Сплав на основе титана

Изобретение относится к области металлургии, а именно к титановым сплавам, предназначенным для использования в качестве конструкционного высокопрочного высокотехнологичного материала для изготовления силовых конструкций судостроительной, авиационной и космической техники, энергетических установок, длительно работающих при температурах до 350°С. Сплав на основе титана содержит, мас.%: алюминий 5,3-6,0; ванадий 7,3-7,9; молибден 4,8-5,3; хром 1,3-1,8, железо 0,4-0,7; цирконий 0,5-0,8; кислород 0,10-0,18, углерод 0,01-0,02, кремний 0,005-0,02, азот 0,005-0,02, водород 0,003-0,015, прочие примеси не более 0,30; титан - остальное. Сплав характеризуется высокими значениями прочности, пластичности и коррозионной стойкости в водном растворе NaCl. 7 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к созданию конструкционных высокопрочных высокотехнологичных псевдо-Р титановых сплавов, обладающих высокими прочностными, пластическими характеристиками и повышенной коррозионно-механической прочностью. Из сплава могут быть изготовлены деформированные материалы широкой номенклатуры (крупногабаритные поковки, штамповки, катаные и кованые плиты, а также полуфабрикаты мелкого сечения, такие как прутки, листовой прокат), которые могут быть использованы для силовых конструкций судостроительной, авиационной и космической техники, энергетических установок, длительно работающих при температурах до 350°С.

Традиционно титановые сплавы используют в тех областях применения, в которых требуется комбинация удельной прочности и работоспособности в коррозионных средах. Применение высокопрочных титановых сплавов позволяет снизить массогабаритные параметры конструкций и повысить ресурс изделий.

За рубежом для аэрокосмической техники производят шесть марок β-сплавов:

- Ti - 10V - 2Fe - 3Al, AMS 4983/14, TIMET, 1971;

- 5Al-5V - 5Mo - 3Cr - 0,5Fe (Ti-5553) ВСМПО, 1997 и его европейский

вариант - Ti - 5Аl - 5Мо - 3Сr - 1Zr;

- Ti - 15V - 3Аl - 3Sn - 3Сr, AMS 4914, TIMET, 1978;

- Beta 21S, AMS 4897, TIMET, 1989;

- Beta C, AMS 4957, RTI, 1969;

- Alloy С, P & W, 1990. [J.D. Cotton ets. State of the Art in Beta Titanium Alloys for Airframe Applications. - JOM, June 2015.]

Сплав Ti - 10V - 2Fe - 3Al применен в виде крупногабаритных поковок с пределом прочности σв≥1100 МПа для силовых элементов шасси Boeing 757, 777 и других проектов.

Недостатками сплава является склонность к микросегрегации железа при выплавке слитков, низкая прокаливаемость при охлаждении на воздухе (в сечениях не более 130 мм), низкие характеристики вязкости разрушения KQ≥33 МПа⋅м1/2

Известен сплав Ti-5553, применяемый в деталях шасси Boeing 787. Модификацию сплава Ti-55531 используют для шасси Airbus А380.

Известен высокопрочный титановый сплав ВТ22 (Ti - 5А - 5V - 5Мо -1Сr - 1Fe), являющийся наиболее широко применяемым в силовых конструкциях авиационной техники в России [А.Л. Яковлев, Н.А. Ночовная, С.В. Путырский, В.А. Крохина. Перспективы применения высокопрочного титанового сплава ВТ22 и его модификаций //Титан, 2018. №2(60). С 42-47.]

Для изготовления высоконагруженных силовых деталей и конструкций планера применяют штамповки массой до 300 кг из высокопрочного титанового сплава ВТ22 со следующими свойствами: σв≥1030 МПа; σ0,2≥960 МПа; KIC≥58 МПа⋅м1/2

Сплав разработан и паспортизирован во ФГУП «ВИАМ» в 1965 году. Структура и свойства сплава существенно зависят от его состава в пределах ОСТ 90013 и ГОСТ 19807-91. Химический состав сплава ВТ22 неоднократно уточняли. Окончательный вид химический состав принял в 1979 году.

Химический состав сплава ВТ22 по ГОСТ 19807-91, мас. %: алюминий 4,4-5,7, молибден 4,0-5,5, ванадий 4,0-5,5, железо 0,5-1,5, хром 0,5-1,5, примеси (не более): углерод 0,10, кремний 0,15, цирконий 0,30, кислород 0,18, азот 0,05, водород 0,015, сумма прочих примесей 0,30.

