Способ регулирования движения поездов

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики. В способе регулирования движения поездов с участием микропроцессорной диспетчерской централизации используют связанные электронно-вычислительные машины смежных диспетчерских кругов, используют графики движения поездов, определяют время и номер пути приема и отправления поезда. Также получают приказы коррекции номера поезда, времени отправления и номера пути отправления на перегон, времени приема и номера пути приема на станцию. Проверяют возможность установки маршрутов без нарушения графика движения других поездов и воздействуют на аппаратуру центрального поста диспетчерской централизации. При нарушении графиков движения других поездов информируют поездного диспетчера и/или сменного помощника начальника станции, подтверждают внесенную коррекцию, либо отказываются от такой коррекции. В случае не установки маршрута по техническим причинам или из-за ошибки диспетчера, выдается соответствующая информация. Повышается пропускная способность и повышается точность выполнения графика движения. 4 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Уровень техники

Известен способ регулирования движения поездов с использованием микропроцессорной централизации МПЦ. Регулирование движения поездов осуществляется с участием мониторов, на которых отражен путевой план станции с напольными объектами и подвижным составом, манипулятора «мышь» и клавиатуры [Устройства автоматики телемеханики и связи. Шалягин Д.В., Цыбуля Н.А., Косенко С.С., Волков А.А. и др. - М.: Маршрут, 2006 (стр. 505-509)].

Недостатками способа является то, что большая часть рабочего времени сменный помощник начальника станции ДСП выполняет рутинные операции.

Известен способ регулирования движения поездов с использованием микропроцессорной диспетчерской централизации ДЦ. Регулирование движения поездов осуществляется с участием мониторов, на которых отражен путевой план участка с подвижными составами, манипулятора «мышь» и клавиатуры [Устройства автоматики телемеханики и связи. Шалягин Д.В., Цыбуля Н.А., Косенко С.С., Волков А.А. и др. - М.: Маршрут, 2006 (стр. 528-534)].

Недостатками способа является то, что большую часть рабочего времени поездной диспетчер ДНЦ выполняет рутинные операции.

Данные технические решения выбраны в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное техническое решение, является расширение функциональных возможностей, повышение пропускной способности, снижение затрат электроэнергии на тягу поездов, повышение точности выполнения графика движения поездов, снижение износа подвижного состава и верхнего строения пути.

Технический результат достигается тем, что способ регулирования движения поездов поездным диспетчером с участием микропроцессорной диспетчерской централизацией, предусматривается дополнительная ЭВМ, которая получает информацию от аналогичных ЭВМ смежных диспетчерских кругов, использует параметры графика движения поездов, определяет время и номер пути приема поезда, время и номер пути отправления поезда (при количестве путей на перегоне больше одного или нескольких подходах к станции), воспринимает приказы коррекции номера поезда, времени отправления и номере пути отправления на перегон, времени приема и номере пути приема на станцию, проверяет возможность установки маршрутов без нарушения графика движения других поездов и воздействует на аппаратуру центрального поста диспетчерской централизации для реализации маршрутов, при нарушении графиков движения других поездов информируется поездной диспетчер, который подтверждает внесенную коррекцию, либо отказывается от такой коррекции, если установка маршрута невозможна по техническим причинам или из-за ошибки диспетчера, то выдается соответствующая информация.

Технический результат достигается тем, что способ регулирования движения поездов сменным дежурным по станции (сменным помощником начальника станции) с участием микропроцессорной централизации, предусматривается дополнительная ЭВМ, которая получает информацию от микропроцессорной централизации, использует параметры графика движения поездов, определяет время и номер пути приема поезда, время и номер пути отправления поезда (при количестве путей на перегоне больше одного или нескольких подходах к станции), воспринимает приказы коррекции номера поезда, времени отправления и номере пути отправления на перегон, времени приема и номере пути приема на станцию, проверяет возможность установки маршрутов без нарушения графика движения других поездов и воздействует на аппаратуру микропроцессорной централизации, для реализации маршрутов, при нарушении графиков движения других поездов информируется сменный помощник начальника станции, который подтверждает внесенную коррекцию, либо отказывается от такой коррекции, если установка маршрута невозможна по техническим причинам или из-за ошибки диспетчера, то выдается соответствующая информация.

