Способ обучения лексическому минимуму иностранных языков и устройство для его реализации

Изобретение относится к области образования, а именно к обучению иностранным языкам. Устройство для обучения лексическому минимуму иностранного языка содержит корпус с донной частью, электронный модуль, в состав которого входят источник оптического излучения, источник питания и плата управления работой устройства. При этом устройство выполнено в виде кружки, к основанию корпуса кружки герметично примыкает донная часть с образованием пространства, в котором размещены плата управления работой устройства, плата источника питания и плата управления процессом обучения, к внешней поверхности корпуса кружки прикреплена ручка, на верхней грани которой встроена кнопка включения питания, а на нижней грани размещены кнопки управления, на корпусе размещены разъем для микрофона, разъем для наушников, микрофон и динамик. Источник оптического излучения состоит из светодиода и жидкокристаллического дисплея, размещенных на внешней поверхности корпуса кружки. В корпус кружки соосно вставлен внутренний стакан с образованием герметичного пространства между внутренней поверхностью корпуса кружки и внешней поверхностью внутреннего стакана. Изобретение повышает эффективность обучения и эффективность применения его результатов на практике, обеспечивающих повышение уровня знаний по лексическому минимуму. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к способам обучения иностранным языкам с помощью средств обучения иностранным языкам и может быть использовано для комплексного индивидуального обучения с целью углубленного изучения лексического минимума иностранного языка на всех этапах обучения без ограничения возраста и степени подготовки человека к восприятию учебного материала.

К группе аналогов заявленного способа обучения относятся способы и устройства для их осуществления, защищенные патентами на изобретения и полезную модель №2220457, №2404454.

Известно техническое решение, связанное с интеллектуальным использованием возможностей аппаратных средств в устройствах для обучения, которое базируется в способе обучения иностранному языку Шехтера И.Ю. по патенту на полезную модель РФ №2220457, МПК G09B 19/06, опубл. в бюл. №36, 27.09.2015 - [1]. Способ включает следующую последовательность операций, входящих в процесс обучения: наглядную и звуковую демонстрацию двух действующих лиц. Причем каждый фильм сначала демонстрируют один раз без участия и с участием обучаемого в диалоге между его действующими лицами. Затем заносят в устройство памяти две группы адекватных сигналов в виде временной последовательности субсигналов, каждый из которых соответствует отдельному высказыванию соответствующего участника диалога. Осуществляют распознавание преобразованного в электрический сигнал речевого сигнала обучаемого, сравнение его с субсигналом, записанным в устройство памяти и являющимся текстовым эквивалентом соответствующего звукового субсигнала на иностранном языке, с фиксацией момента окончания, преобразованного в электрический сигнал, речевого сигнала обучаемого, начиная с которого до следующего включения режима "стоп кадр" воспроизведение всей наглядной и звуковой информации фильма осуществляют с постоянной скоростью, соответствующей демонстрационной для данного фильма. Таким образом, в известном способе обучения иностранному языку обучаемому для формирования ассоциативных образов, связанных с изучаемым материалом, одновременно с изобразительной информацией представляют информацию, как по акустическому, так и по визуальному каналам на изучаемом языке и дополнительно визуальную информацию на родном языке.

Недостатком данного устройства, реализующего рассмотренный способ обучения, является неспособность самостоятельного проведения процесса обучения, а также усложненный состав аппаратных средств, используемых при реализации способа обучении и, как следствие, ограниченная доступность его пользователям. Отсутствие в известном способе признаков, обеспечивающих тематический диалог обучаемого, по крайней мере, с одним действующим лицом на изучаемом языке, не позволяет развить у обучаемого соответствующих навыков.

