Радиобуй подводного плавсредства подледный

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для осуществления радиосвязи подводного плавсредства, находящегося подо льдом, с пунктом управления. Подледный радиобуй подводного плавсредства включает в себя плавучую емкость и противовес, источник тока, средства радиосвязи, приемник системы географического позиционирования, устройство для плавления льда, устройство для его подачи к месту плавления льда и выдвижную антенну. Радиобуй дополнительно оснащается устройством передачи информации от буя к плавсредству и обратно, преобразователем сигналов для передачи их по радио и по проводу или оптоволоконному кабелю, шифратором и дешифратором. Достигается обеспечение постоянной связи с пунктом управления подводного плавсредства, повышение гибкости управления и безопасности подводного плавсредства. 4 ил.

 

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для осуществления радиосвязи подводного плавсредства, находящегося подо льдом, с пунктом управления.

При выполнении своих задач подводное плавсредство периодически должно выходить на связь с пунктом управления для передачи и получения необходимой информации и определения местоположения. Для этого подводное плавсредство, будь то подводная лодка или подводный аппарат, периодически всплывают на поверхность, выходят на связь с пунктом управления и принимают сигналы спутниковых навигационных систем (СНС). Однако при нахождении плавсредства подо льдом возможности его радиообмена с пунктом управления и прием сигналов СНС существенно ограничиваются, особенно когда толщина льда не позводляет подводному плавсредству всплывать на поверхность.

Известно устройство, обеспечивающее передачу данных о подводных измерениях на береговые, надводные или воздушные объекты, представляющее собой океанографический дрейфующий буй, являющийся аналогом изобретения. Буй имеет плавучесть и противовес, оснащается измерительными приборами и средствами радиосвязи [Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 62]. Океанографический дрейфующий буй не может работать во льдах, не связан с подводным плавсредством и не может передавать информацию с пункта управления.

Известно устройство, имеющее связь с подводным плавсредством - телеуправляемая торпеда, оснащаемая зарядом взрывчатого вещества, взрывателем, бортовой системой управления, источником энергии, двигателем, движителем, приводами рулевых машинок, наружным оперением с рулями и системой телеуправления с проводной линией связи [Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 431], [В.В. Сурнин, Ю.Н. Пелевин, В.Л. Чулков Противолодочные средства иностранных флотов. - М.: Воениздат, 1991. -128 с. С. 79]. Дальность действия проводных телеуправляемых торпед достигает 26 км, как, например, у германской торпеды DM2A3 [Б.А. Коптев, А.Л. Гусев. Тенденции развития зарубежного торпедного оружия // Морская радиоэлектроника, №3, 2006 г. С. 58-63], а системы телеуправления с волоконно-оптической линией связи позволяют получать данные от системы самонаведения торпед на дальностях до 60 км и со скоростью 10 Мб/с [Ф.Р. Сагайдаков, Н.А. Чернецова. Состояние и перспективы развития торпед зарубежных флотов/ Морское подводное оружие. Перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: ФГУП «Крыловский государственный научный центр», 2015. - 128 с: ил. С. 112-118]. Для телеуправления используются две проводные катушки: корабельная (лодочная) и торпедная [А.Б. Широкорад Оружие отечественного флота 1945-2000 /Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 655 с. С. 313-321]. Однако телеуправляемая торпеда не может служить средством связи подводного плавсредства с пунктом управления, потому что основным ее предназначением является поражение морских объектов противника.

Известен радиобуй, применяемый автономным необитаемым подводным аппаратом (АНПА) ALTEX для океанографических исследований и маркировки траектории АНПА подо льдом, принятый за прототип изобретения. Радиобуй способен проплавлять лед и выносить на поверхность льда антенну связи со спутником, для чего перед выпуском буя АНПА снижает скорость хода до 1 уз, переходит на глубину 50 м и выполняет поиск льда толщиной до 1 м, в подходящем место АНПА выпускает радиобуй, который приледняется к нижней кромке льда, раздвигает телескопический корпус и подает к точке соприкосновения со льдом химический состав Pyrosolve-Z. В результате взаимодействия данного химического состава и морской воды запускается экзотермическая химическая реакция. Выделяемого в процессе реакции тепла хватает для проплавления льда, имеющего толщину 1 м. В образовавшееся отверстие из радиобуя выдвигается на поверхность антенна, служащая для связи со спутником [В.А. Катенин, А.В. Катенин. Минная угроза и навигационно-гидрографическое обеспечение противоминных действий // Оборонный заказ, интернет-приложение №15, 2007. http://www.ozakaz.ru/index.php/articles/n-15-06-2007/167-2011-03-26-18-16-34]. Радиобуй АНПА ALTEX не имеет постоянной связи с подводным плавсредством и не может служить для передачи на него информации с пункта управления, что является его существенным недостатком.

