Шаровой кран с гидроприводом

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для оперативного перекрытия и герметизации внутритрубного пространства бурильной колонны в случае нефтегазоводопроявлений под большим давлением при бурении нефтяных и газовых скважин, а также для предотвращения сброса бурового раствора, оставшегося в вертлюге (верхнем силовом приводе) и буровом рукаве после выключения бурового насоса. Шаровой кран с гидроприводом содержит корпус, в котором расположены два шара, установленные в седлах, смонтированных в подвижных опорах, и с другой стороны контактирующие с седлами, установленными в неподвижных разрезных втулках, привод поворота шаров, связанный с гидроприводом, смонтированным на упомянутом выше корпусе, и отличается тем, что гидропривод выполнен в виде подвижного и неподвижного узлов, причем неподвижный узел представляет собой опору, смонтированную на упомянутом корпусе, закрепленную в осевом направлении посредством стопорных колец и снабженную обоймами - внутренней, жестко установленной на упомянутом корпусе, и наружной, установленной на внутренней обойме, с возможностью вращения, а подвижный узел представляет собой приводную гильзу, установленную с возможностью перемещения вдоль упомянутого корпуса посредством двух симметрично расположенных относительно продольной оси гидроцилиндров, штоки которых закреплены на приводной гильзе в опорах, а корпуса соединены с неподвижным узлом - опорой. Приводная гильза снабжена внутренней гильзой, жестко установленной на упомянутом корпусе, и наружной обоймой, установленной с возможностью вращения на внутренней гильзе, а в пазах внутренней гильзы установлены три роликовых узла, обеспечивающих центрирование внутренней гильзы относительно упомянутого корпуса, и две симметрично расположенные относительно продольной оси рейки, закрепленные посредством крепежных элементов и входящие в зацепление с шестернями, установленными на шестигранниках, смонтированных в упорах механизма поворота шаров крана. Задача, которая решена изобретением, заключается в повышении надежности работы ШКГП под высоким давлением, снижении времени простоя верхнего силового привода при ремонте гидроприводной части, повышении удобства обслуживания (точки смазки находятся снаружи корпуса). Технический результат - полное отсутствие проблемы износа уплотнений, работающих под большим давлением и при высоких скоростях скольжения, а также возможность оперативной замены вышедших из строя деталей и узлов гидропривода шарового крана без демонтажа с верхнего привода (без длительной остановки буровых работ) и его разборки. 4 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для оперативного перекрытия и герметизации внутритрубного пространства бурильной колонны в случае нефтегазоводопроявлений под большим давлением при бурении нефтяных и газовых скважин, а также для предотвращения сброса бурового раствора, оставшегося в вертлюге (верхнем силовом приводе) и буровом рукаве после выключения бурового насоса.

Предшествующий уровень техники

Шаровой кран (далее ШК) представляет собой превенторную задвижку шарового типа, полнопроходную, с внутренним отверстием. ШК устанавливают (свинчивают замковой резьбой) на выходном валу вертлюг-редуктора верхнего силового привода (ВСП) и он является его неотъемлемой частью. ШК с гидроприводом (далее ШКГП), используемый в бурильной колонне должен обеспечивать работоспособность устройства в жестких климатических условиях, в том числе, при температуре окружающей среды до минус 55°С.

Известен патент на полезную модель RU 168587, F15B 15/06, опубл. 09.02.2017 Бюл. №4 под названием «Привод гидравлический шарового крана». Он содержит корпус, в котором установлен гидроцилиндр двустороннего действия с поршнем, снабженным штоком и разделяющим полость гидроцилиндра на поршневую и штоковую камеры, каждая из которых снабжена штуцером для подачи рабочей жидкости под давлением в полости гидроцилиндра. Поршень выполнен двусторонним и вместе со штоком закреплен на корпусе гидропривода неподвижно. Шток поршня с обеих сторон выполнен полым, с образованием внутри штока двух полостей, разделенных между собой глухой перемычкой, расположенной в районе поршня под его центральной частью. Одна полость внутри штока соединена с полостью поршневой камеры гидроцилиндра при помощи каналов, выполненных в стенке штока в районе поршня со стороны поршневой камеры. Другая полость внутри штока соединена с полостью штоковой камеры гидроцилиндра при помощи каналов, выполненных в стенке штока в районе поршня со стороны штоковой камеры. На концах штока установлены штуцеры для подвода рабочего тела в упомянутые камеры гидроцилиндра и его отвода. Гидроцилиндр выполнен с возможностью осевого перемещения по поршню, а на его поверхности размещена зубчатая рейка для взаимодействия с шестеренкой, размещенной в корпусе гидропривода и устанавливаемой на исполнительный механизм приводимого в действие агрегата. В торцевых стенках корпуса установлены с возможностью осевого перемещения упоры для ограничения хода цилиндра.