Предложенные способы являются дополнением к способам реализуемым в системах микропроцессорной диспетчерской централизации и микропроцессорной централизации. При этом остаются задействованными все узлы ДЦ (ЦПДЦ (центральный пункт диспетчерской централизации), каналообразующая аппаратура, ЛПДЦ (линейный пункт диспетчерской централизации)) и МПЦ. Дополнительно к узлам ДЦ и МПЦ подключается ЭВМ - ЭВМД, которая реализует алгоритм управления движением поездов с использованием уже установленных мониторов УМ.

По инициативе поездного диспетчера мониторы могут подключаться либо к основному системному блоку ДЦ или к системному блоку ЭВМД. По инициативе сменного помощника начальника станции мониторы могут подключаться либо к основному системному блоку МПЦ или к системному блоку ЭВМД.

Для управления движением поездов на участке диспетчерского круга выделяются два монитора (ЛМ - левый монитор, ПМ - правый монитор), с участием которых и манипулятора «мышь» и осуществляется управление. Остальные мониторы служат для контроля поездной ситуации. На каждый из мониторов ЛМ и ПМ может быть выведено путевое развитие малой станции и оба прилегающих перегона, или половина путевого развития средней станции. Таким образом, на двух монитора может быть полностью отображена средняя станция. На остальных мониторах отображается путевое развитие станций и по половине прилегающих перегонов, или половина малой станции с половиной прилегающего перегона.

Большинство операций по регулированию движения поездов осуществляется ЭВМД, которая с участием ДЦ, выбирает путь приема и устанавливает маршруты, определяет время отправления или приема поездов, и выполняет другие рутинные операции, освобождая от них ДНЦ.

Для управления движением поездов на крупной станции на УМ (4-10 шт.) может выводиться стандартная информация для МПЦ или информация о поездной ситуации, как это предусмотрено при использовании ЭВМД в системе ДЦ. Регулирование движения поездов осуществляется также с участием манипулятора «мышь». Маневровые передвижения могут осуществляться с участием ЭВМД и дистанционным управлением маневровым локомотивом, которое осуществляет машинист-составитель. Установка маршрута осуществляется под контролем устройств МПЦ, а регулирование скорости движения маневрового состава - под контролем ЭВМД. Связь между составителем и постом ЭЦ, постом ЭЦ и маневровым локомотивом осуществляется по радиоканалу. Обмен информацией между поездным локомотивом и станцией приема и отправления так же осуществляется по радиоканалу, в т.ч. и передача сигналов автоматической локомотивной сигнализации АЛС.

При сбое поездных или маневровых передвижений обозначение поезда или маневрового состава указывается мигающим красным трафаретом, и вплывает надпись «НЕИСПРАВНОСТЬ». При невозможности выполнения команды всплывает надпись «КОМАНДА НЕ ВЫПОЛНЕНА».

Большинство операций по регулированию движения поездов осуществляется ЭВМД, которая с участием МПЦ, выбирает путь приема и устанавливает маршруты, определяет время отправления и приема поездов, и выполняет другие рутинные операции, освобождая от них ДСП.

Краткое описание чертежей

Пояснение действия способа можно продемонстрировать с помощью фиг. 1-4.

На фиг. 1 представлено размещение мониторов, рабочего стола и рабочего кресла поездного диспетчера, на фиг. 2 - изображение на мониторах всего диспетчерского круга, на фиг. 3 - увеличенное изображение на четырех мониторах, на фиг. 4 - детальное изображение на одном мониторе.

Осуществление изобретения

На фиг. 1-4 приведены следующие обозначения: 1 и 2 - левый ЛМ и правый мониторы ПМ; 3, 4, 5, 6, 7 и 8 - первый 1М, второй 2М, третий ЗМ, четвертый 4М, пятый 5М и шестой 6М мониторы; 9 - рабочий стол поездного диспетчера ДНЦ; 10 - рабочее кресло поездного диспетчера ДНЦ; 11 - изображение поездов на перегоне; 12 - изображение поездов на станции; 13 - малые станции; 14 - большая станция; 15 - пути перегона и главные пути станций; 16 - всплывающее слово «НЕИСПРАВНОСТЬ», 17 - всплывающая таблица; 18 - клетка «ОТПРАВИТЬ НЕМЕДЛЕННО»; 19 - клетка с номером поезда «0139»; 20 - клетка со временем отправления поезда «15:00»; 21 - клетка со скорректированным временем отправления «15:15»; 22 - клетка с цифровой клавиатурой; 23 - клетка с командой ввода откорректированного значения «ВВЕСТИ»; 24 - клетка с командой отмены коррекции «ОТМЕНИТЬ»; 25 - клетка с командой удаления содержимого клеток 19, 20 и 21; 26 - всплывающая клетка с указанием невыполненной команды «КОМАНДА НЕ ВЫПОЛНЕНА».

