Способ монтажа водометной насадки подвесного лодочного мотора

Изобретение относится к судостроению, в частности к подвесным водометным двигателям плавучих средств. Монтаж водометной насадки подвесного лодочного мотора заключается в том, что проводят первичную сборку водометной насадки (ВН) и устанавливают ее на подвесной лодочный мотор (ПЛМ) с закрепленной на его дейдвуде пластиной. ВН при первой ее сборке монтируют на пластину, идентичную пластине, устанавливаемой на дейдвуде ПЛМ. Площадь поверхностей пластин выполняют больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ. На кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж, а пластины соединяют между собой с помощью крепежа. Достигается упрощение и снижение времени замены винтового редуктора на водометную насадку и наоборот. 1 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к подвесным водометным двигателям плавучих средств.

Водометная насадка (ВН) - дополнительный модуль для подвесных лодочных моторов (ПЛМ), необходимая для безопасного использования лодки в мелководных районах, недоступных для обычных моторов с гребным винтом. Подвесные лодочные моторы с водометной насадкой можно устанавливать на любые типы лодок с умеренной килеватостью на транце.

Водометная насадка для подвесного лодочного мотора предназначена для того, чтобы модифицировать обычный подвесной лодочный мотор в «водометный» с целью передвижения на лодке по мелководным участкам водоемов. Насадка подсоединяется к двигателю вместо винтового редуктора в сборе. Практически на любой распространенный подвесной лодочный мотор любого производителя можно подобрать водометную насадку. Комплект водометной насадки включает в себя все необходимые детали и инструкцию по сборке.

У водометной насадки на подвесном лодочном моторе есть свои неоспоримые плюсы - глубина преодолеваемых участков водоемов может быть до 5-10 см, подвесному же лодочному мотору с традиционным винтовым редуктором необходимо минимум 70-100 см глубины для безопасного передвижения. При контакте с дном или препятствием в воде винтовой редуктор получает как правило повреждения, не позволяющие передвигаться на лодке дальше, водометная же насадка при ударе таких повреждений как правило не получает. Но есть и минусы у водометной насадки - потеря мощности на выходе (тяга на швартовых) по сравнению с винтовым редуктором составляет примерно 30% по данным завода производителя водометных насадок. Поэтому многие пользователи хотят эксплуатировать свой подвесной лодочный мотор в разных вариантах - то с винтовым редуктором по глубокой воде, то с водометной насадкой по мелководью, в зависимости от акватории передвижения.

Штатная замена винтового редуктора на водометную насадку на подвесном лодочном моторе занимает от двух до трех часов, в зависимости от наличия нужных инструментов и квалификации пользователя. Обратная замена (водометной насадки на винтовой редуктор) занимает столько же времени.

В качестве прототипа монтажа ВН на подвесной лодочный мотор взят способ, описанный в инструкции по монтажу водометной насадки на Suzuki DT30S (http://draiv38.ru/images/Suzuki/DMotor/30/DT30Jetlns.pdf.). Сборка водометных насадок на другие модели и марки подвесных лодочных моторов осуществляется аналогичным способом.

ВН, впервые устанавливаемую на ПЛМ, собирают согласно инструкции. Монтаж водометной насадки на Suzuki DT30S:

• Установите мотор вертикально на транец лодки. Отсоедините тягу реверса, которая идет от мотора к редуктору. Открутите болты крепления редуктора и отсоедините редуктор от мотора.

• Демонтируйте корпус помпы охлаждения, снимите крыльчатку охлаждения, удалите шпонку крыльчатки из вертикального вала, снимите прокладку и нижнюю пластину помпы из нержавеющей стали, удалите направляющие штифты.

• Затем установите вертикальный вал в корпус водометной насадки, закрепив двумя болтами М5 × 16 с использованием гроверных шайб. Смажьте резьбовую часть болтов водостойкой смазкой.

• Установите на корпус водометной насадки демонтированную с редуктора водяную помпу в сборе (площадку помпы, шпонку, крыльчатку, направляющие штифты и корпус помпы) с использованием алюминиевой площадки-адаптера. Закрепите четырьмя болтами М6 × 45 помощью болтов и гроверов. Момент затяжки ПНм. Предварительно нанесите водостойкую смазку на резьбу крепежных болтов корпуса помпы.

