Способ прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности у цмв-серопозитивных женщин с угрозой невынашивания ранних сроков

Изобретение относится к области медицины, а именно к способу прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков путем исследования сыворотки крови иммуноферментным методом, при этом на 6-12 неделе беременности в сыворотке крови определяют уровень антител IgM к цитомегаловирусу и показатели VEGF и sVEGF-R1 и при уровне антител IgM к цитомегаловирусу 2,0 ЕД/мл и более и значении отношения VEGF/sVEGF-R1 7,46 и менее прогнозируют плацентарную недостаточность во второй половине беременности. Вышеописанный способ позволяет повысить точность прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков, что дает возможность проводить профилактику данной патологии для снижения риска развития осложнений и неблагоприятных исходов беременности. 1 табл., 2 пр.

 

Способ прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков

Область применения: изобретение относится к области медицины, а, именно, к проблеме создания новых способов прогнозирования плацентарной недостаточности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков.

Уровень техники

Значимость исследования определяется высокой частотой гестационных осложнений, сопряженных с цитомегаловирусной инфекцией. К ним относят не только репродуктивные потери, вызванные невынашиванием беременности (15-25% от общей статистики ранних выкидышей, 60% - поздние выкидыши), но и перинатальные патологии, возникающие в антенатальном периоде [6].

Одной из основных причин высокой частоты перинатальных патологий при цитомегаловирусной инфекции являются плацентарные нарушения [12], что приводит к развитию гипоксии, задержке внутриутробного развития плода с нарушением функций и структуры жизненно важных органов [4]. Отсутствие единого клинического подхода к диагностике плацентарной недостаточности, в том числе, ассоциированной с цитомегаловирусной инфекцией, диктует необходимость создания высокоточных способов прогнозирования осложнений гестационного периода с целью своевременной профилактики перинатальной заболеваемости и смертности.

Известны способы прогнозирования развития плацентарной недостаточности во второй половине беременности, основанные на определении в сыворотке крови концентрации DcR3 [1], содержания молекул средней массы [5], содержания интерлейкина 6 (IL-6), интерлейкина 8 (IL-8), растворимой сосудистой молекулы межклеточной адгезии (sVCAM), сосудисто-эндотелиального фактора роста (VEGF) и big-эндотелина с последующим расчетом прогностического индекса [2].

Вышеперечисленные факторы как изолированно, так и в сочетании друг с другом могут свидетельствовать о нарушении процессов формирования фетоплацентарного комплекса. В связи с этим, наибольшую диагностическую ценность имеют способы, позволяющие проводить доклиническое прогнозирование угрожающих состояний беременности, связанных с развитием плацентарной недостаточности, в том числе инфекционного генеза.

Аналогами данного изобретения являются приведенные выше способы прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности, основными недостатками которых являются трудоемкость [2] и неспецифичность [1, 5].

Прототипом является способ прогнозирования плацентарной недостаточности, основанный на определении содержания VEGF в сыворотке крови женщин на втором и третьем триместрах беременности [7], основными недостатками которого являются:

- метод позволяет прогнозировать плацентарную недостаточность и ее клиническое проявление - синдром задержки развития плода только в том триместре, в котором проводится исследование содержания VEGF в сыворотке крови;

- отсутствует интеграция показателей ангиогенного фактора и его растворимого рецептора с инфекционной патологией и связанного с ним угрожающего исхода беременности ранних сроков;

- отсутствуют данные о точности способа.

Указанные факторы могут быть устранены в заявляемом способе.

Техническим результатом является повышение точности прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков для своевременного лечения и выработки оптимальной тактики ведения беременных.

Заявляемый технический результат достигается тем, что у женщин с выявленной цитомегаловирусной инфекцией в первом триместре беременности (6-12 недель), имевших клинические признаки угрозы прерывания беременности, определяют в сыворотке крови уровень антител IgM к цитомегаловирусу, содержание VEGF и VEGFR1, дополнительно рассчитывают их отношение и при уровне антител IgM к цитомегаловирусу 2,0 ЕД/мл и более и значении отношения VEGF/sVEGF-R1 7,46 и менее прогнозируют плацентарную недостаточность во второй половине беременности с точностью 90,9%.

Новизна заявляемого способа заключается в том, что впервые предлагается прогнозировать развитие плацентарной недостаточности во второй половине беременности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков по уровню антител IgM к цитомегаловирусу в сыворотке крови и отношению VEGF/sVEGF-R1. Ранее совокупность указанных признаков в прогнозировании плацентарной недостаточности не использовалась.

