Способ определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности к способу определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства. Способ основан на применении штатного масломера. Находят положение зафиксированного уровня масла относительно верхней метки на масломере путем измерения расстояния от указанной метки до зафиксированного уровня масла. После чего определяют объем масла, необходимый для доливки в картер двигателя: умножают коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера, на расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере. В результате представляется возможным достаточно точно определить объем масла, необходимый для доливки в картер двигателя, при техническом обслуживании автотранспортного средства. 1 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности, к способу определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства.

Известен способ определения объема масла, доливаемого в картер двигателя, который основан на применении маслоизмерительного щупа (масломера). Он предназначен для контроля уровня масла в картере двигателя, по которому затем также определяют необходимый объем доливаемого масла. Масломер устанавливается в картер двигателя с возможностью контакта свободного конца щупа с маслом в поддоне картера. При этом уровень масла в картере двигателя определяют по меткам, выполненным в виде рисок на свободном конце масломера (Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273) [1].

Недостатком указанного способа является то, что он не позволяет достаточно точно определить объем масла, доливаемого в картер двигателя, если его уровень находится между верхней и нижней метками.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства, который заключается в следующем. Устанавливают машину на ровную площадку, останавливают двигатель и после того, когда масло полностью стечет в картер (через 3-5 мин после остановки двигателя), вынимают масломер, протирают его начисто и вновь устанавливают его на место до упора. Затем снова вынимают масломер и по положению зафиксированного уровня масла относительно верхней и нижней метками масломера определяют уровень масла в картере двигателя (Беларус 1221: руководство по эксплуатации: 1221 - 0000010РЭ / сост. В.Г. Левков, редактор М.Г. Мелешко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ПО «Минский тракторный завод», 2000. - 224 с - С. Л7) [2].

Недостатком известного способа является то, что он не позволяет достаточно точно определить объем масла, доливаемого в картер двигателя, если его уровень находится между верхней и нижней метками.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является щуп, выполненный с возможностью его установки в картер двигателя, а также с возможностью контроля уровня масла в его поддоне и для этого оснащенного верхней и нижней метками в виде штрихов (рисок) (Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273) [2].

Недостатки известного устройства заключаются в следующем. Необходимость доливки масла контролируют по положению его уровня в поддоне картера относительно нижней метки на щупе. Работа двигателя с уровнем масла ниже нижней метки не допускается. Однако в практике почти не представляется возможным обнаружить тот момент, когда уровень масла в поддоне картера точно совпадает с нижней меткой на щупе. Поэтому доливку масла обычно производят раньше, чем его уровень достигнет нижней метки. При доливке масла не имеют точной информации о том, какой объем масла следует долить, чтобы его уровень соответствовал верхней метке. По этой причине возможен перелив масла, что тоже недопустимо.

Задачей изобретения является создание способа определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства.

Сущность изобретения состоит в следующем. После установки чистого масломера в картер двигателя и извлечения его оттуда находят положение зафиксированного уровня масла относительно верхней метки на масломере путем измерения расстояния от указанной метки до зафиксированного уровня масла на масломере. После чего определяют объем масла, необходимый для доливки в картер двигателя: умножают коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера, на расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере. При этом коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера, находят путем деления объема масла в литрах в картере двигателя, соответствующего объему картера между верхней и нижней метками масломера, на расстояние в мм между верхней и нижней метками масломера. В результате представляется возможным достаточно точно определить объем масла, необходимый для доливки в картер двигателя, при техническом обслуживании автотранспортного средства.

На фиг. показан способ определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства. В частности, на фиг. изображен масломер тракторного двигателя, где буквами обозначены: Н - расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере (он показан штриховой линией); L - расстояние в мм между верхней 4 и нижней 5 метками масломера.

Этот способ реализован при применении масломера, выполненного в виде линейки 3 с установочным стаканом 2 и кольцом 1. При этом на линейке 3 в виде штрихов нанесены верхняя 4 и нижняя 5 метки.

Объем масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства, определяют следующим образом. Устанавливают машину на ровную площадку, останавливают двигатель и после того, когда масло полностью стечет в картер (через 3-5 мин после остановки двигателя), вынимают масломер, протирают его начисто и вновь устанавливают его на место до упора. Затем снова вынимают масломер и находят положение зафиксированного уровня масла относительно верхней метки на масломере путем измерения линейкой расстояния (величины Н в мм) от указанной метки до зафиксированного уровня масла на масломере. Для этого применяют линейку с ценой деления 1 мм. После чего определяют объем масла, необходимый для доливки в картер двигателя, по формуле

V=K⋅H,

где V - объем масла в литрах, необходимый для доливки в картер двигателя при техническом обслуживании автотранспортного средства; K - коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера; Н - расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере. При этом K вычисляют по формуле

где ΔV - объем масла в литрах в картере двигателя, соответствующий объему картера между верхней и нижней метками масломера, L - расстояние в мм между верхней и нижней метками масломера. Доливают в картер двигателя через маслозаливную горловину (не показана) заданный (вычисленный) объем масла. После выполнения этой операции масломером проверяют уровень масла в картере двигателя, который должен соответствовать верхней 4 метке на масломере.

