Центробежная ступень

Изобретение относится к энергетическим турбомашинам и может использоваться в центробежных компрессорах, нагнетателях и насосах. Оно применимо к таким центробежным ступеням, в которых входное отверстие рабочего колеса и выходное отверстие подводящего канала - кольцевые. Изобретение позволяет повысить КПД таких ступеней за счет уменьшения искажения профиля скорости на входе в колесо притечкой или утечкой компримируемой среды через переднее уплотнение ступени. Уменьшение искажения профиля скорости достигается благодаря тому, что внутренний диаметр выходного отверстия канала больше внутреннего диаметра входного отверстия колеса, если через переднее уплотнение ступени имеет место притечка компримируемой среды, и меньше него, если через данное уплотнение имеет место утечка. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к энергетическим турбомашинам и может использоваться в центробежных компрессорах, нагнетателях и насосах.

Известны центробежные ступени, в которых проходное отверстие на входе в рабочее колесо - выходе из подводящего канала представляет собой круг, не загроможденный втулочным телом (А. с. СССР №848759, МПК F04D 17/08, опубл. 23.07.1981 в БИ №27). Недостатком таких ступеней является то, что они не применимы в одновальных многоступенчатых турбомашинах.

Отмеченный недостаток устранен в ступенях, в которых входное отверстие колеса и выходное отверстие подводящего канала - кольцевые. Известная центробежная ступень (А. с. СССР №1134796, МПК F04D 17/08, опубл. в БИ №2 за 1985 г.) содержит рабочее колесо, подводящий канал, переднее уплотнение и заднее уплотнение. Входное отверстие колеса и выходное отверстие подводящего канала - кольцевые. При этом внутренний диаметр выходного отверстия канала равен внутреннему диаметру входного отверстия колеса.

Недостаток известной центробежной ступени заключается в недостаточно высоком КПД. Это обусловлено тем, что при равенстве внутренних диаметров выходного отверстия канала и входного отверстия колеса неизбежно искажение профиля скорости компримируемой среды во входном отверстии колеса вследствие притечки или утечки компримируемой среды через переднее уплотнение ступени.

Целью настоящего изобретения является повышение КПД ступени.

Указанная цель достигается тем, что в известной центробежной ступени, содержащей рабочее колесо с кольцевым входным сечением, подводящий канал, выходное отверстие которого - также кольцевое, переднее уплотнение и заднее уплотнение, внутренний диаметр выходного отверстия канала не равен внутреннему диаметру входного отверстия колеса, причем он больше внутреннего диаметра входного отверстия колеса, если через переднее уплотнение имеет место притечка компримируемой среды, и меньше него, если через данное уплотнение имеет место утечка.

Дополнительно к этому, внутренний диаметр выходного отверстия канала определяется по формуле

в которой

d - внутренний диаметр выходного отверстия канала;

dкол - внутренний диаметр входного отверстия колеса;

D - наружный диаметр выходного отверстия канала;

β - отношение расхода компримируемой среды через переднее уплотнение к расходу компримируемой среды через канал, принимаемое положительным в случае притечки и отрицательным в случае утечки.

Данное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия", так как оно обеспечивает повышение КПД ступени несмотря на формальное нарушение канонического правила недопустимости скачков диаметров в проточных частях турбомашин.

На фиг. 1 изображена центробежная ступень, меридиональный разрез, вариант притечки компримируемой среды через переднее уплотнение; на фиг. 2 - то же, вариант утечки компримируемой среды через переднее уплотнение; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 1.

Ступень содержит рабочее колесо 1, подводящий канал 2, переднее уплотнение 3 и заднее уплотнение 4. Выходное отверстие 5 канала 2 и входное отверстие 6 колеса 1 - кольцевые. Внутренний диаметр d выходного отверстия 5 канала 2 не равен внутреннему диаметру dкол входного отверстия 6 колеса 1. При этом диаметр d больше диаметра dкол, если через переднее уплотнение 3 имеет место притечка 7 компримируемой среды, как это изображено на фиг. 1. Если же через переднее уплотнение 3 имеет место утечка 8, то диаметр d меньше диаметра dкол, как это изображено на фиг. 2.

Дополнительно к указанному качественному соотношению диаметров d и dкол диаметр d определяется по формуле (1).

Ступень работает следующим образом.