На фиг. 1 изображены мониторы «выносного табло», левая панель, которого состоит из мониторов 1 и 2, фронтальная панель - из мониторов 3, 4, 5 и 6, правая панель - из мониторов 7 и 8. На мониторы 1 и 2 можно вывести изображения любых двух мониторов с 3 по 8 с детальным отображением путевого развития станции (или части станции), прилегающих к ним частей перегонов (от станции до середины перегона); обозначения поездов с указанием номера поезда (верхняя строка в пунктах 11 и 12), времени отправления (прохода головой поезда выходного сигнала при сквозном или безостановочном пропуске), если поезд находится на станции (нижняя строка в пунктах 12 на фиг 4), или времени приема поезда на станцию (прохода головой поезда входного сигнала) с указанием номера пути приема (время приема - в нижней строке пунктов 11 см. фиг. 4) - «15:20» и «15:25», номера путей приема - там же «1» и «2»), если поезд находится на перегоне; а также всплывающие надписи 16 - «НЕИСПРАВНОСТЬ» или всплывающую таблицу 17. В этой таблице есть клетка 18 - для немедленного отправления поезда без указания в клетке 20 времени отправления, клетка 19 с указанием номера поезда, клетка 20 - с указанием времени отправления, полученного от ЭВМ диспетчерского круга, откуда управляются все мониторы, клетка 21 - коррекции времени отправления ДНЦ. После коррекции времени нужно отметить курсором (навести курсор и нажать левую кнопку мыши) кнопу 23. После этого ЭВМД пересчитает параметры (время прибытия поезда на станцию приема), проверит возможность проследования других поездов по ранее составленному графику и в случае, если коррекция не искажает график следования других поездов, то коррекция учитывается. Если коррекция изменяет график следования других поездов, то эти поезда отмечаются на мониторе, указываются их новые временные параметры, ДНЦ либо подтверждает произведенную коррекцию времени повторной отметкой курсором клетки «ВВЕСТИ» 23, либо отказывается от вносимых изменений, делая отметку клетки «ОТМЕНИТЬ» 24. За счет клетки 25 удаляются данные клеток 19, 20 и 21.

Всплывающая надпись 16 «НЕИСПРАВНОСТЬ» указывает на неисправность на станции или перегоне. Всплывающая надпись 26 «КОМАНДА НЕ ВЫПОЛНЕНА» указывает на ошибку ДНЦ. Исправность работы всех напольных и постовых устройств, устройств диспетчерской централизации и устройств, поясняющих действие предложенного способа, контролирует ЭВМ диспетчерского круга. В нее же поступает информация о подходе поездов к диспетчерскому кругу, а также об уходящих с участка поездах передается информация на ЭВМ смежных диспетчерских кругов.

Последовательность коррекции параметров графика движения осуществляется следующим образом: наводится курсор на обозначение поезда на мониторе ЛМ или ПМ и нажимается кнопка на манипуляторе «мышь», всплывает окно 17. В клетке 21 дублируется содержимое клетки 20, которое и корректируется. После наведения курсора на клетку 23 «ВВЕСТИ» и нажатия на кнопку манипулятора «мышь» откорректированное значение учитывается в программе дополнительной ЭВМ, содержимое клетки 21 переносится в клетку 20, клетка 21 очищается.

Управление движением поездов на крупной станции осуществляется аналогично тому, как это происходит на малой или средней станции.