Известен шаровой кран с гидроприводом, представляющим собой подвижную гильзу, установленную на корпусе крана и вращающуюся вместе с ней с возможностью осевого перемещения вдоль корпуса крана с помощью двух наружных отсекающих гидроцилиндров, закрепленных на неподвижных опорах, и роликовых узлов, входящих в пазы соединительной муфты или диска, вращающего вместе с корпусом шарового крана (Руководство по эксплуатации верхнего привода HongHua DQ225DBZ, стр. 44-50), Интернет ru.made-in-china.com>co_hongshengoil/product_Тор… Гильза имеет два симметричных внутренних паза (копира), в которые вставлены рычаги-качалки. При вертикальном движении гильзы вверх-вниз, рычаги-качалки, перемещаясь с одной стороны по копирам, с другой стороны совершают вращательное движение относительно корпуса шарового крана, поворачивая с помощью шестигранников шар гидроприводной секции в сторону закрытия или открытия внутритрубного пространства.

Наиболее близким аналогом (прототипом) является шаровой кран с гидроприводом АО "ABA Гидросистемы", Санкт-Петербург, Паспорт ШКГП ЛГ ВСП-225.080.000-01ПС, 2011 год, Интернет hvdrosvstem.ru. Он содержит корпус ШК, в котором установлены два шара в седлах. Седла устанавливаются в подвижных опорах, уплотненных кольцами и поджатых к шарам с помощью пружин. С противоположной стороны шары контактируют с седлами, установленными в неподвижные разрезные втулки, уплотненные кольцами. Шары крана могут поворачиваться на 90° и открывать или закрывать внутреннее отверстие крана. Для предотвращения загрязнений гидропривода буровым раствором и другими эксплуатационными материалами составные части гидропривода размещены внутри корпуса. Гидропривод шарового крана представляет собой неподвижный узел-гидропанель, установленный на корпусе шарового крана и закрепленный с помощью фиксатора-радиатора от вращения, и подвижный узел-гидропанель верхняя, средняя и нижняя, крышка верхняя и нижняя, установленные, зафиксированные на корпусе шарового крана и вращающиеся вместе с ним. Две приводные рейки, перемещаемые внутри подвижного узла вдоль оси вращения с помощью двух симметрично расположенных относительно продольной оси поршней, поворачивают шестерни с внутренними шестигранными отверстиями. Давление в 100 бар в поршневых областях создается рабочей жидкостью, подаваемой в неподвижную гидропанель через масляные кольцевые канавки, соединенные с осевыми масляными каналами в подвижном узле. Поворот шаров осуществляется с помощью двух шестигранников, соединенных с упорами через втулки с внутренним шестигранником от внутреннего гидроприводного устройств.

К недостаткам прототипа можно отнести невысокую надежность и низкую ремонтопригодность. Как показал опыт эксплуатации, данные шаровые краны с гидроприводом не могут обеспечить высокую надежность. Это обусловлено тем, что кольцевые уплотнения в проточках неподвижного узла вследствие скольжения по поверхности корпуса шарового крана с большой окружной линейной скоростью под давлением 100 бар быстро изнашиваются, начинают течь и снижать рабочее давление.

