Способ позиционирования подводного оборудования относительно обследуемого подводного трубопровода

Изобретение относится к способам позиционирования подводных осмотровых аппаратов и может быть использовано для позиционирования любого подводного оборудования, предназначенного для регулярного обследования подводных трубопроводов и других объектов. Целью предлагаемого изобретения является создание способа позиционирования подводного оборудования относительно обследуемого подводного трубопровода, позволяющего гарантированно, быстро и точно осуществить спуск подводного осмотрового аппарата к заданной точке обследуемого подводного трубопровода (иного объекта) без применения навигационного оборудования и дополнительных энергетических затрат. Указанная цель достигается за счет применения:

- баллончика со сжатым газом, срабатывающего от внешнего управляющего сигнала;

- надувного резинового буя;

- поплавка с демпфирующим посадочным устройством, шарнирно закрепленным на обследуемом подводном трубопроводе;

- шнура, соединяющего надувной резиновый буй с демпфирующим посадочным устройством поплавка;

- подводного осмотрового аппарата с дистанционно раскрываемым замком-направляющей.

Предлагаемый способ применим для позиционирования подводного оборудования любого типа относительно любого подводного объекта, требующего регулярного обследования. Места обследований и их количество определяет проектировщик по согласованию с заказчиком исходя из рельефа дна (для контроля провисов трубопровода), наличия трубопроводов-отводов (для контроля состояния тройников) и т.д. 2 ил.

 

Изобретение относится к способам позиционирования подводных осмотровых аппаратов и может быть использовано для позиционирования любого подводного оборудования, предназначенного для регулярного обследования подводных трубопроводов и других объектов.

Известны гидроакустические системы позиционирования (ГСП) подводного оборудования (http://www.tetis-pro.ru/catalog/329/1002/), предназначенные для определения их точных координат, параметров и траектории движения относительно судна-носителя в реальном масштабе времени.

Принцип работы гидроакустической системы позиционирования заключается в определении положения маяка-ответчика, установленного на подводное оборудование, относительно судна-носителя. Для этого судно оборудуется одной или несколькими гидроакустическими антеннами (ГА), передающими и принимающими сигналы от маяков-ответчиков. По параметрам этих сигналов надводный блок обработки, построенный на базе персонального компьютера, определяет пеленг и дистанцию до маяка-ответчика. В дальнейшем специальное программное обеспечение отображает параметры и траекторию движения подводного оборудования на мониторе оператора. При подключении к системе глобального позиционирования GPS или ГЛОНАСС возможно отображение всех данных в абсолютных географических координатах.

Недостатками настоящей системы является:

- необходимость оснащения каждого спускаемого подводного оборудования маяком-ответчиком и влияние на точность показаний возможных электромагнитных помех;

- значительные временные затраты на поиск подводного трубопровода (иного объекта), даже имея его точные координаты, так как при наличии сильных подводных течений возможно смещение подводного трубопровода, а также его заиливание.

Целью предлагаемого изобретения является создание способа позиционирования подводного оборудования относительно обследуемого подводного трубопровода, позволяющего гарантированно, быстро и точно осуществить спуск подводного осмотрового аппарата к заданной точке обследуемого подводного трубопровода (иного объекта) без применения навигационного оборудования и дополнительных энергетических затрат.

Указанная цель достигается за счет применения:

- баллончика со сжатым газом, срабатывающего от внешнего управляющего сигнала;

- надувного резинового буя;

- поплавка с демпфирующим посадочным устройством, шарнирно закрепленным на обследуемом подводном трубопроводе;

- шнура, соединяющего надувной резиновый буй с демпфирующим посадочным устройством поплавка;

- подводного осмотрового аппарата с дистанционно раскрываемым замком-направляющей.

Сущность настоящего изобретения состоит в том, что предлагаемый способ позиционирования подводного оборудования относительно обследуемого подводного трубопровода, включающий в себя наличие судна-носителя, подводного осмотрового аппарата, кабеля-троса, согласно изобретению, предполагает использование баллончика со сжатым газом, срабатывающего от внешнего управляющего сигнала и надувающего резиновый буй, который всплывает на поверхность воды, при этом шнур, соединяющий резиновый буй с демпфирующим посадочным устройством поплавка, является направляющей, за которую дистанционно раскрываемым замком-направляющей цепляется подводный осмотровый аппарат, и по которой он спускается на демпфирующее посадочное устройство поплавка, а шарнирно закрепленный поплавок на обследуемом подводном трубопроводе обеспечивает вертикальную посадку подводного осмотрового аппарата.

