Аккумулятор давления



Аккумулятор давления
Аккумулятор давления
Аккумулятор давления
Аккумулятор давления

Владельцы патента RU 2691267:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский Федеральный Ядерный Центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" (RU)
Российская Федерация, от имени которой выступает Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом") (RU)

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к конструкции порохового аккумулятора давления, предназначенного для приведения в действие аэродинамических поверхностей летательных аппаратов. Аккумулятор давления состоит из последовательно расположенных в корпусе 1 воспламенителя 2, камеры сгорания 3 с пороховым зарядом 4, детонационного узла с инициирующей навеской 5 и рабочей навеской 6, запрессованными в глухое отверстие корпуса 1, при этом инициирующая навеска 5 граничит с воспламенителем 2. Поджигающий заряд 7 расположен соосно детонирующему узлу с навесками 5 и 6 в глухом отверстии корпуса 1, выполненном со стороны камеры сгорания 3 и граничащим с ней. Инициирующая навеска 5 и рабочая навеска 6 выполнены из вторичного ВВ, а поджигающий заряд 7 выполнен из взрывчатого материала. Глухое отверстие с расположенным в нем поджигающим зарядом 7 выполнено диаметром d. Расстояние S (толщина гермостенки) по оси между детонирующим узлом с инициирующей навеской 5, рабочей навеской 6 и поджигающим зарядом 7 определяется из соотношения (0,3⋅d+1,6)≤S<(0,3⋅d+1,6)⋅1,5. Предложенное устройство позволило улучшить эксплуатационные характеристики, а именно расширить температурный диапазон эксплуатации, увеличить быстродействие срабатывания аккумулятора давления, повысить безопасность эксплуатации этого устройства, улучшить массогабаритные характеристики. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к конструкции порохового аккумулятора давления, предназначенного для приведения в действие аэродинамических поверхностей летательных аппаратов.

Известно устройство, описанное в книге А.П. Васильева и др. под названием «Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей», издательство «Высшая школа», Москва, 1967, с. 567. Известное техническое решение содержит камеру сгорания, пороховой заряд, воспламенитель, газовый тракт с дросселем и фильтр.

Однако описанная конструкция обладает рядом недостатков, основными из которых являются недостаточная надежность зажжения порохового заряда при минусовых температурах, большой разброс давлений в камере сгорания на минусовых и плюсовых температурах.

Наиболее близким и выбранным в качестве прототипа является пороховой аккумулятор давления, описанный в патенте РФ №2122133 МПК F02K 9/00, опубл. 20.11.1998 г. под названием «Пороховой аккумулятор давления», предназначенный для питания рулевых машин в блоках рулевого привода и состоящим из корпуса с расположенными в нем последовательно воспламенителя и камеры сгорания с пороховым зарядом.

Однако описанная конструкция обладает рядом недостатков, к которым следует отнести:

- сложность конструкции, значительные массогабаритные характеристики, дороговизна и трудоемкость изготовления устройства;

- узкий диапазон температур рабочего применения;

- анализ конструкции порохового аккумулятора давления позволяет судить о небольшой величине максимально развиваемого давления.

Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик, а именно создание стойкого к различного рода воздействиям, надежного аккумулятора давления, развивающего давления до 1500 ат, с малым временем срабатывания и широким температурным диапазоном эксплуатации от минус 60°С до плюс 100°С, малогабаритного, недорогого и более простого в изготовлении устройства.

Техническим результатом данного изобретения является возможность развивать высокие давления в различных пневматических системах, с подтвержденными надежностью, стойкостью к различного рода воздействиям и широким температурным диапазоном эксплуатации, за счет передачи огневого импульса от воспламенителя к поджигающему заряду через гермостенку корпуса, образованную между глухим отверстием корпуса с детонационным узлом и глухим отверстием корпуса с поджигающим зарядом и с использованием в составе устройства только термостойких материалов.

