Способ многофакторного контроля пожарной опасности и устройство для его осуществления

Способ многофакторного контроля пожарной опасности и устройство для его осуществления служат для автоматического обнаружения пожарной опасности на ее ранней стадии возникновения. В основе работы способа и устройства заложена работа извещателя пожарного аспирационного, имеющего входной и выхлопной воздуховоды, вентилятор, датчики контроля информационных параметров с процессором управления, осуществляющего мультикритериальный контроль пожарной опасности, при этом в помещении контролируемого объекта выполнена пространственно распределительная сеть аспирационных отверстий на входном воздуховоде, расположенных над местами наиболее вероятных возгораний, причем у входа каждого отверстия установлено по меньшей мере по одному тепловому адресному датчику, которые подключены к извещателю пожарному аспирационному. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к противопожарной технике, конкретно: к способу обнаружения пожарной опасности в помещениях зданий и сооружений, в тоннелях, в кабельных каналах и к устройству автоматическому обнаружения пожарной опасности.

Известен способ обнаружения нестандартной ситуации, в т.ч. способ обнаружения пожара (патент на изобретение №2589617).

Известный способ обнаружения пожара осуществляется путем измерения информационных параметров, характеризующих пожарную опасность, во время зондирования контролируемой среды объекта при помощи пространственно распределенной сети адресных датчиков многофакторного контроля в зонах их ответственности самостоятельно и автоматически по заданному алгоритму, направляя предварительно обработанные информационные параметры в процессор станции управления; в массиве совокупностей заданных информационных параметров станции управления заложены координаты возможных источников возникновения пожаров и прогнозируемые динамические характеристики их изменений; далее станция управления на основе полученных и заданных информационных параметров вырабатывает комплекс управляющих воздействий.

Известный способ предполагает применение для контроля среды сложные и дорогие датчики многофакторного контроля.

При наличии большого количества зон ответственности датчиков на защищаемом объекте стоимость противопожарной системы в значительной степени будет зависеть от суммарной стоимости применяемых датчиков.

Более простым, рациональным и дешевым может быть осуществление способа обнаружения пожара, выполняемого согласно патента на изобретение №2344859.

Способ включает отбор проб газовоздушной смеси, содержащих информационные параметры о пожарной опасности при помощи станции управления посредством аспирации воздуха из различных зон потенциальной пожароопасности, измерение информационных параметров о пожарной опасности (концентраций продуктов термодеструкции, дыма, температуры), взаимного корреляционного анализа пожароопасностей на основе измеренных информационных параметров и заданных информационных параметров, выработку управляющего сигнала.

При этом станция управления на входе аспиратора имеет один входной трубопровод, по которому доставляется забираемый поток газовоздушной смеси, содержащей информационные параметры из различных зон потенциальной опасности защищаемого объекта.

Известный способ и станция управления позволяют осуществлять многофакторный мониторинг одновременно нескольких зон защищаемого объекта, а в случае возникновения пожара быстро классифицировать уровень пожароопасности и вырабатывать необходимые управляющие воздействия.

При этом способе:

- постоянно выделяют факторы пожарной опасности среды контролируемого объекта;

- преобразуют выделенные факторы пожарной среды контролируемого объекта в массив оцифрованных данных;

- сопоставляют итог массива данных с массивом априорных данных;

- классифицируют полученные результаты и вырабатывают, в зависимости от класса опасности, управляющий сигнал.

Станция управления содержит корпус, имеющий воздухозаборный и выхлопной патрубки, имеет установленные внутри корпуса вентилятор и датчик контроля пожароопасных факторов, соединенные с внутренним процессором, работающим по заданной программе.

Проектные решения по защите объектов, разработанных на основе этого изобретения (№2344859) могут быть осуществлены более рационально с меньшими затратами по сравнению с проектными решениями, использующих изобретение №2589617, т.к. не требуют большего количества дорогих датчиков многофакторного контроля.

Недостатком проектного решения на основе изобретения №2344859 является отсутствие возможности определять точное место расположения возникающего пожара, по причине того, что забираемый поток газовоздушной смеси, поступающий по входному трубопроводу, доставляет усредненные значения информационных параметров и не содержит информацию о координатах возгорания, часть факторов нивилируются, например, фактор температуры из-за потерь на стенках трубовопровода.

Технической задачей, на решение которой направлены предлагаемые способ и устройство, является обеспечение быстрого обнаружения пожарной опасности определение ее месторасположения в защищаемом объекте с меньшими материальными затратами, более рационально и большой информативностью.