По этой же причине происходит интенсивный износ торцевого уплотнения между неподвижным и подвижным узлами шарового крана. Любая замена уплотнений, включая ремонт поршневых уплотнений, сопровождается необходимостью остановки верхнего силового привода, свинчивания шарового крана с привода, его доставки с месторождения и разборки в условиях специализированной базы производственного обслуживания.

Раскрытие изобретения

Задача, которая решена изобретением, заключается в повышении надежности работы ШКГП под высоким давлением, снижении времени простоя верхнего силового привода при ремонте гидроприводной части, повышении удобства обслуживания (точки смазки находятся снаружи корпуса).

Технический результат - полное отсутствие проблемы износа уплотнений, работающих под большим давлением и при высоких скоростях скольжения, а также возможность оперативной замены вышедших из строя деталей и узлов гидропривода шарового крана без демонтажа с верхнего привода (без длительной остановки буровых работ) и его разборки.

Поставленные задачи решены следующим образом. Шаровой кран с гидроприводом, содержит корпус, в котором расположены два шара, установленные в седлах, смонтированных в подвижных опорах, и с другой стороны, контактирующие с седлами, установленными в неподвижных разрезных втулках, привод поворота шаров, связанный с гидроприводом, смонтированным на упомянутом выше корпусе и отличается, что гидропривод выполнен в виде подвижного и неподвижного узлов, причем, неподвижный узел представляет собой опору, смонтированную на упомянутом корпусе, закрепленную в осевом направлении посредством стопорных колец, и снабженную обоймами - внутренней, жестко установленной на упомянутом корпусе, и наружной, установленной на внутренней обойме, с возможностью вращения, а подвижный узел - представляет собой приводную гильзу, установленную с возможностью перемещения вдоль упомянутого корпуса посредством двух, симметрично расположенных относительно продольной оси, гидроцилиндров, штоки которых закреплены на приводной гильзе в опорах, а корпуса соединены с неподвижным узлом - опорой. Приводная гильза снабжена внутренней гильзой, жестко установленной на упомянутом корпусе, и наружной обоймой, установленной с возможностью вращения на внутренней гильзе, а в пазах внутренней гильзы установлены три роликовых узла, обеспечивающие центрирование внутренней гильзы относительно упомянутого корпуса, и две, симметрично расположенных относительно продольной оси рейки, закрепленные посредством крепежных элементов и входящие в зацепление с шестернями, установленными на шестигранниках, смонтированных в упорах механизма поворота шаров крана.

Сущность изобретения заключается в том, гидроцилиндры, воздействующие на приводные рейки с шестигранными отверстиями, выполнены не внутри вращающихся узлов, а снаружи на невращающихся частях гидропривода.

Пример конкретного выполнения

Предлагаемое изобретение поясняется рисунками.

На рис. 1 изображен общий вид шарового крана с гидроприводом в изометрии;

на рис. 2а - продольный разрез конструкции ШК, на рис.2 6 - сечение А-А рис. 2а;

на рис. 3а - вид сбоку ШКГП, на рис. 3б - сечение А-А рис. 3а, на рис. 3в - вид с торца и сечение Б-Б;

на рис. 4а и б - общий вид ШКГП в открытом и закрытом положениях, на рис. 4в - сечение А-А рис. 4б.

ШКГП содержит шаровой кран и гидропривод (рис. 1). Шаровой кран состоит из корпуса 1 (рис. 2), двух шаров 2, установленных в седлах 3 и 4. Седла 3 установлены в подвижных опорах, уплотненных кольцами 5, 6 и поджатых к шарам 2 с помощью пружин 7. С противоположной стороны шары 2 контактируют с седлами 4, установленными в неподвижные разрезные втулки 8, зафиксированные кольцами 9, 10 и уплотненные кольцами 11, 12. Шары крана могут поворачиваться на 90° и открывать или закрывать внутреннее отверстие крана. Привод поворота шаров 2 осуществляют с помощью ключей 13, соединенных с упорами 14 с внутренним шестигранником от внешнего гидроприводного устройства (верхний узел) или ручного управления (нижний узел). Фиксацию упоров 14 в корпусе осуществляют втулками 15 с уплотнениями 16, 17. Поворот шара вручную осуществляют ключом-шестигранником, вставляемым в пазы упора. Ключ входит в комплект инструментов. На корпусе крана нанесены буквы «О» и «З», что соответствует положению «Открыто» и «Закрыто». Ручной шаровой кран расположен перед предохранительным переводником и используется в качестве дополнительного крана или в том случае, если гидроприводная секция шарового крана выйдет из строя, а так же в случае отключения электроэнергии или в других ситуациях.

