Тягоизмерительное устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей малой тяги в стационарном режиме работы



Тягоизмерительное устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей малой тяги в стационарном режиме работы
Тягоизмерительное устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей малой тяги в стационарном режиме работы

Владельцы патента RU 2692591:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва" (RU)

Изобретение относится к испытаниям жидкостных ракетных двигателей малой тяги. Устройство состоит из упругой балки с двумя силоизмерительными датчиками (весоизмерительным и задающим), на которой крепится испытуемое изделие и измерительный датчик, узла подвеса, силозадающего устройства сильфонного типа, смонтированных в едином корпусе. Устройство позволяет проводить градуировки системы с помощью высокоточного задающего датчика и компьютерной системы в вакуумных (эксплуатационных) условиях с подключенными и заполненными компонентами топлива трубопроводами и получать результаты измерения тяги двигателей в реальном времени. Изобретение обеспечивает повышение точности определения тяги испытуемого изделия в стационарном режиме работы, а также упрощение технологии градуировок устройства до и после пусков, а в случае необходимости - в процессе проведения программы испытаний. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к испытаниям жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ), используемых в качестве исполнительных органов систем управления объектами ракетно-космической техники в эксплуатационных условиях.

Известен способ, реализуемый в тягоизмерительном устройстве (RU №2307331 С1, МПК G01L 5/13, опубл. 27.09.2007 г.), обеспечивающий установку двигателя на один конец рычажного элемента, закрепленного в станине с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, запуск двигателя и измерение тяги путем воздействия рычажного элемента на измерительный преобразователь.

Описанному способу сопутствуют следующие недостатки: при градуировке устройства действует дополнительное усилие, создаваемое подводящими трубопроводами на торсионную трубку, т.е. градуировка проводится с систематической погрешностью, которую необходимо учитывать при измерениях тяги; существует ограничение диапазона измерений тяги; невозможность проводить градуировку устройства в условиях вакуума и др.

Наиболее близким к заявленному является устройство (Жуковский А.Е. Испытания жидкостных ракетных двигателей: Учебник для студентов авиационных специальностей ВУЗов [Текст] / А.Е. Жуковский, B.C. Кондрусев, В.В. Окорочков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1992. - 352 с. (стр. 295)) в виде консольно закрепленной на массивной опоре упругой балки, на которую монтируется ЖРДМТ, чаще всего в вертикальном положении соплом вниз. При работе двигателя балка изгибается и по значению упругой деформации можно определить значение действующей тяги. Возникающие в балке напряжения регистрируются, например, с помощью двух тензопреобразователей, наклеенных на противоположные стороны балки для увеличения сигнала и компенсации воздействия температуры окружающей среды. Чтобы погасить колебания упругой системы, появляющееся в моменты запуска и останова ЖРДМТ, а также при переходе с одного режима на другой, применяется гидравлический демпфер. Устройство обеспечивает достаточно высокую точность измерения тяги на стационарных режимах работы.

Недостатками описанного устройства являются следующие: ограничения по уровню измеряемой тяги двигателей как в большую, так и в меньшую сторону, влияние на измеряемые параметры температуры окружающей среды (отличия от градуированных значений), невозможность провести градуировку устройства в эксплуатационных условиях (в вакууме), точность измерений определяется техническими параметрами используемых тензорезисторов, технологией их наклейки и др.

Задачами, на решение которых направлено заявляемое изобретение являются: повышение точности измерения тяги ЖРДМТ, обеспечение возможности проведения градуировок в условиях вакуума (эксплуатационные условия), получение результатов измерений в реальном времени.

Данные задачи решаются за счет того, что заявленное тягоизмерительное устройство для испытаний ЖРДМТ в стационарном режиме работы, состоящее из упругой балки с элементами крепления двигателя, узла крепления балки, выполнено в едином корпусе и снабжено двумя датчиками силы - измерительным и задающим, градуировочной системой создания усилий на упругую балку, при этом один конец упругой балки закреплен на корпусе устройства, а к противоположному концу балки прикреплен весоизмерительный датчик силы, при этом, на корпусе устройства закреплены упоры, ограничивающие перемещение балки в процессе работы, а упругая балка и задающий датчик силы соединены с градуировочной системой создания усилий с помощью соединительной и передающей тяг.

Кроме того, градуировочная система создания усилий на упругую балку выполнена в виде сильфонного блока, соединенного со стендовыми магистралями подачи и дренажа сжатого газа.

