Способ и устройство для монтажа двигателя на пилоне летательного аппарата

Изобретение относится к монтажу двигателя на пилоне летательного аппарата. Способ монтажа двигателя (1) на пилоне летательного аппарата заключается в подъеме двигателя в вертикальном направлении до пилона, стыковке с пилоном путем перемещения двигателя в другом направлении. При этом предварительно на пилоне путем крепления на элементах подвески крепят промежуточную деталь (7), имеющую интерфейс, предназначенный для взаимодействия с соответствующим интерфейсом, предусмотренным на раме (6). Причем промежуточную деталь (7) крепят таким образом, чтобы позиционировать раму относительно промежуточной детали после стыковки с пилоном. Изобретение повышает защиту элементов летательного аппарата и снижает риски повреждения, связанные с монтажом двигателей. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к области газотурбинных двигателей, таких как турбореактивные или турбовинтовые двигатели, и касается их установки на самолете. В частности, изобретение применяют для монтажа двигателя на пилоне, неподвижно соединенном с самолетом.

Уровень техники

В рамках решений, касающихся расположения тяговых двигателей, было предложено соединять двигатели с фюзеляжем, в частности, сзади при помощи пилонов. Предпочтительно подвеска двигателей содержит раму, образующую интерфейс с пилоном, и конструкцию соединения рамы с двигателем. Следует отметить, что соединение рамы с пилоном содержит пару горизонтальных осей, неподвижно соединенных с пилоном, которые закреплены в проушинах, неподвижно соединенных с рамой, как показано на фиг.1. Этот тип устройства облегчает установку оборудования, а также обеспечивает сбалансированное восприятие усилий. Кроме того, он позволяет устанавливать двигатель на пилоне, который может иметь наклон, в частности, вверх по отношению к горизонтали.

Однако в этом случае возникает проблема во время установки двигателя на самолете; эту операцию называют также оснащением самолета. Монтаж двигателя на самолете уже сам по себе является сложной операцией, так как подвеска и пилон должны быть соединены друг с другом очень точно. Точность положения двигателя относительно самолета имеет большое значение как с точки зрения механики, так и с точки зрения аэродинамики и характеристик самолета. Отмечается, что соединение между двигателем и пилоном, ориентация двигателя, а также соединительная конструкция требуют наличия элементов подвески, предварительно установленных на двигателе перед операцией монтажа на самолете.

В этой конфигурации операция подъема двигателя требует также совмещения двух перемещений: сначала вертикального поступательного перемещения двигателя, чтобы поднять его точно на требуемую высоту, затем горизонтального поступательного перемещения сзади вперед, чтобы элементы подвески двигателя, неподвижно соединенные с пилоном, то есть принадлежащие к пилону, правильно совместились с подвесками. Поскольку подъемная система состоит из подъемного моста и грузовых стропов, эта операция рискует привести к повреждению элементов подвески на пилоне, что может повлечь за собой дополнительное выведение самолета из эксплуатации. Элементы подвески, неподвижно соединенные с пилоном, могут содержать горизонтальные оси и, возможно, мягкие выступы для демпфирования вибраций.

Способы монтажа двигателя с подъемом при помощи стропов и посредством вертикальных и горизонтальных поступательных перемещений сами по себе известны. Пример рабочих операций описан в патентной заявке WO2012172208, поданной на имя настоящего заявителя. Решение, предложенное в этом документе, не позволяет решить проблему защиты некоторых элементов самолета.

Раскрытие изобретения

Заявитель поставил перед собой задачу решить эту проблему и снизить риски повреждения, связанные с монтажом двигателей на самолетах.

Эту задачу можно решить при помощи способа в соответствии с изобретением.

Способ монтажа двигателя на пилоне летательного аппарата, содержащем элементы подвески двигателя, неподвижно соединенные с пилоном, при этом двигатель неподвижно соединен с рамой подвески, при помощи которой его подвешивают к пилону, при этом способ содержит этап подъема двигателя в вертикальном направлении до пилона, затем этап стыковки с пилоном путем перемещения двигателя в другом направлении, отличается тем, что предварительно на пилоне путем крепления на упомянутых элементах подвески крепят промежуточную деталь, имеющую интерфейс, предназначенный для взаимодействия с соответствующим интерфейсом, предусмотренным на раме, таким образом, чтобы зафиксировать раму в положении относительно промежуточной детали после стыковки с пилоном.