Способ регулирования движения поездов с участием микропроцессорной диспетчерской централизации, отличающийся тем, что предусматривают использование ЭВМ, которая получает информацию от аналогичных ЭВМ смежных диспетчерских кругов, используют параметры графика движения поездов, определяют время и номер пути приема поезда, время и номер пути отправления поезда при количестве путей на перегоне больше одного или нескольких подходах к станции, воспринимают приказы коррекции номера поезда, времени отправления и номера пути отправления на перегон, времени приема и номера пути приема на станцию, проверяют возможность установки маршрутов без нарушения графика движения других поездов и воздействуют на аппаратуру центрального поста диспетчерской централизации для реализации маршрутов, при нарушении графиков движения других поездов, информируют поездного диспетчера и/или сменного помощника начальника станции, который подтверждает внесенную коррекцию, либо отказывается от такой коррекции, если установка маршрута невозможна по техническим причинам или из-за ошибки диспетчера, то выдается соответствующая информация.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования движения. Устройство содержит блоки: получения информации о текущем поездном положении, получения нормативного графика движения поездов, прокладки ниток пассажирских поездов и электропоездов, прокладки ниток грузовых поездов, моделирования тяговых режимов поезда, хранения информации по полигону, извлечения информации по полигону из блока хранения, развязки ниток поездов, получения данных об условиях пропуска поездов, получения данных о планируемых «окнах», формирования энергосберегающего графика движения поездов, ручного ввода данных, хранения прогнозного графика, передачи прогнозного графика в систему управления движением поездов, сопоставления эталонного, прогнозного и исполненного графиков, получения исполненного графика, отображения и регистрации информации, сервер предварительной обработки перегонной информации, нормативно справочной информации по участкам низкого уровня с учетом тяговых расчетов, имитационной модели участка в рельсовых цепях и продвижения поезда по высокоскоростной железнодорожной магистрали, эталонного графика пропуска поезда, нормативно справочной информации по раздельным пунктам, имитационной модели графика движения, эталонного графика прохождения раздельных пунктов магистрали, датчиков прохождения границ рельсовых цепей, датчиков прохождения границ раздельных пунктов, позиционирования поездов, интеллектуального моделирования и управляющих ресурсов, идентификатора фрагментов графика движения поездов, конструктора виртуальных раздельных пунктов, а также модули проверки реализации графика и нормативного графика, сервер предварительной обработки станционной информации.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для мониторинга условий движения и интервального регулирования поездов. Система содержит стационарные центры радиоблокировки, подключенные к ЭВМ центра диспетчерского контроля и управления, перегонные базовые станции радиоканала, сеть передачи данных, радиоканал и оптоволоконный кабель, станционый блок формирования и анализа импульсных световых сигналов, процессор, модуль моделирования поездной ситуации на перегонах, модуль мониторинга условий движения на перегонах, модуль комплексной обработки данных, на вовлеченных в систему поездах бортовое оборудование, включающее соединенные между собой через системный интерфейс обмена цифровыми данными, комплексное локомотивное устройство безопасности, блок определения местоположения локомотива, блок измерения скорости и пройденного расстояния, блок расчета допустимой скорости, кривых торможения и обмена данными со стационарными центрами радиоблокировки по радиоканалу, вихретоковое устройство текущего контроля фактического состояния рельсов и уточненного измерения скорости, дисплей машиниста и локомотивное радиопередающее устройство.

Изобретение относится к области техники управления транспортным средством. Техническим результатом является снижение неожиданного выхода из строя транспортного средства на основе своевременного предупреждения водителя.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для управления движением поездов по каналам диспетчерской поездной радиосвязи. Система содержит на каждом локомотиве бортовое устройство управления движением, блок для ввода машинистом информации, блок электронной карты маршрутов, блок указателя светофора, локомотивный блок информации о текущем интервале времени по глобальной системе спутниковой навигации, блок отображения информации, бортовой приемопередатчик, блок декодера сигнатуры, а также станционную часть.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для формирования графиков движения поездов на полигоне железнодорожной сети при производстве ремонтно-путевых работ.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи для управления движением поездов. Система содержит размещенные в диспетчерском центре приемопередатчик и сервер, подключенный через блок преобразования сигнала к волоконно-оптической линии 5, уложенной вдоль железнодорожного пути и связанной с напольными широкополосными приемопередающими модулями перегона через объединитель и блок преобразования сигнала.

Группа изобретений относится к рельсовому транспортному средству. Рельсовое транспортное средство содержит комплект подсистем эксплуатационных средств, кабинное устройство отображения информации машинисту, которое включает в себя центральный блок отображения.

Изобретение относится к средствам контроля железнодорожного пути. Система включает размещенное в головной части подвижного объекта устройство сбора данных, состоящее из микроконтроллера, с приемопередатчиком и блоком вывода информации.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для управления сортировочными станциями. Система включает компьютер АРМ, включающий процессор, блок (б.) ввода/вывода, монитор, б.