На фиг. 1, 2 показана схема реализации способа позиционирования подводного оборудования относительно обследуемого подводного трубопровода, где:

1 - судно-носитель;

2 - баллончик со сжатым газом;

3 - резиновый буй;

4 - шнур;

5 - демпфирующее посадочное устройство;

6 - поплавок

7 - дистанционно раскрываемый замок-направляющая;

8 - подводный осмотровый аппарат;

9 - подводный трубопровод;

10 - кабель-трос.

Способ осуществляется следующим образом.

Прибыв в заданную точку для проведения подводных осмотровых работ, с судна-носителя 1 подается внешний управляющий сигнал (гидроакустический) на баллончик со сжатым газом 2, который срабатывает от полученного сигнала и надувает соединенный с ним резиновый буй 3, который всплывает на поверхность воды, вытягивая за собой закрепленный на нем шнур 4. Способ обнаружения всплывшего резинового буя 3 - любой, в том числе визуальный (при небольших глубинах залегания подводного трубопровода 9). Другой конец шнура 4 закреплен на демпфирующем посадочном устройстве 5 поплавка 6. Таким образом, шнур 4, служит направляющей, за которую дистанционно раскрываемым замком-направляющей 7 цепляется подводный осмотровый аппарат 8 и по которой он спускается на демпфирующее посадочное устройство 5 (для удобства резиновый буй 3 может быть отсоединен, а шнур 4 дополнительно натянут).

Поплавок 6 шарнирно закреплен на обследуемом подводном трубопроводе 9 для обеспечения вертикальной посадки подводного осмотрового аппарата 8.

После спуска подводного осмотрового аппарата 8 и посадки его на демпфирующее посадочное устройство 5 оператор открывает дистанционно раскрываемый замок-направляющую 7, ориентирует подводный осмотровый аппарат 8 вдоль подводного трубопровода 9 в нужном направлении и приступает к его осмотру. Управление подводным осмотровым аппаратом 8 осуществляется по кабелю-тросу 10 или по бескабельному варианту.

По завершению осмотровых работ к шнуру 4, взамен старого, прикрепляется новый баллончик со сжатым газом 2, соединенный с резиновым буем 3 (в сложенном состоянии), который затапливается до проведения следующих осмотровых работ (см. фиг. 2).

Резиновый буй 3 целесообразно закрывать защитным кожухом, сбрасываемым во время срабатывания баллончика со сжатым газом 2.

Предлагаемый способ применим для позиционирования подводного оборудования любого типа относительно любого подводного объекта, требующего регулярного обследования. Места обследований и их количество определяет проектировщик по согласованию с заказчиком исходя из рельефа дна (для контроля провисов трубопровода), наличия трубопроводов-отводов (для контроля состояния тройников) и т.д.

Способ позиционирования подводного оборудования относительно обследуемого подводного трубопровода, включающий в себя наличие судна-носителя, подводного осмотрового аппарата, кабеля-троса, отличающийся тем, что предполагает использование баллончика со сжатым газом, срабатывающего от внешнего управляющего сигнала и надувающего резиновый буй, который всплывает на поверхность воды, при этом шнур, соединяющий резиновый буй с демпфирующим посадочным устройством поплавка, является направляющей, за которую дистанционно раскрываемым замком-направляющей цепляется подводный осмотровый аппарат и по которой он спускается на демпфирующее посадочное устройство поплавка, а шарнирно закрепленный поплавок на обследуемом подводном трубопроводе обеспечивает вертикальную посадку подводного осмотрового аппарата.



 

Похожие патенты:

Данное изобретение относится к способам позиционирования подводных объектов, а именно к способам, при которых принимают посредством расположенных на гидроакустических буях приемников сигналы со спутников, определяют координаты гидроакустических буев, синхронизируют часы всех гидроакустических буев, передают данные о местоположении указанных гидроакустических буев, принимают сигналы с помощью расположенного на подводном объекте приемника гидроакустических сигналов, определяют координаты подводного объекта с помощью вычислительного модуля.

