Способ оптимизации температурных напряжений при ремонте магистральных трубопроводов

Изобретение относится к эксплуатации подземных магистральных трубопроводов (МТ), в части производства ремонтных работ по устранению дефектных участков. Целью изобретения является разработка способа оптимизации температурных напряжений при ремонте участка МТ, возникающих от температурного перепада между температурой воздуха при сварке захлестов при строительстве МТ и температурой газа при его эксплуатации/ремонте. Технический результат достигается тем, что согласно диспетчерским данным определяют среднегодовую температуру газа для ремонтируемого участка МТ. На вскрытом и освобожденном от газа участке вырезают технологические окна, отсекают ремонтируемый участок от возможного поступления газа в сварочную зону установкой временных герметизирующих устройств (ВГУ) и вырезают катушку с дефектом. При врезке новой катушки в процессе выполнения работ по сварке захлесточного стыка в трубопроводе поддерживают температуру, близкую к среднегодовой температуре газа при эксплуатации МТ, путем продувки воздухом, подогретым с помощью специального устройства. 1 ил.

 

Изобретение относится к эксплуатации подземных магистральных трубопроводов (МТ), в части производства ремонтных работ по устранению дефектных участков.

В соответствии с нормативной документацией (СП 36.13330. 2012. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*. - Введ. 2013-07-01. - М.: Госстрой, ФАУ «ФЦС», 2012. - IV, 93 с.), продольные напряжения в трубопроводе определяются по формуле:

где μ - коэффициент поперечной деформации Пуассона;

- кольцевые напряжения от внутреннего давления газа, МПа;

α - коэффициент линейного расширения стали;

Е - модуль упругости трубной стали, МПа;

Δt - расчетный температурный перепад, принимаемый положительным при нагревании, °С;

σu - напряжения упругого изгиба, МПа.

Расчетный температурный перепад вычисляется по формуле:

где t1 - начальная температура, за которую принимается температура воздуха при сварке захлесточного стыка при строительстве МТ (температура замыкания);

t2 - вторая зафиксированная температура, за которую принимается температура газа при эксплуатации/ремонте МТ.

Из формулы (1) следует, что чем меньше величина Δt, тем меньше напряжения в трубопроводе от температурного перепада (вторая составляющая). Минимизация температурного перепада, при которой величина Δt будет стремиться к нулю, позволит оптимизировать температурные напряжения.

Прототипом является способ ремонта участка газопровода (СТО Газпром 14-2005. Типовая инструкция по безопасному проведению огневых работ на газовых объектах ОАО «Газпром». - Введ. 2005-11-01. - М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2005. - 60 с.) с недопустимыми дефектами, заключающийся в освобождении участка МТ от газа, его вскрытии, вырезке технологических окон, установке временных герметизирующих устройств (ВГУ), отсекающих ремонтируемый участок от возможного поступления газа в сварочную зону, замене дефектного участка через вырезку катушки с дефектом и врезку новой катушки. Чтобы обеспечить безопасность сварочных работ осуществляется продувка воздухом с помощью специального устройства. Недостатком данного способа является то, что сварка захлесточного стыка проводится без учета температуры наружного воздуха, что может вызвать, в соответствии с формулой (1), ненормативные напряжения в трубопроводе в процессе его эксплуатации. Ненормативные растягивающие напряжения способны привести к разрыву участка МТ, сжимающие - к выпучиванию и разрушению.

Целью изобретения является разработка способа оптимизации температурных напряжений при ремонте участка МТ, возникающих от температурного перепада между температурой воздуха при сварке захлестов при строительстве МТ и температурой газа при его эксплуатации/ремонте.

