Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку



Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку

Владельцы патента RU 2692413:

Акционерное общество Научно-технический центр "Альфа-М" (RU)

Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку содержит светосигнальную систему, состоящую из индикатора глиссады, индикатора курса, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, размещенного на корме корабля оптического индикатора дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга. Обеспечивается визуальное распознавание летчиком информации о направлении и дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки. 2 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для улучшения ориентации экипажа при пилотировании вертолета в процессе захода на посадку и выполнения посадки.

Известен индикатор дальности (см., патент RU №177346 МПК G08G 05/02, публикация от 16.02.2018), включающий несколько групп источников света с оптическими системами, закрепленных в общей раме и имеющих возможность взаимной независимой ориентировки, каждая из которых формирует световой сектор с четкими границами.

Однако, требуемая точность стабилизации индикатора дальности, при использовании карданного подвеса, может быть достигнута только при установке данного индикатора в центре качки корабля, который находится в области трюма корабля.

При установке индикатора дальности на корме корабля, ошибка стабилизации может привести к ошибкам в индикации дальности до корабля и неверным действиям экипажа, которые ведут к возникновению аварийных ситуаций. А предлагаемая оптическая система не требует решения стабилизации качки корабля.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку (см., патент RU №124020 МПК G08G 05/02, публикация от 10.01.2013), содержащая светосигнальную систему в составе комплекса палубной посадки: индикатора глиссады и индикатора курса, предназначенных для информирования экипажа о положении вертолета относительно заданной траектории при заходе на посадку, указателя истинного горизонта, предназначенный для информирования экипажа о направлении и величине бортовой качки и оценки экипажем положения вертолета в горизонтальной плоскости или положения вертолета относительно взлетно-посадочной площадки, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, предназначенный для оценки экипажем величины и направления движения взлетно-посадочной площадки в вертикальной плоскости.

Однако, в процессе выполнения посадки при подлете к кораблю, экипаж теряет визуальный контакт с индикатором глиссады. Начиная с этого момента, для продолжения пилотирования по глиссаде, руководитель полета должен сообщать экипажу о дальности до корабельной взлетно-посадочной площадки по радиоканалу.

Техническим результатом изобретения является получение информации о направлении и дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки.

Технический результат достигается тем, что в оптической системе посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку, содержащей светосигнальную систему: индикатор глиссады, предназначенный для формирования лучей, определяющих плоскость глиссады, индикатор курса, предназначенный для формирования луча, определяющего курс посадки, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, дополнительно введен на корме корабля оптический индикатор дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга, причем при движении вертолета по направлению к кораблю происходит распознавание (зрительными анализаторами экипажа вертолета) определенных геометрических фигур, определяющих фиксированные расстояния до корабельной взлетно-посадочной площадки, в зависимости от формы возникающих изображений.

Сущность технического решения иллюстрируется графическими материалами, где на фиг. 1 приведен комплекс палубной посадки, на фиг. 2 - пример работы оптического индикатора дальности, где изображены геометрические фигуры, расположенные на корабле и наблюдаемые на заданных дальностях: а) при минимальном расстоянии до корабля; б) при среднем расстоянии до корабля; в) при максимальном расстоянии до корабля, причем геометрические фигуры реализованы в виде равнобедренных треугольников из комбинации источников оптического излучения.

Состав оптической системы посадки вертолета:

1 - указатель истинного горизонта;

2 - индикатор курса;

3 -индикатор глиссады;

4 - индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения;

5 - оптический индикатор дальности.

Динамика работы устройства.

Работа оптического индикатора дальности неразрывно связана с работой оптической системы посадки вертолета в целом. Принятая схема размещения оптической системы посадки вертолета на кораблях различных проектов представлена на фиг. 1.

Указатель истинного горизонта 1, размещается на крыше вертолетного ангара, индикаторы курса 2 и глиссады 3 слева и справа от ангара, а индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения 4 монтируется на воротах вертолетного ангара. На корме корабля размещается оптический индикатор дальности 5, представляющий собой комбинацию источников оптического излучения, реализованных на базе сверхъярких светодиодов расположенных друг от друга на определенном расстоянии. Расстояния между источниками подбираются таким образом, чтобы на заранее определенных дальностях экипаж мог наблюдать фиксированное количество источников излучения, как показано на фиг. 2. Количество источников излучения подбирается в зависимости от количества выбранных для индикации значений дальности. Таким образом, по количеству видимых источников, экипаж получает информацию о дистанции до корабельной взлетно-посадочной площадки. При минимальном расстоянии до корабля наблюдается три треугольника, при среднем расстоянии - два треугольника и один треугольник воспринимается, как световое пятно, при максимальном расстоянии экипаж наблюдает один большой треугольник, а два других треугольника, как одно световое пятно.

Учитывая все выше перечисленное, экипаж вертолета получает всю необходимую информацию для посадки вертолета на корабль с помощью оптических средств, вследствие чего, посадка может быть выполнена в режиме радиомолчания без использования каких-либо радиотехнических средств, тем самым повышая надежность в условиях боевого применения.

Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку, содержащая указатель истинного горизонта, индикатор курса, индикатор глиссады, индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения, отличающаяся тем, что индикаторы выполнены с возможностью формирования лучей для индикации соответствующей плоскости, а также дополнительно содержит оптический индикатор дальности, причем указатель горизонта выполнен с возможностью размещения на крыше вертолетного ангара, индикаторы курса и глиссады слева и справа от ангара соответственно, индикатор истинной вертикали и вертикального перемещения выполнен с возможностью установки на воротах вертолетного ангара, а оптический индикатор дальности - на корме корабля, при этом оптический индикатор дальности содержит источники оптического излучения, расположенные друг от друга на определенных расстояниях, в зависимости от количества выбранных для индикации значений дальности экипажу вертолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах инструментального обеспечения захода самолетов на посадку. Достигаемый технический результат - повышение безопасности захода самолета на посадку.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при построении радиолокационных рельефометрических систем, предназначенных для определения местоположения летательных аппаратов в соответствии с корреляционно-экстремальным принципом навигации.

Группа изобретений относится к системам обеспечения посадки вертолета. В первом варианте система посадки содержит ультразвуковой высотомер, приемник, блок обработки информации и управления, средство отображения, четыре акустических приемника, блок обработки данных, передатчик.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА), предназначено для обеспечения безопасности полетов ЛА путем использования системы автоматического зависимого наблюдения (АЗН) на борту ЛА.

Группа изобретений относится к способу и устройству для определения координат самолета при посадке на авианосец. При посадке самолета сканируют тремя лазерными пучками нескольких полос отражателей, ориентированных относительно взлетно-посадочной полосы, принимают отраженные сигналы, вычисляют координаты самолета путем обработки принятых сигналов определенным образом.

Изобретение относится к области радионавигации в условиях отсутствия визуальной видимости взлетно-посадочной полосы (ВПП) и в сложных метеорологических условиях и может быть использовано для определения положения средней линии ВПП с помощью бортовой радиолокационной станции (РЛС), без использования наземного оборудования.

Изобретение относится к способу управления движением объекта с помощью оптической навигационной системы. Для управления движением объекта устанавливают в зоне движения объекта навигационные маяки на основе пассивной конструкции уголковых отражателей двух размеров, большего и меньшего, производят поиск сигналов от навигационных маяков, определяют положение объекта в пространстве, формируют сигналы управления для следования объекта по заданной траектории.

Изобретение относится к способу определения посадочных траекторий летательных аппаратов (ЛА) в ограниченной области пространства. Для определения посадочной траектории на заданную взлетно-посадочную полосу (ВПП) вычисляют в определенные моменты времени на основании регистрируемых пространственных координат ЛА многомерные пространственные посадочные траектории движения ЛА, выравнивают во времени при необходимости, формируют выборку зарегистрированных траекторий определенным образом, выделяют в сформированной выборке асимптотически сходящийся пучок многомерных пространственных посадочных траекторий ЛА, удаляют траектории выделенного пучка из сформированной выборки, используют выделенные пучки траекторий, соответствующие посадкам ЛА на заданные ВПП, для посадки ЛА.

Группа изобретений относится к способу и устройству сигнализации приводнения и взлета с водной поверхности самолета-амфибии. Для сигнализации приводнения и взлета самолета-амфибии измеряют уровень вибрации и уровень гидростатического давления на корпус лодки самолета-амфибии, сравнивают измеренные величины с пороговыми значениями, контролируют выпуск шасси, принимают решение о приводнении при превышении значений пороговых уровней, а также при условии, что выпуск шасси не был произведен, в противном случае принимают решение о нахождении самолета-амфибии в воздушной среде.

Изобретение относится к авиации, в частности к многопозиционным системам посадки воздушных судов (ВС) в условиях сложного рельефа местности. Достигаемый технический результат - повышение надежности безопасного вывода ВС на посадку.

Группа изобретений относится к двум вариантам аэродрома, двум вариантам способа обеспечения летного поля аэродрома, способу управления движением воздушных судов на летном поле аэродрома.

Изобретение относится к осветительному прибору для освещения летного поля аэродрома, в частности для подачи сигналов летательному аппарату. Техническим результатом является создание прибора, обладающего высокой отказоустойчивостью, уменьшение эксплуатационных затрат на монтаж и техническое облуживание.

Изобретение относится к области светотехники и предназначено для использования при освещении летного поля. Техническим результатом является увеличение срока службы, путем обеспечения эффективного рассеяния тепла, защиты от воздействия реактивной струи и упрощение технического обслуживания, сборки и регулировки.

Изобретение относится к технике оптической навигации для летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиации, более конкретно к светосигнальному оборудованию аэродрома для повышения его информативности и улучшения восприятия летчиком и для повышения безопасности посадки самолетов в условиях ограниченной видимости.

Изобретение относится к воздушному транспорту и касается создания аэродромного оборудования. .

Изобретение относится к системам оптической навигации, в частности, с использованием лазерных и оптических источников, и может быть использовано для обеспечения движения летательных аппаратов, судов и автомобильного транспорта.

Изобретение относится к светотехнике, в частности к световым приборам углубленного типа, предназначенным для монтажа и эксплуатации в твердых покрытиях взлетно-посадочных полос (ВПП) или рулежных дорожек (РД) аэродромов, удовлетворяющих требованиям I, II и III категорий ИКАО [1] Известна модульная осветительная система углубленного огня [2] представляющая собой опорную плиту (крышку), которую можно установить на цилиндрической корпус, монтируемый в углублении ВПП или РД аэродрома.

Изобретение относится к авиации, а частности к системам автоматической посадки летательных аппаратов, и может быть использовано для обеспечения автономной, всепогодной и всесуточной посадки, преимущественно самолетов малой авиации на площадки, не оборудованные радиотехническими средствами посадки.

Изобретение относится к оптическим системам передачи световой информации. .
Наверх