Это достигается тем, что аккумулятор давления, состоящий из корпуса и расположенных в нем последовательно воспламенителя и камеры сгорания с пороховым зарядом, согласно изобретению, снабжен детонационным узлом, расположенным в глухом отверстии корпуса и выполненным в виде не менее чем двух навесок из вторичного ВВ, одна из которых инициирующая граничит с воспламенителем, а другая рабочая, расположена между инициирующей навеской и корпусом, поджигающим зарядом, выполненным из взрывчатого материала и расположенным соосно детонирующему узлу в глухом отверстии корпуса диаметром d, выполненным со стороны камеры сгорания и граничащим с ней, при этом расстояние по оси S между детонирующим узлом и поджигающим зарядом определяется из соотношения (0,3⋅d+1,6)≤S<(0,3⋅d+1,6)⋅1,5.

Кроме того, пороховой заряд выполнен из термостойкого пороха.

Кроме того, инициирующая навеска детонационного узла выполнена из диперхлорат (5-нитротетразолато) пентаамин кобальта(III), а рабочая навеска выполнена из октогена.

Кроме того, пороховой заряд выполнен из зерненого пороха или в виде твердых блоков.

Кроме того, поджигающий заряд выполнен из вторичного ВВ.

Кроме того, поджигающий заряд выполнен из пиротехнического состава.

Новые признаки (аккумулятор давления снабжен детонационным узлом, расположенным в глухом отверстии корпуса и выполненным в виде не менее чем двух навесок из вторичного ВВ, одна из которых инициирующая граничит с воспламенителем, а другая рабочая, расположена между инициирующей навеской и корпусом, поджигающим зарядом, выполненным из взрывчатого материала и расположенным соосно детонирующему узлу в глухом отверстии корпуса диаметром d, выполненным со стороны камеры сгорания и граничащим с ней, при этом расстояние по оси S между детонирующим узлом и поджигающим зарядом определяется из соотношения (0,3⋅d+1,6)≤S<(0,3⋅d+1,6)⋅1,5) не выявлены в технических решениях аналогичного назначения. На этом основании можно сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию «изобретательский уровень».

Изобретение проиллюстрировано на чертеже, где приведен общий вид аккумулятора давления и обозначены следующие позиции:

1 - корпус;

2 - воспламенитель;

3 - камера сгорания;

4 - пороховой заряд;

5 - инициирующая навеска детонационного узла;

6 - рабочая навеска детонационного узла;

7 - поджигающий заряд.

В корпусе 1 последовательно расположены воспламенитель 2, камера сгорания 3 с пороховым зарядом 4, детонационный узел с инициирующей навеской 5 и рабочей навеской 6, запрессованными в глухое отверстие корпуса 1, при этом инициирующая навеска 5 граничит с воспламенителем 2, и поджигающий заряд 7, расположенный соосно детонирующему узлу с навесками 5 и 6 в глухом отверстии корпуса 1, выполненном со стороны камеры сгорания 3 и граничащим с ней. Инициирующая навеска 5 и рабочая навеска 6 выполнены из вторичного ВВ, а поджигающий заряд 7 выполнен из взрывчатого материала (пиротехнического состава или вторичного ВВ). Глухое отверстие, с расположенным в нем поджигающим зарядом 7, выполнено диаметром d. Расстояние S (толщина гермостенки) по оси между детонирующим узлом с инициирующей навеской 5 и рабочей навеской 6 и поджигающим зарядом 7 определяется из соотношения (0,3⋅d+1,6)≤S<(0,3⋅d+1,6)⋅1,5.

Аккумулятор давления работает следующим образом. При подаче электрического импульса на электровоспламенитель воспламенительного узла 2 (на чертеже не показано) происходит его срабатывание с одновременным отключением от источника тока. Форс пламени электровоспламенителя 2 задействует детонационный узел с инициирующей навеской 5 и рабочей навеской 6. Ударная волна, сгенерированная детонационным узлом, пройдя через герметичную стенку корпуса 1, между глухими отверстиями с детонационным узлом и поджигающим зарядом 7, инициирует его взрывчатое превращение, форс пламени которого зажигает пороховой заряд 4, расположенный в камере сгорания 3.

