Подводная лодка с электрогидравлической пусковой установкой

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а именно к устройству подводных лодок. Подводная лодка с электрогидравлической пусковой установкой включает наружный корпус, основной корпус и электрогидравлическую пусковую установку, включающую, как минимум, одну пусковую трубу, импульсную цистерну, установленную в забортном пространстве между корпусами, с лопастным насосом, входом для поступления воды из забортного пространства и выходом, связанным с пусковой трубой, и электродвигатель насоса. Электродвигатель насоса установлен внутри основного корпуса подводной лодки и связан с лопастным насосом импульсной цистерны с помощью вала. При этом место прохода вала через основной корпус снабжено уплотнительным устройством с отключаемым статическим уплотнением, выполненным с возможностью полной герметизации основного корпуса, и, как минимум, одним уплотнительным устройством с динамическим уплотнением вала, выполненным с возможностью создания низкого момента сопротивления вращению вала при отключении статического уплотнения. Достигается снижение шумности и улучшение эксплуатационных характеристик подводной лодки. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а именно к устройству подводных лодок.

Известна подводная лодка с гидравлическими торпедными аппаратами (патент РФ №2324620, д.публ. 20.05.2008 г.), содержащая прочный корпус, легкий корпус, систему воздуха высокого давления, систему заполнения-осушения торпедного аппарата с передними и задними клапанами осушения, клапанами вентиляции и трубопроводами. Гидравлические торпедные аппараты установлены своей казенной частью внутри прочного корпуса, а передней частью, имеющей кингстон, - в импульсной цистерне, расположенной между прочным и легким корпусами. По меньшей мере, два гидравлических торпедных аппарата объединены в модуль на переборочной плите, вваренной в прочный корпус подводной лодки и имеющей отверстия для присоединения вне прочного корпуса трубопроводов системы заполнения-осушения торпедного аппарата с установленными на внутренней стороне плиты передними и задними клапанами осушения торпедного аппарата, связанными трубопроводом с системой заполнения-осушения торпедного аппарата. Кроме этого с внешней стороны плиты горловиной большого сечения подсоединен боевой баллон, соединенный с боевым клапаном, установленным с внутренней стороны плиты и связанным трубопроводом с турбонасосом. Противоположная сторона боевого баллона имеет трубопроводы его наполнения и продувания, связанные установленными на внутренней стороне плиты клапаном продувания и клапаном наполнения боевого баллона, связанным трубопроводом с корабельной системой воздуха высокого давления.

Основным недостатком является использование в качестве источника энергии воздуха высокого давления, по следующим причинам:

- процессы истечения воздуха из боевого баллона при выстреле и наполнения боевого баллона при перезарядке характеризуются высокой шумностью, что является фактором, демаскирующим стреляющую подводную лодку;

- при стрельбе большое количество воздуха сбрасывается в отсек подводной лодки, что приводит к росту давления и падению температуры в отсеке и представляет опасность для личного состава и оборудования. При этом использование эффективных глушителей или ресиверов невозможно, поскольку это вызовет рост давления на выходе из турбины и приведет к падению мощности. По этой же причине невозможно обеспечить выпуск технических средств из пусковой трубы на малой скорости, т.к. потребуется длительная работа турбины, что приведет к еще большему количеству воздуха, сбрасываемого в отсек;

- высокая сложность регулирования скорости выстрела изделий -требуется разработка специализированной быстродействующей пневмоаппаратуры большого проходного сечения и ее настройка.

Известно морское судно, например, подводная лодка, (заявка US №2005/0051076, д.опубл. 03.10.2005 г.), принятое за прототип и содержащее наружный легкий корпус, внутренний прочный корпус и пусковую установку, имеющую как минимум одну пусковую трубу, импульсную цистерну для жидкости, установленную в в забортном пространстве между легким и прочным корпусами. Импульсная цистерна для жидкости имеет входное отверстие для поступления воды в импульсную цистерну и выход, соединяемый с пусковой трубой, и лопастной насос с электродвигателем внутри импульсной цистерны для сжатия жидкости в импульсной цистерне, чтобы направить жидкость под давлением в пусковую трубу через выход импульсной цистерны для запуска полезной нагрузки из пусковой трубы.