Кроме того, узел крепления упругой балки относительно корпуса устройства выполнен, по меньшей мере, в виде одной металлической ленты.

Кроме того, весоизмерительный и задающий датчики силы соединены со стендовой компьютерной системой.

Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков является высокая точность измерения тяги ЖРДМТ в непрерывном режиме работы, поскольку используются высокоточные силоизмерительные датчики, возможность проводить до и послепусковые градуировки в условиях вакуума, а также контрольные поверочные градуировки, в случае необходимости, в ходе проведения испытаний изделий в реальном времени.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично представлено тягоизмерительное устройство для испытаний ЖРДМТ в стационарном режиме работы.

На чертеже изображены:

ЖРДМТ 1, упругая балка 2, узел крепления 3, тяга соединительная 4, тяга передающая 5, рабочий стол вакуумной камеры 6, градуировочная система 7 создания усилий на упругую балку, задающий датчик 8 силы, стойка 9, пружина 10, весоизмерительный датчик 11 силы, корпус устройства 12 с упорами, ограничивающими перемещение балки в процессе работы.

Работает тягоизмерительное устройство следующим образом.

Датчик, с помощью которого производится измерение тяги, требует специальной системы для проведения его градуировки. Этим и обуславливается установка двух датчиков (весоизмерительного 11 и задающего 8) в составе тягоизмерительного устройства. Градуировку тягоизмерительного устройства можно разделить на два этапа: до установки датчиков в устройство и после.

Перед установкой датчиков в стендовую систему измерения тяги каждый из датчиков нагружается грузами известной массы. Сигналы с каждого датчика записываются в компьютере. По соотношениям между контрольными грузами и сигналами с датчиков, регистрирующихся в виде кода, строятся градуировочные зависимости для каждого из датчиков, которые, как правило, имеют линейный вид.

После градуировки оба датчика устанавливаются в корпус устройства. Следует отметить высокие требования к обеспечению соосности камеры изделия и оси приложения силы к весоизмерительному датчику 11, исключению влияния места крепления балки 3 к корпусу 12 на сигнал с датчиков, обеспечению минимального значения жесткости системы ЖРДМТ-магистрали подвода компонентов. Очевидно, полностью исключить влияния последнего на сигнал с датчика невозможно, поэтому после сбора устройства проводится определение корректирующего градуировочного коэффициента измерения тяги для весоизмерительного датчика.

Строится схема расположения датчиков при нахождении корректирующего градуировочного коэффициента измерения тяги весоизмерительного датчика 11. Натяжение пружины 10 ослабляется, и задающий датчик 8 приходит в рабочее положение. В качестве градуировочной системы 7 создания усилий на упругую балку используется пневматический сильфон. Под воздействием сжатого воздуха от системы стенда сильфон 7 создает силу, которая через передающую тягу 5 прикладывается к задающему датчику 8 и через соединительную тягу 4 к весоизмерительному датчику 11 одновременно. Показания с датчиков регистрируются в компьютере. Так как заранее была получена градуировочная характеристика задающего датчика, сигнал с него является эталонным значением силы, прикладываемой к весоизмерительному датчику 11. По соотношению сигналов с задающего 8 и измерительного 11 датчиков находится корректирующий градуировочный коэффициент измерения тяги.

Определение корректирующего градуировочного коэффициента тяги проводится как до проведения испытаний, так и после. Расхождение между до- и послепусковым корректирующим градуировочным коэффициентом измерения тяги, как правило, отсутствует.

После определения корректирующего градуировочного коэффициента измерения тяги весоизмерительного датчика 11, тягоизмерительное устройство приводится в рабочее состояние. Прекращается подача воздуха к градуировочной системе 7, ослабляется передающая тяга 5, пружина 10 сжимается и отводит задающий датчик 8, ослабляется соединительная тяга 4 и разъединяется силовая связь между двумя датчиками.

Значение тяги в ходе испытаний определяется по градуировке весоизмерительного датчика 11 с поправкой на корректирующий градуировочный коэффициент измерения тяги.