Технический результат достигается тем, что согласно диспетчерским данным определяют среднегодовую температуру газа для ремонтируемого участка МТ (tcp≈t2). На вскрытом и освобожденном от газа участке вырезают технологические окна, отсекают ремонтируемый участок от возможного поступления газа в сварочную зону установкой ВГУ, и вырезают катушку с дефектом. При врезке новой катушки, в процессе выполнения работ по сварке захлесточного стыка в трубопроводе поддерживают температуру, близкую к среднегодовой температуре газа при эксплуатации МТ, путем продувки воздухом, подогретым с помощью специального устройства, например передвижной парогенераторной установки (https://studfiles.net/preview/383386/page:4/ Назначение передвижной парогенераторной установки (ППУ)).

Суть изобретения поясняется продольным сечением вскрытого ремонтируемого участка трубопровода, изображенного на фиг. Способ оптимизации температурных напряжений при ремонте МТ осуществляют в следующей последовательности:

1 Шурфовка дефектного участка трубопровода 1 общей протяженностью около 30 м.

2 Вырезка технологических окон 2 и 3, установка ВГУ 4.

3 Продувка ремонтируемого участка трубопровода потоком воздуха 5, подогретым при помощи специальной машины подогрева (СМП) 6.

4 Вырезка дефектной катушки.

5 Монтаж новой катушки 7 и сварка кольцевых сварных стыков 8, 9 (захлесточный стык), с поддержанием расчетной температуры поверхности трубопровода, близкой к tcp, продувкой подогретым воздухом с помощью СМП. Контроль температуры поверхности трубопровода выполняется переносным бесконтактным измерителем температуры.

6 Завершение продувки, удаление ВГУ из технологических окон.

7 Заварка технологических окон.

Преимуществом изобретения является то, что при ремонтных работах на участке МТ обеспечивается минимальный температурный перепад, а значит оптимальные (близкие к нулю) температурные напряжения в процессе эксплуатации независимо от температуры воздуха при замыкании.

Способ оптимизации температурных напряжений при ремонте магистральных трубопроводов, заключающийся во вскрытии освобожденного от газа ремонтируемого участка трубопровода, производстве ремонтных работ, включающих замену дефектного участка трубы врезкой катушки, отличающийся тем, что в процессе выполнения работ по сварке захлесточного стыка на поверхности трубопровода поддерживают температуру, близкую к среднегодовой температуре газа при его эксплуатации, путем продувки воздухом, подогретым с помощью специального устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ремонта трубопроводов, используемых для транспортировки текучей среды, такой как нефть. Усилительную ленту (20) для ремонта трубопровода (10) наматывают с натяжением вокруг участка трубопровода, и одновременно на нее наносят смолу с сетчатой структурой, чтобы получить муфту вокруг ремонтируемого участка.
Изобретение относится к области строительства полиэтиленовых газопроводов и может быть использовано для подогрева длинномерных полимерных труб в бухте (катушке) и укладки трубы при значениях температуры окружающего воздуха ниже, чем рекомендованные в нормативных документах.

Изобретение предназначено для использования в устройствах обогрева таких промышленных объектов, как трубопроводы, цистерны и резервуары. Для снижения расхода электроэнергии на нагрев греющего элемента его выполняют в виде граненой разомкнутой с одной стороны оболочки из ферромагнитного материала, расположенной вблизи металлической стенки обогреваемого объекта с возможностью электромагнитного с ней взаимодействия.

Изобретение относится к области теплоэнергетики, а именно к обогреву вихревыми токами промышленных объектов, таких как резервуары, цистерны и трубопроводы, в которых содержится среда, требующая подогрева в процессе эксплуатации объектов.

Охлаждающее устройство содержит базовые элементы (2), выполненные с возможностью вхождения в поверхностный контакт вдоль поверхности (100A) металлического трубчатого элемента (100) в высокотемпературных условиях; теплорассеивающие элементы (3), которые выступают от поверхности базовых элементов (2); и средство (4) поддержания теплопередачи, выполненное с возможностью поддержания свойств передаваемого тепла от металлического трубчатого элемента (100) к базовым элементам (2).