Как показывают исследования, VEGF является основным ангиогенным фактором, экспрессируемым клетками трофобласта, что обеспечивает дифференцировку, миграцию и пролиферацию эндотелиальных клеток, формирование новой маточно-плацентарной сосудистой сети [13]. VEGF увеличивает проницаемость сосудов, способствуя транссудации с плазменными белками и формированием окна для миграции эндотелиальных клеток. Изменение баланса VEGF в микроокружении эндотелиальных клеток лежит в основе патологических нарушений плацентации, гестации на различных сроках беременности и преждевременных родов [8]. Уменьшение его содержания приводит к нарушению сосудистого развития плаценты, следствием чего является внутриутробная гипоксия плода [10] и задержка его развития [3].

VEGF оказывает свой эффект через рецептор VEGF-R2, а точное предназначение VEGF-R1 остается предметом споров. Некоторые считают, что VEGF-R1 является своеобразной «ловушкой» для препятствия связывания VEGF с VEGF-R2 [9], что блокирует дальнейшее развитие сосудистого русла и формирование васкуляризованных участков тканей плаценты [11].

Вместе с тем данных об интеграции показателей активности инфекционного процесса, регистрируемых по уровню антител IgM к цитомегаловирусу, и величины отношения VEGF/sVEGF-R1 у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков в развитии плацентарной недостаточности нет.

Вышеизложенное явилось основанием к исследованию в сыворотке крови серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков показателей VEGF и sVEGF-R1 для прогноза плацентарной недостаточности во второй половине беременности. Наши исследования позволили установить величину отношения VEGF/sVEGF-R1, которая является определяющей для отбора женщин высокой группы риска по развитию плацентарной недостаточности во второй половине беременности при цитомегаловирусной инфекции.

Способ осуществляют следующим образом:

У беременных с выявленной цитомегаловирусной инфекцией в первом триместре, имеющих клинические признаки угрозы невынашивания ранних сроков, исследуют сыворотку крови, полученную из цельной крови, взятой из локтевой вены утром натощак в количестве 5 мл. Определение уровня антител IgM к цитомегаловирусу и показателей VEGF и sVEGF-R1 проводят методом иммуноферментного анализа с использованием стандартных тест-систем ИФА-ЦМВ-IgM-БЕСТ (Россия), VEGF-ИФА-БЕСТ (Россия) и Human sVEGF-R1/Flt-1 Quantikine ELISA Kit (США). Учет реакции проводят на иммуноферментном анализаторе Stat Fax-2100 (США) согласно протоколам для постановки иммуноферментного анализа от фирмы-производителя в сыворотке крови.

При уровне антител IgM к ЦМВ 2,0 ЕД/мл и более и значении отношения VEGF/sVEGF-R1 7,46 и менее прогнозируют плацентарную недостаточность во второй половине беременности.

Использование способа с высокой точностью (90,9%) позволяет прогнозировать плацентарную недостаточность во второй половине беременности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков, с 6 недель беременности.

Отличительными признаками данного способа являются: в ранние сроки беременности (6-12 недель), установлены прогностические величины уровня антител IgM к цитомегаловирусу и отношения VEGF/sVEGF-R1, при значении 2,0 ЕД/мл и более и 7,46 и менее, соответственно, прогнозируют плацентарную недостаточность во второй половине беременности.

Сущность заявляемого способа поясняется следующими примерами:

Пример 1. Беременная Б., 25 л., находилась на стационарном лечении в АОПБ ДНЦ ФПД. Повторнобеременная. В анамнезе 1 медицинский аборт без осложнений.

Проведено обследование на цитомегаловирусную инфекцию, УЗИ, ангиогенные факторы (VEGF, sVEGF-R1).

По УЗИ: в полости матки плодное яйцо с эмбрионом 6 недель 5 дней. Сердцебиение определяется. Гипертонус по задней стенке матки, Внутренний зев сомкнут.Ниже плодного яйца гематома небольших размеров (отслойка ворсинчатого хориона).

По ИФА: антитела IgM к цитомегаловирусу - 2,1 ЕД/мл, титр антител IgG - 1:1600, индекс авидности - 87%, ДНК цитомегаловируса - в содержимом цервикального канала.

Диагноз: Беременность 6-7 недель. Угроза прерывания беременности. Хроническая цитомегаловирусная инфекция, стадия обострения.