1. Тягоизмерительное устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей малой тяги в стационарном режиме работы, состоящее из упругой балки с элементами крепления двигателя, узла крепления балки, отличающееся тем, что тягоизмерительное устройство выполнено в едином корпусе и снабжено двумя датчиками силы - измерительным и задающим, градуировочной системой создания усилий на упругую балку, при этом один конец упругой балки закреплен на корпусе устройства, а к противоположному концу балки прикреплен весоизмерительный датчик силы, при этом на корпусе устройства закреплены упоры, ограничивающие перемещение балки в процессе работы, а упругая балка и задающий датчик силы соединены с градуировочной системой создания усилий с помощью соединительной и передающей тяг.

2. Тягоизмерительное устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей малой тяги по п. 1, отличающееся тем, что градуировочная система создания усилий на упругую балку выполнена в виде сильфонного блока, соединенного со стендовыми магистралями подачи и дренажа сжатого газа.

3. Тягоизмерительное устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей малой тяги по п. 1, отличающееся тем, что узел крепления упругой балки относительно корпуса устройства выполнен, по меньшей мере, в виде одной металлической ленты.

4. Тягоизмерительное устройство для испытаний жидкостных ракетных двигателей малой тяги по п. 1, отличающееся тем, что весоизмерительный и задающий датчики силы соединены со стендовой компьютерной системой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностической технике и может быть использовано для определения технического состояния автомобильных вентильных генераторов. Сущность заявленного решения заключается в том, что для определения неисправностей предлагается снимать осциллограммы на силовом выходе автомобильного вентильного генератора, предварительно отключив его от аккумуляторной батареи и соединив с анодом полупроводникового диода, катод которого соединяется с положительным выводом аккумуляторной батареи.

Изобретение относится к способам и системам для управления датчиком отработавших газов переменного напряжения для двигателя внутреннего сгорания. Способ содержит шаги, на которых обеспечивают работу первого выпускного кислородного датчика в режиме переменного напряжения (ПН), включающем варьирование опорного напряжения первого выпускного кислородного датчика, и в качестве реакции на первое условие, содержащем увеличение опорного напряжения первого выпускного кислородного датчика с превышением порогового значения напряжения, определяют изменение выходного сигнала первого выпускного кислородного датчика, соответствующее увеличению опорного напряжения, корректируют выходной сигнал первого выпускного кислородного датчика на основе изменения его выходного сигнала и регулируют работу двигателя на основе скорректированного выходного сигнала.

Изобретение может быть использовано в системах управления топливоподачей для двигателей внутреннего сгорания. Предложены способы для точного нахождения изменчивости показаний датчика содержания кислорода во впускном воздухе или датчика содержания кислорода в отработавших газах.

Изобретение относится к области контроля и диагностики технического состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложен способ определения зазора в шатунном подшипнике коленчатого вала при испытаниях и диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин, в котором измерение зазора в шатунном подшипнике производится в плоскости, проходящей через ось шатуна сразу после остановки двигателя подачей воздуха из центра подготовки воздуха 10, по воздушной магистрали 11, через воздушный редуктор 12, манометр 13, стабилизатор давления 20, преобразователь давления 30, дроссели 31-35, регулируемые в начале испытания и диагностики на давление и количество подаваемого воздуха, измерительный прибор 40, через головку подачи воздуха 50, имеющую вращающуюся и не вращающуюся части головки, через проложенный в масляном канале коленчатого вала общий канал подачи воздуха 230, через трубки 231 и 232, оканчивающиеся на шатунной шейке 220 выходными отверстиями с установленными в них соплами диаметром 1 мм, в полость между шатунной шейкой 220 и вкладышем шатунного подшипника 221, и по шкале измерительного прибора 40 по перепаду давления в системе сопло-заслонка определяется зазор в шатунном подшипнике, причем функцию заслонки выполняет рабочая поверхность вкладыша 221, а отвод воздуха из системы сопло-заслонка осуществляется в картер.

Настоящая группа изобретений относится к способам и системам (вариантам) для выявления теплового старения и потемнения в датчиках кислорода. Явления теплового старения и потемнения можно различать по результату контроля изменения импеданса в элементе накачки и в элементе Нернста датчика кислорода после подачи переменного напряжения.

Изобретение относится к управлению двигателем автомобиля, использующим повторное зажигание в системе зажигания автомобиля для обнаружения образования нагара на свече зажигания.