Поставленная задача решается способом в котором:

- постоянно выделяют факторы пожарной опасности среды контролируемого объекта,

- преобразуют выделенные факторы пожарной среды контролируемого объекта в массив оцифрованных данных,

- сопоставляют итог массива данных с массивом априорных данных,

- классифицируют полученные результаты и вырабатывают, в зависимости от класса опасности, управляющий сигнал, согласно изобретению:

- выполняют пространственно-распределенную систему воздухозаборных отверстий посредством воздуховода, подключенного ко входу станции управления, при этом воздухозаборные (аспирационные) отверстия на воздуховоде располагают над или вблизи от мест наиболее вероятных возгораний,

- вводят дополнительно в массив априорных данных станции управления информационные данные о координатах мест наиболее вероятных возгораний,

- контролируют посредством выносных адресных датчиков в области разряженного воздуха у каждого воздухозаборного отверстия, по меньшей мере, один из факторов пожарной опасности (рост температуры газовоздушной среды и/или возникновение пламени), направляя информационных данные на вход процессора станции управления,

- уменьшают инерционность выносных адресных датчиков за счет принудительного обдува, увеличивая их реакцию на возникновение пожара,

- увеличивают чувствительность датчиков контроля информационных параметров путем варьирования их чувствительности с использованием включенных в массив априорных данных дополнительных данных о координатах с учетом поступающих информационных параметров выносных адресных датчиков,

- фиксируют факт превышения уровня пожарной опасности при помощи многофакторного контроля с учетом координат возгорания, с индикацией состояния контролируемого объекта и передачей извещений во внешние цепи.

Реализация нового способа решается выполнением интеллектуальной станции управления в виде корпуса извещателя пожарного аспирационного, имеющего входной и выхлопной воздуховоды, установленные внутри корпуса вентилятор и датчики контроля информационных параметров с процессором управления, согласно изобретению, входной воздуховод имеет пространственно-распределительную систему аспирационных (воздухозаборных) отверстий, при этом на воздуховоде расположение отверстий выполнено над или вблизи наиболее вероятных очагов возгораний, при этом внизу или сбоку по отношению к каждому аспирационному отверстию в области разряженного воздуха установлен адресный датчик пожарной опасности, соединенный с процессором управления посредством канала связи.

Интеллектуальная станция управления представляет собой извещатель пожарный аспирационный с входным воздуховодом, у которого выполнены отверстия с увеличивающимися диаметрами в направлении от входа в корпус извещателя к концу воздуховода, с возможностью транспортирования газовоздушной смеси из точек забора по воздуховоду до измерительной камеры.

Измерительная камера процессора извещателя пожарного аспирационного имеет электронный модуль с возможностью выполнения аналого-цифрового преобразования функционально зависимых взаимно коррелированных факторов пожарной опасности и по рекуррентному алгоритму определять функцию опасности процесса с учетом априорных данных о процессе и оцифрованных значений информационных параметров:

- концентрации угарного газа и скорости нарастания;

- задымленности и скорости нарастания;

- коммулятивной температуры газовоздушной смеси и скорости ее нарастания;

- скорости воздушного потока и уровня загрязнения извещателя и воздуховода;

- температуры и скорости ее нарастания у входа каждого заборного отверстия.

Осуществление способа и устройство для его примерного осуществления поясняется комбинированной схемой соединения, показанной на фиг. 1

В помещении защищаемого объекта выполнена пространственно-распределительная сеть воздухозаборных отверстий 1, размещенных на воздуховоде 2 расположенных над местами наиболее вероятных возгораний 3, 4, 5; вблизи у входов в воздухозаборные отверстия установлено по одному тепловому адресному датчику 6, подключенных линией связи 7 к извещателю пожарному аспирационному 8, имеющего выхлопной воздуховод 9.

Работает предлагаемое изобретение следующим образом.

Посредством работающего вентилятора, установленного внутри извещателя 8, у заборных отверстий 1 воздуховода 2 создаются области разряжения, при этом в потоках, направляемых в отверстия содержится информация о факторах пожара, а датчики сообщают об измерениях температуры в местах наиболее пожароопасных 3, 4, 5.

Извещатель пожарный аспирационный может иметь у каждого заборного отверстия адресный тепловой датчик, связанный с процессором. В областях разряжения над местами наиболее вероятных возгораний 3, 4, 5, установленные под заборными отверстиями адресные тепловые датчики 6 за счет аспирации обдуваются потоками газовоздушной смеси, идущими от мест 3, 4, 5, и по линии связи 7 передают на вход процессора извещателя пожарного аспирационного информационные параметры (значения температуры и скорости нарастания ее у входа каждого заборного отверстия), причем на вход процессора другие информационных параметры (температура в защищаемом объекте, задымленность, концентрации угарного газа, уровень загрязнения воздуховода и скорости из изменения) поступают по воздуховоду 2, где поступающие информационные параметры обрабатываются известным способом с учетом дополнительных массивов априорных данных, характеризующих координаты мест возможных возгораний.