Для изделий МС-21, SSJ-100 и других ФГУП «ВИАМ» разработан сплав ВТ22М. В сплаве ВТ22М по сравнению со сплавом ВТ22 сужены интервалы содержания легирующих элементов, снижено максимально допустимое содержание примесных элементов - углерода, кислорода и азота. Сплав ВТ22М обладает более высокой прочностью (σ0,2 до 1080 МПа) повышенной трещиностойкостью (KIC до 69 МПа⋅м1/2) по сравнению с серийным сплавом ВТ22.

Известен сплав VST-5553 (патент RU 2122040), разработанный совместно ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и компанией «Boeing» и являющийся развитием сплава ВТ22. Принципиальными отличиями сплава VST-5553 являются увеличенное содержание хрома до 3,6% и пониженное содержание железа до 0,2-0,8%.

Недостатком выше приведенных сплавов является недостаточный уровень прочности массивных крупногабаритных деталей толщиной более 150-200 мм, закаливаемых на воздухе.

Известны аналогичные сплавы, запатентованные ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» следующих составов, приведенные в таблице 1.

Железо и хром являются эффективными упрочнителями в титановых сплавах. Однако по диаграммам состояния растворимость железа и хрома в α-титане не превышает 0,5% при температурах 595°С и 670°С соответственно, а при 20°С становится ничтожно малой. При содержании хрома и железа выше указанных величин велика вероятность выделения интерметаллидных соединений TiCr2 и TiFe, как следствие, существенной потери пластичности.

Недостатками выше перечисленных сплавов с повышенным содержанием хрома и (или) железа, являются повышенная вероятность снижения коррозионно-механической прочности металла массивных крупногабаритных изделий толщиной более 120-200 мм, подвергаемых термической обработке с охлаждением на воздухе.

Известны отечественные высокопрочные титановые сплавы на основе β-фазы:

ВТ32 (2,0-4,0 Аl, 7,0-9,0 Мо, 7,0-9,0 V, 0,5-2,0 Fe, 0,5-2,0 Сr) и сплав ВТ35 (2,0-4,0 Аl, 14-16 V, 2,0-4,0 Сr, 2,0-4,0 Sn, 0,5-2,0 Мо, 0,5-2,0 Zr, 0,01-0,04 Nb) [Авиационные материалы: Справочник в 12-ти томах. -7-е изд. Перераб. и доп. Под общей ред. Е.Н. Каблова. -М.: ВИАМ, 2010. - 96 с.], имеющие высокий уровень механических свойств (σв ≈850-950 МПа в закаленном состоянии и σв≥1150 МПа после упрочняющей термической обработки). ВТ32 и ВТ35 не нашли применения в авиационной промышленности, что обусловлено рядом технико-экономических факторов, к которым относятся особые требования к технологическому процессу получения высококачественных промышленных слитков, высокая стоимость шихтового набора и высокое содержание дефицитного молибдена в сплаве марки ВТ32. [Е.Н. Каблов, Н.А. Ночовная, Ю.А. Грибков, А.А. Ширяев. Разработка высокопрочного титанового псевдо-β-сплава и технологий получения полуфабрикатов из него. Вопросы материаловедения, 2016, №3 (87). С. 23-31]

Известен сплав на основе титана (патент RU 2 569 285 С1, опубл. 20.11.2015), содержащий, мас. %: алюминий 1,5-3,5, молибден 1,0-3,0, ванадий 8,0-12,0, хром 2,5-5,0, железо 0,3-1,8, цирконий 0,4-2,0, олово 0,4-2,0, иттрий и/или гадолиний 0,01-0,16. Применение олова и редкоземельных металлов (РЗМ) в составе сплава существенно осложняет технологию выплавки слитков, повышает удельную плотность сплава, снижает упругие характеристики (модуль нормальной упругости).

Недостатком сплава является повышенное содержание хрома и железа, которое снижает коррозионно-механическую прочность. Молибденовый эквивалент определен авторами в интервале от 15,5 до 20 единиц, что не оптимально для крупногабаритных изделий с большими сечениями. Примеры осуществления приведены для холоднокатаных листов толщиной 2 мм.