Предложен способ определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства. Он может быть реализован при применении простых технических средств: измерительной линейки с ценой деления 1 мм и калькулятора.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273).

2. Беларус 1221: руководство по эксплуатации: 1221 - 0000010РЭ / сост. В.Г. Левков, редактор М.Г. Мелешко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ПО «Минский тракторный завод», 2000. - 224 с - С. Л7. - прототип.

Способ определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства, при котором устанавливают машину на ровную площадку, останавливают двигатель и после того, когда масло полностью стечет в картер, вынимают масломер, протирают его начисто и вновь устанавливают его на место до упора, затем снова вынимают масломер и по положению зафиксированного уровня масла относительно верхней и нижней меток масломера определяют уровень масла в картере двигателя, отличающийся тем, что после установки чистого масломера в картер двигателя и извлечения его оттуда находят положение зафиксированного уровня масла относительно верхней метки на масломере путем измерения расстояния от указанной метки до зафиксированного уровня масла на масломере, после чего определяют объем масла, необходимый для доливки в картер двигателя, по формуле

где V - объем масла в литрах, необходимый для доливки в картер двигателя при техническом обслуживании автотранспортного средства, K - коэффициент, учитывающий объем масла в литрах, приходящийся на 1 мм расстояния между верхней и нижней метками масломера, Н - расстояние в мм, измеренное от верхней метки до уровня масла, зафиксированного на масломере, при этом K вычисляют по формуле

где ΔV - объем масла в литрах в картере двигателя, соответствующий объему картера между верхней и нижней метками масломера, L - расстояние в мм между верхней и нижней метками масломера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для измерения основных теплофизических параметров жидкости в резервуаре, а именно уровня жидкости и распределения температур по высоте резервуара в условиях непрерывных технологических процессов.

Группа изобретений относится к сенсорному устройству для измерения количества топлива в топливном баке транспортного средства, способу измерения количества топлива в топливном баке транспортного средства, транспортному средству для осуществления вышеуказанного способа.

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания. Предложен щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к контролю расхода масла в автомобильных двигателях. Устройство контроля расхода масла содержит измерительный стержень, рукоятку, на которой выполнено крепление к картеру двигателя в виде резьбового соединения, при этом измерительный стержень представляет собой полый цилиндр с отверстиями на боковой поверхности, во внутреннем объеме которого установлены датчик уровня масла и измеритель температуры, сообщающиеся с закрепленным на рукоятке электронным блоком, подсоединенным к системе зажигания автомобиля и индикатору расхода масла, находящемуся в кабине автомобиля.

Изобретение относится к устройству для замера толщины слоя нефти над водой и может быть использовано для оценки количества нефти в скважинной продукции с большой долей воды, а также для определения объема нефти на поверхности природного водоема при аварийных изливах нефти из трубопровода или резервуара.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к устройствам измерения параметров жидких сред, таких как уровень и границы раздела фаз в двухфазных средах, определения уровня подтоварной воды, и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в частности, в резервуарных парках нефтеперерабатывающих заводов, нефтебазах, складах горюче-смазочных материалов, автозаправочных станциях, пунктах подготовки и налива нефти.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к устройствам измерения уровня и границы фаз в двухфазных средах, в частности определения уровня подтоварной воды.

Изобретение относится к области измерительных средств, а точнее к способам и приборам, позволяющим определить толщину углеводородной фазы над водой в накопителе нефтесодержащих отходов.

Изобретение относится к направляющим устройствам для указателей уровня масла, в частности оно касается направляющих устройств для указателей уровня масла, установленных в двигателе внутреннего сгорания.

Изобретение относится к системе смазки двигателя внутреннего сгорания. В заявке описан способ регулирования перепада давлений между камерой сгорания и картером двигателя, причем способ включает: прием устройством управления сигнала, указывающего на подсоединение контейнера для смазочного масла к системе циркуляции смазочного масла, связанной с двигателем; и в ответ на принятый сигнал обеспечение данных для функционирования устройства регулирования всасывания для обеспечения регулирования перепада давлений.

Изобретение относится к вращающимся электрическим устройствам, таким как высокоскоростные стартеры-генераторы для газотурбинных двигателей и, в частности, к узлу отводной трубы для стартера-генератора.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для регулирования уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания. Регулятор уровня моторного масла для двигателя внутреннего сгорания содержит бачок для хранения резервного масла, подсоединенный к бачку гибкий маслопровод, датчик уровня масла в картере двигателя, электромагнитный клапан, размещенный в месте присоединения маслопровода к бачку, также регулятор дополнительно содержит индикатор уровня масла в бачке для хранения резервного масла и электропровода, соединяющие датчик, клапан и индикатор с аккумулятором автомобиля и бортовой системой автомобиля.

Группа изобретений относится к машиностроению, а именно к способам и устройствам по выявлению нарушения целостности картера и ухудшения характеристик системы вентиляции картера.

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания. Предложен щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания мобильных машин.

Изобретение относится к технологии обнаружения неисправности датчика уровня масла, используемого для определения уровня масла в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания, 2.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания мобильных машин.
Наверх