Предпочтительно оба интерфейса расположены таким образом, чтобы стыковку можно было осуществлять путем поступательного перемещения перпендикулярно к оси двигателя, и поступательное перемещение стыковки предпочтительно осуществляют в горизонтальной плоскости. Чтобы гарантировать стыковку без столкновения, раму направляют и фиксируют в положении относительно промежуточной детали при помощи центровочных штифтов, предусмотренных на одном из двух интерфейсов, при этом штифты взаимодействуют с отверстиями, выполненными на другом интерфейсе. Способ крепления содержит этап крепления рамы на промежуточной детали после фиксирования рамы в положении относительно промежуточной детали.

Объектом изобретения является также устройство для осуществления способа. Оно содержат раму и промежуточную деталь, при этом рама выполнена с возможностью крепления на двигателе при помощи соединительной конструкции, и промежуточная деталь выполнена с возможностью крепления на пилоне независимо от рамы. Предпочтительно это устройство содержит также средство крепления рамы на промежуточной детали. Это средство крепления содержит, в частности, болты, соединяющие раму с промежуточной деталью.

Чтобы облегчить стыковку, устройство содержит средство фиксирования рамы в положении на промежуточной детали. Согласно другом признаку, промежуточная деталь устройства содержит средства, такие как проушины, выполненные с возможностью взаимодействия с элементами подвески, такими как оси, неподвижно соединенные с пилоном.

Объектом изобретения является также комплекс из летательного аппарата и двигателя, при этом двигатель закреплен на наклоненном вверх пилоне при помощи вышеупомянутого устройства.

Описание фигур

Изобретение, его другие задачи, детали, отличительные признаки и преимущества будут более очевидны из нижеследующего подробного описания варианта осуществления изобретения, представленного исключительно в качестве не ограничительного примера, со ссылками на прилагаемые схематичные чертежи, на которых:

Фиг. 1 - узел, образованный двигателем и пилоном соединения с фюзеляжем самолета.

Фиг. 2 - конструкция крепления двигателя на пилоне, имеющая недостатки, которые позволяет устранить изобретение.

Фиг. 3 - вид в перспективе в разборе конструкции для осуществления заявленного способа.

Фиг. 4 - двигатель с показом только рамы конструкции.

Фиг. 5 - фаза монтажа двигателя на пилоне в соответствии с изобретением.

Подробное описание варианта осуществления изобретения

На фиг. 1 показан двигатель 1, например, типа ʺopen rotorʺ, с поворотной гондолой, которая в данном случае показана без воздушных винтов. Двигатель установлен на пилоне 3, который выполнен с возможностью крепления на не показанном фюзеляже самолета, образуя не равный нулю угол с горизонтальной плоскостью. На фиг. 2 представлен пример рамы 5 подвески, разработанной заявителем и обеспечивающей крепление двигателя 1 на пилоне 3. Двигатель, в данном случае типа ʺopen rotorʺ, показан схематично в виде передней цилиндрической части, символизирующей газогенератор, и задней цилиндрической части большего диаметра, символизирующей силовую турбину. Не капотированные винты, как правило, два винта противоположного вращения, не показаны. Рама 5 продолжена со стороны двигателя соединительной конструкцией со стойками 51, 53, соединяющими площадку 54 или эквивалентный элемент рамы с различными точками крепления на двигателе, находящимися на конструктивных элементах картера, таких как каркас газогенератора спереди и задний картер, в котором установлены винты. На противоположной стороне площадки находятся средства крепления на пилоне. В данном случае речь идет о радиальных проушинах 55, расположенных коаксиально в линию, в которые вводят коаксиальные оси 31, образующие элементы подвески, неподвижно соединенные с пилоном, который на фиг. 2 представлен только этими осями. Оси 31 являются частью пилона и образуют средства крепления двигателя на пилоне.