Предлагаемое изобретение относится к области гидроакустики, а именно - к способам обнаружения полигармонического сигнала на фоне аддитивной помехи. Результатом предлагаемого изобретения является повышение помехоустойчивости обнаружителя полигармонических сигналов путем более корректного учета эффекта Доплера а именно его свойства сжатия (растяжения) широкополосного сигнала.

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для классификации морских объектов, обнаруженных по их шумовому полю. Способ применим для типовой шумопеленгаторной станции, осуществляющей прием шумового сигнала объекта гидроакустической антенной, определение направления на объект в горизонтальной плоскости, автоматическое сопровождение объекта по направлению, определение угловой скорости объекта, определение мощности принятого сигнала.

Изобретение относится к подводной технике и в частности к технологиям создания средств навигации и управления для глубоководных автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), способных работать на предельных глубинах мирового океана.

Изобретение относится к океанологии и может быть использовано для гидроакустических исследований. Технический результат - повышение точности определения горизонта источника звука за счет маневра планера по глубине с синхронным измерением максимума ротора вектора интенсивности, повышение точности определения пеленга на источник за счет использования вихревой составляющей вектора интенсивности и увеличение дальности его обнаружения путем применения системы активного гашения собственной вибрационной помехи и повышения помехоустойчивости измерительного комплекса планера за счет увеличения числа информативных параметров.

Изобретение относится к подводной технике и, в частности, к технологиям создания средств навигации и информационного обмена для автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) с большой автономностью и дальностью действия, например, при выполнении миссий подо льдом, в условиях отсутствия сопровождающего судна-носителя (ОС) и необходимости минимизации дополнительного внешнего навигационного оборудования.

Подкильный обтекатель (ПО) антенны судовой гидроакустической станции (ГАС) выполнен в виде хорошо обтекаемого тела с наружной оболочкой, подкрепленной поперечной переборкой, отделяющей носовой приборный отсек ПО со звукопрозрачной оболочкой от расположенного кормовее его "сухого отсека" с незвукопрозрачной оболочкой, и снабжен по всей своей длине килевой продольной балкой, проходящей через поперечную переборку и консольно выступающей в нижнюю часть приборного отсека ПО.

Группа изобретений относится к области радиотехники и может быть использована в фискальных системах контроля местоположения судов в качестве альтернативного способа определения координат, в частности, для детектирования локальной подмены сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS, Galileo, BeiDou).

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для отождествления объектов, обнаруженных несколькими гидроакустическими системами, находящимися на общем носителе.

Изобретение относится к области гидроакустики и предназначено для одновременного распознавания всех объектов, наблюдаемых в секторном обзоре шумопеленгования. Заявленный способ панорамной классификации шумящих объектов включает прием гидроакустического шумового сигнала многоэлементной антенной, формирование совокупности пространственных каналов в секторе обзора (горизонтальные направления) и осуществление частотно-временной обработки сигнала в каждом пространственном канале независимо с формированием не менее двух частотных диапазонов и определением отношения сигнал/помеха в каждом из сформированных частотных диапазонов.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным шумопеленгаторным станциям, предназначенным для поиска и обнаружения шумящих морских объектов (целей). Технический результат - сокращение времени обнаружения и классификации целей. Указанный технический результат достигается тем, что все задачи, составляющие обнаружение цели, решаются совместно на одном и том же временном цикле. Для этого с момента завязки новой сигнальной траектории начинается статистическая проверка не двух гипотез («цель» - «помеха»), а М+1 гипотез (М - количество классов в заданном алфавите классов целей), т.е. проверяются гипотезы о принадлежности траектории к каждому из М классов заданного алфавита классов цели, а также к классу "помеха". Проверка гипотез осуществляется циклически при поступлении на вход алгоритма любой новой информации и состоит в вычислении вероятностей принадлежности траектории каждому из классов заданного алфавита (далее - вероятность класса цели) и сравнении вычисленных вероятностей с заданным пороговым значением (далее - пороговое значение). Для расчета вероятностей класса цели применяются автоматические адаптивные алгоритмы, учитывающие текущие гидроакустические и помехосигнальные условия, а также взаимную статистическую зависимость используемых параметров сигнала (классификационных признаков). Если хотя бы одна из вычисленных вероятностей превышает пороговое значение, принимается решение в пользу соответствующей гипотезы и в качестве координат и параметров движения цели принимаются те из них, которые определены для этого класса. 4 ил.
Наверх