Способ диагностики работоспособности системы терморегулирования космического аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системе терморегулирования космического аппарата. Способ диагностики работоспособности системы терморегулирования космического аппарата включает периодический контроль работы системы в условиях эксплуатации. Проводятся периодические телеметрические измерения в процессе эксплуатации температуры компенсатора объема и температуры других участков жидкостного контура. При каждом контроле определяют суммарную продолжительность непрерывного повышения температуры компенсатора объема от момента включения в работу электрообогревателя до выключения его в рабочем допустимом диапазоне температур. Сравнивают вышеуказанную суммарную продолжительность с аналогичной продолжительностью, полученной при наземных испытаниях. Судят о герметичности жидкостного контура системы терморегулирования на основании взаимного соответствия их с заданной нормой отличия. Достигается повышение работоспособности космического аппарата. 4 ил.

 

Изобретение относится к способам контроля работоспособности систем терморегулирования (СТР) космических аппаратов (КА), преимущественно телекоммуникационных спутников. Известна СТР спутника, выполненная на базе патента Российской Федерации (РФ) №2209750 [1]. СТР [1] (см. фиг. 1) включает в себя основной и резервный жидкостные контуры (т.е. сдублированные идентичные контуры), заправленные теплоносителем Л3-ТК-2 (на фиг. 1 второй жидкостный контур условно не показан). Циркуляцию теплоносителя в жидкостном контуре 1 (каждом) осуществляет электронасосный агрегат 1.1 (ЭНА). Для обеспечения бескавитационной работы ЭНА 1.1 (для поддержания необходимого давления на входе в ЭНА) жидкостный тракт на его входе соединен с заправленной необходимым запасом теплоносителя жидкостной полостью 1.4.1 компенсатора объема 1.4. Его герметичная газовая полость 1.4.2 разъединена от жидкостной полости сильфоном 1.4.3, заправлена двухфазным рабочем телом - фреоном 141 в, который обеспечивает, например, в результате периодической работы электрообогревателя 1.4.4, установленного на корпусе компенсатора объема 1.4 (покрытого теплоизоляцией 1.5), давление теплоносителя от 0,65 до 0,95 кгс/см2 (в результате нагрева компенсатора объема 1.4 от 20 до 30°С: при температуре 20°С включается в работу электрообогреватель 1.4.4, а при 30°С - выключается. Затем происходит, из-за утечек тепла через теплоизоляцию 1.5, охлаждение компенсатора объема 1.4 (до 20°С) и снова при температуре 20°С включается электрообогреватель 1.4.4 до достижения 30°С и так далее процесс продолжается). Таким образом, ЭНА 1.1 функционирует нормально, т.е. СТР работоспособна, если обеспечивается требуемое рабочее давление на его входе, а это возможно, если жидкостный контур 1 герметичен и сильфон 1.4.3 компенсатора объема 1.4 не растянулся полностью. Силь-фон может растянуться полностью только в случае негерметичности жидкостного контура: в этом случае запас теплоносителя в жидкостной полости 1.4.1 израсходуется - сильфон 1.4.3 садится на упор (см. фиг. 2) и изменения температуры и давления в газовой полости 1.4.2 в связи с работой электрообогревателя 1.4.4 не сказывается на давлении в жидкостной полости 1.4.1 и, следовательно, на входе в ЭНА 1.1 давление уменьшается до давления кипения теплоносителя и начинается кавитация ЭНА 1.1 (отказ СТР) и нарушается тепловой режим КА.

Таким образом, в процессе эксплуатации КА на орбите важно предсказать работоспособность СТР по параметру «Жидкостный контур герметичен» для данного промежутка времени контроля с целью своевременного переключения на резервный жидкостный контур СТР.

В известной СТР [1] с целью, например, экономии массы, предусмотрены только телеметрические датчики температуры, а датчики давления теплоносителя в жидкостных контурах на входе в ЭНА и датчики положения сильфона компенсатора объема не предусмотрены и не представляется возможным предсказать герметичность жидкостного контура. Следовательно, имея температурную информацию только по датчикам температуры, необходимо диагностировать работоспособность СТР по параметру «Жидкостный контур герметичен».