В зависимости от условий применения в конструкции аккумулятора давления могут быть изменены геометрия и материал поджигающего заряда 7. При этом работоспособность аккумулятора давления обеспечивается правильно подобранным расстоянием S (толщина гермостенки) по оси между детонирующим узлом и поджигающим зарядом 7, определяемым из соотношения (0,3⋅d+1,6)≤S<(0,3⋅d+1,6)⋅1,5, где d равно от 2,5 до 3,5 мм. Соотношение определено по результатам проведенных экспериментов, приведенных в таблице 1, где инициирующая навеска 5 выполнена из НКТ, а рабочая навеска 6 выполнена из октогена. Первоначально определены минимальные значения расстояния S (толщина гермостенки), обеспечивающие сохранение целостности стенки корпуса 1 при срабатывании детонационного узла.

Исходя из результатов, приведенных в таблице 1 для диаметров d поджигающего заряда 7, равных 2,5 и 3,5 мм, нижние границы интервалов значений расстояния S, выбираются равными 2,4 и 2,8 мм соответственно.

Верхняя граница интервала в выражении, определяющем значение S, ограничивается величиной, при которой материал поджигающего заряда 7 перестает инициироваться. Соответствующие результаты для состава СЦ, использованного для поджигающего заряда 7, как наиболее чувствительного из испытанных, приведены в таблице 2.

Верхние границы для интервала S выбираются равными: для поджигающего заряда 7 диаметра d=2,5 мм - 3,6 мм, для поджигающего заряда 7 диаметра d=3,5 мм - 3,9 мм.

Полученные интервалы обобщены в выражении, приведенном выше.

Примером конкретного выполнения может являться аккумулятор давления, предназначенный для приведения в действие аэродинамических поверхностей летательных аппаратов. В этом аккумуляторе давления в стальной корпус 1 запрессованы: последовательно инициирующая навеска 5 из взрывчатого вещества диперхлорат (5-нитротетразолато) пентаамин кобальта(III) (НКТ), обеспечивающая быстрый переход горения в детонацию, рабочая навеска 6 из октогена, и поджигающий заряд 7 из пиротехнического состава СЦ или вторичного ВВ диаметром d равным 2,5 мм. Корпус 1 выполнен из специально подобранной марки стали, обеспечивающей передачу детонационного импульса (с сохранением целостности стенки S корпуса 1) между детонационным узлом и поджигающим зарядом 7 пиротехнического состава или вторичного ВВ. При этом величина S исходя из соотношения (0,3⋅2,5+1,6)≤S<(0,3⋅2,5+1,6)⋅1,5, 2,35≤S<3,525, выбирается равной 3,0 мм.

Возможны разные варианты выполнения порохового заряда 4, размещенного в камере сгорания 3, из зерненого пороха или в виде твердых блоков, изготовленных из специальной термостойкой смесевой композиции, в продуктах сгорания которой содержится минимальное количество конденсированных частиц.

Использование данного изобретения позволит:

- расширить температурный диапазон эксплуатации аккумулятора давления;

- сократить время от момента подачи электрической команды до выдачи рабочего давления потребителю;

- значительно повысить значение максимального давления развиваемого в пневмосистеме.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют о выполнении при использовании изобретения следующей совокупности условий:

- в аккумуляторе давления, предназначенном для использования в пневмоприводах, улучшены эксплуатационные характеристики, а именно расширен температурный диапазон эксплуатации, увеличено быстродействие срабатывания аккумулятора давления, повышена безопасность эксплуатации этого устройства, улучшены массогабаритные характеристики;

- для заявленного изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеописанных конструктивных решений, а именно получен аккумулятор давления с улучшенными характеристиками.