Не показанные средства обеспечивают передачу осевых усилий между двигателем и пилоном. Кроме того, стойка 57 площадки, перпендикулярная к ней и содержащая одну из проушин 55, действует как плечо рычага, поворотной осью которого является общая ось проушин 55. Она позволяет воспринимать вертикальные усилия, передаваемые двигателем на пилон, в частности, вес двигателя. Эта стойка 57 площадки установлена на пилоне таким образом, чтобы препятствовать любому вращению площадки вокруг осей 31. Пилон может содержать кессонную конструкцию, на которой закреплены оси 31, и интерфейс, выполненный с возможностью установки стойки площадки. Обтекатель пилона 3, показанный на фиг. 1, устанавливают на кессонной конструкции после соединения рамы 5 с кессонной конструкцией.

Согласно варианту монтажа, который вначале рассматривался заявителем, но от которого он впоследствии отказался, раму сначала крепят на двигателе при помощи соединительной конструкции, затем весь узел устанавливают на пилоне. Для этого двигатель укладывают, например, на транспортной тележке, которую подводят по существу под дистальный конец пилона, затем двигатель крепят на подъемнике, таком как подъемный мост, и вертикально перемещают, чтобы поднять его по существу на высоту осей 31, см. стрелку Fv. Подъемник содержит, например, поперечину в виде горизонтальной балки, один конец которой соединяют стропами с картером силовой турбины, а противоположный конец соединяют стропами с картером газогенератора. Таким образом, двигатель можно перемещать, сохраняя его горизонтальную ось.

Однако, с учетом того, что пилон 3 образует не равный нулю угол с горизонтальной плоскостью, простого подъема двигателя, то есть только поступательного перемещения снизу вверх, недостаточно. Действительно, перемещению рамы 5 мешает пилон и, в частности, элементы подвески, содержащие оси 31 пилона. Следовательно, подъем двигателя должен привести раму в положение на расстоянии от осей 31, после чего необходимо осуществить поступательное перемещение в направлении пилона, чтобы приблизить двигатель к пилону. В частности, в данном случае относительные положения двигателя и пилона должны обеспечивать простое горизонтальное перемещение вдоль оси хх двигателя, см. стрелку Fh. Для этого оси 31 необходимо расположить коаксиально с осями проушин 55. Во время этого поступательного перемещения, которое представляет собой этап стыковки с пилоном, необходимо избегать столкновения рамы 5 с осями 31, которые могут быть повреждены, учитывая массу перемещаемого узла, что может потребовать ремонта пилона. Ремонт пилона влечет за собой значительные дополнительные расходы.

Этот предусмотренный ранее вариант монтажа не является удовлетворительным: риск повреждения осей 31 пилона во время перемещений является слишком большим; кроме того подъем сопровождается несколькими перемещениями в разных направлениях, что усложняет монтаж и требует наличия устройства для горизонтального перемещения подъемника по меньшей мере в двух направлениях.

Заявитель нашел решение для преодоления этих недостатков. Оно представлено на фиг. 3, 4 и 5.

Заявленное устройство содержит раму 6 и промежуточную деталь 7. Рама 6, в свою очередь, содержит площадку 64 или эквивалентный элемент, продолженную со стороны двигателя соединительной конструкцией 61, 63.

Эта соединительная конструкция образована, например, задними креплениями 61 на заднем картере, в котором находятся винты в случае ʺopen rotorʺ, и передними креплениями 63 на каркасе газогенератора. Соединительная конструкция не входит в объем изобретения, и ее подробное описание опускается. Она может быть любой конструкцией, обеспечивающей по меньшей мере функцию крепления рамы на двигателе.

Со стороны, противоположной соединительной конструкции, рама 6 содержит также средство, обеспечивающее крепление на пилоне при помощи промежуточной детали 7. Площадка 64 рамы выполнена с возможностью соединения с промежуточной деталью 7 и крепления на ней при помощи любого соответствующего разъемного средства, например, винтов или болтов. На фиг. 4 показаны винты 66 в положении для завинчивания в соответствующие отверстия, выполненные в площадке промежуточной детали 7.