Известен способ организации подачи информации в процессе обучения и самообучения на основе многосодержательных структур представления материалов по патенту на изобретение РФ №2404454, МПК G09B 5/08, опубл. в бюл. №32, 20.11.2010 - [2], заключающийся в том, что обучающий предварительно готовит информацию для обучения в виде электронного банка информации, доступного обучаемому, при этом для целей обучения обучаемый использует компьютер с монитором, на который из электронного банка информации осуществляется подача информации в виде последовательности информационных блоков. Согласно изобретению в электронном банке информации информация для обучения сформирована в виде многосодержательной структуры представления информации из односодержательных структур представления информации в соответствии с определенным алгоритмам, где односодержательные структуры представления информации состоят из последовательности информационных блоков, при этом каждая односодержательная структура представления информации соответствует одной характеристике группы обучаемых, заранее определенной обучающим. Для формирования доступа к соответствующим информационным блокам в компьютере обучаемого имеются набор тестов и управляющая программа, где у данного обучаемого принадлежность к одной из характеристик группы обучаемых выявляется в результате тестирования. На мониторе компьютера обучаемого имеется перечень характеристик обучаемых, являющийся ссылками на соответствующие односодержательные структуры представления информации, через обращение к которым обучаемый получает информационные блоки или ссылки на информационные блоки в соответствующих односодержательных структурах представления информации, обращение к тестам и обработка результатов тестов инициируется управляющей программой, которая содержит опции перехода от одного информационного блока к другому в различных односодержательных структурах представления информации, опции перехода от одного информационного блока к другому внутри односодержательных структур представления информации и опции возврата к одному и тому же информационному блоку, причем опции перехода выполняются управляющей программой по ссылкам на перечень характеристик обучаемых, установленным на мониторе обучаемого и/или через опции перехода по результатам тестирования.

Недостатком этого способа обучения является необходимость использования компьютера с монитором, а также необходимость подстраивания программного обеспечения к особенностям характеристик каждой группы обучаемых.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению, взятым за прототип, является способ обучения произношению букв английского алфавита, написанию слов на английском языке и проверке корректного произношения и написания этих слов по патенту РФ на изобретение №2383057, МПК G09B 19/06, опубл. в бюл. №6, 27.02.2010 - [3], заключающийся в использовании носителя изображения буквы английского алфавита, прослушивании обучаемым корректного произношения выбранной буквы, произношении обучаемым этой буквы, контроле произношения и переходе для обучения следующей буквы. На каждом носителе изображения буквы, плоском или объемном, предварительно наносят магнитный или световой код, соответствующий этой букве. Организуют средство для считывания кода, средство для оперативного запоминания кода выбираемой буквы, средство для постоянного запоминания произношений диктором, средство для оперативного запоминания результата произношения обучаемым выбранной буквы, средство для оперативного запоминания для оценки произношения после сравнения произношения обучаемым выбранной буквы и корректного произношения диктором, средство, содержащее сенсорный экран, средство, содержащее словарь слов английского языка, средство для сравнения написанных слов и слов в словаре и отображения результатов сравнения.

Наиболее близким вариантом, являющимся прототипом заявляемого изобретения по устройству, можно признать емкость с эффектами (варианты) по патенту РФ на полезную модель№121132, МПК A47G 19/22, опубл. 20.10.2012 в бюл. №29 - [4]. Емкость с эффектами (варианты) содержит корпус с внутренней и внешней поверхностями, снабженный и связанными между собой средством управления электрической цепью, по меньшей мере, одним источником оптического излучения, состоящим из светодиода, жидкокристаллического индикатора и жидкокристаллического дисплея, и источником питания. Плата управления выполнена с возможностью изменения параметров оптического излучения в зависимости от интервала времени замыкания электрической цепи.

Недостатками этого технического решения является низкая эффективность: ограниченные функциональные возможности, не позволяющие использование емкости для изучения лексического минимума иностранного языка.

Недостатком прототипа способа и прототипа устройства, реализующего его, является низкая эффективность обучения иностранному языку, особенно на этапе выбора темы обучения, а также входящих в нее слов и словосочетаний, входящих в лексический минимум.

Техническая проблема заключается в низкой эффективности обучения иностранному языку из-за недостаточного использования дидактических возможностей обучающей среды.

