Плавающее гусеничное шасси

Авторы патента:


Изобретение относится к плавающему гусеничному шасси. Плавающее гусеничное шасси с передним расположением ведущих колес содержит бортовые гидродинамические решетки, состоящие из набора одинаковых вертикальных лопаток V-образного профиля. В передней части гидродинамических решеток установлены водометные движители шнекового типа с приводом от гусеничных движителей через резиновые шины небольшого радиуса. Перемещение концов оси водомета в сторону задней части гусеничного шасси выполняется на одинаковый угол поворота, гарантирующий исключение взаимодействия резиновой шины с поверхностью гусеничного движителя. Достигается повышение долговечности эксплуатации. 5 ил.

 

Изобретение относится к области транспортных средств и может быть использовано для усовершенствования гидродинамического оборудования и улучшения параметров управляемости на плаву гусеничных шасси.

Известно плавающее гусеничное шасси с передним расположением ведущих колес (см. Универсальное гусеничное легкое шасси. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1976), содержащее в передней части бортовые гидродинамические решетки, состоящие из набора одинаковых лопаток V-образного профиля.

Недостатком известных гидродинамических решеток является то, что они лишь частично воздействуют на обратные потоки, вследствие их расположения сбоку от гусениц.

Известно также плавающее гусеничное шасси с передним расположением ведущих колес (см. патент RU 2657102, B60F 3/00, В63Н 1/34, 2018), содержащее бортовые гидродинамические решетки, состоящие из набора одинаковых вертикальных лопаток V-образного профиля, в передней части гидродинамических решеток установлены водометные движители шнекового типа с повышенной частотой их вращения от гусеничных движителей через резиновые шины небольшого радиуса, при этом вал водометного движителя опирается одной опорой на боковую поверхность корпуса гусеничного шасси, а другой опорой на поддерживающий кронштейн в круглом отверстии бортовой решетки.

Недостатком известного плавающего гусеничного шасси является то, что при его движении в условиях отличных от водной среды нет необходимости проворачивания вхолостую водометного движителя, приводимого в действие от взаимодействия резиновой шины небольшого радиуса с гусеничным движителем, которое в конечном счете приводит к нерациональному преждевременному износу как резиновой шины, так и подшипниковых узлов, несущих на опорах водометный движитель.

Задачей предложенного решения является расширение эксплуатационных возможностей за счет повышения долговечности эксплуатации и рационального использования механизмов.

Эта задача достигается тем, что плавающее гусеничное шасси с передним расположением ведущих колес, содержащее бортовые гидродинамические решетки, состоящие из набора одинаковых вертикальных лопаток V-образного профиля, в передней части гидродинамических решеток установлены водометные движители шнекового типа с повышенной частотой их вращения от гусеничных движителей через резиновые шины небольшого радиуса, при этом вал водометного движителя опирается одной опорой на боковую поверхность корпуса гусеничного шасси, а другой опорой на поддерживающий кронштейн в круглом отверстии бортовой решетки, вал водометного движителя выполнен составным, опора вала со стороны корпуса выполнена в виде коленчатой оси, закрепленной одним концом в корпусе, а другим концом посредством соединительного элемента с валом, с возможностью вращения последнего относительно коленчатой оси без осевого перемещения, коленчатая ось выполнена с возможностью поворота на некоторый угол относительно оси крепления в корпусе в сторону задней части гусеничного шасси, на коленчатой оси в нижней части выполнен кронштейн с установленным на нем подпружиненным фиксатором с конусным наконечником и рукояткой в виде крючка с возможностью взаимодействия конусного наконенчика с конусными лунками, выполненными на боковой поверхности корпуса гусеничного шасси в нижнем и верхнем положениях, опора вала водомета со стороны поддерживающего кронштейна закреплена в охватывающих замкнутых направляющих, закрепленных на поддерживающем кронштейне, с ограничителями продольного перемещения, выполненными на концах направляющих, причем перемещение концов оси водомета относительно оси крепления коленчатой оси в корпусе в сторону задней части гусеничного шасси выполняется на одинаковый угол поворота, гарантирующий исключение взаимодействия резиновой шины с поверхностью гусеничного движителя.

По сравнению с известным предложенное плавающее гусеничное шасси позволяет избирательно и целенаправленно использовать водометный движитель непосредственно для более эффективного преодоления водных преград и не использовать вхолостую водометный движитель при движении по сухопутным участкам местности.

На фиг. 1 изображен общий вид устройства для движения по водной поверхности; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - элемент I на фиг. 2; на фиг.4 - вид А на фиг. 2; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 3.

