Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержит прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками. Лодка также снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно. Комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах. Декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами. Н на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки. Достигается увеличение количества спасательных аппаратов, размещаемых на подводной лодке-носителе, улучшение остойчивости подводной лодки в надводном положении при установленных на ней спасательных аппаратах, упрощение установки спасательных аппаратов на спасательную подводную лодку - носитель в надводном положении. 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к конструкциям подводных лодок-носителей глубоководных аппаратов, предназначенных для спасения людей с аварийных подводных объектов, находящихся под водой.

Известно использование боевых подводных лодок в качестве носителей техники для спасания подводников (например, Антонов А.Н. «Использование боевых ПЛ в качестве носителей СГА - плюсы и минусы», журнал Судостроение, 2012 г., №4. с. 18-25). Для этого на подводной лодке устанавливается съемный модуль (наделка), обеспечивающий размещение спасательного подводного аппарата и прочных контейнеров с оборудованием для обеспечения работы аппарата и проведения декомпрессии спасаемых подводников (патент РФ №2059524, МПК B63G 8/40).

При этом для сообщения между спасательным подводным аппаратом и помещениями подводной лодки используется расположенная в одной из оконечностей ПЛ штатная (стандартная) комингс-площадка.

Недостатком известного технического решения является то, что боевая ПЛ не имеет технических средств, обеспечивающих стабилизацию в точке при действии природных факторов (течения и волнения моря), что существенно затрудняет выполнение спасательной операции. Кроме того, через одну штатную (стандартную) комингс-площадку невозможно обеспечить эффективную связь помещений и оборудования съемного модуля (наделки) с соответствующими помещениями и подсистемами ПЛ, что также ограничивает спасательные возможности боевой ПЛ со съемным спасательным модулем. Затруднительно также размещать спасаемых подводников в жилой зоне боевой ПЛ, которая не рассчитана на большое количество людей.

Известно техническое решение по патенту РФ 2508226, B63G 8/40, отличающееся тем, что спасательно-боевая подводная лодка имеет съемные модули, обеспечивающие размещение спасательных подводных аппаратов и другого оборудования для проведения операции по спасанию подводников. В дополнение к техническим средствам, обеспечивающим боевое использование, устанавливаются технические средства, обеспечивающие ее стабилизацию в точке при выполнении спасательных работ, а для стыковки со съемными модулями постоянно устанавливаются дополнительные узлы, включая дополнительные комингс-площадки. Технический результат заключается в повышении эффективности выполнения операций по спасанию подводников.

Однако недостаточная эффективность использования боевой подводной лодки для проведения спасательной операции, необходимость отвлечения боевых подводных лодок для использования из в качестве спасательных потребовали создания специализированных спасательных подводных лодок-носителей глубоководных спасательных аппаратов. Например, в СССР были созданы специализированные спасательные подводные лодки, способные доставлять к месту поведения спасательной операции до двух спасательных аппаратов, оборудованные, внутри прочного корпуса, шлюзовыми и декомпрессионными камерами для обеспечения спасательной операции (Постнов А.А. «Спасательная ПЛ проекта 940» Морской сборник №8, 1997 г.).

Недостатком такого технического решения является неполная защита спасательных аппаратов от воздействия скоростного напора воды и морского волнения, что ограничивает скорость хода и мореходность подводного носителя СПА. Кроме того, известная конструкция ограждения подводных аппаратов не позволяет безопасно всплывать в битом льду при проведении спасательной операции в Арктических акваториях, поскольку ниши не защищены от попадания в них битого льда, что может привести к повреждению СПА и к невозможности проводить необходимые работы.

Недостатком известной конструкции является также невозможность безопасной установки внутрь ограждения спасательного аппарата, находящегося в надводном положении, например аварийного, поскольку требует сложных маневров подводного носителя как по горизонтали, так и по вертикали в положении частичного погружения, при котором не обеспечивается достаточная остойчивость подводного носителя.

Известно техническое решение по патенту РФ №2510356, B63G 8/40, в котором с целью устранения указанных недостатков установлено ограждение в виде объемной конструкции с нишей для размещения спасательных подводных аппаратов. Высота объемной конструкции ограждения спасательных подводных аппаратов выполняется такой, чтобы расстояние от плоскости штатного положения стыковочного фланца камеры присоса подводного аппарата до верхней кромки указанной части ограждения превышала осадку аппарата, находящегося в надводном положении. В верхней части ограждения установлены технические средства, защищающие подводные аппараты от битого льда, например подвижные конструкции в виде щитов, а в кормовой части ограждения установлены раскрывающиеся конструкции. В бортовых объемах ограждения размещены балластные цистерны. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности использования спасательных подводных аппаратов, установленных на подводном носителе, в различных условиях эксплуатации, включая Арктические акватории и аварийные ситуации.

Указанное техническое решение по патенту РФ №2510356, B63G 8/40 принято за прототип.

Недостатком технического решения, принятого за прототип, является следующее.

Размещение спасательных аппаратов в нишах, размещенных на верхней палубе подводной лодки, ограничивает количество размещаемых аппаратов, как правило, до двух. Увеличение количества размещаемых аппаратов для ускорения проведения спасательной операции приведет к недопустимому увеличению длины подводной лодки - носителя и, как следствие, к ее водоизмещения.