При проведении испытаний в условиях эксплуатации подготавливают двигатель, в опоры устанавливают первичные преобразователи (тензодатчики), в корпус двигателя - датчик положения распределительного вала, к которым присоединяют измерительное устройство.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям осевых турбомашин для газотурбинных установок. Установка для испытания деталей турбомашины содержит модельный осевой компрессор со съемными деталями, в корпусе которого установлен выходной статор с направляющими лопатками, расположенными в проточном канале компрессора, приводной вал с лопаточным рабочим колесом, расположенным перед выходным статором, кольцевое надроторное устройство, расположенное концентрично проточному каналу, приемники статического давления, размещенные в проточном канале, и комбинированные гребенки, расположенные на входе и выходе проточного канала и имеющие дефлекторы, в которых установлены приемники полного давления и датчики температуры.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Система обнаружения твердых частиц в выпускном патрубке двигателя содержит первую, наружную трубу (210) и вторую, внутреннюю трубу (220).

Изобретение относится к способу и системе анализа выхлопного газа, для управления транспортным средством. Система, осуществляющая способ анализа выхлопного газа, для управления транспортным средством, содержит компьютер, запрограммированный передавать сообщение из транспортного средства на второе транспортное средство, включающее в себя запрос анализировать выхлопной газ.

Изобретение относится в общем к отжимным прессам, предназначенным для воздействия прижимными силами на движущиеся полотна при получении, например, бумаги, текстильного материала, пластиковой фольги и других похожих материалов.

Изобретение относится к способу и аппарату для измерения остаточных кручений вытянутого элемента, такого как стальной трос. Аппарат содержит поворотную головку, причем поворотная головка содержит колесо, выполненное с возможностью направлять указанную вытянутую структуру, указанное колесо установлено на поворотной головке таким образом, чтобы колесо передавало на поворотную головку крутящие моменты, создаваемые указанной вытянутой структурой и действующие на указанное колесо.

Изобретение относится в общем к валковым прессам, используемым для приложения сжимающих сил к движущимся полотнам для формования, например, бумаги, текстильного материала, пластиковой фольги и т.д.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Система измерения тягового усилия в транспортном средстве с левой и правой продольными тягами для соединения орудия с рамой сцепки содержит корпус.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к конструкциям измерительных приборов для изучения нагруженности рабочих органов почвообрабатывающих орудий.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Система измерения тягового усилия для сельскохозяйственного трактора содержит раму сцепки, выполненную с возможностью прикрепления к задней раме сельскохозяйственного трактора, левую и правую опоры продольной тяги.

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано для определения максимальных перегрузок, действующих на артиллерийский снаряд при выстреле. Сущность изобретения заключается в том, что крешерный прибор установлен непосредственно в снаряд неподвижно, так, что его дно находится со стороны дна снаряда, ось столбика крешерного совпадает с осью вращения снаряда, поршень выполнен в виде подвижной инерционной массы из токопроводящего металла цилиндрической формы, упором является дно крешерного прибора, инерционная масса передним торцом цилиндра с помощью пружины прижата к столбику крешерному, который прижат ко дну крешерного прибора, а второй торец инерционной массы расположен на расстоянии от торца вихретокового датчика, состоящего из корпуса и двух неподвижных соосных с осью инерционных масс, одинаковых плоских катушек индуктивности, отстоящих друг от друга на расстоянии, на расстоянии в от внешнего торца второй катушки установлен экран из одинакового с инерционной массой токопроводящего металла.

Изобретение относится к измерительному и испытательному оборудованию, в частности к устройствам для измерения усилия расчленения соединителей, в том числе многоштырьковых.

Группа изобретений относится к медицине. Хирургическая консоль содержит: нажимную пластину; и модуль датчика давления, содержащий датчик усилия; при этом нажимная пластина выполнена с возможностью перемещения относительно модуля датчика давления; и модуль датчика давления выполнен с возможностью измерения усилия, приложенного к модулю датчика давления эластичным контейнером, расположенным между модулем датчика давления и нажимной пластиной, причем указанное усилие используется для определения давления, связанного с эластичным контейнером.

Изобретение относится к отжимным прессам, предназначенным для воздействия прижимными силами на движущиеся полотна при получении различных материалов. Несколько групп датчиков расположены по окружности с некоторым интервалом друг от друга в каждом поперечном положении на чувствительном вале отжимного пресса для измерения и устранения, или практического устранения, воздействий вращательной изменчивости, которые могут существовать на чувствительном вале.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Система измерения тягового усилия в транспортном средстве с левой и правой продольными тягами для соединения орудия с рамой сцепки содержит корпус.
Наверх