Технической задачей изобретения является разработка устройства для обеспечения постоянной связи с пунктом управления подводного плавсредства, действующего подо льдом в удаленном районе с целью оперативной передачи необходимой информации, повышения гибкости управления и безопасности подводного плавсредства.

Для достижения цели изобретения предлагается радиобуй подводного плавсредства подледный, имеющий плавучую емкость и противовес, источник тока, средства радиосвязи, приемник системы географического позиционирования, устройство для плавления льда, включающее емкость с гидрореагирующим составом и устройство для его подачи к месту плавления льда, выдвижную антенну. Радиобуй дополнительно оснащается устройством передачи информации от буя к плавсредству и обратно, включающим буксируемую катушку плавсредства с проводом или оптоволоконным кабелем, скрепленную с корпусом радиобуя в единую конструкцию и прикрепляемую к плавсредству с помощью гибкой связи, катушку радиобуя с проводом или оптоволоконным кабелем, соединенным герметичным разъемом с проводом или оптоволоконным кабелем буксируемой катушки, преобразователем сигналов для передачи их по радио и по проводу или оптоволоконному кабелю, шифратором и дешифратором.

Приемник системы географического позиционирования служит для определения географических координат радиобуя и передачи их на подводное плавсредство и пункт управления.

Устройство для плавления льда предназначено для расплавления льда в точке всплытия радиобуя и выдвижения в полученное отверстие антенны радиобуя для обеспечения радиосвязи между пунктом управления и подводным плавсредством. Плавление льда осуществляется с помощью гидрореагирующего состава, подаваемого к месту выдвижения антенны.

Устройство передачи информации от буя к плавсредству и обратно обеспечивает передачу преобразованных радиосигналов по проводу или оптоволоконному кабелю, которым они соединяются между собой.

Обе катушки с намотанным на них проводом или оптоволоконным кабелем предотвращают разрыв линии связи путем разматывания провода или оптоволоконного кабеля по мере всплытия радиобуя и удаления от него плавсредства. При этом буксируемая катушка плавсредства обеспечивает необходимую дальность действия радиобуя, отделяется от него после пуска с плавсредства и буксируется за плавсредством с помощью гибкой связи.

Преобразователь сигналов служит для их преобразования в тот вид энергии, которую передают по радио, проводу или оптоволоконному кабелю.

Шифратор обеспечивает преобразование информации в вид, исключающий ее восстановление в случае перехвата посторонними объектами, а дешифратор - обратное преобразование информации.

Сущность изобретения поясняется рисунками, где:

на фиг. 1 показан радиобуй, закрепленный на корпусе действующего подо льдом подводного плавсредства;

на фиг. 2 изображен выпущенный с подводного плавсредства радиобуй и его гибкая связь с носителем;

на фиг. 3 показан всплывший на поверхность под лед радиобуй и линия связи его с удаляющимся подводным плавсредством;

на фиг. 4 приведена готовая к работе схема устройства передачи информации от радиобуя к подводному плавсредству и обратно в ледовых условиях.

На рисунках цифрами обозначены: 1 - подводное плавсредство; 2 -корпус радиобуя; 3 - ледовое покрытие; 4 - гибкая связь радиобуя с подводным плавсредством; 5 - буксируемая катушка подводного плавсредства после отделения от корпуса радиобуя; 6 - провод или оптоволоконный кабель; 7 -герметичный разъем; 8 - проплавленное во льду отверстие; 9 - антенна радиобуя.

Радиобуй подводного плавсредства подледный работает следующим образом. Радиобуй (2) загружают на подводное плавсредство (1), которое направляется в район, покрытый льдом (3). Для организации связи с пунктом управления по прибытии плавсредства в заданный район с него выпускают радиобуй (2), связанный с плавсредством гибкой связью (4). После вытягивания гибкой связи (4) на полную длину отдается крепление буксируемой катушки (5), под действием набегающего потока воды корпус радиобуя отделяется от нее и под действием положительной плавучести всплывает под лед (3). Проводная линия связи, действующая между плавсредством (1) и радиобуем (2), обеспечивает работу устройства передачи информации от буя к плавседству и обратно. Дальность связи определяется длиной провода или оптоволоконного кабеля, намотанного на буксируемую катушку (5), а возможная глубина использования радиобуя - длиной провода или оптоволоконного кабеля, намотанного на катушку радиобуя. Для удобства приготовления радиобуя концы провода или оптоволоконного кабеля указанных катушек соединяются между собой с помощью герметичного разъема (7). После всплытия радиобуя (2) под лед задействуется устройство для плавления льда, проплавляет во льду отверстие (8), в которое выдвигается антенна радиобуя (9). Радиобуй получает информацию с пункта управления и от системы географического позиционирования, передает их на подводное плавсредство и осуществляет связь между ним и пунктом управления.