Известен сплав на основе титана (RU 2 606 677 С1, опубл. 10.01.2017), содержащий мас. %: алюминий - 1,8-3,5, молибден - 1,0-3,0, ванадий- 8,0-12,0, хром - 2,5-4,6, железо - 0,3-1,6, цирконий - 0,4-2,0, рутений - 0,01-0,16, титан - основное. Сплав может дополнительно содержать иттрий и/или гадолиний - 0,01-0,16. Сплав характеризуется высокими характеристиками предела прочности при 20°С в закаленном и термически упрочненном состоянии при сохранении предела технологической пластичности сплава на удовлетворительном уровне и коррозионной стойкости против щелевой и питтинговой коррозии.

Указанное в патенте содержание молибдена и ванадия обеспечивает высокую технологичность сплава и возможность получения путем упрочняющей термической обработки умеренно высоких прочностных характеристик (σ0.2=1220-1300 МПа) в листах толщиной 2 мм.

Недостатком предложенных в патентах RU 2 569 285 С1 и RU 2 606 677 С1 композиций сплава является содержание Моэкв=11,0 - 23,8 на нижнем и верхнем уровнях легирования соответственно, что не оптимально для обеспечения прокаливаемости крупногабаритных изделий с толщинами сечения 150 - 200 мм. Примеры осуществления приведены только для холоднокатаных листов толщиной 2 мм.

Известен сплав на основе титана (RU 2 610 657 С1, опубл. 14.02.2017), отличающийся тем, что он дополнительно содержит серу, при следующем соотношении компонентов, мас. %: алюминий 1,0-6,0, молибден 5,0-10,0, ванадий 5,0-10,0, железо 0,3-3,5, хром 0,3-3,5, олово 0,1-2,0, цирконий 0,1-2,0, сера 0,0001-0,30, кислород 0,01-0,20, азот 0,005-0,050, водород 0,003-0,020, углерод 0,005-0,100, кремний 0,01-0,10, титан - остальное.

Микролегирование сплава серой обеспечивает повышение технологичности, которое заключается в улучшении обрабатываемости (резанием, точением и т.д.), снижает износ режущего инструмента и увеличивает срок его службы. Увеличение содержания серы улучшает показатели механической обрабатываемости за счет выделения интерметаллидных соединений.

Результаты исследований влияния интерметаллидных выделений серы (при содержаниях более 0,015 мас. %) на коррозионную и коррозионно-механическую прочность сплава не приведены. Не приведены также данные, подтверждающие возможность применения предлагаемого сплава для изготовления крупногабаритных деталей из плит и поковок с толщинами сечений свыше 100-200 мм. Примеры осуществления выполнены для тонких листов, полученных из сутунок.

Известен сплав на основе титана (RU 2 614 356 С1 опубл. 24.03.2017), содержащий, мас. %: алюминий 1,5-4,5, ванадий 13,5-19,0, хром 2,0-5,0, олово 2,0-4,0, молибден 0,5-2,5, цирконий 0,5-2,5, ниобий 0,01-0,40, иттрий 0,005-0,150.

Предложенное сочетание α- и β - стабилизаторов позволяет проводить упрочняющую ступенчатую термическую обработку в вакуумных и аргоновакуумных печах, повысить характеристики пластичности и термической стабильности в термически упрочненном состоянии.

Примеры осуществления приведены для холоднокатаных тонколистовых полуфабрикатов.

Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе титана (патент RU 2 496 901, опубл. 27.10.2013 г.), являющийся усовершенствованием сплава VST-5553 и содержащий, мас. %: алюминий 5,3-5,7, ванадий 4,8-5,2, железо 0,7-0,9, молибден 4,6-5,3, хром 2,0-2,5, кислород 0,12-0,16, остальное титан и примеси, при необходимости, один или более дополнительных элементов, выбранных из N, C,Nb, Sn, Zr, Ni, Co, Сu и Si в количестве менее 0,1% каждый, а общее содержание дополнительных элементов составляет менее 0,5 мас. %.

Данный сплав достигает при статическом растяжении предела текучести (TYS) 170 ksi (1172 МПа), предела прочности (UTS) 180 ksi (1233 МПа), относительного удлинения 10%, относительного сужения (RA) 25% и модуля упругости 16,0 Msi (110,3ГПа). Сплав обеспечивает усталостный ресурс, по меньшей мере, 200 000 циклов при испытании на усталость гладкого образца при осевой нагрузке в соответствии со стандартом ASTM Е606 с переменной деформацией +0,6% и -0,6% до появления усталостной трещины.