Таким образом, аккумулятор давления, воплощенный в заявленном изобретении, при его осуществлении способен обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию «промышленная применимость».

1. Аккумулятор давления, состоящий из корпуса и расположенных в нем последовательно воспламенителя и камеры сгорания с пороховым зарядом, отличающийся тем, что он снабжен детонационным узлом, расположенным в глухом отверстии корпуса и выполненным в виде не менее чем двух навесок из вторичного ВВ, одна из которых, инициирующая, граничит с воспламенителем, а другая, рабочая, расположена между инициирующей навеской и корпусом, поджигающим зарядом, выполненным из взрывчатого материала и расположенным соосно детонирующему узлу в глухом отверстии корпуса диаметром d, выполненным со стороны камеры сгорания и граничащим с ней, при этом расстояние по оси S между детонирующим узлом и поджигающим зарядом определяется из соотношения (0,3⋅d+1,6)≤S<(0,3⋅d+1,6)⋅1,5.

2. Аккумулятор давления по п. 1, отличающийся тем, что инициирующая навеска детонационного узла выполнена из диперхлорат (5-нитротетразолато) пентаамин кобальта (III), а рабочая навеска выполнена из октогена.

3. Аккумулятор давления по п. 1, отличающийся тем, что поджигающий заряд выполнен из пиротехнического состава.

4. Аккумулятор давления по п. 3, отличающийся тем, что поджигающий заряд выполнен из вторичного ВВ.

5. Аккумулятор давления по п. 1, отличающийся тем, что пороховой заряд выполнен из термостойкого пороха.

6. Аккумулятор давления по п. 5, отличающийся тем, что пороховой заряд выполнен из зерненого пороха или в виде твердых блоков.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к отраслям промышленности, где требуется создание потока с регулируемым массовым расходом газообразного низкотемпературного рабочего тела.

Изобретение относится к автономным источникам сжатого газа, а именно к низкотемпературным генераторам чистого азота при сжигании пиротехнических зарядов. Аккумулятор давления содержит сферический корпус, внутри которого на опоре цилиндрической перфорированной гильзы, закрытой запальной крышкой, установлен с гарантированным кольцевым зазором функциональный заряд в форме канальной пиротехнической шашки, а также соосный инициирующий пиропатрон и выпускное сопло, перекрытое мембраной и фильтром.

Импульсный малогабаритный пороховой вытеснитель рабочей жидкости содержит камеру сгорания с пороховым зарядом, пиропатрон и емкость, разделенную выворачивающей диафрагмой на две полости - газовую, сообщающуюся с камерой сгорания, и жидкостную, заполненную рабочей жидкостью.

Изобретение относится к области ракетной техники, а более конкретно к области регулирования твердотопливных газогенерирующих систем для подводного применения. Твердотопливный газогенератор для подводного использования содержит установленную на опоре цилиндрическую шашку унитарного твердого топлива, на верхнем торце которой надет локализатор зоны горения в виде перевернутого термостойкого стакана с электрическим нагревателем, и средство управления.

Изобретение относится к области пиротехники и предназначено для функционирования в качестве источника генерируемого при горении пиротехнического заряда газа, который используется для приведения в действие через заданные промежутки времени двух и более исполнительных механизмов.

Изобретение относится к автономным источникам сжатого газа, а именно к низкотемпературным генераторам чистого азота при сжигании пиротехнических зарядов, используемым для приведения в работу различных силовых приводов, для наддува полостей и агрегатов летательных аппаратов, силового автоматического привода шиберных заглушек в магистральных трубопроводах, наполнения газом эластичных оболочек (например, спасательных трапов, автомобильных подушек безопасности и т.п.).

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении газогенераторов твердого топлива к катапультным устройствам ракет и другим динамично работающим устройствам с использованием твердотопливных зарядов.

Изобретение относится к области создания автономных источников сжатого газа, а именно низкотемпературных твердотопливных газогенераторов. .