Основным недостатком является размещение электродвигателя насоса в забортном пространстве между легким и прочным корпусами, приводящее с следующим негативным последствиям:

- наличие двигателя и коммуникаций, проводящих высокий ток вые прочного корпуса подводной лодки, влечет за собой необходимость специальных мероприятий по исключению образования магнитного поля, демаскирующего подводную лодку;

- вибрация от работы электродвигателя в данном варианте воспринимается конструкциями наружного корпуса и импульсной цистерной, имеющими значительно меньшую жесткость, чем конструкции основного корпуса, что приводит к передаче колебаний на эти конструкции и, как следствие, повышению шумности подводной лодки;

- осмотр, обслуживание и ремонт двигателя или его элементов при нахождении подводной лодки в подводном положении и расположении двигателя ниже крейсерской ватерлинии невозможен без постановки подводной лодки в док. При расположении двигателя над импульсной цистерной, выше крейсерской ватерлинии возможны осмотр и обслуживание двигателя в надводном положении и на базе без постановки в док, однако высокое расположение насосного агрегата уменьшает кавитационный запас и ограничивает применение пусковой установки на малых глубинах погружения подводной лодки из-за возможности образования кавитации;

- выполнение двигателя в забортном исполнении связано с необходимостью заполнения его специальной жидкостью или обеспечения протока забортной воды. В обоих случаях наличие жидкости в зазоре между ротором и статором создаст дополнительный момент сопротивления вращению, а при наличии забортной воды внутри двигателя также возможно солеотложение и биологическое обрастание конструкций, что снижает надежность пусковой установки.

Задачей изобретения является разработка подводной лодки с электрогидравлической пусковой установкой с компоновочной схемой, которая позволяет устранить указанные недостатки.

Техническим результатом является снижение шумности подводной лодки и улучшение эксплуатационных характеристик подводной лодки, а именно, повышение ее надежности и ремонтопригодности.

Технический результат достигается тем, что в подводной лодке с электрогидравлической пусковой установкой, включающей наружный корпус, основной корпус и электрогидравлическую пусковую установку, включающую, как минимум, одну пусковую трубу, импульсную цистерну, установленную в забортном пространстве между корпусами, с лопастным насосом, входом для поступления воды из забортного пространства и выходом, связанным с пусковой трубой, и электродвигатель насоса, электродвигатель насоса установлен внутри основного корпуса подводной лодки и связан с лопастным насосом импульсной цистерны с помощью вала, при этом место прохода вала через основной корпус снабжено уплотнительным устройством с отключаемым статическим уплотнением, выполненным с возможностью полной герметизации основного корпуса, и, как минимум, одним уплотнительным устройством с динамическим уплотнением вала, выполненным с возможностью создания низкого момента сопротивления вращению вала при отключении статического уплотнения.

Электродвигатель, насос, вал и уплотнительные устройства могут быть выполнены в виде единого блока, расположенного в едином корпусе, установленном в вварной стакан основного корпуса подводной лодки.

Как минимум, одна пусковая труба выведена своим задним срезом внутрь основного корпуса подводной лодки с возможностью ее перезарядки из основного корпуса.

Как минимум, одна пусковая труба может быть установлена в забортном пространстве между наружным и основным корпусами подводной лодки.

Импульсная цистерна может быть выполнена в виде трубопровода, соединяющего, как минимум, одну пусковую трубу с насосом.

Пусковая установка может быть снабжена устройством управления электродвигателем, выполненным с возможностью выбора параметров работы электродвигателя в зависимости от типа выбрасываемого изделия и внешних условий, и управляемым преобразователем, объединенными с электродвигателем в регулируемый электропривод.

Установка электродвигателя насоса внутри основного корпуса подводной лодки снижает шумность подводной лодки за счет отсутствия таких демаскирующих признаков как магнитное и акустическое поле работающего электродвигателя в забортном пространстве, а также за счет отсутствия вибраций от работы электродвигателя, передающихся непосредственно в водную среду и на легкие конструкции подводной лодки.

Установка электродвигателя насоса внутри основного корпуса подводной лодки повышает надежность подводной лодки. За счет отсутствия забортной воды внутри электродвигателя в зазоре между ротором и статором, исключена возможность солеотложения и биологического обрастания конструкции, что повышает надежность работы электродвигателя насоса и пусковой установки.