Промежуточная деталь 7 содержит площадку или эквивалентный элемент 74 со стороны рамы, выполненный с возможностью соединения и крепления на раме 6. Например, площадка 74 может иметь плоские поверхности, образующие опорные поверхности для соответствующий плоских поверхностей площадки 64 рамы. Промежуточная деталь 7 выполнена со стороны пилона с возможностью установки на элементах подвески двигателя, неподвижно соединенных с пилоном, и, в частности, на осях 31 этих элементов подвески. Этот последний интерфейс содержит две проушины 75, выполненные с возможностью установки в них осей 31. В случае необходимости, это соединение может содержать мягкие выступы, например, блоки из эластомерного материала или из плетеного металла, позволяющего демпфировать вибрации двигателя, передаваемые на кабину самолета. Мягкий выступ может быть установлен между осью 31 пилона и проушиной 75 промежуточной детали 7. Согласно этому варианту выполнения, промежуточная деталь оснащена стойкой 77, функцией которой является восприятие вертикальных усилий, передаваемых двигателем на пилон. Эта стойка 77 закреплена на пилоне таким образом, чтобы препятствовать любому вращению промежуточной детали 7 вокруг осей 31, неподвижно соединенных с пилоном.

На площадке 64 рамы предусмотрены центровочные штифты 67, выполненные с возможностью взаимодействия с соответствующими центровочными отверстиями (не показаны), выполненными на площадке 74 промежуточной детали 7, чтобы облегчать монтаж и установку на место двигателя на пилоне. В альтернативном варианте центровочные штифты можно предусмотреть на площадке промежуточной детали, а соответствующие центровочные отверстия можно предусмотреть на площадке рамы.

Монтаж осуществляют при помощи следующих операций.

Сначала крепят раму 6 на двигателе, когда он еще находится на земле. Промежуточную деталь 7 крепят на пилоне 3, вводя его оси в проушины 75 промежуточной детали и стойку 77 в гнездо на пилоне. Таким образом, положение промежуточной детали 7 вокруг осей 31 определено: оно предупреждает любое вращение.

После этого двигатель, оснащенный рамой 6, располагают по существу напротив свободного дистального конца пилона. Двигатель ориентируют вокруг его оси таким образом, чтобы расположить свободный интерфейс его площадки 64 параллельно свободному интерфейсу площадки 74 промежуточной детали. Как показано на фиг. 5, двигатель поднимают вертикальным поступательным движением по стрелке Tv до уровня промежуточной детали 7, уже находящейся на месте на пилоне. Затем двигатель перемещают перпендикулярно к его оси путем горизонтального поступательного движения по стрелке Th в направлении промежуточной детали 7. Предпочтительно центровочные штифты 67 располагаются параллельно горизонтальному направлению поступательного перемещения таким образом, чтобы каждый из них по существу совместился с осью соответствующего центровочного отверстия, выполненного на площадке 74 промежуточной детали 7. Таким образом, центровочные штифты и отверстия обеспечивают правильное позиционирование рамы относительно промежуточной детали во время горизонтального поступательного движения. Когда обе площадки 64 и 74 входят друг с другом в контакт и упираются друг в друга, благодаря соответствию форм интерфейсов рамы и промежуточной детали, можно соединить обе площадки друг с другом при помощи винтов 66.

Иначе говоря, промежуточная деталь 7 имеет интерфейс, выполненный с возможностью взаимодействия с соответствующим интерфейсом, предусмотренным на раме 6, таким образом, чтобы обеспечивать фиксирование рамы в положении относительно промежуточной детали по завершении этапа стыковки с пилоном. Благодаря этому фиксированию, соответствующие площадки 64 и 74 рамы и промежуточной детали можно соединить друг с другом без риска их относительного перемещения во время операции соединения, в частности, без риска случайного проскальзывания одной площадки на другой, когда устанавливают на место винты. Во время операции соединения достаточно удерживать подъемный механизм в положении конца стыковки. Возможное случайное незначительное перемещение подъемного механизма относительно пилона не приведет к перемещению рамы 6 на промежуточной детали 7, благодаря взаимодействию двух интерфейсов.