На основе вышеизложенного можно утверждать, что за счет использования новой пространственно-распределенной системы аспирационных (воздухозаборных) отверстий, расположенных на воздуховоде и выполнения дополнительных вблизи аспирационных отверстий, над местами наиболее вероятных возгораний, простых и недорогих адресных датчиков пожарной опасности, достигается возможность определять место возникновения пожара, обеспечивая повышение чувствительности системы многофакторного контроля объекта как за счет уменьшения инерционности выносных адресных датчиков, достигаемого посредством обдуваемых потоков, которые направляются через аспирационные отверстия, так и за счет повышения чувствительности датчиков, работающих в извещателе пожарном аспирационном, путем их варирования с учетом поступающих информационных параметров от выносных адресных датчиков, с учетом компенсации потерь информационных параметров на стенках воздуховода.

Таким образом, поступающие по входному воздуховоду усредненные значения информационных параметров и дополнительная информация, поступающая по отдельному каналу от недорогих и простыхадресных датчиков, обрабатывается совместно известным способом и позволяют успешно решать поставленную задачу.

1. Способ многофакторного контроля пожарной опасности, в котором постоянно выделяют факторы пожарной опасности среды контролируемого объекта, преобразуют выделенные факторы пожарной среды контролируемого объекта в массив оцифрованных данных, сопоставляют итог массива данных с массивом априорных данных, классифицируют полученные результаты и вырабатывают, в зависимости от класса опасности, управляющий сигнал, отличающийся тем, что выполняют пространственно-распределенную систему воздухозаборных отверстий посредством воздуховода, подключенного к входу станции управления, при этом воздухозаборные отверстия на воздуховоде располагают над или вблизи от мест наиболее вероятных возгораний, вводят дополнительно в массив априорных данных станции управления информационные данные о координатах мест наиболее вероятных возгораний, контролируют посредством выносных адресных датчиков в области разряженного воздуха у каждого воздухозаборного отверстия, по меньшей мере, один из факторов пожарной опасности (рост температуры газовоздушной среды и/или возникновение пламени), направляя информационные данные на вход процессора станции управления, уменьшают инерционность выносных адресных датчиков за счет принудительного обдува, увеличивая их реакцию на возникновение пожара, увеличивают чувствительность датчиков контроля информационных параметров путем варьирования их чувствительности с использованием включенных в массив априорных данных дополнительных данных о координатах с учетом поступающих информационных параметров выносных адресных датчиков, фиксируют факт превышения уровня пожарной опасности при помощи многофакторного контроля с учетом координат возгорания, с индикацией состояния контролируемого объекта и передачей извещений во внешние цепи.

2. Интеллектуальная станция управления, выполненная в виде корпуса извещателя пожарного аспирационного, имеющего входной и выхлопной воздуховоды, установленные внутри корпуса вентилятор и датчики контроля информативных параметров с процессором управления, отличающаяся тем, что входной воздуховод имеет пространственно-распределительную систему аспирационных (аспирационных) отверстий, при этом на воздуховоде расположение отверстий выполнено над или вблизи наиболее вероятных очагов возгораний, при этом внизу или сбоку по отношению к каждому аспирационному отверстию в области разреженного воздуха установлен адресный датчик пожарной опасности, соединенный с процессором управления посредством канала связи.

3. Интеллектуальная станция управления по п. 2, отличающаяся тем, что выполнен извещатель пожарный аспирационный с входным воздуховодом, у которого выполнены отверстия с увеличивающимися диаметрами в направлении от входа в корпус извещателя к концу воздуховода с возможностью транспортирования газовоздушной смеси из точек забора по воздуховоду до измерительной камеры процессора.

4. Интеллектуальная станция управления по п. 3, отличающаяся тем, что имеет в составе извещателя пожарного аспирационного измерительную камеру с электронным модулем с возможностью выполнения аналого-цифрового преобразования функционально зависимых взаимно коррелированных факторов пожарной опасности и по рекуррентному алгоритму определения функции опасности процесса с учетом априорных данных о процессе и оцифрованных значений информационных параметров: концентрации угарного газа и скорости нарастания, задымленности и скорости нарастания, коммулятивной температуры газовоздушной смеси и скорости ее нарастания, скорости воздушного потока и уровня загрязнения извещателя и воздуховода, температуры и скорости ее нарастания у входа каждого заборного отверстия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области предупреждения пожара (взрыва) объекта в случаях возгорания энергоносителя в топливном баке цилиндрической формы, располагаемом снаружи транспортного средства.

Группа изобретений относится к оптическим детекторам дыма. Оптический детектор дыма содержит: излучатель, который при подаче питания испускает луч первого светового излучения в направлении измерительной камеры; приемник, который обнаруживает рассеянное световое излучение из измерительной камеры; несущий элемент, соединенный с излучателем и приемником; блок оптического излучателя, имеющий корпус излучателя и канал излучателя, в который вставлен излучатель, причем оптический барьер излучателя, сформированный в корпусе излучателя, блокирует по меньшей мере часть луча первого светового излучения; и блок оптического приемника, имеющий корпус приемника и канал приемника, в который вставлен приемник, причем оптический барьер приемника сформирован в корпусе приемника.
Данный способ применяется в области электроснабжения устройств электроустановок потребителей напряжением до 1000 В, в области защиты электрооборудования, а именно для предупреждения о перегреве нулевого силового соединения.

Изобретение относится к способам проведения автоматического мониторинга с помощью беспилотных воздушных судов. Экспресс-способ автоматического распознания пламени с борта беспилотного воздушного судна основывается на разработанной математической модели, реализованной в программном коде анализирующей информацию с цифровой видеокамеры и обнаруживающей пламя в автоматическом режиме без участия человека.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным устройствам систем безопасности. Технический результат - повышение эффективности защиты технологического оборудования от аварийных ситуаций путем увеличения быстродействия и надежности срабатывания системы.

Предлагаемый способ и система относятся к области пожарной безопасности и могут быть использованы для постоянного наземного мониторинга лесных массивов и населенных пунктов в местах, где развернута система сотовой связи.

Изобретение относится к средствам контроля за предпожарными и пожарными ситуациями на судах. Технический результат заключается в сокращении времени обнаружения и повышении достоверности обнаружения пожара.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для взрывозащиты технологического оборудования. Взрывозащитный клапан с системой оповещения аварийной ситуации содержит корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы, футерованный грузовой затвор, подвижно соединенный с корпусом клапана.

Изобретение относится к способам обеспечения пожарной безопасности в помещениях пожароопасных объектов, содержащих тепловыделяющее оборудование и может быть использовано в судостроении в судовых системах пожарной и температурно-тревожной сигнализации для обнаружения пожаров на начальных этапах их развития.

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к сигнализаторам повышения температуры, и может быть использовано для обнаружения возгораний, в том числе и в двигательных отсеках летательных аппаратов.

Устройство может быть использовано при возгорании энергоносителя в топливном баке без остановки транспортного средства. Содержит: держатель, механизм крепления, поворотный механизм, дополнительные топливные элементы, механизм отбрасывания и блок управления. Держатель представляет собой рамную пространственную конструкцию L-образного сечения, в которой размещен и закреплен ленточными хомутами топливный бак. Нижние подпружиненные концы хомутов фиксируют электромагнитными замками. К низу лонжерона прикреплен кронштейн с модулем поворотного механизма, а к концам продольных балок нижней рамы держателя - кронштейн с модулем механизма отбрасывания. В модули помещены свернутые мягкие оболочки (подушки) с пиропатронами и газогенераторами внутри. Вертикальная рама держателя спереди по ходу движения сопряжена с лонжероном универсальным шарниром, а сзади зафиксирована электромагнитным замком. На концы топливопроводов перед вводом в бак установлены отсечные клапаны и надеты мягкие топливные трубки. Блок управления размещен в кабине и включен в бортовую сеть транспортного средства. Для отбрасывания горящего бака водитель переключает электромагнитный топливный кран на дополнительный бак и замыкает цепь электромагнитного замка крепления держателя. Держатель под действием силы тяжести поворачивается вокруг горизонтальной оси шарнира в вертикальной плоскости и замыкает электрическую цепь механизма поворота. Срабатывает пиропатрон газогенератора поворотного механизма, оболочка заполняется сжатым газом, развертывается, толкает держатель, разворачивает его вокруг вертикальной оси шарнира в горизонтальной плоскости на расчетный угол и замыкает цепь механизма крепления. Электромагнитные замки освобождают хомуты крепления и замыкают цепь газогенератора механизма отбрасывания. Его оболочка заполняется сжатым газом, расправляется, толкает горящий топливный бак и отбрасывает его в сторону на безопасное расстояние. Мягкие винтообразные трубки срываются с топливопроводов, отсечные клапаны перекрывают вытекание топлива. 10 ил.
Наверх