Плавающее гусеничное шасси 1 с передним расположением ведущих колес 2 содержит бортовые гидродинамические решетки 3, состоящие из набора одинаковых вертикальных лопаток 4 V-образного профиля. В передней части гидродинамических решеток 3 установлены водометные движители 5 шнекового типа с повышенной частотой их вращения от гусеничных движителей 6 через резиновые шины 7 небольшого радиуса. Вал 8 водометного движителя 5 опирается одной опорой 9 на боковую поверхность 10 корпуса гусеничного шасси 1, а другой опорой 11 на поддерживающий кронштейн 12 в круглом отверстии бортовой решетки 3. Вал 8 водометного движителя 5 выполнен составным. Опора 9 вала 8 со стороны боковой поверхности 10 корпуса выполнена в виде коленчатой оси 13, закрепленной одним концом в корпусе, а другим концом посредством соединительного элемента 14 с валом 8, с возможностью вращения последнего относительно коленчатой оси 13 без осевого перемещения. Коленчатая ось 13 выполнена с возможностью поворота на некоторый угол относительно оси крепления в корпусе в сторону задней части гусеничного шасси 1. На коленчатой оси 13 в нижней части выполнен кронштейн 15 с установленным на нем подпружиненным посредством пружины 16 фиксатором 17 с конусным наконечником 18 и рукояткой 19 в виде крючка с возможностью взаимодействия конусного наконечника 18 с конусными лунками 20 и 21, выполненными на боковой поверхности 10 корпуса гусеничного шасси 1 в нижнем и верхнем положении. Опора 11 вала 8 водометного движителя 5 со стороны поддерживающего кронштейна 12 закреплена в охватывающих замкнутых направляющих 22, закрепленных на поддерживающем кронштейне 12, с ограничителями 23 и 24 продольного перемещения, выполненными на концах направляющих 22. Причем перемещение концов оси вала 8 водомета относительно оси крепления коленчатой оси 13 в корпусе в сторону задней части гусеничного шасси 1 выполняется на одинаковый угол поворота, гарантирующий исключение взаимодействия резиновой шины 7 с поверхностью гусеничного движителя 6.

Плавающее гусеничное шасси работает следующим образом.

При движении плавающего гусеничного шасси 1 по водной поверхности водометные движители 5 работают в штатном режиме. При вращении ведущих колес 2 потоки воды, создаваемые верхними ветвями гусеничных движителей 6, проходят с разворотом через вертикальные лопатки 4 гидродинамических решеток 3 и водометные движители 5 шнекового типа с повышенной частотой их вращения из-за разности радиусов резиновых шин 7 и ведущих колес 2, которые отбрасывают воду в осевом направлении, создавая дополнительные боковые реактивные силы и моменты. Конусный наконечник 18 фиксатора 17 поджат пружиной 16 и взаимодействует с конусной лункой 20, расположенной в нижнем положении (см. фиг. 3). Резиновая шина 7 взаимодействует с поверхностью гусеничного движителя 6. Опора 11 вала 8 в направляющих 22, за счет водяного потока, создаваемого гусеничным движителем 6, поджата к ограничителю 23.

При подготовке плавающего гусеничного шасси 1 к движению по сухопутному участку местности прикладывается усилие пальцами кисти руки к рукоятке 19 в виде крючка для сжатия пружины 16 и вывода конусного наконечника 18 фиксатора 17 из конусной лунки 20 нижнего положения с последующим переводом конусного наконечника 18 фиксатора 17 в конусную лунку 21 верхнего положения, переводя таким образом водометный движитель 5 из рабочего положения в транспортное положение. Снимается усилие с рукоятки 19, конусный наконечник 18 под действием пружины 16 занимает место в лунке 21 верхнего положения. При этом коленчатая ось 13 вместе с валом 8 провернулась в месте крепления на боковой поверхности 10 корпуса на некоторый угол, опора 11 переместилась по направляющим 22 до взаимодействия с ограничителем 24, резиновая шина 7 переместилась вверх, вышла из взаимодействия с гусеничным движителем 6 и разместилась над поверхностью последнего. Работы по переводу водометного движителя 5 на втором борту плавающего гусеничного шасси 1 выполняются аналогично в описаной выше последовательности. Устройство зафиксировано и подготовлено для движения плавающего гусеничного шасси по сухопутному участку местности.

Для перевода устройства для движения по водной поверхности необходимо приложить усилие к рукоятке 19 и перевести конусный наконечник 18 фиксатора 17 из конусной лунки 21 верхнего положения в конусную лунку 20 нижнего положения. Водометный движитель 5 опустится до взаимодействия резиновой шины 7 с гусеничным движителем 6 и будет подготовлен для движения по водной поверхности.

Рукоятка 19 выполнена в виде крючка для удобства охвата пальцами кисти руки при переводе водомета из нижнего рабочего положения в верхнее транспортное положение.

Плавающее гусеничное шасси с передним расположением ведущих колес, содержащее бортовые гидродинамические решетки, состоящие из набора одинаковых вертикальных лопаток V-образного профиля, в передней части гидродинамических решеток установлены водометные движители шнекового типа с повышенной частотой их вращения от гусеничных движителей через резиновые шины небольшого радиуса, при этом вал водометного движителя опирается одной опорой на боковую поверхность корпуса гусеничного шасси, а другой опорой - на поддерживающий кронштейн в круглом отверстии бортовой решетки, отличающееся тем, что вал водометного движителя выполнен составным, опора вала со стороны корпуса выполнена в виде коленчатой оси, закрепленной одним концом в корпусе, а другим концом посредством соединительного элемента с валом, с возможностью вращения последнего относительно коленчатой оси без осевого перемещения, коленчатая ось выполнена с возможностью поворота на некоторый угол относительно оси крепления в корпусе в сторону задней части гусеничного шасси, на коленчатой оси в нижней части выполнен кронштейн с установленным на нем подпружиненным фиксатором с конусным наконечником и рукояткой в виде крючка с возможностью взаимодействия конусного наконечника с конусными лунками, выполненными на боковой поверхности корпуса гусеничного шасси в нижнем и верхнем положениях, опора вала водомета со стороны поддерживающего кронштейна закреплена в охватывающих замкнутых направляющих, закрепленных на поддерживающем кронштейне, с ограничителями продольного перемещения, выполненными на концах направляющих, причем перемещение концов оси водомета относительно оси крепления коленчатой оси в корпусе в сторону задней части гусеничного шасси выполняется на одинаковый угол поворота, гарантирующий исключение взаимодействия резиновой шины с поверхностью гусеничного движителя.



 

Похожие патенты:
Наверх