Способ финишной обработки внутренней поверхности стальной гильзы двигателя внутреннего сгорания


B24B1/00 - Станки, устройства или способы для шлифования или полирования (шлифование зубчатых колес B23F, винтовой резьбы B23G 1/36, путем электроэрозионной обработки B23H; путем пескоструйной обработки B24C, инструменты для шлифования, полирования и заточки B24D; полирующие составы C09G 1/00; абразивные материалы C09K 3/14; электролитическое травление или полирование C25F 3/00, устройства для шлифования уложенных рельсовых путей E01B 31/17); правка шлифующих поверхностей или придание им требуемого вида; подача шлифовальных, полировальных или притирочных материалов
B23P9/00 - Механическая обработка или отделка поверхностей с калибровкой или без нее, главным образом, в целях повышения сопротивления износу или ударам, например выглаживание или придание шероховатости поверхностям турбинных лопаток или подшипников (способы, отнесенные к какому-либо определенному подклассу, см. соответствующие подклассы, например, B24C, C21D 7/00,C22F 1/00); особенности таких поверхностей, не предусмотренные в других группах, неспецифицированная обработка таких поверхностей

Владельцы патента RU 2696599:

Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования "Белорусско-Российский университет" (BY)

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при финишной обработке внутренних поверхностей стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания. Способ включает пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, перед которой производят ее азотирование с твердостью поверхностного слоя до 60 HRC и последующее хонингование с шероховатостью Ra не более 0,5 мкм. Пневмовибродинамическую обработку осуществляют с обеспечением шероховатости Ra не более 0,2 мкм при подаче Sмин пневматического шарикового накатника центробежного действия, к которому посредством пневмосистемы подводят воздух. Подача Sмин составляет не более 250 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р не более 0,6 МПа. В результате снижается трудоемкость обработки и повышается износостойкость и качественные характеристики поверхности.

 

Изобретение относиться к технологии машиностроительного производства, а именно к финишной обработке внутренних поверхностей стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ финишной обработки внутренних поверхностей гильз тракторных и комбайновых дизельных двигателей из чугуна с твердостью от 229 до 69 НВ в ремонтном производстве, включающий однократное хонингование с достижением шероховатости поверхности Ra не более 2,5 мкм и пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы с получением шероховатости Ra не более 0,5 мкм [1].

Данный способ позволяет увеличить износостойкость гильз за счет упрочнения внутренней поверхности гильзы шарами, смятия и сглаживания микронеровностей, но такая технология непригодна для обработки стальных азотированных гильз с высокой твердостью поверхностного слоя (до 60 HRC).

Известна также технология обработки внутренней поверхности стальных гильз ДВС, включающая закалку, получистовую обработку, азотирование и чистовую обработку зеркала шлифованием или хонингованием [2].

Азотирование внутренней поверхности гильз позволяет увеличить ее износостойкость, при этом азотированный слой сохраняет свою твердость при нагреве до высоких температур.

Недостатками упомянутого способа является получение небольшого по глубине упрочненного азотированного слоя (от 0,1 до 0,4 мм), который после чистовой обработки хонингованием уменьшается. При этом процесс хонингования для снижения шероховатости внутренней поверхности гильзы до Ra не более 0,2 мкм является трудоемким и длительным, требует больших затрат электроэнергии, а внедрение абразивных частиц в хонингуемую поверхность снижает износостойкость гильз.

Задачей изобретения является создание способа обработки, позволяющего снизить трудоемкость финишной обработки зеркала стальной гильзы после азотирования и повысить износостойкость за счет упрочнения внутренней поверхности гильзы стальными шарами, сохранения глубины азотированного слоя и улучшения качественных характеристик внутренней поверхности гильзы. Техническим результатом заявленного изобретения является уменьшение трудоемкости изготовления гильз и повышение их износостойкости.

Поставленная задача решается способом финишной обработки внутренней поверхности стальной гильзы двигателя внутреннего сгорания, включающим пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, в котором согласно изобретению перед пневмовибродинамической обработкой внутренней поверхности гильзы производят ее азотирование с твердостью поверхностного слоя до 60 HRC и последующее хонингование с достижением шероховатости внутренней поверхности гильзы Ra не более 0,5 мкм, а пневмовибродинамическую обработку осуществляют с получением на внутренней поверхности гильзы шероховатости Ra не более 0,2 мкм путем подачи пневматического шарикового накатника центробежного действия Sмин, к которому посредством пневмосистемы подведен воздух, при этом подача пневматического шарикового накатника Sмин не более 250 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р не более 0,6 МПа.