При вращении колеса 1 компримируемая среда последовательно проходит подводящий канал 2, колесо 1 и выходные статорные элементы ступени. Колесо 1, воздействуя на компримируемую среду, увеличивает ее давление и кинетическую энергию. Через переднее уплотнение 3 ступени, а также через заднее уплотнение 4 ступени имеют место протечки компримируемой среды в виде притечек или утечек в зависимости от того, какова разность давлений перед и за уплотнениями 3 и 4.

Притечка 7 (см. фиг. 1) через переднее уплотнение 3 обусловливает увеличение расхода компримируемой среды через входное отверстие 6 колеса 1 по сравнению с расходом через выходное отверстие 5 канала 2. Поэтому, во избежание искажения(разбухания) профиля 9 скорости с во внутренней части кольцевого входного отверстия 6 колеса 1, внутренний диаметр d выходного отверстия 5 канала 2 целесообразно назначить больше внутреннего диаметра dкол входного отверстия 6 колеса 1, что и предлагается заявленным техническим решением.

Утечка 8 (см. фиг. 2) через переднее уплотнение 3 обусловливает уменьшение расхода компримируемой среды во входном отверстии 6 колеса 1 по сравнению с расходом в выходном отверстии 5 канала 2. Поэтому, во избежание искажения (провала) профиля 9 скорости с компримируемой среды во внутренней части кольцевого входного отверстия 6 колеса 1, внутренний диаметр d выходного отверстия 5 канала 2 целесообразно назначить меньше внутреннего диаметра dкол входного отверстия 6 колеса 1, что и предлагается заявленным техническим решением.

Формула (1), устанавливающая количественное соотношение между внутренним диаметром d выходного отверстия 5 канала 2 и внутренним диаметром dкол входного отверстия 6 колеса 1, обосновывается следующим образом.

Средняя скорость с компримируемой среды в выходном отверстии 5 канала 2

где Q - объемный расход компримируемой среды через канал 2.

Средняя скорость сприт в кольцевой струе притечки 7 (см. фиг. 1) на выходе из канала 2 - входе в колесо 1

где Q - объемный расход притечки компримируемой среды через переднее уплотнение 3.

Необходимым условием отсутствия искажения профиля скорости во входном отверстии 6 колеса 1 является равенство величины скорости сприт величине скорости с. Поэтому, с учетом (3) и (2)

Умножая обе части этого равенства на и деля на Q, получаем

где

Решение алгебраического уравнения (4) относительно d дает как раз формулу (1), фигурирующую в заявленном техническом решении.

В случае, когда через переднее уплотнение имеет место не притечка, а наоборот утечка компримируемой среды, и это значение β следует подставлять в формулу (1), естественно, со знаком "минус".

Цель изобретения, заключающаяся в повышении КПД ступени, достигается благодаря тому, что заявленное техническое решение уменьшает искажение профиля скорости компримируемой среды во входном отверстии колеса из-за притечки или утечки через переднее уплотнение ступени.

1. Центробежная ступень, содержащая рабочее колесо с кольцевым входным отверстием, подводящий канал, выходное отверстие которого также кольцевое, переднее уплотнение и заднее уплотнение, отличающаяся тем, что внутренний диаметр выходного отверстия канала не равен внутреннему диаметру входного отверстия колеса, причем он больше внутреннего диаметра входного отверстия колеса, если через переднее уплотнение имеет место притечка компримируемой среды, и меньше него, если через данное уплотнение имеет место утечка.

2. Ступень по п. 1, отличающаяся тем, что внутренний диаметр выходного отверстия канала определяется по формуле

в которой d - внутренний диаметр выходного отверстия канала;

dкол - внутренний диаметр входного отверстия колеса;

D - наружный диаметр выходного отверстия канала;

β - отношение расхода компримируемой среды через переднее уплотнение к расходу компримируемой среды через канал, принимаемое положительным в случае притечки и отрицательным в случае утечки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к структуре ротора для центробежной проточной машины. Ротор 10 имеет конструкцию рабочей лопатки 14, которая расположена на ступице 12 ротора без опорного диска или бандажа.