Изобретение относится к технике переработки торфа, а именно к процессу быстрого пиролиза торфа, который используется в качестве сырья для производства пиролизного топлива, электроэнергии и кокса.

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике, а именно к способу запуска камеры ЖРД или газогенератора многократного запуска с лазерным воспламенением топлива, использующего как жидкие, так и газообразные ракетные топлива, и устройству для его осуществления.

Ракетный двигатель твердого топлива для увода отделяемых частей ракеты состоит из корпуса с твердотопливным многошашечным зарядом, расположенным между опорными решетками и двумя газосвязанными соплами.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива, используемым для работы в составе кумулятивно-фугасного заряда. Двигатель кумулятивно-фугасного заряда содержит корпус, сопло, заряд, размещенный между решеткой и переходным дном, воспламенитель и мембрану в виде крышки.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и, в частности, к двухзонным газогенераторам с лазерным зажиганием компонентов топлива. Двухзонный газогенератор с лазерным зажиганием компонентов топлива содержит силовую оболочку с патрубками подвода окислителя и горючего и патрубок для вывода генераторного газа, внутри которой и коаксиально с ней установлена камера сгорания.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к устройствам химического зажигания компонентов топлива ЖРД. Ампула с пусковым горючим для зажигания компонентов топлива ЖРД, содержащая силовой цилиндр, заполненный пусковым горючим, два мембранных узла с входным и выходным каналами, мембраны которых выполнены с кольцевой утоненной перемычкой и которые закреплены герметично со стороны входа и выхода силового цилиндра, кроме того, ампула имеет средства для разрыва мембран, для заправки силового цилиндра пусковым горючим и средства для фиксации подвижных элементов мембран после их разрыва, причем каждый из мембранных узлов включает в себя корпус, с одной стороны которого закреплена мембрана, а с другой стороны установлена заглушка, внутри корпуса установлен пиропривод, состоящий из цилиндрической направляющей и поршня со штоком, а с тыльной стороны мембраны прикреплен цилиндрический хвостовик, который соединен со штоком, кроме того, надпоршневая полость через отверстие в корпусе соединена с полостью штуцера, в которой установлен пиротехнический заряд, причем диаметр поршня больше диаметра срезываемой части мембраны, а соединение полости силового цилиндра с входным и выходным каналами осуществляется через кольцевой зазор, образующийся при разрыве мембраны и ее последующем перемещении.

Изобретение относится к двигательным ракетным системам для малоразмерных космических аппаратов и предназначено для использования в качестве маневрового двигателя при выполнении линейных и угловых перемещений.

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к ракетным двигателям активно-реактивных снарядов, запускаемых из ствола артиллерийского орудия, и заключается в способе повышения дальности полета активно-реактивного снаряда.

Изобретения относятся к области ракетных двигателей на твердом топливе. Твердотопливный ракетный двигатель в первом варианте содержит корпус с размещенным в нем твердым топливом, сопловой блок, установленный на заднем днище корпуса, и запальник, включающий воспламенитель твердого топлива, вмонтированный в переднее и/или в заднее днище корпуса.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям многократного включения. Камера сгорания жидкостного ракетного двигателя, работающая на компонентах топлива жидкий кислород и жидкий водород или жидкий кислород и сжиженный природный газ, содержит запальное устройство, корпус камеры с магистралями подвода горючего на охлаждение, смесительную головку с магистралями подвода горючего, газовод с магистралью подвода окислительного генераторного газа, согласно изобретению подвод генераторного газа через газовод смесительной головки осуществляется по оси камеры сгорания, а запальные устройства, закрепленные на фасонном газоводе между магистралями подводов генераторного газа и горючего, устанавливаются во втулки, расположенные между рядами смесительных элементов от периферии огневого днища на местах смесительных элементов.

Изобретение относится к двухрежимному воспламенителю и к двухрежимному способу впрыска в воспламенитель для запуска ракетного двигателя как при условиях низкого давления, так и при условиях высокого давления.
Наверх