Использование вышеописанного способа для обработки внутренних поверхностей опытной партии заготовок стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания показало, что рабочая поверхность гильз после пневмовибродинамической обработки имеет шероховатость Ra от 0,2 до 0,1 мкм, с канавок хонинговальной сетки устраняются острые кромки и заусенцы, что влияет на быструю и качественную приработку деталей цилиндропоршневой группы, уменьшает их последующий износ. Благодаря использованию упрочняющей пневмовибродинамической обработки взамен чистового хонингования сохраняется толщина азотированного слоя, снижаются время, трудоемкость обработки и затраты электроэнергии.

Пример. Финишная пневмовибродинамическая обработка внутренней поверхности втулки цилиндра 20-01-50-1.

Материал гильзы - сталь 38Х2МЮА. Номинальный внутренний диаметр после хонингования - 150 мм, длина гильзы - 324,5±0,5 мм. Шероховатость азотированной поверхности гильзы после хонингования Ra от 0,5 до 0,4 мкм.

Применяемое технологическое оснащение - станок отделочно-расточной вертикальный мод. 2733П. Приспособление специальное с вертикальным расположением продольной оси гильзы. Базирование гильзы происходит по внутреннему диаметру, для центрирования продольной оси заготовки с осью инструмента и шпинделя станка в конструкции инструмента предусмотрена муфта со сферическим самоустанавливающимся подшипником.

Применяемый инструмент: пневматический шариковый накатник центробежного действия, укомплектованный стальными шарами с двумя рядами, каждый из которых имеет разнонаправленное вращение под действием струй сжатого воздуха. Между диаметром внутренней поверхности гильзы и наружным диаметром инструмента имеется зазор.

Режимы процесса финишной пневмовибродинамической обработки:

Минутная подача инструмента, Sмин от 60 до 150 мм/мин;

Давление в пневмосистеме подводимого к инструменту сжатого воздуха, Р от 0,5 до 0,6 МПа;

Количество ходов инструмента, i=1.

В результате обработки по предлагаемому способу после пневмовибродинамической обработки гильз на различных режимах достигается шероховатость внутренней поверхности гильзы Ra от 0,2 до 0,1 мкм. Время на операции пневмовибродинамической обработки составило от 2,5 до 5 минут. Анализ полученных результатов показал, что предлагаемый способ обработки стальных азотированных гильз двигателей внутреннего сгорания позволяет в 3-5 раз сократить время обработки на финишной операции, в сравнении с ранее применяемым чистовым хонингованием. При этом внутренняя поверхность гильзы после упрочняющей пневмовибродинамической обработки не имеет острых кромок, глубина азотированного слоя больше, чем после операции чистового хонингования, что влияет на уменьшение износа внутренней поверхности гильз, увеличивая ресурс их работы.

Источники информации

1. Пат. 2507054 Рос. Федерация: МПК В24В 39/02, В23Р 9/00. Способ финишной обработки внутренних поверхностей гильз тракторных и комбайновых дизельных двигателей / Минаков А.П., Ильюшина Е.В., Лустенков М.Е., Цумарева Н.А.; заявитель и патентообладатель ГУВПО «Белорусско-Российский университет». - №2012116180/02; Заявл. 20.04.2012; Опубл. 20.02.2014, Бюл. №5. - 3 с.

2. Карунин, А.Л. Технология двигателестроения: учебник / А.Л. Карунин, О.А. Дащенко, В.И. Гладков и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2006, - 608 с, с. 485.

Способ финишной обработки внутренней поверхности стальной гильзы двигателя внутреннего сгорания, включающий пневмовибродинамическую обработку внутренней поверхности гильзы, отличающийся тем, что перед пневмовибродинамической обработкой внутренней поверхности гильзы производят ее азотирование с твердостью поверхностного слоя до 60 HRC и последующее хонингование с достижением шероховатости внутренней поверхности гильзы Ra не более 0,5 мкм, а пневмовибродинамическую обработку осуществляют с получением на внутренней поверхности гильзы шероховатости Ra не более 0,2 мкм при подаче Sмин пневматического шарикового накатника центробежного действия, к которому посредством пневмосистемы подводят воздух, при этом устанавливают подачу пневматического шарикового накатника Sмин не более 250 мм/мин, а давление воздуха в пневмосистеме Р - не более 0,6 МПа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к раскатке внутренних поверхностей вращения. При подаче устройства шарики, закрепленные в пазах устройства, деформируют обрабатываемую внутреннюю поверхность вращения детали на определенную величину.