• Для присоединения водометной насадки к дейдвуду мотора используется пластина-адаптер. Установите пластину-адаптер на два направляющих штифта и закрепите с помощью четырех болтов М8 × 20 мм с гроверами. Перед установкой смажьте резьбовую часть болтов и тяги реверса водостойкой смазкой.

• Затем присоедините корпус водометной насадки с вертикальным валом в сборе к дейдвуду мотора с помощью четырех болтов размером М8 × 70 с использованием гроверов. а также одного болта 9 мм × 31 с гровером, который устанавливается в верхней задней части дейдвуда. Не забудьте установить направляющие штифты на фланцевой части дейдвуда. Перед установкой смажьте водостойкой смазкой резьбовые части болтов, шлицевую часть вертикального вала и отверстие трубки охлаждения в корпусе помпы. Затяните крепежные болты М8 с усилием 16 Нм, болт 9 мм с усилием 35 Нм.

• Затем установите импеллер. Смажьте хвостовик вала, шпонку и посадочное отверстие импеллера водостойкой смазкой. Установите пластиковую втулку в посадочное отверстие импеллера и, удерживая пальцем шпонку в пазе импеллера, установите импеллер на вал. Установите на хвостовик вала 8 шайб и фиксатор гайки и затяните гайку от руки. Удостоверьтесь, что шайбы не попали в резьбовую часть хвостовика вала во избежание перекоса при зажатии гайки.

После установки требуемого зазора между импеллером и водоводом затяните гайку крепления импеллера с помощью гаечного ключа. Если лепестки фиксатора гайки не совпадают со шлицами гайки, открутите гайку, переверните шайбу-фиксатор и снова затяните гайку гаечным ключом. После этого загните лепестки, плотно прижав их к шлицам гайки во избежание самопроизвольного ослабления крепления импеллера.

• Установите корпус водовода (низкой частью ориентированной назад) и закрепите с помощью шести болтов размером М6 × 20. Шайбы-гроверы не используются. Перед затяжкой смажьте резьбовые части водостойкой смазкой. Усилие затяжки 11 Нм.

При демонтаже водометной насадки и установке винтового редуктора вся описанная выше процедура повторяется в обратном порядке и также с большими затратами сил и времени, как и при монтаже. Таким образом, недостатком прототипа является высокая трудоемкость и сложность монтажа-демонтажа водометной насадки на подвесном лодочном моторе, особенно в условиях дикой природы, где собственно и производится эксплуатация моторов с водометной насадкой.

Задачей изобретения является упрощение и снижение времени замены винтового редуктора на водометную насадку и наоборот.

Данная задача решается за счет того, что при монтаже водометной насадки подвесного лодочного мотора проводят ее первичную сборку, при которой ВН монтируют на пластину идентичную пластине, устанавливаемой на дейдвуде ПЛМ; при этом площади поверхностей пластин выполняют больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ; на кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж; пластины соединяют между собой с помощью крепежа.

Суть изобретения поясняется чертежом с изображением пластины, описанной в изобретении.

Способ предлагаемого монтажа заключается в том, что вместо одной пластины, которую крепят на дейдвуд ПЛМ. и далее на нее собирают пошагово водометную насадку, устанавливают две подобные пластины: одну на дейдвуд ПЛМ, другую используют для монтажа на нее водометной насадки при первой ее сборке. После этого пластины соединяют между собой с помощью крепежа, например, болтов. При обратной замене ВН на винтовой редуктор пластины разъединяют. Пластину с собранной на ней ВН не разбирают подетально, а убирают ВН в собранном виде до следующего его монтажа на ПЛМ. При этом время монтажа или демонтажа займет 20-30 минут, сам монтаж упрощается и становится доступным неопытным пользователям.

Пластины, предлагаемые в изобретении идентичны между собой; площади их поверхностей больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ (соответственно, они больше площади пластины-адаптера в прототипе). На кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж. В центральной зоне пластин выполняют отверстия под вертикальный вал, водяной насос и под выхлоп отработанных газов.

Кроме того, на поверхности выполняют сквозные отверстия под направляющие штифты и крепеж. Отверстия могут иметь различный диаметр, могут быть выполнены с резьбой или без нее.

Толщину двух пластин в сборе достаточно выполнить равной толщине одной пластины, включенной в состав комплектующих ВН (пластины - адаптера в прототипе). В качестве материала пластин используют, как правило, высокопрочные алюминиевые сплавы, например, АМГ5 или Д16.