Кроме этого, электродвигатель, предназначенный для размещения в основном корпусе подводной лодки, имеет существенно более простую и технологичную конструкцию. А также не требуется обеспечение вывода электрических кабелей большого сечения через основной корпус ПЛ, а именно вварка стаканов в основном корпусе, установка токовводов, использование кабелей с продольной герметизацией изоляции.

Установка электродвигателя насоса внутри основного корпуса подводной лодки повышает ремонтопригодность пусковой установки и подводной лодки. Так как расположение электродвигателя в отсеке основного корпуса подводной лодки обеспечивает возможность быстрого доступа для осмотра, обслуживания и ремонта электродвигателя без постановки подводной лодки в док.

Наличие соединительного вала и уплотнительных устройств позволяет установить электродвигатель пусковой установки в основном корпусе подводной лодки.

Наличие уплотнительного устройства с отключаемым статическим уплотнением обеспечивает герметичность места прохода соединительного вала через основной корпус в режиме ожидания и при подготовке пусковой установки к стрельбе.

Наличие уплотнительного устройства с динамическим уплотнением вала обеспечивает низкий момент сопротивления вращению вала во время работы электродвигателя насоса при краткосрочной неполной герметизации основного корпуса. Во время работы электродвигателя статическое уплотнение отключено и не создает торможения вращающегося вала.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена схема расположения в подводной лодке электрогидравлической пусковой установки, импульсной цистерны, насоса и электромотора по примеру исполнения. На фиг. 2 представлены схемы уплотнительных устройств со статическим и динамическим уплотнениями по примеру исполнения.

Пример исполнения. Подводная лодка с электрогидравлической пусковой установкой включает наружный корпус 1, основной корпус 2, пусковую установку, включающую, как минимум, одну пусковую трубу 3, импульсную цистерну 4 с насосом 8 и электродвигатель 9 насоса, связанный с насосом 8 с помощью вала 10. Место прохода вала 10 через основной корпус 2 снабжено одним уплотнительным устройством 11 с отключаемым статическим уплотнением, и, как минимум, одним уплотнительным устройством 12 с динамическим уплотнением вала 10.

Пусковая труба 3 проходит через основной корпус 2 и импульсную цистерну 4, передний срез пусковой трубы 3 расположен напротив щита 15 в наружном корпусе 1. Задний срез пусковой трубы 3 с задней крышкой 14 установлен внутри основного корпуса 2 для обеспечения возможности перезарядки пусковой трубы 3 из отсека подводной лодки. Часть пусковой трубы 3, проходящая через импульсную цистерну 4 снабжена кингстоном 7 с приводом, который является выходом импульсной цистерны 4 и предназначен для сообщения предварительно заполненной забортной водой пусковой трубы 3 с импульсной цистерной 4 при подготовке пусковой трубы 3 к выстрелу и разобщения пусковой трубы 3 с импульсной цистерной 4 при проведении осушения пусковой трубы 3. Для заполнения или осушения пусковая труба 3 связана трубопроводом 21 через запорную арматуру с цистерной забортной воды 20.

Импульсная цистерна 4 является коллектором вокруг одной или нескольких пусковых труб 3 и предназначена для подачи воды под избыточным, по отношению к забортному, давлением от насоса 8 в одну из пусковых труб 3 и создания выбрасывающего давления на кормовую часть изделия 16 в пусковой трубе 3. Импульсная цистерна 4 установлена в забортном пространстве между наружным и основным корпусами 1 и 2. Импульсная цистерна 4 выполнена с входом 5 для поступления воды, соединенным с забортным пространством водоводом 6, и с выходом, связанным с пусковой трубой 3 и расположенным на стенке пусковой трубы 3. Выход импульсной цистерны 4 выполнен в виде кингстона 7 и предназначен для выхода воды, нагнетаемой в импульсную цистерну 4, в пусковую трубу 3.

Избыточное давление воды в импульсной цистерне 4 для запуска изделия 16 создают лопастным насосом 8, который установлен на входе в импульсную цистерну 4 и приводится в действие электродвигателем 9. Электродвигатель 9 установлен внутри основного корпуса 2 и соединен с насосом 8 с помощью вала 10, проходящим через основной корпус 2.