Недостатками сплава-прототипа являются узкие интервалы содержания элементов, трудно реализуемые в промышленных изделиях из крупногабаритных слитков и необходимость горячей деформации крупногабаритных поковок и плит из сплава с температур нагрева в α+β-области.

Также недостатками сплава-прототипа является склонность к ликвации при выплавке крупногабаритных слитков сплава с повышенным содержанием железа и хрома, что может привести к нестабильности уровня механических свойств и коррозионно-механической прочности материала.

Технической задачей предложенного изобретения является создание высокопрочного титанового сплава, обладающего высокими прочностными, пластическими характеристиками и повышенной коррозионно-механической прочностью в термически упрочненном состоянии при удовлетворительной технологичности на стадиях выплавки, горячей обработки давлением и термической обработки и предназначенного для изготовления крупногабаритных полуфабрикатов (поковок, плит, толстолистовых гнутых заготовок из плит).

Техническим результатом предложенного изобретения является повышение коррозионно-механической прочности изделий в интервале температур от нуля до 80°С в закаленном и термически упрочненном состояниях при сохранении прочностных и пластических характеристик сплава на удовлетворительном уровне.

Для достижения поставленного технического результата предложен сплав на основе титана, содержащий алюминий, ванадий, молибден, хром, железо, цирконий, кислород, остальное титан и примеси при следующем соотношении компонентов, мас. %: алюминий 5,3-6,0, ванадий 7,3-7,9, молибден 4,8-5,3, хром 1,3-1,8, железо 0,4-0,7, цирконий 0,5-0,8, кислород 0,10-0,18, углерод 0,01-0,02, кремний 0,005-0,02, азот 0,005-0,02, водород 0,003-0,015, прочие примеси не более 0,30.

Технический результат также достигается в изделии, которое может быть выполнено из любого предложенного сплава на основе титана.

Предложенный сплав относится к классу псевдо-β-титановых сплава с Моэкв>13,0. Сплав комплексно легирован изоморфными (V, Мо, Nb) и эвтектоидными (Сr, Fe) β-стабилизаторами, α-стабилизаторами (Аl, О, С) и нейтральными упрочнителями (Zr, Sn).

В предлагаемом сплаве расширен интервал содержания алюминия до 5,3-6,0% (в сплаве-прототипе 5,3-5,7%), что обеспечивает большее повышение прочности α-фазы.

Легирование ванадием, молибденом и хромом приводит одновременно к повышению пластических характеристик и предела текучести.

Добавка молибдена, помимо повышения прочности сплава, повышает также его термическую стабильность, повышая способность сплава к термическому упрочнению. Также молибден повышает коррозионную стойкость в морской воде.

Содержание железа и хрома в сплаве снижено относительно сплава-прототипа до 0,4-0,7% и до 1,3-1,8% соответственно с целью уменьшения ликвации легирующих элементов и примесей по слитку и внутри зерна, что способствует термической стабильности сплава, а также повышению коррозионно-механической прочности.

Для обеспечения Моэкв>13,0 содержание ванадия повышено относительно сплава-прототипа до 7,3-7,9%. Моэкв=13,2-15,8 при содержании β-стабилизирующих элементов на нижнем и верхнем уровнях соответственно. В отдельном осуществлении Моэкв около 14,5, Аlэкв около 8,4. Ванадий повышает не только прочность, но и пластичность, что связано с его воздействием на параметры решетки а-титана. Большинство легирующих элементов в титане увеличивают соотношение осей с/а и приближают его к теоретическому значению 1,633, что затрудняет скольжение по призматическим и пирамидальным плоскостям. Ванадий, наоборот, несколько уменьшает соотношение осей с/а и тем самым повышает способность α-фазы к пластической деформации.

Легирование сплава цирконием до 0,5-0,8% повышает равномерность распада метастабильной β-фазы при старении, уменьшает отрицательное влияние сегрегаций легирующих элементов на структуру высоколегированных β-сплавов, способствуя более равномерному участию элементов в пластической деформации при нагружении. Цирконий повышает термическую стабильность, коррозионную стойкость сплавов Ti-Mo, увеличивает прокаливаемость, подавляет образование ω-фазы при низких температурах старения и уменьшает окисление.