По заявленному способу в сыворотке крови определено содержание VEGF - 17,73 пг/мл, sVEGF-R1 - 3,0 пг/мл, произведен расчет отношения VEGF/sVEGF-R1 - 5,91.

Заключение: прогнозируется плацентарная недостаточность во второй половине беременности, в связи, с чем пациентка отнесена в группу риска по формированию данного осложнения.

На сроке 21-22 недели беременности по результатам ультразвукового и допплерометрического исследования диагностирована субкомпенсированная плацентарная недостаточность: нарушение гемодинамики IA степени, маловодие; на сроке 28 недель - задержка роста плода I степени по ассиметричному типу.

Прогноз по заявленному способу подтвердился.

Пример 2. Беременная К., 23 г., находилась на стационарном лечении в АОПБ ДНЦ ФПД. Первобеременная, первородящая.

Проведено обследование на цитомегаловирусную инфекцию, УЗИ, ангиогенные факторы (VEGF, sVEGF-R1).

По УЗИ: в полости матки плодное яйцо с эмбрионом 6 недель 3 дня. Сердцебиение определяется. Гипертонус по задней стенке матки, Внутренний зев сомкнут. Заоболочечная гематома по передней стенки матки.

По ИФА: антитела IgM к цитомегаловирусу - 2,3 ЕД/мл, титр антител IgG - 1:1600, индекс авидности - 83%, ДНК цитомегаловируса - в буккальном эпителии.

Диагноз: Беременность 6-7 недель. Угроза прерывания беременности. Хроническая цитомегаловирусная инфекция, стадия обострения.

По заявленному способу в сыворотке крови определено содержание VEGF - 22,1 пг/мл, sVEGF-R1 - 3,7 пг/мл, произведен расчет отношения VEGF/sVEGF-R1 - 5,97.

Заключение: прогнозируется плацентарная недостаточность во второй половине беременности, в связи, с чем пациентка отнесена в группу риска по формированию данного осложнения.

На сроке беременности 28 недель по результатам ультразвукового и допплерометрического исследования диагностирована компенсированная плацентарная недостаточность: нарушение гемодинамики IБ степени, хроническая внутриутробная гипоксия плода, риск задержки роста плода.

Прогноз по заявленному способу подтвердился.

Указанным способом обследованы 55 серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания на 6-8 неделе беременности. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Преимущества заявляемого способа:

1. Высокая точность - 90,9%, чувствительность - 76,9% и специфичность - 95,2%.

2. Хорошая воспроизводимость метода.

3. Простота, доступность и экономичность выполнения методики.

4. Простота в интерпретации результатов обследования.

5. Способ позволяет у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков объективно прогнозировать плацентарную недостаточность во второй половине беременности, что дает возможность проводить профилактику данной патологии для снижения риска развития осложнений и неблагоприятных исходов беременности.

Список цитируемой литературы

1. Пат. №2600791 Рос. Федерация. Способ прогнозирования развития плацентарной недостаточности во второй половине беременности / Батрак Н.В., Крошкина Н.В., Малышкина А.И., Сотникова Н.Ю. // Изобретения. Полезные модели. - 2016. - №30.

2. Пат. №2521367. Рос. Федерация. Способ прогнозирования развития плацентарной недостаточности / Газиева И.А., Чистякова Г.Н., Ремизова И.И., Тарасова М.Н., Паначева Н.М. // Изобретения. Полезные модели. - 2014. - №18.

3. Гугушвили Н.А., Сичинава Л.Г., Ганковская Л.В. Клинико-патогенетическое обоснование досрочного родоразрешения при задержке роста плода // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. - 2013. - Т. 12, №2. - С 22-28

4. Кулаков В.И., Орджоникидзе Н.В., Тютюнник В.Л. Плацентарная недостаточность и инфекция. Руководство для врачей. - М., 2004. - 494 с.

5. Пат. №2148256 Рос. Федерация. Способ доклинического прогнозирования плацентарной недостаточности / Смиренина И.В., Пестрикова Т.Ю. // Изобретения. Полезные модели. - 2000. - №12.

6. Сидорова И.С., Макаров И.О., Матвиенко Н.А. Внутриутробные инфекции. - М., 2006. - 146 с.

7. Стрижаков А.Н., Кушлинский Н.Е., Тимохина Е.В., Тарабрина Т.В. Роль ангиогенных факторов роста в прогнозировании плацентарной недостаточности // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. - 2009. - Т. 8, №4. - С. 5-11.