Таким образом, существенным недостатком способа диагностики работоспособности известной СТР [1] по параметру «Жидкостный контур герметичен» является отсутствие достоверного контроля герметичности жидкостного контура 1 по данным периодических телеметрических измерений температуры различных его участков 1.6-1.10, в том числе температуры 1.6 компенсатора объема 1.4.

Целью изобретения является устранение вышеуказанного существенного недостатка.

Поставленная цель достигается тем, что в способе диагностики работоспособности системы терморегулирования космического аппарата в условиях эксплуатации, содержащей жидкостный контур, включающий компенсатор объема с установленным на его корпусе электрообогревателем, имеющий газовую полость, заправленную двухфазным рабочим телом, и разделенную от нее сильфоном жидкостную полость, заправленную жидким теплоносителем с запасом для компенсации возможных утечек его из контура, включающий периодический контроль работы системы - периодические телеметрические измерения в процессе эксплуатации температуры компенсатора объема и температуры других участков жидкостного контура, причем при каждом контроле определяют суммарную продолжительность непрерывного повышения температуры компенсатора объема от момента включения в работу электрообогревателя до выключения его в рабочем допустимом диапазоне температур, например, от 20 до 30°С, затем сравнивают вышеуказанную суммарную продолжительность с аналогичной продолжительностью, полученной при наземных испытаниях, и судят о герметичности жидкостного контура системы терморегулирования на основании взаимного соответствия их с заданной нормой отличия, что и является, по мнению авторов, существенным отличительными признаками представленного авторами технического решения.

В результате анализа проведенного авторами известной патентной и научно-технической литературы предложенное сочетание существенных признаков заявляемого технического решения в известных источниках не обнаружено и, следовательно, известные технические решения не проявляют тех же свойств, что в заявленном способе диагностики работоспособности системы терморегулирования космического аппарата.

На фиг. 1-4 приведены принципиальные схемы реализации предложенного авторами технического решения.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема СТР КА, работоспособность которой определяют, используя предложенный способ диагностики, где поз. 1 - жидкостный контур, заправленный жидким теплоносителем; 1.1 - электронасосный агрегат; 1.2, 1.3 - сотовые панели с встроенными жидкостными коллекторами; 1.4 - компенсатор объема (установлен внутри приборного отсека, поверхности которого при одинаковом режиме работы полезной нагрузки КА имеют относительно стабильную среднюю температуру, например, из диапазона (10-15)°С, и утечки тепла (1-2 Вт) от компенсатора объема, покрытого теплоизоляцией, относительно небольшие и практически постоянные; 1.4.1 - жидкостная полость; 1.4.2 - газовая полость; 1.4.3 - сильфон (положение сильфона соответствует режиму работы СТР, когда ее жидкостный контур герметичен); 1.4.4 - электрообогреватель (с постоянной мощностью, например, 7 Вт); 1.5 - теплоизоляция; 1.6 - 1.10 - датчики температуры.

На фиг. 2 изображена принципиальная схема СТР для режима работы СТР, когда сильфон 1.4.3 компенсатора объема 1.4 из-за недопустимых утечек теплоносителя растянулся полностью.

На фиг. 3 изображена диаграмма повышения температуры компенсатора объема 1.4 (t1.4,°С) по показаниям датчика температуры 1.6 для режима работы согласно фиг. 1 (жидкостный контур 1 СТР герметичен): при температуре компенсатора объема t1.4=20°С электрообогреватель 1.4.4 включен в работу, а при t1.4=30°С - выключен при соответствующих моментах времени τвкл. 1.4.4 и τвыкл. 1.4.4. При этом для данного режима работы СТР (жидкостный контур 1 СТР герметичен) суммарная продолжительность повышения температуры компенсатора объема, при наземных испытаниях и в начале эксплуатации КА на орбите для некоторых типов космических аппаратов равна Δτ1.4.4 = (270±5) минут.