Электродвигатель 9, управляемый преобразователь 18 и устройство управления 19 представляют собой регулируемый электропривод.

Электродвигатель 9 предназначен для преобразования электрической энергии, поступающей от управляемого преобразователя 18 в механический момент на выходном валу. Управляемый преобразователь 18 преобразует электрическую энергию от накопителя 17 или бортовой электросети подводной лодки в электропитание с требуемыми параметрами тока и напряжения. Устройство управления 19 предназначено для управления моментом на выходном валу электродвигателя 9 путем изменения выходных параметров управляемого преобразователя 18 в зависимости от типа выбрасываемого изделия 16 и внешних условий.

Уплотнительное устройство 11 с отключаемым статическим уплотнением основного корпуса 2 выполнено с возможностью полной герметизации основного корпуса. Уплотнительное устройство 11 выполнено в виде прижимного кольца 22 с радиальным резиновым уплотнением 24 и с торцевым резиновым уплотнением 23, которое прижимают к упорному элементу на валу 10 под действием гидропривода 25.

Как минимум, одно уплотнительное устройство 12 с динамическим уплотнением вала 10 выполнено с возможностью создания низкого момента сопротивления вращению вала 10 при отключении статического уплотнения. Уплотнительное устройство 12 выполнено в виде радиального резинового уплотнения 28 и торцевого уплотнения 27, выполненного из материала с низким коэффициентом трения, например, углепластика, и установленного на металлическом основании, например, кольце 26, которое прижимают к упорному элементу на валу 10 под действием пружин 29 и забортного давления. Полная герметичность места прохода вала 10 электродвигателя 9 через основной корпус 2 не обеспечивается, однако учитывая скоротечность процесса выстрела, общее количество протечек незначительное. Для сбора протечек при неполной герметизации основного корпуса 2 может использоваться любая из цистерн забортной воды, имеющихся на подводной лодке, например цистерна 20, предназначенная для заполнения пусковых труб водой при подготовке пусковой установки к стрельбе. Уплотнительные устройства 11 и 12 могут быть выполнены в едином корпусе.

Электродвигатель 9, уплотнительные устройства 11 и 12, насос 8 могут быть выполнены в виде единого блока, размещенного в едином корпусе, который может быть установлен в вварной стакан основного корпуса 2 подводной лодки (не показано). Сборка такого единого блока, размещенного в едином корпусе, на специализированном машиностроительном предприятии характеризуется более высокой точностью и соосностью по линии вала 10, что дополнительно снижает шумность и другие эксплуатационные характеристики подводной лодки. Наличие единого корпуса позволяет частично компенсировать деформации основного корпуса 2, возникающие при погружении подводной лодки, а уменьшение длины по горизонтальной оси по сравнению с вариантом исполнения с отдельными элементами снижает деформации вала 10 на изгиб, что повышает надежность пусковой установки и подводной лодки. Монтаж единого блока может быть осуществлен из основного корпуса 2, что повышает ремонтопригодность.

Подводная лодка с электрогидравлической пусковой установкой работает следующим образом. В исходном положении импульсная цистерна 4 полностью заполнена забортной водой, поступающей через вход 5 и водовод 6 из забортной среды, при этом кингстон 7 пусковой трубы закрыт.Уплотнительное устройство 11 включено и находится в положении, обеспечивающем полную герметичность места прохода вала 10 через основной корпус 2. Изделие 16 находится в пусковой трубе 3. Передняя 13 и задняя 14 крышки пусковой трубы закрыты. При подготовке к выстрелу пусковую трубу 3 по трубопроводу заполнения/осушения 21 заполняют водой из цистерны забортной воды 20 и уравнивают давление с забортным, затем открывают переднюю крышку пусковой трубы 13, щит 15 и кингстон 7. Непосредственно перед началом выстрела отключают уплотнительное устройство 11, при этом забортная вода под давлением частично проходит через уплотнительное устройство 12 в цистерну 20 забортной воды.