Группа изобретений относится к области производства труб. Изготовление обогреваемой трубы для трубопровода включает экструдирование двухслойной трубы с электроизоляционным внутренним слоем и первым электропроводящим слоем.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту. Способ включает регулируемую подачу компонентов топлива, воспламенение и сжигание топлива в печи.

Система подводного прямого электронагрева, предназначенная для нагрева находящегося под водой стального трубопровода (1), транспортирующего углеводороды. Система содержит кабель (3) прямого электронагрева, проходящий вдоль стального трубопровода (1), к которому он прикреплен, а также содержит получающий электрическую энергию от расположенного на берегу или на надводной плавучей конструкции источника электроснабжения (5) кабель (7) электроснабжения, который запитывает кабель (3) прямого электронагрева.

Изобретение относится к теплоизоляции трубопроводов. Заявленная гибридная система предназначена для изоляции трубопровода, имеющего по меньшей мере одну нагревательную трубку на наружной поверхности.

Изобретение относится к индукционно-резистивным нагревательным устройствам на основе скин-эффекта и может быть использовано в устройствах для предупреждения формирования парафиногидратных образований в нефтегазовых скважинах и трубопроводах, а также для подогрева вязких продуктов в трубопроводах и емкостях с целью их транспортировки и перекачки.

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и, в частности, может быть использовано при ремонте магистрального трубопровода с заменой дефектного участка методом вырезки/врезки катушки.

Изобретение относится к области неразрушающего контроля технического состояния трубопроводов путем пропуска внутритрубного устройства. Технический результат: повышение точности диагностических данных по измерению внутреннего профиля за счет защиты от поперечных нагрузок, приводящих к деформации рычагов, при прохождении геометрических особенностей трубопровода и за счет возможности установки большего количества рычажных систем по окружности корпуса.

Изобретение относится к эксплуатации магистральных газопроводов, в частности к эксплуатации потенциально опасных участков (ПОУ) с повышенным, ненормативным уровнем напряженно-деформированного состояния (НДС).

В заявке на предлагаемое изобретение описывается универсальный трубоукладочный модуль, представляющий собой базовую машину землеройно-укладочного комплекса, простой заменой в которой сменного рабочего оборудования можно получить одну из двух специализированных машин, входящих в его состав: трубозаглубителя и траншеезасыпателя.

Изобретение относится к телекоммуникационным устройствам удаленного мониторинга, телеметрии и может быть использовано при мониторинге подводных переходов магистральных трубопроводов и коммуникационных линий связи.

Устройство относится к измерительным устройствам и может быть использовано для обследования внутренней поверхности трубы в условиях наличия колебательных движений трубы.

Изобретение относится к строительству подводных газопроводов. Предлагаемое изобретение обеспечивает утяжеление трубы подводного газопровода без строительства над ней дополнительной железобетонной оболочки.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при строительстве и ремонте трубопроводов. Зажимное устройство (1) для внутреннего центрирования труб относительно друг друга содержит две зажимные головки (5, 6), выполненные с возможностью размещения во взаимно обращенных концах труб.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и газа и может быть использовано для балластировки сооружаемых или ремонтируемых подземных трубопроводов.

Изобретение относится к развертыванию и непосредственной стыковке подводных трубопроводов, применяемых для транспортировки углеводородов. Способ установки подводного трубопровода, имеющего непосредственную стыковку с подводной конструкцией включает в себя, при вводе трубопровода в водную среду с трубоукладочного судна, создание пластической деформации в области на конце трубопровода, подлежащем стыковке, или вблизи от него, причем указанная пластическая деформация создает радиус rl кривизны на участке трубопровода, расположенном рядом с концом трубопровода, который меньше, чем заданный максимальный радиус RMAX кривизны, для создания стыковочного петлевого температурного компенсатора на стыковочном конце трубопровода, и во время или после стыковки упругое деформирование указанной области путем приложения к трубопроводу растягивающей нагрузки для увеличения ее радиуса кривизны указанной области.
Наверх