Ионный ракетный двигатель

Изобретение относится к области электростатических ракетных двигателей. Двигатель состоит из ионизатора с каналом подачи рабочего тела, ускоряющего электрода и нейтрализатора, подключенных к источнику высокого напряжения. Ионизатор выполнен в виде пучка углеродных волокон, закрепленного одной стороной в выходной части канала подачи рабочего тела. Пучок углеродных волокон, предпочтительно, должен состоять из волокон толщиной менее 1 мкм. Нейтрализатор может быть выполнен из пучков углеродных волокон. Гидросопротивление можно регулировать изменением глубины заделки углеродных волокон в выходной части канала рабочего тела и степенью их обжатия. и 4 з. п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области электростатических ракетных двигателей.

Известны электростатические двигатели, в которых ионизация рабочего тела производится на пористых контактных ионных источниках (ионизаторах), где атомы щелочных металлов, соприкасаясь с нагретой поверхностью ионизатора, отдают ему электроны и в виде положительных ионов отрываются от поверхности ионизатора (О.Н. Фаворский, В.В. Фишгойт, Е.И. Литовский. Основы теории космических электрореактивных двигательных установок: Учеб. пособие для втузов. 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1978. Стр. 141, и 122 рис. 3.23).

Недостатком таких устройств являются большие затраты энергии на нагрев ионного источника и испарение рабочего тела (вещества).

Известен ионный двигатель, состоящий из ионизатора с каналом подачи рабочего тела, ускоряющего электрода и нейтрализатора, причем между ускоряющим электродом и нейтрализатором может быть установлен замедляющий электрод, а на выходе из ионизатора - фокусирующий электрод. Электроны от ионизатора по системе проводов поступают к нейтрализатору (О.Н. Фаворский, В.В. Фишгойт, Е.И. Литовский. Основы теории космических электрореактивных двигательных установок: Учеб. пособие для втузов. 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1978. Стр. 141, и 122 рис. 3.23).

Известная конструкция имеет развитую поверхность ионизатора и значительную массу, причем рассчитана в основном на работу с расплавленными рабочими телами (щелочными металлами).

Задачей изобретения является повышение КПД двигателя, уменьшение габаритов и массы.

Задача решается в ионном двигателе, который состоит из ионизатора с каналом подачи рабочего тела, ускоряющего электрода и нейтрализатора, подключенных к источнику высокого напряжения, путем выполнения ионизатора в виде пучка углеродных волокон, закрепленного одной стороной в выходной части канала подачи рабочего тела.

Пучок углеродных волокон предпочтительно выполняется из волокон толщиной менее 1 мкм.

Нейтрализатор может быть также выполнен из пучков углеродных волокон.

Изменением глубины заделки углеродных волокон в выходную часть канала рабочего тела и степенью их обжатия можно настраивать расход рабочего тела.

Использование известного явления стекания заряда с острия электрода, подключенного к источнику высокого напряжения, позволит существенно повысить эффективность работы двигателя за счет того, что в этом случае процесс ионизации и ускорения ионов не требует нагрева рабочего тела и создаваемое электрическое поле имеет преимущественное направление, совпадающее с направлением острия (Л.И. Прокопович. Механический импульс при коронном разряде в азоте и кислороде. Журнал технической физики. Издание Академии наук СССР. Том 46, выпуск 4, апрель 1976, стр. 848).

На приведенной фигуре показана схема предлагаемого ионного электроракетного двигателя.

Двигатель имеет канал подачи рабочего тела 1, выход из которого выполнен в виде обоймы, в которой обжат пучок 2 углеродных волокон толщиной, предпочтительно, менее 1 мкм, являющийся ионизатором. В направлении движения заряженных атомов и молекул рабочего тела установлен ускоряющий электрод 3, следом за ним - замедляющий электрод 4, за которым установлен нейтрализатор 5, выполненный в виде пучка (нескольких пучков) углеродных волокон.

Двигатель работает следующим образом. Рабочее тело подается через канал 1 и поры между углеродными волокнами пучка 2. При этом на пучок 2 подается высокий положительный потенциал, на ускоряющий 3, замедляющий 4 и нейтрализующий 5 электроды подается отрицательный потенциал. На остриях пучка рабочее тело ионизируется и в виде положительно заряженных ионов ускоряется в поле ускоряющего электрода 3. Необходимая скорость ионов обеспечивается потенциалом замедляющего электрода 4. Компенсация заряда струи рабочего тела осуществляется электронами, стекающими с кончиков волокон пучка компенсирующего электрода.

Следует отметить, что окружающие кончики волокна атомы (молекулы) рабочего тела поляризуются, притягиваются к острию, на котором оставляют электрон в проводнике и в виде ионов отлетают от острия в направлении наибольшего градиента напряженности электрического поля, который ориентирован по направлению острия, при этом процесс ионизации происходит при нормальной температуре. При подаче отрицательного потенциала на острие - с него слетают электроны.