Техническим результатом изобретения является обеспечение постоянной связи с пунктом управления подводного плавсредства, действующего подо льдом в удаленном районе, возможность оперативной передачи необходимой информации, повышение гибкости управления и безопасности подводного плавсредства.

Радиобуй подводного плавсредства подледный, имеющий плавучую емкость и противовес, источник тока, средства радиосвязи, приемник системы географического позиционирования, устройство для плавления льда, включающее емкость с гидрореагирующим составом и устройство для его подачи к месту плавления льда, выдвижную антенну, отличающийся тем, что радиобуй дополнительно оснащается устройством передачи информации от буя к плавсредству и обратно, включающим буксируемую катушку плавсредства с проводом или оптоволоконным кабелем, скрепленную с корпусом радиобуя в единую конструкцию и прикрепляемую к плавсредству с помощью гибкой связи, катушку радиобуя с проводом или оптоволоконным кабелем, соединенным герметичным разъемом с проводом или оптоволоконным кабелем буксируемой катушки, преобразователем сигналов для передачи их по радио и по проводу или оптоволоконному кабелю, шифратором и дешифратором.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морской техники, а именно к устройствам, служащим для хранения и пуска подводных аппаратов с плавсредств, и может быть использовано для дистанционного управления подводными аппаратами, в частности для управления подводным аппаратом, при котором на плавсредстве контролируют условия хранения подводного аппарата.

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для обнаружения морских объектов в условиях высокого уровня помех. Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение помехоустойчивости и скрытности обнаружения морских объектов.

Изобретение относится к устройствам радиоэлектронной борьбы и предназначено для радиоэлектронного подавления (РЭП) радиоэлектронных систем и средств противника. Предложен подводный помехопостановщик, включающий подводный аппарат, оснащенный двумя модулями со средствами радиоэлектронного подавления (РЭП), в первом модуле размещают средства РЭП, действующие в подводной среде и включающие дрейфующий и самоходный имитаторы подводной лодки, во втором модуле устанавливают средства РЭП, действующие в надводной среде и включающие надувные уголковые отражатели (НУО), постановщики дипольных отражателей и тепловых инфракрасных ловушек, оснащают подводный аппарат системой телеуправления, НУО оборудуют радиопередатчиком, приемопередатчиком системы телеуправления и устройством разрушения надувной оболочки.

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для освещения подводной обстановки. Предлагается способ освещения подводной обстановки, при котором производят поиск подводных объектов автономным необитаемым подводным аппаратом (НПА), оснащенным системой обнаружения цели при его движении по заданному маршруту.

Изобретение относится к гидроакустике и может быть использовано для гидроакустического обеспечения противоторпедной защиты судов. Для гидроакустического обеспечения противоторпедной защиты корабля включают обнаружение и прием шумоизлучения торпеды гидроакустической станцией с буксируемой антенной переменной глубины, выработку прогноза движения торпеды, расчет данных стрельбы средствами самообороны и выработки маневра уклонения.

Изобретение относится к способам наблюдения за подводной средой и поиска подводных объектов. Для освещения подводной обстановки осуществляют поиск подводных объектов автономным необитаемым подводным аппаратом.

Изобретение относится к способам применения морских мин. Способ применения мины заключается в том, что в противодесантном минном заграждении применяют реактивную донную противодесантную мину, для чего производят расчет требуемого числа мин и их координат.
Изобретение относится к способам постановки мин надводным кораблем. Способ постановки мин надводным кораблем заключается в том, что применяют сборный минный носитель, представляющий собой контейнер, который помещают на плавучее средство (баржу), которое устанавливают на отделяемую колесную платформу, оборудованную сцепным устройством, минные партии заблаговременно загружают в контейнер и закрепляют их на палубе, производят окончательную подготовку мин к постановке, хранят сборный минный носитель, по команде минные партии транспортируют в сборный минный носитель и автомобилем-тягачом в назначенное место на берег, оборудованный для его спуска в воду, где с корабля (судна) заводят на плавучее средство носителя буксирный трос и начинают буксировку плавучего средства, с погружением его в воду отделяют колесную платформу и буксируют плавучее средство в район постановки мин, где в определенной последовательности освобождают мины от креплений в контейнере и производят их скатывание (сброс) в воду, для точной регистрации координат каждой поставленной мины используют систему географического позиционирования.