В дополнение к замковому соединению с валом вертлюг-редуктора, на корпусе 1 шарового крана выполнены наружные шлицы 18 для установки шлицевой муфты (на рисунке не показаны), соединяющей корпус 1 и выходной вал редуктора.

Конструктивно, устранение проблемы с уплотнениями достигают тем, что гидропривод шарового крана представляет собой неподвижный узел - опору 19 (рис. 3), установленный на корпусе шарового крана и закрепленный в осевом направлении с помощью стопорных колец 20, и подвижный узел - гильза приводная 21, перемещаемый вдоль шарового крана 1 с помощью двух симметрично расположенных относительно продольной оси гидроцилиндров 22, штоки которых закреплены на приводной гильзе в опорах, а корпуса соединены с неподвижной опорой.

Неподвижный узел - опора 19 имеет внутреннюю обойму 23, которая центрируется на корпусе шарового крана 1, и вращается вместе с ним при вращении вала вертлюга. Наружная обойма 24 установлена на шариковом подшипнике и неподвижна, как и внутренняя обойма относительно корпуса шарового крана в осевом направлении. Шпонка 25 фиксирует от поворота наружную обойму относительно лапы захвата.

Приводная гильза имеет подвижную внутреннюю гильзу 26, установленную на корпусе крана 1 и вращающуюся вместе с ним, и наружную обойму 27, установленную на шариковом подшипнике на внутренней гильзе (не вращается).

Во внутренней гильзе, в пазах, установлены три роликовых узла 28 и две симметрично расположенных относительно продольной оси рейки 29, закрепленные с помощью винтов. Ролики 30 обеспечивают центрирование внутренней гильзы относительно корпуса 1 при осевых перемещениях. Рейки 29 входят в зацепление с шестернями 31, установленными на шестигранниках 32, вставленных в упоры механизма поворота шаров крана.

Для предотвращения проворота наружной обоймы подвижного узла 21, на ней установлена шпонка 33, входящая в паз кронштейна 34, закрепленного на неподвижной опоре 19.

ШК закрыт (рис. 4) в крайнем положении приводной гильзы при ее касании с опорой 19 и фиксации относительно корпуса. Для фиксации данного положения приводной гильзы используются пять фиксирующих узлов, распределенных по периметру корпуса и гильзы. С этой целью на корпусе крана установлены пять втулок, а на корпусе гильзы - пять подпружиненных фиксаторов 35 (рис.4), входящих в лунки втулок при достижении крайнего положения.

Работа шарового крана с гидроприводом осуществляется следующим образом.

Работа шарового крана с ручным приводом.

Открытие/закрытие шарового крана с ручным приводом обеспечивается путем ручного поворота шара при помощи шестигранного ключа S16 из одного крайнего положения «ОТКРЫТО» в другое крайнее положение «ЗАКРЫТО» и наоборот. Контроль положения шара осуществляется визуально по меткам на корпусе шарового крана и втулке. В случае если продольная ось корпуса совпадает с осью втулки - шаровой кран открыт. В случае если ось корпуса перпендикулярна оси втулки - шаровой кран закрыт.

Работа гидроприводного шарового крана.

Открытие шарового крана осуществляется подачей управляющего сигнала на электромагнит (на рисунке не показано). Приводная гильза шарового крана перемещается в положение «шаровой кран открыт». Срабатывает индуктивный датчик (на рисунке не показан). По истечении нескольких секунд управляющий сигнал с электромагнита снимается.

Закрытие шарового крана осуществляется подачей управляющего сигнала на электромагнит (на рисунке не показано). Приводная гильза шарового крана перемещается в положение «шаровой кран закрыт». Срабатывает индуктивный датчик (на рисунке не показан). По истечении нескольких секунд управляющий сигнал с электромагнита снимается.