Техническим результатом является расширение Дидактических возможностей обучающей среды, повышение эффективности обучения и эффективности применения его результатов на практике, обеспечивающих повышение уровня знаний по лексическому минимуму.

Технический результат достигается тем, что способ обучения лексического минимума иностранного языка, реализованной в устройстве для его реализации, характеризуется тем, что выбирают речевой элемент в виде фонем и фонетической транскрипции, подлежащий запоминанию, далее формируют программу обучения, новым является то, что на предварительном этапе обучения выбирают группы слов принадлежащих одной из выбранных тем, представленных визуальным образцом или по названию темы, или по теме, определяют количество слов, подлежащих запоминанию в тематической группе, затем формируют задание на программу обучения в регламентируемый промежуток времени или по количеству повторений, далее на этапе обучения осуществляют воспроизведение выбранной группы слов с возможностью повторения этих слов обучающимся по заданной программе обучения, на этапе контроля процесса обучения обучаемый произносит изученные слова или словосочетания, проводится распознавание слов или словосочетаний и оценка правильности произношения по точности воспроизведения обучаемым фонетической транскрипции, затем определяют необходимость перехода к изучению словосочетаний по выбранной теме, затем при выполнении этого условия переходят к определению количества словосочетаний, подлежащих запоминанию в тематической группе, затем формируют задание на программу обучения в регламентируемый промежуток времени или по количеству повторений, при невыполнении условия переходят на этап оценки эффективности процесса обучения с выдачей рекомендаций о возможности выбора либо новой темы, либо возврата к изучению текущей темы.

Технический результат достигается тем, что в устройстве, реализующем способ обучения лексическому минимуму иностранного языка, содержащем корпус с донной частью, блок управления, в состав которого входят источник оптического излучения, состоящий из светодиода и жидкокристаллического дисплея, источник питания, и электронный модуль, содержащий плату управления, новым является то, что устройство выполнено в виде кружки, в корпус которой соосно вставлен внутренний стакан с образованием герметичного пространства между внутренней поверхностью корпуса и внешней поверхностью внутреннего стакана, к основанию корпуса герметично примыкает донная часть кружки с образованием пространства, в котором размещены плата блока управления с источником питания, и плата управления процессом обучения, кроме того к внешней поверхности корпуса стакана жестко прикреплена ручка, на верхней грани которой встроена кнопка включения питания, а на нижней грани размещены кнопки управления «Вверх» и «Вниз», в выборке нижней части корпуса кружки под жидкокристаллическим дисплеем на одном уровне размещены разъем для микрофона, светодиод и разъем для наушников, ниже под ними расположены микрофон и динамик.

Сущность заявляемого изобретения поясняется на фиг. 1 и фиг. 2.

На фиг. 1 показана блок-схема алгоритма обучения, реализующего способ обучения лексическому минимуму.

На фиг. 2, а представлен общий вид конструкции устройства, на фиг. 2, 6 показано поперечное сечение устройства.

На фиг. 1 обозначено:

1 - этап инициализации блоков;

2 - этап выбора группы слов;

3 - этап выбора количества слов по теме;

4 - этап задания программы обучения;

5 - этап запоминания объекта изучения;

6 - этап контроля обучения;

7 - этап оценки эффективности процесса изучения;

8 - этап определения необходимости изучения словосочетаний темы;

9 - этап выдачи рекомендаций по прохождению обучения;

На фиг. 2 обозначено:

10 - корпус кружки;

11 - донная часть;

12 - электронный модуль;

13 - светодиод;

14 - жидкокристаллический дисплей;

15 - плата управления работой устройства;

16 - внутренний стакан;

17 - плата источника питания;

18 - ручка кружки;

19 - кнопка включения питания;

20 - плата управления процессом обучения;

21 - микрофон;

22 - динамик;

23 - кнопка выбора «Вверх»;

24 - кнопка выбора «Вниз»;

25 - разъем для микрофона;

26 - разъем для наушников.

