Кормовая оконечность транцевого типа "ложкообразной" формы для однокорпусного надводного водоизмещающего быстроходного судна
Владельцы патента RU 2692355:
Российская Федерация, от имени которой выступает Федеральное государственное казённое учреждение "Войсковая часть 2599" (RU)
Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции кормовой оконечности однокорпусных водоизмещающих быстроходных судов. Кормовая оконечность транцевого типа формируется таким образом, что нижняя кромка транца выполняется в виде двойной арки с минимумом в ДП, двумя симметричными минимумами у бортов и двумя симметричными максимумами на расстоянии 0,25-0,6 ширины по КВЛ на транце. Сечение судна по батоксам представляет собой кривые линии, угол наклона которых относительно ОП плавно уменьшается, начиная с ~16 теоретического шпангоута, достигая в районе транца ~0,5°; искажение формы сечений по батоксам вследствие внедрения двойной арки осуществляется на длине, составляющей 3,5 теоретические шпации. Днище в кормовой оконечности имеет подъем батоксов, обеспечивающий размещение винто-рулевого комплекса выше ОП, при этом угол наклона батокса в плоскости оси гребного вала в районе расположения гребного винта составляет не более 4°, что обеспечивает безотрывное обтекание кормовой оконечности и приемлемые характеристики взаимодействия гребных винтов с корпусом. Технический результат заключается в уменьшении кормового слеминга, улучшении устойчивости на курсе, а также улучшении кавитационных характеристик гребных винтов. 1 ил.
Кормовая оконечность транцевого типа «ложкообразной» формы для однокорпусного надводного водоизмещающего быстроходного судна
Изобретение относится к судостроению и касается конструкции кормовой оконечности однокорпусных водоизмещающих быстроходных судов.
Известно изобретение, касающееся конструкции кормовой оконечности транцевого типа для однокорпусного водоизмещающего быстроходного судна по патенту РФ RU 2300478 С1, с булевыми наделками продольной протяженностью 2-3 теоретические шпации, образующими два минимума на нижней кромке транца симметрично на расстоянии 0,65-0,75 ширины судна друг от друга. Такая форма позволяет снизить сопротивление на различных скоростях хода, до 6% по сравнению с традиционными обводами транцевого типа.
Целью настоящего изобретения является разработка кормовой оконечности «ложкообразной» формы, отличающейся наличием обратной килеватости (арки) между наделками, образующей дополнительный минимум на нижней кромке транца в районе ДП и продольный гребень по килевой линии. Отличительной особенностью кормовой оконечности является также подъем батоксов в районе осей гребных валов, обеспечивающий размещение винто-рулевого комплекса выше ОП в сочетании с приемлемыми характеристиками взаимодействия гребных винтов с корпусом.
Результат внедрения предлагаемого изобретения состоит в следующем:
- повышение скорости судна в водоизмещающих режимах движения за счет уменьшения погруженной площади транца и создания подушки повышенного давления в кормовом подзоре, уменьшающей ходовой дифферент на корму;
- улучшение устойчивости на курсе и уменьшение кормового слеминга за счет создания дополнительного минимума в ДП в районе «ложки»;
- улучшение остойчивости судна за счет понижения скулы;
- улучшение кавитационных характеристик за счет выравнивания поля скоростей в дисках гребных винтов;
- обеспечение безотрывного обтекания днища кормовой оконечности по батоксам и приемлемых характеристики взаимодействия гребных винтов с корпусом.
Кормовая оконечность транцевого типа (фиг. 1) формируется так, что нижняя кромка транца выполняется в виде двойной арки с минимумом в ДП, двумя симметричными минимумами у бортов и двумя симметричными максимумами на расстоянии 0,25-0,6 ширины по КВЛ на транце. Сечение судна по батоксам представляет собой кривые линии, угол наклона которых относительно ОП плавно уменьшается начиная с 16 теоретического шпангоута, достигая в районе транца ~0,5°; искажение формы сечений по батоксам осуществляется на длине, составляющей 3,5 теоретические шпации.
Днище в кормовой оконечности имеет подъем батоксов (фиг. 1), обеспечивающий размещение винто-рулевого комплекса выше ОП, при этом угол наклона батокса в плоскости оси гребного вала в районе расположения гребного винта составляет не более 4 градусов, что обеспечивает безотрывное обтекание кормовой оконечности и приемлемые характеристики взаимодействия гребных винтов с корпусом.
Кормовая оконечность транцевого типа, отличающаяся тем, что нижняя кромка транца выполняется в виде двойной арки с минимумом в ДП, двумя симметричными минимумами у бортов и двумя симметричными максимумами на расстоянии 0,25-0,6 ширины по КВЛ на транце, при этом батоксы представляют собой кривые линии, угол наклона которых относительно ОП плавно уменьшается, начиная с ~16 теоретического шпангоута, достигая в районе транца ~0,5°; искажение формы сечений по батоксам осуществляется на длине, составляющей 3,5 теоретические шпации, а днище в кормовой оконечности имеет подъем батоксов, обеспечивающий размещение винто-рулевого комплекса выше ОП, при этом угол наклона батокса в плоскости оси гребного вала в районе расположения гребного винта составляет не более 4°.