Кислород стабилизирует α-фазу, хорошо растворяясь в α-титане, существенно упрочняет титан. Каждые 0,1% О (по массе) повышают прочностные свойства титана на 130 МПа, что связано с сильным искажением решетки α-титана из-за внедрения атомов кислорода в октаэдрические пустоты. В предлагаемом сплаве расширен интервал содержания кислорода до 0,10-0,18% относительно сплава-прототипа, что обеспечивает большее повышение прочности.

В области малых концентраций углерод повышает пределы прочности и текучести титана; при концентрациях углерода более 0,2% образуются твердые карбиды, снижающие ударную вязкость и затрудняющие механическую обработку. В связи с этим содержание углерода в предлагаемом сплаве ограничено интервалом 0,01-0,02%.

В конструкционных титановых сплавах, где требуется высокая ударная вязкость, кремний считается вредной примесью, так как, присутствуя даже в небольших количествах (сотых долей процента), резко снижает эту характеристику, поэтому содержание кремния ограничено интервалом 0,005-0,02%.

Азот - вредная примесь в титановых сплавах, существенно снижающая пластичность, и поэтому его содержание в предлагаемом сплаве регламентируется в пределе 0,005-0,02%.

Водород образует раствор типа внедрения и также относится к категории вредных примесей, так как вызывает водородную хрупкость титановых сплавов. В предлагаемом сплаве содержание водорода ограничено интервалом 0,003-0,015%.

Примеры осуществления

Пример 1. Предлагаемый сплав (в соответствии с таблицей 2) в виде слитков массой порядка 30 кг выплавляли методом двойного вакуумно-дугового переплава. Слитки подвергали всесторонней ковке с нагревов выше и ниже температур полного полиморфного превращения (Тпп) с получением кованой заготовки ∅ 100 × L мм. После механической обработки прутки прокатывали на ∅ 60 мм с температуры нагрева (Тпп+80)°С, часть которых прокатывали на прутки ∅ 25 мм с температурой нагрева (Тпп - 20)°С.

В таблице 2 приведен химический состав выплавленных слитков.

Прутки ∅ 60 и 25 мм подвергали двухстадийной термической обработке: I стадия - обработка на твердый раствор - нагрев до температуры (Тпп - 30)°С, выдержка при ней, охлаждение с печью до температуры 770, 740 и 730°С соответственно для сплава №1, №2 и №3, выдержка при ней и последующее охлаждение на воздухе; II стадия - старение с охлаждением на воздухе.

Далее были определены следующие характеристики полученных полуфабрикатов (прутков):

- предел текучести, предел прочности, относительное удлинение и сужение, модуль Юнга определяли путем проведения испытаний на растяжение образцов при комнатной температуре по ГОСТ 1497;

- малоцикловая долговечность при отнулевом растяжении образцов с кольцевым надрезом (диаметр 8 мм, диаметр в надрезе 5 мм при R=0,10 мм, коэффициент концентрации напряжений Кα=3,5) при максимальном номинальном напряжении цикла σmах, составляющем 0,7 от предела текучести σ0.2 на воздухе и в 3%-ном водном растворе NaCl по ГОСТ 25.502;

- коэффициент интенсивности напряжений KIC в условиях плоского напряженного состояния по схеме трехточечного изгиба на образцах сечением 35×50 мм на воздухе и в 3%-ном водном растворе NaCl по ГОСТ 25.506-85 и в соответствии с методиками ИМЯН 32-329-05 МИ и РД 5.ИЕИШ.3649-2013.

В таблице 3 приведены стандартные механические свойства предлагаемого сплава и сплава-прототипа.

Результаты испытаний образцов на малоцикловую долговечность на воздухе и в синтетической морской воде представлены в таблице 4.

В таблице 5 приведены результаты испытаний на вязкость разрушения.

Как видно из таблиц 3-5, в предлагаемом сплаве №3 по сравнению со сплавами-прототипами №1 и №2 долговечность в коррозионной среде образцов с острым надрезом выше минимум на 52%, коэффициент интенсивности напряжений Kq в коррозионной среде выше на 2-13%, остальные характеристики, в том числе предел текучести сохранены на примерно одинаковом уровне.