Изобретение относится к устройствам радиоэлектронного подавления. Надувной отражатель оснащается поплавком с расположенной в нем системой телеуправления и включает надувную оболочку, трехгранный уголковый радиоотражатель, устройство для наполнения надувной оболочки сжатым газом, механизм отделения с замедлителем, парашют, датчик приводнения, газогенератор.

Изобретение относится к способам наблюдения за подводной средой. Способ применения радиогидроакустических буев реактивных (РГБР) с надводных кораблей для наблюдения за подводной обстановкой, с выставлением буев по окружности, заключается в том, что определяют координаты центра окружности, на счетно-решающем приборе (СРП) радиус окружности, требуемое число буев и координаты точек их местонахождения, заряжают пусковую установку (ПУ) необходимым числом РГБР, решают на приборах управления стрельбой задачи по наведению ПУ для выполнения стрельбы, наводят ПУ для стрельбы в первую точку, подают питание на пиропатроны запуска ракетного двигателя РГБР, выстреливают первый РГБР, наводят ПУ и стреляют РГБР в последующие точки, применяют сигналы от буев после их приводнения и начала работы.

Изобретение относится к области морской техники, а именно к устройствам, служащим для хранения и пуска подводных аппаратов с плавсредств, и может быть использовано для дистанционного управления подводными аппаратами, в частности для управления подводным аппаратом, при котором на плавсредстве контролируют условия хранения подводного аппарата.

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для поиска подводных объектов подо льдом. Устройство поиска подводных объектов подо льдом, содержащее корпус с закрепленным в нем парашютом, предназначенным для приледнения устройства, батарею, передатчик, приемник, запоминающее устройство, антенну, механизм автоотцепа, блок управления, часовой механизм, кабель-трос с закрепленными на нем гидрофонами и/или гидроакустическими излучателями.
Изобретение относится к средствам противоторпедной защиты надводных кораблей. Для противоторпедной защиты корабля обнаруживают торпеду с помощью гидроакустической станции и определяют её координаты и параметры движения.
Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах, в частности к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования.

Изобретение относится к способам эксплуатации вооружения и военной техники, в частности к способам эксплуатации подводных аппаратов (ПА) для различных носителей, таких как подводные лодки, надводные корабли и береговые комплексы.

Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах. Способ дистанционного минирования заключается в осуществлении подготовки самотранспортирующейся мины-глайдера (СТМГ) к пуску путем балластировки, настройки органов управления, проверки бортовой системы управления.

Изобретение относится к способам применения морских мин. Способ применения мины заключается в том, что в противодесантном минном заграждении применяют реактивную донную противодесантную мину, для чего производят расчет требуемого числа мин и их координат.
Изобретение относится к способам постановки мин надводным кораблем. Способ постановки мин надводным кораблем заключается в том, что применяют сборный минный носитель, представляющий собой контейнер, который помещают на плавучее средство (баржу), которое устанавливают на отделяемую колесную платформу, оборудованную сцепным устройством, минные партии заблаговременно загружают в контейнер и закрепляют их на палубе, производят окончательную подготовку мин к постановке, хранят сборный минный носитель, по команде минные партии транспортируют в сборный минный носитель и автомобилем-тягачом в назначенное место на берег, оборудованный для его спуска в воду, где с корабля (судна) заводят на плавучее средство носителя буксирный трос и начинают буксировку плавучего средства, с погружением его в воду отделяют колесную платформу и буксируют плавучее средство в район постановки мин, где в определенной последовательности освобождают мины от креплений в контейнере и производят их скатывание (сброс) в воду, для точной регистрации координат каждой поставленной мины используют систему географического позиционирования.

Изобретение относится к плавучим средствам и может быть использовано в устройствах дистанционного управления подводными объектами. Реактивный шифровой заряд (РШЗ) содержит корпус, батарею, парашютную систему, запоминающее устройство, механизм автоотцепа, трос, блок управления, часовой механизм, датчик приводнения, поплавок, газогенератор, заряды взрывчатого вещества, устройство самоликвидации, ракетные двигатели, стабилизатор, механизм отделения, устройство ввода данных, антенну, кабель-трос, счетно-решающий прибор, приборы управления стрельбой и пусковую установку (ПУ).

Изобретение относится к области военной промышленности и может быть использовано при сбросе глубинных бомб на кораблях ВМФ и погранвойск. .
Изобретение относится к способам наблюдения за подводной средой. Для применения надводным кораблем реактивных снарядов со взрывным источником звука (ВИЗ), при котором гидроакустической станцией надводного корабля обнаруживают торпеду противника, определяют ее курс и скорость.
Наверх