Такая схема размещения спасательных аппаратов требует особых мероприятий по обеспечению остойчивости подводной лодки в надводном положении. Причиной этого является высокорасположенный груз, например, спасательный аппарат пр. 18270 «Бестер» имеет нормальное водоизмещение 39 тонн. Необходимость компенсации влияния высокорасположенных спасательных аппаратов приводит к размещению большого количества твердого балласта, как следствие, - к увеличению водоизмещения спасательной подводной лодки - носителя глубоководных аппаратов.

Также недостатком известного технического решения, принятого за прототип, является сложность установки спасательных аппаратов на палубу подводной лодки-носителя, для чего необходимо притапливать подводную до ухода комингса подводной лодки под воду на глубину соответствующую осадке спасательного аппарата и удержания подводной лодки в этом положении.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно:

- увеличение количества спасательных аппаратов, размещаемых на подводной лодке-носителе;

- улучшение остойчивости подводной лодки в надводном положении при установленных на ней спасательных аппаратов;

- упрощение установки спасательных аппаратов на спасательную подводную лодку-носитель.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в возможности ускорения проведения спасательной операции.

Указанные цели достигаются тем, что в отличии о прототипа, спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно, при этом комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах, декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами, а на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на Рис 1 - спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов, вид сбоку, на Рис. 2 - спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов, поперечный разрез.

Спасательная подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов включает прочный корпус 1 с оборудованием, необходимыми системами, энергетической установкой и жилыми помещениями, легкий корпус 2 с цистернами главного балласта 3. Побортно от корпуса подводной лодки размещены дополнительные прочные корпуса 4, разделенные поперечными переборками 5 на отсеки - шлюзовые 6 и декомпрессионные 7. На шлюзовых отсеках 6 установлены комингс-площадки 8. Декомпрессионные камеры 7 соединены с прочным корпусом подводной лодки 1 переходами 9, оборудованными люками 10. Между шлюзовыми камерами 6 и декомпрессионными камерами 7 установлены люки 11. На корпусах 4 могут быть установлены обтекатели 12.

Установка спасательных аппаратов 13 на подводную лодку-носитель производится при частичном заполнении цистерн главного балласта 3 таким образом, чтобы комингс-площадки 8 ушли в воду глубже осадки спасательных аппаратов 13. Благодаря тому, что размеры и объем побортно размещенных корпусов 4 выбирается только из соображений размещения в них шлюзовых 6 и декомпрессионных 7 камер, их диаметр значительно меньше диаметра прочного корпуса 1, в результате для притопления комингс-площадок на необходимую глубину достаточно частичное заполнение цистерн главного балласта 3. При проведении спасательной операции подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов совершает переход в надводном или подводном положении к месту проведения спасательной операции. В случае возможности и целесообразности проведения спасательной операции в надводном положении подводная лодка-носитель глубоководных аппаратов частично заполняет цистерны главного балласта 3 до ухода комингс-площадок 8 на глубину, обеспечивающую самостоятельное отделение спасательных аппаратов 13, после чего спасательные аппараты перемещаются к аварийному объекту, пристыковываются к нему и доставляют экипаж аварийного объекта на подводную лодку-носитель глубоководных аппаратов. После доставки на подводную лодку-носитель глубоководных аппаратов экипажа аварийного объекта переходит в шлюзовую камеру 6, затем в декомпрессионную камеру 7 и далее в прочный корпус 1.

Таким образом, представленные описание и чертежи позволяют сделать вывод о том, что заявленное устройство обладает новизной, отличаясь от прототипа существенными признаками - она снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно, при этом комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах, декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами, а на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки. Совокупность отличительных признаков обеспечивает решение поставленных задач, а именно:

- увеличение количества спасательных аппаратов, размещаемых на подводной лодке-носителе, при этом, наряду со спасательными аппаратами возможна установка, например, дистанционно управляемых аппаратов для обеспечения спасательной операции;

- улучшение остойчивости подводной лодки в надводном положении при установленных на ней спасательных аппаратов;

- упрощение установки спасательных аппаратов на спасательную подводную лодку-носитель в надводном положении.

Решение указанных задач обеспечивает возможность ускорения проведения спасательной операции, а совокупность отличительных признаков позволяет сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержащая прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками, отличающаяся тем, что она снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно, при этом комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах, декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами, а на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки в обеспечение спасения экипажа в случае аварии. Камера спасательная всплывающая (КСВ) для подводной лодки представляет собой прочный корпус с верхним и нижним входными люками и устройством для крепления КСВ к комингс-площадке подводной лодки с бортовым клапаном и трубопроводами внутри и снаружи КСВ и с автоматичеким регулятором расхода воздуха системы снижения давления.

Изобретения относятся к водолазной технике. Водолазное снаряжение выполнено в форме контейнера с размерами, позволяющими размещать в нем одного человека и производить выпуск из затонувшей подводной лодки через существующие устройства выпуска.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным устройствам для экипажей подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей спасательной камеры с подводным техническим средством содержит комингсы, опорные кольца которых соединены кремальерным затвором, состоящим из кремальерного кольца и привода его разворота, и систему выравнивания давления в комингс-площадке.