На фиг. 4 изображена диаграмма повышения температуры компенсатора объема 1.4 (t1.4,°С) по показаниям датчика температуры 1.6 для режима работы согласно фиг. 2 (жидкостный контур 1 СТР негерметичен): при температуре компенсатора объема t1.4 = 20°С электрообогреватель 1.4.4 включен в работу, а при t1.4 = 30°С - выключен при соответствующих моментах времени τвкл. 1.4.4 и τвыкл. 1.4.4. При этом для данного режима работы СТР (жидкостный контур 1 СТР негерметичен) суммарная продолжительность повышения температуры компенсатора объема равна Δτ1.4.4 = (235±5) минут.

Предложенный способ диагностики работоспособности СТР КА включает в себя нижеуказанные операции, выполняемые в следующей последовательности:

1 При наземных испытаниях (например, при испытаниях КА в термобарокамере - имитируются условия орбитального функционирования) и в условиях орбитального функционирования при стабилизированном режиме работы приборов КА периодически, например, один раз в ≈30 дней, осуществляют контроль работы СТР, используя данные телеметрических измерений температуры компенсатора объема и температуры других участков жидкостного контура, для чего, например, в течение суток с частотой опроса, например, один час, фиксируют телеметрические данные по вышеуказанным температурам.

2 Строят диаграмму (см. фиг. 3 и фиг. 4) изменения непрерывного повышения температуры компенсатора объема 1.4 по данным телеметрических измерений датчика температуры 1.6 в допустимом диапазоне непрерывной работы электрообогревателя, например, от 20 до 30°С: при температуре компенсатора объема 20°С электрообогреватель включается в работу и выключается электрообогреватель при температуре компенсатора объема 30°С.

3 Определяют суммарную продолжительность непрерывного повышения температуры компенсатора объема от момента включения в работу электрообогревателя до выключения его в рабочем допустимом диапазоне температур, например, от 20 до 30°С.

4 Проведенный анализ работы компенсатора объема, примененного, например, в КА тяжелого класса, показал, что теплоемкость компенсатора объема при температуре 25°С составляет 7670 Дж/К, в том числе теплоемкость теплоносителя Л3-ТК-2 (2,55 кг), имеющегося в жидкостной полости компенсатора объема, равна 4770 Дж/К. При эксплуатации допустимы утечки теплоносителя не более 0,55 кг - это означает, что теплоемкость теплоносителя, имеющегося в жидкостной полости, может уменьшиться с 4770 Дж/кг до 3740 Дж/кг, т.е. теплоемкость компенсатора объема уменьшится с 7670 Дж/кг до 6640 Дж/кг. Следовательно, согласно законам физики в случае вышеуказанных утечек теплоносителя суммарная продолжительность изменения температуры компенсатора объема с течением времени постепенно уменьшится на .

5 Сравнивают определенную в п. 3 суммарную продолжительность повышения температуры компенсатора объема с аналогичной продолжительностью по данным наземных испытаний - как показывает анализ опытных данных, (см. п. 4), разница (уменьшения продолжительности) должна быть не более 13% - в этом случае можно утверждать, что жидкостный контур СТР герметичен - утечки теплоносителя не превышают заданных технологических норм при изготовлении, и СТР работоспособна (в случае недопустимых утечек теплоемкость компенсатора уменьшилась бы в результате уменьшения объема теплоносителя в его жидкостной полости более допустимого и вышеуказанная суммарная продолжительность уменьшалась бы, например, более, чем в 1,15 раза). Сравнивают также определенные по п. 3 суммарные продолжительности с данными предыдущих контролей и по темпу уменьшения продолжительностей предсказывают, когда будет неработоспособна СТР.

6 В случае, если вышеуказанная разница более 13%, то контроль работы СТР осуществляют ежесуточно: и если ЭНА начинает работать с неустойчивым расходом теплоносителя, то переходят на работу вторым (резервным) жидкостным контуром, исключив тем самым недопустимое изменение температур теплоносителя участков жидкостного контура под приборами КА.

Таким образом, предложенное авторами изобретение обеспечивает при эксплуатации достоверную диагностику работоспособности СТР КА для данного промежутка времени телеметрического контроля по параметру «Жидкостный контур герметичен», тем самым достигается цель изобретения.