Заявляемый вариант шарового крана с гидроприводом конструктивно завершен и готов к внедрению в эксплуатацию, показывая высокие результаты по надежности работы.

Шаровой кран с гидроприводом, содержащий корпус, в котором расположены два шара, установленные в седлах, смонтированных в подвижных опорах, и с другой стороны контактирующие с седлами, установленными в неподвижных разрезных втулках, привод поворота шаров, связанный с гидроприводом, смонтированным на упомянутом выше корпусе, отличающийся тем, что гидропривод выполнен в виде подвижного и неподвижного узлов, причем неподвижный узел представляет собой опору, смонтированную на упомянутом корпусе, жестко установленную в осевом направлении посредством стопорных колец и снабженную обоймами - внутренней, жестко установленной на упомянутом корпусе, и наружной, установленной на внутренней обойме, с возможностью вращения, а подвижный узел представляет собой приводную гильзу, установленную с возможностью перемещения вдоль упомянутого корпуса посредством двух симметрично расположенных относительно продольной оси гидроцилиндров, штоки которых закреплены на приводной гильзе в опорах, а корпуса соединены с неподвижным узлом - опорой, при этом приводная гильза снабжена внутренней гильзой, жестко установленной на упомянутом корпусе, и наружной обоймой, установленной с возможностью вращения на внутренней гильзе, причем в пазах внутренней гильзы установлены три роликовых узла, обеспечивающих центрирование внутренней гильзы относительно упомянутого корпуса, и две симметрично расположенные относительно продольной оси рейки, закрепленные посредством крепежных элементов и входящие в зацепление с шестернями, установленными на шестигранниках, смонтированных в упорах механизма поворота шаров крана.



 

Похожие патенты:

Шаровой кран трубопроводной запорной арматуры может быть использован в качестве запорной арматуры. Шаровой кран снабжен теплозащитным покрытием, состоящим из полимерного связующего, в котором равномерно распределен наполнитель, при этом в качестве наполнителя использован пористый или пустотелый керамический материал с низкой теплопроводностью и размером частиц менее 1 мкм, при соотношении компонентов, мас.
Уплотнение запорного органа трубопроводной арматуры относится к судовым системам гидравлики, в частности к шаровому крану, применяемому в качестве запорной арматуры, устанавливаемой в трубопровод гидросети.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ракетно-космической технике, и предназначено в качестве запорного клапана с ручным приводом с защитой от нештатного срабатывания во время полетных нагрузок.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в конструкции шаровых кранов, предназначенных для перекрытия потока рабочей среды в системах газовых магистральных и технологических трубопроводов.

Настоящее изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре, а более конкретно к шаровому крану с затвором для регулирования и перекрытия потока рабочей среды.

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в газовой и других отраслях промышленности. В шаровом кране, содержащем корпус с входным и выходным отверстиями, в котором установлены шаровая пробка со сквозным отверстием, приводимая в движение штоком, и седла из полиуретана, взаимодействующие со сферической поверхностью шаровой пробки, на шаровой пробке герметично закреплены кольца, выполненные из материала, антифрикционного к полиуретану, и имеющие сферическую поверхность, взаимодействующую с седлами, причем центр сферической поверхности колец совпадает с центром сферической поверхности шаровой пробки, а диаметр сферической поверхности колец больше диаметра сферической поверхности шаровой пробки, при этом центры колец совмещены с осью, проходящей через центр сферической поверхности шаровой пробки и перпендикулярной плоскости, проходящей через ось сквозного отверстия шаровой пробки и ось штока.

Изобретение относится к области арматуростроения. .

Агрегат и гидросистема предназначены для подъемной платформы. Агрегат содержит первый, внешний, гидроцилиндр (2) с размещенным в нем с возможностью продольного смещения первым поршнем (6), герметизированным относительно внутренней стенки первого гидроцилиндра (2), причем на этом первом поршне (6) установлен второй, внутренний, гидроцилиндр (3), в котором размещен с возможностью продольного смещения второй поршень (9), герметизированный относительно внутренней стенки второго гидроцилиндра (3), и на котором установлен шток (10), причем шток (10) соединен своим удаленным от второго поршня (9) концом с концом (4) внешнего гидроцилиндра (2).