Изобретение относится к профилирующему накатному инструменту для обработки поверхности заготовки. Инструмент содержит корпус, первый накатной элемент и второй накатной элемент.

Изобретение относится к устройству для деформационного упрочнения внутренней поверхности металлических трубных изделий. Устройство содержит роликовую матрицу, установленную с возможностью линейного возвратно-поступательного перемещения относительно оси заготовки, и установленную внутри трубного изделия винтовую втулку.

Изобретение относится к устройству для дорнования глубоких отверстий. Устройство содержит переднюю и заднюю опоры с выполненными внутри них каналами для подачи смазки.

Способ выполняют путем последовательного проталкивания через отверстие полого цилиндра однозубых дорнов возрастающего диаметра. При этом в следующих друг за другом группах из двух дорнов средние натяги на каждый из них принимают одинаковыми, а обработку этими дорнами осуществляют при базировании полого цилиндра по разным торцам.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке сквозных длинномерных отверстий, в частности при обработке шасси самолетов и автомобилей, дейдвудных труб морских кораблей, стволов орудий.

Изобретение относится к обработке полых цилиндров. Сверлят отверстие спиральным сверлом.

Изобретение относится к инструментам для чистовой обработки отверстий деталей. Дорн содержит основание, калибрующий зуб и упрочняющий зуб, выполненный с возможностью подачи смазки в зону обработки.
Изобретение относится к финишной обработке внутренних поверхностей нежестких заготовок гильз гидроцилиндров. Осуществляют лезвийную и затем пневмоцентробежную обработку внутренней поверхности гильзы.

Изобретение относится к упрочнению деталей машин. Устройство для деформационного упрочнения внутренней поверхности сквозного отверстия детали содержит опору, по меньшей мере два деформирующих элемента в виде конических роликов, прижим с отверстием, в котором установлено зубчатое колесо, венец зубчатого колеса, выполненный на одном из концов опоры, упор и шток с резьбовой частью.

Изобретение относится к способу изготовления кольца синхронизатора для синхронизированных механических коробок передач. Способ изготовления кольца синхронизатора для синхронизированных механических коробок передач включает изготовление конической поверхности, внедрение аксиальных канавок, виброшлифование и закалку.

Изобретение относится к области абразивной ультразвуковой обработки и может быть использовано при удалении заусенцев с малогабаритных металлических деталей в рабочей камере.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на операциях круглого наружного, плоского и внутреннего шлифования заготовок. Осуществляют шлифование периферией круга с продольной подачей за несколько рабочих ходов, с выхаживанием и с непрерывным наложением ультразвуковых колебаний (УЗК) на заготовку.

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при шлифовании поверхностей объектов в аэрокосмической, автомобильной и др. отраслях промышленности.

Изобретение относится к области проведения петрографических исследований аргиллитов баженовской свиты и подобных пород и может быть использовано при изготовлении шлифов из мягких слабых и/или трещиноватых образцов осадочных горных пород.

Изобретение относится к композиции химического механического полирования для обработки наружной сапфировой поверхности и способу полирования сапфировой подложки.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на операциях круглого наружного, плоского и внутреннего шлифования заготовок периферией круга с наложением ультразвуковых колебаний (УЗК).

Изобретение относится к химической промышленности и может быть использовано для обработки оптических материалов. Полировальная суспензия содержит водную суспензию полирующего порошка - полирита, полиоксиалкиленгликоль в качестве пеногасящей добавки и цинк сернокислый семиводный, сокращающий время обработки оптических заготовок, при следующем соотношении компонентов, вес.%: цинк сернокислый 0,5; полиоксиалкиленгликоль 0,01-0,03; водная суспензия полирующего порошка в виде 10%-ной суспензии с плотностью 1,02-1,04 г/см3 - остальное.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упрочнения деталей из жаропрочных сплавов. Упрочнение деталей проводят дробеструйной обработкой шариками и микрошариками твердостью HRC 60-64, при давлении 0,6 МПа.

Изобретение относится к модификации поверхности инструмента из быстрорежущих сталей и твердых сплавов, в частности к способу формирования на поверхности твердого сплава износостойкого покрытия с микротвердостью не менее 2800 кГ/мм2, и может найти применение для холодной и горячей механической обработки, например, резанием металлов и металлических сплавов, используемых в машиностроении и горном деле.

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к двигателестроению, и может применяться в процессе получения регулярного макрорельефа вкладыша подшипника скольжения.
Наверх