В варианте осуществления, представленном в настоящей заявке, интерфейс промежуточной детали 7 содержит площадку 74 и отверстия (не показаны), соответствующие центровочным штифтам 67. Соответствующий интерфейс рамы 6 содержит площадку 64 и центровочные штифты 67. Разумеется, оба интерфейса можно выполнить по-другому, и они могут не содержать площадок и/или центровочных штифтов, лишь бы это позволяло позиционировать раму относительно промежуточной детали по завершении этапа стыковки с пилоном. Например, вместо площадки промежуточной детали 7 можно предусмотреть поверхность, содержащую выступающую часть, и вместо площадки рамы можно предусмотреть поверхность, содержащую часть в виде выемки, в которую заходит выступающая часть.

Таким образом, заявленное решение обеспечивает простой в осуществлении монтаж двигателей, сводит до минимума риск повреждения элементов подвески двигателя, неподвижно соединенных с пилоном, в частности, благодаря промежуточной детали, крепление которой на пилоне не создает особых проблем и может быть осуществлено в оптимальных условиях безопасности для пилона.

1. Способ монтажа двигателя (1) на пилоне (3) летательного аппарата, содержащем элементы (31) подвески двигателя, неподвижно соединенные с пилоном, при этом двигатель неподвижно соединен с рамой (6) подвески, при помощи которой он подвешен к пилону, при этом способ содержит этап подъема двигателя в вертикальном направлении до пилона, затем этап стыковки с пилоном путем перемещения двигателя в другом направлении, отличающийся тем, что предварительно на пилоне при его креплении к элементам (31) подвески крепят промежуточную деталь (7), имеющую интерфейс, предназначенный для взаимодействия с ответным интерфейсом, предусмотренным на раме (6), таким образом, чтобы зафиксировать раму в положении относительно промежуточной детали после стыковки с пилоном.

2. Способ по предыдущему пункту, в котором двигатель расположен вдоль оси и оба интерфейса расположены таким образом, чтобы стыковку можно было осуществлять путем поступательного перемещения перпендикулярно к оси двигателя.

3. Способ по предыдущему пункту, в котором поступательное перемещение осуществляют в горизонтальной плоскости.

4. Способ по одному из пп. 1-3, в котором во время стыковки раму направляют и позиционируют относительно промежуточной детали при помощи центровочных штифтов (66), предусмотренных на одном из двух интерфейсов, при этом упомянутые штифты (66) взаимодействуют с отверстиями, выполненными на другом интерфейсе.

5. Способ по одному из пп. 1-3, содержащий этап крепления рамы (6) на промежуточной детали (7) после фиксирования рамы в положении относительно промежуточной детали.

6. Устройство для осуществления способа по одному из предыдущих пунктов, содержащее раму (6) и промежуточную деталь (7), при этом рама выполнена с возможностью присоединения к двигателю при помощи соединительной конструкции (61,63), и промежуточная деталь (7) выполнена с возможностью установки на пилоне (3) независимо от рамы (6).

7. Устройство по предыдущему пункту, содержащее средство крепления рамы на промежуточной детали.

8. Устройство по предыдущему пункту, в котором средство крепления содержит болты или винты (66), соединяющие раму с промежуточной деталью.

9. Устройство по одному из пп. 6-8, содержащее средство фиксирования рамы в положении на промежуточной детали.

10. Устройство по п. 6, в котором промежуточная деталь устройства содержит проушины, выполненные с возможностью взаимодействия с элементами (31) подвески, неподвижно соединенными с пилоном.

11. Устройство по предыдущему пункту, в котором элементы (31) подвески содержат горизонтальные оси, закрепленные на пилоне.

12. Комплекс из летательного аппарата и по меньшей мере одного двигателя, при этом двигатель закреплен на пилоне при помощи устройства по одному из пп. 6-11.



 

Похожие патенты:

Газотурбинный двигатель содержит редуктор, расположенный вдоль продольной оси двигателя, каскад, гондолу вентилятора, внутреннюю гондолу, вентилятор, вентиляторное сопло и внутренний контур.

Группа изобретений относится к подвеске силовых установок летательных аппаратов короткого взлета и посадки. Узел подвешивания и регулирования угла вектора тяги двигателя содержит стержни и демпферы, расположенные в пилонах.