Способ диагностики работоспособности системы терморегулирования космического аппарата, содержащей жидкостный контур, включающий компенсатор объема с установленным на его корпусе электрообогревателем, имеющий газовую полость, заправленную двухфазным рабочим телом, и разделенную от нее сильфоном жидкостную полость, заправленную жидким теплоносителем с запасом для компенсации возможных утечек его из контура, включающий периодический контроль работы системы в условиях эксплуатации - периодические телеметрические измерения в процессе эксплуатации температуры компенсатора объема и температуры других участков жидкостного контура, отличающийся тем, что при каждом контроле определяют суммарную продолжительность непрерывного повышения температуры компенсатора объема от момента включения в работу электрообогревателя до выключения его в рабочем допустимом диапазоне температур, например, от 20 до 30°С, затем сравнивают вышеуказанную суммарную продолжительность с аналогичной продолжительностью, полученной при наземных испытаниях, и судят о герметичности жидкостного контура системы терморегулирования на основании взаимного соответствия их с заданной нормой отличия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе обнаружения протечек жидкости из бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива в бассейнах выдержки атомных электростанций. В системе обнаружения протечек жидкости из бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива сварные швы бассейна выдержки дополнительно снабжены герметичным металлическим ограждением, соединенным посредством трубок с клапанами с трубопроводом, соединенным с двух сторон через клапан сбора и клапан возврата с баком сбора протечек, снабженным датчиком контроля уровня жидкости.

Изобретение относится к датчикам для определения утечек углеводородных жидкостей. Сущность: в планарном варианте исполнения датчик содержит два проводника (1), выполненные в виде сеток из металлических проводников или углеродных волокон, соединенные со средствами измерения (2).

Изобретение относится к области исследования устройств на герметичность и может быть использовано для испытания на герметичность трубного лейнера. Сущность: трубу (13) лейнера испытывают на герметичность до реверсии, после протяжки через несущую трубу (11), подлежащую лейнированию, с помощью обжимного кольца (21), и когда на трубу (13) лейнера действует усилие натяжения.

Предлагается система и способ диагностирования для регулятора давления в технологической установке. Устройство диагностирования содержит процессор, функционально связанный с регулятором давления; запоминающее устройство, функционально связанное с процессором; и датчик, функционально связанный с впускным клапаном регулятора давления, выпускным клапаном регулятора давления и процессором.

Изобретение относится к области исследования устройств на герметичность и может быть использовано для исследования на герметичность полых устройств. Сущность: устройство содержит вакуумную камеру (1) для размещения опрессованного контрольным газом изделия (8).

Данное изобретение относится к способу управления системой снижения содержания кислорода. Система включает в себя источник инертного газа для поставки смеси газов с пониженным содержанием кислорода или инертного газа соответственно и систему трубопровода, которая выполнена с возможностью соединения или соединена по текучей среде с источником инертного газа и по меньшей мере с одной закрытой областью для того, чтобы по мере необходимости подавать по меньшей мере часть смеси газов или газ, поставляемые источником инертного газа, по меньшей мере в одну закрытую область.

Изобретение относится к области контроля герметичности изделий и может быть использовано для определения герметичности запорной крышки флакона. Сущность: определяют максимальную перпендикулярную высоту H1 между верхней поверхностью горлышка корпуса флакона (1), на которую устанавливается запорная крышка (2), и нижней поверхностью колпачка (21) запорной крышки (2).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, при испытаниях полостей устройств авиационной и ракетной техники. Сущность: устройство содержит корпус (1), состоящий из стационарной (5) и съемной (6) частей, между которыми размещено эластомерное уплотнение (19).

Изобретение относится к способам исследования устройств на герметичность и может быть использовано для обнаружения негерметичности в устройстве, используемом для производства автомобильных каталитических нейтрализаторов отработавших газов.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля параметров длинномерных объектов и протяженных участков в различных средах.

Группа изобретений относится к средствам терморегулирования, в частности, мощных космических энергоустановок. Устройство для сброса тепла, в первом варианте, содержит теплоизлучающие элементы в виде шарообразных емкостей, последовательно соединенных (трубами) для протока газообразного теплоносителя.