После подачи команды на выстрел, через управляемый преобразователь 18 электропитание от накопителя 17 или от бортовой сети подают на обмотки электродвигателя 9. Электродвигатель 9 преобразует электрическую энергию в крутящий момент на валу 10. Насос 8 преобразует крутящий момент на валу 10 в кинетическую энергию жидкости, нагнетаемой из забортного пространства через водовод 6 в импульсную цистерну 4, что приводит к повышению давления в импульсной цистерне 4. Давление через водную среду передают в пусковую трубу 3 через открытый кингстон 7. Под действием силы, вызванной избыточным давлением на заднюю часть изделия 16, оно начинает двигаться к переднему срезу пусковой трубы 3 и, таким образом, выбрасывается из пусковой трубы 3.

По окончании выстрела питание электродвигателя 9 отключают, уплотнительное устройство со статическим уплотнением 11 включают. Крышки 13 и 14 и кингстон 7 закрывают, пусковую трубу 3 осушают. Импульсная цистерна 4 заполняется водой из водовода 6 через вход 5.

Таким образом, изобретение обеспечивает снижение шумности подводной лодки и повышение ее надежности и ремонтопригодности.

1. Подводная лодка с электрогидравлической пусковой установкой, включающая наружный корпус, основной корпус и электрогидравлическую пусковую установку, включающую, как минимум, одну пусковую трубу, импульсную цистерну, установленную в забортном пространстве между корпусами, с лопастным насосом, входом для поступления воды из забортного пространства и выходом, связанным с пусковой трубой, и электродвигатель насоса, отличающаяся тем, что электродвигатель насоса установлен внутри основного корпуса подводной лодки и связан с лопастным насосом импульсной цистерны с помощью вала, при этом место прохода вала через основной корпус снабжено уплотнительным устройством с отключаемым статическим уплотнением, выполненным с возможностью полной герметизации основного корпуса, и, как минимум, одним уплотнительным устройством с динамическим уплотнением вала, выполненным с возможностью создания низкого момента сопротивления вращению вала при отключении статического уплотнения.

2. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что электродвигатель, насос, вал и уплотнительные устройства выполнены в виде единого блока, размещенного в едином корпусе, установленного в вварной стакан основного корпуса подводной лодки.

3. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что, как минимум, одна пусковая труба выведена своим задним срезом внутрь основного корпуса подводной лодки с возможностью ее перезарядки из основного корпуса.

4. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что, как минимум, одна пусковая труба установлена в забортном пространстве между наружным и основным корпусами подводной лодки.

5. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что импульсная цистерна выполнена в виде трубопровода, соединяющего, как минимум, одну пусковую трубу с насосом.

6. Подводная лодка по п.1, отличающаяся тем, что пусковая установка снабжена устройством управления электродвигателем, выполненным с возможностью выбора параметров работы электродвигателя в зависимости от типа выбрасываемого изделия и внешних условий, и управляемым преобразователем, объединенными с электродвигателем в регулируемый электропривод.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике. Пункт управления пуском ракет содержит комплект средств связи, вспомогательных элементов, оборудования главного зала.

Изобретение относится к ракетным пусковым установкам. Шахтная пусковая установка (ШПУ) содержит шахтное сооружение, металлоконструкцию верхней части пусковой установки, включающую барбет с разъемно установленной защитной крышей.

Изобретение относится к фортификационным сооружениям. Шахтное сооружение командного пункта содержит защитное устройство с верхним и нижним основаниями, составной ствол шахты в виде прямого усеченного конуса, в n секциях которого размещено технологическое, проверочно-пусковое оборудование и технические системы, причем верхнее основание находится на уровне поверхности грунта.

Изобретение относится к устройствам систем подвески транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). .

Изобретение относится к газоотводящему устройству шахтной пусковой установки (ШПУ) и непосредственно к ШПУ. .

Изобретение относится к области подземных инженерно-строительных сооружений и может быть использовано в качестве шахтного сооружения пусковой установки повышенной устойчивости.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при размещении ракет в подземных сооружениях. .

Изобретение относится к способам сооружения шахтных пусковых установок (ШПУ), а именно к реконструкции ШПУ на основе строительного сооружения ШПУ, предназначенной для тяжелых ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН).

Изобретение относится к технике высокоскоростного метания в лабораторных условиях. В гидробаллистическом стенде соосно и последовательно по траектории движения метаемой модели смонтирован вакуумируемый ствол баллистической установки, электромагнитный датчик дульной скорости, вакуумный глушитель с мембраной, камера отделения ведущих частей и поддона от метаемой модели с иллюминаторами и запорной арматурой, гидродинамическая камера с запорной арматурой.

