Клапан прямоточный, трехпозиционный с кулачковым приводом

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для управления потоком текущей среды в трубопроводах и быстроразъемных соединениях труб. Клапан содержит трубчатый корпус 1 с седлом 2 и затвором 3 с пружиной 4 и ползуном 5, размещенными в камере 6 с крышкой 7 внутри затвора 3. Наружная поверхность затвора 3 образована продольными ребрами 8, между которыми имеются каналы 9 для прохода жидкости. Механический привод затвора содержит кулачковый вал 10 с кулачками 11, закрепленными на охватывающей вал втулке 12, фиксируемый на нем с помощью штифта 13 и ручки управления 14, закрепленной в радиальном отверстии 15 кулачкового вала 10 на его конце, выходящем наружу из корпуса 1. Камера 6 в затворе может снабжаться упором 16 для ползуна 5. Кулачки 11 могут иметь плоские вершины 17. Ползун 5 может выполняться со штоком 18, выходящим на торец затвора 3 через отверстие с кольцевым уплотнением 19, поджатым к затвору 3 пружиной 4. Такие же кольцевые уплотнения 19 с пружинами 20, опертыми на втулку 12, могут устанавливаться на конусы кулачкового вала 10 для герметизации его стыка с корпусом 1. Конструкция клапана отличается уменьшенными массо-габаритными показателями, повышенной надежностью и теплостойкостью, а также дополнительными функциями. 7 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к трубопроводной аппаратуре и предназначено для управления потоком текучей среды в трубопроводах и быстроразъемных трубопроводных соединениях (БРС).

Известны прямоточные клапаны, содержащие трубчатый корпус с седлом и затвором с механическим приводом управления затвора от входящего в корпус вала через зубчатую передачу (см. RU 2234018 и RU 2455543).

Недостатками указанных клапанов являются большие массогабаритные показатели и издержки производства, связанные со сложной конструкцией корпуса и дополнительных деталей, центрирующих затвор в корпусе, а также отсутствие фиксации затвора в закрытом и открытом положениях. Кроме того, они не могут выполнять дополнительную функцию обратного клапана, для которой необходимы пружины на затворах.

Известны прямоточные клапаны, содержащие корпус с седлом и подпружиненный затвор, широко применяемые в БРС (см. RU 2170873 и в книге О.Ф. Никитин, К.М. Холин «Объемные гидравлические и пневматические приводы» рис. 6.25 стр. 164. - М.: Машиностроение, 1981 г.)

Недостатком таких клапанов являются значительные массогабаритные показатели из-за наличия опорных элементов затворов и пружин и возможность привода затвора только из выходного отверстия корпуса, что не позволяет управлять клапанами после стыковки БРС для перекрытия потока жидкости по трубопроводу и затрудняет стыковку трубопроводов при наличии в них давления жидкости.

Наиболее близким к заявленному изобретению по технической сущности является клапан прямоточный с двумя седлами и подпружиненными затворами с механическим приводом управления с помощью кулачкового вала, выходящего наружу из корпуса (см. RU 2184295 и в книге Г.А. Никитин, А.А. Комаров «Распределительные и регулирующие устройства гидросистем» рис. 55 стр. 106. - М.: Машиностроение, 1965 г.).

Особенностью этого клапана является возможность управления от одного кулачкового вала двумя затворами, что расширяет его функциональные возможности.

Недостатки прототипа:

1. Высокие массогабаритные показатели, вызванные сложной конфигурацией корпуса и наличием у него крышек для удержания и управления затворов, пружин и опор кулачкового вала.

2. Недостаточная надежность из-за отсутствия фиксации клапанов в открытом положении в условиях вибраций корпуса, т.к. повороту кулачкового вала из открытого положения в закрытое мешает только сила трения на кулачке.

3. Невозможность повышения надежности и теплостойкости клапана без увеличения габаритов применением уплотнений с пружинным поджимом.

4. Недопустимость применения в БРС из-за увеличения объема жидкости, вытекающего при расстыковке БРС.

Техническая проблема, поставленная в настоящем изобретении, заключается в сохранении преимуществ прототипа при устранении указанных его недостатков путем применения в качестве опоры затвора его оребреной поверхности с каналами между ребер для протока жидкости, выполнения опоры пружины на кулачковый вал через ползун, управляющий положением одного или двух затворов, и использование съемных кулачков на кулачковом валу, а также применением уплотнений с пружинным поджимом.

Технический результат состоит в уменьшении массогабаритных показателей и издержек производства, повышении надежности и теплостойкости, а также расширении функциональных возможностей по числу рабочих позиций и применению в БРС.

Сущность изобретения состоит в том, что клапан прямоточный трехпозиционный с кулачковым приводом содержит трубчатый корпус с седлом и подпружиненным затвором с механическим приводом с помощью кулачкового вала, выходящего наружу из корпуса к управляющей ручке через кольцевые уплотнения перпендикулярно оси корпуса. Согласно изобретению, наружная поверхность затвора образована продольными ребрами, а внутри затвора выполнена снабженная крышкой камера, в которой расположен кулачковый вал и пружина затвора, опертая через ползун на кулачок этого вала.

В частных случаях реализации:

- ползун размещен в камере затвора с возможностью упора в ее торец в закрытом положении клапана;

- кулачок кулачкового вала выполнен съемным с возможностью неподвижной фиксации на валу через охватывающую вал втулку, например с помощью штифта;

- кулачковый вал выполнен с двумя оппозитно расположенными кулачками, а ползун снабжен штоком, выходящим на торец затвора клапана через отверстие с кольцевым уплотнением;

- кольцевые уплотнения кулачкового вала и штока ползуна снабжены пружинами осевого поджима;

- пружина затвора клапана оперта на кольцевое уплотнение штока ползуна;

- вершина кулачка выполнена плоской;

- ручка управления кулачковым валом закреплена в радиальном отверстии на его конце с возможностью поворота вокруг оси этого отверстия и выполнена из пружинной проволоки.

На фиг. 1 представлена конструкция клапана в первой позиции кулачкового вала с функцией обратного клапана.

На фиг. 2 - разрез по А-А по фиг. 1.

На фиг. 3 - разрез по Б-Б по фиг. 1.

На фиг. 4 - состояние деталей в процессе сборки клапана.

На фиг. 5 - клапан во второй позиции кулачкового вала с функцией открытого состояния.

На фиг. 6 - клапан в третьей позиции кулачкового вала с функцией закрытого состояния.

На фиг. 7 - конструкция клапана для БРС в позиции закрытого состояния.

На фиг. 8 - клапан на фиг. 7 в позиции открытого состояния.

Клапан содержит трубчатый корпус 1 с седлом 2 и затвором 3 с пружиной 4 и ползуном 5, размещенных в камере 6 с крышкой 7 внутри затвора 3. Наружная поверхность затвора 3 образована продольными ребрами 8, между которыми имеются каналы 9 для протока жидкости. Механический привод затвора содержит кулачковый вал 10 с кулачками 11, закрепленными на охватывающей вал втулке 12, фиксируемой на нем с помощью штифта 13, и ручки управления 14, закрепленной в радиальном отверстии 15 кулачкового вала 10 на его конце, выходящем наружу из корпуса 1. Камера 6 в затворе 3 может снабжаться упором 16 для ползуна 5. Кулачки 11 могут иметь плоские вершины 17 (фиг. 3). Ползун 5 может выполняться со штоком 18 (фиг. 7), выходящим на торец затвора 3 через отверстия с кольцевым уплотнением 19, поджатым к затвору 3 пружиной 4. Такие же кольцевые уплотнения 19 с пружинами 20, опертыми на втулку 12, могут устанавливаться на концы кулачкового вала 10 для герметизации его стыка с корпусом 1 (фиг. 2).

В случае использования клапана в БРС (фиг. 7, 8) шток 18 может упираться в затвор 21, пристыкованного к корпусу 1 клапана 22.

Сборка деталей клапана в корпусе 1 (фиг. 4) производится с помощью оправки 23, заменяющей кулачковый вал 10 до момента установки затвора 3 в корпус 1 до упора в седло так, что оправка 23 располагается против кольцевых уплотнений 19.

После этого оправка 23 выдавливается из втулки 12 кулачковым валом 10, а втулка 12 фиксируется на валу 10 с помощью штифта 13. Затем на затвор 3 устанавливается крышка 7.

Съемность кулачка 11 вместе со втулкой 12 с кулачкового вала 10 обеспечивает установку его в корпус 1 через минимальные отверстия с кольцевыми уплотнениями 19 без обычно используемых крышек с дополнительными уплотнениями, что существенно снижает габариты корпуса 1. Применение в стыках кулачкового вала 10 с корпусом 1 кольцевых уплотнений 19 с пружинами 20 осевого поджима обеспечивает клапану повышенные надежность и теплостойкость, т.к. упругие свойства таких пружин мало зависят от времени хранения и температуры. Выполнение опоры пружины 4 на кольцевое уплотнение 19 на штоке 18 позволяет ее использовать одновременно для поджима этого кольца и затвора 3, что сокращает число деталей клапана и издержки его производства. Выполнение ручки управления 14 из пружинной проволоки, проходящей через радиальное отверстие 15 на конце кулачкового вала 10, обеспечивает возможность ее поворота вокруг оси этого отверстия на 90° или 180° от вертикального положения, что снижает радиальный габарит клапана. Фиксация ручки 14 в отверстии 15 кулачкового вала 10 осуществляется благодаря тому, что ручка 14 из пружинной проволоки перед монтажом в цилиндрическое отверстие имеет начальный изгиб, который выпрямляется после монтажа и создает силы прижима в зоне контакта, фиксирующие положение ручки. При повороте ручки управления 14 на 180° она дополнительно фиксирует положение позиции «закрыто» кулачкового вала 10 за счет касания своими концами корпуса 1.

Клапан работает следующим образом. В первой позиции (фиг. 1, 3) кулачкового вала 10 его кулачек 11 и ручка управления 14 ориентированы поперек оси корпуса 1. При этом пружина 4 герметично прижимает затвор 3 к своему седлу 2, а ползун 5 - к втулке 12. В случае превышения давления жидкости со стороны седла 2 над давлением со стороны кулачкового вала 10, затвор 3 отжимается от седла 2 и перемещается к кулачку 11 до контакта его упора 16 в ползун 5, обеспечивая пропуск жидкости вокруг затвора 3. В случае обратного перепада давления клапан герметичен, т.к. затвор дополнительно прижимается к седлу, т.е. работает в режиме обратного клапана.

Во второй позиции кулачкового вала 10 (фиг. 5), которую он занимает после поворота ручки управления 14 на 90° так, что кулачек 11 обращен к крышке 7, клапан постоянно открыт, т.к. затвор 3 удерживается кулачком на максимально удаленном от седла 2 расстоянии. При этом плоская вершина 17 кулачка 11 надежно фиксирует кулачковый вал 10, т.к. поворот этого вала в начале его хода сопровождается дополнительным поджимом пружины 4.

В третьей позиции кулачкового вала 10 (фиг. 6), которую он занимает после поворота ручки управления 14 из позиции два на 180°, кулачек 11 через ползун 5, упирающийся в упор 16, поджимает затвор 3 к седлу 2, препятствуя его отжиму даже при перепаде давления на затворе 3 со стороны седла 2. В случае комплектации клапана вторым, оппозитно установленным кулачком и штоком 18 для использования клапана в БРС (фиг. 7) при ориентировании ручки управления 14 и кулачков 11 поперек оси корпуса 1 клапан закрыт за счет поджима затвора 3 к седлу 2 пружиной 4, а его шток 18 не выступает за торец затвора 3 и не открывает затвор 21 пристыкованного клапана 22. При повороте ручки управления 14 на 90° (фиг. 8) один из кулачков 11, упираясь в крышку 7, отводит затвор 3 от седла 2, преодолевая усилие пружины 4. При этом второй кулачек 11 перемещает ползун 5 со штоком 18 за пределы торца корпуса 1 и, упираясь в затвор 21 пристыкованного клапана 22, открывает и этот клапан. При последующем повороте ручки управления на 90° пружина 4 восстанавливает исходное положение затвора 3 и штока 18. Применения клапана в БРС обеспечивает получение минимального объема потери жидкости при расстыковке и возможность перекрывать поток жидкости в состыкованном положении клапанов БРС, т.е. выполнять дополнительную функцию. Из вышеизложенного следует, что предложенная конструкция клапана отличается от прототипа существенно уменьшенными массо-габаритными показателями и издержками производства, повышенными показателями по надежности и термостойкости, а также дополнительными функциями.

1. Клапан прямоточный, трехпозиционный с кулачковым приводом, содержащий трубчатый корпус с седлом и подпружиненным затвором с механическим приводом с помощью кулачкового вала, выходящего наружу из корпуса к управляющей ручке через кольцевое уплотнение перпендикулярно оси корпуса, отличающийся тем, что наружная поверхность затвора образована продольными ребрами, а внутри затвора выполнена снабженная крышкой камера, в которой расположены кулачковый вал и пружина затвора, опертая через ползун на кулачок этого вала.

2. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что ползун размещен в камере затвора с возможностью упора в ее торец в закрытом положении клапана.

3. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что кулачок кулачкового вала выполнен съемным с возможностью неподвижной фиксации на валу через охватывающую вал втулку, например, с помощью штифта.

4. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что кулачковый вал выполнен с двумя оппозитно расположенными кулачками, а ползун снабжен штоком, выходящим на торец затвора клапана через отверстие с кольцевым уплотнением.

5. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что кольцевые уплотнения кулачкового вала и штока ползуна снабжены пружинами осевого поджима.

6. Клапан по п. 4, отличающийся тем, что пружина затвора клапана оперта на кольцевое уплотнение штока ползуна.

7. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что вершина кулачка выполнена полоской.

8. Клапан по п. 1, отличающееся тем, что ручка управления кулачковым валом закреплена в радиальном отверстии на его конце с возможностью поворота вокруг оси этого отверстия и выполнена из пружинной проволоки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к запорно-регулирующей трубопроводной арматуре. В полуавтоматическом шаровом криогенным кране, содержащем цилиндрический корпус с фланцами для крепления к трубопроводу, с горизонтальными входным и выходным отверстиями, вертикальным отводом с отверстием для прохода штока, основание под седла, выполненные из фторопласта, расположенным в центре корпуса на пересечении осей симметрии горизонтальных входного и выходного отверстий и отверстия для прохода штока, шаровую пробку с горизонтальным отверстием, установленную в седлах, опирающихся на основание, к которой жестко прикреплен шток с рукояткой, для его фиксации в открытом состоянии к корпусу через кронштейн прикреплен электромагнит с возможностью взаимодействия с металлической пластиной, установленной вертикально на нижней поверхности рукоятки, а для его закрытия между корпусом и рукояткой размещена возвращающая пружина, одним концом зафиксированная в верхней части корпуса на отводе для прохода штока, а другим концом закрепленная посредством фиксатора на рукоятке, причем фиксатор расположен перед металлической пластиной.

Настоящее изобретение относится к набору приводных устройств для приведения в действие клапана (3), в котором использован по меньшей мере один привод (5а, 5b), содержащий цилиндр (29), поршень (35), стопоры (37), по меньшей мере одну нижнюю часть (38) цилиндра, закрывающую в осевом направлении открытую сторону цилиндра и имеющую внешние выемки (47), выполненные с возможностью приема стопоров, выступающая область которых при этом взаимодействует с канавкой (31) цилиндра, и съемные крепежные средства (41), управляемый источником питания (7), посредством зубчатой рейки (9), зацепляющейся с поворотной эллиптической шестерней (11), соединенной с муфтой (13), так что одна из них передает крутящий момент на другую.

Изобретение относится к клапану для регулирования потока газовой и/или жидкой текучей среды, в частности к распознаванию и определению износа клапана. Управляющий блок (16) для клапанной системы, при этом клапанный управляющий блок предназначен для управления исполнительным механизмом (14) так, что он выполняет первое количество клапанных циклов, для считывания первого сигнала с датчика (15) после выполнения первых клапанных циклов и для обработки его для образования первого измерительного значения положения клапанного элемента (1, 2, 3), для управления исполнительным механизмом (14) после считывания первого сигнала так, что он выполняет второе количество клапанных циклов, для считывания второго сигнала с датчика (15) после выполнения вторых клапанных циклов и для обработки его для образования второго измерительного значения положения конструктивного элемента (1, 2, 3), для определения состояния старения на основании первого и второго измерительных значений и второго количества клапанных циклов, для сравнения с заданным предельным значением и для выдачи заданного выходного сигнала в виде функции сравнения.

Раздаточная система для напитков содержит контейнер для текучей среды, имеющий отверстие, выполненное на его нижней поверхности, первый элемент, расположенный в контакте с нижней поверхностью вокруг отверстия, и второй элемент, выполненный с возможностью нахождения в контакте с первым элементом с обеспечением непроницаемого для текучей среды закрытого соединения и содержащий магнитный материал.

Способ дистанционного управления пневмоприводным краном магистрального трубопровода применим к области автоматизации управления пневмоприводами охранных или запорных кранов, устанавливаемых на магистральных трубопроводах.

Задвижка // 2681057
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения, в частности, к трубопроводной запорной арматуре. Задвижка содержит два полукорпуса (1, 2).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Устройство для управления дроссельной заслонкой (1) с помощью серводвигателя (2) содержит по меньшей мере одно приспособление для термической развязки, расположенное между дроссельной заслонкой (1) и серводвигателем (2).

Клапанное переключающее устройство, предназначенное для ввода в насосно-компрессорную колонну или встроенное в насосно-компрессорную колонну, содержит внешний корпус, внутреннюю добывающую трубу, управляющую часть, реагирующую на внешнее давление для открытия канала активирования при давлении, превышающем предварительно заданное давление, силовую часть, чувствительную к давлению в канале активирования для открытия нагнетательного отверстия; перепускной клапан, чувствительный к давлению в нагнетательном отверстии, служащий для открытия перепускного канала, обеспечивающего гидравлическое сообщение от внешней стороны внешнего корпуса в направлении внутрь внутренней добывающей трубы.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и, в частности, к электроприводу с червячной передачей, который может быть использован для управления дроссельными агрегатами.

Настоящее изобретение относится к бытовому прибору с электромагнитным клапаном, содержащим мембрану. Бытовой прибор (100) с электромагнитным клапаном (101) для управления интенсивностью потока или давлением в напорном трубопроводе включает в себя мембрану (103) с отверстием (105) для предварительного регулирования, управляющую цапфу (107) с уплотнительной головкой (115), служащую для запирания отверстия (105) для предварительного регулирования, и пружинное устройство (109) для силового воздействия на управляющую цапфу (107).

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения, в частности к системам управления. Клапан для управления потоком текучей среды содержит внутреннюю втулку с управляющей поверхностью и среднюю втулку.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения, в частности к системам управления. Клапан для управления потоком текучей среды содержит внутреннюю втулку с управляющей поверхностью и среднюю втулку.

Кран эксцентриковый, предназначенный для управления потоками жидкости в трубопроводах. Содержит корпус, патрубки, приводной вал, седло, запорный орган с рычагом, кулачок-толкатель и копир.

Комбинированный уравнительный и регулирующий клапан, выполненный с возможностью его использования в жидкостной системе, содержит камеру, охватывающую затвор (6, 10, 16, 15), посадочное место (13) и регулировочные средства (20-28) для регулирования расстояния разделительного промежутка между затвором (6, 10, 16, 15) и посадочным местом (13), отслеживающие средства для отслеживания расхода текучей среды, протекающей через указанный промежуток.

Изобретение относится к арматуростроению. Кран для среды под давлением снабжен, при необходимости, встроенным редуктором давления, и содержит корпус (1), включающий трубопровод (2) среды, имеющий входной конец (3), предназначенный для соединения с резервуаром среды под давлением, и выходной конец (4), предназначенный для соединения с аппаратом пользователя.

Группа изобретений относится к арматуростроению и предназначена для использования в качестве регулирующего клапана на трубопроводах. Регулирующий клапан содержит стенку, которая образует камеру, содержащую впускной конец (8), средний участок (48) и выпускной конец (46), расположенные на одной оси, седло (16) клапана и клапанный плунжер (4, 21, 20, 19, 11).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к арматуре-строению, и может быть использовано для управления потоками жидких и газообразных сред в трубопроводах.

Изобретение относится к холодильной установке. .

Изобретение относится к области ядерной энергетики, предназначено для герметичного перекрытия проемов в защитной оболочке при перемещении персонала и грузов и может быть использовано в аварийных ситуациях на АЭС.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к многоходовым кранам, и предназначено для изменения направления потока среды в пневмогидравлической системе, в частности при необходимости отключения от системы для ремонта или демонтажа одного предохранительного клапана и одновременного подключения к системе без остановки рабочего процесса другого предохранительного клапана.

Клапан содержит: множество сегментов, соединенных встык с окружением центрального пространства, причем каждый сегмент имеет первый и второй проходящие в окружном направлении выступы, выступающие в направлении центрального пространства; тело клапана, расположенное в центральном пространстве, причем внешняя поверхность тела клапана обращена к сегментам, а его внутренняя поверхность задает отверстие, проходящее через него, причем первый и второй проходящие в окружном направлении выступы выполнены с возможностью сопряжения с внешней поверхностью тела клапана для его фиксации в центральном пространстве; закрывающий элемент, расположенный в указанном отверстии, причем закрывающий элемент выполнен с возможностью перемещения между открытым и закрытым положениями; стержень, прикрепленный к закрывающему элементу для перемещения закрывающего элемента между открытым и закрытым положениями; и первый и второй соединительные элементы, расположенные на противоположных концах по меньшей мере двух сегментов для соединения указанных сегментов встык.
Наверх