Пример 2. Предлагаемый сплав опробован в производственных условиях при изготовлении крупногабаритных слитков диаметром 850 мм и массой 5500 кг, выплавленных методом двойного вакуумно-дугового переплава.

В таблице 6 приведен химический состав выплавленных слитков из сплава-прототипа и предлагаемого сплава.

Из слитков изготовлены деформированные полуфабрикаты, а именно толстолистовой прокат.

Стандартные механические свойства предлагаемого сплава и сплава-прототипа, полученные на металле катаных плит, приведены в таблице 7.

Подтверждено соответствие стандартных механических свойств деформированных полуфабрикатов опытного сплава и сплава-прототипа.

Предлагаемый сплав может быть применен в качестве конструкционного материала для изготовления крупногабаритных деталей и конструкций, работающих в коррозионных средах типа 3%-ного водного раствора NaCl. Сплав обладает высокой надежностью по сравнению с известными сплавами благодаря повышенным характеристикам трещиностойкости в коррозионной среде и может быть использован для изделий длительного ресурса (например, в судостроении).

Высокопрочный псевдо-бета титановый сплав, содержащий алюминий, ванадий, молибден, хром, железо, цирконий, кислород, примеси и титан остальное, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

алюминий 5,3-6,0
ванадий 7,3-7,9
молибден 4,8-5,3
хром 1,3-1,8
железо 0,4-0,7
цирконий 0,5-0,8
кислород 0,10-0,18
углерод 0,01-0,02
кремний 0,005-0,02
азот 0,005-0,02
водород 0,003-0,015
прочие примеси не более 0,30
титан остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, в частности к литейным свариваемым сплавам на основе титана, обладающим высокой коррозионной стойкостью против щелевой и питтинговой коррозии в агрессивных средах, и может быть использован для изготовления фасонных отливок типа корпусов насосов и арматуры, эксплуатируемых в элементах оборудования офшорной техники, ответственных сварно-литых конструкциях судостроения, химической промышленности.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к титановым сплавам, которые могут быть использованы для изготовления деталей авиационных двигателей. Титановый сплав, состоящий из, в вес.%: от 6,0 до 6,7 алюминия, от 1,4 до 2,0 ванадия, от 1,4 до 2,0 молибдена, от 0,20 до 0,35 кремния, от 0,18 до 0,23 кислорода, от 0,16 до 0,24 железа, от 0,02 до 0,06 углерода, и остальное количество составляет титан со случайными примесями.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам обработки титановых сплавов. Способ обработки заготовки из титанового сплава включает этапы бета-отжига заготовки, охлаждения заготовки до температуры ниже температуры бета-перехода титанового сплава и всестороннюю ковку заготовки.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изготовлению пористых металлических материалов. Может использоваться в медицине для изготовления имплантатов.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению проницаемого пеноматериала из сверхупругого сплава системы титан-цирконий-ниобий. Может использоваться в медицине, в качестве костных имплантатов, и в других отраслях техники, в качестве фильтровальных элементов.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к титановым сплавам, пригодным для холодной прокатки Бета-титановый сплав, пригодный для холодной прокатки, содержит, мас.%: молибден от 13,0 до 20,0, ниобий от 2,0 до 4,0, кремний от 0,1 до 0,4, алюминий от 3,0 до 5,0, цирконий от более 0,0 до 3,0, олово от более 0,0 до 5,0, кислород от более 0,0 до 0,25 и титан и случайные примеси - остальное.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к функциональным заготовкам из сплава на основе титана, обладающим повышенной прочностью, упругостью и пластичностью.

Изобретение относится к области ультразвуковых технологических систем различного назначения и может быть использовано для создания сплава для изготовления ультразвуковых электродов, обладающих высоким ресурсом работы.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к титановым композиционным материалам. Титановый композиционный материал содержит внутренний слой, содержащий технически чистый титан или титановый сплав, наружный слой, сформированный на по меньшей мере одной прокатываемой поверхности внутреннего слоя и имеющий химический состав, который отличается от химического состава внутреннего слоя, и промежуточный слой, сформированный между внутренним слоем и наружным слоем и имеющий химический состав, который отличается от химического состава внутреннего слоя.

Изобретение относится к области ультразвуковых технологических систем различного назначения и может быть использовано для создания ультразвуковых электродов, обладающих высоким ресурсом работы.
Наверх