Группа изобретений относится к средствам терморегулирования, в частности, мощных космических энергоустановок. Устройство для сброса тепла, в первом варианте, содержит теплоизлучающие элементы в виде шарообразных емкостей, последовательно соединенных (трубами) для протока газообразного теплоносителя.

Изобретение относятся к ракетно-космической технике. Способ обеспечения теплового режима бортовых приборов в отсеке ракеты космического назначения (РКН) включает подведение по магистральному газоводу и подачу газового компонента через распылитель переменного сечения в отсек в направлении снизу вверх с последующим выбросом газового компонента через отверстия истечения в нижней части отсека.

Изобретение относится к космической технике и предназначено для поддержания температурного режима космического аппарата (КА) и его отдельных объектов. Устройство терморегулирования КА включает в себя связанные через внутреннюю магистраль: микропроцессор, ОЗУ с портами вывода цифровой информации, ПЗУ для задания температурных уставок по каждому электронагревателю, в котором прошивается программное обеспечение температурных уставок и режимы работы устройства, порт приема дискретных данных, измерительные усилители, подключенные к термодатчикам, аналоговый коммутатор, аналого-цифровой преобразователь, цифровой компаратор, информационный интерфейсный модуль.

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике. Способ термостатирования бортовой аппаратуры полезного груза (ПГ), размещенного внутри головного обтекателя (ГО) космической головной части (КГЧ) ракеты космического назначения (РКН), включает вдув термостатирующей среды во внутреннее пространство ГО, ее перетекание вдоль ГО с последующим истечением из него.

Изобретение относится к способам отвода тепла от космических аппаратов и применяется для работы капельного холодильника-излучателя. В способе работы капельного холодильника-излучателя, включающем нагрев теплоносителя капельного холодильника-излучателя в энергетической системе космического аппарата, преобразование жидкого теплоносителя в поток капель, их охлаждение излучением в космическое пространство, сбор капель теплоносителя, подачу собранного теплоносителя в энергетическую систему, на поток капель воздействуют потоком ультрафиолетового излучения, вызывающего внешний фотоэффект на поверхности капель теплоносителя.

Система обеспечения теплового режима приборного отсека летательного аппарата (ЛА) содержит теплоизолированный корпус и двухконтурную систему охлаждения с разомкнутым внешним испарительным контуром, внутренним контуром в виде контурных тепловых труб, установленных на теплонапряженных приборах и снабженных регулятором отводимого теплового потока и испарителем и сопряженными с посадочными местами соответствующих теплонапряженных приборов, при этом конденсаторы размещены в теплообменнике внешнего испарительного контура.

Изобретение относится к автоматической системе обеспечения теплового режима космического аппарата (КА). В блоке управления нагревателями (БУН) аппаратуры КА отдельные функциональные устройства сгруппированы в унифицированные функционально законченные модули - микропроцессорный модуль управления (ММУ), модуль коммутации нагревателей (МКН) и модуль контроля температуры (МКТ), причем ММУ содержит информационное интерфейсное устройство, соединенное с разъемом для подключения к внешней бортовой ЭВМ, объединенные через внутримодульную магистраль микропроцессор, оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство и устройство приема дискретных данных, и введенное устройство ввода-вывода (УВВ), МКН содержит последовательно соединенные выходные формирователи и силовые ключи (СК), выходы которых соединены с разъемом для подключения к внешним электронагревателям, и введенное УВВ, МКТ содержит последовательно включенные измерительное устройство, входы которого соединены с разъемом для подключения к термодатчикам, аналоговый коммутатор и аналого-цифровой преобразователь (АЦП), и введенное УВВ, причем порты обмена информацией УВВ всех модулей соединены между собой через межмодульную магистраль.

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано для обеспечения теплового режима бортовой аппаратуры сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к устройствам регулирования температуры термостатирующего воздуха, подаваемого на космическую головную часть (КГЧ). Устройство регулирования температуры термостатирующего воздуха содержит два дополнительных датчика температуры, один из которых установлен на входе нагревателя, а второй - непосредственно на нагревателе.
Наверх