Изобретение относится к области автоматики, связи и вычислительной техники, для перегонной связи высокоскоростной магистрали. Система содержит станционные устройства доступа, переговорно-вызывные устройства перегонной связи, сеть связи в виде пассивной оптической сети, оптические линейные и сетевые терминалы, оптические порты сплиттеры, волокно пассивной оптической сети, перегонные устройства доступа, содержащие блок питания от сети переменного тока и два оптических сетевых терминала, телефоны и видеокамеры места аварийно-восстановительных работ, оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики, коммутаторы междугородней связи, станционное оборудование ЖАТ, станционные коммутаторы оперативно-технологической связи с подключенными к ним пультами дежурного по станции и соответствующими коммутаторами транспортной сети, волоконно-оптические линии связи, переносной блок сопряжения, включающий автономный блок питания и оптический сетевой терминал.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для контроля состояний перегонных рельсовых цепей с электрическими стыками. В способе к рельсовой линии посредством линий связи подключают путевой генератор сигнальной частоты и путевой приемник, генератор и приемник подключают к разным линиям связи, причем генератор подключается на время контроля и время протекания переходных процессов к середине рельсовой линии, ограниченной электрическими стыками по концам, приемник подключают на время контроля рельсовой линии, время подключения путевых устройств определяют распределители, установленные на посту ЭЦ и линейных установках, синхронизацию распределителей осуществляют сигналом цикловой синхронизации, для исключения влияния инерционности колебательных контуров путевого приемника и электрических стыков каждое последующее подключение приемника осуществляют так, чтобы сигнал поступал на вход приемника в противофазе с напряжением предыдущей рельсовой линии.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике для исключения негативного влияния потери шунта при контроле освобождения путевого участка. В способе используют рельсовую цепь с источником питания переменного тока, который подключен к рельсам через ограничивающий резистор, приемник, контролирующий превышение текущего значения сигнала над пороговым значением, с локомотива на пост электрической централизации по радиоканалу передают информацию об освобождении рельсовой цепи за хвостом поезда, которая определяется локомотивной вычислительной машиной по данным от приемника спутниковой системы навигации и информации о путевом развитии станции, хранящейся в памяти вычислительной машины, кроме того, при этом учитывают увеличение длины поезда на 4%, возникающее из-за конструктивных особенностей автосцепки.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике для исключения негативного влияния потери шунта при контроле освобождения путевого участка. В способе используют рельсовую цепь с источником питания переменного тока, который подключен к рельсам через ограничивающий резистор, приемник, контролирующий превышение текущего значения сигнала над пороговым значением, с локомотива на пост электрической централизации по радиоканалу передают информацию об освобождении рельсовой цепи за хвостом поезда, которая определяется локомотивной вычислительной машиной по данным от приемника спутниковой системы навигации и информации о путевом развитии станции, хранящейся в памяти вычислительной машины, кроме того, при этом учитывают увеличение длины поезда на 4%, возникающее из-за конструктивных особенностей автосцепки.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике. Способ регулирования движения поездов диспетчерского круга заключается в передаче на локомотив информации о количестве свободных впередилежащих путевых участков, конфигурации маршрута, марки маршрутных крестовин.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике контроля освобождения путевого участка для подсчета количества вагонов. Устройство включает рельсовую линию с перемычками по концам, путевой генератор, путевой приемник, фиксирующий превышение текущим напряжением приемного конца порогового значения, резисторы, операционный усилитель, конденсаторы, диоды и счетчик.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и используется для контроля состояний разветвленных рельсовых цепей без изолирующих стыков и дроссель-трансформаторов.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Способ регулирования движения поездов заключается в передаче на локомотив информации о количестве свободных впередилежащих участков, о конфигурации маршрута, о марке крестовин маршрутных стрелок.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для интервального регулирования движения поездов. Устройство содержит приемопередающее напольное устройство и по меньшей мере один электромагнитный ключ, установленный в обойме-держателе на подвижном составе и закрепленный кронштейнами к неподрессоренной части тележки последнего вагона, расположенный у головки рельса по следу реборды колеса между колесами тележки, напольное приемопередающее устройство закреплено на шейке рельса с внутренней стороны колеи и выполнено с возможностью работы на частоте 1-3 кГц.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для интервального регулирования движения поездов. Рельсовая цепь содержит рельсовую линию, к одному концу которой через первый разделительный конденсатор подключен путевой генератор, к другому концу через второй разделительный конденсатор подключен путевой приемник, цепь настроена в резонанс на несущей частоте сигнала контроля рельсовой линии.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для регулирования движения. Устройство содержит стационарную аппаратуру и бортовую часть на локомотивах поездов.
Наверх