Двухконтурный турбореактивный двигатель, содержащий выпускной картер, имеющий центральную ступицу (13) и средства (11) соединения, выполненные с возможностью передачи усилий, создаваемых турбореактивным двигателем, на конструкцию приводимого в движение этим двигателем летательного аппарата, при этом упомянутые средства соединения являются двумя стойками, проходящими от центральной ступицы, пересекая холодный поток упомянутого турбореактивного двигателя, и отличающимися тем, что они жестко закреплены на упомянутой центральной ступице и расположены диаметрально противоположно друг другу.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям обшивок, размещенных между двигателем и гондолой. Структура обшивки, расположенная между двигателем и гондолой воздушного судна, содержит кожух, окружающий двигатель и содержащий множество секторов (12А,12В), по меньшей мере, один радиальный кронштейн (14), обеспечивающий соединение с гондолой; и множество крепежных средств для прикрепления указанного множества секторов кожуха друг к другу или к указанному, по меньшей мере, одному радиальному кронштейну.

Изобретение относится к устройству подвески газотурбинного двигателя летательного аппарата. Устройство (10) шарового шарнира для подвески газотурбинного двигателя к пилону или для подвески агрегата к корпусу газотурбинного двигателя содержит первый элемент (12), на конце которого установлена шаровая головка (14), второй элемент (18) с держателями (16,17), ось (30), проходящую через отверстие (28) шаровой головки.

Изобретение относится к устройству для подвески турбомашины к пилону. Шаровое шарнирное устройство (10) для подвески турбомашины к пилону или подвески оборудования к корпусу турбомашины содержит тягу (12), конец которой несет шаровой шарнир (14), и встроен между двумя проушинами (16) обоймы (18).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям статоров турбореактивных двигателей. Конструкции корпуса имеет обечайку, окружающую двигатель, содержащую множество секторов (12A,12B), множество радиальных стоек (14), каждая из которых установлена между двумя смежными секторами обечайки и содержит основание (14A).

Группа изобретений относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата с убирающимся воздушным винтом включает передний и задний лонжерон, предкрылок, двигатель, воздушный винт, лопасти воздушного винта.

Изобретение относится к подвеске пилона двигателя на летательном аппарате. Пилон (31) для установки двигателя (10) на конструкции летательного аппарата содержит первое средство (32) крепления, выполненное с возможностью крепления на пилоне, и второе средство (33) крепления.

Изобретение относится к способу установки двигателя (40) летательного аппарата на пилоне (43). Размещают первый срезной штифт (53) в первом отверстии (51) и второй срезной штифт (54) во втором отверстии, выполненных в переднем креплении (46) двигателя, предварительно закрепленном на двигателе (40) при помощи тяг.

Устройство быстрой помощи применяется к двигателю (11) со свободной турбиной летательного аппарата, который имеет по меньшей мере первый двигатель (11) со свободной турбиной, снабженный газогенератором и ассоциированный с электрической машиной (12), приспособленной работать как в качестве стартера, так и в качестве генератора.

Изобретение относится к авиационной технике. Самолет содержит фюзеляж овального поперечного сечения, низкорасположенное крыло, Н-образное хвостовое оперение, двухдвигательную силовую установку.

Изобретение относится к газотурбинному двигателю (варианты). Рама двигателя выполнена с определенной собственной боковой жесткостью и собственной поперечной жесткостью и поддерживает вал вентилятора.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Устройство механической защиты содержит трансмиссионный вал, имеющий резонансную частоту изгибных колебаний, соответствующую заранее определенному превышению допустимой частоты вращения трансмиссионного вала.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к пилону газотурбинного двигателя. Пилонная конструкция для газотурбинного двигателя содержит внутреннюю мотогондолу, установленную вдоль центральной оси двигателя, внешнюю мотогондолу, охватывающую внутреннюю мотогондолу с формированием вентиляторного контура для внешнего потока воздуха, нагнетаемого вентилятором, пилон, несущий внутреннюю и внешнюю мотогондолы, и дополнительную коробку передач, установленную внутри пилона, в осевом направлении позади внешней мотогондолы.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к турбовентиляторному двигателю, оборудованному пред охладителем. .

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. .

Изобретение относится к летательным аппаратам авиации общего назначения. .

Изобретение относится к области авиации. .
Наверх