8. Brosens I.A., Robertson W.B., Dixon H.G. The role of the spiral arteries in the pathogenesis of preeclampsia // Obstet. Gynecol. Annu. 1972; 1:177-191.

9. Ferrara N., Gerber H.P., Le Couter J. The biology of VEGF and its receptors // Nat Med 2003; 9: 669-676.

10. Ogura Y., Takakura N., Yoshida H., Nishikawa S. Essential role of platelet - derived growth factor receptor Alpha in the development of the intraplacental yolk sac sinus of Duval in mouse placenta. Biol Reprod 1998; 58: 1: 65-72.

11. Plaisier M., Dennert I., Rost E. et al. Decidual vascularization and the expression of angiogenic growth factors and proteases in first trimester spontaneous abortions. Hum. Reprod. 2009 Jan; 24 (1): 185-97.

12. Tao L, Suhua C, Juanjuan C, Zongzhi Y, Juan X, Dandan Z. In vitro study on human cytomegalovirus affecting early pregnancy villous EVT's invasion function. Virol J 2011;8:114.

13. Wilson H., Wiegand S.J., Rudge J.S., Fraser H.M. Prevention of thecal angiogenesis, antral follicular growth, and ovulation in the primate by treatment with vascular endothelial growth factor Trap R1R2. Endocrinology. 2002; 143: 2797-2807.

Способ прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности у серопозитивных женщин к цитомегаловирусу с угрозой невынашивания ранних сроков путем исследования сыворотки крови иммуноферментным методом, отличающийся тем, что на 6-12 неделе беременности в сыворотке крови определяют уровень антител IgM к цитомегаловирусу и показатели VEGF и sVEGF-R1 и при уровне антител IgM к цитомегаловирусу 2,0 ЕД/мл и более и значении отношения VEGF/sVEGF-R1 7,46 и менее прогнозируют плацентарную недостаточность во второй половине беременности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам количественного определения содержания дубильных веществ в лекарственных растительных препаратах. Предлагается способ, использующий в качестве стандартного образца пирогаллол для лекарственных растительных препаратов, содержащих гидролизуемые дубильные вещества, определение производят при длине волны 266 нм; и (+) катехин для лекарственных растительных препаратов, содержащих конденсированные дубильные вещества, определение производят при длине волны 278 нм.

Группа изобретений касается лечения рака молочной железы. Предложены: применение эрибулина или его соли для лечения HER2-негативного рака молочной железы у пациента, ранее не лечившего его; способ выявления пациента-кандидата для лечения эрибулином или его солью HER2-негативного рака молочной железы; способ выбора такого пациента; способ in vitro оценки пригодности индивидуума для лечения эрибулином или его солью такого рака; применение способа in vitro для оценки статуса HER2 в образце пациента, страдающего раком молочной железы, и способ лечения HER2-негативного рака молочной железы.
Изобретение относится к медицине, а именно к микробиологии, инфекционным болезням, дезинфектологии, и может быть использовано для изучения действия факторов на биопленку и биопленкообразующую способность грамположительных микроорганизмов.

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для оценки восприимчивости партий плодов к загару в садоводческих предприятиях, занимающихся хранением яблок.

Изобретение относится к акушерству, а именно к диагностике плацентарной недостаточности у беременных. Предложен способ ранней диагностики плацентарной недостаточности, включающий определение маркеров дисфункции эндотелия в сыворотке крови беременной.

Изобретение относится к медицине и касается способа определения длительного темпа наступления смерти, включающего проведение комплексных исследований биологического материала, взятого от трупа, в том числе морфологического, микро- и макроскопического исследования, анализ секционной картины, гистохимическое исследование.

Изобретение относится к аналитической химии, а именно для изучения различных биомолекул методом люминесцентной визуализации клеток и их компонент. Для этого используют флуоресцентный оптический ДНК сенсор, состоящий из подложки и адсорбированной на ней тонкой пленки комплекса ДНК-люминофор.
Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, анестезиологии и реаниматологии, и может быть использовано для выбора метода лечения острого деструктивного панкреатита (ОДП).

Изобретение относится к медицине, а именно к гепатологии, и может быть использовано для поддержания функционального состояния цирротически измененной печени у пациентов в листе ожидания трансплантации органа.

Изобретение относится к экологии и может быть использовано для оценки токсичности жидкостей-загрязнителей в водных объектах. Для этого культивируют одноклеточные водоросли в контакте с тестируемой жидкостью и освещают смесь лазером.
Наверх