Точная настройка расхода рабочего тела может проводиться тонкой регулировкой давления его подачи, и, дополнительно, подбором длины обоймы с пучком углеволокна и степенью ее обжатия.

1. Ионный ракетный двигатель, состоящий из ионизатора с каналом подачи рабочего тела, ускоряющего электрода и нейтрализатора, подключенных к источнику высокого напряжения, отличающийся тем, что ионизатор выполнен в виде пучка углеродных волокон, закрепленного одной стороной в выходной части канала подачи рабочего тела.

2. Ионный ракетный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что пучок углеродных волокон состоит из волокон толщиной менее 1 мкм.

3. Ионный ракетный двигатель по п. 1 или 2, отличающийся тем, что нейтрализатор выполнен из пучков углеродных волокон.

4. Ионный ракетный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что изменением глубины заделки углеродных волокон в выходной части канала рабочего тела изменяют гидросопротивление.

5. Ионный ракетный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что степенью обжатия углеродных волокон в выходной части канала подачи рабочего тела изменяют гидросопротивление.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигательным системам транспортных средств. Система тяги для транспортного средства содержит минимум три контроллера электропитания; минимум четыре электрических переключателя, каждый из которых получает питание от одного из трех контроллеров, и минимум три двигателя малой тяги.

Изобретение относится к электрическим ракетным двигателям, применяемым в составе двигательных установок космических аппаратов. Абляционный импульсный плазменный двигатель содержит установленные напротив друг друга два разрядных электрода: катод (1) и анод (2).

Группа изобретений относится к космической технике. Космическая двигательная установка (100) изобретения содержит, по меньшей мере, электростатический ракетный двигатель (101) малой тяги, по меньшей мере, с первой электрической нагрузкой; омический ракетный двигатель (102); контур (104) подачи жидкого ракетного топлива и цепь (103) подачи электрической мощности, содержащую, по меньшей мере, первую линию (131) подачи электрической мощности и первый переключатель (114-1, 114'-1, 114''-1) для выбора между соединением упомянутой первой линии (131) подачи электрической мощности с омическим ракетным двигателем (102) и соединением упомянутой первой линии (131) подачи электрической мощности с упомянутой первой электрической нагрузкой электростатического ракетного двигателя (101) малой тяги.

Изобретение относится к области плазменной техники, а именно к полым катодам, работающим на газообразных рабочих телах, и может быть использовано в электрореактивных двигателях, а также в технологических источниках плазмы, предназначенных для ионно-плазменной обработки поверхностей различных материалов в вакууме, а также в качестве автономно функционирующего источника плазмы.

Изобретение относится к области плазменной техники, а именно в катодах-компенсаторах, работающих на газообразных рабочих телах, и может быть использовано в электрореактивных двигателях для нейтрализации ионного потока, а также в технологических источниках плазмы, предназначенных для ионно-плазменной обработки поверхностей различных материалов в вакууме, а также в качестве источника плазмы.

Изобретение относится к ионно-плазменному, или ионному электроракетному двигателю, используемому для управляемого перемещения летательных аппаратов в космическом вакууме, в том числе орбитальных спутников.

Двигатель (10) космического аппарата, содержащий химический маневровый двигатель, имеющий сопло (30) для испускания газа сгорания, вместе с маневровым реактивным двигателем на основе эффекта Холла.

Изобретение относится к области создания электроракетных двигателей (ЭРД) и стендов для их испытаний. В способе испытания ЭРД в вакуумной камере истекающее рабочее тело ЭРД затормаживают на защитной мишени и осаждают на криопанели, осажденное рабочее тело ЭРД газифицируют с криопанели путем нагрева, затем газифицированное рабочее тело направляют на очистку, компримирование и вторичное использование для работы ЭРД.

Изобретение относится к области плазменной техники. Устройство содержит: камеру (20); набор средств (31, 30, 40, 58) для формирования ионно-электронной плазмы в камере (20); средство (50) для извлечения и ускорения заряженных частиц плазмы из камеры (20), причем указанные частицы могут формировать пучок, а средство (50) извлечения и ускорения содержит набор по меньшей мере из двух сеток (51, 54), расположенных на одном конце камеры; радиочастотный источник (52) переменного напряжения для генерации сигнала, радиочастота которого составляет величину между ионной плазменной частотой и электронной плазменной частотой, причем радиочастотный источник (52) напряжения соединен последовательно с конденсатором (53) и соединен одним из своих выходов, через указанный конденсатор (53), с одной из двух сеток (51, 54) указанного набора из по меньшей мере двух сеток (51, 54), причем по меньшей мере одна другая сетка из набора по меньшей мере двух сеток (51, 54) находится под опорным потенциалом, либо она соединена с другим выходом радиочастотного источника (52) напряжения.

Изобретение относится к плазменной технике, а именно к классу плазменных ускорителей (холловских, ионных), использующих в своем составе катоды, и может быть использовано при разработке электроракетных двигателей.
Наверх