Предложенное устройство содержит множество блоков пневматического линейного привода, динамическое соединительное звено привода и статическое соединительное звено привода.

Гидро(пневмо)цилиндр предназначен для прямолинейного перемещения рабочего органа из одного положения в другое. В гидро(пневмо)цилиндре (10) к обоим торцам гильзы (12) цилиндра присоединены цилиндрические стойки (24а, 24b), внутри которых с возможностью свободного монтажа и демонтажа установлены стопорные кольца (50), обеспечивающие запирание крышки (14) головки и крышки (16) штока, которые располагаются в гильзе (12) цилиндра.

Поворотный исполнительный механизм (10) снабжен линейным приводным механизмом (40а), выполненным с возможностью обеспечения поворотного движения шестерни (80), и корпусом (12) цилиндра, в котором сформировано отверстие (28а) цилиндра.

Внутри гильзы (12) цилиндра, входящей в состав гидро(пневмо)цилиндра (10), установлен поршневой узел (18), совершающий в результате подачи текучей среды под давлением перемещение в осевом направлении.

Внутри гильзы (12) цилиндра в гидро(пневмо)цилиндре (10) установлен поршневой узел (18), совершающий перемещение вдоль осевого направления под действием подаваемой текучей среды под давлением.

Гидроцилиндр предназначен для возвратно-поступательного перемещения рабочего органа. Гидроцилиндр (1) оснащен измерительной системой для определения положения подвижно установленного в нем поршня (2), отделяющего первую полость (10) гидроцилиндра от его второй полости (12).

Гидро(пневмо)цилиндр (10), снабженный штоком (14) поршня, который соединен соосно с поршнем (12) и совершает прямолинейное скольжение внутри корпуса (20), содержит вырезанное углубление (68), имеющее заданную длину в осевом направлении штока (14), сформированное на боковой поверхности штока (14), и плоский подшипник (76), который выступает от внутренней поверхности корпуса (20) в сторону вырезанного углубления (68) и включает в себя дистальную торцевую поверхность (82), примыкающую своей плоскостью к нижней поверхности (70) вырезанного углубления (68).

На внутренних поверхностях стенки (14b, 16b) крышки (14) головки и крышки (16) штока в гидро(пневмо)цилиндре (10) установлены соответствующие множества первых и вторых центрирующих штифтов (36, 80), располагающихся с выступанием из внутренних поверхностей (14b, 16b) стенки.

Направляющий механизм (12) для цилиндра снабжен плавающей втулкой (50), удерживающим узлом (70), который удерживает плавающую втулку (50), и линейной направляющей (72). Когда в корпус (16) подают рабочую текучую среду и шток (22) поршня совершает возвратно-поступательное движение, плавающая втулка (50) и линейная направляющая (72) также совершают возвратно-поступательное движение в том же направлении, а ползун (98) линейной направляющей (72) при сохранении неизменности своего положения перемещается относительно направляющего элемента (96).

Гидро(пневмо)цилиндр предназначен для возвратно-поступательного перемещения рабочего органа из одного положения в другое. Внутри гильзы (12) цилиндра, входящей в состав гидро(пневмо)цилиндра (10), установлен поршневой узел (18), совершающий в результате подачи текучей среды под давлением перемещение в осевом направлении. Этот поршневой узел (18) включает в себя дискообразную пластину (98), соединенную с одним концом штока (20) поршня, и кольцо (100), соединенное с внешней кромкой пластины (98). Эта пластина (98) выполнена из упругодеформируемого металлического материала и упруго деформируется и изгибается при приведении кольца (100) поршневого узла (18) в контакт с крышкой (14) головки или крышкой (16) штока, что обеспечивает гашение ударов, воздействующих на поршневой узел (18). Технический результат – сокращение габаритов гидро(пневмо)цилиндра и поглощение ударов о крышки в конечных положениях поршня. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх