Способ повышения ударной вязкости металлов



Способ повышения ударной вязкости металлов
Способ повышения ударной вязкости металлов
Способ повышения ударной вязкости металлов
C21D1/04 - Изменение физической структуры черных металлов; устройства общего назначения для термообработки черных или цветных металлов или сплавов; придание ковкости металлам путем обезуглероживания, отпуска или других видов обработки (цементация диффузионными способами C23C; поверхностная обработка металлов, включающая по крайней мере один процесс, предусмотренный в классе C23, и по крайней мере другой процесс, охватываемый этим подклассом, C23F 17/00; однонаправленное отвердевание эвтектики или однонаправленное разделение эвтектик C30B)

Владельцы патента RU 2695392:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва" (RU)

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано для восстановления и упрочнения деталей. Для повышения эксплуатационной стойкости изделий в индуктор устанавливают изделие, в котором образовались усталостные трещины, с помощью стяжных колец. В зависимости от материала задается величина прохождения токов. После установки изделия в индукторе начинают наводить ток, причем вихревые токи имеют перпендикулярное направление относительно трещин. В результате прохождения тока наиболее нагреваемой точкой является вершина трещины, соответственно, она наибольшим образом подвергается микрорасплавлению и «запеканию». 3 ил.

 

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано для восстановления и упрочнения деталей.

На долговечность деталей в основном влияют их дефекты, в том числе технологические, которые в свою очередь снижают такую важную характеристику любого материала, как ударная вязкость. Именно она является основным показателем способности материала поглощать механическую энергию в процессе деформации и разрушения под действием ударной нагрузки. Дефекты, возникающие в процессе работы деталей в конструкции могут привести к возникновению и развитию усталостных трещин. Дефекты сплошности напрямую снижают усталостную прочность материала и долговечность деталей, снижая прочность и ресурс машин, а значит и ударную вязкость.

Известен способ упрочнения индукционной наплавкой деталей (патент РФ на изобретение №2138377, МПК В23K 13/01, B22D 19/00, опубл. 27.09.1999), включающий нанесение углублений на рабочие поверхности, заполнение их армирующим материалом и последующее нанесение на поверхность деталей порошковой шихты, при этом углубления армируют гранулированным сплавом карбидов вольфрама, а в качестве порошковой шихты используют смесь, включающую 80% кобальтового сплава и 20% боросодержащего флюса, при этом толщина слоя шихты составляет 2-3 мм при следующем соотношении сплава карбидов вольфрама и порошковой шихты, мас. %: Сплав карбидов вольфрама - 40-60, Порошковая шихта - 60-40.

Недостатком этого способа является использование дополнительных порошковых смесей и сплавов, которые наплавляются на нанесенные в детали углубления, т.е. способ больше служит для упрочнения деталей, работающих в абразиве в режимах ударов или больших динамических нагрузок, что не может подходить для деталей, служащих для других целей, и нуждающихся в сохранении поверхности без лишних шероховатостей и неровностей.

Наиболее близким аналогом является способ обработки изделий (патент РФ на изобретение №2068003, МПК C21D 1/04, C21D 7/06, опубл. 20.10.1996), включающий охлаждение в жидком азоте, причем, с целью повышения эксплуатационной стойкости, после охлаждения изделие дополнительно подвергают обработке магнитным периодическим полем напряженностью менее 106 А/м.

Недостатком описанного способа является практическое отсутствие эффекта упрочнения для хорошо закаленного изделия, а также необходимость использования жидкого азота, который требует определенных условий для хранения.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение эксплуатационной стойкости изделий.

Поставленная задача решается за счет того, что способ повышения ударной вязкости металлов, включающий воздействие на обрабатываемую поверхность изделий производят импульсным магнитным полем, причем наведенные в изделии вихревые токи имеют перпендикулярное, образовавшимся усталостным трещинам на поверхности изделия, направление, а величина вихревых токов при воздействии на трещины имеет значение, обеспечивающее микрорасплавление металла в вершинах этих трещин.

Воздействие импульсным магнитным полем (ИМП) с наведенными в изделии вихревыми токами перпендикулярными трещинам позволяет свести к минимуму дальнейшее развитие этих трещин, что прямо влияет на эксплуатационную стойкость изделия.

Величина вихревых токов должна быть регулируема таким образом, чтобы обеспечивать только микрорасплавление металла в вершинах трещин. Если силы токов будут слишком велики, то может произойти общий перегрев образца, а радиальные электродинамические силы могут привести к общему разрушению изделия.

Устройство для реализации способа представлено следующими чертежами:

- на фиг. 1 изображен разрез вида спереди схемы устройства для реализации способа;

- на фиг. 2 изображен разрез вида слева схемы устройства для реализации способа;

- на фиг. 3 показано движение вихревых токов в районе трещины.

Устройство содержит индуктор 1, подключенный к магнитно-импульсной установке (МИУ) и содержащий токопровод 2, стяжные кольца 3 и изделие 4.

Реализацию способа осуществляют в изобретении следующим образом.