Способ обучения лексического минимума иностранного языка, реализованный в устройстве для его реализации, характеризуется тем, что выбирают речевой элемент, подлежащий запоминанию, далее формируют программу обучения. На предварительном этапе после завершения этапа 1 инициализации блоков на этапе 2 выбирают группы слов по визуальному образу или по теме, на этапе 3 определяют количество слов, подлежащих запоминанию в тематической группе, затем на этапе 4 формируют задание программы обучения в регламентируемый промежуток времени или по количеству повторений, далее на этапе 5 обучения осуществляют воспроизведение и прослушивание выбранной группы слов с возможностью повторения этих слов обучающимся по заданной программе обучения.

На этапе 6 контроля процесса обучения обучаемый произносит изученные слова или словосочетания, проводят распознавание слов или словосочетаний и оценку правильности произношения по точности воспроизведения обучаемым.

Затем на этапе 7 определяют необходимость перехода к изучению словосочетаний по выбранной теме, при выполнении этого условия переходят к этапу 3 определению количества словосочетаний, подлежащих запоминанию в тематической группе, затем переходят на этап 4, где формируют задание на программу обучения в регламентируемый промежуток времени или по количеству повторений, при невыполнении условия этапа 7 переходят на этап 8 оценки эффективности процесса обучения с дальнейшим прохождением этапа 9 выдачи рекомендаций о возможности выбора либо новой темы, либо возврата к изучению текущей темы.

Устройство для реализации способа обучения лексического минимума иностранного языка содержит корпус 10 с донной частью 11, блок управления 12, в состав которого входят источник оптического излучения, состоящий из светодиода 13 и жидкокристаллического дисплея 14, плата 17 источника питания.

Устройство выполнено в виде кружки, в корпус 10 которой соосно вставлен внутренний стакан 16 с образованием герметичного пространства между внутренней поверхностью корпуса 10 и внешней поверхностью внутреннего стакана 16, в котором размещены соединительные провода, к основанию корпуса 10 герметично примыкает донная часть 11 кружки с образованием пространства, в котором размещены плата блока 12 управления с платой 17 источника питания и блок 20 управления процессом обучения, включающий плату 21 управления процессом обучения.

К внешней поверхности корпуса кружки жестко прикреплена ручка 18, на верхней грани которой встроена кнопка 19 включения питания на нижней грани ручки 18 кружки размещены кнопки 24 и 25 управления «Вверх» и «Вниз», в выборке нижней части корпуса 10 кружки под жидкокристаллическим дисплеем 14 на одном уровне размещены разъем 26 для микрофона, светодиод 13 и разъем 27 для наушников, ниже под ними расположены встроенные микрофон 22 и динамик 23.

Рассмотрим осуществление способа обучения лексическому минимуму иностранного языка и работу устройства, реализующего данный способ.

Работа кружки осуществляется по алгоритму, блок-схема которого представлена на фиг.1 и реализованного в блоке 20 управления процессом обучения.

Электропитание кружки осуществляется при нажатии кнопки включения питания 19, расположенной на ручке 18. Кружка работает в автономном режиме от источника питания (аккумуляторной батареи), установленного на плате 17 источника питания, размещенной в донной части 11 кружки.