Изобретение относится к ракетной технике. Пункт управления пуском ракет содержит комплект средств связи, вспомогательных элементов, оборудования главного зала.

Изобретение относится к ракетным пусковым установкам. Шахтная пусковая установка (ШПУ) содержит шахтное сооружение, металлоконструкцию верхней части пусковой установки, включающую барбет с разъемно установленной защитной крышей.

Изобретение относится к фортификационным сооружениям. Шахтное сооружение командного пункта содержит защитное устройство с верхним и нижним основаниями, составной ствол шахты в виде прямого усеченного конуса, в n секциях которого размещено технологическое, проверочно-пусковое оборудование и технические системы, причем верхнее основание находится на уровне поверхности грунта.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам пуска с надводных и подводных носителей самоходных необитаемых подводных аппаратов (НПА), и может быть установлено на судах различного назначения.

Изобретение относится к пусковым установкам подводных лодок. Пусковая установка подводной лодки содержит пусковую трубу с верхней забортной и нижней внутриотсечной крышками и их приводами, выводы для подключения магистралей вентиляции, заполнения, осушения и уравнивания давления.

Изобретение относится к вооружению, в частности к способам изготовления разрушаемой крышки пусковой трубы. Способ изготовления разрушаемой крышки пусковой трубы, содержащей сферический сегмент из стеклопластика, включает обеспечение ответной базовой матрицы из материала, идентичного материалу сферического сегмента, контактное формование заготовки сферического сегмента путем нанесения на ответную базовую матрицу стеклоткани, пропитанной связующим, отверждение связующего, причем при формовании сферического сегмента формируют, по меньшей мере, два подслоя стеклопластика так, чтобы толщина предыдущего подслоя была равна толщине последующего подслоя, при этом последующий подслой наносят поверх предыдущего подслоя после частичного отверждения связующего предыдущего подслоя, механическую обработку заготовки сферического сегмента с обеспечением заданных размеров, разделение сферического сегмента на доли с образованием щелевых зазоров, заполнение щелевых зазоров заливочной композицией меньшей прочности, чем прочность материала сферического сегмента, с образованием единого сферического сегмента.

Изобретение относится к пусковым установкам подводных аппаратов и может быть использовано для запуска беспилотного летательного аппарата из-под воды. Для скрытного перемещения под водой беспилотного летательного аппарата (БЛА) и выхода его на стартовую позицию БЛА перемещают в составе транспортно-пускового контейнера подводного аппарата.

Изобретение относится к подводному кораблестроению. Предложена подводная лодка, которая имеет расположенные между прочным и наружным корпусами лодки или на поверхности лодки герметичные контейнеры с ракетами, закрепленные с возможностью управляемого отделения, причем каждый контейнер содержит крышку с носовым газогенератором, ракету, устройство минометного старта и задний ракетный двигатель.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для имитации старта ракеты из подводной лодки. Система имитации условий подводного старта ракеты из пусковой установки (ПУ) в наземных условиях содержит пусковую трубу на наземных силовых опорах с макетом ракеты с обтюрирующим поясом, датчиками перемещений, скорости и ускорения, аппаратуру управления, газогенератор, переходный отсек, опоры качения для движения макета ракеты по направляющим вдоль оси пусковой трубы, два силовых цилиндра пневматической поршневой системы с поршнями, штоками и длиной больше длины пусковой трубы, коллектор с входным и выходным с изменяющейся площадью поперечного сечения дросселем трубопроводами, баллон высокого давления, устройства измерения давления и температуры газа, систему замера площади отверстия дросселя.

Изобретение относится к области проектирования и строительства подводных лодок (ПЛ) и предназначено для испытательных подводных пусков торпедного и ракетного оружия.

Изобретение относится к средствам противоторпедной защиты надводных кораблей и подводных лодок. Для противоторпедной защиты надводного корабля или подводной лодки используют подводный транспортировщик, оснащенный контейнером с сетевым тралом.

Изобретение относится к области использования морских биологических объектов в военных целях. Для имитации присутствия подвижного подводного аппарата организуют пространственное перемещение в подводном положении источника (1) гидроакустических шумов (2), характерных для натурного подводного аппарата.
Наверх