В индуктор 1 устанавливают изделие 4, в котором образовались усталостные трещины, с помощью стяжных колец 3. В зависимости от материала задается величина прохождения токов. После установки изделия 4 в индукторе 1 начинают наводить ток, причем вихревые токи имеют перпендикулярное направление относительно трещин. В результате прохождения тока наиболее нагреваемой точкой является вершина трещины, соответственно она наибольшим образом подвергается микрорасплавлению и «запеканию». Для материала марки 30ХГСА наиболее подходящим для цели повышения ударной вязкости и «запекания» трещин является ток, величина которого составляет 84-100 кА, а для материала АМГ6 от 20 кА до 40 кА.

Способ восстановления деталей с поверхностными трещинами, включающий воздействие на обрабатываемую поверхность изделий магнитным полем, отличающийся тем, что воздействие производят импульсным магнитным полем, при этом изделие зажимают стяжными кольцами в индукторе таким образом, чтобы вихревые токи имели перпендикулярное направление образовавшимся усталостным трещинам на поверхности изделия, а величина вихревых токов при воздействии на трещины имеет значение от 20 кА до 100 кА.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу термической обработки неметаллического или металлического изделия. Способ содержит по меньшей мере один этап A) теплопереноса между указанным изделием и жидким теплоносителем A’, содержащим жидкую среду и наночастицы, и по меньшей мере один этап B) теплопереноса между изделием и жидким теплоносителем B’, содержащим жидкую среду и наночастицы.

Изобретение относится к способу термической обработки неметаллического или металлического изделия. Способ содержит по меньшей мере один этап A) теплопереноса между изделием и жидким теплоносителем A’, содержащим жидкую среду и наночастицы, имеющие размер в поперечном направлении между 26 и 50 мкм.

Изобретение относится к способу упрочнения твердого сплава и может найти применение в машиностроении при изготовлении изделий порошковой металлургии из твердых сплавов, применяемом для холодной и горячей механической обработки металлов и сплавов, например, резанием.

Изобретение относится к способу лазерного отжига неметаллических материалов и может быть использовано для обработки полупроводниковых, керамических и стеклообразных материалов.

Изобретение относится к способу формирования коррозионно-устойчивого слоя на поверхности магниевых деформируемых сплавов , в частности ультрамелкозернистых (далее УМЗ) и крупнозернистых (далее КЗ) магниевых сплавов системы Mg-Al.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к поверхностной непрерывно последовательной скоростной закалке зубчатых колес, валов и валков, шкивов, кулачков, захватов и др.

Изобретение относится к области металлургии. Для получения равномерной закалки и исключения деформации, вызванной различными скоростями охлаждения, способ газовой закалки стальных заготовок включает первый этап охлаждения в интервале температур (t1-t2), на котором заготовку подвергают быстрому охлаждению посредством принудительной циркуляции охлаждающего газа, второй этап (t2-t3), на котором циркуляцию охлаждающего газа прекращают и давление внутри печи снижают для обеспечения теплоизоляции, и третий этап (начиная с температуры t3), на котором заготовку охлаждают посредством принудительной циркуляции охлаждающего газа, при этом давление повышают.

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано, в частности, при закалке режущего инструмента из низкоуглеродистых борсодержащих сталей.

Изобретение относится к металлургии. Стальной лист следующего химического состава, мас.
Изобретение относится к области обработки сортового горячекатаного проката и может быть использовано при изготовлении из него высокопрочных длинномерных крепежных изделий.

Изобретение относится к способу ремонта эксплуатационных повреждений поверхности катания головки железнодорожного рельса и применяется для ремонта железнодорожного рельса, уложенного на путях движения железнодорожного транспорта, трамваев, поездов метрополитена и на подкрановых путях.

Изобретение относится к способу ремонта конструктивного элемента (4) с трещинами. Осуществляют оплавление по меньшей мере одной трещины (7, 7’, 7’’, …) конструктивного элемента (4) сварочным лучом (13).

Изобретение относится к способу ремонта отливки. На ремонтируемом дефекте осуществляют разделку кромок под сварку.

Изобретение может быть использовано для наплавки алюминиевых деталей турбомашины посредством сварочного оборудования MIG, например, при ремонте картера удержания. Наплавку осуществляют с использованием проволоки присадочного металла из алюминиевого сплава, состав которого идентичен составу алюминиевого сплава наплавляемой детали с получением валиков большого сечения.

Изобретение относится к способу удаления царапин и сколов с лакокрасочного покрытия автомобиля. Осуществляют пескоструйную обработку абразивом внутренних поверхностей царапины или скола.

Изобретение относится к герметизации трещины в стенке бассейна атомной электростанции, а именно способу герметизации шва и мобильному роботу, оснащенному размотчиком клейкой ленты, который содержит головку, прижимающую клейкую ленту к стенке.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте сварных швов, литья, проката, а также найти применение в ракетно-космической, авиационной промышленности и в других отраслях, где требуется сварочный ремонт тонкостенных конструкций.

Группа изобретений относится к ремонту широкого класса конструкций, содержащих элементы и узлы с дефектами, например, на трубопроводах, корпусах машиностроительных конструкций и строительных сооружений, транспортных средств, газгольдеров и на других телах.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при формировании износостойкого покрытия на поверхностях деталей с подачей ремонтно-восстановительных составов на поверхность и последующим пластическим деформированием с помощью безабразивной ультразвуковой финишной обработки.

Изобретение относится к способу восстановления изделий из титановых сплавов с помощью лазерной наплавки и может быть использовано в машиностроительных отраслях для восстановления изношенных деталей, «залечивания» трещин в деталях, работающих на усталость и износ.
Наверх