Таким образом, реализация предлагаемого технического решения позволяет решить поставленную задачу - значительно упростить и ускорить замену винтового редуктора на водометную насадку и обратно, ведь нам больше не требуется каждый раз полностью ее собирать и разбирать, она всегда будет у нас собрана на пластине и готова к быстрой установке.

Способ монтажа водометной насадки подвесного лодочного мотора, заключающийся в том, что проводят первичную сборку водометной насадки (ВН), устанавливают ее на подвесной лодочный мотор (ПЛМ) с закрепленной на его дейдвуде пластиной, отличающийся тем, что ВН при первой ее сборке монтируют на пластину, идентичную пластине, устанавливаемой на дейдвуде ПЛМ; при этом площадь поверхностей пластин выполняют больше площадей соединяемых поверхностей корпуса ВН и дейдвуда ПЛМ; на кромке, выступающей за пределы соединяемых поверхностей, выполняют отверстия под крепеж; пластины соединяют между собой с помощью крепежа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к водометным движителям, и может быть использовано в качестве привода судов различного назначения для повышения КПД движителя и его работоспособности.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к вариантам реактивных аппаратов с использованием реактивного водного движителя. Каждый вариант реактивного аппарата с использованием реактивного водного движителя включает корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом.

Изобретение относится к судовым реактивным движителям. Магнитогидродинамический программно-управляемый шаговый двигатель для морских микродронов выполнен в виде двух цилиндрических труб вложенных друг в друга с ортогонально размещёнными электромагнитами.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям. Устройство движителя для скоростного судна состоит из двигателя, в котором сгорает топливо, канала, отводящего продукты сгорания под днище судна и щели в днище судна, направляющей продукты сгорания (газы) назад по ходу судна.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к реактивным аппаратам с использованием реактивного водного движителя. Реактивный аппарат с использованием реактивного водного движителя включает корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом, при этом в режиме вертикального подъема, зависания, разгона, торможения и посадки, для возможности создания устойчивого суммарного уравновешивающего вертикального реактивного момента относительно центра тяжести поднимаемой части реактивного аппарата от истечения водяных струй из подъемных водовыпускных сопел, подъемные водовыпускные сопла расположены на периметре несущих круговых сегментных консолей, расположенных вдоль боковых сторон протяженного корпуса-фюзеляжа, выполненного в виде тримарана либо катамарана, при этом маршевый водомет с водозаборным устройством выполнен погружным и закреплен к корпусу-фюзеляжу при помощи трансформируемой телескопической конструкции.

Изобретение в целом относится к судовым движителям, а именно к движителям с реактивной водяной струей, создаваемой с помощью насосов вращающегося типа, а именно к водометным движителям моторных лодок.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к высокоскоростным судам, движущимся по поверхности воды, над поверхностью воды и под водой. Заявлено высокоскоростное судно с использованием реактивного водного движителя, включающее корпус сигарообразной либо дискообразной обтекаемой формы, несущие крылья с элементами механизации для создания аэродинамической подъемной силы, водометную силовую установку, водозаборные устройства, систему каналов-трубопроводов, соединяющих водозаборные устройства с силовой водометной установкой и с выпускными соплами, интегрированную систему управления, при этом выпускные сопла от маршевой водометной установки расположены в хвостовой части корпуса, кроме этого, выпускные сопла от силовой водометной установки расположены в виде двумерного массива по наружной поверхности корпуса в зависимости от гидродинамического сопротивления участков корпуса, выпускные сопла от силовой водометной установки, расположенные по наружной поверхности судна, имеют изменяемый силовой вектор тяги, водозаборное устройство, используемое при движении судна над поверхностью воды, выполнено погружным и закреплено к корпусу при помощи трансформируемой системы телескопических конструкций.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к реактивным водным движителям, которые могут быть установлены на надводных либо подводных водоизмещающих судах, либо на универсальных судах, движущихся по поверхности воды, над поверхностью воды и под водой.

Изобретение относится к раме водометного движителя, к водометному движителю, оснащенному рамой водометного движителя, и к компоновке водометного движителя с рамой на судне.

Изобретение относится к области судостроения, а в частности к водометным движительно-рулевым комплексам. Движительно-рулевой комплекс содержит корпус, двигатель, движитель с реверсивно-рулевым устройством.
Наверх