На начальном этапе 1 осуществляют инициализацию основных блоков кружки к работе. Реализация возможности обучения осуществляется с помощью блоков, расположенных на плате 21 управления процессом обучения, кнопок 24 «Вверх» и 25 «Вниз» и ЖКИ 14. На этапе 3 выбора группы слов с помощью этих модулей в диалоговом режиме выбирают группы слов, принадлежащих одной из выбранных тем, представленных визуальным образцом или по названию темы или по названию темы. Затем переходят к этапу 4 выбора количества слов по теме и определяют количество слов для изучения, после чего переходят к этапу 5 задания программы обучения, на котором выбирают режим обучения по заданному времени или по количеству повторений слов или словосочетаний по выбранной теме. После этого переходят непосредственно на этап 6 обучение слов или словосочетаний лексического минимума, ранее загруженных и хранящихся в постоянном запоминающем устройстве блока управления 20 процессом обучения. Этот этап реализуется в виде прослушивания выбранных объектов изучения с помощью динамика 23. После тщательного прослушивания посредством и самостоятельного повторения слов или словосочетаний переходят на этап 7 контроля обучения. После выбора базовой группы объектов для контроля переходят к их воспроизведению. Слова или словосочетания воспринимаются с помощью микрофона 22 и затем передаются в блок 20 управления обучением для распознавания речевого сигнала. После распознавания слова производится оценка правильности его произношения. Далее определяется возможность перехода на этап 8 определения необходимости изучения словосочетаний темы или сразу на этап 9 оценки эффективности процесса изучения. После анализа результатов обучения на экране ЖКИ 15 формируются рекомендации по дальнейшему прохождению обучения в виде необходимости повторения темы или возможности выбора новой темы.

Процесс обучения может быть реализован посредством использования внешних устройств, таких как наушники и микрофон, для подключения которых на корпусе кружки предусмотрены соответствующие разъемы 26 и 27.

Таким образом, способ и устройство для его реализации объединены единым изобретательским замыслом и служат для достижения общего технического результата: позволяет расширить дидактические возможности обучающей среды, повысить эффективность обучения и эффективность применения его результатов на практике, обеспечивающих повышение уровня знаний по лексическому минимуму.

1. Устройство для реализации способа обучения лексическому минимуму иностранного языка, содержащее корпус с донной частью, электронный модуль, в состав которого входят источник оптического излучения, источник питания и плата управления работой устройства, отличающееся тем, что устройство выполнено в виде кружки, к основанию корпуса кружки герметично примыкает донная часть с образованием пространства, в котором размещены плата управления работой устройства, плата источника питания и плата управления процессом обучения, к внешней поверхности корпуса кружки прикреплена ручка, на верхней грани которой встроена кнопка включения питания, а на нижней грани размещены кнопки управления, на корпусе размещены разъем для микрофона, разъем для наушников, микрофон и динамик.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что источник оптического излучения состоит из светодиода и жидкокристаллического дисплея, размещенных на внешней поверхности корпуса кружки.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в корпус кружки соосно вставлен внутренний стакан с образованием герметичного пространства между внутренней поверхностью корпуса кружки и внешней поверхностью внутреннего стакана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области образования, а именно к процессу обучения иностранным языкам. Для изучения иностранных языков используют многофункциональное устройство, выполненное в виде кружки, в корпус которой соосно вставлен внутренний стакан с образованием герметичного пространства между внутренней поверхностью корпуса и внешней поверхностью внутреннего стакана, в котором размещены соединительные провода.

Изобретение относится к нейрокогнитивным технологиям, а именно к способу оценки лингвистических способностей с помощью технологий регистрации движений глаз в реальном времени.

Изобретение относится к области лингвистики. Раскрытию подлежат способ и система, включающая компьютерную программу, автоматического обучения языкам.

Изобретение относится к автоматизации обучения лексике при помощи учебного контекстного словаря и системы автоматического перевода. Техническим результатом является обеспечение возможности просматривать, выбирать и сохранять переводы слов и фраз в определенном контексте.

Заявленная группа изобретений относится к средствам и системам, применяемым для осуществления перевода с одного языка на другой, в частности средствам и системам для перевода предложений с русского языка на английский язык.

Изобретение относится к области педагогики и лингвистики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка. .

Изобретение относится к области образования, а именно к способам постановки произношения при обучении иностранному языку. .

Изобретение относится к обучению, преимущественно иностранным языкам. .
Изобретение относится к области изучения иностранных языков, к способам контекстного запоминания лексических единиц и выражений и может быть использовано для быстрого восприятия и запоминания большого количества иностранных слов и фраз, формирования необходимой словарной базы, а также понимания иностранной речи на слух и, кроме того, значительного увеличения уже имеющегося иностранного словарного запаса.
Наверх