Изобретение относится к средствам спасения экипажей аварийных объектов, лежащих на грунте. Пенал для передачи предметов на аварийный подводный объект содержит корпус, выполненный в виде набора замкнутых, сообщающихся между собой, тороидальных оболочек, нанизанных на тонкостенный цилиндр кругового сечения.

Изобретение предназначено для обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок в подводном положении. Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема спасательного подводного аппарата (СПА) подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасенных подводников из СПА в ПЛ в подводном положении.

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию подводных технических средств. Предложено устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством, которое содержит комингсы всплывающей камеры и подводного технического средства, образующие комингс-площадку, трубопровод с арматурой, сообщающий внутреннюю полость комингс-площадки с забортной водой, а также воздушную магистраль, соединяющую внутреннюю полость комингс-площадки с отсеком прочного корпуса подводного технического средства, при этом магистраль снабжена кольцевым коллектором с установленными по его окружности клапанами и размещена в верхней части комингс-площадки.

Изобретение относится к средствам спасения подводников и касается использования всплывающей спасательной камеры (КСВ). Предложено выдвижное ограждение люка, содержащее основание, сильфон с предохранительным клапаном, крышку с ручками, воздушный баллон, трубопровод с клапанами наполнения и стравливания, в конструкции устройства предусмотрены выдвижная демпфирующая сетка, взаимодействующая с сильфоном, верхний край которой закреплен на крышке, а нижний край окантован опорным кольцом, стопор, фиксирующий демпфирующую сетку в выдвинутом положении, и ограничитель, фиксирующий опорное кольцо в исходном состоянии.

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на атомных подводных лодках. Комплекс спасательных плотов для спасения личного состава аварийной атомной подводной лодки состоит из герметичных контейнеров с плотами.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки. Камера спасательная всплывающая для подводной лодки содержит прочный корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для крепления к комингс-площадке подводной лодки и систему вентиляции.

Изобретение относится к области судовой техники, а именно к подводным станциям и устройствам, в частности к коллективным спасательным средствам подводных объектов.

Спасательный люк подводного технического средства содержит цилиндрический корпус с верхним и нижними люками и систему ее заполнения забортной водой. Спасательный люк подводного технического средства отличается тем, что корпус спасательного люка врезан в межотсечную переборку подводного технического средства и снабжен двумя нижними люками, при этом нижние люки размещены для обеспечения входа в камеру из смежных отсеков.

Изобретение относится к области спасательной техники. Мобильная спасательная система (МСС) имеет в своем составе телеуправляемый спасательный колокол (ТСК), спуско-подъемное устройство (СПУ), смонтированное на специальном фундаменте, имеющем механизм закрепления за лед, для спуска (подъема) ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат рабочего класса со своим СПУ, автономную энергетическую установку для обеспечения электроэнергией ТСК, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) и СПУ, металлокаркасные полярные утепленные палатки для защиты от холода, гидроакустическую станцию для допоиска аварийной подводной лодки и связи с ней, средства для создания майны во льду.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания средства, способного оказывать помощь личному составу аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, в том числе подо льдом.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водолазному и спасательному оборудованию. Предложено устройство для загрузки водолазов в торпедный аппарат (ТА) подводной лодки (ПЛ), которое содержит лоток, состоящий из двух листов - верхнего и нижнего, выполненных из нержавеющей стали и изогнутых по форме ТА.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным устройствам для экипажей подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей спасательной камеры с подводным техническим средством содержит комингсы, опорные кольца которых соединены кремальерным затвором, состоящим из кремальерного кольца и привода его разворота, и систему выравнивания давления в комингс-площадке.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и других подводных объектов.

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано для спасения подводников из затонувших подводных объектов. Для попадания подводников, вышедших из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, в спасательные плоты, выпущенные и одерживаемые на поверхности моря над ней, подводник всплывает на поверхность моря и подплывает к выпущенному плоту.

Изобретение предназначено для обеспечения спасания экипажей аварийных подводных объектов, преимущественно подводных лодок в подводном положении. Предложено съемно-закрепляющее устройство для транспортирования, подводного выпуска и приема спасательного подводного аппарата (СПА) подводной лодкой (ПЛ), а также для обеспечения перехода спасенных подводников из СПА в ПЛ в подводном положении.

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержит прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками. Лодка также снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими корпусами, разделенными поперечными переборками на отсеки - шлюзовые и декомпрессионные камеры, расположенные поочередно. Комингс-площадки установлены на шлюзовых камерах. Декомпрессионные камеры соединены с прочным корпусом подводной лодки переходами. Н на смежных переборках отсеков-камер смонтированы переходные люки. Достигается увеличение количества спасательных аппаратов, размещаемых на подводной лодке-носителе, улучшение остойчивости подводной лодки в надводном положении при установленных на ней спасательных аппаратах, упрощение установки спасательных аппаратов на спасательную подводную лодку - носитель в надводном положении. 2 ил.

Наверх