Изобретение относится к области вентиляторной техники, а именно к канальным вентиляторам.. Канальный вентилятор содержит корпус 1 с цилиндрическим участком, радиальное рабочее колесо 4, образованное покрывным 5 и основным 6 дисками и загнутыми назад лопатки 7 между ними, диаметр D2 которого равен диаметру сопряжения лопаток 7 с основным диском 6, привод 10 с обтекателем 11 с цилиндрическим участком.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к турбокомпрессорам. Центробежный компрессор проточный содержит неподвижный корпус с фланцами для крепления, внутри его расположено центробежное колесо, установленное на роторе электродвигателя, статор которого закреплен в цапфах корпуса, а также его корпус выполнен разъемным в виде усеченного эллипса в сечении, центробежное колесо кронштейнами прикреплено к корпусу ротора, а его лопатки повторяют контур корпуса по своей длине и имеют также винтовой изгиб относительно продольной оси и вокруг нее с обеспечением минимального зазора между корпусом и лопатками и своей длиной занимают половину и более длины внутренней полости компрессора, остальная часть которого выполняет роль диффузора.

Использование: в компрессоростроении, в частности в центробежных компрессорах или в рабочих колесах для них. Сущность изобретения: в рабочем колесе центробежного компрессора, включающем основной диск с цельновыфрезированными на нем лопатками и цельновыфрезированными из тела лопаток заклепками; покрывной диск, выполненный с отверстиями под заклепки, с помощью которых покрывной диск закреплен на несущем диске; на внутренней поверхности покрывного диска выполнены выступы, по контурам полностью совпадающие с соответствующими контурами лопаток и образующие между собой пазы, в которых защемлены лопатки, причем средние линии выступов зеркальны средним линиям контуров лопаток несущего диска.

Изобретение относится к устройству центробежного компрессора и способу его изготовления. Центробежный компрессор включает по меньшей мере одну ступень для разделения жидкой и газовой фазы, содержащую входную направляющую лопатку, расположенную в кожухе рабочего колеса, и направляющий аппарат, имеющий прямой раструб с выходным изогнутым участком.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в компрессорной технике. Двухсекционный центробежный компрессор содержит корпус, размещенные в нем статор первой и второй секции, межсекционную перегородку с лабиринтным уплотнением, ротор с рабочими колесами и думмисом, причем думмис выполнен ступенчатым.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции центробежных высокооборотных компрессоров. .

Изобретение относится к радиальным вентиляторам. .

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к способам изготовления рабочего колеса центробежного компрессора. .

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет при его использовании обеспечить расширение области устойчивой работы и промышленного использования вентилятора путем уменьшения вращающегося срыва в его лопаточных венцах.

Движитель // 2691911
Изобретение относится к воздушным и водным движителям, обеспечивающим поступательное движение соответствующих транспортных средств. Движитель состоит из корпуса, двух или более контуров лопастей, расположенных внутри корпуса, вращающихся навстречу друг другу.

Группа изобретений касается конструкции циркуляционного насоса и способа его гидравлического испытания. Насос содержит кожух (1) и по меньшей мере один корпус (5) секции, который отделяет внутреннюю камеру (9) сжатия от внешней камеры (10) сжатия.

Изобретение относится к области насосостроения. Ступень центробежного насоса содержит как минимум рабочее колесо и направляющий аппарат.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике, конкретно к способам изготовления электронасосных агрегатов (ЭНА) для систем терморегулирования самолетов и космических аппаратов.

Группа изобретений относится к центробежным насосам, имеющим комбинацию осевого и радиального импеллеров. Импеллер центробежного насоса содержит по меньшей мере две основные лопасти (ОЛ) и две вторичные лопасти (ВЛ).

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям направляющих аппаратов многоступенчатых центробежных насосов. Аппарат содержит диск с выполненными с его одной стороны направляющими лопатками (НЛ), а с другой - обратными лопатками (ОЛ), сопряженными между собой по внешнему диаметру диска.

Насос // 2680292
Изобретение относится к насосам и может быть использовано для перекачивания газов в режиме молекулярного течения. Насос, содержащий впускное и выпускное отверстия, выполнен в виде полости, образованной двумя поверхностями вращения, одна из которых вогнутая, а другая - плоская.

Насосный узел (108) для использования в насосной установке высокого давления содержит корпус (124), переднюю часть (128) и основание (126). Корпус содержит по меньшей мере одну ступень (130) центробежного насоса.

Изобретение относится к области гидромашиностроения, а именно к центробежным одноступенчатым насосам для перекачивания жидкостей. Насос содержит корпус с полуспиральными каналами подвода и спиральным каналом отвода рабочей жидкости и установленное в нем сменное рабочее колесо.
Изобретение относится к насосной технике. Центробежный насос содержит установленный между шнеком и рабочим колесом выправляющий аппарат (ВА).
Наверх