/назад подвешена телескопическая рама и в каждой из них размещена неподвижная ось, состоящая из соединительной части и колес Илона, причем в этой соединительной части размещен привод колес Илона, передняя и задняя выдвижные телескопические рамы связаны линейным приводом выдвижной секции ходовой части, при этом в телескопические рамы встроены блоки управления приводами вращения колес.

Самоходная подводная инвалидная коляска, включающая раму коляски, сиденье, спинку, подножки, передние колеса, задние колеса, обручи задних колес, отличающаяся тем, что она содержит с двух сторон зеркально симметрично расположенные несущие рамы, закрепляемые на обручах задних колес при помощи быстросъемных крючков-фиксаторов, а также вертикальные направляющие, при этом на несущих рамах установлены крылья, выполненные из композитного материала и оснащенные вырезами для установки движителей, закрепляемых на вертикальных направляющих несущей рамы.

Изобретение относится к устройству крепления дополнительного оборудования к объекту для перемещения, в частности инвалидному креслу, с целью активного и маневренного передвижения людей с ограничениями жизнедеятельности.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при проектировании и производстве малогабаритных механических транспортных средств, в том числе инвалидных колясок, предназначенных для передвижения по горизонтальным, наклонным и ступенчатым поверхностям, включая лестницы. Коляска для людей с ограниченными возможностями в ходьбе содержит по два ведущих и ведомых колеса, выполненных в форме «звезды» с опорными колесами, раму, сиденье, редукторы для привода в движение ступиц ведущих колес при подъеме по лестнице, по два прижимных домкрата, по две прижимные и ступичные полумуфты, два подъемных винтовых домкрата, обеспечивающих сохранение центра тяжести коляски при движении по лестнице. 8 ил.

Наверх